Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

Работа №68391

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы141
Год сдачи2016
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
343
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К
НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ 8
• Особенности развития дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста 8
1.2. Приобщение старших дошкольников к народной культуре в
дошкольной образовательной организации 19
1.3. Педагогические условия развития дружеских
взаимоотношений у старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре 30
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К
НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ 41
2.1. Диагностика уровня развития дружеских взаимоотношений у
старших дошкольников 41
2.2. Содержание работы по развитию дружеских
взаимоотношений у старших дошкольников в процессе
приобщения к народной культуре 52
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ


Изменения в общественном сознании и государственной политике страны, связанные с кризисом духовных и нравственных идеалов, на фоне дегуманизация межличностных отношений, утрата духовных ориентиров личности обусловили стремительную смену реформ российского образования, результатом которых является определение новых подходов к организации, содержательному наполнению, технологическому оснащению педагогического процесса.
Доминированием материальных ценностей над духовными у детей искажены представления о доброте, милосердии, взаимопомощи, дружбе.
Воспитание этих качеств предполагает осуществление целенаправленной работы педагогов. На это указывают Т.В. Антонова, Т.А. Репина, Л.А. Рояк и другие исследователи. Они отмечают, что взаимоотношения, общение между детьми неправильно рассматривать как случайные, неустойчивые, ситуативные и непосредственно эмоциональные.
Социализация ребенка в обществе, приобщение к ценностям культуры - ключевая линия дошкольного детства в соответствии с ФГОС ДО (п.3.2.5). Реализация этих задач предполагает создание условий для овладения культурными средствами деятельности, развитие умения работать в группе сверстников, создания условий для позитивных, доброжелательных взаимоотношений между детьми (ФГОС ДО п.3.2.5.)
Проблема дружеских взаимоотношений ненова, она овладевала умами еще древнегреческих философов, мыслителей: Аристотеля, Платона, Цицерона и др.
Большое место проблема дружеских взаимоотношений занимает в работах современных исследователей Р.И. Жуковской, К.А. Климовой, В.Г. Нечаевой, Л.А. Пеньевской и др.
В психолого-педагогической литературе понятие «дружеские взаимоотношения» определяется как:
- устойчивые чувства (Ж.-Ж. Руссо, В. Сухомлинский, Е.И. Кульчицкая,
А.А. Аржанова и др.);
- содержательные взаимосвязи (С.А. Козлова и др.);
- избирательные эмоциональные привязанности (И.С. Кон и др.).
Многие педагоги-классики К.Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Г.С. Виноградов и др., важную роль в развитии дружеских взаимоотношений у подрастающего поколения отводят народной культуре. Основополагающими ценностями народной культуры выступают коллективизм, трудолюбие, правдолюбие, бескорыстие, доброта, толерантность, открытость, дружелюбие.
Народная культура отражает нормы социального поведения, она определяет и нормирует все аспекты жизнедеятельности общества.
Вопросы приобщения старших дошкольников к русской народной культуре нашли отражение в работах Т.Н. Дороновой, В.Г. Гербовой, О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, Б.Н. Путилова и других исследователей. В их исследованиях получили отражение различные воспитательные аспекты: формирование нравственных качеств дошкольников, гражданственности, эстетических чувств и др. Однако, проблема использования средств народной культуры в развитии дружеских взаимоотношений не нашла должного внимания.
Анализ научной литературы по проблеме развития дружеских взаимоотношений старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре позволил выявить следующее противоречие: между большим
воспитательным потенциалом народной культуры и недостаточной разработанностью вопросов по ее использованию в развитии дружеских взаимоотношений старших дошкольников.
Это обусловило выбор темы нашего исследования: «Развитие дружеских взаимоотношений старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре».
Проблема исследования: какие педагогические условия обеспечивают эффективность развития дружеских взаимоотношений у старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре.
Решение этой проблемы является целью исследования.
Объект исследования: процесс развития дружеских взаимоотношений старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия развития дружеских взаимоотношений старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре.
Гипотеза исследования: развитие дружеских взаимоотношений старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре будет эффективно при следующих педагогических условий:
- реализация регионального подхода в образовательном процессе дошкольной организации;
- включение детей старшего дошкольного возраста в обогащение этнокультурной предметно-пространственной среды детского сада;
- активное сотрудничество образовательной организации и семьи.
Задачи исследования:
• Раскрыть сущность понятия «приобщение дошкольника к народной культуре» и определить особенности развития дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста.
• Рассмотреть проблему приобщения старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
• Выявить, обосновать и апробировать педагогические условия развития дружеских взаимоотношений старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, опросные методы (анкетирование, опрос, беседа);
- анализ документации и опыт работы педагогов дошкольной
образовательной организации, обобщение и систематизация результатов работы;
- метод качественной и количественной обработки данных.
Этапы исследования:
Первый этап - констатирующий (сентябрь-октябрь 2015г.), был посвящен изучению проблемы приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре. В этот период было осмыслено противоречие, обусловившее выбор проблемы и темы, выработаны и определены цели, задачи и методы исследования, анализировалась философская, культурологическая, психолого- педагогическая литература по выбранной проблеме, организован эксперимент по выявлению уровня развития дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Второй этап - формирующий (октябрь 2015 - апрель 2016 гг.) - был посвящен разработке и реализации проекта «Развитие дружеских взаимоотношений у старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре».
Третий этап - контрольный (апрель-май 2016г.). На этом этапе
проведен анализ результатов; сделаны выводы о состоятельности выдвинутой гипотезы; оформлены результаты квалификационной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ научной литературы показал, что проблема развития дружеских взаимоотношений актуальна, т.к. представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, взаимопомощи, о дружбе у подрастающего поколения искажены под влиянием всепроникающей чужеродной культуры.
Дружба - это не только чувство, эмоциональная привязанность, но и феномен нравственных категорий, таких, как сочувствие, сопереживание. Дружеские отношения строятся на основе общности интересов, взаимопомощи и взаимной привязанности.
В исследовании для нас представляло интерес: в чем состоит сущность «народной культуры», как определяется содержание понятий: «приобщение к народной культуры» и «дружеские взаимоотношения старших дошкольников»; в чем состоят особенности развития дружеских взаимоотношений у старших дошкольников; какие педагогические условия обеспечивают эффективность развития дружеских взаимоотношений у старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре.
Анализ научной литературы позволил нам дать определение основным понятиям, используемым в работе. Под «приобщением к народной культуре» мы понимаем преемственность опыта, традиций, принятие норм, правил, системы ценностей в сфере жизни и деятельности.
Под «дружескими взаимоотношениями старших дошкольников» мы понимаем отношения, основанные на аттракции, характеризуемые доброжелательностью, взаимным доверием, сочувствием, сопереживанием, взаимопомощью.
Дружеские взаимоотношения у старшего дошкольника со сверстниками развиваются поэтапно. Они преобразуется от потребности в доброжелательном внимании и игровом сотрудничестве в младшем дошкольном возрасте через средний дошкольный возраст с его доминирующей потребностью в доброжелательном внимании сверстника - к старшему дошкольному возрасту с его потребностями не только в доброжелательном внимании, но и в переживании.
Таким образом, в начале ребенок вступает в общение со сверстником ради игры или деятельности, к чему его побуждают качества ровесника, необходимые для развития увлекательных действий. На протяжении дошкольного возраста развиваются познавательные интересы детей, что создает повод для обращения к сверстнику, в котором ребенок находит слушателя, ценителя, и источник сведений.
В старшем дошкольном возрасте дружеские взаимоотношения
характеризуют:
1. Чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность.
2. Нестандартность и нерегламентированность контактов.
3. Преобладание инициативных действий над ответными.
Особенность дружеских взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте также является некоторая противоречивость: с одной стороны - потребность детей вступать в контакты со сверстниками и они проявляют привязанность друг к другу, с другой — дети часто вступают в конфликты и не всегда охотно принимают участие в актуальных играх.
На основе анализа научной литературы и ретроспективного анализа собственной деятельности мы разработали комплекс педагогических условий, обеспечивающих развитие дружеских взаимоотношений у старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре. Экспериментальное исследование было направлено на определение их эффективности. Оно проходило в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
На констатирующем этапе мы выявили уровень развития дружеских отношений у старших дошкольников. В качестве выступали:
1. Представление детей о дружеских взаимоотношениях.
2. Отношение детей к сверстникам.
3. Проявление детьми качеств личности, характеризующих дружеское взаимоотношение (способность ребенка учитывать желания сверстника, умение поделиться, делать что-то вместе, проявлять сочувствие, сопереживание, готовность оказать помощь).
Формирующий этап был направлен на развитие дружеских взаимоотношений старших дошкольников средствами народной культуры. В нем был реализован долгосрочный проект «Развитие дружеских взаимоотношений старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре». В ходе эксперимента был реализован разработанный нами комплекс мероприятий, который проводился с педагогами, детьми, родителями: в музее «Русская изба», центрах: изобразительного искусства, театральном, музыкальном, центре «Моя семья».
Сравнительный анализ полученных данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента показал, что проведенная нами экспериментальная работа позволила повысить эффективность процесса развития дружеских отношений у старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре. У детей стали проявляться такие качества во взаимоотношениях как: доброта, отзывчивость, сострадание, взаимовыручка, сопереживание.
И, следовательно, поставленные в исследовании цели достигнуты, задачи решены, гипотеза получила подтверждение: развитие дружеских
взаимоотношений старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре будет эффективно при реализации следующих педагогических условий:
- реализация регионального подхода в образовательном процессе дошкольной организации;
- включение детей старшего дошкольного возраста в обогащение этнокультурной предметно-пространственной среды детского сада;
- активное сотрудничество и взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи.



• Акулова, О.В. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы [Текст] / О.В. Акулова - М., 2012. - 134с.
• Антонова, Т. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками [Текст] //Дошкольное воспитание.- 1975, №10.- С.42.
• Аржанова, А.А. Чувство дружбы у детей дошкольного возраста [Текст] // Ученые записки Андижанского гос. пед. ин-та, вьш.6,1957. - 46 с.
• Афоризмы. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.best-
aforizm.ru/aforizmy-o-druzhbe/
• Бабаева, Т.И. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды [Текст] / Т.И. Бабаева. -М., 2013.
• Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://enc-dic.com/enc big/Kultura-30617.html
• Бондаренко, А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре [Текст] / А.К. Бондаренко. -М.: Просвещение.- 1983.
• Виноградов, Г.С. Народная педагогика [Текст]/ С.Г. Виноградов. -М.: Изд-во Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества, 1926.
• Гогоберидзе, А.Г., Вербенец А. М., Полякова М.Н. Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ[Текст] / А.Г. Гогоберидзе. -М., 2008.
• Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений [Текст]/Л.Я. Гозман. - МГУ 1987.
• Давидович, В.Е. Сущность культуры [Текст] / В.Е. Давидович, Ю.И. Жданов. - Ростов н/Д., 1973.
• Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия [Текст] / В. И.Даль - М.: Изд-во Эксмо, 2005 -С. 245-246.
• Дружба. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B1 %D0%B0
• Забельская, Т. В. Анализ программ и методического обеспечения по осуществлению процесса этнокультурного образования детей
дошкольного возраста [Текст] // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского.
2011. № 24. С. 647-649.
• Исакова, Н.И. Приобщение детей к русской народной культуре как
определяющее условие воспитания патриотических чувств у дошкольников средствами интегративного подхода в педагогическом процессе [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
http://www.openclass.ru/node/446196
• Калишенко, К. К проблеме формирования коллективных межличностных отношений [Текст] // Дошкольное воспитание.- 1984, №7.
• Каминенко, В.И. Роль оценки в формировании взаимоотношений старших дошкольников [Текст] // Дошкольное воспитание. - 1990, №7.
• Климова, Я.М. Праздники и обряды Белгородчины [Текст] / - Белгород
2007. -11с.
• Козлова, А.В., Дешеулина, Р.П. Работа ДОУ с семьей [Текст] / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. -М., 2012.
• Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учебное пособие [Текст] /Я.Л. Коломинский. - Минск: Тетра Системс, 2000.- 432с.
• Коломинский, Я.А. О взаимоотношениях в группе детей [Текст] //Дошкольное воспитание.- 1986, №1.
• Кон, И.С. Дружба (психолого-этический очерк) [Текст] / И.С. Кон. -М., 1987.
• Корнилов, А.А. Игровое взаимодействие родителей и детей раннего и дошкольного возраста в ДОО. ФГОС [Текст] / А.А. Корнилов. -М., 2016.
• Кукушин, В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология [Текст] / В.С. Кукушин. -Ростов н/Д.: Феникс, 2000.- 448с.
• Лисина, М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников [Текст] / М.И. Лисина. - Кишинев: Штиинца, 1983.
• Малый академический словарь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://enc-dic.com/academic/Kultura- 16683.html
• Маркова, Т.А. Формирование коллективных взаимоотношений детей
старшего дошкольного возраста [Текст]/ Т.А. Маркова. - М.:
Просвещение, 1967.
• Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. - М.: ACADEMIA, 1999.
• Народная культура [Электронный ресурс] / Режим доступа:. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4 %D0%BD%D0%B0%D 1 %8F%
• Нечаева, В.Г., Маркова Т.А. и др. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова. - М.: «Просвещение», 1968. - 384 с.
• Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: Методические
рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно¬воспитательных комплексах [Текст] / С.Л. Новоселова. - М.:
Просвещение, 2001. - 89 с.
• Сайт МБДОУ «Детский сад с.Гредякино» Красногвардейского района Белгородской области [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.ds gredj akino .gvarono .ru
• Отношения между сверстниками в группах детского сада [Текст] /Под ред. Репиной Т.А.- М.: Педагогика.- 1978.
• Пашкевич, Т.Д. Проектирование эффективного взаимодействия педагогов с детьми. Рекомендации, диагностические материалы, задания и упражнения [Текст] / Т.Д.Пашкевич. -М., 2014.
• Путилов, Б.Н. Фольклор и народная культура [Текст] /Б.Н. Путилов. - СПб., 1994; Традиционная народная культура. -М, 1995.
• Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада [Текст] /Т.А. Репина. - М.: Просвещение, 1988. - 209 с.
• Римашевская, Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников [Текст] /Л.С. Римашевская. -М., 2007.
• Российская газета. Федеральный Государственный Образовательный
стандарт дошкольного образования [Текст] / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155
• Рояк, А.А. Психологическая характеристика трудностей
взаимоотношений со сверстниками детей дошкольного возраста // Вопросы психологии [Текст] /А.А. Рояк. - 1974. - № 4.- С. 71-83.
• Словарь Синонимов русского языка [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents. nsf/dic synonims/0
• Смирнова, Е.О., Лаврентьева Т.В. Отношения между сверстниками в группе детского сада /Под ред. Репиной Т.А. - М., - 1978. -186 с.
• Смирнова, Е. О., Калягина Е. В. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам [Текст] // Вопросы психологии. -1998.- №3.-
С.50-57.
• Социологический словарь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://enc-dic.com/sociology/Kultura-3015.html
• Субботский, Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников [Текст] / Е.В. Субботский. - М.: Педагогика. - 1976. - 120 с.
• Сухомлинский, В.А. О воспитании [Текст] / В.А.Сухомлинский. - М.: Полиздат, 1988. -204с.
• Тимошкина, Н.А. Методика использования русских народных игр в ДОУ [Текст] / Н.А. Тимошкина. -М., 2008.
• Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //enc-dic. com/ushakov/Kultura-26484. html
• Толковом словаре Ожегова [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //enc-dic.com/ozhe gov/Kultura- 13839.й1ш1Культура
• Урунтаева. Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений [Текст]/Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
• Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании // Избранные педагогические сочинения / Под ред.Е.П. Мысенского. - М., 1974.
• Федяева, Н.В., Белодед Г.А. Организация игрового пространства в ДОУ в контексте ФГТ [Текст] / Н.В. Федяева. -М., 2015.
• Философская энциклопедия [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc philosophy/
• Юнг, К.Г. Конфликты детской души [Текст] / К.Г. Юнг. -М.: «Канон», 1997. - С. 34.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ