РАЗВИТИЕ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К
НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ 8
• Особенности развития дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста 8
1.2. Приобщение старших дошкольников к народной культуре в
дошкольной образовательной организации 19
1.3. Педагогические условия развития дружеских
взаимоотношений у старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре 30
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К
НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ 41
2.1. Диагностика уровня развития дружеских взаимоотношений у
старших дошкольников 41
2.2. Содержание работы по развитию дружеских
взаимоотношений у старших дошкольников в процессе
приобщения к народной культуре 52
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К
НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ 8
• Особенности развития дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста 8
1.2. Приобщение старших дошкольников к народной культуре в
дошкольной образовательной организации 19
1.3. Педагогические условия развития дружеских
взаимоотношений у старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре 30
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К
НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ 41
2.1. Диагностика уровня развития дружеских взаимоотношений у
старших дошкольников 41
2.2. Содержание работы по развитию дружеских
взаимоотношений у старших дошкольников в процессе
приобщения к народной культуре 52
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ
Изменения в общественном сознании и государственной политике страны, связанные с кризисом духовных и нравственных идеалов, на фоне дегуманизация межличностных отношений, утрата духовных ориентиров личности обусловили стремительную смену реформ российского образования, результатом которых является определение новых подходов к организации, содержательному наполнению, технологическому оснащению педагогического процесса.
Доминированием материальных ценностей над духовными у детей искажены представления о доброте, милосердии, взаимопомощи, дружбе.
Воспитание этих качеств предполагает осуществление целенаправленной работы педагогов. На это указывают Т.В. Антонова, Т.А. Репина, Л.А. Рояк и другие исследователи. Они отмечают, что взаимоотношения, общение между детьми неправильно рассматривать как случайные, неустойчивые, ситуативные и непосредственно эмоциональные.
Социализация ребенка в обществе, приобщение к ценностям культуры - ключевая линия дошкольного детства в соответствии с ФГОС ДО (п.3.2.5). Реализация этих задач предполагает создание условий для овладения культурными средствами деятельности, развитие умения работать в группе сверстников, создания условий для позитивных, доброжелательных взаимоотношений между детьми (ФГОС ДО п.3.2.5.)
Проблема дружеских взаимоотношений ненова, она овладевала умами еще древнегреческих философов, мыслителей: Аристотеля, Платона, Цицерона и др.
Большое место проблема дружеских взаимоотношений занимает в работах современных исследователей Р.И. Жуковской, К.А. Климовой, В.Г. Нечаевой, Л.А. Пеньевской и др.
В психолого-педагогической литературе понятие «дружеские взаимоотношения» определяется как:
- устойчивые чувства (Ж.-Ж. Руссо, В. Сухомлинский, Е.И. Кульчицкая,
А.А. Аржанова и др.);
- содержательные взаимосвязи (С.А. Козлова и др.);
- избирательные эмоциональные привязанности (И.С. Кон и др.).
Многие педагоги-классики К.Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Г.С. Виноградов и др., важную роль в развитии дружеских взаимоотношений у подрастающего поколения отводят народной культуре. Основополагающими ценностями народной культуры выступают коллективизм, трудолюбие, правдолюбие, бескорыстие, доброта, толерантность, открытость, дружелюбие.
Народная культура отражает нормы социального поведения, она определяет и нормирует все аспекты жизнедеятельности общества.
Вопросы приобщения старших дошкольников к русской народной культуре нашли отражение в работах Т.Н. Дороновой, В.Г. Гербовой, О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, Б.Н. Путилова и других исследователей. В их исследованиях получили отражение различные воспитательные аспекты: формирование нравственных качеств дошкольников, гражданственности, эстетических чувств и др. Однако, проблема использования средств народной культуры в развитии дружеских взаимоотношений не нашла должного внимания.
Анализ научной литературы по проблеме развития дружеских взаимоотношений старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре позволил выявить следующее противоречие: между большим
воспитательным потенциалом народной культуры и недостаточной разработанностью вопросов по ее использованию в развитии дружеских взаимоотношений старших дошкольников.
Это обусловило выбор темы нашего исследования: «Развитие дружеских взаимоотношений старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре».
Проблема исследования: какие педагогические условия обеспечивают эффективность развития дружеских взаимоотношений у старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре.
Решение этой проблемы является целью исследования.
Объект исследования: процесс развития дружеских взаимоотношений старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия развития дружеских взаимоотношений старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре.
Гипотеза исследования: развитие дружеских взаимоотношений старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре будет эффективно при следующих педагогических условий:
- реализация регионального подхода в образовательном процессе дошкольной организации;
- включение детей старшего дошкольного возраста в обогащение этнокультурной предметно-пространственной среды детского сада;
- активное сотрудничество образовательной организации и семьи.
Задачи исследования:
• Раскрыть сущность понятия «приобщение дошкольника к народной культуре» и определить особенности развития дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста.
• Рассмотреть проблему приобщения старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
• Выявить, обосновать и апробировать педагогические условия развития дружеских взаимоотношений старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, опросные методы (анкетирование, опрос, беседа);
- анализ документации и опыт работы педагогов дошкольной
образовательной организации, обобщение и систематизация результатов работы;
- метод качественной и количественной обработки данных.
Этапы исследования:
Первый этап - констатирующий (сентябрь-октябрь 2015г.), был посвящен изучению проблемы приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре. В этот период было осмыслено противоречие, обусловившее выбор проблемы и темы, выработаны и определены цели, задачи и методы исследования, анализировалась философская, культурологическая, психолого- педагогическая литература по выбранной проблеме, организован эксперимент по выявлению уровня развития дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Второй этап - формирующий (октябрь 2015 - апрель 2016 гг.) - был посвящен разработке и реализации проекта «Развитие дружеских взаимоотношений у старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре».
Третий этап - контрольный (апрель-май 2016г.). На этом этапе
проведен анализ результатов; сделаны выводы о состоятельности выдвинутой гипотезы; оформлены результаты квалификационной работы.
Доминированием материальных ценностей над духовными у детей искажены представления о доброте, милосердии, взаимопомощи, дружбе.
Воспитание этих качеств предполагает осуществление целенаправленной работы педагогов. На это указывают Т.В. Антонова, Т.А. Репина, Л.А. Рояк и другие исследователи. Они отмечают, что взаимоотношения, общение между детьми неправильно рассматривать как случайные, неустойчивые, ситуативные и непосредственно эмоциональные.
Социализация ребенка в обществе, приобщение к ценностям культуры - ключевая линия дошкольного детства в соответствии с ФГОС ДО (п.3.2.5). Реализация этих задач предполагает создание условий для овладения культурными средствами деятельности, развитие умения работать в группе сверстников, создания условий для позитивных, доброжелательных взаимоотношений между детьми (ФГОС ДО п.3.2.5.)
Проблема дружеских взаимоотношений ненова, она овладевала умами еще древнегреческих философов, мыслителей: Аристотеля, Платона, Цицерона и др.
Большое место проблема дружеских взаимоотношений занимает в работах современных исследователей Р.И. Жуковской, К.А. Климовой, В.Г. Нечаевой, Л.А. Пеньевской и др.
В психолого-педагогической литературе понятие «дружеские взаимоотношения» определяется как:
- устойчивые чувства (Ж.-Ж. Руссо, В. Сухомлинский, Е.И. Кульчицкая,
А.А. Аржанова и др.);
- содержательные взаимосвязи (С.А. Козлова и др.);
- избирательные эмоциональные привязанности (И.С. Кон и др.).
Многие педагоги-классики К.Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Г.С. Виноградов и др., важную роль в развитии дружеских взаимоотношений у подрастающего поколения отводят народной культуре. Основополагающими ценностями народной культуры выступают коллективизм, трудолюбие, правдолюбие, бескорыстие, доброта, толерантность, открытость, дружелюбие.
Народная культура отражает нормы социального поведения, она определяет и нормирует все аспекты жизнедеятельности общества.
Вопросы приобщения старших дошкольников к русской народной культуре нашли отражение в работах Т.Н. Дороновой, В.Г. Гербовой, О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, Б.Н. Путилова и других исследователей. В их исследованиях получили отражение различные воспитательные аспекты: формирование нравственных качеств дошкольников, гражданственности, эстетических чувств и др. Однако, проблема использования средств народной культуры в развитии дружеских взаимоотношений не нашла должного внимания.
Анализ научной литературы по проблеме развития дружеских взаимоотношений старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре позволил выявить следующее противоречие: между большим
воспитательным потенциалом народной культуры и недостаточной разработанностью вопросов по ее использованию в развитии дружеских взаимоотношений старших дошкольников.
Это обусловило выбор темы нашего исследования: «Развитие дружеских взаимоотношений старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре».
Проблема исследования: какие педагогические условия обеспечивают эффективность развития дружеских взаимоотношений у старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре.
Решение этой проблемы является целью исследования.
Объект исследования: процесс развития дружеских взаимоотношений старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия развития дружеских взаимоотношений старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре.
Гипотеза исследования: развитие дружеских взаимоотношений старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре будет эффективно при следующих педагогических условий:
- реализация регионального подхода в образовательном процессе дошкольной организации;
- включение детей старшего дошкольного возраста в обогащение этнокультурной предметно-пространственной среды детского сада;
- активное сотрудничество образовательной организации и семьи.
Задачи исследования:
• Раскрыть сущность понятия «приобщение дошкольника к народной культуре» и определить особенности развития дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста.
• Рассмотреть проблему приобщения старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
• Выявить, обосновать и апробировать педагогические условия развития дружеских взаимоотношений старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, опросные методы (анкетирование, опрос, беседа);
- анализ документации и опыт работы педагогов дошкольной
образовательной организации, обобщение и систематизация результатов работы;
- метод качественной и количественной обработки данных.
Этапы исследования:
Первый этап - констатирующий (сентябрь-октябрь 2015г.), был посвящен изучению проблемы приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре. В этот период было осмыслено противоречие, обусловившее выбор проблемы и темы, выработаны и определены цели, задачи и методы исследования, анализировалась философская, культурологическая, психолого- педагогическая литература по выбранной проблеме, организован эксперимент по выявлению уровня развития дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Второй этап - формирующий (октябрь 2015 - апрель 2016 гг.) - был посвящен разработке и реализации проекта «Развитие дружеских взаимоотношений у старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре».
Третий этап - контрольный (апрель-май 2016г.). На этом этапе
проведен анализ результатов; сделаны выводы о состоятельности выдвинутой гипотезы; оформлены результаты квалификационной работы.
Анализ научной литературы показал, что проблема развития дружеских взаимоотношений актуальна, т.к. представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, взаимопомощи, о дружбе у подрастающего поколения искажены под влиянием всепроникающей чужеродной культуры.
Дружба - это не только чувство, эмоциональная привязанность, но и феномен нравственных категорий, таких, как сочувствие, сопереживание. Дружеские отношения строятся на основе общности интересов, взаимопомощи и взаимной привязанности.
В исследовании для нас представляло интерес: в чем состоит сущность «народной культуры», как определяется содержание понятий: «приобщение к народной культуры» и «дружеские взаимоотношения старших дошкольников»; в чем состоят особенности развития дружеских взаимоотношений у старших дошкольников; какие педагогические условия обеспечивают эффективность развития дружеских взаимоотношений у старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре.
Анализ научной литературы позволил нам дать определение основным понятиям, используемым в работе. Под «приобщением к народной культуре» мы понимаем преемственность опыта, традиций, принятие норм, правил, системы ценностей в сфере жизни и деятельности.
Под «дружескими взаимоотношениями старших дошкольников» мы понимаем отношения, основанные на аттракции, характеризуемые доброжелательностью, взаимным доверием, сочувствием, сопереживанием, взаимопомощью.
Дружеские взаимоотношения у старшего дошкольника со сверстниками развиваются поэтапно. Они преобразуется от потребности в доброжелательном внимании и игровом сотрудничестве в младшем дошкольном возрасте через средний дошкольный возраст с его доминирующей потребностью в доброжелательном внимании сверстника - к старшему дошкольному возрасту с его потребностями не только в доброжелательном внимании, но и в переживании.
Таким образом, в начале ребенок вступает в общение со сверстником ради игры или деятельности, к чему его побуждают качества ровесника, необходимые для развития увлекательных действий. На протяжении дошкольного возраста развиваются познавательные интересы детей, что создает повод для обращения к сверстнику, в котором ребенок находит слушателя, ценителя, и источник сведений.
В старшем дошкольном возрасте дружеские взаимоотношения
характеризуют:
1. Чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность.
2. Нестандартность и нерегламентированность контактов.
3. Преобладание инициативных действий над ответными.
Особенность дружеских взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте также является некоторая противоречивость: с одной стороны - потребность детей вступать в контакты со сверстниками и они проявляют привязанность друг к другу, с другой — дети часто вступают в конфликты и не всегда охотно принимают участие в актуальных играх.
На основе анализа научной литературы и ретроспективного анализа собственной деятельности мы разработали комплекс педагогических условий, обеспечивающих развитие дружеских взаимоотношений у старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре. Экспериментальное исследование было направлено на определение их эффективности. Оно проходило в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
На констатирующем этапе мы выявили уровень развития дружеских отношений у старших дошкольников. В качестве выступали:
1. Представление детей о дружеских взаимоотношениях.
2. Отношение детей к сверстникам.
3. Проявление детьми качеств личности, характеризующих дружеское взаимоотношение (способность ребенка учитывать желания сверстника, умение поделиться, делать что-то вместе, проявлять сочувствие, сопереживание, готовность оказать помощь).
Формирующий этап был направлен на развитие дружеских взаимоотношений старших дошкольников средствами народной культуры. В нем был реализован долгосрочный проект «Развитие дружеских взаимоотношений старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре». В ходе эксперимента был реализован разработанный нами комплекс мероприятий, который проводился с педагогами, детьми, родителями: в музее «Русская изба», центрах: изобразительного искусства, театральном, музыкальном, центре «Моя семья».
Сравнительный анализ полученных данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента показал, что проведенная нами экспериментальная работа позволила повысить эффективность процесса развития дружеских отношений у старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре. У детей стали проявляться такие качества во взаимоотношениях как: доброта, отзывчивость, сострадание, взаимовыручка, сопереживание.
И, следовательно, поставленные в исследовании цели достигнуты, задачи решены, гипотеза получила подтверждение: развитие дружеских
взаимоотношений старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре будет эффективно при реализации следующих педагогических условий:
- реализация регионального подхода в образовательном процессе дошкольной организации;
- включение детей старшего дошкольного возраста в обогащение этнокультурной предметно-пространственной среды детского сада;
- активное сотрудничество и взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи.
Дружба - это не только чувство, эмоциональная привязанность, но и феномен нравственных категорий, таких, как сочувствие, сопереживание. Дружеские отношения строятся на основе общности интересов, взаимопомощи и взаимной привязанности.
В исследовании для нас представляло интерес: в чем состоит сущность «народной культуры», как определяется содержание понятий: «приобщение к народной культуры» и «дружеские взаимоотношения старших дошкольников»; в чем состоят особенности развития дружеских взаимоотношений у старших дошкольников; какие педагогические условия обеспечивают эффективность развития дружеских взаимоотношений у старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре.
Анализ научной литературы позволил нам дать определение основным понятиям, используемым в работе. Под «приобщением к народной культуре» мы понимаем преемственность опыта, традиций, принятие норм, правил, системы ценностей в сфере жизни и деятельности.
Под «дружескими взаимоотношениями старших дошкольников» мы понимаем отношения, основанные на аттракции, характеризуемые доброжелательностью, взаимным доверием, сочувствием, сопереживанием, взаимопомощью.
Дружеские взаимоотношения у старшего дошкольника со сверстниками развиваются поэтапно. Они преобразуется от потребности в доброжелательном внимании и игровом сотрудничестве в младшем дошкольном возрасте через средний дошкольный возраст с его доминирующей потребностью в доброжелательном внимании сверстника - к старшему дошкольному возрасту с его потребностями не только в доброжелательном внимании, но и в переживании.
Таким образом, в начале ребенок вступает в общение со сверстником ради игры или деятельности, к чему его побуждают качества ровесника, необходимые для развития увлекательных действий. На протяжении дошкольного возраста развиваются познавательные интересы детей, что создает повод для обращения к сверстнику, в котором ребенок находит слушателя, ценителя, и источник сведений.
В старшем дошкольном возрасте дружеские взаимоотношения
характеризуют:
1. Чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность.
2. Нестандартность и нерегламентированность контактов.
3. Преобладание инициативных действий над ответными.
Особенность дружеских взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте также является некоторая противоречивость: с одной стороны - потребность детей вступать в контакты со сверстниками и они проявляют привязанность друг к другу, с другой — дети часто вступают в конфликты и не всегда охотно принимают участие в актуальных играх.
На основе анализа научной литературы и ретроспективного анализа собственной деятельности мы разработали комплекс педагогических условий, обеспечивающих развитие дружеских взаимоотношений у старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре. Экспериментальное исследование было направлено на определение их эффективности. Оно проходило в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
На констатирующем этапе мы выявили уровень развития дружеских отношений у старших дошкольников. В качестве выступали:
1. Представление детей о дружеских взаимоотношениях.
2. Отношение детей к сверстникам.
3. Проявление детьми качеств личности, характеризующих дружеское взаимоотношение (способность ребенка учитывать желания сверстника, умение поделиться, делать что-то вместе, проявлять сочувствие, сопереживание, готовность оказать помощь).
Формирующий этап был направлен на развитие дружеских взаимоотношений старших дошкольников средствами народной культуры. В нем был реализован долгосрочный проект «Развитие дружеских взаимоотношений старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре». В ходе эксперимента был реализован разработанный нами комплекс мероприятий, который проводился с педагогами, детьми, родителями: в музее «Русская изба», центрах: изобразительного искусства, театральном, музыкальном, центре «Моя семья».
Сравнительный анализ полученных данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента показал, что проведенная нами экспериментальная работа позволила повысить эффективность процесса развития дружеских отношений у старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре. У детей стали проявляться такие качества во взаимоотношениях как: доброта, отзывчивость, сострадание, взаимовыручка, сопереживание.
И, следовательно, поставленные в исследовании цели достигнуты, задачи решены, гипотеза получила подтверждение: развитие дружеских
взаимоотношений старших дошкольников в процессе приобщения к народной культуре будет эффективно при реализации следующих педагогических условий:
- реализация регионального подхода в образовательном процессе дошкольной организации;
- включение детей старшего дошкольного возраста в обогащение этнокультурной предметно-пространственной среды детского сада;
- активное сотрудничество и взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ ТАТАРСКОГО НАРОДА ПОСРЕДСТВОМ ПРАЗДНИКОВ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - Народная игра как средство формирования навыков общения у дошкольников в условиях разновозрастной группы ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019



