Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ

Работа №68353

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2016
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
379
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе работы с учебником
1.1. Сущность познавательных универсальных учебных действий младших школьников 7
1.2. Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте 12
1.3. Учебник как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников 17
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе работы с учебником.... 26
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательных
универсальных учебных действий младших школьников
2.2. Содержание и приёмы работы по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе работы с учебником 31
2.3. Динамика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников
Заключение 52
Библиографический список 55
Приложение

Стандарты второго поколения определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. Её системно-деятельностный подход направлен на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, отвечающей требованиям современного информационного общества и инновационной экономики, задачам построения гражданского общества. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается, и знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, поэтому результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня все более востребованными.
Актуальность нашего исследования обусловлена изменением образовательной парадигмы, так как стратегическим направлением образования согласно Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) является не преподнесение учащимся готовых знаний, умений и навыков, как это было в стандартах первого поколения, а формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих готовность и способность младшего школьника к овладению компетентностью «уметь учиться» через сознательное и активное присвоение социального опыта, гарантирующих успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный и метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
Особая роль в формировании УУД отводится начальной школе, так как именно младший школьный возраст является самым ответственным этапом развития личности, в этот период происходит становление учебной деятельности.
Универсальные учебные действия подразделяются на личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные действия. В нашей работе внимание будет сосредоточено на формировании познавательных универсальных учебных действий: общеучебных, логических, действия постановки и решения проблем. Благодаря их сформированности младшие школьники научатся ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать её, осмысливать тексты, выбирать более эффективные способы решения задач, осуществлять рефлексию способов и условий действия, ставить и формулировать проблемы, овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, установления причинно-следственных связей и т.д.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков группой авторов: Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. В результате исследования ими установлено, что качество усвоения знаний определяется уровнем сформированности универсальных учебных действий.
На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывал Ю.К. Бабанский, Г.К. Селевко. Программа, формирующая познавательные общеучебные умения, впервые была предложена Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым.
Сущность и роль познавательных универсальных учебных действий в образовательном процессе рассматриваются в работах О.Б. Даутовой, Е.Д. Елисеевой, И.С. Петронюк, В.Г. Рындак.
При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста и недостаточностью путей решения проблемы их эффективного развития. С одной стороны, наблюдается потребность общества в учащихся, способных к полноценной самореализации, самостоятельному добыванию знаний, эффективному осуществлению различного рода деятельности, и заинтересованность педагогов в нахождении путей формирования надпредметных действий школьников. С другой стороны, система начального образования с традиционной организацией учебного процесса и соответствующим методическим обеспечением ещё не в полной мере справляется с объективными и субъективными факторами формирования познавательных универсальных учебных действий. Об этом свидетельствует недостаточный уровень внедрения в практику работы приёмов формирования познавательных универсальных учебных действий, количество и качество методик и заданий по выявлению их сформированности.
В этой связи учебник, являясь важнейшим средством обучения, должен стать и основным средством формирования познавательных универсальных учебных действий, ведь учебник - это основное дидактическое средство учебного процесса, а для школьника - основной источник систематизированных знаний. И только хорошо организованная учителем систематическая работа по учебнику и самостоятельная работа с ним учащихся, как равноправных субъектов обучения, во многом определяет успех обучения и теоретического, и практического.
Всё это вызвало интерес к исследованию проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе работы с учебником.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе работы с учебником.
Цель исследования: решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе работы с учебником.
Гипотеза исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников при работе с учебником будет эффективным, если:
- учебник выступает главным дидактическим средством обучения на уроке;
- используются приёмы, направленные на развитие логических учебных действий в соответствии с изучаемым на уроке учебным материалом;
- учащиеся выступают в качестве субъекта обучения.
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность познавательных универсальных учебных действий и выявить особенности их формирования у младших школьников.
3. Выявить эффективные приёмы работы с учебником, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
4. Провести диагностическое исследование уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников, выработать и проверить на практике условия, обеспечивающие успешность их формирования на уроках русского языка и математики.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические (изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
эмпирические(педагогический эксперимент, тестирование и письменный опрос); математический метод обработки данных.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 47» города Белгорода, 3 «Б» класс.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, формулируются объект, предмет исследования, цель, задачи, определяется гипотеза, даётся обзор методов исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников при работе с учебником» нами рассмотрены сущность познавательных универсальных учебных действий и особенности их формирования в младшем школьном возрасте, значение и функции учебника, эффективные приёмы работы с учебником, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе работы с учебником» представлено описание экспериментальной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий в процессе работы с учебником.
В заключении мы изложили теоретические и практические выводы по результатам проведённого исследования.
Библиографический список - 51 источник.
В приложении представлены результаты экспериментальной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников, примеры упражнений и заданий на формирование логических учебных действий по русскому языку и математике, технологические карты уроков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность формирования универсальных учебных действий младших школьников подчёркивается практически во всех документах, касающихся современного реформирования системы образования, что вызвано изменением образовательной парадигмы в соответствии с логикой компетентностного и системно-деятельностного подходов. Сегодня школе важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными учебными действиями, которые помогут ему развиваться в условиях непрерывно меняющегося общества.
В составе основных видов универсальных учебных действий особое место занимают познавательные УУД, в блоке которых выделяются общеучебные и логические действия, действие постановки и решения проблем.
В ходе исследования были решены теоретические и практические задачи. На основе анализа психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме нами рассмотрена сущность педагогического феномена «познавательные универсальные учебные действия младшего школьника».
Мы выявили, что познавательные УУД являются структурной единицей учебно-познавательной деятельности и направлены на познавательное развитие личности младшего школьника, обеспечивающие ему формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области, успешное усвоение знаний и применение их в любых стандартных и нестандартных ситуациях. Формирование познавательных УУД является целостным, целенаправленным, системным процессом, от которого зависит результативность всего последующего образования человека. Сформированность познавательных УУД помогает младшему школьнику научиться ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, понимать проблемы, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, уметь проводить, анализ, выбирать критерии для сравнения, классификации объектов и т.д.
Нами также выявлено, что младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования познавательных УУД, так как именно в этом возрасте происходит интенсивное интеллектуальное развитие человека, когда интеллект предопределяет развитие всех остальных функций и интеллектуализация охватывает все психические процессы. Именно в этом возрасте все виды деятельности, в том числе и учебная, способствуют развитию познавательной сферы.
Младшие школьники очень серьёзно воспринимают учебную деятельность, так как она становится у них ведущей. Дети легко впитывают учение, а учитель является для них главным авторитетом. Важно не упустить этот момент, помочь каждому стать «профессиональным учеником». В этом учителю может помочь школьный учебник, по-прежнему являющийся основным источником знаний и одним из важнейших средств обучения, организующих самостоятельную работу школьников.
Важным этапом нашей работы было проведение диагностического исследования уровня сформированности логических учебных действий младших школьников, выработка и проверка на практике педагогических условий, обеспечивающих успешность их формирования на уроках русского языка и математики. Экспериментальная работа включала три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе мы провели исследование по выявлению сформированности логических учебных действий (умения анализировать, сравнивать, группировать, классифицировать и обобщать, выделять существенные и родовые признаки, делать умозаключение по аналогии.) у учащихся 3 «Б» класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 47» г. Белгорода.
Анализ результатов по двум методикам и тесту показал, что уровень сформированности логических учебных действий у большинства учащихся находится на среднем и низком уровне, а это значит, что они еще находятся в стадии развития.
На формирующем этапе экспериментальной работы, направленной на формирование логических учебных действий в 3 «Б» классе в процессе работы с учебником, нами на практике проверены педагогические условия, обеспечивающие успешность их формирования на уроках русского языка и математики. Для этого мы проанализировали содержание учебников «Русский язык» и «Математика» УМК «Школа России», выявили их возможности и задания, направленные на формирование логических учебных действий. При проведении уроков использовались задания учебников и нетрадиционные приёмы из современных технологий, направленные на формирование логических учебных действий, такие как «Ромашка Блума», «Кластер», «Корзина идей», «Синквейн», «Фишбоун», «Заморочки из бочки.» и другие Школьники работали самостоятельно, в парах, группах, цепочкой, фронтально. Нами были разработаны технологические карты 20 уроков по русскому языку и 12 уроков по математике. В работе представлены фрагменты шести уроков. Вся работа с младшими школьниками проводилась на основе учебного сотрудничества.
Целью контрольного эксперимента стало выявление динамики уровня сформированности логических учебных действий младших школьников после проведения формирующего этапа. Для этого мы использовали те же диагностические материалы, что и на констатирующем этапе. Результаты контрольного этапа показали положительную динамику логических учебных действий учащихся экспериментального класса после формирующего эксперимента.
Это подтвердило гипотезу, поставленную в начале нашего исследования: формирование логических учебных действий младших школьников при работе с учебником, является эффективным при активном использовании учебника, как главного дидактического средства обучения на уроке при использовании приёмов, направленных на развитие логических учебных действий в соответствии с изучаемым на уроке учебным материалом. Освоение предметных и метапредметных УУД, внедрение приёмов работы невозможно без участия в учебном процессе младших школьников, как равноправных субъектов обучения.
Таким образом задачи исследования решены, цель достигнута.



1. Артюшенко И.А. Эффективные приёмы и формы работы с учебником // Социальная сеть работников образования [Офиц. сайт]. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya shkola/2014/02/22/effektivnye-priyomy-i (дата обращения: 02.06.2016).
2. Асхатова Р.И. Формирование универсальных учебных действий на уроках
русского языка в начальной школе посредством применения современных техник учения // Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал [Офиц. сайт].URL: http://smi.kazanobr.ru/10/16.php (дата обращения: 22.11.2015).
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
4. Баранов С.П. Сущность процесса обучения: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика начального обучения» / С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.
5. Боженова Т.П. Применение элементов технологии «Методика развития критического мышления» на уроках русского языка в начальной школе: Описание педагогического опыта // REFdb.RU[Офиц. сайт]. URL: http://refdb.ru/look/2457524-pall.html(дата обращения: 02.12.2015).
6. Возрастная и педагогическая психология: Учебно-методический комплекс в 2-х ч. Ч. 1: Учеб. пособие по возрастной и педагогической психологии / О.В. Кузьменкова, М.М. Елфимова, М.Н. Олекс и др. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. - 288 с.
7. Волков Б.С. Психология младшего школьника / Б.С. Волков. - М.: Пед. общество России, 2010. - 128 с.
8. Гельфман Э.Г. Психодидактика школьного учебника, интеллектуальное воспитание учащихся / Э.Г. Гельфман, М.А. Холодная. - Спб.: Питер, 2007. - 384 с.
9. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / В.В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология; под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1979. - С. 69-101.
10. Даутова О.Б. Изменение учебно-познавательной деятельности школьника в современном образовании: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Даутова Ольга Борисовна - СПб, 2011. - 408 с.
11. Елисеева Д.С. Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника как педагогический феномен / Д.С. Елисеева // Вестник ЮУрГУ. - 2014. - № 4. - С.16-24.
12. Зуев Д.Д. Термины и их определения / Д.Д. Зуев // Проблемы школьного учебника. - 1980. - Вып. 8. - С. 330-335.
13. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. ин- тов / Т.А. Ильина - М.: Просвещение, 1984. - 496 с.
14. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с
15. Канакина В.П. Русский язык: Метод. рекомендации. 3 класс: Пособие для учителей общеобразоват. организаций / В.П. Канакина. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 271 с.
16. Канакина В.П. Русский язык. 3 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2-х ч. Ч. 1. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
-
2 -е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 159 с.
17. Колмогоров А.Н. Избранные труды. В 6-и т. Т 4.: Математика и математики / А.Н. Колмогоров - М.: Изд-во «Наука», 2007. - 382 с.
18. Кравцова Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / Е.Е. Кравцова. - М.: Первое сентября, 2010. - 154 с.
19. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.
20. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника / В.А. Крутецкий // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М. Семенюк. - М., МПСИ, 2010. - С.322-325.
21. Лернер И.Я. Методологические проблемы дидактической теории построения учебника / И.Я. Лернер //Каким быть учебнику: Дидактические принципы построения. В 2-х ч. Ч.1. / Под. ред. И. Лернера, Н. Шахмаева. - М.: Изд-во РАО, 1992. - С. 7-26.
22. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 464 с.
23. Математика. 3 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на
электрон. носителе. В 2-х ч. Ч. 1. / М.И. Моро, М.А. Бантова,
Г.В. Бельтюкова и др. - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2012. - 112 с.
24. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС / Е.Л. Мельникова // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 9. - С. 3-7.
25. Мои первые школьные годы (Вашему ребенку от 7 до 11 лет) // Медико- психологический центр индивидуальности [Офиц. сайт]. URL: http://mpci.ru/harakteristika_7_11_let.shtml(дата обращения: 17.03.2016).
26. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития /
В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с.
27. Мякишева Н.М. Особенности познавательной деятельности младших школьников / Н.М. Мякишева // Начальная школа. - 2014. - №2. - С. 18-21.
28. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник / Л.Ф. Обухова - М.: Российское пед. агентство, 1996. - 374 с.
29. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
30. Педагогика начального образования: Курс лекций / Авт.-сост. Т.А. Федорова, Г.М. Неровных, О.Н. Шадрина и др.; под общ. ред. Т.А. Федоровой. - Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та, 2009. - 166 с.
31. Петронюк И.С. Психолого-педагогические подходы к проблеме учебного познания / И.С. Петронюк // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 2. - С. 40-42.
32. Плешаков А.А. Концепция учебно-методического комплекса «Школа
России»: Пособие для учителей общеобразоват. организаций /
А.А. Плешаков, О.А. Железникова. - М.: Просвещение, 2013. - 64 с.
33. Подгорная Н.Н. Активные методы обучения на уроках в начальной школе:
Мастер-класс // Проект «Инфоурок» [Офиц. сайт]. URL: http://
infourok.ru/master-klass-aktivnie-formi-raboti-570223.html (Датаобращения
21.11.2015).
34. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учебник / И.П. Подласый. - М.: Владос, 2008. - 474 с.
35. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: Начальная школа // Сост. Е.С. Савинов. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
36. Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе. URL: http://b60jcjz20.mybrainsharkvoberonk.ru /?=programma-monitoring-cordless (датаобращения: 10.10.2015).
37. Прядехо А.Н. Интерес как качественное образование личности: Научная статья / А.Н. Прядехо, А.А. Прядехо // Вестник гос. ун-та. - 2012. - Вып. №1. - С.28-32.
38. Рындак В.Г. Методологические основы образования: Учеб. пособие к спецкурсу / В.Г. Рындак. - Оренбург: Издат. центр ОГАУ, 2000. - 192 с.
39. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 11-18.
40. Севидова Е.В. Приемы ТРИЗ и РКМ на уроках русского языка // Социальная
сеть работников образования [Офиц. сайт]. URL: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/07/18/priyomy-triz-i-rkm-na- urokakh-russkogo-yazyka (дата обращения: 03.11.2015).
41. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Педагогика
сотрудничества // Образовательный портал «Мой университет» [Офиц. сайт] URL: http://moi-rang.ru/publ/metodicheskie_materialy (дата обращения:
03.11.2015).
42. Стрельцова Ю.В. Работа с учебником и текстом на уроках в начальной
школе // videouroki.net[Офиц. сайт]. URL: http://videouroki.
net/filecom.php?fileid= 98669893 (дата обращения: 03.06.2016).
43. Теоретические основы организации обучения в начальной школе: Учеб. пособие в 3-х ч. Ч. I / Авт.- сост. Т.Н. Канаева- Астрахань, 2015 - 100 с.
44. Товпинец И.П. Дидактические функции учебника / И.П. Товпинец // Каким быть учебнику: Дидактические принципы построения. В 2-х ч. Ч.1. / Под ред. И. Лернера, Н. Шахмаева. - М.: Изд-во РАО, 1992. - С. 46-79.
45. Учебно-материальная база общеобразовательного учреждения общего среднего образования: Педагогико-эргономические требования к средствам обучения. Ч. III: Нормативный документ // Российская акад. образования Ин¬т общего среднего образования; авт.-сост. Н.И. Аппарович, Е.В. Волошинова, А.Г. Восканян, и др. URL: http://www.ucheba.com/pos_ (дата обращения: 03.06.2016).
46. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: Система заданий: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
47. Фролова Е.В. Формирование умения работать с учебником в начальной
школе - залог успешного обучения в дальнейшем // Социальная сеть работников образования [Офиц. сайт]. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe /2014/11/30/doklad-formirovanie-umeniya-rabotatsuchebnikom
(дата обращения: 03.06.2016).
48. Хитёва Е.П. Игра по русскому языку «Заморочки из бочки» //Metod-
kopilka.ru [Офиц. сайт]. URL: http://www.metod-
kopilka.ru/igra_po_russkomu_yazyku_ zamorochki_iz_bochki-4235.htm (дата
обращения: 03.11.2015).
49. Щербакова И.А. Использование методов критического мышления в процессе усвоения новых знаний на уроках русского языка // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок [Офиц. сайт] URL: http://festival.1september.ru/ articles/577261/ (дата обращения: 03.11.2015).
50. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 255 с.
51. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. - 2-е изд. - М.: Модэк, 2006. - 416 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ