Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Работа №68313

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2018
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
439
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование процесса формирования
социальной активности младших школьников 7
1.1. Понятие «социальная активность личности» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Внеклассная работа в начальной школе 13
1.3. Педагогические условия формирования социальной
активности младших школьников во внеклассной работе 18
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
социальной активности младших школьников во внеклассной работе 28
2.1. Диагностика уровня сформированности социальной
активности младших школьников 28
2.2. Содержание работы по формированию социальной
активности младших школьников во внеклассной работе 37
Заключение 58
Библиографический список 61
Приложение

Социально-экономические изменения, происходящие в современном российском обществе в последние годы, предъявляют высокие требования к уровню социализации личности. Подвижность и изменчивость социума вызывают необходимость активного взаимодействия и преобразования личности. Вхождение России в европейское образовательное пространство, сложившаяся в стране социально-экономическая и политическая ситуация обуславливает необходимость изменения приоритетов в учебно-воспитательном процессе, выдвигая на первый план не только задачу повышения качества образования, но и требуя особых педагогических усилий от школы в решении проблемы адаптации ребенка в окружающем социуме.
Школа должна помочь ребятам стать активными гражданами общества, способными самостоятельно совершать свои поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Поэтому развитие социальной активности у учеников является одной из важнейших задач современного образовательно-воспитательного процесса. Главная цель формирования социальной активности учащихся связана с формированием гражданина, личности, способной полноценно жить в обществе и быть максимально полезным ему.
В условиях современного российского жизнеустройства, отличительной чертой которого является интенсификация политических, экономических, экологических и ряда других процессов, часто принимающих в силу ряда причин кризисный характер, принципиальную актуальность и значимость приобретает социальная активность личности, ее лидерские качества, способность к самореализации на благо развития общества. В данном контексте задача российской школы состоит в воспитании у учащихся, качеств социально активного гражданина, начиная с младшего школьного возраста, поскольку это наиболее благоприятный период для закладки своеобразного фундамента личности ребенка, его направленности, интересов и склонностей к определенным видам социально полезной деятельности.
Значимость данной темы обусловлена тем, что формирование социальной активности младших школьников является одним из важных факторов стабилизации общества. Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но и формировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил.
Проблема формирования социальной активности личности всегда была прямо или косвенно в центре внимания педагогов, философов, психологов и социологов. Идеи формирования социально активной личности отражаются в трудах А.В. Колосовского, А.В. Луначарского, А.Г.Ковалева, A. С. Макаренко, В.В. Зеньковского, В.Д. Луганского, В.И.Журавлева,
B. Н. Шульгина, В.Х. Беленького, Е.В. Бондаревской, Е.Г. Комарова, Е.Н. Ильина, Е.П. Поликарповой, И.З. Гликмана, К.К. Платонова, К.Д. Ушинского, Л.Г. Матюхина, Л.И. Новикова, Л.Ю. Гордина, М.И. Рожкова, О.Н. Козлова, П.Е. Кряжева, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, Т.С. Лапиной, Я.А. Коменского.
Проблема исследования: при каких педагогических условиях процесс формирования социальной активности младших школьников во внеклассной работе будет максимально эффективным.
Цель исследования: решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс формирования социальной активности младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования социальной активности младших школьников во внеклассной работе.
Гипотеза исследования: формирование социальной активности младших школьников во внеклассной работе будет максимально эффективным, если младшие школьники, участвуя в социально значимых мероприятиях:
- получат новую, актуальную для них информацию.
- информация будет ярко эмоционально окрашена.
- если данная деятельность будет проводиться совместно друг с другом и со взрослыми, что будет способствовать их обогащению и развитию.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «социальная активность личности» в психолого - педагогической литературе.
2. Изучить особенности внеклассной работы в начальной школе.
3. Изучить педагогические условия формирования социальной
активности младших школьников во внеклассной работе.
4. Провести диагностику уровня сформированности социальной
активности младших школьников.
5. Разработать комплекс экспериментальных мероприятий, направленных на формирование социальной активности младших школьников во внеклассной работе.
Методы исследования: теоретический анализ социальной,
философской, психолого-педагогической литературы и результатов экспериментальных исследований; диагностические (наблюдение, анализ результатов деятельности учащихся, специальные диагностические методики); педагогический эксперимент, математические методы обработки данных.
База исследования: Белгородская область, п. Красная Яруга, МОУ «Краснояружская СОШ №1», 2 «А» класс, учитель Хуртасенко И.Н.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы сформированности социальной активности личности младших школьников, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируются проблема, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи исследования, дается обзор методов исследования.
В первой главе «Теоретическое обоснование процесса формирования социальной активности младших школьников» рассматривается сущность и содержание понятия «социальная активность личности» в психолого-педагогической литературе, внеклассная работа в начальной школе, педагогические условия формирования социальной активности младших школьников во внеклассной работе
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию социальной активности младших школьников во внеклассной работе» представлены диагностика уровня сформированности социальной активности младших школьников, а также содержание работы по формированию социальной активности младших школьников во внеклассной работе.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, формулируются выводы.
Библиографический список - 56 источников.
Приложение включает в себя диагностические материалы, сценарии внеклассных мероприятий и классных часов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема социальной активности личности всегда была, так или иначе, в центре внимания ученых психологии, педагогики, а также социологии и философии. Выбор проблемы исследования и дальнейшее её рассмотрение доказало её актуальность.
Понятие "социальная активность" имеет много определений в различных областях науки. Мы взяли за основу следующее определение социальной активности, которое по-нашему мнению, в полной мере отражает суть рассматриваемой проблемы. Социальная активность личности - это устойчивая стратегия социального поведения, проявляющаяся в сознательной установке на социально одобряемое поведение и социально значимую деятельность, освоение взрослых социальных ролей, позволяющих успешно адаптироваться в социуме, осуществлять его преобразование, а так же совершенствоваться на основе интересов и ценностей общества (Зборовский, 2004, 592).
Несмотря на то, что в настоящее время внеклассную работу в школе вытеснила внеурочная деятельность, в своем исследовании мы пришли к пониманию того, что именно внеклассная работа может способствовать решению нашей проблемы формирования социальной активности младших школьников. Мероприятия, связанные с формированием и развитием социальной активности личности в основном не связаны с учебной деятельностью по каким-либо предметам. Поэтому нам показалось целесообразнее рассматривать процесс формирования социальной активности младших школьников именно во внеклассной работе.
Внеклассная работа - это составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Это деятельность учащихся класса (классного коллектива) вне уроков (после уроков), в свободное от занятий время, осуществляемая под руководством или совместно с педагогом (классным воспитателем, классным руководителем, куратором). Во внеклассную работу вовлекаются родители, учителя школы, интересные люди из других учреждений. Может организовываться следующая деятельность: субботники, помощь ветеранам, коллективное творческое дело, тематический концерт в школе и т.д.
В результате анализа научно-педагогической литературы, анализа массового педагогического опыта, была предпринята попытка выявить педагогические условия, при которых формирование социальной активности младших школьников будет максимально эффективным. К ним мы отнесли следующие: младшие школьники, участвуя в социально-значимых мероприятиях, во-первых, должны получать новую, актуальную для них информацию, во-вторых, она должна быть ярко эмоционально окрашена и, в-третьих, деятельность по получению новой информации должна быть совместной друг с другом и со взрослыми, что, тем самым, будет способствовать их обогащению и развитию.
Проведение диагностического исследования подтвердило, что социальная активность младших школьников находится на очень низком уровне. Учащиеся не считают нужным участвовать в социальных акциях, проектах, праздничных концертах, благотворительных ярмарках. Для того, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону мы провели комплекс мероприятий, которые, на наш взгляд, могли положительно повлиять на формирование социальной активности младших школьников.
Самыми оптимальными формами и методами внеклассной работы которые, на наш взгляд, способствуют формированию социальной активности младших школьников, являются: разработка проектов социальной деятельности; концерты к праздничным и памятным датам (при условии их проведения, например, в доме ветеранов, в актовом зале школы и т.п.); конкурсы самодеятельного творчества и искусства, посвященные главным праздникам нашей страны; театральные школьные спектакли для детей детского сада; ежедневная уборка классов; субботники на пришкольной территории; уборка парков, памятников; уборка лесополосы; организация тимуровского (трудового) десанта (помощь пожилым людям, детям войны, инвалидам); посадка деревьев; волонтерская деятельность; организация коллективного творческого дела; организация общешкольных мероприятий, посвященных дню матери, дню Победы, 23 февраля, 8 марта; посещение экскурсий, музеев и т.д.
В рамках формирующего этапа нашей практической работы, мы проводили следующие мероприятия:
1. Социальный проект «Клуб добрых дел»
2. Организации праздничного концерта, посвященного Дню пожилого человека
3. Традиционная благотворительная масленичная ярмарка
4. Операция «Дети войны: память сердца»
5. Первомайская социальная акция «Чистая улица»
В процессе организации данных мероприятий мы старались проверить педагогические условия, выдвинутые в гипотезе, и с уверенностью можем сказать, что они подтвердились, поскольку в конце учебного года учащиеся 2 «А» класса предложили целый ряд социальных мероприятий на время каникул, что говорит о растущей положительной динамике формирования социальной активности этих учащихся.
При условии, что наша работа продолжится в том же направлении, можно утверждать, что проведенные нами социальные мероприятия, а так же дальнейшее применение подобных форм социальных мероприятий при выдвинутых нами педагогических условиях, будут способствовать повышению уровня социальной активности младших школьников, то есть гипотеза может подтвердиться.



1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская - М.: Изд-во Мысль, 1991. - 299 с.
2. Алтарева С. Г. Внеклассная работа в начальных классах / С.Г. Алтарева. - М.: Изд-во Научная книга, 2009. - 947 с.
3. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш.А. Амонашвили. - Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2008. - 544 с.
4. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности / Л.М. Архангельский. - М.: Изд-во Мысль, 1974. - 222 с.
5. Антонов Ю.Е. Наследники великой Победы. Сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников. Практическое пособие / Ю.Е. Антонов. - М.: Изд-во АРКТИ, 2011. - 120 с.
6. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности / Е.А. Ануфриев. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 388 с.
7. Арсенина Е.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе / Е.Н. Арсенина, Л.Б. Кислова. - М.: Изд-во Учитель, 2006. - 192 с.
8. Бахчиева О.А. Профессиональная подготовка учителя в условиях духовно-нравственной парадигмы гуманистического воспитания / О.А. Бахчиева - М.: Изд. центр ООО Экспо-Медиа-Пресс, 2012. - 170 с
9. Башаев Н.Н. Роль физического воспитания в формировании социальной активности / Н.Н. Башаев. - М.: Изд-во ГДОИФ, 1979. - 24 с.
10. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Изд-во Академик, 2000. - 937 с.
11. Бехтерев В.Ф. Воспитание общественной активности учащихся: Учебное пособие / Сост. В.Ф. Бехтерев. - Красноярск: Изд-во КГПИ, 1985. - 76 с.
12. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад, В.А. Болотов, М.М. Безруких, Л.С. Глебова - М.: Изд-во Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
13. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Изд-во НПО МОДЭК, 1997. - 270 с.
14. Болотина Л.Р. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах / Л.Р. Болотина, Д.И. Латышина. - М.: Изд-во Просвещение, 2014. - 128 с.
15. Болотская С.А. Внеклассные мероприятия в начальной школе: тематические занятия, утренники, композиции, экскурсии, КВН, беседы-обозрения / С.А. Болотская. - М.: Изд-во Учитель, 2007. - 756 с.
16. Брушлинский А.В. Социально-психологическая концепция /
A. В. Брушлинский. - М.: Изд-во Медгиз, 1959. - 45 с.
17. Васильчикова Т.А. Социальная педагогика / Т.А. Васильчикова. - М.: Изд. центр Академия, 1999. - 268 с.
18. Воробьев Н.Е. К вопросу о критериях социальной активности / Н.Е. Воробьев // Социальная активность личности. - М.: Изд-во Знание, 1976. - №3. - С. 8-29.
19. Вульфов Б.З. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы / Б.З. Вульфов. - М.: Изд-во Просвещение, 1983. - 192 с.
20. Выдыш С.Л. Сущность внеклассной воспитательной работы / С.Л. Выдыш // Педсовет. - 2007. - №3. - С. 14-17.
21. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Просвещение, 1991. - 90 с.
22. Гимазетдинова О.В. Научно-педагогические основы организации досуга
детей и подростков: Теория, методика и организация культурно-просветительской деятельности: Монография / О.В. Гимазетдинова,
B. К. Крючек. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. - 218 с.
23. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе / А.Г. Глущенко. - М.: Изд-во Просвещение, 1985. - 159 с.
24. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие / Сост. Е.И. Григорьева. - Тамбов: Изд-во Першина, 2012. - 343 с.
25. Давыдов С.В. В гостях у праздника. Внеклассные мероприятия в начальной школе / С.В. Давыдов. - М.: Изд-во Глобус, 2006. - 208 с.
26. Дамаданова Х.Д. Социальная активность у младших школьников / Х.Д. Дамаднова // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. - 2011. - №3 - С. 3-5
27. Данилов Б.Г. Досуговая работа с детьми / Б.Г. Данилов // Социс. - 2001. - №6. - С. 56.
28. Душина И.В. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учеб. пособ. для студ. вузов / И.В. Душина, В.Б.Пятунин, А.А. Летягин. - М.: Изд-во Дрофа, 2007. - 321 с.
29. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / Сост. А.Д. Жарков. -
М.: Изд-во ИПО Профиздат, 2002. - 288 с.
30. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. / Г.Е. Зборовский. - 3-еизд., испр. и доп. - М.: Изд-во Гардарики, 2004. - 592 с.
31. Исаков К.В. Как воспитать в ребёнке гражданина / К.В. Исаков // Активность школьников в процессе воспитания и обучении. Сборник статей. - Пермь: Изд-во ГОУ ПГТУ, 1971. - 308 с.
32. Каменец А.В. Психолого-педагогические основы организации детского творчества: Учебное пособие Ч.1.: Психология детского творчества / Сост. А.В. Каменец. - М.: Изд-во Индрик, 1999 - 30 с.
33. Капитонова Т.А. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников / Т.А. Капитонова. - Саратов: Изд-во СГУ, 1996. - 87 с.
34. Капустина Н.Г. Познавательный интерес младших школьников /
Н.Г. Капустина // Начальная школа полюс до и после. - 2005. - № 2. - С. 3-7
35. Каргин А.С. Традиционные формы досуга: История и современность / А.С. Каргин, А.П. Каренов. - М.: МГУК, 1994. - 23 с.
36. Киселёва Т.Г. Основы социально-культурной деятельности / Т.Г.Киселёва, Ю.Д. Красильников. - М.: МГУК, 1995. - 136 с.
37. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Изд. центр Академия, 2011. - 176 с.
38. Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников / Л.Б. Константинова // Начальная школа. - 2000. - № 7. - 45 с.
39. Копорумена В.Н. Психологический словарь / В.Н. Копорумена, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова, Ю.Л. Неймер. - Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2003. - 640 с.
40. Корбакова И.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Праздники, игры, внеклассные занятия / И.Н. Корбакова. - М.: Изд-во Учитель. 2007. -401 с.
41. Кочерова М.В. / Развитие социальной активности младшего школьника в игровой деятельности / М.В. Кочерова // Педагогический калейдоскоп. - 2008. - №3. - С. 9-12.
42. Латышина Д.И. О воспитании: Для педагогов, родителей и студентов педвузов / Сост. Д.И. Латышина. - М.: Изд-во Школа-Пресс, 2003. - 189 с.
43. Левенберг Л.Ш. Активизация познавательной деятельности младших школьников / Л.Ш. Левенберг. - М.: Изд-во Просвещение, 2001. - 156 с.
44. Листвина Е.В. Современная социокультурная ситуация: сущность и тенденции развития / Е.В. Листвина. - Саратов: Изд-во СГУ, 2001. - 164 с.
45. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособ. для студ. пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. - М.: Изд-во Юрайт, 1999. - 464 с.
46. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения / А.В.Мудрик. - М.: Изд-во Просвещение, 1990. - 39 с.
47. Нефедова Е.А. Внеклассное чтение для начальной школы. 1-3 классы / Е.А. Нефедова - М.: Изд-во Аквариум, 2012. - 791 с.
48. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. пед. учеб. завед. / И.П. Подласый. - М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 463 с.
49. Ратова Т.Е. Внеучебная воспитательная работа в школе / Т.Е. Ратова. - Калинин.: Изд-во КГУ, 2002. - 165 с.
50. Салатхудинов Р.Г. Организационные и педагогические основы социально-культурного творчества детей и молодежи / Р.Г Салатхудинов. - Казань: Изд-во Гран Дан, 2004. - 462 с.
51. Акимова Л.А. Социология досуг: Учебное пособие / Сост. Л.А. Акимова. - М.: Изд-во МГУКИ, 2003. - 124 с.
52. Степанов Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов / Е.Н. Степанов. - Псков: Изд. центр Педагогический поиск, 2011. - 208 с.
53. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени: Учебное пособие / Сост. Ю.А. Стрельцов. - М.: Изд-во МГИК, 1991. - 24 с.
54. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Талызина Н.Ф. - М.: Изд-во Педагогика, 1988. - 175 с.
55. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 6-е изд., перераб. - М.: Изд-во Просвещение, 2018. - 53 с.
56. Швецова М.А. К проблеме социально-культурной активности личности / М.А. Швецова // Человек и Вселенная. - 2005. - №10. - С. 202-210.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ