ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование процесса формирования
социальной активности младших школьников 7
1.1. Понятие «социальная активность личности» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Внеклассная работа в начальной школе 13
1.3. Педагогические условия формирования социальной
активности младших школьников во внеклассной работе 18
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
социальной активности младших школьников во внеклассной работе 28
2.1. Диагностика уровня сформированности социальной
активности младших школьников 28
2.2. Содержание работы по формированию социальной
активности младших школьников во внеклассной работе 37
Заключение 58
Библиографический список 61
Приложение
Глава 1. Теоретическое обоснование процесса формирования
социальной активности младших школьников 7
1.1. Понятие «социальная активность личности» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Внеклассная работа в начальной школе 13
1.3. Педагогические условия формирования социальной
активности младших школьников во внеклассной работе 18
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
социальной активности младших школьников во внеклассной работе 28
2.1. Диагностика уровня сформированности социальной
активности младших школьников 28
2.2. Содержание работы по формированию социальной
активности младших школьников во внеклассной работе 37
Заключение 58
Библиографический список 61
Приложение
Социально-экономические изменения, происходящие в современном российском обществе в последние годы, предъявляют высокие требования к уровню социализации личности. Подвижность и изменчивость социума вызывают необходимость активного взаимодействия и преобразования личности. Вхождение России в европейское образовательное пространство, сложившаяся в стране социально-экономическая и политическая ситуация обуславливает необходимость изменения приоритетов в учебно-воспитательном процессе, выдвигая на первый план не только задачу повышения качества образования, но и требуя особых педагогических усилий от школы в решении проблемы адаптации ребенка в окружающем социуме.
Школа должна помочь ребятам стать активными гражданами общества, способными самостоятельно совершать свои поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Поэтому развитие социальной активности у учеников является одной из важнейших задач современного образовательно-воспитательного процесса. Главная цель формирования социальной активности учащихся связана с формированием гражданина, личности, способной полноценно жить в обществе и быть максимально полезным ему.
В условиях современного российского жизнеустройства, отличительной чертой которого является интенсификация политических, экономических, экологических и ряда других процессов, часто принимающих в силу ряда причин кризисный характер, принципиальную актуальность и значимость приобретает социальная активность личности, ее лидерские качества, способность к самореализации на благо развития общества. В данном контексте задача российской школы состоит в воспитании у учащихся, качеств социально активного гражданина, начиная с младшего школьного возраста, поскольку это наиболее благоприятный период для закладки своеобразного фундамента личности ребенка, его направленности, интересов и склонностей к определенным видам социально полезной деятельности.
Значимость данной темы обусловлена тем, что формирование социальной активности младших школьников является одним из важных факторов стабилизации общества. Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но и формировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил.
Проблема формирования социальной активности личности всегда была прямо или косвенно в центре внимания педагогов, философов, психологов и социологов. Идеи формирования социально активной личности отражаются в трудах А.В. Колосовского, А.В. Луначарского, А.Г.Ковалева, A. С. Макаренко, В.В. Зеньковского, В.Д. Луганского, В.И.Журавлева,
B. Н. Шульгина, В.Х. Беленького, Е.В. Бондаревской, Е.Г. Комарова, Е.Н. Ильина, Е.П. Поликарповой, И.З. Гликмана, К.К. Платонова, К.Д. Ушинского, Л.Г. Матюхина, Л.И. Новикова, Л.Ю. Гордина, М.И. Рожкова, О.Н. Козлова, П.Е. Кряжева, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, Т.С. Лапиной, Я.А. Коменского.
Проблема исследования: при каких педагогических условиях процесс формирования социальной активности младших школьников во внеклассной работе будет максимально эффективным.
Цель исследования: решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс формирования социальной активности младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования социальной активности младших школьников во внеклассной работе.
Гипотеза исследования: формирование социальной активности младших школьников во внеклассной работе будет максимально эффективным, если младшие школьники, участвуя в социально значимых мероприятиях:
- получат новую, актуальную для них информацию.
- информация будет ярко эмоционально окрашена.
- если данная деятельность будет проводиться совместно друг с другом и со взрослыми, что будет способствовать их обогащению и развитию.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «социальная активность личности» в психолого - педагогической литературе.
2. Изучить особенности внеклассной работы в начальной школе.
3. Изучить педагогические условия формирования социальной
активности младших школьников во внеклассной работе.
4. Провести диагностику уровня сформированности социальной
активности младших школьников.
5. Разработать комплекс экспериментальных мероприятий, направленных на формирование социальной активности младших школьников во внеклассной работе.
Методы исследования: теоретический анализ социальной,
философской, психолого-педагогической литературы и результатов экспериментальных исследований; диагностические (наблюдение, анализ результатов деятельности учащихся, специальные диагностические методики); педагогический эксперимент, математические методы обработки данных.
База исследования: Белгородская область, п. Красная Яруга, МОУ «Краснояружская СОШ №1», 2 «А» класс, учитель Хуртасенко И.Н.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы сформированности социальной активности личности младших школьников, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируются проблема, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи исследования, дается обзор методов исследования.
В первой главе «Теоретическое обоснование процесса формирования социальной активности младших школьников» рассматривается сущность и содержание понятия «социальная активность личности» в психолого-педагогической литературе, внеклассная работа в начальной школе, педагогические условия формирования социальной активности младших школьников во внеклассной работе
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию социальной активности младших школьников во внеклассной работе» представлены диагностика уровня сформированности социальной активности младших школьников, а также содержание работы по формированию социальной активности младших школьников во внеклассной работе.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, формулируются выводы.
Библиографический список - 56 источников.
Приложение включает в себя диагностические материалы, сценарии внеклассных мероприятий и классных часов.
Школа должна помочь ребятам стать активными гражданами общества, способными самостоятельно совершать свои поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Поэтому развитие социальной активности у учеников является одной из важнейших задач современного образовательно-воспитательного процесса. Главная цель формирования социальной активности учащихся связана с формированием гражданина, личности, способной полноценно жить в обществе и быть максимально полезным ему.
В условиях современного российского жизнеустройства, отличительной чертой которого является интенсификация политических, экономических, экологических и ряда других процессов, часто принимающих в силу ряда причин кризисный характер, принципиальную актуальность и значимость приобретает социальная активность личности, ее лидерские качества, способность к самореализации на благо развития общества. В данном контексте задача российской школы состоит в воспитании у учащихся, качеств социально активного гражданина, начиная с младшего школьного возраста, поскольку это наиболее благоприятный период для закладки своеобразного фундамента личности ребенка, его направленности, интересов и склонностей к определенным видам социально полезной деятельности.
Значимость данной темы обусловлена тем, что формирование социальной активности младших школьников является одним из важных факторов стабилизации общества. Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но и формировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил.
Проблема формирования социальной активности личности всегда была прямо или косвенно в центре внимания педагогов, философов, психологов и социологов. Идеи формирования социально активной личности отражаются в трудах А.В. Колосовского, А.В. Луначарского, А.Г.Ковалева, A. С. Макаренко, В.В. Зеньковского, В.Д. Луганского, В.И.Журавлева,
B. Н. Шульгина, В.Х. Беленького, Е.В. Бондаревской, Е.Г. Комарова, Е.Н. Ильина, Е.П. Поликарповой, И.З. Гликмана, К.К. Платонова, К.Д. Ушинского, Л.Г. Матюхина, Л.И. Новикова, Л.Ю. Гордина, М.И. Рожкова, О.Н. Козлова, П.Е. Кряжева, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, Т.С. Лапиной, Я.А. Коменского.
Проблема исследования: при каких педагогических условиях процесс формирования социальной активности младших школьников во внеклассной работе будет максимально эффективным.
Цель исследования: решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс формирования социальной активности младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования социальной активности младших школьников во внеклассной работе.
Гипотеза исследования: формирование социальной активности младших школьников во внеклассной работе будет максимально эффективным, если младшие школьники, участвуя в социально значимых мероприятиях:
- получат новую, актуальную для них информацию.
- информация будет ярко эмоционально окрашена.
- если данная деятельность будет проводиться совместно друг с другом и со взрослыми, что будет способствовать их обогащению и развитию.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «социальная активность личности» в психолого - педагогической литературе.
2. Изучить особенности внеклассной работы в начальной школе.
3. Изучить педагогические условия формирования социальной
активности младших школьников во внеклассной работе.
4. Провести диагностику уровня сформированности социальной
активности младших школьников.
5. Разработать комплекс экспериментальных мероприятий, направленных на формирование социальной активности младших школьников во внеклассной работе.
Методы исследования: теоретический анализ социальной,
философской, психолого-педагогической литературы и результатов экспериментальных исследований; диагностические (наблюдение, анализ результатов деятельности учащихся, специальные диагностические методики); педагогический эксперимент, математические методы обработки данных.
База исследования: Белгородская область, п. Красная Яруга, МОУ «Краснояружская СОШ №1», 2 «А» класс, учитель Хуртасенко И.Н.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы сформированности социальной активности личности младших школьников, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируются проблема, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи исследования, дается обзор методов исследования.
В первой главе «Теоретическое обоснование процесса формирования социальной активности младших школьников» рассматривается сущность и содержание понятия «социальная активность личности» в психолого-педагогической литературе, внеклассная работа в начальной школе, педагогические условия формирования социальной активности младших школьников во внеклассной работе
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию социальной активности младших школьников во внеклассной работе» представлены диагностика уровня сформированности социальной активности младших школьников, а также содержание работы по формированию социальной активности младших школьников во внеклассной работе.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, формулируются выводы.
Библиографический список - 56 источников.
Приложение включает в себя диагностические материалы, сценарии внеклассных мероприятий и классных часов.
Проблема социальной активности личности всегда была, так или иначе, в центре внимания ученых психологии, педагогики, а также социологии и философии. Выбор проблемы исследования и дальнейшее её рассмотрение доказало её актуальность.
Понятие "социальная активность" имеет много определений в различных областях науки. Мы взяли за основу следующее определение социальной активности, которое по-нашему мнению, в полной мере отражает суть рассматриваемой проблемы. Социальная активность личности - это устойчивая стратегия социального поведения, проявляющаяся в сознательной установке на социально одобряемое поведение и социально значимую деятельность, освоение взрослых социальных ролей, позволяющих успешно адаптироваться в социуме, осуществлять его преобразование, а так же совершенствоваться на основе интересов и ценностей общества (Зборовский, 2004, 592).
Несмотря на то, что в настоящее время внеклассную работу в школе вытеснила внеурочная деятельность, в своем исследовании мы пришли к пониманию того, что именно внеклассная работа может способствовать решению нашей проблемы формирования социальной активности младших школьников. Мероприятия, связанные с формированием и развитием социальной активности личности в основном не связаны с учебной деятельностью по каким-либо предметам. Поэтому нам показалось целесообразнее рассматривать процесс формирования социальной активности младших школьников именно во внеклассной работе.
Внеклассная работа - это составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Это деятельность учащихся класса (классного коллектива) вне уроков (после уроков), в свободное от занятий время, осуществляемая под руководством или совместно с педагогом (классным воспитателем, классным руководителем, куратором). Во внеклассную работу вовлекаются родители, учителя школы, интересные люди из других учреждений. Может организовываться следующая деятельность: субботники, помощь ветеранам, коллективное творческое дело, тематический концерт в школе и т.д.
В результате анализа научно-педагогической литературы, анализа массового педагогического опыта, была предпринята попытка выявить педагогические условия, при которых формирование социальной активности младших школьников будет максимально эффективным. К ним мы отнесли следующие: младшие школьники, участвуя в социально-значимых мероприятиях, во-первых, должны получать новую, актуальную для них информацию, во-вторых, она должна быть ярко эмоционально окрашена и, в-третьих, деятельность по получению новой информации должна быть совместной друг с другом и со взрослыми, что, тем самым, будет способствовать их обогащению и развитию.
Проведение диагностического исследования подтвердило, что социальная активность младших школьников находится на очень низком уровне. Учащиеся не считают нужным участвовать в социальных акциях, проектах, праздничных концертах, благотворительных ярмарках. Для того, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону мы провели комплекс мероприятий, которые, на наш взгляд, могли положительно повлиять на формирование социальной активности младших школьников.
Самыми оптимальными формами и методами внеклассной работы которые, на наш взгляд, способствуют формированию социальной активности младших школьников, являются: разработка проектов социальной деятельности; концерты к праздничным и памятным датам (при условии их проведения, например, в доме ветеранов, в актовом зале школы и т.п.); конкурсы самодеятельного творчества и искусства, посвященные главным праздникам нашей страны; театральные школьные спектакли для детей детского сада; ежедневная уборка классов; субботники на пришкольной территории; уборка парков, памятников; уборка лесополосы; организация тимуровского (трудового) десанта (помощь пожилым людям, детям войны, инвалидам); посадка деревьев; волонтерская деятельность; организация коллективного творческого дела; организация общешкольных мероприятий, посвященных дню матери, дню Победы, 23 февраля, 8 марта; посещение экскурсий, музеев и т.д.
В рамках формирующего этапа нашей практической работы, мы проводили следующие мероприятия:
1. Социальный проект «Клуб добрых дел»
2. Организации праздничного концерта, посвященного Дню пожилого человека
3. Традиционная благотворительная масленичная ярмарка
4. Операция «Дети войны: память сердца»
5. Первомайская социальная акция «Чистая улица»
В процессе организации данных мероприятий мы старались проверить педагогические условия, выдвинутые в гипотезе, и с уверенностью можем сказать, что они подтвердились, поскольку в конце учебного года учащиеся 2 «А» класса предложили целый ряд социальных мероприятий на время каникул, что говорит о растущей положительной динамике формирования социальной активности этих учащихся.
При условии, что наша работа продолжится в том же направлении, можно утверждать, что проведенные нами социальные мероприятия, а так же дальнейшее применение подобных форм социальных мероприятий при выдвинутых нами педагогических условиях, будут способствовать повышению уровня социальной активности младших школьников, то есть гипотеза может подтвердиться.
Понятие "социальная активность" имеет много определений в различных областях науки. Мы взяли за основу следующее определение социальной активности, которое по-нашему мнению, в полной мере отражает суть рассматриваемой проблемы. Социальная активность личности - это устойчивая стратегия социального поведения, проявляющаяся в сознательной установке на социально одобряемое поведение и социально значимую деятельность, освоение взрослых социальных ролей, позволяющих успешно адаптироваться в социуме, осуществлять его преобразование, а так же совершенствоваться на основе интересов и ценностей общества (Зборовский, 2004, 592).
Несмотря на то, что в настоящее время внеклассную работу в школе вытеснила внеурочная деятельность, в своем исследовании мы пришли к пониманию того, что именно внеклассная работа может способствовать решению нашей проблемы формирования социальной активности младших школьников. Мероприятия, связанные с формированием и развитием социальной активности личности в основном не связаны с учебной деятельностью по каким-либо предметам. Поэтому нам показалось целесообразнее рассматривать процесс формирования социальной активности младших школьников именно во внеклассной работе.
Внеклассная работа - это составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Это деятельность учащихся класса (классного коллектива) вне уроков (после уроков), в свободное от занятий время, осуществляемая под руководством или совместно с педагогом (классным воспитателем, классным руководителем, куратором). Во внеклассную работу вовлекаются родители, учителя школы, интересные люди из других учреждений. Может организовываться следующая деятельность: субботники, помощь ветеранам, коллективное творческое дело, тематический концерт в школе и т.д.
В результате анализа научно-педагогической литературы, анализа массового педагогического опыта, была предпринята попытка выявить педагогические условия, при которых формирование социальной активности младших школьников будет максимально эффективным. К ним мы отнесли следующие: младшие школьники, участвуя в социально-значимых мероприятиях, во-первых, должны получать новую, актуальную для них информацию, во-вторых, она должна быть ярко эмоционально окрашена и, в-третьих, деятельность по получению новой информации должна быть совместной друг с другом и со взрослыми, что, тем самым, будет способствовать их обогащению и развитию.
Проведение диагностического исследования подтвердило, что социальная активность младших школьников находится на очень низком уровне. Учащиеся не считают нужным участвовать в социальных акциях, проектах, праздничных концертах, благотворительных ярмарках. Для того, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону мы провели комплекс мероприятий, которые, на наш взгляд, могли положительно повлиять на формирование социальной активности младших школьников.
Самыми оптимальными формами и методами внеклассной работы которые, на наш взгляд, способствуют формированию социальной активности младших школьников, являются: разработка проектов социальной деятельности; концерты к праздничным и памятным датам (при условии их проведения, например, в доме ветеранов, в актовом зале школы и т.п.); конкурсы самодеятельного творчества и искусства, посвященные главным праздникам нашей страны; театральные школьные спектакли для детей детского сада; ежедневная уборка классов; субботники на пришкольной территории; уборка парков, памятников; уборка лесополосы; организация тимуровского (трудового) десанта (помощь пожилым людям, детям войны, инвалидам); посадка деревьев; волонтерская деятельность; организация коллективного творческого дела; организация общешкольных мероприятий, посвященных дню матери, дню Победы, 23 февраля, 8 марта; посещение экскурсий, музеев и т.д.
В рамках формирующего этапа нашей практической работы, мы проводили следующие мероприятия:
1. Социальный проект «Клуб добрых дел»
2. Организации праздничного концерта, посвященного Дню пожилого человека
3. Традиционная благотворительная масленичная ярмарка
4. Операция «Дети войны: память сердца»
5. Первомайская социальная акция «Чистая улица»
В процессе организации данных мероприятий мы старались проверить педагогические условия, выдвинутые в гипотезе, и с уверенностью можем сказать, что они подтвердились, поскольку в конце учебного года учащиеся 2 «А» класса предложили целый ряд социальных мероприятий на время каникул, что говорит о растущей положительной динамике формирования социальной активности этих учащихся.
При условии, что наша работа продолжится в том же направлении, можно утверждать, что проведенные нами социальные мероприятия, а так же дальнейшее применение подобных форм социальных мероприятий при выдвинутых нами педагогических условиях, будут способствовать повышению уровня социальной активности младших школьников, то есть гипотеза может подтвердиться.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Выступает роль игры и ее влияние на формирование творческих способностей младших школьников во внеклассной работе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2025 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Формирование здорового образа жизни младших школьников в процессе внеклассной работы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ
ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018



