ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ 7
1.1. Развитие связной речи у старших дошкольников 7
1.2. Особенности связной речи у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 12
1.3. Возможности использования сюжетно-ролевой игры для развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 18
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 27
2.1. Исследование уровня развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 27
2.2 Методические рекомендации по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с
использованием сюжетно-ролевой игры 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ 7
1.1. Развитие связной речи у старших дошкольников 7
1.2. Особенности связной речи у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 12
1.3. Возможности использования сюжетно-ролевой игры для развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 18
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 27
2.1. Исследование уровня развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 27
2.2 Методические рекомендации по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с
использованием сюжетно-ролевой игры 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблема развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи занимает одно из основных направлений в современной логопедии.
В современной психолого-педагогической литературе определены теоретические подходы к развитию связной речи как универсальной способности, характеризующей целостное развитие ребенка и являющейся важным показателем его готовности к усвоению школьных навыков (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и др.).
Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.М. Крыловой, В.И. Логиновой, Г.М. Ляминой, Е.И. Радиной, Е.А. Флериной и др.
На подходы к изучению связной речи дошкольника оказали влияние исследования, выполненные под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой (Л.В. Ворошнина, А.А. Зрожевская, Г.А. Кудрина, Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, Л.Г. Шадрина).
Значительные трудности в овладении навыками связной речи отмечаются у детей с общим недоразвитием речи, которые обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной, так и семантической сторон речи. Кроме того, наличие вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.), создает дополнительные затруднения в овладении связной речью.
Проблему изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи исследовали многие авторы: В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Р.Е Левина, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.А. Ястребова и др. Авторы подчеркивают необходимость специального обучения связной речи детей с общим речевым недоразвитием, что необходимо для полного преодоления дефекта и успешного обучения.
Авторы говорят, что у детей с недоразвитием речи отмечаются трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушения связности и последовательности изложения,
смысловые пропуски, лексические затруднения, большое число аграмматизмов при построении предложений.
В настоящее время в теории и практике логопедии поднимается вопрос о применении различных средств развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. К одному из таких средств относится сюжетно-ролевая игра, которая дает ребенку возможность ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели, помогает становлению связной речи.
Сюжетно-ролевая игра - средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия, так и стихийные, влияющие на формирование связной речи. Игра становится компонентом становления социального организма, развивающегося в деятельности, развивающая речь.
Анализ литературных данных дает основание утверждать, что, несмотря на интерес к проблеме, на наличие многообразия научных исследований и методических разработок, так или иначе затрагивающих эту проблему, до настоящего времени существуют вопросы, касающиеся логопедической работы по формированию связной речи детей с недоразвитием речи. Поэтому вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы «Использование сюжетно-ролевой игры как средство развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи».
Проблема исследования - совершенствование логопедической работы по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами сюжетно-ролевой игры.
Цель исследования - разработка методических рекомендаций по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования - процесс развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - методические рекомендации по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами сюжетно-ролевой игры.
Гипотеза исследования: развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью сюжетно-ролевой игры будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- систематическое использование сюжетно-ролевой игры на
логопедических занятиях;
- целенаправленная и планомерная организация сюжетно-ролевой игры.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему использования сюжетно-ролевой игры как средства развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Изучить уровень развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием сюжетно-ролевой игры.
Теоретико-методологическую основу исследования составили психолингвистические представления о тексте, восприятии и порождении речевого высказывания (Н.И. Жинкин, А.А. Залевская, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.); исследования В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.М. Крыловой, В.И. Логиновой, Г.М. Ляминой, Е.И. Радиной, Е.А. Флериной и др. об особенностях формирования связной речи у детей дошкольного возраста и факторах ее развития; работы В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, А.В. Ястребовой и др., где подчеркивается, что у детей с ОНР отмечаются различные нарушения связной речи.
Исходя из целей и задач исследования, нами использовались следующие методы:
теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующие этап); анализ продуктов устно-речевой деятельности детей;
количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Колокольчик» п. Чернянка Белгородской области.
В современной психолого-педагогической литературе определены теоретические подходы к развитию связной речи как универсальной способности, характеризующей целостное развитие ребенка и являющейся важным показателем его готовности к усвоению школьных навыков (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и др.).
Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.М. Крыловой, В.И. Логиновой, Г.М. Ляминой, Е.И. Радиной, Е.А. Флериной и др.
На подходы к изучению связной речи дошкольника оказали влияние исследования, выполненные под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой (Л.В. Ворошнина, А.А. Зрожевская, Г.А. Кудрина, Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, Л.Г. Шадрина).
Значительные трудности в овладении навыками связной речи отмечаются у детей с общим недоразвитием речи, которые обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной, так и семантической сторон речи. Кроме того, наличие вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.), создает дополнительные затруднения в овладении связной речью.
Проблему изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи исследовали многие авторы: В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Р.Е Левина, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.А. Ястребова и др. Авторы подчеркивают необходимость специального обучения связной речи детей с общим речевым недоразвитием, что необходимо для полного преодоления дефекта и успешного обучения.
Авторы говорят, что у детей с недоразвитием речи отмечаются трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушения связности и последовательности изложения,
смысловые пропуски, лексические затруднения, большое число аграмматизмов при построении предложений.
В настоящее время в теории и практике логопедии поднимается вопрос о применении различных средств развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. К одному из таких средств относится сюжетно-ролевая игра, которая дает ребенку возможность ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели, помогает становлению связной речи.
Сюжетно-ролевая игра - средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия, так и стихийные, влияющие на формирование связной речи. Игра становится компонентом становления социального организма, развивающегося в деятельности, развивающая речь.
Анализ литературных данных дает основание утверждать, что, несмотря на интерес к проблеме, на наличие многообразия научных исследований и методических разработок, так или иначе затрагивающих эту проблему, до настоящего времени существуют вопросы, касающиеся логопедической работы по формированию связной речи детей с недоразвитием речи. Поэтому вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы «Использование сюжетно-ролевой игры как средство развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи».
Проблема исследования - совершенствование логопедической работы по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами сюжетно-ролевой игры.
Цель исследования - разработка методических рекомендаций по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования - процесс развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - методические рекомендации по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами сюжетно-ролевой игры.
Гипотеза исследования: развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью сюжетно-ролевой игры будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- систематическое использование сюжетно-ролевой игры на
логопедических занятиях;
- целенаправленная и планомерная организация сюжетно-ролевой игры.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему использования сюжетно-ролевой игры как средства развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Изучить уровень развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием сюжетно-ролевой игры.
Теоретико-методологическую основу исследования составили психолингвистические представления о тексте, восприятии и порождении речевого высказывания (Н.И. Жинкин, А.А. Залевская, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.); исследования В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.М. Крыловой, В.И. Логиновой, Г.М. Ляминой, Е.И. Радиной, Е.А. Флериной и др. об особенностях формирования связной речи у детей дошкольного возраста и факторах ее развития; работы В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, А.В. Ястребовой и др., где подчеркивается, что у детей с ОНР отмечаются различные нарушения связной речи.
Исходя из целей и задач исследования, нами использовались следующие методы:
теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующие этап); анализ продуктов устно-речевой деятельности детей;
количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Колокольчик» п. Чернянка Белгородской области.
Теоретическое обоснование проблемы использования сюжетно-ролевой игры как средства развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи позволило сделать следующие выводы.
В настоящее время проблема развития связной речи является значимой, так как от сформированности связной речи зависит полнота познания окружающего мира, становление сознания, успешность обучения в школе и развитие личности в целом.
Особенно актуальной и важной становится данная проблема по отношению к детям с общим недоразвитием речи. Дети с недоразвитием речи при пересказе и рассказе затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Такая речь хаотична, бедна выразительностью оформления.
Анализ возможностей использования сюжетно-ролевой игры для развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи показал, что сюжетно-ролевая игра обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом. Она является средством развития связной речи для дошкольников с недоразвитием речи.
Нами было проведено экспериментальное исследование, целью которого являлось выявление уровня развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для выявления уровня развития связной речи у старших дошкольников нами была использована программа диагностики связной речи у дошкольников В.К. Воробьевой.
Результаты исследования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи показали, что уровень их связной речи I и II. Исследование показало, что I уровень составил 50%, II уровень - 50%.
Изучение связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи показало, что лишь немногие из них способны самостоятельно построить текст; большинству требуются вопросы-подсказки; рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием оценочных суждений, завершающих описание. Как правило, рассказы бессвязны, в качестве средств межфразовой связи используются повторы и местоимения, отмечаются проблемы с грамматическим оформлением предложений.
Дети с ОНР испытывают трудности при составлении рассказа, отдельных фраз-высказываний. Рассказы детей сводятся к простому перечислению действий, изображенных на картинках. При пересказе сказки или небольшого рассказа обнаруживаются неполное понимание текста, нарушение последовательности при передаче событий, пропуск существенных для содержания моментов, многочисленные повторы, трудности подбора слов.
Методические рекомендации представляют собой описание системы логопедической работы по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием сюжетно-ролевой игры. Так в рекомендациях описывает логопедическая работа с детьми, состоящая из трех этапов (подготовительный, основной, заключительный), представлены планы взаимодействия логопеда с воспитателями и родителями по проблеме исследования.
Таким образом, поставленные задачи решены, цель нашего исследования достигнута.
В настоящее время проблема развития связной речи является значимой, так как от сформированности связной речи зависит полнота познания окружающего мира, становление сознания, успешность обучения в школе и развитие личности в целом.
Особенно актуальной и важной становится данная проблема по отношению к детям с общим недоразвитием речи. Дети с недоразвитием речи при пересказе и рассказе затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Такая речь хаотична, бедна выразительностью оформления.
Анализ возможностей использования сюжетно-ролевой игры для развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи показал, что сюжетно-ролевая игра обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом. Она является средством развития связной речи для дошкольников с недоразвитием речи.
Нами было проведено экспериментальное исследование, целью которого являлось выявление уровня развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для выявления уровня развития связной речи у старших дошкольников нами была использована программа диагностики связной речи у дошкольников В.К. Воробьевой.
Результаты исследования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи показали, что уровень их связной речи I и II. Исследование показало, что I уровень составил 50%, II уровень - 50%.
Изучение связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи показало, что лишь немногие из них способны самостоятельно построить текст; большинству требуются вопросы-подсказки; рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием оценочных суждений, завершающих описание. Как правило, рассказы бессвязны, в качестве средств межфразовой связи используются повторы и местоимения, отмечаются проблемы с грамматическим оформлением предложений.
Дети с ОНР испытывают трудности при составлении рассказа, отдельных фраз-высказываний. Рассказы детей сводятся к простому перечислению действий, изображенных на картинках. При пересказе сказки или небольшого рассказа обнаруживаются неполное понимание текста, нарушение последовательности при передаче событий, пропуск существенных для содержания моментов, многочисленные повторы, трудности подбора слов.
Методические рекомендации представляют собой описание системы логопедической работы по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием сюжетно-ролевой игры. Так в рекомендациях описывает логопедическая работа с детьми, состоящая из трех этапов (подготовительный, основной, заключительный), представлены планы взаимодействия логопеда с воспитателями и родителями по проблеме исследования.
Таким образом, поставленные задачи решены, цель нашего исследования достигнута.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Программа по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Формирование диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в процессе игровой деятельности
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Формирование диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевых игр
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА РЕГИОНАЛЬНОМ КОМПОНЕНТЕ)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016



