Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Работа №68101

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы63
Год сдачи2017
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
301
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. Несовершеннолетние делинквентного поведение как объект научного исследования
1.2. Сущность и содержание социокультурной деятельности по профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
(на примере областного специализированного государственного бюджетного учреждения социального обеспечения социальной защиты населения «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»)
2.1. Опыт работы областного социально-реабилитационный центра для несовершеннолетних по профилактике делинквентного поведения
2.2. Рекомендации по совершенствованию социокультурной деятельности с несовершеннолетними делинквентного поведения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность исследования обусловлена коренными социально-экономическими преобразованиями в нашем обществе, повлекшими рост преступности, расширение мещанской идеологии, снижение нравственных идеалов, коррупцию, увлечение мистицизмом и призывы к уходу в религию, что в значительной мере усложняет процесс воспитания несовершеннолетних.
Утрата отечественной системой образования воспитательных функций, ликвидация комсомольских и пионерских организаций, занимавшихся не только идеологией, но и организацией занятости учащейся молодёжи, не получивших адекватной замены и оставивших после себя вакуум, энергично заполняемый потребительской рекламой и улицей с широким и доступным набором всевозможных дурманящих веществ, полной духовной и рыночной свободой, вседозволенностью, способствовали росту делинквентных явлений среди детей, подростков и молодёжи.
По данным статистики на 01.01.2017 г. численность лиц до 18 лет, постоянно проживающих в России, составляет свыше 27 тыс. человек. Около 50 тыс. детей по решению суда находятся в центрах временного содержания закрытого типа. Более 3,5 тыс. - отбывают реальное наказание в детских колониях. Большое количество детей под влиянием различных факторов находятся в трудной жизненной ситуации, что побуждает их к совершению различных правонарушений. В данных условиях факторы отклоняющегося поведения подрастающего поколения чрезвычайно многообразны, они типизируются на биологическом, психологическом, социальном,
педагогическом, экономическом, общекультурном уровнях, как правило, интегрируясь между собой.
Общество XXI века обладает совокупностью такого огромного количества антигуманных характеристик, что риск совершения преступления становится потенциальным для каждого ребенка и подростка. Преодоление этих трудностей требует поиска новых подходов в работе по профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних.
Степень научной разработанности проблемы. К настоящему времени создан обширный фонд по вопросам теоретической и практической работы по профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних (П. Г. Розанова, Ф. К. Тереховко, Д. К. Бородин, Д. К. Дмитриев, О. Обозненко, В. М. Тарновский, М. Н. Гернет, М. В. Духовской, А. Ф. Кистяковский, А. А. Герцензон, Д. А. Дрилл и др.).
Существенный вклад в проблематику профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних, разрабатывая различные аспекты образования и социально-культурной деятельности, внесли М.А. Ариарский, Г.М. Бирженюк, А.Д. Жарков, А.С. Запесоцкий, Т.Г. Киселева, Ю.Н. Кротова, А.П. Марков, В.Н. Орлов, В.Е. Новаторов, И.А. Новикова, Э.В. Соколов, Ю.А. Стрельцов, А.А. Сукало, В.Е. Триодин, Н.Н. Ярошенко и др.; в разработку проблемы развития творческих способностей детей и подростков внесли физиологи и психологи ХХ века (В.М. Бехтерев, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев и др.).
Философский и культурологический аспекты понимания проблемы творчества широко изучались как русскими, так и зарубежными исследователями, такими как Н.А. Бердяев, В.Н. Вернадский, А.А. Потребни, В.И. Соловьев, И.А. Ильин, С.О. Грузенберг, П.К. Эггельмейер и др.; концептуальные основы социокультурного аспекта развития творческой самореализации несовершеннолетних содержат работы А.И. Арнольдова, Ю.П. Азарова, А.С. Каргина, Н.К. Баклановой, Л.В. Даниловой, А.Д. Жаркова, В.С. Кузина, Ю.А. Стрельцова, Т.Я. Якубовской и др.
Немалый вклад в исследование данной проблемы внесли отечественные психологи, социологи и педагоги. Работы Бехтерева В.М., Дубинина М.П., Ивина А.Н., Яковлева А.М. посвящены диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков, согласно организации их досуга и творчества; проблемы социальной профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних рассматривал М. Раттер, который описывал её через психологическое воздействие на несовершеннолетнего, учитывая социально-культурную среду; вопросы, касающиеся изучения социокультурной профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних занимают особое место в трудах отечественных учёных (Беличева С.А., Н.Н. Лукин, К. Малышев, Н.А. Рычкова В.М. Фокин, И.В. Чумаков и др.).
Несмотря на то, что данным проблемам посвящён целый ряд научных исследований, они остаются актуальными, так как в настоящее время особо остро стоит проблема разработки и использования разнообразных форм и методов социально-культурной деятельности по профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних.
Объектом исследования выступают несовершеннолетние
делинквентного поведения.
Предмет исследования - социокультурная деятельность по
профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних.
Целью выпускной квалификационной работы является раскрытие сущности и специфики социокультурной деятельности как фактора профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних и разработка рекомендаций по совершенствованию социокультурной деятельности с несовершеннолетними делинквентного поведения.
Исходя из указанной цели дипломной работы вытекают основные задачи исследования:
- раскрыть отличительные характеристики несовершеннолетних с делинквентным поведением;
- рассмотреть сущность и содержание социокультурной деятельности по профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних;
- исследовать проблему профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних средствами социокультурной деятельности в условиях областного специализированного государственного бюджетного учреждения социального обеспечения социальной защиты населения «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»;
- разработать рекомендации по совершенствованию социокультурной деятельности с несовершеннолетними делинквентного поведения в условиях областного социально-реабилитационного центр для несовершеннолетних.
Теоретико-методологической основой исследования являются философские, социологические и психолого-педагогические представления отечественных ученых, раскрывающие различные аспекты процесса социализации (Г.С. Батищев, А.Н. Леонтьев); концепции психолого-педагогической поддержки развития личности несовершеннолетнего (Мухина В.С., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. и др.); идеи культурно¬исторической теории Л.С. Выготского, теории деятельности А.Н. Леонтьева.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использован комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования: теоретический анализ специальной социологической, педагогической, психологической литературы и нормативно-правовых источников по проблеме исследования; прикладные методы исследования: анкетирование, экспертный опрос.
Эмпирическую базу исследования составили результаты теоретического анализа специальной литературы по педагогике, психологии, социальной работе; результаты анализа законодательных актов, регулирующих порядок предоставления социальных гарантий
несовершеннолетним, а также регламентирующих работу государственных и муниципальных органов, опеки и попечительства, органов, имеющих отношение к социальной защите этой категории детей; материалы государственной статистики.
Апробация работы. Результаты исследования были обсуждены в ходе прохождения производственной и преддипломной практики на базе Областного специализированного государственного бюджетного учреждения социального обеспечения социальной защиты населения «Областного социально-реабилитационного центр для несовершеннолетних».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, рассматривая проблему исследования
«Социокультурная деятельность как фактор профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних», мы пришли к выводу, что социализация, результатом которой становится позитивный тип личности, возможна при двух обязательных условиях: во-первых, при наличии устойчивой, доминирующей системы духовных ценностей, определяющих культурную основу жизнедеятельности человека и общества, а во-вторых, при эффективно функционирующих институтах социализации личности, способных обеспечить процесс становления социальных качеств членов общества, а так же предупреждение и профилактику развития асоциальных проявлений.
Делинквентное поведение несовершеннолетних возникает в результате сбоя, нарушения работы сложного, противоречивого механизма, который представляет собой «Ценность - норма - социальный контроль». Анализ научной и публицистической литературы, результаты социологических исследований, посвященных проблеме делинквентности
несовершеннолетних показывают, что главный фактор ее прогрессии усматривается в криминогенном потенциале современной социокультурной среды, которая способствует процессам социального расслоения, формирует установки стяжательства, агрессии и т.д. Влияние аномии, спровоцированной социальной транзицией общества, актуализирует не только глубокое переосмысление социокультурной парадигмы в системе взглядов современного молодого поколения, формирования новой социокультурной модели, ориентированной на нормативно-ценностный потенциал российского социума, но и требует разработки соответствующих рекомендаций, направленных на эффективную профилактику делинквентного поведения несовершеннолетних.
Эффективность профилактики делинквентного поведения
несовершеннолетних для современного российского социума, является одной из наиболее значимых, требующей не только практических мер воздействия со стороны государственных и общественных структур, но и адекватной оценки степени рискогенности данного явления, глубокой исследовательской работы ученых-специалистов и практиков. Сложность, многоуровневость, многоплановость специального предупреждения правонарушений, комплексный в идеале характер реализации предупредительных мер требует в каждый конкретный момент и для каждой конкретной задачи отчетливо представлять себе всю систему мер, имеющихся в распоряжении, возможности их применения и взаимодействия между ними.
Рассматривая проблему исследования несовершеннолетних с делинквентным поведением мы можем выделить следующие негативные тенденции делинквентного поведения подростков на современном этапе:
• омоложение несовершеннолетних, совершающих делинквентные поступки;
• увеличение динамики делинквентных отклонений подростков, которая угрожает безопасности общества;
• увеличение фактов вовлечения подростков со стороны взрослых лиц в совершение преступлений, занятия антиобщественной деятельностью;
• возрастание фактов проявления агрессии, жестокости со стороны подростков, отсутствие чувства сострадания, падение нравственного уровня, деградация ценностных ориентаций;
• вестеринизация молодежной субкультуры, приведшей к расколу с традиционной российской культурой, дезориентации современного подростка.
Для эффективной работы по профилактике делинквентного поведения детей и подростков средствами социокультурной деятельности необходима хорошо организованная культурно-образовательная среда, позволяющая смягчить сложности адаптации и поддерживать включение несовершеннолетних в общество.
Одним из важнейших направлений в работе специализированного государственного бюджетного учреждения социальной защиты населения является деятельность, связанная с психофизиологическим оздоровлением, морально-нравственным воспитанием, культурно-творческим развитием и образованием детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а так же подростков с делинквентным поведением, а также профилактика и предупреждение девиантного и делинквентного поведения
несовершеннолетних. Социокультурный аспект профилактического
воздействия должен включать широкий круг мер, направленных на обеспечение гармоничного развития личности, создания безопасной и благоприятной микросоциальной среды.
Предложенные нами рекомендации по совершенствованию социокультурной деятельности с несовершеннолетними делинквентного поведения, должны действовать на основе принципа взаимодействия государственных органов, общественных организаций, социально-культурных, образовательных и правоохранительных учреждений и направлены на профилактику делинквентного поведения
несовершеннолетних, максимальное содействие их психическому здоровью и личностному развитию, а также формированию их адаптивного поведения.



1. Аберкромби, Н, Хилл, С., Тернер, Б. С. Социологический словарь/ Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер; пер. И.Г. Ясавеева; под ред. С. А. Ерофеева. М.:Экономика, 2004.- 624 с.
2. Аванесов, Г. А. Криминология и социальная профилактика/ Г.А. Аванесов. М., 1980. - С. 57.
3. Автономов, A.C., Хаманева, НЛО. Проект Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности Уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации"//Вопр. ювенальной юстиции. 2001. - №1.
4. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика /Ю.П. Азаров.- М.:Политиздат,1982.- С.75.
5. Азаров, Ю.П. Беспризорность и детская преступность - паши беды// Воспитание школьников /Ю.П. Азаров.- 2002.- №7.
6. Александров, А.А. Типология делинквентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера// Нарушения поведения у детей и подростков. А.А. Александров. - М., 1981.- С. 51.
7. Акимова, JI.A. Социология досуга: учеб. пособие/ JI.A. Акимова.- М.: МГУ К, 2003.-123 с.8. .
8. Амбрумова, А.Г. Непатологические ситуационные реакции в суицидологической практике// Научные и организационные проблемы суицидологии / А.Г. Амбрумова.- М., 1983.- С.40.
9. Анискин, Д.Б. Социально-психиатрические аспекты проблемы самоубийств в России// Социальная и судебная психиатрия: история и современность: Сб. науч. трудов. Д.Б. Анискин. - М.: РИО ГНЦ С и СП им. В.П. Сербского, 1996.- С.13.
10. Ариарский, М. А. Прикладная культурология/ М.А. Ариарский - 2-е изд., испр. и доп.- СПб.: Издательство "ЭГО", 2001.- С. 39.
11. Атлас социально-культурных реабилитационных технологий/ сост. Ю.С. Моздокова .- М.:МГУКИ, 2002.- 131 с.
12. Бадараева, С.Ж. Семейное неблагополучие как источник проблем ребенка. /С.Ж. Бадараева - М.: Издательство: Социальное здоровье России, 2006. -168 с.
13. Белинская,Е.П., Тихомандрицкая,О.А. Социальная психология личности: учеб.пособие /Е.П.Белинская,О.А.Тихомандрицкая. - М.:Аспект Пресс,2001.- 301 с.
14. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей
группы риска. Межведомственный подход. /С.А. Беличева - М.:
Издательство: Социальное здоровье России, 2006. -128 с.
15. Берне, Р. Развитие Я- концепции и воспитание/ Р. Берне. М., 1986.- С.44.
16. Боровский, М. Профилактика социальной дезадаптации безнадзорных детей в опекунском центре спасательных служб: дис. канд. пед. наук: /М.Боровский. - Ярославль,2003.- 197 с.
17. Бэрон, Р., Ричардсон,Д. Агрессия /Р. Бэрон, Д. Ричардсон. -
СПб.,2001.- С.154.
18. Велиханова, Н.Ф. Психолого-педагогическая реабилитация социально дезадаптированных детей и младших подростков в условиях школы-интерната: дис. канд. пед. наук: 13.00.01./ Н.Ф. Велиханова.- Коломна, 2000.-210 с.
19. Верминенко, Ю.В. Подростковый наркотизм: Социальный анализ и профилактика: дис. канд. соц. наук: 22.00.04 /Ю.В. Верминенко. - СПб, 2000,- 198 с.
20. Восстановительные процедуры и технологии в профилактике социального сиротства /под ред. Т.А. Дугарсой.- М.:МОО Центр "Судебно-правовая реформа", 2002.- 97 с.
21. Выготский, JI.C. Избранные психологические
исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка/ JI.C. Выготский. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-519 с.
22. Галагузов, А.Н. Социально-педагогическая профилактика алкоголизма несовершеннолетних: дис. канд. пед. наук: 13.00.01./ А.Н. Галагузов.- Н-Новгород, 2001.-140с.
23. Герасимова, И.А. Решение проблем социального сиротства в современных условиях России//Созидательная миссия культуры: сб. ст. молодых ученых; науч. ред. Т.Г. Киселева, В.И. Черниченко. /И.А. Герасимова.- М.:МГУКИ, 2004. - 385 с.
24. Гомонов, Н.Д. Криминологические аспекты противоправного поведения лиц с психологическими девиациями: дис. канд. юрид. наук: 12.00.08./ Н.Д. Гомонов.- СПб., 1999.- 223 с.
25. Гонеев А.Д., Лифенцева Н.И., Ялпаева Н.В., Основы коррекционной педагогики. / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифенцева, Н.В. Ялпаева. - М., 2002г. - с.99.
26. Губко, А.Т. Рыцарь суровой доброты// Сорока-Росинский В.Н. Пед. соч. /А.Т. Губко. - М.,1991. - С.67.
27. Гурвич И.Н. Уровень и модели промискуительного поведения// Мир детства./ И.Н. Гурвич. - М., 2002.- № 3.
28. Гуслова, М.Н. Социокультурная реабилитация инвалидов как
средство формирования независимого образа жизни
инвалида//Социокультурнаяреабилитация инвалидов: учеб. пособие./ под ред. Ю.С. Моздоковой. /М.Н. Гуслова. - М.,2003.- 127 с.
29. Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция: учеб. пособие/В.Т. Кондратенко, С.А. Игумнов.- Мн.: Авэрсэв, 2004.-С. 89-92.
30. Дементьева, И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. /И.Ф. Дементьева; сер. "Семья и воспитание". - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000.-126 с.
31. Дети социального риска и их воспитание: учеб-метод. Пособие /под науч. ред. JI. М. Шипицыной. - Спб.: Изд. "Речь", 2003.-144 с.
32. Дети улиц: Ч. III. Подростково-молодежные
альтернативы: знакомство, пути взаимодействия, профилактика и реабилитация. СПб., 2001.
33. Добрин, К.Ю. Социально-культурный анализ подросткового кризиса в аспекте девиаций: дис. канд. соц. наук:22.00.04./К.Ю. Добрин.- Саратов,1997.-186 с.
34. Доклад о состоянии здравоохранения в мире. 2001.
35. Дорогонько, 3.В. Социально-культурные условия адаптации детей- сирот в детском доме семейного типа: дис. канд. пед. наук: 13.00.01./3.В. Дорогонько.- М., 2004.-159 с.
36. Евдокимова, Ю.Б. Идеализированный образ родителей как фактор девиантного поведения подростков, воспитывающихся вне семьи: дис. канд. психолог, наук: 19.00. 07./ Ю.Б. Евдокимова.- Калуга, 2004.-142 с.
37. Иващенко, Г.М., Плоткин, М.М. Помочь детям выжить// Педагогика. Г.М. Иващенко, М.М. Плоткин. - 1993. -№ 11-12.
38. Инновационные методы профилактики социальной дезадаптации
несовершеннолетних: науч.-метод. Пособие /сост. Холостова
Е.И., Сорвина A.C., Шеляг Т.В, Малыхина Е.В., Малофеев И.В., Яковлев A.A.- М.,2002.- 78 с.
39. Исаенко, В.П. Лидерская направленность в деятельности специалиста социально-культурной сферы /В.П. Исаенко. - М.: МГУК, 2002.- 148 с.
40. Матвеева, О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. / О.А. Матвеева. - М., 2001,- 115 с.
41. Панфилова, М.А. Игротерапия общения. /М.А. Панфилова. - М., 2000.- 95 с.
42. Педагогический словарь. Издательство академии педагогических наук /Под ред. И.М.Кантора.- М., 1960.- 316 с.
43. Психологический словарь /Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф.Ломова. - М.: Педагогика, 1983.- 316 с.
44. Савина Н.Н. Педагогические заметки. О некоторых проблемах «трудного детства». / Н.Н. Савина. - Новосибирск, 1999. - 251 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ