СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО БЕЛОРУССИЯ - РОССИЯ В НАЧ. XXI В.: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Историческая динамика интеграционных процессов на пространстве СНГ (на примере российско-белорусского сотрудничества): 1990-е - 2000-е гг 11
1.1. Причины и предпосылки оформления Союза Россия-Белоруссия. Роль
внешних факторов в создании государства 11
1.2. Основные этапы и динамика российско-белорусской интеграции 26
1.3. Проект «Союзное государство Россия-Белоруссия»: особенности и
направления реализации 39
Глава 2. Союзное государство в контексте российско-белорусской интеграции конца XX - начала XXI века 49
2.1. Политико-правовое и институциональное оформление Союзного
государства 49
2.2. Формирование ЕЭП в рамках Союзного государства: особенности
экономических взаимоотношений 60
Глава 3. Основные тенденции развития Союзного государства в XXI веке..72
3.1. Формирование единого информационного российско-белорусского
пространства и эволюция представлений о Союзном государстве в белорусских СМИ (2000-2017 гг.) 72
3.2. Союзное государство РФ-РБ: особенности и основные трудности,
результаты и перспективы развития 81
Заключение 93
Библиография
Глава 1. Историческая динамика интеграционных процессов на пространстве СНГ (на примере российско-белорусского сотрудничества): 1990-е - 2000-е гг 11
1.1. Причины и предпосылки оформления Союза Россия-Белоруссия. Роль
внешних факторов в создании государства 11
1.2. Основные этапы и динамика российско-белорусской интеграции 26
1.3. Проект «Союзное государство Россия-Белоруссия»: особенности и
направления реализации 39
Глава 2. Союзное государство в контексте российско-белорусской интеграции конца XX - начала XXI века 49
2.1. Политико-правовое и институциональное оформление Союзного
государства 49
2.2. Формирование ЕЭП в рамках Союзного государства: особенности
экономических взаимоотношений 60
Глава 3. Основные тенденции развития Союзного государства в XXI веке..72
3.1. Формирование единого информационного российско-белорусского
пространства и эволюция представлений о Союзном государстве в белорусских СМИ (2000-2017 гг.) 72
3.2. Союзное государство РФ-РБ: особенности и основные трудности,
результаты и перспективы развития 81
Заключение 93
Библиография
Актуальность темы исследования. После распада СССР бывшие союзные республики оказались в весьма сложных политических, социально - экономических условиях. Дополнительную сложность создавали процессы, связанные с разрушением старой системы политических и хозяйственных союзов, что ставило перед «новыми» суверенными государствами новые задачи.
Ни Российская Федерация, ни другие страны бывшего социалистического лагеря не могли игнорировать процессы глобализации, ту систему связей и «экономических ролей», которые сложились в «обход них». РФ, как правопреемница СССР, к тому же по-прежнему (хоть и в значительно меньших объемах) обладающая колоссальными географическими, человеческими и иными ресурсами, вступила на путь интеграции в мировые процессы, желая при этом сохранить и часть «распадающихся связей».
Таким образом, постсоветское пространство стало ярким примером «удерживающей» интеграции. Здесь наибольшие успехи были достигнуты Россией и Белоруссией, так как этому способствовал целый ряд политических, экономических, социальных и культурных предпосылок. К середине 1990-х годов в данных странах сложилась определенная политическая ситуация, которая благоприятствовала такому объединению. Довольно значимую роль играла личная заинтересованность в этом белорусского и российского глав государств.
На сегодняшний день весьма важное значение имеют проблемы интеграционной активности в рамках микро- и макрорегионов. На наш взгляд, весьма интересным, является рассмотрение конкретных примеров такой деятельности именно на постсоветском пространстве в контексте российско-белорусских связей. Им является проект, реализуемый Москвой и Минском - Союзное государство. За время его существования (8 декабря 1999 год - настоящее время) в российско-белорусских отношениях не раз возникали различные трудности, конфликты и к сегодняшнему моменту интересы обеих стран все еще не являются полностью согласованными.
Так, изучение внутренних противоречий Союзного государства, которые существуют на протяжении всего времени его существования, важно для совершенствования дальнейшей деятельности этого объединения, чем и обуславливается актуальность выпускной квалификационной работы.
В рамках данной работы мы предприняли попытку провести анализ российско-белорусских интеграционных процессов и рассмотреть основные объективные и субъективные причины и предпосылки объединения России и Белоруссии, что может быть использовано для более углубленного понимания межгосударственных отношений этих двух стран.
Объектом выпускной квалификационной работы являются внешняя политика РФ и Республики Беларусь в начале XXI в.; российско - белорусский проект «Союзное государство».
Предмет выпускной квалификационной работы - основные этапы, проблемы и перспективы строительства Союзного государства в контексте развития российско - белорусских отношений.
Хронологические рамки исследования охватывают 2000 - е гг., с момента прихода в РФ нового руководства, определившего иной вектор развития Союзного государства, а именно, переведя его на «экономические рельсы» в рамках прагматичного подхода по отстаиванию национальных интересов России. Однако в работе присутствуют неизбежные отклонения от хронологических рамок - к концу 1991 г. Это обусловлено тем, что именно события периода 1990-х гг., во многом, определили сценарий развития отношений между Москвой и Минском, а также сформировали платформу для начала более глубоких двусторонних отношений.
Цель выпускной квалификационной работы: изучить этапы и направления российско-белорусской интеграции в рамках Союзного государства в XXI в. и проанализировать основные проблемы и перспективы ее развития.
Для достижения поставленной цели исследования были обозначены следующие задачи:
1. Проанализировать причины и предпосылки российско- белорусского объединения, а также роль внешнеполитических факторов в создании Союзного государства.
2. Выделить основные этапы и проследить динамику интеграционного процесса Российской Федерации и Республики Беларусь.
3. Изучить особенности и направления реализации российско- белорусского проекта «Союзное государство».
4. Рассмотреть основы политико-правовой интеграции в рамках Союзного государства РФ-РБ.
5. Проанализировать процесс формирования ЕЭП в рамках Союзного государства, особенности экономических взаимоотношений изучаемых государств.
6. Проследить формирование единого информационного российско- белорусского пространства и эволюцию представлений о Союзном государстве в белорусских СМИ (2000-2017 гг.).
7. Определить основные результаты, проблемы и перспективы развития Союзного государства в начале XXI века.
Методологическая база ВКР. В основу выпускной квалификационной работы были положены принцип объективизма и системный подход, способствующие рассмотрению Союзного государства в контексте отношений между Россией и Беларусью и оценке роли внешних факторов в его формировании и развитии. В качестве основного методологического инструментария можно выделить ряд общенаучных методов, таких как: анализ, синтез, индукция и дедукция, которые позволили выявить некоторые проблемы и тенденции развития российско-белорусских отношений, определить основные направления двустороннего сотрудничества в XXI в.
Также в ходе работы над исследованием нами были применены методы описание, сравнение и контент-анализ, которые позволили провести комплексный анализ изученной белорусской прессы. Кроме выше обозначенных методов нами были применены проблемно-хронологический метод и метод экспертных оценок и суждений,
Степень изученности темы исследования. На сегодняшний день вопросы интеграционного сотрудничества России и Белоруссии считаются довольно разработанными. Так, причины и предпосылки российско- белорусского объединения затрагиваются в трудах Ю.В. Шишкова, В. Никонова, Ю.Ф. Година, Ю. Дракохруста и Д. Фурмана, а роль ряда внешнеполитических факторов, повлиявших на создание Союзного государства, было уделено большое значение в работе Ю.П. Бровки.
Некоторые исторические аспекты создания Союзного государства, так же его основные этапы формирования можно встретить у И.И. Антонович, А.Л. Мошес и Г.В. Куликов и других исследователей. Кроме того, значительную помощь при написании нашей работы оказали труды О.И. Долгополовой, В.С. Каменкова и А.Л. Козика, в которых главный акцент делается именно на теоретической составляющей самого проекта Союзного государства, а так же анализируются институционально-правовые основы его оформления.
Бесспорный вклад в исследование политико-правовой интеграции в рамках Союзного государства внесли Г.В. Осипов, С.Н. Бабурин и Ю.Е. Князев. В работах данных исследователей, на основании солидной нормативно-правовой базы Союзного государства, рассматриваются основные институты и организационные составляющие российско- белорусской интеграции.
Вопросы о формировании единого экономического пространства Союзного государства, а также связанные с этим успехи и неудачи освещаются в работах Е.И. Пивовара, П.А. Кохно, С.П. Мартысюка и А.А. Моисеенко и О.Б. Неменского.
Несомненную помощь при рассмотрении проблем и перспектив развития Союзного государства в начале XXI века, нам оказали исследования таких авторов, как: Е.Е. Бинара, Н. Федуловой и И.Н. Бургановой.
К сожалению, в вышеупомянутых работах практически не содержится информации, подтверждающей конкретными цифрами, данными статистики или иными показателями, реальную результативность проекта. Не получила особого освещения в научной историографии и тема эволюции представлений о Союзном государстве в белорусских СМИ за период с 2000 года по 2017 год, что обуславливает дополнительную актуальность данной выпускной квалификационной работы.
Анализ источниковой базы исследования. В данной выпускной квалификационной работе источниковую базу можно подразделить на несколько блоков:
• Первую группу составляет весь комплекс нормативно-правовых актов, касающихся Союзного государства, а также ряд документов, регламентирующих работу союзных органов или являющихся их результатом работы.
Среди них важнейшими являются: «Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Российской Федерацией», «Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии», «Договор о Союзе Беларуси и России», «Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан», «Договор о создании Союзного государства Беларуси и России», а также другие международно-правовые документы, которые позволяют раскрыть деятельность Союзного государства.
Необходимо учитывать, однако, что, несмотря на их многочисленность, сами по себе они не могут, в полной мере, отразить всю проводимую работу, касающуюся союзного строительства.
• Во вторую группу входят статистические, данные социологических опросов: например, Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ) Республики Беларусь и т.д.
• В третью группу источников входят документы, принятые во время заседания различных структур Союзного государства и его официально опубликованные документы. В данных источниках содержатся различные дополнительные обзоры итогов российско-белорусского сотрудничества, планы и программы развития и многое др.
• Отдельную группу источников составляют тексты выступлений лидеров Белоруссии и РФ, а также Президента Союзного государства; и СМИ РБ.
Таким образом, использование различных по происхождению и проблематике групп источников предоставило возможность более широко раскрыть тему работы и понять интеграционные процессы между Беларусью и Россией.
Структура выпускной квалификационной работы определена ее целью и основными задачами и включает: введение, три главы, состоящие из семи параграфов, заключение и библиографию.
Апробация результатов исследования была осуществлена в ходе выступления на двух конференциях в г. Белгороде: VI ежегодная межвузовская научно - практическая конференция «Европа регионов» (февраль 2018 г.), ежегодная научная конференция, проведенная в рамках Дня науки в ИМКиМО (апрель 2018 г.).
Ни Российская Федерация, ни другие страны бывшего социалистического лагеря не могли игнорировать процессы глобализации, ту систему связей и «экономических ролей», которые сложились в «обход них». РФ, как правопреемница СССР, к тому же по-прежнему (хоть и в значительно меньших объемах) обладающая колоссальными географическими, человеческими и иными ресурсами, вступила на путь интеграции в мировые процессы, желая при этом сохранить и часть «распадающихся связей».
Таким образом, постсоветское пространство стало ярким примером «удерживающей» интеграции. Здесь наибольшие успехи были достигнуты Россией и Белоруссией, так как этому способствовал целый ряд политических, экономических, социальных и культурных предпосылок. К середине 1990-х годов в данных странах сложилась определенная политическая ситуация, которая благоприятствовала такому объединению. Довольно значимую роль играла личная заинтересованность в этом белорусского и российского глав государств.
На сегодняшний день весьма важное значение имеют проблемы интеграционной активности в рамках микро- и макрорегионов. На наш взгляд, весьма интересным, является рассмотрение конкретных примеров такой деятельности именно на постсоветском пространстве в контексте российско-белорусских связей. Им является проект, реализуемый Москвой и Минском - Союзное государство. За время его существования (8 декабря 1999 год - настоящее время) в российско-белорусских отношениях не раз возникали различные трудности, конфликты и к сегодняшнему моменту интересы обеих стран все еще не являются полностью согласованными.
Так, изучение внутренних противоречий Союзного государства, которые существуют на протяжении всего времени его существования, важно для совершенствования дальнейшей деятельности этого объединения, чем и обуславливается актуальность выпускной квалификационной работы.
В рамках данной работы мы предприняли попытку провести анализ российско-белорусских интеграционных процессов и рассмотреть основные объективные и субъективные причины и предпосылки объединения России и Белоруссии, что может быть использовано для более углубленного понимания межгосударственных отношений этих двух стран.
Объектом выпускной квалификационной работы являются внешняя политика РФ и Республики Беларусь в начале XXI в.; российско - белорусский проект «Союзное государство».
Предмет выпускной квалификационной работы - основные этапы, проблемы и перспективы строительства Союзного государства в контексте развития российско - белорусских отношений.
Хронологические рамки исследования охватывают 2000 - е гг., с момента прихода в РФ нового руководства, определившего иной вектор развития Союзного государства, а именно, переведя его на «экономические рельсы» в рамках прагматичного подхода по отстаиванию национальных интересов России. Однако в работе присутствуют неизбежные отклонения от хронологических рамок - к концу 1991 г. Это обусловлено тем, что именно события периода 1990-х гг., во многом, определили сценарий развития отношений между Москвой и Минском, а также сформировали платформу для начала более глубоких двусторонних отношений.
Цель выпускной квалификационной работы: изучить этапы и направления российско-белорусской интеграции в рамках Союзного государства в XXI в. и проанализировать основные проблемы и перспективы ее развития.
Для достижения поставленной цели исследования были обозначены следующие задачи:
1. Проанализировать причины и предпосылки российско- белорусского объединения, а также роль внешнеполитических факторов в создании Союзного государства.
2. Выделить основные этапы и проследить динамику интеграционного процесса Российской Федерации и Республики Беларусь.
3. Изучить особенности и направления реализации российско- белорусского проекта «Союзное государство».
4. Рассмотреть основы политико-правовой интеграции в рамках Союзного государства РФ-РБ.
5. Проанализировать процесс формирования ЕЭП в рамках Союзного государства, особенности экономических взаимоотношений изучаемых государств.
6. Проследить формирование единого информационного российско- белорусского пространства и эволюцию представлений о Союзном государстве в белорусских СМИ (2000-2017 гг.).
7. Определить основные результаты, проблемы и перспективы развития Союзного государства в начале XXI века.
Методологическая база ВКР. В основу выпускной квалификационной работы были положены принцип объективизма и системный подход, способствующие рассмотрению Союзного государства в контексте отношений между Россией и Беларусью и оценке роли внешних факторов в его формировании и развитии. В качестве основного методологического инструментария можно выделить ряд общенаучных методов, таких как: анализ, синтез, индукция и дедукция, которые позволили выявить некоторые проблемы и тенденции развития российско-белорусских отношений, определить основные направления двустороннего сотрудничества в XXI в.
Также в ходе работы над исследованием нами были применены методы описание, сравнение и контент-анализ, которые позволили провести комплексный анализ изученной белорусской прессы. Кроме выше обозначенных методов нами были применены проблемно-хронологический метод и метод экспертных оценок и суждений,
Степень изученности темы исследования. На сегодняшний день вопросы интеграционного сотрудничества России и Белоруссии считаются довольно разработанными. Так, причины и предпосылки российско- белорусского объединения затрагиваются в трудах Ю.В. Шишкова, В. Никонова, Ю.Ф. Година, Ю. Дракохруста и Д. Фурмана, а роль ряда внешнеполитических факторов, повлиявших на создание Союзного государства, было уделено большое значение в работе Ю.П. Бровки.
Некоторые исторические аспекты создания Союзного государства, так же его основные этапы формирования можно встретить у И.И. Антонович, А.Л. Мошес и Г.В. Куликов и других исследователей. Кроме того, значительную помощь при написании нашей работы оказали труды О.И. Долгополовой, В.С. Каменкова и А.Л. Козика, в которых главный акцент делается именно на теоретической составляющей самого проекта Союзного государства, а так же анализируются институционально-правовые основы его оформления.
Бесспорный вклад в исследование политико-правовой интеграции в рамках Союзного государства внесли Г.В. Осипов, С.Н. Бабурин и Ю.Е. Князев. В работах данных исследователей, на основании солидной нормативно-правовой базы Союзного государства, рассматриваются основные институты и организационные составляющие российско- белорусской интеграции.
Вопросы о формировании единого экономического пространства Союзного государства, а также связанные с этим успехи и неудачи освещаются в работах Е.И. Пивовара, П.А. Кохно, С.П. Мартысюка и А.А. Моисеенко и О.Б. Неменского.
Несомненную помощь при рассмотрении проблем и перспектив развития Союзного государства в начале XXI века, нам оказали исследования таких авторов, как: Е.Е. Бинара, Н. Федуловой и И.Н. Бургановой.
К сожалению, в вышеупомянутых работах практически не содержится информации, подтверждающей конкретными цифрами, данными статистики или иными показателями, реальную результативность проекта. Не получила особого освещения в научной историографии и тема эволюции представлений о Союзном государстве в белорусских СМИ за период с 2000 года по 2017 год, что обуславливает дополнительную актуальность данной выпускной квалификационной работы.
Анализ источниковой базы исследования. В данной выпускной квалификационной работе источниковую базу можно подразделить на несколько блоков:
• Первую группу составляет весь комплекс нормативно-правовых актов, касающихся Союзного государства, а также ряд документов, регламентирующих работу союзных органов или являющихся их результатом работы.
Среди них важнейшими являются: «Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Российской Федерацией», «Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии», «Договор о Союзе Беларуси и России», «Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан», «Договор о создании Союзного государства Беларуси и России», а также другие международно-правовые документы, которые позволяют раскрыть деятельность Союзного государства.
Необходимо учитывать, однако, что, несмотря на их многочисленность, сами по себе они не могут, в полной мере, отразить всю проводимую работу, касающуюся союзного строительства.
• Во вторую группу входят статистические, данные социологических опросов: например, Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ) Республики Беларусь и т.д.
• В третью группу источников входят документы, принятые во время заседания различных структур Союзного государства и его официально опубликованные документы. В данных источниках содержатся различные дополнительные обзоры итогов российско-белорусского сотрудничества, планы и программы развития и многое др.
• Отдельную группу источников составляют тексты выступлений лидеров Белоруссии и РФ, а также Президента Союзного государства; и СМИ РБ.
Таким образом, использование различных по происхождению и проблематике групп источников предоставило возможность более широко раскрыть тему работы и понять интеграционные процессы между Беларусью и Россией.
Структура выпускной квалификационной работы определена ее целью и основными задачами и включает: введение, три главы, состоящие из семи параграфов, заключение и библиографию.
Апробация результатов исследования была осуществлена в ходе выступления на двух конференциях в г. Белгороде: VI ежегодная межвузовская научно - практическая конференция «Европа регионов» (февраль 2018 г.), ежегодная научная конференция, проведенная в рамках Дня науки в ИМКиМО (апрель 2018 г.).
В истории было достаточно много попыток создания союзных государств, но срок существования их был обычно недолгим: одни разваливались под влиянием непримиримых противоречий социально-экономического или политического характера, а в других, например, одно государство пыталась взять власть над другим или другими.
В конце прошлого столетия, после распада Советского Союза, два суверенных государства - Российская Федерация и Республика Беларусь создали свое союзное объединение. По нашему мнению, Союзному государству Беларуси и России суждена достаточно долгая жизнь. Более семнадцати первых лет его существования свидетельствуют о том, что оно жизнеспособно, провело огромную работу по концептуализации союзных договоренностей и задач и наметило планы по их реализации.
Союзное государство РФ-РБ - масштабный интеграционный проект, в котором поэтапно организуются совместные экономическое, политическое, военное и гуманитарное пространства.
Рассматривая историческую динамику интеграционных процессов между Россией и Белоруссией, отметим основные причины и предпосылки оформления этого Союза: экономические, геополитические, военные, социально-культурные.
Здесь также нужно сказать о том, что близость российской и белорусской культур, схожесть их языков и менталитета довольно сильно облегчают взаимопонимание на сегодняшний момент и способствовали менее болезненному и сложному объединению этих двух стран.
Также, необходимо отметить и фактор политической воли глав государств того времени, которые, безусловно, тоже оказали влияние на формирование союза России и Белоруссии. Серьезным фактором, при их объединении, оказались и внешнеполитические: желание США расколоть постсоветское пространство, максимально при этом отдалив все страны, 93
находящиеся на данной территории, от России, что и явилось причиной перехода РФ к конфронтационной политике с США, и многое другое.
В условиях исторически противоречивого кризисного мира конца XX - начала XXI столетия формирование Союзного государства Беларуси и России явилось фактором стабилизации значительной территории постсоветского пространства. Одновременно оно стало хорошим геополитическим образцом для народов, которые пока не способны выйти из своего затяжного социально-экономического кризиса и политических раздоров. Однако, данный проект имеет в обеих странах как сторонников, так и противников подобной интеграционной деятельности.
Работа по кодификации союзных отношений, межгосударственных связей, становлению системы экономического и военно-политического взаимодействия, проведенная в Союзном государстве, стала неплохой базой для организации Таможенного союза и, безусловно, внесла свой вклад в становление Евразийского союза, а также дальнейшее его функционирование, в котором отношения, базируясь на российско- белорусской государственности, являются своеобразной основой, на которой строится новое социально-экономическое пространство Евразии.
Современное состояние Союзного государства можно охарактеризовать следующим образом. Функционируют органы управления: Высший Государственный Совет, Совет Министров, Парламентское Собрание, Постоянный комитет Союзного государства. Приступил к работе новый рабочий орган - Группа высокого уровня, созданная вместо прежней Межправительственной комиссии.
В качестве особенности Союзного государства, можно выделить его федеративное устройство. Изначально предполагалось объединение политико-правовых систем РФ-РБ, однако, даже на сегодняшний день, в полной мере это реализовать еще не удалось.
Решен ряд важнейших вопросов в социальной и гуманитарной сферах - таких как свободное передвижение граждан России и Белоруссии на территории Союзного государства, равные права на выбор ими места жительства, места работы, на медицинское обеспечение и образование. Решающим фактором при достижении этих целей явилась отмена в 1996 году пограничного контроля на российско-белорусской границе.
Также, наблюдается заметное продвижение в сфере экономического и научно-технического взаимодействия. Можно сказать, что Союзное государство сыграло роль своего рода испытательного полигона для дальнейшего успешного функционирования, перешедшего в формат тройственного, Таможенного союза.
Так, экономическое и торговое сотрудничество России и Белоруссии в XXI веке развивается в положительном направлении, кроме периодов с 2005 года по 2007 год и с 2009 по 2010 год, когда в российско-белорусских отношениях существовали некоторые трудности. А даже в предкризисном 2008 году товарооборот между странами превысил 34 миллиарда долларов, что было абсолютным рекордом после распада СССР.
Существующие между странами межрегиональные связи выступают довольно важным фактором дальнейшего развития двустороннего экономического сотрудничества между РФ и РБ. А благодаря диверсификации и мозаичности такие связи сравнительно нечувствительны к любым изменениям внешнеэкономической политики, что создает определенную дополнительную страховку странам на этом направлении.
На данный момент урегулирован вопрос с газотранспортной системой, строится Белорусская атомная электростанция. Налажено взаимодействие в правоохранительной и военной сферах: созданы совместная региональная система ПВО и региональная группировка войск. С 2005 года успешно работает Пограничный комитет Союзного государства. Регулярно проводятся совместные заседания коллегий правоохранительных органов, реализуются различные программы по развитию их инфраструктуры, отрабатывается взаимодействие в сфере борьбы с преступностью. Также, с 1996 года существуют двухлетние программы согласованных действий в области внешней политики.
Проанализировав основные этапы интеграции России и Белоруссии, хотелось бы сказать о том, что:
■ процессы политической и экономической интеграции развивались параллельно
■ при этом, именно политическое и экономическое объединение двух стран проходило асинхронно из-за «подвижности» политической конъюнктуры
■ не существовала четкая программа интеграции, что делало этот процесс стихийным, а, иногда, и противоречивым
■ за все время, не смотря на реализацию многих поставленных целей, к сожалению, не были решены основные зачади интеграции (слишком большое внимание было уделено этапам «бумажной» интеграции, которые Россия и Белоруссия проходили раз за разом, а не созданию, например, реально функционирующей системы наднациональных органов), что и привело РФ и РБ к определенным трудностям в двусторонних отношениях
Главной проблемой была и остается архитектура суверенитета единого государственного образования и, особенно, в тех моментах, которые касаются гарантий статуса правящих кругов двух стран. Но, при этом, была создана неплохая база для дальнейшего сотрудничества в рамках Союзного государства и апробации в его рамках некоторых решений, которые могут использоваться в будущем и другими интеграционными объединениями, в которых будут принимать участие Россия и Белоруссия.
Так, исторический опыт Союзного государства России и Белоруссии представляет собой особую международную ценность как пример для других народов, ищущих пути к своей самоидентификации в непростом мире XXI века.
В конце прошлого столетия, после распада Советского Союза, два суверенных государства - Российская Федерация и Республика Беларусь создали свое союзное объединение. По нашему мнению, Союзному государству Беларуси и России суждена достаточно долгая жизнь. Более семнадцати первых лет его существования свидетельствуют о том, что оно жизнеспособно, провело огромную работу по концептуализации союзных договоренностей и задач и наметило планы по их реализации.
Союзное государство РФ-РБ - масштабный интеграционный проект, в котором поэтапно организуются совместные экономическое, политическое, военное и гуманитарное пространства.
Рассматривая историческую динамику интеграционных процессов между Россией и Белоруссией, отметим основные причины и предпосылки оформления этого Союза: экономические, геополитические, военные, социально-культурные.
Здесь также нужно сказать о том, что близость российской и белорусской культур, схожесть их языков и менталитета довольно сильно облегчают взаимопонимание на сегодняшний момент и способствовали менее болезненному и сложному объединению этих двух стран.
Также, необходимо отметить и фактор политической воли глав государств того времени, которые, безусловно, тоже оказали влияние на формирование союза России и Белоруссии. Серьезным фактором, при их объединении, оказались и внешнеполитические: желание США расколоть постсоветское пространство, максимально при этом отдалив все страны, 93
находящиеся на данной территории, от России, что и явилось причиной перехода РФ к конфронтационной политике с США, и многое другое.
В условиях исторически противоречивого кризисного мира конца XX - начала XXI столетия формирование Союзного государства Беларуси и России явилось фактором стабилизации значительной территории постсоветского пространства. Одновременно оно стало хорошим геополитическим образцом для народов, которые пока не способны выйти из своего затяжного социально-экономического кризиса и политических раздоров. Однако, данный проект имеет в обеих странах как сторонников, так и противников подобной интеграционной деятельности.
Работа по кодификации союзных отношений, межгосударственных связей, становлению системы экономического и военно-политического взаимодействия, проведенная в Союзном государстве, стала неплохой базой для организации Таможенного союза и, безусловно, внесла свой вклад в становление Евразийского союза, а также дальнейшее его функционирование, в котором отношения, базируясь на российско- белорусской государственности, являются своеобразной основой, на которой строится новое социально-экономическое пространство Евразии.
Современное состояние Союзного государства можно охарактеризовать следующим образом. Функционируют органы управления: Высший Государственный Совет, Совет Министров, Парламентское Собрание, Постоянный комитет Союзного государства. Приступил к работе новый рабочий орган - Группа высокого уровня, созданная вместо прежней Межправительственной комиссии.
В качестве особенности Союзного государства, можно выделить его федеративное устройство. Изначально предполагалось объединение политико-правовых систем РФ-РБ, однако, даже на сегодняшний день, в полной мере это реализовать еще не удалось.
Решен ряд важнейших вопросов в социальной и гуманитарной сферах - таких как свободное передвижение граждан России и Белоруссии на территории Союзного государства, равные права на выбор ими места жительства, места работы, на медицинское обеспечение и образование. Решающим фактором при достижении этих целей явилась отмена в 1996 году пограничного контроля на российско-белорусской границе.
Также, наблюдается заметное продвижение в сфере экономического и научно-технического взаимодействия. Можно сказать, что Союзное государство сыграло роль своего рода испытательного полигона для дальнейшего успешного функционирования, перешедшего в формат тройственного, Таможенного союза.
Так, экономическое и торговое сотрудничество России и Белоруссии в XXI веке развивается в положительном направлении, кроме периодов с 2005 года по 2007 год и с 2009 по 2010 год, когда в российско-белорусских отношениях существовали некоторые трудности. А даже в предкризисном 2008 году товарооборот между странами превысил 34 миллиарда долларов, что было абсолютным рекордом после распада СССР.
Существующие между странами межрегиональные связи выступают довольно важным фактором дальнейшего развития двустороннего экономического сотрудничества между РФ и РБ. А благодаря диверсификации и мозаичности такие связи сравнительно нечувствительны к любым изменениям внешнеэкономической политики, что создает определенную дополнительную страховку странам на этом направлении.
На данный момент урегулирован вопрос с газотранспортной системой, строится Белорусская атомная электростанция. Налажено взаимодействие в правоохранительной и военной сферах: созданы совместная региональная система ПВО и региональная группировка войск. С 2005 года успешно работает Пограничный комитет Союзного государства. Регулярно проводятся совместные заседания коллегий правоохранительных органов, реализуются различные программы по развитию их инфраструктуры, отрабатывается взаимодействие в сфере борьбы с преступностью. Также, с 1996 года существуют двухлетние программы согласованных действий в области внешней политики.
Проанализировав основные этапы интеграции России и Белоруссии, хотелось бы сказать о том, что:
■ процессы политической и экономической интеграции развивались параллельно
■ при этом, именно политическое и экономическое объединение двух стран проходило асинхронно из-за «подвижности» политической конъюнктуры
■ не существовала четкая программа интеграции, что делало этот процесс стихийным, а, иногда, и противоречивым
■ за все время, не смотря на реализацию многих поставленных целей, к сожалению, не были решены основные зачади интеграции (слишком большое внимание было уделено этапам «бумажной» интеграции, которые Россия и Белоруссия проходили раз за разом, а не созданию, например, реально функционирующей системы наднациональных органов), что и привело РФ и РБ к определенным трудностям в двусторонних отношениях
Главной проблемой была и остается архитектура суверенитета единого государственного образования и, особенно, в тех моментах, которые касаются гарантий статуса правящих кругов двух стран. Но, при этом, была создана неплохая база для дальнейшего сотрудничества в рамках Союзного государства и апробации в его рамках некоторых решений, которые могут использоваться в будущем и другими интеграционными объединениями, в которых будут принимать участие Россия и Белоруссия.
Так, исторический опыт Союзного государства России и Белоруссии представляет собой особую международную ценность как пример для других народов, ищущих пути к своей самоидентификации в непростом мире XXI века.
Подобные работы
- Приоритетные направления внешней политики России в 1992-2008гг
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ И РОССИЙСКОЙ ТОРГОВЛИ
Дипломные работы, ВКР, мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - РОССИЯ - БЕЛОРУСИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ СНГ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА
(правовые проблемы) (12.00.01)
Диссертации (РГБ), теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1998 - ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЕВРАЗИИ.
THE PROBLEM OF IDENTITY CONSTRUCTION IN THE CONTEXT OF
INTEGRATION PROCESSES IN MODERN EURASIA
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2016 - ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЕВРАЗИИ.
THE PROBLEM OF IDENTITY CONSTRUCTION IN THE CONTEXT OF INTEGRATION PROCESSES IN MODERN EURASIA
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - Уголовная ответственность за организацию преступного сообщества (преступной организации) по законодательству России, Беларуси и Украины: сравнительный анализ
Диссертация , . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Эффективность работы универсальных международных организаций в исторической ретроспективе и перспективе
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2021 - ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2019



