Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЖУРНАЛИСТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ: ТЕХНОЛОГИИ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, ПРАВОВЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Работа №67867

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы72
Год сдачи2016
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4443
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЖУРНАЛИСТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ В ТЕОРИИ
СОВРЕМЕННОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 9
1.1. Исторические предпосылки появления и развития
журналистского расследования на телевидении 9
1.2. Журналистское расследование как метод сбора информации 16
1.3. Правовые и этические проблемы журналистского расследования 20
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ I 27
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ
ТЕЛЕВИДЕНИИ 28
2.1. Разновидности журналистского расследования на современном
телевидении 28
2.2. Особенности использования журналистского расследования в
разных жанрах телепрограмм 40
2.3. Технология проведения журналистского расследования на современном телевидении 48
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68


Журналистское расследование - один из самых молодых журналистских методов в нашей стране. Это тесно связанно с политической историей России. В советское время журналистское расследование, в том понимании, в котором оно существует сейчас, практически не использовалось. Из-за того, что расследование всех социально-значимых проблем без предварительной государственной проверки, представляло опасность для правительства, а потому возможность журналистского расследования была сведена практически к нулю.
В России первые материалы под рубрикой «Журналистское расследование» стали появляется в 1990-е годы. Всё это стало возможным благодаря выходу закона «О средствах массовой информации» в 1991 г., который наделял журналистов большими правами и не ограничивал в поиске информации, предусматривая некоторые исключения.
В наше время многие исследователи спорят по поводу того, чем является журналистское расследование, а именно, - это отдельный журналистский жанр или система методов получения информации. Так, А. Константинов определяет журналистское расследование, как метод творческой деятельности, т. е. «поиск, обнародование и исследование неких фактов, которые до поры до времени находились вне поля общественного внимания» [Константинов 2003, с.13].
А. А. Тертычный выделяет журналистское расследование как самостоятельный аналитический жанр: «Своеобразие журналистского
расследования как особого жанра определяется качествами, возникающими под воздействием предмета, цели, методов получения информации, особенностями изложения полученного материала» [Тертычный 2000, с. 178].
В журналистском расследовании как профессиональном методе применяется ряд общетеоретических методов, помогающих осуществить авторский замысел (скрытое и открытое наблюдение, включенное и не включенное наблюдение, эксперимент и многие другие). Совокупность всех методов составляет его основу как жанра. Однако О. Г. Кунгурова считает, что разграничивать понятие журналистского расследования на жанр или метод не целесообразно: «С научной точки зрения, не корректно позиционировать журналистское расследование либо только как метод, либо только как жанр социальной публицистики. Данный феномен следует рассматривать в совокупности всех его уникальных характеристик» [Кунгурова, http]. Мы в своей работе склоняемся к определению журналистского расследования как метода творческой деятельности журналиста.
Обстоятельно подойдя к изучению проблемы функционирования журналистского расследования на телевидении и проанализировав теоретический базис данной проблемы, мы пришли к выводу, что в теории телевизионной журналистики на сегодняшний день не сформирован целесообразный инструментарий телевизионного журналиста-расследователя при том, что данный метод активно используется на современном телевидении в различных жанрах телепрограмм. Расследовательская журналистика сегодня - больше интуитивная область, нежели четко структурированная, тактически обусловленная профессиональная сфера. Именно этот аспект определил актуальность выбранной темы, в основу которой положено обоснования методологии и технологии современного телевизионного журналиста.
Объектом дипломной работы является журналистское расследование как метод получения информации.
Предметом выступает совокупность общетеоретических методов, реализуемых в рамках профессионального метода журналистского расследования, его инструментарий, и технологии проведения на современном российском телевидении.
Цель работы - выявить особенности, методы и приёмы для создания журналистского расследования в телевизионной практике на примере передач «Среда обитания», «Человек и закон» «Первого канала» и «Честный детектив» канала «Россия-1».
Предмет и объект данной дипломной работы, а также её цель определили следующие задачи:
1. Определить исторические предпосылки появления и развития журналистского расследования;
2. Выявить характерные' признаки метода журналистского расследования;
3. Обозначить юридические и этические аспекты при создании журналистского расследования.
4. Определить виды журналистского расследования на современном российском телевидении;
5. Выявить особенности использования журналистского расследования в разных жанрах телепрограмм;
6. Изучить особенности использования и этапы для реализации журналистского расследования на современном российском телевидении;
Эмпирической базой исследования выступают программы «Среда обитания» «Первого канала» (35 выпусков), «Че'стный детектив» телеканала «Россия-1» (30 выпусков), программа «Человек и закон» «Первого канала» (35 выпусков). В качестве дополнительной эмпирической базы для иллюстрации жанровых форм, в которых реализуется журналистское расследование, в частности, ток-шоу и очерк, были выбраны выпуски программы «Честный понедельник» (5 выпусков) и «Очная ставка» (5 выпусков) телеканала «НТВ». Общее количество проанализированных выпусков - 110. Отбор эмпирического материала проводился методом сплошной выборки. При анализе исследователь старался сделать акцент на современном состоянии анализируемых программ и актуальных сегодня методах получения информации в рамках журналистского расследования.
Теоретической базой дипломной работы выступают труды авторов (А. Константинов, М. Ким, Л. Чиликина, Ю. Шум и др.), в содержании которых обозначены исторические предпосылки появления журналистского расследования.
В работах других авторов раскрывается суть журналистского расследования (Д. Рэндалл, Н. Бергер, Дж. Уллмен и др.), методы позволяющие реализовать корреспондентам программы определённой направленности (А. Тертычный, С. Корконосенко, Н. Вакурова, Л. Шестеркина и др.), а также рассматриваются юридические и этические нормы использования журналистского расследования (Г. Лазутина, М. Шостак, А. Рихтер и др.).
Степень научной разработанности проблемы на сегодняшний день представляется не полной. Прежде всего, это связано со сложностью определения феномена журналистского расследования: в теории
журналистики нет окончательной определенности, чем является журналистское расследование - профессиональным методом получения информации или журналистским жанром. Это во многом обусловливает недостаточную изученность инструментария телевизионного журналиста, проводящего журналистское расследование, технологии и особенности использования журналистского расследования в различных жанрах телепрограмм.
Новизна дипломной работы заключается в том, что в работе выявлены методы, позволяющие реализовать на практике журналистское расследование, используемые корреспондентами российских телеканалов при подготовке программ. В частности, в работе рассмотрены характерные особенности журналистского расследования на примере программ «Среда обитания», «Человек и закон» «Первого канала», «Честный детектив» канала «Россия-1».
Методы исследования, использованные в работе, определяются целью, задачами, объектом и предметом исследования и включают в себя:
1. Сравнительный метод, теоретический анализ проблемы исследования, индуктивно-дедуктивный метод позволили систематизировать теоретический материал;
2. Метод мониторинга, примененный при отборе эмпирического материала исследования;
3. Метод описания, обработки, интерпретации (объяснение, сравнение примеров), дали возможность провести анализ телевизионных программ;
4. Исторический метод позволил рассмотреть процесс возникновения журналистского расследования, а также его развития на практике.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в научно-исследовательском характере, в результате чего данное исследование можно использовать в качестве методического материала при изучении метода журналистского расследования, что актуализирует теоретическую значимость работы. Практическая ценность состоит в том, что знания, полученные в результате написания данной работы, можно применять в практике тележурналиста при создании программ исследуемой направленности.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и списка использованной литературы.
Во введении обозначается проблема работы, излагаются актуальность, цели, задачи исследования, методы исследования, новизна исследования, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе - «Журналистское расследование в теории современной телевизионной журналистики» - рассказывается об истории возникновения журналистского расследования. Рассматриваются
характерные признаки метода журналистского расследования. Выделяются юридические и этические аспекты при создании программ исследуемой направленности.
Во второй главе - «Особенности проведения журналистского расследования на современном российском телевидении» - содержится описание видов журналистского расследования на телевидении. Выявляются жанровые формы экранной продукции, в которых реализуется авторский замысел расследования. Рассматриваются этапы создания журналистского расследования и общетеоретические методы, которые используют корреспонденты для создания программ.
В заключении сформулированы основные выводы работы.
Промежуточные итоги данного научного исследования прошли апробацию в рамках научно-практической конференции студентов факультета журналистики НИУ «БелГУ». По результатам выступления в рамках секции «Актуальные проблемы интернет- и тележурналистики» доклад «Методы представления информации в российской телевизионной расследовательской журналистике» был признан лучшим.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Поставленная в данной дипломной работе цель: выявление особенностей, методов и приёмов для создания журналистского расследования на современном российском телевидении. Можно считать достигнутой, так нами были решены поставленные задачи.
Мы узнали, что в СССР журналистского расследования в принципе не было, так как все СМИ находились в тотальном контроле у властных структур. Однако первые публикации, связанные с расследовательской тематикой, стали активно появляется в 1970-е годы. Подобного рода материалы связаны с именами двух журналистов, работающих в «Литературной газете» - Аркадием Ваксбергом и Юрием Щекочихиным.
На Ленинградском телевидении в конце 1980 года начала выходить в эфир программа Александра Невзорова «600 секунд». Телепередача пользовалась большим успехом, так как с первого выпуска была нацелена на остросоциальные темы.
А. Д. Константинов, Д. Рендал, Н. Бергер и др. рассматривают журналистское расследование как метод творческой деятельности. В доказательство тому они приводят доводы, которые позволяют определить расследование как метод: личная инициатива; первичное расследование; определённый круг тем, связанный с правонарушением; трудности в получении необходимой информации.
В свою очередь Н. Бергер, утверждает, что журналистское расследование - это «особый метод профессиональной деятельности журналиста, структурно представляющий собой синтез двух уровней: гносеологического и репрезентативного» [Бергер 2006, http].
Любое журналистское расследование связано с правонарушением. Исследователями были выделены разновидности расследований в зависимости от темы: политические преступления, исторические тайны, экономические преступления, экологические, криминальные, спортивные и социальные журналистские расследования.
На современном российском телевидении журналистское расследование реализуется в трёх жанровых формах телепрограмм: репортаж, очерк и ток-шоу
Репортаж отражает работу корреспондента практически в реальном времени, что позволяет телезрителю ощутить себя участником события. Примером такого жанра может служить «Человек и закон» («Первый канал»). В очерке журналисты ставят перед собой цель - выявить скрытые стороны той или иной проблемы и раскрыть суть человеческих действий. На современном телевидении в этом жанре работают корреспонденты программы «Очная ставка» («НТВ»), «Честный детектив» («Россия-1»). Ток- шоу, несмотря на свои качественные характеристики, не способно в полном объёме реализовать журналистское расследование и, как следствие, приводит к появлению программ с псевдорасследовательской направленностью. Одним из примеров подобного рода телепрограмм является «Честный понедельник» («НТВ»).
А. Д. Константинов, теоретик и практик журналистского расследования, выделяет следующие этапы работы: 1) составление плана мероприятий; 2) сбор и обработка полученной информации; 3) работа с источниками информации; 4) систематизация полученных сведений; 5) составление доказательной базы; 6) юридическая экспертиза; 7) подготовка выхода в эфир.
При работе связанной со сбором и обработкой информации, корреспонденты используют ряд общетеоретических методов, в который входят: проработка документов, наблюдение, интервью, эксперимент.
Несмотря на то, что юридическая экспертиза стоит на предпоследнем месте, корреспондент должен задумываться о своей правовой и этической безопасности уже на первом этапе. Для этого ему необходимы правовые знание, которые содержаться в Конституции РФ, Гражданском, Уголовном кодексах РФ, закон «О СМИ». И этические знания, содержащиеся в кодексе профессиональной этики российского журналиста.
Таким образом, данная работа показала всю актуальность и своевременность исследования проблематики журналистского расследования на современном телевидении. Стоит, однако, отметить, что этой работой проблемы, связанные с предметом нашего изучения не исчерпываются. Журналистское расследование представляется перспективным в плане научного исследования. Так, полагаем, что дальнейшей проработки требуют этические проблемы, возникающие при работе над журналистским расследованием, которые не связаны напрямую с нарушением законодательства, но тесно связаны с пренебрежением норм морали и профессионального долга; методология анализа полученной информации; результативность журналистского расследования, которая проявляется после выхода в эфир программ определённой направленности.



1. Абожина, Н. К. Журналистское расследование на телеэкране: опыт и проблемы [Текст] / Н. К. Абожина // Вестник Санкт-Петербургского университета № 4, 2007. - с. 231 - 235.
2. Багиров, Э. Основы телевизионной журналистики [Текст] / Э. Багиров, А. Юровский, Р. Борецкий - М.: Кнорус, 1987. - 239 с.
3. Бергер, Н. В. «Расследование как метод журналистской деятельности»: дис. д-ра филол. Наук [Электронный ресурс] / Н. В. Бергер. СПб., 2006 - Режим доступа: http://cheloveknauka.com/rassledovanie-kak- metod-zhurnalistskoy-deyatelnosti
4. Бергер, Н. В. Предмет и границы журналистского расследования /
[Электронный ресурс] / Н. В. Бергер // Научная электронная библиотека Киберленинка - Научные статьи - Режим доступа:
http://cyberleninka.rU/article/n/predmet-i-granitsy-zhurnalistskogo-rassledovaniya - Вестник Волгоградского государственного университета, выпуск №3,
2003.
5. Бородина, А. Первые кнопки России [Электронный ресурс] /
А. Бородина // Коммерсантъ - Режим доступа:
http://www.kommersant.ru/doc/560139 - № 13, 04.04.2005
6. Вакурова, Н. В. Типология жанров современной экранной продукции [Текст] / Н. В. Вакурова, Л.И. Московкин - М.: 1997. - 62 с.
7. Вартанов, А. Актуальные проблемы телевизионного творчества. На телевизионных подмостках [Текст] / А. Вартанов - М.: Высшая школа, 2003. - 320 с.
8. Васильева, Т. В. Курс радиотелевизионной журналистики [Текст] / Т.В. Васильева, В.Г. Осинский, Г.Н. Петров - Спб., 2004. - 288 с.
9. Горохов, В. М. Методы журналистского творчества [Текст] / Под ред. В.М. Горохова - М.: Издательство Московского университета, 1982. - 250 с.
10. Долгина, Е. С. Криминальная журналистика: теоретический аспект [Текст] / Е. С. Долгина, М. Ю. Ситникова //Молодой ученый, № 7, 2015. - С. 1111 - 1114.
11. Егоров, В. В. Телевидение: теория и практика [Текст] / В. В. Егоров - М.: 1993 - 564 с.
12. Егоров, В. Терминологический словарь телевидения. Основные понятия и комментарии [Текст] / В. Егоров. - М., 1997. - 49 с.
13. Кацев, И. Г. История российского телевидения (1907 - 2000) [Текст] / И. Г. Кацев - М.: РГГУ, 2004. - 256 с.
14. Качкаева, А. Г. История телевидения в России: между властью, свободой и собственностью [Текст] // в 3-х т. под ред. П. С. Филиппова- СПБ.: «Норма», 2011. - с. 81 - 127.
15. Кашинская, Л. В. Эксперимент как метод журналистской деятельности [Текст] //Вестник МГУ, №10, 1986. - с. 26 - 43.
16. Ким, М. Н. Технология создания журналистского произведения [Текст] / М. Н. Ким - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. - 320 с.
17. Князев, А. Основы тележурналистики и телерепортажа [Текст] / А. Князев - Б.: «КРСУ» ,2001. - 146 с.
18. Колесниченко, А. В. Практическая журналистика [Текст] / А. В. Колесниченко - М.: «Издательство Московского университета», 2008. - 179 с.
19. Кондратьева, Н. Е. Ток-шоу как жанр современной массовой культуры [Текст] / Е. Н. Кондратьева, Л. В. Мордовина // Аналитика культурологии №12, 2008. - с. 205 - 210.
20. Константинов, А. Д. Журналистское расследование. История метода и современная практика [Текст] / Под ред. А. Д. Константинова - СПб.: «Издательский Дом "Нева"», М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2003. - 480 с.
21. Константинов, А. Д. Предмет журналистского расследования. Журналистское расследование как универсальный метод работы журналистов. Методика проведения журналистского расследования. Правила
безопасности при работе журналиста [Электронный ресурс] / А. Д. Константинов // Общественные расследования в местном сообществе, Новосибирск, 17.04.2012. - Режим доступа:
http: //www.sibirp .ru/attachments/mod_catalogue/87/file_2654. docx
22. Корконосенко, С. Г. Основы творческой деятельности журналиста [Текст] / С. Г. Корконосенко. - СПб.: «Знание», СПбИВЭСЭП, 2000. - 272 с.
23. Краузе, Ю. Наш человек в законе [Текст] // Журналист №10,
2004. - с. 48
24. Кузнецов, Г. В. Телевизионная журналистика [Текст] / Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Ю. Юровский - М.: «Высшая школа», 2002. - 304 с.
25. Кузнецов, Г. В. Так работают журналисты ТВ [Текст] / Г. В. Кузнецов - М.: «Издательство Московского университета», 2004. - 400 с.
26. Кузнецов, Г. В. ТВ журналистика: критерии профессионализма [Текст] / Г. В. Кузнецов - М.: Высшая школа, 2002. - 220 с.
27. Кунгурова, О. Г. Журналистское расследование: жанр или метод? / [Электронный ресурс] /О. Г. Кунгурова // Архив научных публикаций. Режим доступа: ttp: //www.rusnauka.com/3 6_PVMN_2012/Philologia/7_123826.doc. htm
28. Лазутина, Г. В. Основы творческой деятельности журналиста [Текст] / Г. В. Лазутина - М: «Аспект-Пресс», 2001. - 240 с.
29. Лазутина, Г. В. Профессиональная этика журналиста [Текст] / Г. В. Лазутина - М.: «Аспект Пресс», 2000. - 208 с.
30. Лазутина, Г. В. Технология и методика журналистского творчества [Текст] / Г. В. Лазутина - М.: 1988. - с. 51 - 54.
31. Лукина, М. Технология интервью [Текст] / М. Лукина - М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2003. - 191 с.
32. Михалкович, В. И. О сущности телевидения [Текст] / В. И.
Михалкович. - М.: Институт повышения квалификации работников
телевидения и радиовещания, 1998. - 27с.
33. Новикова, А. А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия [Текст] / А. А. Новикова - СПб.: Алетейя, 2008. - 208 с.
34. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики [Текст] / Е.П. Прохоров - М.: Аспект Пресс, 2011. - 351 с.
35. Пугачёв, В. П. Ведение в политологию [Текст] / В. П. Пугачёв, А. И. Соловьёв - М., Из-во «Аспект пресс», 2004. - 479 с.
36. Рихтер, А. Г. Правовые основы журналистики [Текст] / А. Г. Рихтер - М.: «Издательство Московского университета», 2002. - 352 с.
37. Рэндалл, Д. Универсальный журналист [Текст] / Д. Рэндалл - СПБ.: 1999. - 180 с.
38. Саппак, В. Телевидение и мы [Текст] / В. Саппак - М.: Искусство, 1988. - 168 с.
39. Скиллен, Д. Выборы и журналистское расследование [Текст] / Д. Скиллен - М.: «Права человека», 2001. - 216 с.
40. Станько, А. И. Журналистское расследование в СМИ [Текст] / А. И. Станько - Ростов на Дону: «Литфонд», 2004. - 111 с.
41. Теплюк, В. М. Журналист меняет профессию: необычные перевоплощения во имя истины [Текст] / В.М, Теплюк - Владивосток, 1990.
- 207 с.
42. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати [Текст] / А. А. Тертычный - М.: «Аспект Пресс», 2000. - 312 с.
43. Тертычный, А. А. Расследовательская журналистика [Текст] / А. А. Тертычный - М.: «Аспект-пресс», 2002. - 384 с.
44. Туленков, Д. А. Спортивная публицистика и спортивная журналистика: особенности специализированного направления [Текст] / Д. А. Туленков// Журналистика. Молодые исследователи: Межвузовский сборник научных работ студентов и аспирантов. Вып. 3. СПб., 2004. - с. 173
- 178.
45. Уллмен, Дж. Журналистские расследования: современные методы и техника [Текст] / Дж. Уллмен - М.: 1998. - 223 с.
46. Цвик, В.Л. Введение в журналистику [Электронный ресурс] /
В.Л. Цвик. М.: МНЭПУ, 2000. - Режим доступа:
http://www.joum.bsu.by/index.php?option=com_remository&Itemid=108&func=st artdown&id=146
47. Чиликина, Л. З. Новый жанр публицистики [Текст] / Л. З. Чиликина // Журналистика. - № 8, 2000. - с.15 - 19.
48. Шестеркина, Л. П. Методика телевизионной журналистики: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / Л. П. Шестеркина, Т. Д. Николаева - М.: «Аспект Пресс» , 2012. - 224 с.
49. Шостак, М. И. Репортёр: профессионализм и этика [Текст] / М. И. Шостак - М.: «Изд. РИП-холдинг», 2001. - 164 с.
50. Шум, Ю. Журналистское расследование. Методические
рекомендации [Текст] / Ю. Шум - М., Из-во «Барс», 2001. - 118 с.
51. Шумилина, Т. В. Методы сбора информации в журналистике [Текст] / Т.В. Шумилина - М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1983. - 81 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ