Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Пропагандистский "вирус" в современных российских оппозиционных СМИ

Работа №90717

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы63 с.
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
92
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОПАГАНДЫ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ
ОППОЗИЦИОННЫХ СМИ 6
1.1. Понятие пропаганды, ее признаки, исторические модусы 6
1.2. Пропагандистская установка в советской прессе 15
1.3. Проявления пропаганды в проправительственной прессе России 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОПАГАНДЫ В
СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ОППОЗИЦИОННЫХ СМИ 28
2.1. Декларируемые цели и задачи оппозиционных СМИ современной России 28
2.2. Наличие пропагандистского дискурса в оппозиционных СМИ современной России, основные
приемы и методы 33
2.3. Основные темы и объекты пропаганды в оппозиционных СМИ современной России 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58

Как нам всем известно средства массовой информации призваны освещать людей о любых событиях возникающих во всем мире. Другими словами под СМИ понимают полное на постоянной основе донесение до массового потребителя словесной, звуковой либо визуальной информации. Средства массовой информацией являются, своего рода, комплексом всех каналов, используемых для передачи информации. В современном информационно-коммуникативном пространстве России, отмечается ярая тенденция такая как обилие пропагандистских текстов. Пропаганда явная и давно обоснованная дисфункция СМИ, поскольку ее методы, цели и приемы противоположны целям и задачам журналистики. Журналистика так как она пропаганда, вместо объективного дает субъективный взгляд, вместо всестороннего односторонний взгляд, вместо ясности искажение и сокрытие. Вполне очевидно, что средства массовой информации являются в некотором роде инструментом политической власти. Ибо имея возможность довольно быстро и легко поменять общественное мнение, в поддержку того или иного политического курса.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в исследовании засилья пропагандистских материалов в информационно- коммуникационном пространстве России.
Процесс становления
информационного общества неизбежно сопровождается усилением влияния средств массовой информации, получивших статус «четвёртой власти», во всех сферах человеческой деятельности, в том числе в области политических коммуникаций.
По своей сути, пропаганда - это предвзятая или вводящая в заблуждение информация, распространяемая через те или иные средства массовой информации с целью продвижения политической повестки дня или точки зрения. Пропаганда намеренно не объективна и, как правило, является частью более широкой психологической кампании, направленной на то, чтобы повлиять на людей в отношении определенного мнения. Это может включать откровенную ложь или более тонкую дезинформацию и цензуру.
Именно с помощью СМИ в сознании общества начинает представляться картина происходящего. И благодаря таким образам расширяются идеологические акценты. Однако, на сегодняшний день в России активно подавляется инакомыслие в СМИ, а большинство изданий являются проправительственными.
Объект исследования - оппозиционные СМИ (на примере "Новая газета", "Эхо Москвы", "Медуза")
Предмет исследования - пропаганда в оппозиционных СМИ России.
Цель исследования - выявить наличие признаков пропаганды в материалах оппозиционных СМИ России.
Исходя из обозначенной цели, в работе следует выполнить ряд задач:
- Определить понятие пропаганды, ее признаки и исторические модусы;
- Проанализировать пропагандистские установки в советской прессе;
- Исследовать проявление пропаганды в проправительственной прессе России;
- Выявить декларируемые цели задачи оппозиционных СМИ;
- Выявить основные приемы и методы в пропагандистском дискурсе оппозиционных СМИ России;
- Определить основные темы и объекты пропаганды в оппозиционных СМИ.
Степень изученности темы. Теоретические аспекты массовой коммуникации в контексте других наук и ее воздействие на аудиторию рассмотрены в трудах таких российских исследователей, как Т. А. Алексина, В. Ю. Борев, Ю. П. Буданцев, Л. М. Землянова, М. С. Каган, И. С. Мелюхин, М. М. Назаров, А. А. Нуруллаев, Л. В. Петров, Э. А. Поздняков, Г. В. Почепцов, Ю. В. Рождественский, Б. М. Сапунов, И. А. Федякин и др.
За рубежом изучению и анализу деятельности СМК, их месту в социокультурных и политических процессах исторически уделялось значительное внимание. Теорию массовой коммуникации и ее средств в общем аспекте разрабатывали такие исследователи как Т. В. Адорно, Р. Барт.
Эмпирическая база исследования базой - материалы изданий «Новая газета, портал «Медуза», радио «Эхо Москвы» и других.
Научная гипотеза исследования заключается в предположении , что оппозиционные СМИ, которые призваны разоблачать неправедные действия правительства и ложь в проправительственных СМИ в современной России сами грешат пропагандистскими приемами.
Новизна исследования - пропаганда в оппозиционных СМИ.
Методы исследования: структурно-функциональный анализ,
дискурсивный анализ, интерпретативный метод, анализ документов.
Теоретическая значимость исследования: поставлена актуальная задача исследования пропаганды не только в проправительственных СМИ, но и в оппозиционных СМИ.
Практическая значимость работы: расширяет информативность журналистов, вносит вклад в формирование критически мыслящей личности, медиаграмотности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данном исследовании нами была выполнена основная цель выпускной квалификационной работы. Мы изучили пропагандистский "вирус" оппозиционных СМИ России. Во время написания глав были выполнены все поставленные цели.
В первой главе мы изучили определения пропаганды, ее признаков, исторических модусов, анализировали пропагандистскую прессу, исследовали проявления пропаганды в проправительственной прессе России, помощью различных подходов. Благодаря данному исследованию было обнаружено, что пропаганда подается намеренно через средства массовой информации. Практически все медиа в России дают необъективную оценку событиям, ставя свою позицию на первый план. Помимо этого, мы узнали какой была пропаганда в советское время, традиционно считается, что пропаганда СССР была основой построения государства. Также мы изучили известный журнал "Крокодил", который тоже являлся пропагандистским. На примере нацисткой партии подробно разобрали приемы пропаганды. Определили какова роль журналиста в своей профессии. Описали обязанности журналиста перед обществом, поставив на первый план достоверность и прозрачность информации. Разобрали мнения нескольких исследователей, что они понимают под пропагандой.
Во 2 главе работы мы определили какую роль играют проправительсвенные СМИ, а какую оппозиционные. Для более убедительного анализа мы брали оппозиционные СМИ: "Новая газета","Эхо
Москвы","Медуза", на примере которых показывали как и что пропагандирует либеральная пресса. А также рассказали какие в настоящее время происходят изменения в оппозиционной прессе страны, какие цели и задачи являются основными на сегодня. При исследовании либеральных СМИ и youtube канала Алексея Навального мы проанализировали несколько видеороликов Навального, сопоставив критерии его пропагандистского метода воздействия на людей. Выявили, что с помощью интернета люди быстрее потребляют новости, так же общество стало лучше анализировать полученную информацию, сопоставлять несколько новостей на разных ресурсах, и уже исходя из полученной информации вывод делать. Пропагандистский дискурс: пропаганда стала грубой, невежественной. Происходит игнорирование факта частичного несоответствия истине, ложь. Пропагандистские СМИ стали ориентироваться на конкретную аудиторию.
К недостаткам мы отнесли: отсутствие нейтральных материалов у либеральных СМИ, практически все статьи или видеоролики ведут к одному, тексты написаны однобоко, без альтернатив.
В процессе изучения пропаганды в оппозиционных СМИ мы пришли к выводу, что в век информационных технологий, в век интернета возможности общества радикально изменились. Наличие интереса ко всему происходящему в интернет-пространстве, только увеличивает процент потребления информации.
Пропаганда в СМИ - это важнейший инструмент и он будет долгое играть ключевую роль в политике России. Обладая информацией, которая необходима обществу, средства массовой информации получили звание "четвертой власти". Оппозиционные СМИ всегда противостояли пропаганде, они призваны разоблачать неправедные действия правительства и ложь, но в проправительственных СМИ современной России либералы сами грешат пропагандистскими приемами. Все больше используется акцент конкретной аудитории, а также использование определенной идиомы или шутки. Особенно во время выступлений, может попытаться усилить иллюзию из -за несовершенного произношения, заикания и более ограниченного словарного запаса.
Также нельзя сказать, что советская пропаганда имела больший успех, чем современная - они равнозначны. Российское современное общество имеет возможность получать информацию не только из газет, радио и TV, но и помощью интернета. Благодаря интернету аудитория может быть в курсе абсолютно всех новостей начиная с проправительственных заканчивая комментарием оппозиционера, то любому событию.
Профессия обязывает чувствовать ответственность за свои действия, главным мерилом профессиональной деятельности должен быть факт, и следование нормам профессиональной морали, не только перед редактором, владельцем, властью, изданием, но и перед аудиторией и обществом. Все его суждения, вся информация должны быть достоверной. Поскольку слова журналиста могут стать оружием, и впоследствии может убивать, разъединять народы и страны, а может играть положительную роль, объединять усилия людей вокруг решения важных проблем. СМИ выполняют свои информационные и коммуникативные функции, обе занимают важное значение.
Так, в своей деятельности журналисту положено воздерживаться от предвзятости, поскольку в противном случае журналист передает искаженную информацию.
Вместе с тем в современном мире все чаще происходит использование СМИ в качестве канала пропаганды, происходит искажение фактов, предоставление в выгодном свете силы, которая стоит за новостным изданием. В условиях такого давления соблюдать этические нормы становится все сложнее. Пропаганда становится нахальной, примитивной и агрессивной. Выражается в следующем: упрощение дискурса, его (просторечия),
категоричность оценок (однозначно положительных в отношении своей позиции и однозначно отрицательных в отношении противников и оппонентов), речевая агрессия, а также подмена подходящим доказательствам - это хлесткие фразы, навешивания ярлыков, бранной лексике, насмешек, иронии и сарказма, медицинских диагнозов.
Пропаганда в СМИ является ключевым инструментом и будет продолжать играть значительную роль в политике России. При помощи средств массовой информации, ведутся различные политические войны. СМИ имеет возможность влиять на свою аудиторию, что является не совсем безопасно в наши дни. международная аудитория и регулирующие органы ожидают свободу слова, но отечественная аудитория также видит в этом показатель надежности и легитимности. Российские контролируемые государством телевизионные каналы остаются основным источником новостей для российских граждан. Но несмотря на значительное падение доверия зрителей после предвзятого освещения украинского кризиса, около половины отечественных зрителей по-прежнему считают телевидение надежным источником информации.
Хотя в российской Конституции есть положения, гарантирующие свободу слова и конкретно запрещающие цензуру, практическое исполнение многочисленных правовых актов и зависимость судов приводят к практически неограниченному контролю правительства над тем, что публикуется и где. Этими законами являются законы против экстремизма, закон о защите детей от вредной информации, закон об оскорблении верующих, закон об иностранных агентах и закон о нежелательных организациях. Важную роль в системе цензуры играет Роскомнадзор.
Российские контролируемые государством телевизионные каналы остаются основным источником новостей для российских граждан. Но несмотря на значительное падение доверия зрителей после предвзятого освещения украинского кризиса, около половины отечественных зрителей по- прежнему считают телевидение надежным источником информации.
Также пропагандисты используют когнитивные искажения и другие элементы принятия решений, чтобы сформировать свои сообщения и повлиять на целевую аудиторию. В этом смысле они могут вставить пропагандистское сообщение в логику целевой аудитории, чтобы сделать это сообщение более правдоподобным и заслуживающим доверия. В частности, пропагандисты намеренно используют ошибки в аргументах, чтобы апеллировать к эмоциям своей аудитории.
Но все же в наше время СМИ являются главными в жизни общества. Знание информации, означает быть вовлеченным в информационную среду, которая меняется с каждым днем, знание является силой, которая помогает современному человеку существовать на ровне с другими. Средства массовой информации основательно проникли в жизнь общества, и теперь мы неизбежно вовлечены в этот круговорот событий.



1) Артемов В. Л. Объективная природа стереотипов и их использование империалистической пропагандой // Проблемы социальной психологии и пропаганды. М., 1971. С. 94—95.
2) Бабченко А. Общество здорового человека [Электронный ресурс] //
Эхо Москвы. Москва, 2017. Режим доступа:
https://echo.msk.ru/blog/ababchenko/1998174-echo/ (дата обращения: 24.05.2019).
3) Башук М. С. Средства массовой информации в сопровождении современного политического процесса: новые тенденции. М.: Молодой ученый, 2015. 405 с.
4) Венедиктов А. Без посредников [Электронных ресурс] // Эхо
Москвы. Москва, 2007. Режим доступа:
https://echo.msk.ru/programs/nomed/52033/ (дата обращения: 5.04.2019).
5) Винская Л. А. Особенности и тенденции развития СМИ в эпоху глобализации // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Филология, искусствоведение и культурология в XXI веке». Новосибирск, 2012. С. 100-155.
6) Войтасик Л. Использование психологии в системе пропаганды. Реклама: внушение и манипуляция. Медиа-ориентированный подход. М.: «БАХРАХ-М», 2001. 277 с.
7) Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М.: Прогресс, 1981. 277 с.
8) Ворошилов В.В. Журналистика. М.: Михайлова В. А., 2002. 655 с.
9) Гончаров В. В. Роль государственной идеологии в централизации власти в России: исторический опыт и современное состояние // История государства и права. 2010. № 4. С. 31-35.
10) Горяшко С. Расследование вмешательства России в выборы президента США. [Электронный ресурс] // BBC NEWS. Вашингтон, 2019.
Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/news-47675981 (дата обращения: 24.03.2019).
11) Грабельников А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества: дисс. ... док.ист.наук: 07.00.02. М., 2001. 349 с.
12) Грабельников А.А. Работа журналиста в газете. М.: РИП-холдинг,
2007. 222 с.
13) Григорьев А. Путин подписал закон о СМИ-иноагентах. [Электронный ресурс] // Life.ru. Москва, 2017. Режим доступа: https://life.ru/t/новости/1064059/putin_podpisal_zakon_o_smi-inoaghientakh (дата обращения: 26.02.2019).
14) Гуржий Д. А. Влияние СМИ на формирование общественного мнения // Молодой ученый. 2015. №12. С. 991-993.
15) Дзялошинский И. Российский журналист в посттоталитарную эпоху: некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. М. : Восток, 1996. 299 с.
16) Довнар Н. Н. Регулирование и саморегулирование СМИ на постсоветском пространстве : материалы семинара Междунар. летней школы по медиаправу. М.: Минск БГУ, 2009. 199 с.
17) Дондурей Д. Дымовая завеса идеологических войн // Искусство кино. 2000. №3. С. 24-25
18) Заслуев Д.В. Роль СМИ в формировании
общественного сознания // Сб.Духовность. Правопорядок. Преступность. М.: Академия управления МВД РФ, 1996. С. 104-106.
19) Кагарлицкий Б.Ю. Внешняя информполитика России- это катастрофа [Электронный ресурс] // Новый день. Москва, 2015. Режим доступа: https://newdaynews.ru/propaganda/530371.html (дата обращения:24.02.2019).
20) Каптерев А.И. Чтобы управлять, надо знать // О проблемах информатизации общества. 2015. №3. С. 117-119.
21) Карташова О. Интернет-журналистика: Бизнес перспективы и способы организации издания // Журналист. 2012. №12. С. 38-40.
22) Красильникова А. Музей сексизма [Электронный ресурс] // Новая
газета. Москва, 2019. Режим доступа:
https://www.novayagazeta.ru/articles/2019/01/20/79251 -muzey-seksizma (дата
обращения: 29.02.2019).
23) Крокодил: ежемес. журн. №24 (2214). М., 1977. 16 с.
24) Крикунова В. В. Мировые СМИ — инструмент политического влияния // Обозреватель-Observer. 2012. № 4. С. 101-108.
25) Ламбет Э. Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии. М. : Национ. ин-т прессы, 1998. 319 с.
26) Латынова Т.Ю. Насилие в средствах массовой информации и
агрессивное поведение. Познание. Общество. Развитие. М.: Институт психологии РАН,1996.
С. 162-171.
27) Майорова-Щеглова С.Н. Молодое поколение и новые средства массовой коммуникации : мифы и реальность // Вестник РГГУ. 2012. №3. 224 с.
28) Методы пропаганды, или как нас обрабатывают СМИ, политики,
реклама//Информационное агентство Национально-демократических
исследований. Режим доступа: http://anvictory.org/metody-propagandyili-kak-nas- obrabatyvayut-smi-politiki-reklama/ (дата обращения:13.03.2019 ).
29) Мокиенко А.В. Средства массовой информации как сегмент организованной преступности // Рос. следователь. 2014. №4. С.42-49.
30) Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии. Санкт-Петербург, 2004. 192 с
31) Прохоров А.М. Оппозиция // Большая советская энциклопедия. Москва, 1974. Т. 18. 149 с.
32) Панарин И.Н. СМИ, пропаганда и информационные войны. М.: Поколение, 2012. 411 с.
33) Панарин И. Н. Информационная война и Третий Рим. М.: НОУ ШО "Баярд", 2003. 244 с.
34) Петров И. Почему столь успешна пропаганда СМИ России?
[Электронный ресурс] // Цюрих, 2018. Режим доступа:
https://www.swissinfo.ch/rus/аналитика_почему-столь-успешна-пропаганда-сми- россии-/44389294 (дата обращения: 5.02.2019).
35) Почепцов Г.Г. Информационные войны. Новый инструмент политики. М.: Алгоритм, 2015. 256 с.
36) Поярков С. Ю. Идеология российского конституционализма как условие развития гражданского общества // Право и политика. 2009. № 8. 749¬753 с.
37) Пьер Бурдьё. О телевидении и журналистике. пер. Т. Анисимовой, Ю. Марковой. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2002. 160 с.
38) Пьяных Д.А. Роль СМИ в процессе плюрализации морали. Социальные процессы на рубеже веков. Феноменологическая перспектива. М.: МГИНО, 2012. С. 96-105.
39) Рихтер А. Г. Актуальные проблемы саморегулирования СМИ / Рихтера А. Г., Г. В. Винокурова, В. В. Чернышова. М. : Институт проблем информационного права, 2005. С. 103- 267.
40) Рихтер А. Г. Свобода массовой информации в постсоветских государствах. М. : Икар, 2007. С. 309-332.
41) Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2005. 832 с.
42) Макеенко М. Свободная и ответственная пресса . М. : Издательство «ВК», 2005. 68-76 с.
43) Соловей В. Лекция «Пропаганда как абсолютное оружие» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://youtu.be/HxTQifVq8J4 (дата обращения 10.03.2019).
44) Соловьев А. И. Политическая идеология: логика исторической эволюции. Полис. Политические исследования // 2001. № 2. 5-24 с.
45) Алексеева М. И. Средства массовой информации России / М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, О. А. Воронова и др. М.: Аспект Пресс Москва,
2008. 380 с.
46) Старова О.В. Средства массовой информации как источник
агрессии. Приклад. психология и психоанализ // 2009. №2. С. 15-21.
47) Суходолов А. П. Идеологическая функция средств массовой информации в условиях актуальных информационных войн // Вопросы теории и практики журналистики. // 2015. № 2. С. 117-126.
48) Ученова, В. Беседы о журналистике. М.: Молодая Гвардия, 1985. 205 с.
49) Фёдоров А. В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946—1991) до современного этапа (1992—2010). М.: МОО «Информация для всех», 2010. 202 с.
50) Фихтелиус Э. Новости. Сложное искусство работы с информацией
[Электронный ресурс] // М.: Медиамир. Москва, 2008. Режим доступа:
http://docplayer.ru/54812602-Novosti-slozhnoe-iskusstvo-raboty-s-informaciey.html (дата обращения: 21.03.2019).
51) Хассен С. Консультирование о выходе. Свобода без принуждения. М.: Журнал практ. психолога, 2012. 88-93 с.
52) Цуладзе А. Большая манипулятивная игра. М.: Алгоритм, 2000. 336 с.
53) Цуладзе А. Политические манипуляции, или покорение толпы. М.: Книжный дом «Университет», 1999. 144 с.
54) Цыганов В.В. Информационные войны в бизнесе и политике: Теория и методология. М.: Академический Проект, 2007. 336 с.
55) Челышев В. Нас всех обувают, а мы босые! (О проблемах взаимоотношений СМИ и общества). М.: Журналист, 2000. С. 12¬14.
56) Шиллер г. Манипуляторы сознанием / пер. Я.Н. Засурский. М.: Мысль, 1980. 326 с.
57) Шишкин Н. Э. Введение в теорию журналистики. М.: Тюменский государственный университет, 2004. 167 с.
58) Щербаль С.С. Технологический аспект пропаганды российских партий (на примере парламентских выборов): дисс. ... канд.полит.наук: 23.00.02. М., 2012. 197с.
59) Эйдельман Т. Как работает пропаганда. М.: individuum, 2018. 216 с.
60) Herman E. A Propaganda Model / Herman E, Chomsky N. The political economy of the mass media, 1988. 1-35p.
61) Haste C. The Machinery of Propaganda. Propaganda (Main Trends of the Modern World) / C. Haste, R. Jackall. New York University Press, 1995. 105-136 p.
62) Hobbes, Renee. «Teaching about Propaganda: An Examination of the Historical Roots of Media Literacy». Journal of Media Literacy Education Harrington School of Communication and Media, 2017. 57p.
63) Jowett G. Propaganda and Persuasion / G. Jowett, V. O'Donnell. Thousand Oaks, 2006. 422 p.
64) Berger A.A. Media analysis techniques. Thousand Oaks CA, 2005. 244 p.
65) Taylor P. M. Munitions of mind. A history of propaganda from the ancient world to the present day. Manchester etc., 1995. 352 p.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ