ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ИВНЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 9
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ ИВНЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 26
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЗАЩИТЫ ПРАВ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 9
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ ИВНЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 26
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЗАЩИТЫ ПРАВ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы дипломного исследования обуславливается большим количеством нарушений прав потребителей в России и активно ведущейся деятельностью органов местного самоуправления по их защите. Исходя из требований Конституции Российской Федерации о том, что каждый имеет право на жизнь (ст. 20), право на охрану здоровья (ст. ст. 41), право на благополучную окружающую природную среду, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42), потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для его жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причинял вреда имуществу потребителя.
Между тем в условиях российского рынка товаров и услуг существует насущная необходимость эффективного обеспечения безопасности потребительского рынка, продиктованная низким качеством многих товаров и в целом - их опасностью для людей; фальсификацией не только товаров, но и товаросопроводительных документов, сертификатов качества, безопасности, страны происхождения, товарных знаков и др., что, в свою очередь, нарушает общепризнанный принцип соответствия товаров и услуг комплексу и уровню требований, установленных и закрепленных в соответствующих и надлежаще оформленных документах.
По-прежнему серьезную обеспокоенность вызывают нарушения в сфере обеспечения качества и безопасности продукции животного происхождения, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, а контролирующими органами еще не принято достаточных мер, направленных на предотвращение импорта на территорию России сырья и продукции животного происхождения, зараженных особо опасными болезнями (в том числе общими для человека и животных).
В Послании Федеральному Собранию 2013 года Президент России Владимир Путин отметил проблемы в системе местного самоуправления, которые напрямую связаны с обеспечением защищенности потребителей на муниципальном уровне. В частности, Владимир Путин указал на фактическое отсутствие у местной власти полномочий в сфере образования, здравоохранения, социальных услуг, а также на невозможность граждан «принимать участие в управлении своим посёлком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяют качество жизни», что делает потребителей практически беззащитными на этом уровне.
В этой связи особо актуальным представляется создание на муниципальном уровне действенной системы защиты прав потребителей как одной из основных задач государственной потребительской политики.
Степень разработанности темы. Проблемы защиты прав потребителя в России имеют большое теоретическое и практическое значение, занимают важное место в деятельности специалистов различных отраслей знаний.
Теоретическим основам организационно-правовой защиты прав потребителей в Российской Федерации посвящены работы таких ученых как А.Г. Акимычева, Г.Р. Гафаровой, С.П. Гришаева, Р.О. Евтушенко, П.О. Лапшина, О. Марковой, Е.В. Науджиной Н.В. Паранчевой, Е.Г.Сумской, А.В. Сутягина и многие другие.
Вопросы, связанные с содержанием механизма защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации, детально рассматриваются в работах Д.Д. Безруковой, Н.А. Ешкилевой, В.А. Мамонтова, А.Н. Масякина, Е.А. Сидоровой, Е.М. Тужиловой-Орданской и ряда других.
Особенности межведомственного взаимодействия в сфере защиты прав потребителей рассматривались в работах А.Х. Агирова, А.И. Верещагина, Е.В. Зверевой, А.В. Кнутова, В.А. Туровской, К.А Туровской и ряда других исследователей.
На муниципальном уровне вопросам организации защиты прав потребителей уделяли внимание Е.Н. Лепявко, И.М. Ходыкин, А.С. Шувараков и другие исследователи.
Несмотря на многообразие трудов, исследующих аспекты реализации прав потребителей, материалов, комплексно раскрывающих экономические и организационные стороны реализации государственной политик защиты прав потребителей на муниципальном уровне, практически нет.
Проблема исследования заключается в сложившемся противоречии между необходимостью совершенствования реализации государственной политики защиты прав потребителей и недостаточным организационно-технологическим обеспечением данного процесса на муниципальном уровне.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что если организация защиты прав потребителей на муниципальном уровне не эффективна, то это обусловлено низкой правовой культурой потребителей и недостаточной информированностью населения о состоянии рынка, качестве и безопасности товаров и услуг, потребительских правах и обязанностях.
Объект исследования - государственная политика в сфере защиты прав потребителей. Предмет исследования - формы организации защиты прав потребителей в Ивнянском районе Белгородской области.
Цель дипломного проекта - разработать рекомендации по совершенствованию организации защиты прав потребителей в Ивнянском районе Белгородской области.
Задачи исследования:
1) исследовать организационно-правовые основы защиты прав потребителей на муниципальном уровне;
2) проанализировать практику организации защиты прав потребителей в Ивнянском районе Белгородской области;
3) определить направления совершенствования организации защиты прав потребителей в муниципальном образовании.
Теоретико-методологическую основу составляют исследования отечественных ученых, разработавших основы системы защиты прав потребителей (С.В. Гребеньков, А.А. Райлян) .
Методологической основой настоящего исследования стали методы познания социально-правовых явлений и деятельности в сфере защиты прав потребителей (диалектический, исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, конкретно-социологический, статистический, системный метод и др.), применение которых позволило исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи и взаимозависимости, всесторонне и объективно.
Эмпирическую базу исследования составили нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы защиты прав потребителей в России: Конституция и законы Российской Федерации (Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Закон «О защите прав потребителей», др.) ; международные документы, содержащие общепризнанные принципы и нормы международного права; ведомственные нормативные акты, нормативные акты субъектов Российской Федерации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основе практические предложения по совершенствованию организации защиты прав потребителей способствуют утверждению научно-обоснованного подхода при разработке организационно-экономического механизма в сфере защиты прав потребителей в Российской Федерации.
Структура проекта представлена введением, тремя разделами, заключением, списком источников и литературы и приложениями.
Между тем в условиях российского рынка товаров и услуг существует насущная необходимость эффективного обеспечения безопасности потребительского рынка, продиктованная низким качеством многих товаров и в целом - их опасностью для людей; фальсификацией не только товаров, но и товаросопроводительных документов, сертификатов качества, безопасности, страны происхождения, товарных знаков и др., что, в свою очередь, нарушает общепризнанный принцип соответствия товаров и услуг комплексу и уровню требований, установленных и закрепленных в соответствующих и надлежаще оформленных документах.
По-прежнему серьезную обеспокоенность вызывают нарушения в сфере обеспечения качества и безопасности продукции животного происхождения, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, а контролирующими органами еще не принято достаточных мер, направленных на предотвращение импорта на территорию России сырья и продукции животного происхождения, зараженных особо опасными болезнями (в том числе общими для человека и животных).
В Послании Федеральному Собранию 2013 года Президент России Владимир Путин отметил проблемы в системе местного самоуправления, которые напрямую связаны с обеспечением защищенности потребителей на муниципальном уровне. В частности, Владимир Путин указал на фактическое отсутствие у местной власти полномочий в сфере образования, здравоохранения, социальных услуг, а также на невозможность граждан «принимать участие в управлении своим посёлком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяют качество жизни», что делает потребителей практически беззащитными на этом уровне.
В этой связи особо актуальным представляется создание на муниципальном уровне действенной системы защиты прав потребителей как одной из основных задач государственной потребительской политики.
Степень разработанности темы. Проблемы защиты прав потребителя в России имеют большое теоретическое и практическое значение, занимают важное место в деятельности специалистов различных отраслей знаний.
Теоретическим основам организационно-правовой защиты прав потребителей в Российской Федерации посвящены работы таких ученых как А.Г. Акимычева, Г.Р. Гафаровой, С.П. Гришаева, Р.О. Евтушенко, П.О. Лапшина, О. Марковой, Е.В. Науджиной Н.В. Паранчевой, Е.Г.Сумской, А.В. Сутягина и многие другие.
Вопросы, связанные с содержанием механизма защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации, детально рассматриваются в работах Д.Д. Безруковой, Н.А. Ешкилевой, В.А. Мамонтова, А.Н. Масякина, Е.А. Сидоровой, Е.М. Тужиловой-Орданской и ряда других.
Особенности межведомственного взаимодействия в сфере защиты прав потребителей рассматривались в работах А.Х. Агирова, А.И. Верещагина, Е.В. Зверевой, А.В. Кнутова, В.А. Туровской, К.А Туровской и ряда других исследователей.
На муниципальном уровне вопросам организации защиты прав потребителей уделяли внимание Е.Н. Лепявко, И.М. Ходыкин, А.С. Шувараков и другие исследователи.
Несмотря на многообразие трудов, исследующих аспекты реализации прав потребителей, материалов, комплексно раскрывающих экономические и организационные стороны реализации государственной политик защиты прав потребителей на муниципальном уровне, практически нет.
Проблема исследования заключается в сложившемся противоречии между необходимостью совершенствования реализации государственной политики защиты прав потребителей и недостаточным организационно-технологическим обеспечением данного процесса на муниципальном уровне.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что если организация защиты прав потребителей на муниципальном уровне не эффективна, то это обусловлено низкой правовой культурой потребителей и недостаточной информированностью населения о состоянии рынка, качестве и безопасности товаров и услуг, потребительских правах и обязанностях.
Объект исследования - государственная политика в сфере защиты прав потребителей. Предмет исследования - формы организации защиты прав потребителей в Ивнянском районе Белгородской области.
Цель дипломного проекта - разработать рекомендации по совершенствованию организации защиты прав потребителей в Ивнянском районе Белгородской области.
Задачи исследования:
1) исследовать организационно-правовые основы защиты прав потребителей на муниципальном уровне;
2) проанализировать практику организации защиты прав потребителей в Ивнянском районе Белгородской области;
3) определить направления совершенствования организации защиты прав потребителей в муниципальном образовании.
Теоретико-методологическую основу составляют исследования отечественных ученых, разработавших основы системы защиты прав потребителей (С.В. Гребеньков, А.А. Райлян) .
Методологической основой настоящего исследования стали методы познания социально-правовых явлений и деятельности в сфере защиты прав потребителей (диалектический, исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, конкретно-социологический, статистический, системный метод и др.), применение которых позволило исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи и взаимозависимости, всесторонне и объективно.
Эмпирическую базу исследования составили нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы защиты прав потребителей в России: Конституция и законы Российской Федерации (Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Закон «О защите прав потребителей», др.) ; международные документы, содержащие общепризнанные принципы и нормы международного права; ведомственные нормативные акты, нормативные акты субъектов Российской Федерации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основе практические предложения по совершенствованию организации защиты прав потребителей способствуют утверждению научно-обоснованного подхода при разработке организационно-экономического механизма в сфере защиты прав потребителей в Российской Федерации.
Структура проекта представлена введением, тремя разделами, заключением, списком источников и литературы и приложениями.
На современном этапе развития актуализируется насущная необходимость эффективного обеспечения безопасности потребительского рынка, продиктованная низким качеством многих товаров и в целом - их опасностью для людей; фальсификацией не только товаров, но и товаросопроводительных документов, сертификатов качества, безопасности, страны происхождения, товарных знаков и др., что, в свою очередь, нарушает общепризнанный принцип соответствия товаров и услуг комплексу и уровню требований, установленных и закрепленных в соответствующих и надлежаще оформленных документах.
По-прежнему серьезную обеспокоенность вызывают нарушения в сфере обеспечения качества и безопасности продукции животного происхождения, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, а контролирующими органами еще не принято достаточных мер, направленных на предотвращение импорта на территорию России сырья и продукции животного происхождения, зараженных особо опасными болезнями (в том числе общими для человека и животных).
В этой связи особо актуальным представляется создание на муниципальном уровне действенной системы защиты прав потребителей как одной из основных задач государственной потребительской политики.
Исследование организационно-правовых основ защиты прав потребителей на муниципальном показало, что основным субъектом в системе защиты прав потребителей выступают потребитель, которого мы рассматриваем как гражданина, имеющего намерения заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. К основным правам потребителей относятся: право на безопасность товаров; право на информацию; право на выбор товаров; право на выражение своих интересов; право на удовлетворение основных потребностей; право на возмещение ущерба; право на потребительское образование; право на здоровую окружающую среду.
Государственная политика защиты прав потребителей представляет собой совокупность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, полномочия которых в рассматриваемой области специально оговорены в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей». Составляющие систему элементы осуществляют весь комплекс работ по формированию и реализации национальной политики в сфере защиты прав потребителей на национальном, региональном и муниципальном уровнях.
На муниципальном уровне защита прав потребителей осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» и Постановлениями глав муниципальных образований. Закон «О защите прав потребителей» предоставил органам местного самоуправления следующие полномочия: рассматривать жалобы потребителей; консультировать по вопросам защиты прав потребителей; обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
Организация защиты прав потребителей населения на территории Ивнянского района осуществляется отделом экономического развития и потребительского рынка администрации района. С целью упорядочения административных процедур и административных действий разработан, согласован с прокуратурой и утвержден постановлением администрации Ивнянского района от 01.08.2013 №402 «Административный регламент предоставления муниципальной услуги по рассмотрению обращений и жалоб граждан по вопросам защиты прав потребителей на территории Ивнянского района», в котором определены сроки и последовательность административных процедур при рассмотрении обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей, за исключением жилищно-коммунальных услуг. В целях совершенствования стратегических направлений развития системы защиты прав потребителей района реализуется «Стратегия развития системы защиты прав потребителей в Ивнянском районе на 2011-2020 годы».
Проведенное социологическое исследование показало, что случаи предложения рядовому потребителю некачественных товаров остаются достаточно частыми, причем по каждому виду как продовольственных, так и промышленных товаров. Согласно полученным данным, при возникновении необходимости граждане часто оказываются не в состоянии защитить свои законные потребительские права. Основной причиной этого является не столько игнорирование теми или иными хозяйствующими субъектами соответствующих положений Закона РФ «О защите прав потребителей», сколько совершенное незнание их самими потребителями. Убедительно в данном отношении выглядят данные о количестве попыток респондентов самостоятельно защитить свои права, во многих случаях, не имевших успеха, а также довольно высокий процент бездействующих по причине уверенности в бессмысленности этих попыток.
По результатам исследования были выявлены основные проблемы организации защиты прав потребителей на муниципальном уровне. Среди них можно назвать следующие: низкая правовая культура потребителей;
недостаточная информированность населения о состоянии рынка, качестве и безопасности товаров и услуг, потребительских правах и обязанностях; низкая квалификация кадров в оптовых организациях и розничных торговых предприятиях; слабая система взаимодействия между органами, наделенными функциями контроля; недостаточная реализация полномочий и потенциала общественных объединений потребителей.
Основными направления совершенствования организации защиты прав потребителей на муниципальном уровне выступают следующие: введение в структурные подразделения администрации муниципального образования, отвечающие за организацию защиты прав потребителей штатную должность юриста, чьей специализацией и основной компетенцией является представительство интересов потребителей в суде; обеспечить улучшение материального обеспечения данных структурных подразделений, в части обеспечения материальными ресурсами для развития деятельности в Интернете; обеспечить законодательное закрепление прав общественных объединений потребителей на участие в работе по формированию открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров и услуг; отнести защиту прав потребителей к вопросам местного значения путем внесения изменений в Федеральный Закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».
В этих условиях особую актуальность приобретает реализация проекта «Школа правовой грамотности в сере защиты прав потребителей». Цель проекта заключается в повышение правовой грамотности различных категорий населения и специалистов администраций муниципальных образований в сфере защиты прав потребителей. К задачам проекта отнесены: оказание правовой и информационной поддержки населению района в сфере защиты прав потребителей; организация и проведение занятий со школьниками старших классов по основам правовой грамотности в сфере защиты прав потребителей; организация и проведение различных мероприятий правового характера для целевых групп (лекционные и семинарские занятия, круглые столы, беседы, игры, конкурсы, викторины, акции и т.д.); разработка и распространение методических, информационно- раздаточных материалов правового характера в сфере защиты прав потребителей; создание системы оценки и мониторинга правовой грамотности жителей муниципального образования в сфере защиты прав потребителей.
Предлагаемый к реализации проект включает в себя следующие мероприятия: повышение эффективности информационного сопровождения организации защиты прав потребителей; внедрение в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области защиты прав потребителей; формирование и поддержка активного интереса у жителей Ивнянского района к вопросам защиты прав потребителей; повышение уровня знаний в области организации защиты прав потребителей; создание кадрового и институционального потенциала в области организации защиты прав потребителей. Планируемые результаты проекта: повышение уровня правовой грамотности и информированности населения Ивнянского района в сфере защиты прав потребителей; способность самостоятельно и грамотно действовать на потребительском рынке; формирование у населения Ивнянского района навыков рационального потребительского поведения; повышение уровня доступности и оперативности защиты нарушенных прав потребителей; приобретение определенных навыков и стереотипов поведения в условиях рыночной экономики субъектами предпринимательской деятельности, способствующих добровольному разрешению возникающих споров; увеличение доли потребительских споров, разрешаемых в досудебном порядке; формирование системы обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей на территории Ивнянского района.
По результатам проведенного исследования можно сформулировать ряд рекомендаций в адрес администрации Ивнянского района:
- подготовить и опубликовать доклад о защите прав потребителей в Ивнянском районе; актуализировать информацию, посвященную защите прав потребителей, на странице в информационно-телекоммуникационной системе «Интернет» на сайте администрации Ивнянского районаwww.ivnya- rayon.ru;
- организовать обучение 2 сотрудников отдела экономического развития и потребительского рынка администрации района на краткосрочных курсах повышения квалификации; 1 сотрудника - по программе переподготовки по направлению «Юрисприденция»;
- организовать и реализовать цикл лекций по актуальным вопросам в сфере защиты прав потребителей для целевых групп населения на базе Центров правовой информации муниципальных библиотек района;
- обеспечить создание системы оценки и мониторинга правовой грамотности жителей муниципального образования в сфере защиты прав потребителей;
- обеспечить разработку и распространение методических, информационно-раздаточных материалов правового характера в сфере защиты прав потребителей;
- обеспечить внедрение в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области защиты прав потребителей.
По-прежнему серьезную обеспокоенность вызывают нарушения в сфере обеспечения качества и безопасности продукции животного происхождения, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, а контролирующими органами еще не принято достаточных мер, направленных на предотвращение импорта на территорию России сырья и продукции животного происхождения, зараженных особо опасными болезнями (в том числе общими для человека и животных).
В этой связи особо актуальным представляется создание на муниципальном уровне действенной системы защиты прав потребителей как одной из основных задач государственной потребительской политики.
Исследование организационно-правовых основ защиты прав потребителей на муниципальном показало, что основным субъектом в системе защиты прав потребителей выступают потребитель, которого мы рассматриваем как гражданина, имеющего намерения заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. К основным правам потребителей относятся: право на безопасность товаров; право на информацию; право на выбор товаров; право на выражение своих интересов; право на удовлетворение основных потребностей; право на возмещение ущерба; право на потребительское образование; право на здоровую окружающую среду.
Государственная политика защиты прав потребителей представляет собой совокупность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, полномочия которых в рассматриваемой области специально оговорены в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей». Составляющие систему элементы осуществляют весь комплекс работ по формированию и реализации национальной политики в сфере защиты прав потребителей на национальном, региональном и муниципальном уровнях.
На муниципальном уровне защита прав потребителей осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» и Постановлениями глав муниципальных образований. Закон «О защите прав потребителей» предоставил органам местного самоуправления следующие полномочия: рассматривать жалобы потребителей; консультировать по вопросам защиты прав потребителей; обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
Организация защиты прав потребителей населения на территории Ивнянского района осуществляется отделом экономического развития и потребительского рынка администрации района. С целью упорядочения административных процедур и административных действий разработан, согласован с прокуратурой и утвержден постановлением администрации Ивнянского района от 01.08.2013 №402 «Административный регламент предоставления муниципальной услуги по рассмотрению обращений и жалоб граждан по вопросам защиты прав потребителей на территории Ивнянского района», в котором определены сроки и последовательность административных процедур при рассмотрении обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей, за исключением жилищно-коммунальных услуг. В целях совершенствования стратегических направлений развития системы защиты прав потребителей района реализуется «Стратегия развития системы защиты прав потребителей в Ивнянском районе на 2011-2020 годы».
Проведенное социологическое исследование показало, что случаи предложения рядовому потребителю некачественных товаров остаются достаточно частыми, причем по каждому виду как продовольственных, так и промышленных товаров. Согласно полученным данным, при возникновении необходимости граждане часто оказываются не в состоянии защитить свои законные потребительские права. Основной причиной этого является не столько игнорирование теми или иными хозяйствующими субъектами соответствующих положений Закона РФ «О защите прав потребителей», сколько совершенное незнание их самими потребителями. Убедительно в данном отношении выглядят данные о количестве попыток респондентов самостоятельно защитить свои права, во многих случаях, не имевших успеха, а также довольно высокий процент бездействующих по причине уверенности в бессмысленности этих попыток.
По результатам исследования были выявлены основные проблемы организации защиты прав потребителей на муниципальном уровне. Среди них можно назвать следующие: низкая правовая культура потребителей;
недостаточная информированность населения о состоянии рынка, качестве и безопасности товаров и услуг, потребительских правах и обязанностях; низкая квалификация кадров в оптовых организациях и розничных торговых предприятиях; слабая система взаимодействия между органами, наделенными функциями контроля; недостаточная реализация полномочий и потенциала общественных объединений потребителей.
Основными направления совершенствования организации защиты прав потребителей на муниципальном уровне выступают следующие: введение в структурные подразделения администрации муниципального образования, отвечающие за организацию защиты прав потребителей штатную должность юриста, чьей специализацией и основной компетенцией является представительство интересов потребителей в суде; обеспечить улучшение материального обеспечения данных структурных подразделений, в части обеспечения материальными ресурсами для развития деятельности в Интернете; обеспечить законодательное закрепление прав общественных объединений потребителей на участие в работе по формированию открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров и услуг; отнести защиту прав потребителей к вопросам местного значения путем внесения изменений в Федеральный Закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».
В этих условиях особую актуальность приобретает реализация проекта «Школа правовой грамотности в сере защиты прав потребителей». Цель проекта заключается в повышение правовой грамотности различных категорий населения и специалистов администраций муниципальных образований в сфере защиты прав потребителей. К задачам проекта отнесены: оказание правовой и информационной поддержки населению района в сфере защиты прав потребителей; организация и проведение занятий со школьниками старших классов по основам правовой грамотности в сфере защиты прав потребителей; организация и проведение различных мероприятий правового характера для целевых групп (лекционные и семинарские занятия, круглые столы, беседы, игры, конкурсы, викторины, акции и т.д.); разработка и распространение методических, информационно- раздаточных материалов правового характера в сфере защиты прав потребителей; создание системы оценки и мониторинга правовой грамотности жителей муниципального образования в сфере защиты прав потребителей.
Предлагаемый к реализации проект включает в себя следующие мероприятия: повышение эффективности информационного сопровождения организации защиты прав потребителей; внедрение в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области защиты прав потребителей; формирование и поддержка активного интереса у жителей Ивнянского района к вопросам защиты прав потребителей; повышение уровня знаний в области организации защиты прав потребителей; создание кадрового и институционального потенциала в области организации защиты прав потребителей. Планируемые результаты проекта: повышение уровня правовой грамотности и информированности населения Ивнянского района в сфере защиты прав потребителей; способность самостоятельно и грамотно действовать на потребительском рынке; формирование у населения Ивнянского района навыков рационального потребительского поведения; повышение уровня доступности и оперативности защиты нарушенных прав потребителей; приобретение определенных навыков и стереотипов поведения в условиях рыночной экономики субъектами предпринимательской деятельности, способствующих добровольному разрешению возникающих споров; увеличение доли потребительских споров, разрешаемых в досудебном порядке; формирование системы обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей на территории Ивнянского района.
По результатам проведенного исследования можно сформулировать ряд рекомендаций в адрес администрации Ивнянского района:
- подготовить и опубликовать доклад о защите прав потребителей в Ивнянском районе; актуализировать информацию, посвященную защите прав потребителей, на странице в информационно-телекоммуникационной системе «Интернет» на сайте администрации Ивнянского районаwww.ivnya- rayon.ru;
- организовать обучение 2 сотрудников отдела экономического развития и потребительского рынка администрации района на краткосрочных курсах повышения квалификации; 1 сотрудника - по программе переподготовки по направлению «Юрисприденция»;
- организовать и реализовать цикл лекций по актуальным вопросам в сфере защиты прав потребителей для целевых групп населения на базе Центров правовой информации муниципальных библиотек района;
- обеспечить создание системы оценки и мониторинга правовой грамотности жителей муниципального образования в сфере защиты прав потребителей;
- обеспечить разработку и распространение методических, информационно-раздаточных материалов правового характера в сфере защиты прав потребителей;
- обеспечить внедрение в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области защиты прав потребителей.
Подобные работы
- ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017



