Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ МЕСТОИМЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Работа №67844

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
446
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Лингвистические основы обучения местоимениям на функционально-семантической основе 9
1.1. Предпосылки к изучению местоимений в функционально -
семантическом аспекте 9
1.2. Местоимение как лингвистическая база исследования 12
1.3. Функция местоимений в речевом высказывании 20
Глава 2. Содержание работы по изучению младшими школьниками местоимений на функционально - семантической основе.... 31
2.1. Сущность функционально-семантического подхода к
обучению русскому языку в современной начальной школе (обзор методической литературы) 31
2.2. Аспектный анализ программ и учебников по русскому языку
для начальной школы 37
2.3. Реализация функционально-семантического подхода при
изучении местоимений в экспериментальном классе 43
Заключение 58
Библиографический список

Актуальность исследования. В настоящее время проблема развития коммуникативной компетенции учащихся все более определенно связывается с переоценкой функций образования. Крупномасштабная смена уклада жизни потребовала обозрения и нового осмысления ценностной базы, которая позволила бы преодолеть отрыв личности от культуры. Осознание новизны ситуации вылилось в широчайшее обсуждение вопроса о том, каким должен быть процесс становления и развития личности в соответствии с его генетической и социокультурной природой. Культуросообразность, антропоцентризм, гуманизм как основные концепты формирования системы образования в Российской Федерации (Закон «Об образовании», ФГОС НОО) определили поиск методических технологий как средства обучения школьников, овладение не просто суммой знаний, формирование у них компетенций. Одним из наиболее перспективных путей совершенствования системы языкового образования является активное использование в обучении достижений лингвистической науки, применение новых научных данных для повышения эффективности преподавания. Усиление функционального и коммуникативного подходов в обучении связано и с результатами развития этих направлений современной лингвистики.
Детальному изучению подвергается вопрос о том, «что значит знать язык и владеть им» (Н.Д. Арутюнова, Ю.Н. Караулов, Н.М. Шанский и др.). В связи с эти становится очевидной актуальность проблемы совершенствования языковой и речевой компетенции отдельной личности и говорящего коллектива. Методическая мысль направляет школу на выявление закономерностей выражения смыслов и их функционирования в текстах различного общественного назначения. В лингвистической и методической литературе эта концепция именуется функционально - семантическим направлением.
В настоящее время стало очевидным, что сложившаяся система изучения грамматики не оправдывает себя. Провозглашаемый программами по русскому языку принцип коммуникативности, к сожалению, не находит должно отражения в учебниках при отборе материала, лингвометодической его обработке, поэтому не способствует раскрытию практической значимости изучаемых лексико-морфологических структур и синтаксических категорий. В соответствии с этим возникает необходимость пересмотра отдельных языковых единиц в методике их преподавания. К ним относятся, главным образом такие единицы, характерные особенности которых проявляются не в пределах предложения, а лишь в текстовом окружении. Подобной единицей, по мнению многих лингвистов, является местоимение (Т.А. Папенкова, М.А. Шелякин, М.И. Откупщиков и др.).
Особенность местоименной семантики, раскрывающаяся в тексте, делает эту часть речи очень важным средством выражения категорий функциональной грамматики, что обуславливает необходимость изучения местоимений в школе в плане текстового функционирования, обеспечивающим формирование умений и навыков устной и письменной речи.
Признавая язык как орудие коммуникации, в свое время И.А. Бодуэн де Куртене выдвинул принцип функциональности. Об изучении языка, в частности грамматики, в функциональном аспекте много говорили А.М. Пешковский, В.А. Добромыслов, И.А. Фигуровский и др. В дальнейшем эта мысль применительно к местоимениям нашла свое воплощение в работах
А.Ю. Купаловой, Л.И. Величко. Необходимость специального внимания к местоимениям как к особой категории и «движущей силе в организации предложения (выказывания)» отмечал еще Л.А. Булаховский. Он писал, что «в методическом отношении местоимение - это область организации ценных наблюдений и прямо предлагаемых учителем сведений в стилистическом (лингвостилистическом аспекте, область работы, которая может позволить и относительно легко, заострить у учащихся чувство языка на той грани (или, вернее, стыке) между грамматикой и выражением мысли в широком значении слова, которой, к сожалению, школа занимается меньше, нежели это вызывается живыми потребностями культуры» (Булаховский, 1968, 36).
В лингвистическом аспекте внимание к местоимениям в процессе коммуникации подтверждается большим количеством исследований, появившихся в последнее время, предметом рассмотрения которых стали отдельные разряды местоимений в функционально-семантическом аспекте. Так, например, рассмотрены особенности функционирования в тексте и речи личных и указательных местоимений (Н.Н. Волков, Т.А. Папенкова, М.А. Шелякин), притяжательных (Е.А. Селиванова), неопределенных (Ю.И. Левин, Ю.Б. Смирнов), вопросительных (Е.Н. Сидоренко) и других местоимений.
В практике школьного преподавания обычно за рамками учебников и, следовательно, процесса обучения остаются такие важнейшие функциональные характеристики местоимений, как выполнение ими функции средства связи между предложениями в тексте. Тогда как роль местоимений в синтаксисе связной речи настолько значительна, что некоторые авторы даже склонны видеть в местоимении единственное скрепляющее средство (М.А. Шелякин, Т.И. Сильман и др.). В связи с этим в школе важно изучать местоимения в аспекте текстового функционирования, обеспечивающим формирование умений употреблять их в речи. Именно функционально-семантический подход к изучению местоимений является важнейшим резервом реализации принципа коммуникативности при обучении русскому языку.
В настоящее время изучение местоимений в аспекте текстового функционирования представляется возможным благодаря введению в во все программы для начальной школы понятия «текст», в котором средством реализации лексических и грамматических связей является местоимение. И учащиеся должны четко осознавать местоимение как грамматическую категорию, которая является смыслонесущим элементом текста. Подобный подход будет адекватен современной точке зрения о местоимениях как словах, «концентрирующих языковую сеть смысловых отношений в целом» (Шелякин, 2000, 14).
Таким образом, выбор нами темы исследования обусловлен, с одной стороны, необходимостью разработки содержания обучения местоимениям в соответствии с данными лингвистической науки, в которой в последние годы отдается предпочтения функциональным признакам грамматических категорий, с другой - потребностями современной школы, связанными, в частности, с умением создавать монологическую речь в устной и письменной форме, так как именно местоимения играют значительную роль в оформлении связности речи.
Отдельные вопросы изучения местоимений в школе рассматриваются в работах М.В. Бабкиной, Л.И. Величко, А.П. Еремеевой, А.В. Папина и др. Однако специальных исследований, посвященных вопросам методики обучения местоимениям в функционально-семантическом аспекте в начальной школе, мы не обнаружили. Таким образом, актуальность исследования подтверждается недостаточной разработанностью проблемы и важностью новых, лингвистически оправданных подходов к обучению русскому языку.
Проблема исследования: каковы возможности уроков русского языка в реализации функционально-семантического подхода при изучении местоимения. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - функционально-семантический подход в методике изучения частей речи в начальной школе
Предмет исследования - процесс усвоения младшими школьниками местоимений на функционально-семантической основе.
Гипотеза исследования. Мы исходим из предположения о том, что изучение младшими школьниками местоимений будет более эффективным, если:
- используется функционально-семантический подход при изучении данной части речи;
- подбираются и применяются аналитические, аналитико -синтетические упражнения;
- проводится поэтапное усвоение местоимения как части речи.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой рабочей гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
> аргументировать целесообразность функционально-семантического подхода к изучению местоимений в начальной школе;
> изучить историю и современное состояние исследования местоимений в языкознании и учебно-методической литературе;
> проанализировать программы и учебники по русскому языку для начальной школы с точки зрения презентации в них материалов о местоимениях;
> экспериментально проверить эффективность разработанной системы заданий и упражнений, направленных на обучение местоимениям в функционально-семантическом аспекте.
Для достижения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
> Теоретический (изучение лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования).
> Социально-педагогический (анализ программ, учебников по русскому языку для начальной школы; наблюдение за устной и письменной речью учащихся начальной школы, выявление типичных ошибок при употреблении местоимений в устной и письменной речи).
> Экспериментальный (проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов).
Методологической базой исследования являются важнейшие положения о сущности и социальной роли языка в жизни общества; закон Российской Федерации об образовании. В ходе работы мы опирались на концептуальные положения лингвистов, психологов, методистов о соотнесенности содержания и методов обучения русскому языку с речевой деятельностью учащихся.
Базой исследования стал 4-ый класс МБОУ «СОШ №2 с УИОП» г. Новый Оскол
Цели, задачи исследования, логика изучаемого материала определили следующую структуру выпускной квалификационной работы. Работа состоит из оглавления, двух глав, заключения, библиографического списка.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы, показаны его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Лингвистические основы обучения местоимениям на функционально-семантической основе» рассматриваются предпосылки к изучению местоимений в функционально-семантическом подходе, изучено местоимение как лингвистическая база исследования, а также функции в речевом высказывании.
Во второй главе «Содержание работы по изучению младшими школьниками местоимений на функционально-семантической основе» представлена сущность функционально-семантического подхода к обучению русскому языку в современной начальной школе, проводится аспектный анализ программ и учебников по русскому языку для начальной школы, а также реализация функционально-семантического подхода при изучении местоимений в экспериментальном классе.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, формулируются выводы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ лингвистической и методической литературы позволил определить вопросы, наиболее важные для методики обучения местоимениям в начальной школе. Достижения в области лингвистики и педагогики дали возможность отобрать материал для обучения и разработать задания, которые еще не получили широкого отражения в практике преподавания.
Определение содержания и системы обучения местоимениям в базируется на своеобразии семантики русских местоимений; определении роли и сущности текстообразующих местоимений (личных, притяжательных, указательных), конкретное значение которых зависит от конкретного текста; особенностях функциональных признаков текстообразующих местоимений (заместительная, отождествляющая, обобщающая роль), а также специфике стилистической целесообразности употребления местоимений в текстах разных стилей и типов речи. При этом учитывались особенности местоимений, своеобразие склонения, наличие разнообразной семантики, отсутствие грамматической категории рода, использование местоимений в построении связного высказывания.
Учет указанных факторов дал возможность построить обучение местоимениям на научных основах.
Изучение состояния обучения местоимений, анализ действующих программ и учебников по русскому языку показали, что материал о местоимениях в учебниках представлен в основном описательно-классификационно, не учтены наиболее важные функциональные признаки личных, притяжательных и указательных местоимений, не уделено должного внимания стилистическому употреблению местоимений. Кроме того, система упражнений чаще всего носит аналитический характер и не нацеливает учащихся на выработку навыков употребления местоимений в самостоятельных высказываниях с учетом их семантики, грамматических признаков и текстового функционирования.
Все это свидетельствует об отсутствии в содержании обучения местоимениям продуманной системы, базирующейся на учете контактирующих языков.
Наблюдения за устной и письменной речью учащихся в процессе работы и констатирующий эксперимент дали возможность выявить наиболее типичные, распространенные и частотные ошибки учащихся при употреблении личного местоимения 3-го лица, притяжательных и указательных местоимений в связной речи, нарушение согласования местоимений-заместителей и замещаемого слова; смешение форм свой и его, ее, их; неразграничение семантики местоимений этот и тот; неумение трансформировать предложения с прямой речью в косвенную; отсутствие навыка употреблять указательные местоимения в заместительной и отождествляющей функциях в связных высказываниях.
Указанные типы ошибок обусловлены отсутствием у учащихся необходимых знаний о семантике, грамматических и функциональных признаках местоимений. Кроме того, существенную роль играет сложившаяся система обучения местоимениям, которая не предусматривает в достаточной мере предупреждения и преодоления названных ошибок.
При разработке содержания и системы обучения местоимениям в функционально-семантическом аспекте мы исходим из 1)дидактических и психологических принципов, 2) особенностей местоимений русского языка, 3) учёта их текстообразующих особенностей.
Учет дидактических и психологических принципов при обучении употреблению личных, притяжательных и указательных местоимений в связной речи дал возможность: 1) реализовать лингвистические основы преподавания на разных этапах обучения, исходя из уровня знаний учащихся
2) разработать уроки, включающие упражнения на определение семантики и текстообразующей функций местоимений, наблюдение над семантикой и функционированием местоимений, осознание роли личною местоимения 3-го лица, указательных слов в организации текста; 3) систематизировать приемы обучения местоимениям с учетом их функций в тексте (заместительной, отождествляющей, обобщающей).
Учет своеобразия местоимений при обучении в функционально-семантическом аспекте проявляется в следующем: 1) раскрывается семантика местоимений как часта речи (обобщенность, указательность, контекстуальность); 2) разграничиваются местоимения, несамостоятельные по своему значению (анафорические) и местоимения, самостоятельные (дейктические); 3) рассматриваются текстовые функции анафорических местоимений {заместительная, отождествляющая, обобщающая); 4) функционально-семантический подход к изучению местоимений заключает в себе единство и взаимосвязь лексических и грамматических особенностей с функциями местоимений как тскстообразутощего средства.
Анализ проведённой экспериментальной работы показал, что работа по изучению местоимений требует дифференцированного подхода к местоимениям: о личных местоимениях детям известно, они наиболее употребительны в речи, указательные, притяжательные местоимения требуют большего внимания. Даже выполнение несложных заданий требует от учащихся актуализации известных знаний, умений и навыков, корректировки знаний. Анализ проведённых нами уроков, основанных на функционально-семантическом подходе к изучению местоимений, свидетельствуют об эффективности проделанной работы. К концу обучающего эксперимента большинство учащихся научились находить местоимения в тексте, следовательно, у них было сформировано представление об этой части речи, кроме того, ученики экспериментального класса научились использовать местоимения в своей речи, то есть овладели нормами употребления местоимений. Однако эта работа должна быть продолжена, вестись в системе, а не эпизодически.



1. Алехина М.И. О классификации местоимений /М.И. Алёхина //Русский язык в школе. 1982, - №1, - С. 54-56.
2. Алехина М.И. Местоимения как часть речи /М.И. Алёхина //Явления переходности в грамматическом строе современного русского языка: сб. статей. - М.: Просвещение, 1988 - С.96 - 114.
3. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах: сб. научных статей /Под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичёвой.
- М.: Просвещение, 1977 - 196 с.
4. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе: учебное пособие /Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение. - 1985. - 208с.
5. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии [Текст]: учебное пособие /Л.Л. Буланини - М.: Просвещение, 1976.- 174 с.
6. Булаховский. Л.А. Курс русского литературного языка. [Текст] /Л.А Булаховский //Избранные работы по русскому языку Т.1. - Киев, 1952. - 348 с.
7. Быстрова Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках [Текст] /Е.А. Быстрова //Русская словесность,- 2003,
- № 1. - С. 35-41.
8. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: учебное пособие для студентов филологических факультетов. [Текст] /Н.С. Валгина - М: Изд-во Владос, 2001. - 213 с.
9. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове [Текст]: монография /В.В. Виноградов. М.: Просвещение, 1972 - 689 с.
10. Горшкова В.Н. Морфология. Словообразование. Орфография: Упражнения с выборочным ответом. [Текст]: Пособие для учителя./В.Н. Горшкова. - М.Просвещение, 1983. - 87 с.
11. Г рамматика русского языка Т.1. Фонетика и морфология - М.:АПН СССР, 1952, - 587 с.
12. Грамматика современного русского литературного языка. - М.:АПН СССР,
1970 - 578 с.
13. Жбанкова Т.С. Работа над речевыми ошибками, связанными с употреблением местоимений [Текст] / Т.С. Жбанкова // Русский язык в школе.
- 1980, - №1 -, С. 27-29.
14. Зимелева Т.А. Местоимения в современном русском языке: педагогический аспект [Текст] /Т.А. Зимелева //Материалы конференции Семантика языковых единиц. Т. 2. - М.: Изд-во МОПИ, 1998.- С.34-35.
15. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. [Текст]: монография /Г.А. Золотова - М.: Изд-во Просвещение, 1982. - 304 с.
16. Зубова Л.И. Урок на тему «Местоимение как часть речи» [Текст] /Л.И. Зубова // Русский язык в школе. - 2000, - № 5 - С.27.
17. Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения русскому языку [Текст]: материалы к спецкурсу /Н.А. Ипполитова. - М.: Наука, 1998. - 176с.
18. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. [Текст] // Начальная школа. - 2002. - № 4. - С. 4-19.
19. Крылов С.А. О семантике местоименных слов и выражений [Текст] /С.А. Крылов //Сб.: Русские местоимения: семантика и грамматика. - Владимир, 1974. - С. 124-138.
20. Лекант П.А. Очерки по грамматике русского языка [Текст]: очерки /П.А. Лекант - М.: Изд-во МГОУ, 2002. - 312 с.
21. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст]. - М.: «Академия», 1990. - 421 с.
22. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]: учебник для пед. вузов. Издание 6. -дополн. /М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская О.В. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- 487с.
23. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. [Текст]: учебник для пед. факультетов / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская - М: Просвещение,1987-.415 с.
24. Маловицкий Л.Я. Повтор местоимений [Текст] /Л.Я. Маловицкий
//Русский язык в школе. - 1982, - № 2. С. 45 - 47.
25. Маслов Ю.С. Введение в языкознание [Текст]: учебник для филолог. спец. вузов /Ю.С. Маслов - М.: «Высшая школа», 1988. - 272 с.
26. Методика преподавания русского языка в школе [Текст]: учебник / Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Академия, 2000. - 368 с.
27. Мигирин В.Н. О некоторых случаях образования местоименных выражений [Текст] /В.Н. Мигирин // Известия Крымского пединститута. Т. 14. Симферополь, 1948. - С. 68 - 72.
28. Милых М.К. Многозначность и синонимия вопросительных, относительных и указательных местоимений [Текст] /М.К. Милых //Филологические науки. - 1979, №3.- С. 58 - 60.
29. Немченко В.Н. Грамматическая вариативность слова в современном русском языке и литературная норма [Текст]: монография /В.Н. Немченко - Нижний Новгород, 1998 - 132 с.
30. Николаева О.Е. О некоторых развивающих возможностях темы «Части речи» [Текст] / О.Е. Николаева // Начальная школа. - 2000, - № 2. С. 32-33.
31. Николина Н.А. Слово как-никак в современном русском языке [Текст] / Н.А. Николина // Русский язык в школе. - 1996, - № 6.
32. Обучение русскому языку [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов /Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. Е. А. Быстровой. - М.: Дрофа, 2004.- 240 с.
33. Панов М.В. О частях речи в русском языке [Текст] /М.В. Панов //Филологические науки.- 1960, - № 4. - С. 74-76.
34. Панов М.В. Позиционная морфология. [Текст] /М.В. Панов - М.: «Высшая школа», 1999.
35. Папина М.В. Методика углубленного изучения местоимений в начальной школе [Текст] /М.В. Папина // Начальная школа. - 2004, № 10. - С. 20-26.
36. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении [Текст]: монография /А.М. Пешковский - М.»Академия», 2000 - 687 с.
37. Потебня А. А. Из записок по русской грамматике [Текст]: сборник статей /А. А. Потебня. - Харьков, 1968. - 305 с.
38. Программно-методические материалы: Русский язык. Начальная школа [Текст]: программы /Сост. Л. А. Вохмянина. М.: Просвещение, 2001. - 220 с.
39. Программа четырехлетней начальной школы («Начальная школа XXI века») [Текст] / Под ред. проф. Н.Ф.Виноградовой. - М.: Вентана Граф, 2006.
- 78 с.
40. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Программа для общеобразовательных учреждений 1 - 4 классы [Текст]: программа /Т.Г. Рамзаева. - М.: Дрофа, 2006.
- 161 с.
41. Рамзаева Т. Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников [Текст]: учебное пособие / Т. Г. Рамзаева, М. П. Воюшина Г. С. Щеголева и др.; под общ. ред Т. Г. Рамзаевой
- М.: ФГУП «Высшая школа», 2003 - 168 с.
42. Рамзаева Т. Г. Русский язык [Текст]: учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы /Т.Г. Рамзаева. - М.: Дрофа, 2006.- 156 с.
43. Рамзаева Т. Г. Русский язык [Текст]: учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы в 2 частях /Т. Г. Рамзаева. - М.: Дрофа, 2006.- 115 с.
44. Рамзаева Т. Г. Русский язык [Текст]: учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы в 2 частях /Т.Г. Рамзаева. - М.: Дрофа, 2006.-135 с.
45. Распопов И.П. Основы русской грамматики. Морфология и синтаксис. [Текст]: учебник для филолог. спец. вузов /И.П. Распопов, А.М. Ломов - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1984. - 329 с.
46. Рахманова Л.И. Современный русский язык [Текст]: учебное пособие для филолог. спец. вузов /Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева - М.: Просвещение, 1977. - 568 с.
47. Розенталь Д.Э. Современный русский язык [Текст]: учебное пособие для вузов / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова - М.: Рольф, Айрисс-пресс,
1999. - 448 с.
48. Русский язык [Текст]. Энциклопедия /Гл. ред. Ю.Н. Караулов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. - 703 с.
49. Русский язык [Текст]: учебник для учащихся 2 класса
общеобразовательных учреждений / С.В. Иванов [и др.]. - М.: Вентана-Графф, 2005.- 160 с.
50. Русский язык [Текст]: учебник для учащихся 3 класса
общеобразовательных учреждений / С.В. Иванов [и др.]. - В 2 ч. - Ч.1. - М.: Вентана-Графф, 2005.- 160 с.
51. Русский язык [Текст]: Учебник для учащихся 3 класса
общеобразовательных учреждений / С.В. Иванов [и др.]. - В 2 ч. - Ч.2. - М.: Вентана-Графф, 2005.- 160 с.
52. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения [Текст]: учебное пособие / Под ред. М.С. Соловейчик. - М.: Высшая школа,
1997.- 383 с.
53. Сабитова З.К. Древнерусские неопределенные местоимения сквозь призму современных исследований [Текст] /З.К. Сабитова //Лексикология. Семасиология: сб. материалов межрегиональной научной конференции. - Белгород. Изд-во Белгородского государственного университета, 2001. - С. 46 -49.
54. Сидоренко Е.Н. Очерки по теории местоимений русского языка [Текст]: очерки /Е.Н. Сидоренко - Киев-Одесса, 1990.
55. Силантьева Л.А. Функционирование слова сам в современном русском языке [Текст] /Л.А. Силантьева //Сб. Вопросы синтаксиса русского языка. - Калуга, 1971. - С. 56-59.
56. Скобликова Е.П. Местоимения: различия трактовок [Текст] /Е.П. Скобликова // Русский язык в школе. - 1996, - №6. - С. 58-61.
57. Современный русский язык [Текст]: учебное пособие / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; Под ред. П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2002. - 560 с.
58. Современный русский язык: теория. Анализ языковых единиц [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. - Ч. 1; Под. ред. Е.И. Дибровой.
- М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 704 с.
59. Современный русский язык [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений /Под общ. ред. Л.А. Новикова. - Санкт-Петербург : «САГА», 1999.
- 876с.
60. Теория и практика обучения русскому языку [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений /Е В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина и др.; под ред. Р. Б. Сабаткоева. - М.: Изд. центр «Академия», 2005.
- 320 с.
61. Ушакова Л.И. Местоимения и их аналоги [Текст] /Л.И. Ушакова //Русский язык в школе. - 1998,- №1.- С. 32-34.
62. Ушакова Л.И. Современный русский язык. Морфология. [Текст]: учебное пособие для филолог. спец. вузов /Л.И. Ушакова - Белгород Изд-во Белгородского государственного педагогического университета, 1999. - 572 с.
63. Федоренко Л.П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку: [Текст]: Учебное пособие. /Л.П. Федоренко - Курск, Изд-во КГПИ, 1994. - 205 с.
64. Шанский Н.М. Проблемы лингвистического образования [Текст] / Н.М. Шанский // Русский язык в школе. - 1993. - № 5.- С. 23-26.
65. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. [Текст] /А.А. Шахматов Л.: Учпедгиз, 1941.
66. Шелякин М.А. Русские местоимения (значение, грамматические формы, употребление) [Текст] /М.А. Шелякин - Тарту, 1986.- 127 с.
67. Чеснокова Л.Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора. [Текст]: учебное пособие / Л.Д. Чеснокова - М.: Высшая школа, 1999. - 237 с.
68. Языковая номинация: Виды наименований [Текст]: монография /Под ред. Б.А. Серебренникова - М.: Просвещение, 1977. - 238 с.
69. Янко-Триницкая Н.А. О местоименной природе «друг друга» [Текст] / Н.А. Янко-Триницкая // Русский язык в школе. - 1975, - №1. С. 32-35
70. Янко-Триницкая Н.А. Русская морфология [Текст]: учебное пособие для студ. филолог. спец. - М.: Просвещение, 1982. - 328 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ