ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения психологической готовности к профессиональной деятельности 7
1.1. Понятие психологической готовности к профессиональной деятельности в психологии 7
1.2. Теоретические подходы к исследованию проблемы мотивации в психологии 18
1.3. Проблема мотивационной готовности к профессиональной деятельности в психологии 23
ГЛАВА 2. Изучение особенностей мотивационной готовности к профессиональной деятельности 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ результатов исследования 36
2.3. Рекомендации преподавателям вуза по повышению мотивационной
готовности студентов-экономистов к профессиональной деятельности 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
Актуальность проблемы исследования. Современное общество, производство, рынок товаров, услуг и труда отличаются высокой степенью динамизма, неопределенности, быстрыми темпами перемен. Динамизм и неопределенность становятся характеристиками всех сторон нашей жизни, проявляются на всех уровнях - глобальном, региональном, социальном, индивидуальном. Эти принципиально новые условия выдвигают иные требования к подготовке специалистов на всех уровнях профессионального образования. Новое качество образования сегодня — это образование, отвечающее требованиям международных стандартов качества, удовлетворяющее запросы всех потребителей образовательных услуг - личности, общества, государства, производства.
Изучение психологической готовности к профессиональной деятельности является одним из актуальных вопросов нашего времени. Связанно это в первую очередь с изменением к требованиям подготовки специалиста высшими и средне-специальными учебными учреждениями в контексте социально-экономических и культуральных преобразований в жизни российского общества.
Готовность к профессиональной деятельности позволит специалисту успешно пройти процесс адаптации к профессиональной деятельности. Выходя из ВУЗа человек готов к осуществлению деятельности, но встает вопрос о том, насколько выпускник готов к осуществлению этой деятельности.
В современной литературе, на сегодняшний день, существуют различные определения понятия готовности: К.К. Платонов и Л.И. Захаров понимали под психологической готовностью психический феномен, посредством которого объясняют устойчивость деятельности человека в полимотивированном пространстве. Н.В. Кузьмина считает, что характеризуется наличием у специалиста знаний, умений и навыков, позволяющих ему осуществлять свою деятельность на уровне современных требований науки и техники.
В нашей работе, мы вслед за Е.Г. Неделько под психологической готовностью к профессиональной деятельности, мы будем понимать степень сформированности в личности студента мотивационно-целевой структуры, позволяющей субъекту эффективно осуществлять практическую деятельность.
Современная реальная жизнь показывает, что наибольшего успеха в профессиональной деятельности добиваются выпускники ВУЗов, которые проявляли активность, инициативность, которые реализовывали себя в общественной, культурной и других видах деятельности. Учебная деятельность - лишь одна из них. Можно констатировать, что оценка качества подготовки выпускника по его знаниям и умениям, демонстрируемым на текущих и итоговых экзаменах, не всегда адекватно характеризует действительный уровень их готовности к успешной профессиональной деятельности.
Психологическая готовность студента способствует успешному выполнению своих обязанностей, правильному использованию знаний, опыта, сохранению самоконтроля и эффективному ориентированию при появлении производственных задач, помогает работнику быстро адаптироваться к условиям труда и дальнейшему профессиональному совершенствованию. Профессиональная готовность студента включает в себя мотивационный компонент, который выражается в системе устойчивых установок и мотивов. Она может характеризовать возможности студента решать в условиях обучения задачи, близкие к реальным условиям профессиональной деятельности, а после окончания учебного заведения успешно включаться в работу по специальности.
Проблема нашего исследования: какова динамика мотивационной готовности студентов-экономистов к профессиональной деятельности.
Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования.
Объект исследования: психологическая готовность студентов к осуществлению профессиональной деятельности.
Предмет исследования: мотивационная готовность студентов-
экономистов к осуществлению профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования: мотивационная готовность студентов- экономистов к профессиональной деятельности имеет динамические особенности, а именно студенты на начальном этапе обучения (1-2 курс) будут иметь низкую мотивационную готовность с преобладание внешней мотивации, в то время как студенты на завершающем этапе обучения (4-5 курс) будут иметь высокую мотивационную готовность с доминированием в ее структуре профессиональных мотивов.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа психологической литературы определить
степень разработанности проблемы мотивационной готовности к профессиональной деятельности;
2. Выявить уровни развития мотивационной готовности к профессиональной деятельности студентов;
3. Проанализировать особенности мотивационной готовности студентов-экономистов на разных этапах обучения;
4. Разработать рекомендации для преподавателей по повышению мотивационной готовности студентов.
Теоретическую основу исследования составили: концепция
целостного развития личности (Б.Г. Ананьев); концепции о закономерностях развития субъекта профессионализации (Л.М. Митина, Е. П. Ильин, Дж. Гринберг); подходы к изучению психологической готовности к профессиональной деятельности (Л.И. Захаров, Н.В. Кузьмина, Е.Г. Неделько, К.К. Платонов и др.)
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами работы.
Методы исследования:
- организационные методы: сравнительный метод (сопоставление отдельных групп испытуемых с целью установления сходств и различий между ними);
- эмпирические методы: психодиагностические методы;
- методы обработки данных: количественный метод (обработка полученных данных в программе SPSS 17.0) Статистическая обработка данных проводилась с использованием коэффициента ранговой корреляции rs-Спирмена, критерия Фишера.
- интерпретационные методы: структурный метод (установление структурных взаимосвязей между изучаемыми характеристиками).
Методики исследования. Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методики: 1. тест «Готовность к саморазвитию» В.Л. Павлова, 2. методика для диагностики учебной мотивации студентов А.А. Реана и В.А. Якунина, 3. методика для диагностики мотивации достижения А. Мехрабиана.
База исследования и выборка. Наше исследование проводилось на базе Белгородского государственного университета, факультета экономики в нём приняло участие 50 студентов, в возрасте от 18 до 23 лет.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных результатов при совершенствовании учебных планов и рабочих программ подготовки экономистов.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Общий объем работы до приложений составляет 75 страниц.
Теоретический анализ литературных источников показал, что над проблемой психологической готовности к профессиональной деятельности работали многие авторы, и каждый из них даёт своё определение данному понятию.
В нашей работе, вслед за Е.Г. Неделько под психологической готовностью к профессиональной деятельности, мы понимаем степень сформированности в личности студента мотивационно-целевой структуры позволяющей субъекту эффективно осуществлять практическую деятельность.
Психологическая готовность студента способствует успешному выполнению своих обязанностей, правильному использованию знаний, опыта, сохранению самоконтроля и эффективной ориентировки при появлении производственных задач, помогает работнику быстро адаптироваться к условиям труда и дальнейшему профессиональному совершенствованию.
Одной из значимых составляющих психологической готовности является способность к эффективной деятельности. В структуру психологической готовности к эффективной деятельности могут входить ряд блоков. В каждом блоке есть стартовая установка к определённому виду деятельности и способность к достижению результата: установка и способность к полному включению в деятельность, установка и способность к нестереотипной деятельности, установка и способность принятия обоснованного решения [14].
В формировании психологической готовности особое место принадлежит мотивационному компоненту, который является «стержневым, своего рода направляющим образованием», т.к. по Л,И Божович «вне мотива и смысла невозможны ни одна деятельность, не реализуемы никакие, даже самые усвоенные знания и предельно сформированные умения» [5, с. 94].
Проведённое нами исследование позволило выявить особенности мотивационной готовности студентов-экономистов к профессиональной деятельности у выборки в целом. Полученные результаты говорят о том, что мотивационная готовность по всей выборки в целом высокая, доминирует готовность самосовершенствоваться. Это говорит о том, что студенты- экономисты стремятся к саморазвитию, самосовершенствованию имеющихся качеств. Происходит выработка такого идеала, с которым происходит соотнесении своих целей, поступков, действий. Профессиональные мотивы и учебно-познавательные мотивы имеют высокие баллы, что свидетельствует о том, что респонденты нацелены на получение знаний, которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности, они идентифицируют себя с профессией. Мотивационная готовность студентов-экономистов к профессиональной деятельности имеет динамические особенности, а именно студенты на начальном этапе обучения (1-2 курс) имеют низкую мотивационную готовность с преобладание внешней мотивации, в то время как студенты на завершающем этапе обучения (4-5 курс) имеют высокую мотивационную готовность с доминированием в ее структуре профессиональных мотивов.