Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИНАМИКА МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ЭКОНОМИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №67819

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы52
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
226
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения психологической готовности к профессиональной деятельности 7
1.1. Понятие психологической готовности к профессиональной деятельности в психологии 7
1.2. Теоретические подходы к исследованию проблемы мотивации в психологии 18
1.3. Проблема мотивационной готовности к профессиональной деятельности в психологии 23
ГЛАВА 2. Изучение особенностей мотивационной готовности к профессиональной деятельности 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ результатов исследования 36
2.3. Рекомендации преподавателям вуза по повышению мотивационной
готовности студентов-экономистов к профессиональной деятельности 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51


Актуальность проблемы исследования. Современное общество, производство, рынок товаров, услуг и труда отличаются высокой степенью динамизма, неопределенности, быстрыми темпами перемен. Динамизм и неопределенность становятся характеристиками всех сторон нашей жизни, проявляются на всех уровнях - глобальном, региональном, социальном, индивидуальном. Эти принципиально новые условия выдвигают иные требования к подготовке специалистов на всех уровнях профессионального образования. Новое качество образования сегодня — это образование, отвечающее требованиям международных стандартов качества, удовлетворяющее запросы всех потребителей образовательных услуг - личности, общества, государства, производства.
Изучение психологической готовности к профессиональной деятельности является одним из актуальных вопросов нашего времени. Связанно это в первую очередь с изменением к требованиям подготовки специалиста высшими и средне-специальными учебными учреждениями в контексте социально-экономических и культуральных преобразований в жизни российского общества.
Готовность к профессиональной деятельности позволит специалисту успешно пройти процесс адаптации к профессиональной деятельности. Выходя из ВУЗа человек готов к осуществлению деятельности, но встает вопрос о том, насколько выпускник готов к осуществлению этой деятельности.
В современной литературе, на сегодняшний день, существуют различные определения понятия готовности: К.К. Платонов и Л.И. Захаров понимали под психологической готовностью психический феномен, посредством которого объясняют устойчивость деятельности человека в полимотивированном пространстве. Н.В. Кузьмина считает, что характеризуется наличием у специалиста знаний, умений и навыков, позволяющих ему осуществлять свою деятельность на уровне современных требований науки и техники.

В нашей работе, мы вслед за Е.Г. Неделько под психологической готовностью к профессиональной деятельности, мы будем понимать степень сформированности в личности студента мотивационно-целевой структуры, позволяющей субъекту эффективно осуществлять практическую деятельность.
Современная реальная жизнь показывает, что наибольшего успеха в профессиональной деятельности добиваются выпускники ВУЗов, которые проявляли активность, инициативность, которые реализовывали себя в общественной, культурной и других видах деятельности. Учебная деятельность - лишь одна из них. Можно констатировать, что оценка качества подготовки выпускника по его знаниям и умениям, демонстрируемым на текущих и итоговых экзаменах, не всегда адекватно характеризует действительный уровень их готовности к успешной профессиональной деятельности.
Психологическая готовность студента способствует успешному выполнению своих обязанностей, правильному использованию знаний, опыта, сохранению самоконтроля и эффективному ориентированию при появлении производственных задач, помогает работнику быстро адаптироваться к условиям труда и дальнейшему профессиональному совершенствованию. Профессиональная готовность студента включает в себя мотивационный компонент, который выражается в системе устойчивых установок и мотивов. Она может характеризовать возможности студента решать в условиях обучения задачи, близкие к реальным условиям профессиональной деятельности, а после окончания учебного заведения успешно включаться в работу по специальности.
Проблема нашего исследования: какова динамика мотивационной готовности студентов-экономистов к профессиональной деятельности.
Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования.
Объект исследования: психологическая готовность студентов к осуществлению профессиональной деятельности.
Предмет исследования: мотивационная готовность студентов-
экономистов к осуществлению профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования: мотивационная готовность студентов- экономистов к профессиональной деятельности имеет динамические особенности, а именно студенты на начальном этапе обучения (1-2 курс) будут иметь низкую мотивационную готовность с преобладание внешней мотивации, в то время как студенты на завершающем этапе обучения (4-5 курс) будут иметь высокую мотивационную готовность с доминированием в ее структуре профессиональных мотивов.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа психологической литературы определить
степень разработанности проблемы мотивационной готовности к профессиональной деятельности;
2. Выявить уровни развития мотивационной готовности к профессиональной деятельности студентов;
3. Проанализировать особенности мотивационной готовности студентов-экономистов на разных этапах обучения;
4. Разработать рекомендации для преподавателей по повышению мотивационной готовности студентов.
Теоретическую основу исследования составили: концепция
целостного развития личности (Б.Г. Ананьев); концепции о закономерностях развития субъекта профессионализации (Л.М. Митина, Е. П. Ильин, Дж. Гринберг); подходы к изучению психологической готовности к профессиональной деятельности (Л.И. Захаров, Н.В. Кузьмина, Е.Г. Неделько, К.К. Платонов и др.)
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами работы.
Методы исследования:
- организационные методы: сравнительный метод (сопоставление отдельных групп испытуемых с целью установления сходств и различий между ними);
- эмпирические методы: психодиагностические методы;
- методы обработки данных: количественный метод (обработка полученных данных в программе SPSS 17.0) Статистическая обработка данных проводилась с использованием коэффициента ранговой корреляции rs-Спирмена, критерия Фишера.
- интерпретационные методы: структурный метод (установление структурных взаимосвязей между изучаемыми характеристиками).
Методики исследования. Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методики: 1. тест «Готовность к саморазвитию» В.Л. Павлова, 2. методика для диагностики учебной мотивации студентов А.А. Реана и В.А. Якунина, 3. методика для диагностики мотивации достижения А. Мехрабиана.
База исследования и выборка. Наше исследование проводилось на базе Белгородского государственного университета, факультета экономики в нём приняло участие 50 студентов, в возрасте от 18 до 23 лет.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных результатов при совершенствовании учебных планов и рабочих программ подготовки экономистов.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Общий объем работы до приложений составляет 75 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ литературных источников показал, что над проблемой психологической готовности к профессиональной деятельности работали многие авторы, и каждый из них даёт своё определение данному понятию.
В нашей работе, вслед за Е.Г. Неделько под психологической готовностью к профессиональной деятельности, мы понимаем степень сформированности в личности студента мотивационно-целевой структуры позволяющей субъекту эффективно осуществлять практическую деятельность.
Психологическая готовность студента способствует успешному выполнению своих обязанностей, правильному использованию знаний, опыта, сохранению самоконтроля и эффективной ориентировки при появлении производственных задач, помогает работнику быстро адаптироваться к условиям труда и дальнейшему профессиональному совершенствованию.
Одной из значимых составляющих психологической готовности является способность к эффективной деятельности. В структуру психологической готовности к эффективной деятельности могут входить ряд блоков. В каждом блоке есть стартовая установка к определённому виду деятельности и способность к достижению результата: установка и способность к полному включению в деятельность, установка и способность к нестереотипной деятельности, установка и способность принятия обоснованного решения [14].
В формировании психологической готовности особое место принадлежит мотивационному компоненту, который является «стержневым, своего рода направляющим образованием», т.к. по Л,И Божович «вне мотива и смысла невозможны ни одна деятельность, не реализуемы никакие, даже самые усвоенные знания и предельно сформированные умения» [5, с. 94].
Проведённое нами исследование позволило выявить особенности мотивационной готовности студентов-экономистов к профессиональной деятельности у выборки в целом. Полученные результаты говорят о том, что мотивационная готовность по всей выборки в целом высокая, доминирует готовность самосовершенствоваться. Это говорит о том, что студенты- экономисты стремятся к саморазвитию, самосовершенствованию имеющихся качеств. Происходит выработка такого идеала, с которым происходит соотнесении своих целей, поступков, действий. Профессиональные мотивы и учебно-познавательные мотивы имеют высокие баллы, что свидетельствует о том, что респонденты нацелены на получение знаний, которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности, они идентифицируют себя с профессией. Мотивационная готовность студентов-экономистов к профессиональной деятельности имеет динамические особенности, а именно студенты на начальном этапе обучения (1-2 курс) имеют низкую мотивационную готовность с преобладание внешней мотивации, в то время как студенты на завершающем этапе обучения (4-5 курс) имеют высокую мотивационную готовность с доминированием в ее структуре профессиональных мотивов.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ