ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ 9
ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. Делинквентное поведение несовершеннолетних: сущность, 9
причины и факторы
1.2. Содержание социальной профилактики делинквентного 25
поведения несовершеннолетних
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ 41
ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ
2.1. Диагностика причин делинквентного поведения 41
несовершеннолетних и проблем социальной профилактики (на материалах прикладного социологического исследования в Центре временного содержания для несовершеннолетних
правонарушителей УМВД России по Белгородской области)
2.2. Программа социальной профилактики делинквентного 55
поведения несовершеннолетних в условиях центра временного содержания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время особую важность приобретают проблемы, обусловленные ростом преступности среди несовершеннолетних. Количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в России, в последние годы несколько сократилось (в 2013г. каждое восемнадцатое - 5,4%; в 2014 г. каждое двадцатое - 5,0%) [51]. Но они имеют более тяжкий характер и соответственно более опасные последствия для общества.
Этому способствуют следующие причины: в глобальном масштабе - социально-экономические проблемы, социокультурные изменения, нестабильная демографическая, политическая ситуация и пр.; на локальном уровне - нравственная распущенность детей, семейные проблемы, негативное влияние ближайшего окружения на ребенка в лице его друзей, знакомых и пр., отсутствие контроля со стороны школы и др. Огромное и разнообразное количество причин совершений правонарушений среди несовершеннолетних выражено в количестве этих правонарушений и, безусловно, требует мероприятий по социальной профилактике этого феномена.
Сегодня особое внимание уделяется первичной социальной профилактике данной проблемы. Меры по предупреждению возникновения у детей отклонений в психофизическом развитии активно проводятся в различных образовательных учреждений. Что же касается вторичной и третичной профилактики, направленных на предупреждение рецидивов правонарушений среди несовершеннолетних и на их социально-трудовую адаптацию, то здесь она носит лишь формальный характер, либо проводится по остаточному принципу, не учитывая всех ресурсов и потенциала развития детей.
Еще одной острой проблемой является то, что в настоящее время, в связи с реорганизацией системы МВД, происходит сокращение специалистов по социальной работе, психологов и других специалистов, которые должны осуществлять профилактическую деятельность в учреждениях закрытого типа. А основная ответственность за успешное осуществление социальной профилактики правонарушений подростков лежит на различных центрах временного содержания, центрах реабилитации, детских исправительных учреждениях. В этой связи назрела объективная необходимость применения современных, модернизированных технологий, форм и методов профилактики правонарушений несовершеннолетних в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.
Таким образом, актуальность исследования подчеркивается: большим количеством правонарушений, совершенными несовершеннолетними, более тяжким их характером; формальным характером проведения профилактических мероприятий.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема социальной профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних находила свое отражение в работах многих зарубежных и отечественных криминологов, социологов, педагогов, психологов.
Начало исследований преступного поведения положено зарубежными учеными. Так, К. Леонгард, Ч. Ломброзо, У. Шелдон связывали преступное поведение человека с его анатомическими особенностями.
В отечественных исследованиях медико-психологическую природу формирования делинквентного поведения изучали Б.Г. Ананьев, Л.В. Васильев, Е.В. Змановская, О.А Исаев, А.И. Курбатова, А.Е. Личко, В.В. Лунеев, В.М. Мясищев, В.П. Прядеин, А.А. Реан, И.И. Семенюк, Т.Е. Щенина, В.Л. Юлдашев придавали значение гендерным различиям в сфере противоправного поведения взрослых и несовершеннолетних.
З. Фрейд, К. Юнг, изучали психологическую составляющую делинквентного поведения, основываясь на изучение конфликтного состояния, претерпеваемого сознанием индивида.
Влияние общества на формирование делинквентного поведения рассматривали зарубежные авторы Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс. По их мнению, несовершеннолетние, отвергнутым обществом, очень сложно достичь своих целей легальным путем и они вынуждены идти на правонарушения.
Я.И. Гилинский, С.Н. Гридин, Л.А. Запорожец, В.Т. Павлов, А.А. Реан,
B. В. Шпалинский изучали общие проблемы социальных отклонений в обществе. Отдельные аспекты общественного влияния на делинквентность можно выделить среди работ С.А. Завражина, который определил культуру как фактор формирования делинквентного поведения несовершеннолетних; О. Здравомыслова изучала денквентность в молодежной среде, а И.А. Горьковая изучала влияние семейных отношений на формирование делинквентного поведения у подростков.
Проблемы социальной профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних исследовал М. Раттер, который описывал ее через психологическое воздействие на несовершеннолетнего. Вопросы, касающиеся проблем социальной профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних рассматривали и отечественные ученые, такие как
C. А. Беличева, Н.Н. Лукин, К. Малышев, Н.А. Рычкова, В.М. Фокин, И.В. Чумаков.
Несмотря на многочисленные исследования по изучению сущности делинквентного поведения несовершеннолетних, социальной профилактике делинквентного поведения в трудах различных зарубежных и отечественных социологов, педагогов, психологов проблеме социальной профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних в закрытых учреждениях не уделяется никакого внимания, что в очередной раз подтверждает актуальность нашего исследования.
Объект исследования: социальная профилактика делинквентного поведения несовершеннолетних.
Предмет исследования: специфика социальной профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних в условиях центра временного содержания.
Цель исследования: раскрыть сущность и специфику социальной профилактики несовершеннолетних в условиях центра временного содержания и предложить программу по ее совершенствованию.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы социальной профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних правонарушителей.
2. Выявить причины делинквентного поведения несовершеннолетних и проблемы социальной профилактики в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Белгородской области.
3. Разработать программу социальной профилактики делинкветного поведения несовешеннолетних в условиях центра временного содержания.
Теоретико-методологическую базу исследования составили: теория стигматизации (Г. Беккер, Э. Гофман, Э. Лемерт, Ф. Танненбаум); теории противоправной мотивации (И.Ю. Борисов, А.Е. Долгова, Е.В. Змановская, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, А.В. Петровский и др.); личностно¬ориентированный подход по социальной профилактике делинквентного поведения подростков (Г.С. Батищев, Л.И. Божович, М.Ю. Красовицкий, Л.Н. Куликов, А.М. Печенюк и др.).
Эмпирическая база исследования. В качестве информационных источников использовались: международные конвенции, декларации; законодательные и нормативные акты Российской Федерации: Федеральный закон №120-ФЗ от 24.06.1999г «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», приказ МВД РФ от 15.10.2013 №845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации», приказ МВД РФ от 1 сентября 2012 г. №839 «О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей»; нормативно-правовые документы Белгородской области; данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, документация Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Белгородской области (далее - ЦВСНП).
Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного автором прикладного социологического исследования «Диагностика причин делинквентного поведения несовершеннолетних и проблем социальной профилактики в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Белгородской области» в ходе производственной практики (ноябрь - декабрь 2015 г.) и преддипломной практики (апрель 2016 г.).
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, нормативно-правовых и статистических документов, глубинное интервью, биографический метод, экспертный опрос, математические методы обработки результатов исследования.
Теоретико-практическая значимость исследования: введено авторское определение социальной профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних правонарушителей. Данное определение мы трактуем как комплекс мероприятий социально-психологического, социально¬педагогического, социально-культурного характера, заключающихся в предупреждении негативных факторов и причин, побуждающих ребенка к совершению правонарушений, осуществляемых специалистами как с самим несовершеннолетним, так и с его семьей. Нами были обобщены причины и факторы, формирующие у детей делинквентное поведение; проведена диагностика причин делинквентного поведения несовершеннолетних и проблем социальной профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних в условиях центра временного содержания.
Программа социальной профилактики делинкветного поведения несовершеннолетних в условиях центра временного содержания может быть использована в практической деятельности как в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, так и в других организациях закрытого типа, работающих с несовершеннолетними правонарушителями. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе при подготовке будущих бакалавров социальной работы, при изучении таких дисциплин как «Девиантология», «Технология социальной работы» и других.
Апробация результатов исследования. Выпускная квалификационная работа выполнена по заказу Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Белгородской области. Основные теоретические положения и выводы исследования обсуждались и получили одобрение в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Белгородской области. Результаты исследования внедрены в практику деятельности этого учреждения.
Проблематика данного исследования обсуждалась на VII Международной научно-практической конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» (ноябрь 2015 г.), на III заочной Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы социальной работы с различными группами населения» (декабрь 2015 г.).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Под делинквентным поведением несовершеннолетних мы понимаем антиобщественное противоправное поведение лица, не достигшего возраста восемнадцати лет, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Понятие «делинквентное поведение» следует отличать от понятия «девиантное поведение», поскольку второе подразумевает поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).
Факторы, формирующие делинквентное поведение
несовершеннолетних можно разделить на: биологические (наследственная предрасположенность), социальные (окружающая среда) и индивидуально - личностные. Причины делинквентного поведения детей: упущения в воспитании; дефекты семейного воспитания (отсутствие контроля, педагогическая некомпетентность родителей и др.); дефекты школьного воспитания (отсутствие контроля со стороны учителей, низкий уровень воспитательной работы и др.); негативное влияние друзей, знакомых; негативное влияние СМИ; наследственность; отсутствие бесплатных кружков, клубов, творческих коллективов, коммерциализации досуга; социально-экономические причины; низкий духовно-нравственный уровень современного общества. Именно взаимодействие различных причин и факторов в процессе социализации подростков способствуют совершению ими правонарушений.
Поэтому необходима социальная профилактика делинквентного поведения детей. Социальная профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представляет собой систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Сущность социальной профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних заключается в предупреждении негативных факторов и причин, побуждающих ребенка к совершению правонарушений. Ее специфика - выявление тех самых причин и факторов, установление контроля за несовершеннолетними и организация социально¬профилактической работы. Социальная профилактика делинквентного поведения несовершеннолетних основывается на комплексной работе специалистов по социальной работе, психологов, педагогов, воспитателей с каждым ребенком и его семьей. Такая профилактика может быть первичной, вторичной и третичной, а ее меры носят нейтрализующий, компенсирующий, предупреждающий, устраняющий и контролирующий характер, обеспечивающий исключение рецидивов правонарушений
несовершеннолетними, восполнение пробелов в воспитании и обучении, дающий возможность успешно социализироваться в обществе. Общие меры по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних по своему характеру, содержанию и значимости разнообразны. Это социально-экономические и культурно-воспитательные мероприятия, которые способствуют устранению причин и условий преступлений. Они составляют социально-экономическую и идеологическую основу специальных мер. Без них любые специально предпринимаемые средства устранения причин и условий преступлений малоэффективны.
Проведенное авторское прикладное исследование дало более детальное представление о причинах совершения правонарушений среди несовершеннолетних. Таковыми являются: 1) проблемы воспитания (попустительское воспитание, отсутствие контроля, пагубные привычки родителей, завышенные требования к ребенку); 2) проблемы в образовательном процессе (отсутствие контроля со стороны учителей, невнимательное отношение к проблемам несовершеннолетних, формальное выполнение обязанностей); 3) организация своего свободного времени самими детьми в компании сверстников (алкоголь, табакокурение, аморальный образ жизни).
Исследование показало, что в организации социальной профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних существует ряд проблем:
1) недостаточное количество сотрудников, занимающихся проблемами делинквентного поведения несовершеннолетних; 2) узкий спектр профилактических мероприятий, направленных на профилактику противоправного поведения несовершеннолетних; 3) слабое
межведомственное сотрудничество по организации мероприятий по социальной профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних.
Для эффективной работы по социальной профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних необходимы: 1) социально¬
профилактическая работа с конкретным ребенком противоправного поведения с учетом его психологических особенностей; 2) социально¬профилактическая работа с родителями воспитанника в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей; 3) групповая работа с родителями и воспитанником для устранения ошибок в воспитании, налаживания контакта и поддержания хороших отношений в семье.
Немаловажными являются организационные моменты в социально - профилактической работе, межведомственное взаимодействие учреждений, готовых участвовать в работе по социальной профилактике делинквентного
поведения несовершеннолетних. Важна как индивидуальная
профилактическая работа с каждым ребенком, так и групповая. Для этого нужно привлекать сотрудников КДН, ПДН и других специалистов для совместного осуществления мероприятий по социальной профилактике дклинквентного поведения несовершеннолетних.
С учетом результатов исследования автором была разработана программа социальной профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних в ЦВСНП, которая включает: 1) организацию рабочего процесса воспитанников центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей; 2) поддержание общественного порядка среди воспитанников; 3) усиление межведомственного
взаимодействия; 4) формирование единого информационного пространства (создание сайта с опцией «обратная связь» или «вопрос-ответ», мобильного приложения ЦВСНП, единые требования по оформлению и т.д.);
5) проведение индивидуальных и групповых профилактических бесед с воспитанниками; 6) организацию профилактической работы с родителями воспитанников; 7) организацию выездов воспитанников на культурно-досуговые мероприятия; 8) организацию мероприятий с участием творческих коллективов, студентов, волонтеров и др. на территории ЦВСНП с воспитанниками; 9) проведение мероприятий с воспитанниками по направлениям: здоровье, патриотизм, досуг, гражданин и другим.
Таким образом, социально-профилактическая работа с
несовершеннолетними правонарушителями - это комплексная работа сотрудников специализированных учреждений, подразумевающая полную организацию распорядка дня воспитанников, которая включает профилактические беседы и тренинги, досуговые формы работы, общественно-полезную деятельность.
От того, как будут решены вопросы предупреждения и профилактики отклоняющегося поведения детей в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, во многом зависит успешность нравственная чистота и стабильность общественных отношений в перспективе.