Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования форм и методов обслуживания
посетителей предприятий общественного питания 6
1.1. Развитие общественного питания в России и за рубежом 6
1.2. Формы, виды и методы обслуживания потребителей
на предприятиях питания 14
1.3. Прогрессивные формы организации питания и обслуживания 23
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
ООО «Заготпромсервис» 35
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 35
2.2. Анализ финансового состояния организации 43
2.3. Изучение форм и методов обслуживания потребителей предприятия. 49
3. Разработка и экономическое обоснование проекта по совершенствованию
форм обслуживания в ООО «Заготпромсервис» 56
3.1. Описание проекта и его характеристика 56
3.2. Экономическое обоснование проекта 63
Заключение
Список использованных источников
На сегодняшний день общественное питание играет все более возрастающую роль в жизни современного общества. По международным документам, термин «общественное питание» характеризуется такими различными определениями, как «методы приготовления большого количества пищи, выполняемые без предварительной договоренности с потребителем», или «виды питания, организованного вне дома».
Общественное питание в XXI веке продолжает оставаться социально значимой услугой со значительной эпидемиологической составляющей и существенным влиянием человеческого фактора
В настоящее время структура предприятий общественного питания очень разнообразна и представлена следующими сегментами:
- гастрономические рестораны;
- корпоративное питание;
- быстрое обслуживание;
- социальное питание и другие виды.
Система организованного (общественного) питания в России имеет давние традиции, учитывающие применение и внедрение нового современного технологического оборудования, совершенствование систем управления, появление новых видов сырья высокой степени готовности.
Новой задачей для общественного питания является стремление части населения к получению здорового питания и формированию рациона с учетом состояния собственного здоровья. Данная задача, а также развитие науки о питании человека в целом, требует от персонала предприятий общественного питания внедрения новых технологий, форм и методов обслуживания и ранее неиспользовавшегося сырья.
В целом организация общественного питания должна базироваться на системе последовательных действий как владельца объекта, так и надзорных органов.
В настоящее время имеется тенденция увеличения числа объектов общественного питания за счет реконструкции жилых помещений (перевод квартир, расположенных на первом этаже здания, в нежилой фонд). При этом основной задачей предприятий общественного питания должен стать переход от количественных показателей к качественным. На потребительском рынке смогут остаться только те предприятия общественного питания, продукция которых будут полностью соответствовать требованиям качества и безопасности, принципам здорового питания, и сочетаться с предоставлением современных форм обслуживания.
Отдельного внимания заслуживают такие аспекты деятельности предприятий общественного питания, как формы и методы обслуживания, расширение предлагаемого ассортимента услуг, способствующего повышению эффективности работы, а именно в результате увеличения прибыли, снижения себестоимости, повышения спроса.
Цель выпускной квалификационной работы - совершенствование форм и методов обслуживания посетителей на предприятии общественного питания (на примере ООО «Заготпромсервис»).
Достижению указанной цели способствовало решение следующих задач:
- изучить теоретические аспекты исследования форм и методов обслуживания посетителей предприятий общественного питания;
- рассмотреть развитие общественного питания в России и за рубежом;
- исследовать формы, виды и методы обслуживания потребителей на предприятиях питания;
- выявить особенности прогрессивных форм организации питания и обслуживания;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности
ООО «Заготпромсервис»;
5 проанализировать формы и методы обслуживания, используемые в
деятельности организации;
- разработать и экономически обосновать проект по
совершенствованию форм и методов обслуживания в организации.
Предметом работы является изучение форм и методов обслуживания, применяемых в деятельности организации.
Объектом исследования выступает ООО «Заготпромсервис».
Теоретико-методологическая основа выпускной квалификационной работы - знания, полученные в ходе изучения теоретического, методологического аппарата, практических исследований отечественных и зарубежных авторов, затрагивающих вопросы сферы общественного питания, обслуживания, сервисной экономики.
Информационной базой является нормативно-правовая документация, постановления и технические документы, регулирующие деятельность сферы общественного питания, источники периодической печати, бухгалтерская отчетность предприятия.
Полученные результаты представляют собой комплекс рекомендаций с учетом экономического обоснования, ориентированные на эффективное управление организацией, на основе совершенствования форм и методов обслуживания.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В современных условиях население ежедневно пользуется услугами предприятий общественного питания. Основное условие, которое предъявляют потребители - своевременное приобретение необходимой продукции, высокое качество, достаточный ассортимент, наименьшие
затраты.
Воздействие конкурентов обуславливает необходимость
совершенствования форм и методов обслуживания потребителей, в том числе за счет расширения дополнительных услуг.
Формы и методы обслуживания обеспечивают приближение услуг к потребителю, сокращая время на обслуживание, создавая удобное потребление услуг.
ООО «Заготпромсервис» осуществляет работу с 2010 года в сфере удовлетворения потребностей предприятий и организаций, населения в продукции общественного питания.
Проведенный анализ результатов финансово-хозяйственной
деятельности характеризует развитие деятельности предприятия, что обусловлено увеличением показателей прибыли. В целом положительной характеристикой является повышение платежеспособности и рост финансовой независимости. Однако, наблюдается достаточно высокий уровень заемных средств и снижение эффективности использования имущества предприятия.
В силу того, что предприятие является столовой, ее важная задача - удовлетворение потребностей клиентов в пище высокого качества для дальнейшего продолжения работы.
В организации применяется такой метод обслуживания потребителей, как самообслуживание, когда посетители столовой самостоятельно выбирают блюда в соответствии с предлагаемым меню. Форма обслуживания -
58 сформированное комплексное меню, обеспечивает обслуживание большого потока людей.
Совершенствование форм и методов обслуживания основано на развитии корпоративного питания по организации доставки горячих обедов. Основными потребителями будут промышленные предприятия, бизнес¬центры, небольшие организации, а также возможное участие в событийных мероприятиях.
Реализация проекта не связана с необходимостью масштабных вложений капитала в силу наличия производственных мощностей и материально-технической базы организации. Разрабатываемый проект обеспечит повышение загруженности производственных площадей и оборудования, оказав положительное воздействие на повышение показателей рентабельности.
Первоначальные расходы (1412,30 тыс. рублей) направлены на приобретение транспортного средства, которое будет задействовано в доставке обедов, проведение его дооснащения теплоизоляционными материалами, регистрация автомобиля и его внешнее оформление, приобретение изотермических контейнеров, затраты на продвижение, связанные с разработкой и запуском сайта для on-line заказов и комплекс рекламных мероприятий.
Постоянные расходы (заработная плата, отчисления во внебюджетные фонды, амортизация, приобретение спецодежды, рекламные мероприятия, обновление меню, налог на транспорт, страхование автомобиля, текущее обслуживание транспортного средства и оборудования, задействованного в проекте, поддержание работы сайта) в первый год реализации проекта составят 2076,54 тыс. рублей.
Переменные расходы (4696,35 тыс. рублей) включают посуду, продукты питания, топливо для транспорта, коммунальные платежи.
Прогноз выручки основан на количестве мероприятий в год, стоимости за заказ, числе клиентов.
При комплектовании обедов для бизнес-центров, сотрудников промышленных предприятий и небольших фирм цена реализации определена в 0,15 тыс. рублей, средний чек при событийном кейтеринге - 0,06 тыс. рублей.
В комплексный обед входит холодная закуска, первое блюдо, второе блюдо, гарнир, напиток, хлеб. При реализации событийного кейтеринга планируется участие в различных мероприятиях городского и областного уровня (ярмарки, фестивали, праздники). В качестве основного объекта продажи выступает сладкая и несладкая выпечка.
Число рабочих дней с учетом возможного отсутствия заказов определено в 220 дней. Организация питания обеспечит обслуживание 80 сотрудников бизнес-центров, 90 сотрудников промышленных предприятий и 55 сотрудников небольших фирм. Количество событийных мероприятий, в которых примет участие организация - 8 при минимальном числе клиентов в 250 лиц.
Необходимость реализации проекта подтверждают показатели эффективности:
- чистая современная стоимость проекта - 2001,53 тыс. рублей;
- индекс рентабельности - 2,42;
- срок окупаемости - 2 года.
Таким образом, совершенствование форм и методов обслуживания в ООО «Заготпромсервис» приведет к повышению эффективности деятельности организации в результате увеличения прибыли, возможности сокращения заемных средств, упрочнения финансовой независимости, повышения эффективности использования имущества.
1. ГОСТ 32692-2014 «Услуги общественного питания. Общие
требования к методам и формам обслуживания на предприятиях общественного питания» [Текст]. - Введ. 2016-01-01. - М. : Изд-во
стандартов, 2016. - 12 с.
2. Ахмадеева, О. А. Тенденции развития рынка общественного питания в России [Текст] / О. А. Ахмадеева, А. И. Идрисова // Молодой ученый. - 2016. - №8. - С. 483 - 486.
3. Балабанов, И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта [Текст] : учеб. пособие / И. Т. Балабанов. - М. : Финансы и статистика, 2012. - 208 с.
4. Бердичевский, В. Х. Технологическое проектирование предприятий общественного питания [Текст] : учебник / В. Х. Бердичевский, В. И. Карсекин. - М. : Просвещение, 2015. - 284 с.
5. Бланк, И. А. Финансовый менеджмент [Текст] : учебник /
И. А. Бланк. - К. : Ника - Центр, 2013. - 406 с.
6. Богушева, В. О. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания [Текст] : учебник для ВУЗов / В. О. Богушева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. - 253 с.
7. Большой экономический словарь [Текст] / авт.-сост. А. Б. Борисов. - М. : Кн. мир, 2015. - 892 с.
8. Бочаров, В. В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий [Текст] / В. В. Бочаров. - М. : Финансы и статистика, 2014. - 256 с.
9. Булаев, С. В. Исследование рынка услуг общественного питания [Текст] / С. В. Булаев // Предприятия общественного питания : бухгалтерский учет и налогообложение. - 2015. - №6. - С. 26 - 28.
10. Виды кейтеринга [Электронный ресурс] / - Режим доступа : http ://www.geocafe.ru/predlojeniya/chto_takoe_keytering
11. Виноградова, М. В. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса [Текст] : учеб. пособие / М. В. Виноградова,
З. И. Панина. - М. : Дашков и К, 2015. - 464 с.
12. Виханский, О. С. Менеджмент [Текст] : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - М. : Изд-во МГУ, 2014. - 415 с.
13. Галенко, В. П. Бизнес-планирование : Создание успешного бизнес- плана на предприятии [Текст] / В. П. Галенко, Г. П. Самарина, О. А. Страхова. - СПб. : Герда, 2013. - 348 с.
14. Гатина, Л. И. Тенденции развития рынка общественного питания [Текст] / Л. И. Гатина, О. А. Ахмадеева // Молодой ученый. - 2016. - №7. - С. 816 - 819.
15. Гинзбург, А. И. Экономический анализ [Текст] : учеб. пособие / А. И. Гинзбург. - Спб. : Питер, 2015. - 210 с.
16. Гребенкин, Г. О. Рынок общественного питания в России под влия¬нием кризиса : текущее состояние и перспективы развития [Текст] / Г. О. Гребенкин // Журнал индустрии общественного питания. - 2015. - № 6. - С. 13 - 17.
17. Денисов, Д. А. Фаст-фуд. Рестораны быстрого обслуживания [Текст] / Д. А. Денисов. - ИД «Ресторанные ведомости», 2016. - 252 с.
18. Джеймс, Д. Управление рестораном [Текст] : практ. пособие / Д. Джеймс. - М. : Проспект, 2013. - 436 с.
19. Ефимова, О. П. Экономика общественного питания [Текст] : учеб.- метод. пособие / О. П. Ефимова ; под ред. Н. И. Кабушкина. - Минск : Новое знание, 2012. - 214 с.
20. Жабина, С. Б. Маркетинг продукции и услуг : общественное питание [Текст] / С. Б. Жабина. - М. : Академия, 2015. - 224 с.
21. Зайко, Г. М. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания [Текст] / Г. М. Зайко, Т. А. Джум. - М. : Магистр, 2016. - 308 с.
22. Захарченко, М. Н. Обслуживание в предприятиях общественного
питания [Текст] / М. Н. Захарченко. - М. : Экономика, 2012. - 287 с.
23. Карпенко, В. А. Экономика отрасли. Торговля и общественное питание [Текст] : учеб. пособие / В. А. Карпенко. - М. : ИНФРА-М,
2013. - 221 с.
24. Каурова, А. Д. Организация сферы туризма [Текст] : учеб. пособие /
A. Д. Каурова. - СПб. : Герда, 2014. - 368 с.
25. Кондратьев, К. П. Организация обслуживания на предприятиях общественного питания [Текст] : учеб. пособие / К. П. Кондратьев. - Улан- Удэ : ВСГТУ, 2012. - 105 с.
26. Копанева, И. Н. Методика контроля и оценки качества обслуживания потребителей / И. Н. Копанева // Методы менеджмента качества. - 2016. - № 5. - С. 40 - 43.
27. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм [Текст] : учеб. для студентов вузов / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз ; [пер. с англ.
B. Н. Егорова]. - М. : ЮНИТИ, 2016. - 1063 с.
28. Красильников, В. Е. Развитие системы корпоративного питания для трудящихся в Российской Федерации [Текст] / В. Е. Красильников // Питание и общество. - 2015. - №11. - С. 18 - 20.
29. Куликов, Ю. А. Инструменты управления организациями сферы услуг [Текст] / Ю. А. Куликов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2013. - №6. - С. 33 - 41.
30. Кучер, Л. С. Организация обслуживания общественного питания [Текст] : учебник для ВУЗов / Л. С. Кучер, Л. М. Шкуратова. - М. : Деловая культура, 2014. - 544 с.
31. Лавлок, К. Маркетинг услуг : персонал, технология, стратегия [Текст] / К. Лавлок. - М. : Вильямс, 2013. - 215 с.
32. МакДоналдс официальный сайт [Электронный ресурс] / - Режим доступа : http://www.mcdonalds.ru
33. Марвин, Б. Маркетинг ресторана. Как привлечь клиента и удержать в вашем ресторане [Текст] / Б. Марвин. - М. : BBPG, 2016. - 208 с.
34. Мурашова, С. Ю. Роль и место общественного питания в современной системе хозяйствования [Текст] / С. Ю. Мурашова // Успехи современного естествознания. - 2015. - №7 - С. 103 - 104.
35. Непомнящий, Е. Г. Инвестиционное проектирование [Текст] : учеб. пособие / Е. Г. Непомнящий. - Таганрог : Изд-во ТРТУ, 2015. - 509 с.
36. Никифорова, Т. А. Проектирование предприятий общественного питания [Текст] : учеб. пособие / Т. А. Никифорова, Д. А. Куликов, В. Г. Коротков. - Саратов : Университет, 2012. - 163 с.
37. Новоселов, Я. Б. Рынок пищевой продукции : вектор развития [Текст] / Я. Б. Новоселов // Питание и общество. - 2014. - №11. - С. 2 - 3.
38. Организация производства и обслуживания в общественном питании [Текст] / М. И. Беляев, И. Г. Бережной, Г. А. Петров и др. - М. : Экономика, 2015. - 302 с.
39. Осипов, Ю. М. Основы предпринимательского дела : Терминологический словарь-справочник [Текст] / Ю. М. Осипов. - М. : Экономика и жизнь, 2016. - 360 с.
40. Панкин, О. Д. Учебник ресторатора : проектирование, оборудова-ние, дизайн [Текст] : учеб. пособие / О. Д. Палкин, А. Е. Усова. - М. : Ресто-ранные ведомости, 2013. - 241 с.
41. Панова, Л. А. Организация производства на предприятии общественного питания [Текст] : учеб. пособие / Л. А. Панова. - 2-е изд. - М. : Дашков и Ко, 2015. - 320 с.
42. Патти, Д. Ш. Маркетинг в ресторанном бизнесе [Текст] : учебник / Д. Ш. Патти, Т. Д. Бауэн. - М. : Феникс, 2014. - 314 с.
43. Погодин, К. А. Кейтеринг. Практическое руководство для владель¬цев и управляющих [Текст] / К. А. Погодин // Ресторанные ведомости. -
2014. - №2. - С. 21 - 27.
44. Радченко, Л. А. Обслуживание на предприятиях общественного питания [Текст] : учеб. пособие / Л. А. Радченко. - М. : Феникс, 2013. - 318 с.
45. Ресторанный бизнес для профессионалов [Электронный ресурс] / -
Режим доступа : http://www.restus.ru/pochemu_imenno_restoranny/
46. Ресторанный бизнес: развитие, концепция, классификация
[Электронный ресурс] / - Режим доступа:
http://www.mrcpk.tsure.ru/docs/liter/turism/ turism5/Untitled/book4.html
47. Русакова, О. В. Функции и особенности системы общественного питания [Текст] / О. В. Русакова // Молодой ученый. - 2012. - №7. - С. 121 - 123.
48. Саак, А. Э. Менеджмент в индустрии гостеприимства (гостиницы и рестораны) [Текст] : учеб. пособие / А. Э. Саак, М. В. Якименко. - СПб. [и др.] : Питер, 2013. - 428 с.
49. Сабвэй в кризис [Электронный ресурс] / - Режим доступа : http://subway.ru/franchising/azbuka_franchajzinga/kakoj_biznes_otkryt_v_krizis/
50. Савицкая, Г. В. Экономический анализ [Текст] : учеб. пособие / Г. В. Савицкая. - М. : Новое знание, 2012. - 640 с.
51. Сервисная деятельность [Текст] : учебное пособие / С. Н. Коробкова, В. И. Кравченка, С. В. Орлов, И. П. Павлова. - СПб. : Питер,
2014. - 156 с.
52. Сурин, А. В. Инновационный менеджмент [Текст] / А. В. Сурин, О. П. Молчанова. - М. : ИНФРА-М, 2016. -368 с.
53. Туватова, В. И. Использование средств маркетинга для продвиже¬ния ресторанной продукции [Текст] / В. Туватова // Питание и общество.
- 2014. - №11. - С. 6 - 7.
54. Усов, В. В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания / В. В. Усов. - М. : Издательский центр «Академия», 2012. - 416 с.
55. Халворсен, Ф. Основы кейтеринга : как организовать выездное обслуживание [Текст] : учеб. пособие / Ф. Халворсен. - М. : Ресторанные ве-домости, 2015. - 303 с.
56. Ханин, Г. И. Общественное питание в России : характеристика, рентабельность, динамика [Текст] / Г. И. Ханин, Д. А. Фомин // Проблемы прогнозирования. - 2015. - №3. - С. 66 - 87.