Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №67657

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2016
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
313
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Состояние проблемы развития координационных способностей у старших дошкольников в процессе физкультурно-
оздоровительной деятельности в научных исследованиях 7
1.1. Понятие «координационные способности» 7
1.2. Особенности развития координационных способностей в период
дошкольного детства 13
1.3. Направленность физкультурно-оздоровительной деятельности в
дошкольной организации на развитие координационных способностей старших дошкольников
1.4. Характеристика, средства и методы развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста в физкультурно-оздоровительной деятельности 27
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию координационных способностей у старших дошкольников в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности 34
2.1. Обоснование модели и технологии развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности 34
2.2. Анализ уровня развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий этап) 39
2.3. Реализационный и аналитико-результативный этапы технологии развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности 46
Заключение 60
Библиографический список 62
Приложение


В современных исследованиях координационные способности рассматриваются как ведущая функция моторного развития детей старшего дошкольного возраста.
Несмотря на разнообразие программ, внедряемых в дошкольных образовательных организациях, проблема совершенствования двигательных способностей детей остается актуальной. Специалисты указывают, что система физического воспитания детей в дошкольных образовательных организациях функционирует недостаточно эффективно, и отмечают необходимость ее совершенствования как в плане традиционно используемых, так и внедрения новых средств, форм и методов занятий физическими упражнениями. Особую актуальность проблеме развития двигательных способностей старших дошкольников придает то, что ее изучение связано с разработкой фундаментальных вопросов психологии и педагогики: связи обучения и развития ребенка и психологической теории способностей.
Вопросом развития координационных способностей у детей занимались и занимаются многие научные и практические работники. Результаты исследований В.К. Бальсевича [1, с.208], Л.Н. Волошиной [3, с.36-41], В.И. Лях [21, с.169], Т.И. Осокиной [22, с.304], Ю.К. Чернышенко [26, с.3] свидетельствуют о необходимости целенаправленного развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания.
По мнению Э.Э. Сейтвелиевой [23, с.54-56] подготовка к обучению в школе требует от детей значительного психофизиологического напряжения, поэтому значительную роль приобретают вопросы повышения общего физического развития, развития необходимых физических качеств, воспитание личностных свойств у детей старшего дошкольного возраста. Внутреннее противоречие этого процесса, согласно А.Н. Леонтьеву, Д.Б. Эльконину, заключается в том, что двигательная деятельность, в которой происходит развитие двигательных способностей, в старшем дошкольном возрасте не сформирована. У ребенка, с одной стороны, есть потребность в двигательной деятельности, с другой стороны, отсутствуют психологические механизмы ее осуществления: мотивы, навыки, умения и т.п.[34, с.384].
Координационные способности рассматривают как ведущую функцию моторного развития детей старшего дошкольного возраста. По мнению И. Ю. Торской, В. В. Воронковой [6, с.144] серьезные отклонения моторики старших дошкольников распространяются на сферу координационных проявлений. Эти отклонения являются одной из главных причин, затрудняющих формирование двигательных умений, развития физических способностей.
Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, осуществляемые в ДОО, нацелены на развитие двигательных способностей дошкольников. Использование на организованно образовательной деятельности и в повседневной жизни разнообразных физических упражнений воспитывает у дошкольников интерес к двигательной деятельности, создает условия для развития координационных способностей. Следовательно, актуальность исследования обусловлена поиском педагогических возможностей развития координационных способностей в дошкольный период детства.
Объект исследования - процесс развития координационных способностей старших дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности.
Предмет исследования - технология развития координационных способностей старших дошкольников в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.
Цель исследования - разработать и экспериментально апробировать технологию развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста в физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: процесс развития координационных способностей у старших дошкольников будет результативным, если поэтапно осуществлять технологию обучения новым движениям, с постепенным увеличением их координационной способности с выделением на каждом этапе определенных структурных компонентов (задачи, содержания, методов, средств, организационных условий, результатов).
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть сущность понятия «координационные способности»;
2. Выявить особенности развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста;
3. Охарактеризовать средства и методы развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста в физкультурно-оздоровительной деятельности;
4. Разработать и экспериментально апробировать модель технологии развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста в физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольной образовательной организации.
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы по проблеме исследования;
2. Анализ содержания программ для дошкольных образовательных организаций (физическое развитие);
3. Моделирование, объект исследования проектируется на определенную, описательную, модель;
4. Педагогический эксперимент;
5. Наблюдение, с целью получение определенной информации о качестве уровня развития координационных способностей;
6. Количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №8 города Шебекино Белгородской области»
Работа состоит из 2 глав, введения и заключения. В первой главе рассматриваются вопросы развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста, их анатомо-физиологические характеристики, обосновывать педагогические условия уровня развития координационных способностей у старших дошкольников, а также обосновывается значимость воспитания координационных способностей детей.
Во второй главе исследуются уровни развития координационных способностей, как один из видов особенностей, изучаются обоснования педагогических условий развития координационных способностей. Уделяется внимание анализу уровня развития способностей, методическим рекомендациям по развитию координационных способностей старших дошкольников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дошкольный возраст по функциональным возможностям детей, характеру генетического развития двигательной функции является благоприятным для становления многих двигательных проявлений, в том числе и координационных, именно в этот период работу по формированию координационных движений нужно проводить более интенсивно. Обосновав сущность понятий физические способности и физические качества, и применив их к физическому развитию в дошкольной образовательной организации, мы раскрыли понятие координационные способности. Это совокупность двигательных способностей и двигательных возможностей, определяющих быстроту освоения новых движений, а также умение перестраивать двигательную деятельность адекватно неожиданно меняющимся ситуациям.
Мы рассмотрели особенности координационных способностей детей дошкольной образовательной организации в процессе физического развития. Они заключаются в следующем: темп, вид и способ усвоения спортивной техники; дальнейшая стабилизация и ситуационно-адекватное разнообразное применение; эффективное выполнение рабочих операций, при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности; экономное расходование энергетических ресурсов детей.
В результате исследования нами были получены следующие результаты: высокий уровень наблюдался у 2 человек (20%); средний уровень - у 4 человек (40%); низкий уровень - у 4 человек (40%). На основании результатов констатирующего этапа эксперимента мы разработали и апробировали содержание работы по развитию координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.
На реализационном этапе эксперимента мы поэтапно осуществляли технологию обучения старших дошкольников новым движениям, с постепенным увеличением их координационных способностей, с выделением на каждом этапе определенных структурных компонентов.
Целью аналитико-результативного этапа было выяснение динамики развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Нами были получены следующие результаты: до начала эксперимента высокий уровень наблюдался у 2 человек (20%), средний - у 4 человек (40%), низкий - у 4 человек (40%); после эксперимента высокий уровень - у 4 человек (40%), средний - у 4 человек (40%), низкий - у 2 человек (20%). Результаты педагогического эксперимента позволили нам сделать вывод о том, что процесс развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста стал результативным, основываясь на гибких формах работы с детьми в парах и в подгруппах; поэтапном осуществлении технологии обучения новым движениям. В процессе развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста можно гибко регулировать объемы заданий, постепенно увеличивать их координационных способностей с выделением на каждом этапе определенных структурных компонентов.
В заключении можно сказать, что развитие координационных способностей состоит в том целенаправленном педагогическом воздействии на детей, который выделяется педагогам по индивидуальным качествам, что позволяет разрабатывать содержание образования, организационные формы, отличающиеся друг от друга.
Таким образом, гипотеза нашла свое подтверждение в процессе проведения экспериментальной деятельности. В дальнейшем работа будет продолжена.



1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988, с.208 .
2. Бернштейн Н.А. О построении движений. - М.: Медгиз, 2009. - с.65, 254
3. Вавилова Е. Н. Учите прыгать, бегать, лазить, метать. - М.: «Просвещение», 2010. - с. 65, 81, 94, 106, 144
4. Вераксы, Н. Е. Комаровой Т. С, Васильевой М. А. Примерная образовательная программа дошкольного образования От рождения до школы Издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ Москва, 2015 - с. 43
5. Верхошанский Ю. В. Ударный метод развития «взрывной» силы // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 8. - С. 59-63.
6. Волошина Л.Н., Курилова Т. В. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет Издательство: М.: Аркти Год: 2004 - С. 36-41
7. Воронкова В. В. Учебник для студентов пед вузов. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред— М.: Школа- Пресс, 1994. — 416 с.
8. Евстафьев Б. В. Понятийный словарь по теории физической культуры. - Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 2013. - 132 с.
9. Еркомайшвили И.В. Основы и теории физической культуры. Курс лекций. / Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ, 2004. 192 с.
10. Иванова С. С. Формирование координационных способностей детей дошкольного возраста средствами оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). - Самара: Асгард, 2015. - С. 38-41.
11. Коломинский, Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 2010. - 190 с.
12. Косов Б.Б. Теоретические и прикладные проблемы психологии двигательного развития // Психологические проблемы физического воспитания школьников. - М, 2011. - 367 с.
13. Кравчук А.И. Основы гармоничного базового физического воспитания детей раннего и дошкольного возрастов // Теория и практика физической культуры. - 2012. - №11 - С. 15-18, 25
14. Кравчук Т. А. Методика оздоровительной тренировки детей шестого года жизни: Автореф. дис.. канд. пед. наук. - Омск, 2011. - 23 с.
15. Крутецкий В.А. Проблемы формирования и развития способностей // Вопросы психологии. - 2013. - № 2. - С. 25.
16. Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): программно-методическое пособие. - М.: Линка-Пресс, 2010. - 293 с.
17. Кудрявцев, В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 10. - С. 114-121.
18. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: пособие для медработников и воспитателей. - М.: АРКТИ, 2011. - С.54.
19. Леви-Гориневская, Е.Г. Развитие основных движений у детей дошкольного возраста. - М.: АПН РСФСР, 2014г. - С. 128.
20. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М.: Педагогика, 1991.
21. Левченкова Т.В., Сверчкова О.Ю. Практическое руководство по использованию гимнастических мячей в общей программе детских
22. Логинова В. И., Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. и др. Примерная образовательная программа дошкольного образования ДЕТСТВО Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2014 - с. 38
23. Лях В. И. Гибкость и методика ее развития. - М.: Физкультура в школе, 2009. - 159 с.
24. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы и теории и методики развития. - М.: Терра - Спорт, 2010. - с. 114 - 121, 192
25. Лях В. И. Координационные способности школьников. - Минск: Полымя, 2010. - с. 88, 169
26. Лукьяненко В. П. Терминологическое обеспечение развития
физической культуры в современном обществе. - Издательство
"Советский спорт" ,2008 - с. 97 - 108.
27. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. 3-е изд., перераб.— М.: Просвещение, 2015.— с. 304
28. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 - с. 5-7
29. Парамонова Л.А., Алиева Т.И.,. Антонова Т.В и др. Примерная образовательная программа дошкольного образования Истоки ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.
30. Сейтвелиева Э. Э. Развитие координации у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 54-56, 78
31. Сулейманов И. И. Основы воспитания координационных способностей. - Омск: ОГИФК, 2011. - 89 с.
32. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного
возраста: Методические рекомендации для руководителей и
педагогов ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - с. 43,58, 68, 176
33. Чернышенко Ю.К. Возрастные особенности развития психических процессов детей 3-6 лет - М.: ТЦ Сфера, 2011. - с. 3
34. Эльконин Д. Б. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
35. Яруллин. Р.Х. Физические способности человека как генетические и социально обусловленные различия в проявлении его физических свойств // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 7. С. 39-40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ