ПРОБЛЕМА ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОГО ТЕРРОРИЗМА ВО ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ США В НАЧАЛЕ XXI В
|
Введение 4
Глава 1. Противодействие терроризму в контексте американского
внутриполитического курса в нач. XXI в 11
1.1. Терроризм как явление современности: понятие, сущность и специфика 11
1.2. Антитеррористическая политика США в XXI в.: проблема определения
источников и причин «внутреннего» и «внешнего» терроризма 19
1.3. Эволюция законодательства и антитеррористической политики США .. 28
Глава 2. Контртеррористическая борьба во внешней политике США в нач.
XXI в.: практический опыт и проблемы 44
2.1. Американская политика и практический опыт борьбы с международным
терроризмом (на примере операции в Афганистане) 44
2.2. Сотрудничество США с международными организациями в контексте
противодействия террористической угрозе 58
2.3. Антитеррористическая политика США: основные проблемы и критика 72
Заключение 83
Библиография
Глава 1. Противодействие терроризму в контексте американского
внутриполитического курса в нач. XXI в 11
1.1. Терроризм как явление современности: понятие, сущность и специфика 11
1.2. Антитеррористическая политика США в XXI в.: проблема определения
источников и причин «внутреннего» и «внешнего» терроризма 19
1.3. Эволюция законодательства и антитеррористической политики США .. 28
Глава 2. Контртеррористическая борьба во внешней политике США в нач.
XXI в.: практический опыт и проблемы 44
2.1. Американская политика и практический опыт борьбы с международным
терроризмом (на примере операции в Афганистане) 44
2.2. Сотрудничество США с международными организациями в контексте
противодействия террористической угрозе 58
2.3. Антитеррористическая политика США: основные проблемы и критика 72
Заключение 83
Библиография
Актуальность темы исследования. Транснациональный терроризм представляет серьезную опасность для безопасности как отдельных стран и народов, так и всего международного сообщества в целом. Он, как известно, усугубляет напряженность в отношениях между государствами, мешает мир-ному урегулированию спорных вопросов и часто способствует разжиганию международных конфликтов. Современный терроризм также интерпретируется и как способ незаконного вмешательства во внутренние дела государств, он препятствует развитию международных связей, грубо нарушает права человека и международный правопорядок. Ситуация обостряется в виду разработки и распространения новых разновидностей терроризма - ядерного, биологического, экологического, информационного и т.д
Поскольку терроризм на сегодняшний день приобрел транснациональный характер, США как глобальный актор осуществляет борьбу с этим явлением в тесном сотрудничестве с другими государствами и международными организациями.
Изучение и систематизация основных параметров концепции борьбы с современным терроризмом во внутренней и внешней политике США, на наш взгляд, является актуальным и научно-обоснованным по нескольким причинам.
Во-первых, современный терроризм - это интернациональный феномен, имеющий глобальный, международный характер и влияющий на стратегические планы развитию многих стран. В начале XXI в. США, как и многие другие мировые державы, столкнулись с проблемой безопасности всей страны. События 11 сентября 2001 г. дали толчок для формирования и разработки международных и национальных программ по противодействию терроризму и созданию новых государственных институтов.
В связи с этим важно проанализировать и выявить, на какие аспекты проблем терроризма делали и делают акценты американские законодатели и насколько антитеррористическая политика США, которая проводилась после 11 сентября 2001 г., отличается от намеченной ранее.
Во-вторых, несмотря на то, что мировое сообщество активизировалось в попытках объединиться в борьбе с общей угрозой оно до сих пор не может противопоставить террористическим силам эффективную, действенную, хорошо организованную систему мер направленных против терроризма на международном уровне. Как известно, основными направлениями антитеррористической политики являются улучшение правовой базы, укрепление и совершенствование деятельности специальных служб, активизация борьбы с финансированием терроризма, а также делается упор на разъяснительную и пропагандистско-идеологическую работу. Однако количество новых террористических актов в мире свидетельствует о том, что данная система в на-стоящее время неэффективна.
В-третьих, изучение концепции борьбы с терроризмом во внутренней политике США поможет понять, как интерпретирует американское руководство понятие «национальной безопасности», а также выявить суть международной политики США и ее последствий для мирового сообщества.
Учитывая, что США являются одним из ведущих государств на между-народной арене, особую значимость представляет анализ внешней политики страны, а так же их взаимодействие с международными организациями в борьбе с транснациональным терроризмом.
В связи с этим особую актуальность и практическую значимость представляет изучение основ, практики, проблем и перспектив дальнейшего раз-вития антитеррористической деятельности США. Достоинства и недостатки этой политики способны оказать значительное позитивное влияние на борьбу с международным терроризмом, если учитывать опыт США в данной сфере.
Вышеперечисленные факторы и обуславливают, на наш взгляд, выбор нашей темы и ее актуальность.
Объект исследования - внутренняя и внешняя политика США в нач. XXI в., проблема транснационального терроризма.
Предмет исследования - механизмы противодействия транснациональному терроризму во внутренней и внешней политике США в нач. XXI в.
Цель исследования - изучить стратегии борьбы с современным терроризмом в политике США в XXI веке и проанализировать эволюцию конкретных способов противодействия террористической угрозе во внутреннем и внешнеполитическом курсе США.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие, сущность и особенности терроризма как феномена современности.
2. Определить источники и причины проявления «внутреннего» и «внешнего» терроризма в н. XXI в. с позиции США.
3. Проанализировать эволюцию законодательства и практического опыта борьбы с терроризмом во внутренней политике США.
4. Рассмотреть американскую политику и практический опыт противодействия терроризму во внешней политике США в нач. XXI в. (на при-мере операции в Афганистане).
5. Изучить особенности сотрудничества США с международными организациями в контексте совместного противодействия террористической угрозе (на примере ООН, НАТО, ЕС).
6. Проанализировать основные проблемы антитеррористической политики США.
Хронологические рамки рамки работы охватывают начало XXI века - с сентября 2001 по январь 2017 гг. Выбор нижних границ исследования обусловлен трагедией, произошедшей 11 сентября 2001 г. в США и последовавшей вслед за ней кардинальной смене стратегии противодействия терроризму во внутренней и внешней политике США. Выбор же верхних границ исследования обусловлен окончанием выполнения своих обязанностей Президента США - Б.Обамы. Однако работе присутствуют неизбежные отклонения от данных хронологических рамок в силу необходимости проанализировать период конца XX века, когда в мире уже существовали террористические угрозы и США начали внутреннюю кодификацию нормативно- правовых документов.
Методологическую базу работы составили принципы научной объективности, историзма и комплексный подход, позволившие предпринять попытку анализа особенностей внешней и внутренней политики США по проблеме противодействия терроризму с необходимым учетом тех исторических условий, в которых она трансформировалась.
Также в ходе исследования в качестве основных методов нами использовались - системный и правовой анализ, сравнительный метод, метод кон- тент-анализа. С помощью метода системного анализа удалось проследить процесс формирования режима борьбы с терроризмом в политике США как сложной и целостной системы, непрерывно взаимодействующей с окружающим миром. Сравнительный метод позволил выявить изменения во внутренней политике США относительно конкретных методов и способов борьбы с терроризмом до и после 11 сентября 2001 г. Также с помощью данного метода удалось определить степень эффективности сотрудничества США с раз-личными организациями на мировой арене. Метод контент-анализа был ценен для проведения качественно-политического анализа содержания источников с целью выделения различных тенденций и фактов развития борьбы с терроризмом, которые отражены в документах. Метод правового анализа ис-пользовался при изучении изменений в законодательстве США и в правительственных структурах, занимающихся выявлением террористических угроз.
Степень разработанности темы. Изучению концепции борьбы с терроризмом во внутренней и внешней политике США посвящены работы многих отечественных и зарубежных исследователей, политологов и историков. Так, значительный пласт информации по американскому антитеррористическому законодательству отражается в работах отечественных исследователей Ф.Ю. Заболоцкого, В.С. Меняйлова, М.В. Савосина и др. Среди зарубежных авторов, занимавшихся данной проблемой, можно выделить С. Акермана, Э. Генри, Дж. Кьезу, Г.Т. Аллисона, Б. Хоффмана и др., которые особенное внимание уделяли изучению контртеррористической стратегии США и ее трансформации на протяжении конца XX - начале XXI вв. Большинство исследователей отмечают, что после событий 11 сентября 2001 г. произошел резкий сдвиг в пользу достижения безопасности, повлиявший на взаимоотношения личности, общества и государства, при этом повысилось значение государства, а некоторые права и свободы граждан в интересах личной и национальной безопасности были ограничены.
Способы противодействия терроризму в США так же рассматривались О.Н. Алексеевым, Л.Н. Гарусовой, В. Зеленым, О. Максимовым, Р. Моэттом-Ларсеном и др. Данные исследователи отмечали взаимосвязь между ростом террористической угрозы в мире и эволюции внешней и внутренней политики США в данном контексте. Международное сотрудничество США в борьбе с терроризмом стало объектом исследования в работах Е.Л. Нечаевой и др. Исследователи отмечают, что за последние 15 лет усовершенствовалось законодательство США по усилению борьбы с терроризмом, созданы новые системы органов, ведущих борьбу с терроризмом, выработаны единые принципы борьбы, однако до настоящего времени в научной литературе отсутствуют комплексные исследования по данной проблеме.
Источниковую базу исследования составило несколько групп доку-ментов. Основную группу составили внутренние законы США, которые размешены в открытом доступе и дают возможность проследить изменения во внутреннем законодательстве по изучаемому нами вопросу. Среди официальных документов системы американского законодательства, нельзя не отметить, исполнительные директивы Президента №39 и №62; Закон «О борьбе с терроризмом и применении смертной казни» (1996); «Акт 2001 года, сплачивающий и укрепляющий Америку обеспечением надлежащими орудиями, требуемыми для пресечения терроризма и воспрепятствования ему» и др. Особое значение имеет «Патриотический акт» США, принятый в ответ на террористические атаки 11 сентября 2001.
Важным официальным источником стала «Стратегия национальной безопасности США», которую президент ежегодно представляет Конгрессу. Концепция стратегии национальной безопасности - это система взглядов по основным направлениям американской политики, в соответствии с которыми определяются цели и задачи этой политики, а также способы ее практического осуществления. Так, особое внимание в работе уделялось рассмотрению и анализу стратегии национальной безопасности 2002 г., 2006 г., 2007 г., 2010 г.
Отдельную группу источников, позволяющую более подробно изучить вопросы внешнеполитического сотрудничества США с другими акторами в контексте совместной борьбы с терроризмом, составили резолюции СБ ООН и документы НАТО принятые по инициативе США с целью противодействия терроризму, в том числе, и на территории конкретных государств (на примере Афганистана). Так самыми значимыми для нашей работы явились Резолюции № 1368 (2001) , № 1373 (2001) , № 1438 (2002) СБ ООН. По Афганскому вопросу наиболее информативной оказалась АфПаковская стратегия Обамы .
Данная источниковая база позволила, на наш взгляд, затронуть важные аспекты совместной евроатлантической стратегии и тактики противодействия терроризму, а также формирование инструментария долгосрочного предотвращения террористической угрозы в контексте внешней и внутренней политики США.
Апробация результатов исследования. Результаты, к которым мы пришли в ходе подготовки выпускной квалификационной работы были апробированы в рамках сессии Дня Науки Института межкультурной коммуникации и международных отношений НИУ «БелГУ» в апреле 2017 г. По итогам конференции была опубликована статья.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленными нами целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Поскольку терроризм на сегодняшний день приобрел транснациональный характер, США как глобальный актор осуществляет борьбу с этим явлением в тесном сотрудничестве с другими государствами и международными организациями.
Изучение и систематизация основных параметров концепции борьбы с современным терроризмом во внутренней и внешней политике США, на наш взгляд, является актуальным и научно-обоснованным по нескольким причинам.
Во-первых, современный терроризм - это интернациональный феномен, имеющий глобальный, международный характер и влияющий на стратегические планы развитию многих стран. В начале XXI в. США, как и многие другие мировые державы, столкнулись с проблемой безопасности всей страны. События 11 сентября 2001 г. дали толчок для формирования и разработки международных и национальных программ по противодействию терроризму и созданию новых государственных институтов.
В связи с этим важно проанализировать и выявить, на какие аспекты проблем терроризма делали и делают акценты американские законодатели и насколько антитеррористическая политика США, которая проводилась после 11 сентября 2001 г., отличается от намеченной ранее.
Во-вторых, несмотря на то, что мировое сообщество активизировалось в попытках объединиться в борьбе с общей угрозой оно до сих пор не может противопоставить террористическим силам эффективную, действенную, хорошо организованную систему мер направленных против терроризма на международном уровне. Как известно, основными направлениями антитеррористической политики являются улучшение правовой базы, укрепление и совершенствование деятельности специальных служб, активизация борьбы с финансированием терроризма, а также делается упор на разъяснительную и пропагандистско-идеологическую работу. Однако количество новых террористических актов в мире свидетельствует о том, что данная система в на-стоящее время неэффективна.
В-третьих, изучение концепции борьбы с терроризмом во внутренней политике США поможет понять, как интерпретирует американское руководство понятие «национальной безопасности», а также выявить суть международной политики США и ее последствий для мирового сообщества.
Учитывая, что США являются одним из ведущих государств на между-народной арене, особую значимость представляет анализ внешней политики страны, а так же их взаимодействие с международными организациями в борьбе с транснациональным терроризмом.
В связи с этим особую актуальность и практическую значимость представляет изучение основ, практики, проблем и перспектив дальнейшего раз-вития антитеррористической деятельности США. Достоинства и недостатки этой политики способны оказать значительное позитивное влияние на борьбу с международным терроризмом, если учитывать опыт США в данной сфере.
Вышеперечисленные факторы и обуславливают, на наш взгляд, выбор нашей темы и ее актуальность.
Объект исследования - внутренняя и внешняя политика США в нач. XXI в., проблема транснационального терроризма.
Предмет исследования - механизмы противодействия транснациональному терроризму во внутренней и внешней политике США в нач. XXI в.
Цель исследования - изучить стратегии борьбы с современным терроризмом в политике США в XXI веке и проанализировать эволюцию конкретных способов противодействия террористической угрозе во внутреннем и внешнеполитическом курсе США.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие, сущность и особенности терроризма как феномена современности.
2. Определить источники и причины проявления «внутреннего» и «внешнего» терроризма в н. XXI в. с позиции США.
3. Проанализировать эволюцию законодательства и практического опыта борьбы с терроризмом во внутренней политике США.
4. Рассмотреть американскую политику и практический опыт противодействия терроризму во внешней политике США в нач. XXI в. (на при-мере операции в Афганистане).
5. Изучить особенности сотрудничества США с международными организациями в контексте совместного противодействия террористической угрозе (на примере ООН, НАТО, ЕС).
6. Проанализировать основные проблемы антитеррористической политики США.
Хронологические рамки рамки работы охватывают начало XXI века - с сентября 2001 по январь 2017 гг. Выбор нижних границ исследования обусловлен трагедией, произошедшей 11 сентября 2001 г. в США и последовавшей вслед за ней кардинальной смене стратегии противодействия терроризму во внутренней и внешней политике США. Выбор же верхних границ исследования обусловлен окончанием выполнения своих обязанностей Президента США - Б.Обамы. Однако работе присутствуют неизбежные отклонения от данных хронологических рамок в силу необходимости проанализировать период конца XX века, когда в мире уже существовали террористические угрозы и США начали внутреннюю кодификацию нормативно- правовых документов.
Методологическую базу работы составили принципы научной объективности, историзма и комплексный подход, позволившие предпринять попытку анализа особенностей внешней и внутренней политики США по проблеме противодействия терроризму с необходимым учетом тех исторических условий, в которых она трансформировалась.
Также в ходе исследования в качестве основных методов нами использовались - системный и правовой анализ, сравнительный метод, метод кон- тент-анализа. С помощью метода системного анализа удалось проследить процесс формирования режима борьбы с терроризмом в политике США как сложной и целостной системы, непрерывно взаимодействующей с окружающим миром. Сравнительный метод позволил выявить изменения во внутренней политике США относительно конкретных методов и способов борьбы с терроризмом до и после 11 сентября 2001 г. Также с помощью данного метода удалось определить степень эффективности сотрудничества США с раз-личными организациями на мировой арене. Метод контент-анализа был ценен для проведения качественно-политического анализа содержания источников с целью выделения различных тенденций и фактов развития борьбы с терроризмом, которые отражены в документах. Метод правового анализа ис-пользовался при изучении изменений в законодательстве США и в правительственных структурах, занимающихся выявлением террористических угроз.
Степень разработанности темы. Изучению концепции борьбы с терроризмом во внутренней и внешней политике США посвящены работы многих отечественных и зарубежных исследователей, политологов и историков. Так, значительный пласт информации по американскому антитеррористическому законодательству отражается в работах отечественных исследователей Ф.Ю. Заболоцкого, В.С. Меняйлова, М.В. Савосина и др. Среди зарубежных авторов, занимавшихся данной проблемой, можно выделить С. Акермана, Э. Генри, Дж. Кьезу, Г.Т. Аллисона, Б. Хоффмана и др., которые особенное внимание уделяли изучению контртеррористической стратегии США и ее трансформации на протяжении конца XX - начале XXI вв. Большинство исследователей отмечают, что после событий 11 сентября 2001 г. произошел резкий сдвиг в пользу достижения безопасности, повлиявший на взаимоотношения личности, общества и государства, при этом повысилось значение государства, а некоторые права и свободы граждан в интересах личной и национальной безопасности были ограничены.
Способы противодействия терроризму в США так же рассматривались О.Н. Алексеевым, Л.Н. Гарусовой, В. Зеленым, О. Максимовым, Р. Моэттом-Ларсеном и др. Данные исследователи отмечали взаимосвязь между ростом террористической угрозы в мире и эволюции внешней и внутренней политики США в данном контексте. Международное сотрудничество США в борьбе с терроризмом стало объектом исследования в работах Е.Л. Нечаевой и др. Исследователи отмечают, что за последние 15 лет усовершенствовалось законодательство США по усилению борьбы с терроризмом, созданы новые системы органов, ведущих борьбу с терроризмом, выработаны единые принципы борьбы, однако до настоящего времени в научной литературе отсутствуют комплексные исследования по данной проблеме.
Источниковую базу исследования составило несколько групп доку-ментов. Основную группу составили внутренние законы США, которые размешены в открытом доступе и дают возможность проследить изменения во внутреннем законодательстве по изучаемому нами вопросу. Среди официальных документов системы американского законодательства, нельзя не отметить, исполнительные директивы Президента №39 и №62; Закон «О борьбе с терроризмом и применении смертной казни» (1996); «Акт 2001 года, сплачивающий и укрепляющий Америку обеспечением надлежащими орудиями, требуемыми для пресечения терроризма и воспрепятствования ему» и др. Особое значение имеет «Патриотический акт» США, принятый в ответ на террористические атаки 11 сентября 2001.
Важным официальным источником стала «Стратегия национальной безопасности США», которую президент ежегодно представляет Конгрессу. Концепция стратегии национальной безопасности - это система взглядов по основным направлениям американской политики, в соответствии с которыми определяются цели и задачи этой политики, а также способы ее практического осуществления. Так, особое внимание в работе уделялось рассмотрению и анализу стратегии национальной безопасности 2002 г., 2006 г., 2007 г., 2010 г.
Отдельную группу источников, позволяющую более подробно изучить вопросы внешнеполитического сотрудничества США с другими акторами в контексте совместной борьбы с терроризмом, составили резолюции СБ ООН и документы НАТО принятые по инициативе США с целью противодействия терроризму, в том числе, и на территории конкретных государств (на примере Афганистана). Так самыми значимыми для нашей работы явились Резолюции № 1368 (2001) , № 1373 (2001) , № 1438 (2002) СБ ООН. По Афганскому вопросу наиболее информативной оказалась АфПаковская стратегия Обамы .
Данная источниковая база позволила, на наш взгляд, затронуть важные аспекты совместной евроатлантической стратегии и тактики противодействия терроризму, а также формирование инструментария долгосрочного предотвращения террористической угрозы в контексте внешней и внутренней политики США.
Апробация результатов исследования. Результаты, к которым мы пришли в ходе подготовки выпускной квалификационной работы были апробированы в рамках сессии Дня Науки Института межкультурной коммуникации и международных отношений НИУ «БелГУ» в апреле 2017 г. По итогам конференции была опубликована статья.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленными нами целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Теракты 11 сентября 2001 г. в США продемонстрировали США и всему миру, что в системе международного терроризма существуют силы, готовые пойти на любые средства, ведущие к массовой гибели людей. Они легко приспосабливаются к изменяющимся условиям, обладают высоким профессионализмом и уровнем управления террористическими структурами.
США как ведущая мировая держава оказались в растерянности от своего бессилия перед силами международного терроризма в начале нового столетия, но сделали соответствующие выводы из случившейся трагедии. Нача-лось совершенствование организации управления собственными антитеррористическими силами; были приняты новые законодательные акты, ужесточающие способы борьбы с террористами; тщательно отслеживаются изменения в организации и тактике деятельности ведущих субъектов международного терроризма.
В настоящее же время США четко разделяют внешний и внутренний терроризм, что обусловило выделение двух основных направлений американской политики противодействия терроризму - недопущение терактов внутри страны и нейтрализация терактов за рубежом (антитерроризм и контртерроризм).
Изучение проблемы международного терроризма в контексте внутренней и внешней политики США показало, что борьба с ним является главным направлением внешнеполитической деятельности США с 2001 г. В настоящее время официальная позиция основана на восприятии терроризма как опасной, но решаемой проблемы. Для этого США используют комплексный контртеррористический подход. В настоящее время, проблема борьбы с международным терроризмом находится в фокусе внимания, как американской политической элиты, так и общества, используется как козырь во внутриполитической борьбе. Собственно сама «Стратегия борьбы с терроризмом» в США направлена на реализацию двух основных целей - защита США и их граждан от терактов и создание максимально неблагоприятной для функционирования терроризма международной среды.
После 2001 г. США расширили антитеррористическое сотрудничество с различными странами, законодательно исправили определение терроризма, дополнив его понятием «внутренний терроризм», и резко усилили санкции за преступления, связанные с терроризмом. Особое внимание уделялось концепции «умной силы».
В целом была проделана серьезная и тяжелая работа по уменьшению угроз терактов. На обеспечение внутренней безопасности США потратили огромные деньги. Особое внимание при этом американское руководство уделяет обеспечению информационной безопасности в связи с увеличением количества сайтов, осуществляющих пропаганду идеологии терроризма и экстремизма. В частности, были разработаны программа Viral Peace и US-VISIT, а также структура, идентичная системе глобального радиоперехвата ECHE-LON времен мировой войны.
Известно, что США сталкивались с угрозой терроризма и конкретными террористическими актами задолго до 2001 г., однако именно процесс активизации деятельности террористов приходится на начало 2000-х гг. Большинство исследователей сходятся во мнении, что причина активизации деятельности этих террористических организаций на территории США заключается в политике «двойных стандартов» антитеррористических операций США, распространяющих концепцию «демократических ценностей», но игнорирующих при этом общие интересы международного сообщества и национальные интересы некоторых государств.
Отметим, что сложность борьбы с международным терроризмом на сегодняшний день связана с усложнением структуры террористических группировок, их сетевой структурой, что способствует вступлению в ряды экстремистов людей разных национальностей, в том числе и самих американцев.
В целом, опыт борьбы Соединенных Штатов с международным терроризмом свидетельствует о том, что их главный интерес сосредоточен на двух территориях - самой Америке и Ближнем Востоке. Это и есть основные источники террористической угрозы для США. Изучение причин международного терроризма с позиции США показывает, что среди причин, порождающих терроризм и «насильственный экстремизм», американские политики и официальные документы вполне справедливо называют бедность, неравенство и репрессии в разных странах и регионах, а Соединенные Штаты обещают «помогать самым незащищенным государствам бороться с террористами у себя на местах». На практике помощь «незащищенным государствам» сегодня включает в себя не только военный, но и гуманитарный аспект.
Содержание и тональность законов и распоряжений исполнительной власти США после 11 сентября 2001 г. кардинально поменялись. Известно, что до 2001 г. методы борьбы с терроризмом в США не были ориентированы на устранение причин, которые вызвали активность террористов, перешедших к осуществлению разных форм действий. Собственно с 1958 г. по 1999 г. в США было принято около 50 нормативно-правовых актов, которые касались борьбы с терроризмом, были выработаны определенные меры по прекращению практики уступок террористам, сформированы спецподразделения, приняты повышенные меры безопасности и др. Использовались преимущественно репрессивные методы борьбы с терроризмом, предусматривающие физическое устранение террористов и ограничение их свободы.
Оценка вопросов профилактики и устранения последствий террористической деятельности в США выявило, что с 2001 г. была проделана значительная организационная и правовая работа. В итоге, система борьбы с терроризмом в США имеет в настоящее время разветвленную структуру: в Совете национальной безопасности, в Национальном контртеррористическом центре, ЦРУ и ФБР, армейских структурах. В целях профилактики и устранения последствий террористической деятельности в США с 2001 г. было значительно обновлено антитеррористическое законодательство. Важное место отводится т.н. «Патриотическому акту». Актуальные задачи США по борьбе с терроризмом и способы их решения в новых условиях были изложены в двух ключевых документах - «Стратегии национальной безопасности США» 2002 г. и «Стратегии национальной безопасности США» 2006 г., 2010 и 2015 гг. Важное место в контртеррористической деятельности в США традиционно отводится военным действиям. Оценка самых крупных военных операций США показала, что не все из них были успешны, однако США последовательно пытаются достичь в разных регионах мира целей данных операций, видоизменяют их. Наиболее показательной является операция в Афганистане.
Очевидно, что после 11 сентября США выработали новую стратегию и тактику борьбы с международным терроризмом. В частности, ряд стран были объявлены «спонсорами терроризма», и против них введены санкции разного рода. Особое внимание уделялось обеспечению информационной безопасности страны. Вторжение США в Афганистан носило реакционный характер и было первой самостоятельной операцией США по противодействию между-народной террористической угрозе. Успехи в начале операции в лишении экстремистских группировок власти в столице, а также в создании нового правительства в дальнейшем привели к затяжному и затратному присутствию США в Афганистане. Попытки США переключить внимание на Ирак лишь усугубили ситуацию. Это способствовало укреплению талибов в Афганистане и вообще трансформации террористической сети «Аль-Каида». В итоге, операция в Афганистане имела противоречивые последствия. С одной стороны был явный успех в борьбе с терроризмом, с другой - дальнейшее изменение структуры террористических организаций и значительные сложности в их искоренении.
Итак, изучение опыта США по противодействию международному терроризму показывает его относительно невысокую эффективность, поскольку США использует, в основном, силовые методы. Анализ практического опыта борьбы с транснациональным терроризмом показывает, что в политике США были успехи, которые сопровождались рядом серьёзных проблем, что и вызывает дискуссии об эффективности их действий и по сей день.
Если обратиться к совместной борьбе США и некоторых международных организаций (НАТО, ООН, ЕС и др.) с транснациональным терроризмом, то можно отметить следующее.
Мировое сообщество пришло к выводу, что невозможно справится с таким явлением как транснациональный терроризм силами одного государства. Поэтому США осуществляет сотрудничество как с международными организациями, так и с отдельными странами. Главных успехов США добилось в СБ ООН и в НАТО, где они достаточно успешно противодействуют терроризму и продвигают свои интересы. Именно продвижение в первую очередь своих интересов, а не практические действия по решению глобальной проблемы терроризма и приводят к жесткой критике США со стороны мирового сообщества. Таким образом, анализ инициатив США в Совете Безопасности ООН и в НАТО по антитеррористической борьбе показал, что инициативы США обладают неоднозначным характером, на протяжении активной антитеррористической деятельности США с 2001 г. С одной стороны, они способствовали развитию международного антитеррористического законодательства. С другой стороны, характерное наличие «двойных стандартов» во внешней политике США значительно повредили реальной борьбе с террористами. Кроме того, в Совете Безопасности ООН по инициативе США, фактически все соглашения и резолюции имели реакционный характер на со-вершенные теракты. При этом большинство резолюций СБ, осуждающих терроризм и поддержанных США, носят шаблонный характер.
Благодаря тому, что США являются основной политической и военной силой в НАТО, борьба с терроризмом занимает важное место и в повестке дня данной организации. В Стратегической концепции НАТО, принятой в 1999 г. терроризм фигурирует как один из рисков безопасности Североатлантического союза. Применяя ответные меры в ответ на события 11 сентября, НАТО приняло активное участие в борьбе с терроризмом, начала свою первую операцию за пределами Евроатлантического региона и широкомасштабную трансформацию своих сил и средств. В итоге НАТО провело ряд крупных операций с поддержкой США , которые прямо или косвенно связаны с борьбой с терроризмом.
Достаточно эффективным сотрудничеством США с международными организациями в рамках борьбы с терроризмом является взаимодействие с ЕС. Так, были разработаны совместные программы США и ЕС по борьбе с терроризмом; подписаны соглашения с Европолом; введена в действие программа контейнерной безопасности совместно с восемью странами ЕС.
В целом, при анализе антитерористическй политики США многие исследователи отмечают, что она оказала негативное влияние на создание полноценной международной антитеррористической коалиции. Другая проблема и критика в адрес США связана с нарушением международного гуманитарного права. Многие авторы отмечают также в плане политики борьбы с терроризмом в США четкую тенденцию к использованию «двойных стандартов» в области соблюдения прав человека. Ряд авторов критикуют и социально-экономические последствия антитеррористической политики США. Серьезнейшей проблемой, по мнению аналитиков, является активный процесс радикализации американского общества. Помимо изложенного война США в Ираке и Афганистане, не решив проблему терроризма, простимулировала появление новых террористических организаций, включая ИГИЛ. В литературе также есть мнение, что цели антитеррористической политике так и не были достигнуты по настоящее время. В тоже время, еще в 2007 г. американскому руководству все же пришлось признать, что силовые (а особенно военные) методы борьбы с транснациональным терроризмом, невзирая на кратковременные успехи, в результате оказались не слишком эффективными. В целом, контртеррористическая борьба превратилась в ключевое направление внешней политики США в XXI в.. Несмотря на очевидные просчеты, проблемы и критику, очевидно, что стратегия США по борьбе с международным терроризмом вступает в свой новый этап и по крайней мере в третий раз приспосабливается к новым реалиям. Ее задачи - защита США и американских граждан от террористических атак и борьба с международным терроризмом на Ближнем Востоке - остаются неизменными. «Новации» касаются главным образом методов борьбы.
США как ведущая мировая держава оказались в растерянности от своего бессилия перед силами международного терроризма в начале нового столетия, но сделали соответствующие выводы из случившейся трагедии. Нача-лось совершенствование организации управления собственными антитеррористическими силами; были приняты новые законодательные акты, ужесточающие способы борьбы с террористами; тщательно отслеживаются изменения в организации и тактике деятельности ведущих субъектов международного терроризма.
В настоящее же время США четко разделяют внешний и внутренний терроризм, что обусловило выделение двух основных направлений американской политики противодействия терроризму - недопущение терактов внутри страны и нейтрализация терактов за рубежом (антитерроризм и контртерроризм).
Изучение проблемы международного терроризма в контексте внутренней и внешней политики США показало, что борьба с ним является главным направлением внешнеполитической деятельности США с 2001 г. В настоящее время официальная позиция основана на восприятии терроризма как опасной, но решаемой проблемы. Для этого США используют комплексный контртеррористический подход. В настоящее время, проблема борьбы с международным терроризмом находится в фокусе внимания, как американской политической элиты, так и общества, используется как козырь во внутриполитической борьбе. Собственно сама «Стратегия борьбы с терроризмом» в США направлена на реализацию двух основных целей - защита США и их граждан от терактов и создание максимально неблагоприятной для функционирования терроризма международной среды.
После 2001 г. США расширили антитеррористическое сотрудничество с различными странами, законодательно исправили определение терроризма, дополнив его понятием «внутренний терроризм», и резко усилили санкции за преступления, связанные с терроризмом. Особое внимание уделялось концепции «умной силы».
В целом была проделана серьезная и тяжелая работа по уменьшению угроз терактов. На обеспечение внутренней безопасности США потратили огромные деньги. Особое внимание при этом американское руководство уделяет обеспечению информационной безопасности в связи с увеличением количества сайтов, осуществляющих пропаганду идеологии терроризма и экстремизма. В частности, были разработаны программа Viral Peace и US-VISIT, а также структура, идентичная системе глобального радиоперехвата ECHE-LON времен мировой войны.
Известно, что США сталкивались с угрозой терроризма и конкретными террористическими актами задолго до 2001 г., однако именно процесс активизации деятельности террористов приходится на начало 2000-х гг. Большинство исследователей сходятся во мнении, что причина активизации деятельности этих террористических организаций на территории США заключается в политике «двойных стандартов» антитеррористических операций США, распространяющих концепцию «демократических ценностей», но игнорирующих при этом общие интересы международного сообщества и национальные интересы некоторых государств.
Отметим, что сложность борьбы с международным терроризмом на сегодняшний день связана с усложнением структуры террористических группировок, их сетевой структурой, что способствует вступлению в ряды экстремистов людей разных национальностей, в том числе и самих американцев.
В целом, опыт борьбы Соединенных Штатов с международным терроризмом свидетельствует о том, что их главный интерес сосредоточен на двух территориях - самой Америке и Ближнем Востоке. Это и есть основные источники террористической угрозы для США. Изучение причин международного терроризма с позиции США показывает, что среди причин, порождающих терроризм и «насильственный экстремизм», американские политики и официальные документы вполне справедливо называют бедность, неравенство и репрессии в разных странах и регионах, а Соединенные Штаты обещают «помогать самым незащищенным государствам бороться с террористами у себя на местах». На практике помощь «незащищенным государствам» сегодня включает в себя не только военный, но и гуманитарный аспект.
Содержание и тональность законов и распоряжений исполнительной власти США после 11 сентября 2001 г. кардинально поменялись. Известно, что до 2001 г. методы борьбы с терроризмом в США не были ориентированы на устранение причин, которые вызвали активность террористов, перешедших к осуществлению разных форм действий. Собственно с 1958 г. по 1999 г. в США было принято около 50 нормативно-правовых актов, которые касались борьбы с терроризмом, были выработаны определенные меры по прекращению практики уступок террористам, сформированы спецподразделения, приняты повышенные меры безопасности и др. Использовались преимущественно репрессивные методы борьбы с терроризмом, предусматривающие физическое устранение террористов и ограничение их свободы.
Оценка вопросов профилактики и устранения последствий террористической деятельности в США выявило, что с 2001 г. была проделана значительная организационная и правовая работа. В итоге, система борьбы с терроризмом в США имеет в настоящее время разветвленную структуру: в Совете национальной безопасности, в Национальном контртеррористическом центре, ЦРУ и ФБР, армейских структурах. В целях профилактики и устранения последствий террористической деятельности в США с 2001 г. было значительно обновлено антитеррористическое законодательство. Важное место отводится т.н. «Патриотическому акту». Актуальные задачи США по борьбе с терроризмом и способы их решения в новых условиях были изложены в двух ключевых документах - «Стратегии национальной безопасности США» 2002 г. и «Стратегии национальной безопасности США» 2006 г., 2010 и 2015 гг. Важное место в контртеррористической деятельности в США традиционно отводится военным действиям. Оценка самых крупных военных операций США показала, что не все из них были успешны, однако США последовательно пытаются достичь в разных регионах мира целей данных операций, видоизменяют их. Наиболее показательной является операция в Афганистане.
Очевидно, что после 11 сентября США выработали новую стратегию и тактику борьбы с международным терроризмом. В частности, ряд стран были объявлены «спонсорами терроризма», и против них введены санкции разного рода. Особое внимание уделялось обеспечению информационной безопасности страны. Вторжение США в Афганистан носило реакционный характер и было первой самостоятельной операцией США по противодействию между-народной террористической угрозе. Успехи в начале операции в лишении экстремистских группировок власти в столице, а также в создании нового правительства в дальнейшем привели к затяжному и затратному присутствию США в Афганистане. Попытки США переключить внимание на Ирак лишь усугубили ситуацию. Это способствовало укреплению талибов в Афганистане и вообще трансформации террористической сети «Аль-Каида». В итоге, операция в Афганистане имела противоречивые последствия. С одной стороны был явный успех в борьбе с терроризмом, с другой - дальнейшее изменение структуры террористических организаций и значительные сложности в их искоренении.
Итак, изучение опыта США по противодействию международному терроризму показывает его относительно невысокую эффективность, поскольку США использует, в основном, силовые методы. Анализ практического опыта борьбы с транснациональным терроризмом показывает, что в политике США были успехи, которые сопровождались рядом серьёзных проблем, что и вызывает дискуссии об эффективности их действий и по сей день.
Если обратиться к совместной борьбе США и некоторых международных организаций (НАТО, ООН, ЕС и др.) с транснациональным терроризмом, то можно отметить следующее.
Мировое сообщество пришло к выводу, что невозможно справится с таким явлением как транснациональный терроризм силами одного государства. Поэтому США осуществляет сотрудничество как с международными организациями, так и с отдельными странами. Главных успехов США добилось в СБ ООН и в НАТО, где они достаточно успешно противодействуют терроризму и продвигают свои интересы. Именно продвижение в первую очередь своих интересов, а не практические действия по решению глобальной проблемы терроризма и приводят к жесткой критике США со стороны мирового сообщества. Таким образом, анализ инициатив США в Совете Безопасности ООН и в НАТО по антитеррористической борьбе показал, что инициативы США обладают неоднозначным характером, на протяжении активной антитеррористической деятельности США с 2001 г. С одной стороны, они способствовали развитию международного антитеррористического законодательства. С другой стороны, характерное наличие «двойных стандартов» во внешней политике США значительно повредили реальной борьбе с террористами. Кроме того, в Совете Безопасности ООН по инициативе США, фактически все соглашения и резолюции имели реакционный характер на со-вершенные теракты. При этом большинство резолюций СБ, осуждающих терроризм и поддержанных США, носят шаблонный характер.
Благодаря тому, что США являются основной политической и военной силой в НАТО, борьба с терроризмом занимает важное место и в повестке дня данной организации. В Стратегической концепции НАТО, принятой в 1999 г. терроризм фигурирует как один из рисков безопасности Североатлантического союза. Применяя ответные меры в ответ на события 11 сентября, НАТО приняло активное участие в борьбе с терроризмом, начала свою первую операцию за пределами Евроатлантического региона и широкомасштабную трансформацию своих сил и средств. В итоге НАТО провело ряд крупных операций с поддержкой США , которые прямо или косвенно связаны с борьбой с терроризмом.
Достаточно эффективным сотрудничеством США с международными организациями в рамках борьбы с терроризмом является взаимодействие с ЕС. Так, были разработаны совместные программы США и ЕС по борьбе с терроризмом; подписаны соглашения с Европолом; введена в действие программа контейнерной безопасности совместно с восемью странами ЕС.
В целом, при анализе антитерористическй политики США многие исследователи отмечают, что она оказала негативное влияние на создание полноценной международной антитеррористической коалиции. Другая проблема и критика в адрес США связана с нарушением международного гуманитарного права. Многие авторы отмечают также в плане политики борьбы с терроризмом в США четкую тенденцию к использованию «двойных стандартов» в области соблюдения прав человека. Ряд авторов критикуют и социально-экономические последствия антитеррористической политики США. Серьезнейшей проблемой, по мнению аналитиков, является активный процесс радикализации американского общества. Помимо изложенного война США в Ираке и Афганистане, не решив проблему терроризма, простимулировала появление новых террористических организаций, включая ИГИЛ. В литературе также есть мнение, что цели антитеррористической политике так и не были достигнуты по настоящее время. В тоже время, еще в 2007 г. американскому руководству все же пришлось признать, что силовые (а особенно военные) методы борьбы с транснациональным терроризмом, невзирая на кратковременные успехи, в результате оказались не слишком эффективными. В целом, контртеррористическая борьба превратилась в ключевое направление внешней политики США в XXI в.. Несмотря на очевидные просчеты, проблемы и критику, очевидно, что стратегия США по борьбе с международным терроризмом вступает в свой новый этап и по крайней мере в третий раз приспосабливается к новым реалиям. Ее задачи - защита США и американских граждан от террористических атак и борьба с международным терроризмом на Ближнем Востоке - остаются неизменными. «Новации» касаются главным образом методов борьбы.
Подобные работы
- ТРАНСФОРМАЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США ПОСЛЕ 11 СЕНТЯБРЯ 2001 ГОДА И ВОЙНЫ В ИРАКЕ И АФГАНИСТАНЕ
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - Узбекистан в контексте «Новой Большой игры» в Центральной Азии
между Россией, Китаем и США в XXI веке
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Американо-французские отношения в XXI веке.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - Экономическая экспансия КНР в Юго-Восточную Азию в начале XXI в
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - АСЕАН В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОТНОШЕНИИ.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2016 - Российско-американское сотрудничество в борьбе с международным терроризмом в конце XX - начале XXI вв
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Российская Федерация в глобализационных процессах: проблемы и перспективы
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Нефтяная политика США на современном этапе: проблемы и перспективы сотрудничества с ОПЕК
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИСЛАМИСТСКИМ ЭКСТРЕМИЗМОМ И МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017



