Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы координации и доверия на электронных рынках услуг

Работа №67476

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

информатика

Объем работы104
Год сдачи2010
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
224
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретическая основа исследования 6
К определению понятий 6
Электронные рынки 13
E-commerce - формирование нового поля взаимодействий 13
Электронные рынки и сетевые инфраструктуры 15
Электронные рынки сферы занятости (рынок труда) 20
Электронные рынки услуг и биржи удаленной работы 22
Электронный фриланс как новый рынок услуг 26
Глава 2. Методология исследования 30
Объект и предмет 30
Цель и задачи 30
Гипотезы 30
Характеристика выборки и метода сбора данных 32
Операционализация основных понятий 39
Характеристика методов анализа данных 42
Глава 3. Описание эмпирических результатов 47
Механизмы поиска контрагентов и их поисковые издержки 47
Проблема анонимности и асимметрия информации 52
Проблема неформальности взаимоотношений и механизмы обеспечение обеспечения обязательств 58
Стандартизация и формализация взаимоотношений. Координация рабочего процесса между контрагентами 64
Репутационные системы как воплощения символического и социального капитала 72
Глава 4. Практические рекомендации, неправленые на улучшение координации и повышение общего уровня доверия между участниками рынков 75
Заключение 79
Библиография 83
Приложение 85

Переход современного общества от индустриальной эпохи к постиндустриальной сопровождался всеобщим процессом дестандартизации, и в этот момент стал меняться практически весь экономический уклад общества, в том числе и структура занятости и трудовых взаимоотношений. Полная стандартизация занятости и трудовых процессов начала сменяться новыми более гибкими формами, хотя и нестандартные формы занятости существовали и до этого периода, однако именно в это время начали происходить кардинальные изменения, носящие качественно массовый характер.
Более того, к глобальному процессу дестандартизации в качестве катализатора добавилось интенсивное развитие современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которое коснулось почти каждой сферы нашей жизни. Наш труд и занятость не стали этому исключением: так, развитие глобальной сети Интернет способствует изменениям традиционной формы трудовых процессов, но ещё чаще создаёт возможности для создания новых форм деловых отношений.
Одной из самых ярких из новообразованных форм деловых взаимоотношений, появившихся в результате подобных влияний, является фриланс в глобальной сети Интернет или просто - «электронный фриланс». Как отмечено выше, с развитием компьютерных технологий и удешевлением средств телекоммуникации, появляются новые возможности, и сфера нестандартной занятости становиться доступной для большего круга профессий, чем ранее. Таким образом, с революционным развитием ИКТ связаны два ключевых изменения:
1. «Традиционные» профессии фрилансеров (адвокаты, юристы, писатели, журналисты и.т.д.) получили новые возможности для коммуникации и организации деловых отношений со своими заказчиками;
2. Выделяется особая категория фрилансеров, которая ведёт свою профессиональную деятельность преимущественно в глобальной сети Интернет (разработчики веб¬сайтов, программисты, веб-дизайнеры и др). Они используют компьютер как своё основное средство производства и переработки информации.
Ключевым моментом в электронном фрилансе является факт того, что заказчик и исполнитель не встречаются друг с другом лицом к лицу - коммуникация происходит удалённо, а так же то, что результаты работы исполнителя могут быть переданы в электронном виде по средствам развитых информационных технологий. Именно таких «работников нового поколения» американский исследователь Томас Малоун назвал «е- lancers» или «электронными фрилансерами».
Проблемная ситуация
Многие организации по всему миру уже давно активно используют электронные рынки услуг в различных целях, и в первую очередь в целях экономии на содержании собственных штатных сотрудников и связанных с этим издержками, т.е. фактически прибегая к аутсорсингу. Этот вопрос на данный момент наиболее актуальный для российских компаний в условиях жёсткой экономии, в том числе на содержании персонала организации. Возможно, предположить, что в данный посткризисный период многие компании станут ещё активнее прибегать к услугам фрилансеров на электронных рынках.
С другой стороны, многие штатные сотрудники, сокращённые по причине ограничения бюджетов компаний на персонал, остаются на данный момент безработными. Многие из них могут продолжать свою трудовую деятельность в качестве внештатных сотрудников, выполняющих определённые задачи на временной основе, т.е. фактически стать фрилансерами в период поиска или практически полного отсутствия требуемых вакансий на рынке труда.
Таким образом, электронные рынки услуг выступают в качестве буферной зоны для снижения экономических рисков как компаний, которые имеют возможность сэкономить и оптимизировать свои затраты на персонал, так и профессионалов, которые диверсифицируют собственные источники занятости.
Помимо большого количества положительных моментов, как для заказчиков, так и для исполнителей на электронных рынках услуг возникают свои проблемы. Большинство проблемных зон на электронных рынках услуг связано с особенностями этого рынка в целом. Во-первых, как мы уже отметили, эти рынки оперируют в сети Интернет, и для них свойственны те же проблемы коммуникации, построения доверительных отношений контрагентов, репутации и анонимности его участников, как для всей глобальной сети в целом. Во-вторых, эти рынки, как правило, основываются на неформальных договорённостях, а не на контрактных отношениях, - именно по этой причине особенно остро возникает проблема оппортунистических действий со стороны взаимодействующих агентов. Более того, также возникает вопрос контроля непосредственного процесса взаимодействия, т.к. участники не встречаются лицом к лицу и действуют в краткосрочных деловых отношениях. Из этого следует проблема координации взаимодействия между участниками электронных рынков услуг в ситуации неопределённости. Именно такие проблемы взаимоотношений между участниками на электронных рынках и станут предметом для рассмотрения и изучения в настоящей работе.
Стоит отметить, что многие исследователи задаются вопросом: «Что такое рынок, как он функционирует и формируется?». В нашей ситуации мы можем наблюдать процесс образования и становления совершенно нового рынка «независимых работников», а также формирование новых отношений между заказчиками и их исполнителями. Подобные новые рынки возникают спонтанно во многих странах, но в условиях особенностей сети Интернет, их границы во многом являются размытыми и весьма нечёткими. Мы можем проследить на этом примере, каким образом возникают институты этого нового рынка услуг, как на нём формируются общепринятые правила взаимодействий и санкций, которые направлены на решения упомянутых выше проблем на рынке. Более того, на этом молодом рынке отношения между участниками встроены в социальные сети . По этой причине, есть основания полагать, что во многом возникает проблема отношений между социальными сетями и рыночной атомизацией действий участников, заключающаяся в том, что необходимая для взаимодействий информация циркулирует как «внутри сетей», так и на открытом рынке. Таким образом, мы говорим о том, что взаимоотношения агентов на рынке встроены в социальные сети. Однако возникают следующие вопросы: «Что является причиной тому и насколько сильно влияние и преобладание сетей на электронных рынках услуг? Наличие социальных сетей — это есть результат неразвитости рыночных институтов, которые не могут обеспечивать нормальное взаимодействие участников рынка, или это особый «инструмент» взаимодействий, который существует отдельно от них? Какие рыночные механизмы или свойства сетей решают проблемы доверия между участниками рынка и координируют их взаимодействие, компенсируя «пробелы» рынка?».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Взаимодействие между контрагентами на электронных рынках услуг протекает в условиях неопределенности и повышенных рисков на протяжении всего периода взаимоотношений от взаимного поиска до непосредственной передачи результатов работы и её оплаты. В таких условиях как заказчику, так фрилансеру необходимо принимать решения, которые зависят от степени сформированного доверия в их взаимоотношениях и «качества» координации их процесса взаимодействия. В нашей работе мы рассмотрели как данные проблемы связаны и решаются двумя «силами» на электронных рынках услуг: социальными сетями и образующимися институтами.
С самого начала взаимодействий контрагентов — взаимного поиска, такое влияние уже весьма хорошо прослеживается. Социальные сети как механизм поиска и источника получения заказов фрилансерами преобладают на рынке электронного фриланса, более того они представляют собой форму накапливаемого социального капитала. Таким образом, возможно говорить о том, что рыночные механизмы поиска контрагентов, которые формируются на биржах удаленной работы, предполагают использование смешанной стратегии, как наиболее успешной и эффективной: активное участие во вновь появившихся заказах и пассивное накопление информации на бирже, по причине высокой конкуренции на этом рынке удаленных услуг.
Издержки заказчика на оценку и выбор фрилансера на бирже удаленной работы, зависят непосредственно от количества кандидатов, которые принимают участие в торгах за получение заказа. Качество описания заданий в заказе оказывает влияние на возможность оценки фрилансерами эффективности их участия в торгах за заказ, и, следовательно, может снижать их количество, вместе с издержками самого заказчика. Так, от степени развитости институтов регулирующих процессы размещения заказов на биржах удаленной работы может зависеть не только потенциальные издержки заказчика на анализ и выбор исполнителя, но и успешность их дальнейшей коммуникации.
Формирование первоначальных доверительных отношений между контрагентами на электронных рынках услуг затруднительно без отсутствия полной и достоверной информации о его участниках. Необходимая информация для взаимодействий агентов циркулирует и поддерживается на рынке не только социальными сетями, но и действиями ряда институтов, которые гарантируют, оправдывают и страхуют доверие между участниками рынка. Такие институты обеспечиваются и подкрепляются авторитетом бирж удаленной работы, т.к. информация об их участниках проверяется непосредственно администрацией биржи. По всей видимости, многие агенты на электронных рынках услуг рассматривают проверку и подтверждение собственной информации на биржах удаленной работы в качестве «инвестиций» в установление доверительных отношений и нейтрализацию влияния проблемы анонимности, которые могут помочь в привлечении новых заказов.
На многих современных рынках мы можем наблюдать ситуацию с асимметрией информации, электронные рынки услуг не стали тому исключением. Так, на электронных рынках услуг, помимо прочего, фрилансер, как продавец собственных услуг, обладает значительно большей информацией о своих профессиональных навыках и способностях, чем заказчик. В таких условиях заказчику приходится выбирать между рядом фрилансеров, того исполнителя, который будет обладать необходимыми навыками. В этой ситуации сами фрилансеры, согласно теории Майкла Спенса, «сигнализируют» о своей принадлежности к группе высокоспециализированных работников, тем самым помогают в оценке и выборе заказчику. Такими «сигналами» выступают институты электронных рынков услуг, формируемые на биржах удаленной работы: платные учётные записи, проверки валидности информации об агенте, подтвержденные профессиональные навыки, и пр.
Другой проблемой координации взаимодействий на электронных рынках услуг является проблема неформальности взаимоотношений между агентами. По причине краткосрочности деловых отношений и их специфики протекания в удаленном (дистанционном) режиме мы наблюдаем очень низкую долю формально закрепленных взаимоотношений. Однако, в действительности, форма заключения договоренностей практически не влияет, на вероятность проявления нарушений агентами, тогда как, значительно большее воздействие на уровень нарушений оказывает основные способы получения новых заказов, т.е. сила связей между контрагентами. Вероятнее всего, что на данный момент, в условиях, когда на электронных рынках услуг, всё ещё не достаточно развиты «рыночные» механизмы принуждения, исполнение договоренностей и поддержание доверительных отношений между контрагентами во многом обеспечивается их включенностью в социальные сети.
Проблема координации процесса взаимодействия, непосредственно связана с вопросом стандартизации и формализации этого этапа отношений на рынке. Степень формализации и интеграции взаимоотношений участников на бирже удаленной работы влияет на координацию взаимодействий между заказчиком и фрилансером на электронных рынках услуг. Вырабатываются механизмы (институты) контроля и стандартизации процесса взаимодействия: коммуникации между участниками, отслеживание хода ведения работы, отчетность о промежуточных результатах работы, контроль финансовых взаимодействий. Однако, на данный момент, судя по нашим наблюдениям, эти процессы на подавляющем большинстве бирж удаленной работы находится на своей начальной стадии адаптации и поиска наиболее оптимальных решений для взаимоотношений контрагентов на рынке.
Отдельным вопросом в координации взаимодействий участников на рынке электронного фриланса является развитие институтов разрешающих возникающие конфликтные ситуации между контрагентами. Мы предполагаем, что на данный момент, подобные формализованные институты, развиваются на биржах удаленной работы как компенсаторные механизмы, в ответ на отсутствие или невозможность развития стандартных судебно-правовых институтов, которые призваны координировать эту сторону взаимоотношений фриланесра и заказчика. С этой стороны происходит развитие институционального доверия, как способа поддержания упорядоченных отношений контрагентов на электронных рынках услуг. С другой стороны, на взаимоотношения фрилансера и заказчика действуют также и социальные сети, в которые включены участники рынка, развивая сетевое доверие, поддерживающие координацию взаимодействий. Таким образом, на основе нашего анализа зарубежных и российских рынков электронных услуг, есть основания полагать, что по мере того как будут развиваться биржи удаленной работы, и происходить дальнейшая активная институационализация электронных рынков услуг и формализация взаимоотношений контрагентов на них, доминирующая роль социальных сетей будет постепенно снижаться.
Немаловажное значение в формировании доверительного отношения между агентами на электронных рынках услуг оказывает понятие «репутации», которое является составным элементом совокупности информации в формальных атрибутах на открытом рынке и информации находящейся в социальных сетях. С другой стороны, мы предполагаем, что формальные атрибуты репутации, фиксируемые на биржах удаленной работы, могут быть рассмотрены в качестве накапливаемого агентами символического капитала, который в последствие трансформируется в экономический.
Рассмотренные нами проблемы координации и доверия между контрагентами на электронных рынках услуг, кроются во множестве самых различных проблем рынка, вызванных спецификой его организации, особенностей взаимодействий агентов на нем и задач, которые этот рынок услуг призван решать в экономике. Нами были предложены практические меры по улучшению координации взаимодействий и процессов формирования доверительных отношений, в силу специфик электронных рынков услуг и сложившихся на нём текущих условий. К таким мерам оптимизации мы можем отнести:
• Эффективное использование смешанных стратегий и силу слабых связей фрилансерами в процессе поиска заказа на рынке;
• Рекомендации для бирж удаленной работы по развитию механизмов верификации личной и профессиональной информации контрагентов, а также институтов регулирования непосредственной работы контрагентов;
• Общее развитие и формализация контрактных отношений на рынке, с учётом
специфик этого рынка услуг;
• Адаптация системы рейтингования на биржах удаленной работы;
Нам видится, что электронные рынки услуг будут продолжать своё развитие собственным и особенным путём, и в этом случае они, как и другие рынки, будут всё активнее обретать свои специфичные особенности.



1. Akerlof G. The Market for “Lemons”: Quality Uncertainty and the Market Mechanism // The Quarterly Journal of Economics, v.84, August 1970, p.488-500. Перевод Е.И.Николаенко.
2. Arora A., Choudhary V., Kannan K., Krishnan R., Padman R. Coordination and Decision-Making in a Market with Uncertainty // Carnegie Mellon University, 2003.
3. Bakos Y., A Strategic Analysis of Electronic Marketplaces // MIS Quarterly 15, #3. 1991.
4. Bakos Y., Reducing buyer search costs: implication for electronic marketplaces // Management Science. #43. 1997.
5. Bridges W. JobShift: How to Prosper in a Workplace Without Jobs. Reading, Mass. : Addison-Wesley, 1995.
6. C. Dellarocas, F Dini, G. Spagnolo. Designing Reputation (Feedback) Mechanisms // Handbook of Procurement. Cambridge University Press (2006).
7. Dellarocas C. Efficiency and Robustness of eBay-like Online Reputation Mechanisms in Environments with Moral Hazard. (http://ccs.mit.edu/dell/SITE%202002.pdf).
8. Festa P. Web site creates marketplace for free-lancers. CNET News.com, Published: December 1, 1999. (http://news.cnet.com/Web-site-creates-marketplace-for-free- lancers/2100-1023 3-233779.html)
9. Forrester Research. Market Overview: E-sourcing 2004 - Hosting Dominates, but Will Slowly Give Way to Behind-the-Firewall Software, Cambridge, MA: Forrester research, 2004.
10. Handy C. The Future of Work. A Guide to a Changing Society. Oxford: Basil Blackwell, 1984.
11. Isidro Laso Ballesteros. COLLABORATIVE SOLUTIONS IN THE SINGLE EUROPEAN ELECTRONIC MARKET (SEEM). Strategy Vision and Research Challengets.
12. Jeffrey D. Brooks, Susan Cantrell. Understanding e-Markets // Andersen Consulting Institute of Strategic Change. 2000.
13. Koch M. Trust Building And Matchmaking Support For Virtual Enterprises. 17th Bled eCommerce Conference eGlobal. Bled, Slovenia, June 21 - 23, 2004.
14. Kumar, G. and J. Sinha. The next hurdle for Indian IT, McKinsey Quartely 2003 Special Ed. (4), 2003, 42-54.
15. Levin J.D. Information and the Market for Lemons // RAND Journal of Economics. 2001. Vol. 32. No. 4. P. 657-666.
16. Malone T., Laubacher J. The Dawn of The E-Lance Economy // Harvard Business Review.
Sep-Oct. 1998.
17. Malone T.W., J. Yates, and R.I. Benjamin Electronic Markets and Electronic Hierarchies, Communications of the ACM, 30 (6), 1987, p. 484-497.
18. McDonald, Cynthia G., Slawson, V Carlos Jr,. Reputation in Internaet auction market // Economic Inquiry. Vol. 40.
19. Nidumolu, S. The Effect of Coordination and Uncertainty on Software Project Performance: Residual Performance Risk as Intervening Variable, Information Systems Research, 6 (6), 1995, p. 191-219.
20. Pavlou, P A. and D. Gefen. Building Effective Online Marketplace with institution-based trust, Information Systems Research, 15 (1), 2004, p. 37-60.
21. Pinker, E., A. Seidmann and Y Vakrat. Managing Online Auctions: Current Business Issues. Management Scince, 51 (3), 2003, p. 435-451.
22. Vlaar P Cocreating Understanding & Value in Distributed Work: How Members Of Onsite And Offsore Vendor Teams Give, Make, Demand And Break Sense // MIS Quarterly Vol. 32 No. 2, pp. 227-255. June 2008.
23. Барсукова С.Ю. Неформальная экономика. Курс лекций. М.: ГУ-ВШЭ, 2009.
24. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т.3. № 5. С. 60-74.
25. Крыштановский А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS: учебное пособие для вузов / А.О. Крыштановский; Гос. Ун-т — Высшая школа экономики. - М. : Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006.
26. Пинк Д. Нация свободных агентов, Изд: Секрет фирмы, 2005г.
27. Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. - М.: ГУ- ВШЭ, 2003.
28. Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Пер. с анг. и послесловие Т С. Васильевой. - М.: Эдиториал УРСС, 2001.
29. Стребков Д., Шевчук А. Фрилансеры в информационной экономике: мотивация и организация труда // Социальная реальность. №1, 2008.
30. Стребков Д.О. Шевчука А.В. Фрилансеры на электронных рынках: роль социальных связей // Экономическая социология. Ноябрь 2009 (Т. 10. № 5).
31. Стребков Д.О., Шевчук А.В. Фрилансеры в информационной экономике: как россияне осваивают новые формы организации труда и занятости (по результатам Первой всероссийской переписи фрилансеров). Препринт WP4/2009/03. Серия WP4. Социология рынков. (http://new.hse.ru/C3/C18/preprintsID/default.aspx).
32. Хэнди Ч. Время безрассудства. Искусство управления в организации будущего. СПб:
Питер, 2001.
33. Шевчук А.В. О будущем труда и будущем без труда (футурологические дискуссии) // Экономическая социология. 2005. Т.6. № 3. С. 11-24.
34. Шевчук А.В. Самозанятость в информационной экономике: основные понятия и типы // Экономическая социология. 2008. Т.9. 1. С. 51-64. (1 п.л.).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ