Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА 08.00.05

Работа №4193

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы407стр.
Год сдачи2003
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1556
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА 18
1.1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 18
1.2. КОНТРОЛЬНО-РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 23
1.3. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 53
1.4. СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 67
1.5. РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ 77
2. ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВА НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ 93
2.1. ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ 93
2.2. ЭКСПЕРТИЗА НИОКР И МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИЙ 109
2.3. МАРКЕТИНГ В ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ 123
2.4. ПАТЕНТОВАНИЕ В РОССИИ 132
3. ПРОИЗВОДСТВО ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ 147
3.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ 147
3.2 СОЗДАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРОИЗВОДСТВ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ 151
3.3. УПРАВЛЕНИЕ СОЗДАНИЕМ И ПРОИЗВОДСТВОМ НОВОЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ 160
3.4. УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИМ УРОВНЕМ И КАЧЕСТВОМ НОВОЙ ПРОДУКЦИИ 180
4. СТРАТЕГИЯ СБЫТА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ 192
4.1. МЕТОДИКА АНАЛИЗА СПРОСА НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ 192
4.2. ОПТОВАЯ СЕТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ 199
4.3. РОЗНИЧНАЯ СЕТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ 205
4.4. РЫНОК БЕЗРЕЦЕПТУРНЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ 224
5. МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ СУБЪЕКТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА 241
5.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ 241
5.2. ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 244
5.3. ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИХ ОЦЕНКЕ 249
5.4. ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИЙ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК 262
6. РЕКЛАМА, МАРКЕТИНГ И ИНФОРМАЦИЯ НА РОССИЙСКОМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ 296
6.1. РЕКЛАМА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ 296
6.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕКЛАМНЫХ АГЕНТСТВ НА РОССИЙСКОМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ 317
6.3. ВИДЫ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УСЛУГ 329
6.4. ИНФОРМАЦИЯ 339
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 358
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 371
ПРИЛОЖЕНИЯ 372


Актуальность исследования
Ни для кого не секрет, что вся экономика России и одна из его составляющих – фармацевтический рынок – переживает достаточно глубокий кризис. Однако, по мнению многих экспертов, перспективы российского рынка лекарственных средств гораздо более радостные, чем, например, финансовых рынков или даже рынка потребительских непродовольственных товаров.
Это понятно – здоровье стоит на первом месте в любом списке приоритетов. Да и государство, один из основных потребителей фармацевтической продукции, пока не собирается отказываться от своих обязательств по обеспечению граждан жизненно важными лекарственными средствами. Кроме того, чиновники, ответственные за лекарственное обеспечение, заявляют, что оплата поставок фармацевтических препаратов должна стать приоритетной. То есть рынок останется и работать на нем будет можно, хотя проблем и прибавилось.
Другое дело, каков это будет рынок и кто на нем останется работать. Постоянно изменяющиеся условия заставят выживших субъектов фармацевтического рынка искать методы более эффективного ведения бизнеса. А кому-то, возможно, и удастся воспользоваться кризисом в качестве отправной точки для завоевания освободившихся ниш.
Однако в условиях кризиса, всеобщего недоверия и неопределенности предприниматель лишается возможности оперативно управлять своим бизнесом. Поэтому, как показывает анализ, количество дистрибьюторов, а также аптек и даже производителей может, хоть и в разной мере, но сократиться.
Процесс уменьшения числа компаний, работающих на российском оптовом рынке лекарственных средств, начался еще до кризиса. Надо отметить, что он протекал спокойно и носил, в общем-то, благотворный эволюционный характер. Осенью же 1998 г. разорилось или отказалось от этого бизнеса более 30% из более чем 4000 оптовых продавцов фармпрепаратов.
Хуже всего импортерам. Девальвация рубля в 3,5 раза при том, что денежные доходы как населения, так и бюджетов остались практически неизменными, привело к резкому снижению импорта.
Аптеки и производители пострадали в меньшей степени. Что касается производителей, то пока нет информации о том, чтобы хоть один завод был полностью остановлен или тем более закрыт. Наоборот, у многих производителей наблюдается рост продаж не только в денежном, но и в физическом выражении.
Связано это в первую очередь с тем, что отечественное производство лекарственных средств – по определению импортозамещающее (практически все отечественные препараты имеют зарубежные аналоги). Естественно, при резком росте курса иностранной валюты потребитель обращается к отечественным аналогам, подорожавшим не столь значительно.
У аптек ситуация двойственная. С одной стороны, как организации, обычно приближенные к местным администрациям, они имеют некоторый запас прочности (умереть большому числу аптек просто не дадут). С другой стороны, аптечные организации никогда не имели значительных оборотных средств и работали большей частью на товарном кредите. После кризиса они на время лишились и того, и другого, увеличив попутно как дебиторскую, так и кредиторскую задолженность. Теперь их будущее зависит в первую очередь от скорости нормализации финансовой сферы страны и восстановления кредита доверия в отношениях с поставщиками. Как правило, именно через аптеки идут деньги на погашение стоимости ЛС, отпускаемых по льготным рецептам.
Для выхода из кризиса прежде всего необходимо проанализировать основные тенденции рынка, выявившиеся в этом году, обозначить проблемы, которые операторам рынка лекарственных средств придется еще решать. На основе проведенного анализа можно было сделать вывод, что развитие отрасли должно, наконец, пойти по пути качественных изменений.
Минимизация расходов, повышение оборачиваемости средств, тщательный отбор партнеров, планирование ассортимента, грамотное управление финансовыми потоками и повышение суммарной доходности бизнеса – вот в чем в первую очередь заключаются основные задачи участников фармацевтического рынка на ближайшее время. То есть, после "года маркетинга" (1996), когда основные силы были брошены на расширение рыночной доли и "года кризиса" (1998), когда обнаружился спад и дисбаланс на рынке лекарственных средств, мы наконец-то получим, по выражению одного из наших экспертов, "год менеджмента".
И, как уже говорилось, основной его задачей станет повышение эффективности ведения бизнеса всех звеньев товаропроводящей цепочки – от исследований до аптеки.
Прежде чем перейти к изложению основных научных аспектов работы хотелось бы более подробно остановиться на анализе основных событий прошлого года, которые во многом обусловили написание настоящей работы.
Главным событием года, которое оказало влияние не только на участников фармацевтического рынка, но и на всю экономику безусловно стал кризис государственных финансов, случившийся в августе прошедшего года. Все экономические субъекты России так или иначе оказались затронуты произошедшими в конце лета 1998 г. событиями. Причем выигравших найти очень трудно, зато проигравшие встречаются на каждом шагу.
Общими проблемами, которые пришлось решать всем пострадавшим от этих событий стали кризис ликвидности, резкий рост задолженности и снижение платежеспособного спроса как со стороны населения, так и со стороны государства – самого крупного потребителя лекарственных средств в стране. При этом необходимо заметить, что за время, прошедшее с начала кризиса, фармацевтическим компаниям, которые продолжают существовать, удалось если не преодолеть его последствия, то, во всяком случае, выработать стратегию выживания.
Уже через два месяца большинство крупных дистрибьюторов восстановило докризисный ассортимент, скорректировав его в сторону увеличения доли более дешевых препаратов. Можно сказать, что у дистрибьюторов произошло смещение в сторону российских препаратов. Сейчас, например, в номенклатуре многих компаний доля импортных лекарств составляет по нашим оценкам не более 40%, а отечественных – около 60%. До кризиса соотношение было обратное.
Большинству компаний, имеющих кредиторскую задолженность, удалось договориться с поставщиками о том или ином способе реструктуризации задолженности. Часть долгов даже удалось выплатить, найдены деньги и на новые закупки. Разобравшись в платежеспособности клиентов, поставщики даже восстановили товарный кредит для наиболее проверенных контрагентов.
Правда, о докризисных девяностодневных отсрочках никто уже не говорит, но получить продукцию на условиях десяти- двадцатидневного кредита вполне реально. Именно возможность получения товарного кредита является одним из главных условий выживания фирмы-дистрибьютора – оборотных средств нет ни у них, ни у их клиентов – аптек и местных бюджетов, закупающих лекарственные средства для ЛПУ.
Основываясь на экспертных оценках можно говорить, что кризис привел к тому, что многие компании потерпели убытки, причем в абсолютных цифрах у крупных компаний этих убытков больше. В отличие от банковской сферы, в фармацевтике ситуация несколько иная. То есть фармацевтический рынок в какой-то степени более устойчив.
Анализ показывает, что в лучшем состоянии сейчас находятся более крупные компании, чем мелкие и средние. Хотя пока среди них и не наблюдается массового разорения, их состояние более тяжелое. Это объясняется тем, что аптеки раньше имели довольно большое количество поставщиков. И естественно, наибольшую долю в их закупках составляли крупные дистрибьюторы. Потерпев убытки, многие аптеки оптимизируют свои закупки, отказываясь от мелких поставщиков.
Фармрынок более организованно принял дефолт на финансовом рынке. Во-первых, дистрибуция – это промежуточное звено, и от ее уровня развития очень много зависело. Дистрибуторы воспитывали производителей, особенно отечественных. С их помощью внедрялись новые принципы работы. Дистрибуция же определяла и правила работы в розничной сети. Это звено коммерческое, частное. Государственная доля здесь незначительна.
С самого начала дистрибуция развивалась, как "белая" сфера: не было таможенных пошлин, не надо было контрабандно провозить товар, т.е. изначально была легальной сферой. Высокий уровень руководства фирм во многом определялся высоким интеллектуальным потенциалом менеджеров высшего эшелона. Поэтому рынок стал развиваться очень быстро. Большими темпами начали внедряться новые формы работы, используемые на Западе, электронные заказы. И все это вводилось не через заводы или аптеки, а через дистрибуцию.
При введении 10% пошлины, были опасения, что часть рынка станет серой или черной. Но практически все сохранилось на прежнем уровне. Не потому, что пошлины не повлияли на сам рынок, цены на препараты выросли. Просто уровень фирм вырос до тех пределов, когда они стали получать скидки в абсолютном выражении выше, чем эти пошлины. И "левые" фирмы, растаможивающие мимо, все равно не конкурировали с крупными фирмами. Но если пошлину поднимут до 30%, то возникнут разовые фирмы, которые будут работать, минуя таможню, что повлечет за собой возникновение черного рынка, а на нем уже другие правила работы.
Розничные продажи осуществлялись аптеками, уровень которых выше магазинов, т.к. заведующая аптекой имеет высшее медицинское образование. И все новшества воспринимались быстрее, то есть рынок сформировался как наиболее передовой в России.
Это привело к быстрому техническому совершенствованию структуры, быстрой переориентации заводов на современные принципы работы. Повысилось качество продукции, многие из них стали равняться на западные стандарты GMP. Медицинская среда очень консервативна, поэтому рынок, завоеванный раньше российскими заводами, еще долго будет сохраняться. Это дешевые дженериковые препараты, к которым все привыкли, особенно пожилые люди. Такая фора может позволить заводам перестроить свои принципы работы для того, что бы завоевывать не только внутренний рынок, но и рынки стран СНГ.
Но, несмотря на достаточно спокойную картину выхода из кризиса, нарисованную нашими собеседниками, проблемы, которые стоят сейчас перед предприятиями отрасли, только обострились в период кризиса. Все это было и раньше: неплатежи государства достигали девяти месяцев, объем продаж начал падать еще в мае, государство постепенно сужало список закупаемых препаратов, ориентируясь в основном на дешевые дженерики, достаточно большое количество мелких и средних компаний ежемесячно покидало рынок.
Крупные компании расширяли сбыт за счет всевозрастающих товарных кредитов. Некоторые эксперты сравнивали этот рынок с финансовыми пирамидами, когда за счет новых кредитов финансировались долги по предыдущим поставкам. Эта ситуация и была зафиксирована в августе, когда из-за проблем в банковской сфере взаимные долги были зафиксирована и стало понятно, что значительная часть покупателей расплатиться просто не в состоянии.
Ситуацию осложняло и преобладание бартерных расчетов при поставках медикаментов не только в ЛПУ и по льготным рецептам (то есть в тех случаях, когда плательщиком выступал бюджет субъекта федерации), но и при расчетам между коммерческими компаниями. Это, естественно, приводит к перекосам в ценообразовании и не позволяет компаниям нормально управлять финансовыми потоками.
Такие сложные условия, в которых по разным причинам оказались отечественные фармацевтические компании, по-разному сказались на отдельных секторах фармацевтического рынка. Последствия, вызванные общей проблемой различны для производителей с одной стороны и аптек и дистрибьюторов с другой.
Рынок сейчас объединяет одно – огромный размер задолженности его участников. Именно урегулирование взаимной задолженности, реструктуризацию неплатежей ставят сейчас на первое место среди шагов по преодолению кризиса практически все эксперты. Надо сказать, что у большинства компаний процесс реструктуризации как дебиторской, так и кредиторской задолженности уже подходит к концу. Все долги подсчитаны, выжившие партнеры договорились об отсрочках и разделе убытков и начали спокойную работу по реализации лекарственных средств.
Таким образом, актуальность выбранной темы диссертации обусловлена следующими причинами:
• экономический кризис, одним из следствий которого являются задержки заработной платы, приводящие к ухудшению здоровья людей из-за плохого питания и постоянных стрессов;
• перебои с поставками лекарственных средств в регионы, вызванные нарушением бюджетных обязательств центра и регионов;
• тяжелая экологическая ситуация в стране, порожденная нарушениями условий производства и отсутствием средств на строительство очистных сооружений;
• недофинансирование фундаментальных исследований в науке, обусловленное, с одной стороны, дефицитом бюджета, с другой – неправильным перераспределением ресурсов.
Все это, а также другие не менее значимые причины позволяют утверждать, что российский рынок лекарственных средств нуждается в проведении глубоких и продуманных реформ, которые бы позволили сократить путь лекарств от производителя к потребителю, для того, чтобы снизить их стоимость и доступность для простых людей. В этой связи, на наш взгляд, можно выделить несколько областей государственного регулирования, к которым относятся:
• общее государственное регулирование рынка лекарственных средств;
• действия государства в инновационной сфере;
• система мер по стимулированию производства;
• создание новых и поддержание существующих систем лекарственного обеспечения населения;
• координация инвестиционных процессов на фармацевтическом рынке;
• создание информационного пространства для более полного и четкого информирования всех участников фармацевтического рынка.
Все эти области, на наш взгляд, напрямую связаны с процессом функционирования фармацевтического рынка. Поддержание здоровья нации – несомненно, государственная проблема. Для создания лекарств необходимо проводить научные исследования в области субстанций и препаратов. Перспективные разработки должны апробироваться и внедряться на производстве. Произведенные лекарства необходимо доставить конечному потребителю. Многие производства нуждаются в реструктуризации и обновлении основных средств. Реализация всех этих аспектов невозможна без информации и исследований фармацевтического рынка.
Цель и задачи исследования
Целью диссертационной работы является исследование комплекса проблем рынка лекарственных средств для формирования системы государственного регулирования фармацевтического рынка России в сложившихся экономических, политических и социальных условиях.
В соответствии с поставленной целью в работе должны быть решены следующие научные задачи:
• исследовать существующую систему государственного регулирования фармацевтического рынка, структуру российского рынка и осуществить поиск резервов повышения эффективности государственного регулирования;
• исследовать научные перспективы и предложить возможные направления формирования и реализации инновационной стратегии государства на рынке лекарственных средств;
• на основе исследования производственного потенциала сформулировать возможные пути повышения эффективности при создании и производстве фармацевтической продукции;
• проанализировать существующие системы сбыта лекарственных средств и предложить методы анализа спроса для осуществления гибкой сбытовой стратегии субъектов рынка лекарственных средств;
• исследовать основные проблемы при осуществлении государственных инвестиций, рассмотреть элементы государственной инвестиционной стратегии, инвестиционное законодательство, разработать систему показателей для оценки экономической эффективности инвестиционных проектов в фармацевтической отрасли;
• провести всесторонний комплексный анализ рынка фармацевтической рекламы и специализированных маркетинговых услуг, а также исследовать значение актуальности информации для эффективного функционирования фармацевтического рынка.
Объект исследования
Объектом исследования в диссертационной работе является фармацевтический рынок России.
Предмет исследования
Предметом исследования являются товарно-денежные и административно-правовые отношения, возникающие между государством и другими субъектами в процессе функционирования фармацевтического рынка России.
Научная новизна
Научная новизна диссертационной работы состоит в решении актуальной научной проблемы создания системы государственного регулирования фармацевтического рынка России. К числу наиболее существенных результатов, полученных в работе относятся следующие:
• сформулирована проблема формирования национальной политики в области лекарственного обеспечения населения и исследован опыт развитых стран по реализации комплексных мер по созданию и осуществлению мероприятий в рамках принятой национальной политики в фармацевтической отрасли;
• на основании исследования существующего нормативного правового обеспечения фармацевтической отрасли и структуры рынка лекарственных средств выявлены основные резервы повышения эффективности государственного регулирования и предложены модернизированные модели региональных систем обязательного медицинского страхования в России;
• предложены различные методы оценки и экспертизы НИОКР в фармацевтической отрасли, а также методы выбора и обоснования инновационной стратегии субъекта фармацевтического рынка;
• предложены методы анализа спроса на фармацевтическую продукцию, проанализирована структура сбытовой системы лекарственных средств, а также с целью последующей оптимизации исследованы оптовая и розничная сети реализации лекарственных средств. Выявлены основные закономерности рынка безрецептурных лекарственных средств;
• на основе анализа инвестиционного законодательства предложены основные направления формирования и реализации государственной инвестиционной стратегии;
• разработана методика оценки экономической эффективности инвестиционных процессов в фармацевтической отрасли, а также проанализированы перспективы инвестиций в фармацевтический рынок;
• проведен анализ рынка рекламы лекарственных средств, проведено комплексное исследование деятельности рекламных агентств на российском фармацевтическом рынке, предложены возможные пути расширения рекламного рынка за счет предоставления дополнительных специализированных услуг, а также актуальной информации.
Практическая значимость работы
Появление данной диссертационной работы обусловлено требованиями рынка и экономической ситуации, сложившейся в России к настоящему времени. Поэтому предложенные в работе решения сложных и важных проблем должны по мнению автора дать необходимый импульс для развития и совершенствования фармацевтического рынка.
Использование предлагаемых резервов повышения эффективности деятельности субъектов фармацевтического рынка позволит сократить затраты на лекарственное обеспечение населения и соответственно повысить надежность медикаментозного лечения больных.
Реализация и апробация работы
Основные научные положения диссертационной работы в настоящее время использованы при разработке законодательных и других нормативных актов, данные проведенных исследований применяются при подготовке методических рекомендаций Министерства здравоохранения России, а также в практической работе автора.
Логика и структура работы
Для решения поставленных целей и задач, а также осознавая всю важность проводимых исследований, автор посчитал целесообразным использование следующей структуры диссертационного исследования: введение, шесть глав, заключение, список использованной литературы и приложения.
Содержание работы
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цель и задачи исследования, определена научная новизна и практическая значимость работы, обоснована структура и заявлены основные результаты, выносимые на защиту.
В первой главе "Система государственного регулирования фармацевтического рынка" проведено комплексное исследование законодательных и нормативных актов существующей системы государственного регулирования фармацевтического рынка. Проанализирована структура контрольно-разрешительной системы, детализированы функции всех составляющих для избежания дублирования и повышения эффективности контрольных и разрешительных мероприятий. Предложена концепция формирования национальной политики в области лекарственного обеспечения, а также проанализирован опыт деятельности государственных органов различных стран по реализации основных положений национальных политик, действующих в этих странах.
На основе проведенного анализа существующей системы обязательного медицинского страхования разработаны рекомендации по оптимизации прохождения бюджетных средств для повышения эффективности финансирования мероприятий по обязательному медицинскому страхованию в различных регионах России. Описаны выявленные в ходе проводимого исследования резервы повышения эффективности государственного регулирования фармацевтической отрасли.
Во второй главе "Инновационная стратегия государства на фармацевтическом рынке" проведены исследования, позволяющие реализовать методику выбора и обоснования инновационной стратегии субъекта фармацевтического рынка. Предлагаются основные методы экспертизы НИОКР и методика оценки эффективности нововведений. Описаны основные предпосылки для проведения исследований, по мнению автора основой для проведения любых перспективных исследований является маркетинг в инновационной политике фармацевтических предприятий. Исследованы основные проблемы патентования как завершающего этапа научно-исследовательских и конструкторских работ.
В третьей главе "Производство лекарственных средств" проанализированы системы организации производства лекарственных средств. На основе проведенного анализа предложены возможные методы повышения эффективности производства, как один из основных способов рассматривается создание интегрированных производств на основе современных структурных преобразований в зарубежных компаниях. Сформулированы основные методы управления созданием и производством новой фармацевтической продукции.
В четвертой главе "Сбытовая стратегия реализации лекарственных средств" предложена методика анализа спроса на фармацевтическом рынке. Проведено комплексное исследование оптовой и розничной сетей реализации лекарственных средств. Выявлены основные закономерности товародвижения и финансовых потоков на фармацевтическом рынке. Проанализирован рынок безрецептурных лекарственных средств с целью выявления основных тенденций и закономерностей. На основе проведенных исследований сделаны рекомендации по оптимизации схем товарных потоков.
В пятой главе "Методология разработки инвестиционной стратегии субъектов фармацевтического рынка" рассмотрены основные положения государственной инвестиционной стратегии. Проанализировано российское инвестиционное законодательство. Предложены методы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов и разработан методический подход к их оценке. Основой инвестиционного планирования, по мнению автора, должен стать научно-обоснованный подход к оценке эффективности конечного запланированного результата. В рамках государственной инвестиционной стратегии исследованы перспективы инвестиций в фармацевтический рынок.
В шестой главе "Реклама, маркетинг и информация на российском фармацевтическом рынке" проанализирован рынок рекламы фармацевтических препаратов, исследована деятельность рекламных агентств на российском фармацевтическом рынке.
Наряду с этим, проведен анализ возможностей предоставления специализированных услуг, а также их востребованность в условиях кризиса. Рассмотрена деятельность основных информационных агентств функционирующих на российском рынке.
В заключении подводятся итоги проведенных исследований и формулируются основные выводы и рекомендации по результатам работы.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Оценивая современное состояние фармацевтического рынка России, можно сделать некоторые выводы.
После августовского кризиса на фармацевтическом рынке наблюдается явная "болезнь роста". То есть продажи многих компаний до кризиса росли так стремительно, что тщательно адаптировать структуру бизнеса под новые условия не представлялось возможным. Теперь рост продаж прекратился или, для особо преуспевающих, замедлился. Поэтому есть время заняться пересмотром структуры собственного бизнеса.
Не секрет, что для многих российских руководителей слово "менеджмент" хотя и знакомо, но грамотно построить работу своей фирмы им не всегда удается. В развитии любой компании наступает момент, когда она перерастает уровень семейной фирмы и вступает на поле, где необходимо знание научных концепций организации труда. Многие российские фармацевтические компании, особенно дистрибьюторы, перешли через этот рубеж относительно недавно, порой даже не обратив на это внимания.
Кризис поставил перед фармацевтическими компаниями задачу оптимизации структуры, затрат и организации труда. Главная проблема – рациональное расходование средств, определение оптимальной цены реализации продукции. Поэтому компаниям надо решить простую задачу – обеспечить максимум прибыли при определенных объемах продаж.
Здесь основное, как и в "классической" торговле – повышение оборачиваемости капитала со всеми вытекающими последствиями. Кроме того, за счет правильной организации товарных потоков необходимо добиваться снижения транспортных издержек.
Отбор партнеров – как поставщиков, так и покупателей – больной вопрос в свете нынешних взаимных долгов. В настоящее время большее внимание стало уделяться муниципальным аптекам, чем частным фирмам. Государственные аптеки более стабильны, они не могут быстро разориться, несмотря на то, что их долги обычно больше, чем у частных аптек. Муниципальным аптекам препараты предоставляются с отсрочкой платежа до 30 дней, частным клиентам, которые закрыли свои долги, по предоплате.
Основные направления, цели и задачи медицинской промышленности определены в программе "Развитие медицинской промышленности на 1998-2000 годы и на период 2005 года", разработанной Министерством экономики Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Научно-исследовательским институтом экономики медицинской промышленности в соответствии с Указом Президента от 20 апреля 1993 г. №468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", в которой предусмотрены два этапа реализации. Помимо программы действует Федеральный закон "О лекарственных средствах", принятый Государственной Думой 5 июня 1998 г.
Выполнение задач надзора возложено на контрольно-разрешительную систему, функции управления которой осуществляет Управление государственного контроля лекарственных средств и медицинской техники. Главной задачей контрольно-разрешительной системы является защита интересов потребителей от возможных негативных последствий применения лекарств. Для выполнения поставленных задач действуют следующие подразделения:
• фармакопейный государственный комитет;
• институт доклинической и клинической экспертизы лекарств (ГИДКЭЛ);
• система контроля качества.
Система контроля качества серийно выпускаемых лекарственных средств действует в России в трех уровнях. В частности, на федеральном уровне эту систему представляют:
• Управление государственного контроля лекарственных средств и медицинской техники;
• ГосНИИ по стандартизации и контролю лекарственных средств и Центральная лаборатория государственного контроля и изучения качества препаратов, кровезаменителей и консервирующих растворов Гематологического научного центра РАМП, имеющие функции:
В 1991 году был принят Закон "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", который вступил в силу с 1993 г. Основная задача по реализации закона была возложена на Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Исследовательский процесс фармацевтической компании строится на основе инновационной стратегии, разрабатываемой с использованием различных финансово-экономических методов, которые в совокупности составляют научно-финансовую методологию формирования инновационной стратегии компании [11, 37].
Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика.
Существующий методический аппарат выявления мировых и отечественных тенденций развития науки и техники на базе анализа массивов документов в конечном счете можно свети к следующим пяти методам:
1. Метод структурно-морфологического анализа
2. Метод определения характеристик публикационной активности
3. Метод, базирующийся на выявлении
4. Метод терминологического и лексического анализа
5. Метод показателей
Разработка и производство инновационных препаратов (препараты рыночной новизны) — преимущество сильных, финансово устойчивых компаний, деятельность которых базируется на следующих стратегиях:
• стратегия инноваций, направленная на разработку новых препаратов;
• стратегия сбыта, благодаря которой компания стремится увеличить объемы реализации путем инвестирования в механизмы и каналы сбыта;
• стратегия, направленная на модернизацию технологических процессов, освоение нового оборудования и внедрение новых технологий.
Выделение средств на НИОКР должно выступать в качестве стратегического решения, которое базируется на проницательности высшего руководства и на результатах предварительного формирования бюджета.
Новое российское патентное законодательство (Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г.) создало качественно новые предпосылки для развития фарминдустрии и внедрения в стране оригинальных препаратов.
В соответствии с законом патент предоставляет патентообладателю (как правило, это юридическое лицо) исключительное право на использование изобретения во всех сферах деятельности. Но основное назначение патента в рыночной экономике – запретить несанкционированное использование предмета изобретения третьими лицами.
Нарушением патента в РФ является несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, а также иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью продукта, содержащего запатентованное изобретение (Статья 10 Патентного закона РФ). Патентообладатель, благодаря монопольному праву, способен поддерживать цены на лекарственные средства на высоком уровне.
Одним из основополагающих принципов управления является формирование организационной структуры компании. В настоящее время в поисках более высокой эффективности функционирования крупные зарубежные корпорации начинают перестраивать организационную структуру. Суть перемен состоит в стремлении использовать преимущества организаций со "сквозным" менеджментом перед менеджментом "вверх и вниз" в вертикально-ориентированной иерархии.
Модель горизонтальной корпорации идет дальше, чем предшествующие модели; она в значительной степени уничтожает как иерархию, так и границы между подразделениями и функциями. Суть организации работы по принципу горизонтальной корпорации – создание "ядра" менеджеров по таким традиционным направлениям, как финансы, производство, людские ресурсы. Хотя на деле и все остальные подразделения должны совместно участвовать в многопрофильных командах, работающих в таких ключевых процессах, как развитие видов продукции ФК или маркетинг. В итоге: организация может иметь лишь три или четыре управленческих уровня между высшим руководителем и персоналом, задействованным в производственном процессе.
Одним из методов совершенствования технологии на всех стадиях жизненного цикла является функционально-стоимостный анализ (ФСА).
Функционально-стоимостный анализ является методом комплексного технико-экономического исследования объекта с целью развития его полезных функций при оптимальном соотношении между их значимостью для потребителя и затратами на их осуществление.
Показатели качества (технико-экономические, эксплуатационные и другие параметры) определяемые техническими условиями (ТУ), контролируются производителями.
Образцы препаратов предъявляются попарно одному или нескольким экспертам. Эксперт отдает предпочтение одному объекту по сравнению с другим или считает их равными, используя нормированную шкалу (в которой дана степень предпочтительности).
Анализ спроса на фармацевтическую продукцию является одним из важнейших направлений в деятельности фармацевтических компаний. В условиях рыночной экономики анализ спроса на продукцию имеет первостепенное значение. При этом основными направлениями анализа спроса на фармацевтическую продукцию являются:
1. Анализ потребности в выпускаемой и (или) реализуемой продукции.
2. Анализ спроса на лекарства и связанные с ним услуги и влияние на них различных факторов.
3. Анализ влияния спроса на результаты деятельности ФК.
4. Определение максимальной возможности сбыта и обоснование плана сбыта с учетом решения первых трех задач, а также производственных возможностей компании.
Анализ показывает, что современная сеть реализации лекарственных средств России начала формироваться в 1992 году, когда муниципальные аптеки получили возможность самостоятельно выбирать поставщика и формировать ассортимент, а чуть позже и некоторую самостоятельность в ценообразовании.
Фармацевтический рынок ввиду его высокой социальной значимости не мог продолжительное время оставаться хаотичным. Поэтому на втором этапе развития дистрибуции произошло усиление государственного контроля за деятельностью дистрибьюторов, введение обязательного лицензирования, а также ужесточение требований к качеству поставляемых лекарственных средств. В то же время изменилась и финансовая ситуация в стране: на фоне начавшейся стабилизации курса рубля стало невозможно извлекать сверхприбыли.
В результате реорганизации изменилась первоначальная структура аптечной сети. Однако необходимо заметить, что процесс реорганизации и приватизации в аптечной сети в различных регионах России протекает с различной интенсивностью, но в целом он проходит довольно медленно. Так, на начало 1997 г. только 43% российских аптек и 79% аптечных баз имели статус юридического лица.
Особенностью развития фармацевтического рынка является то, что в соответствии с Государственной программой приватизации и рядом постановлений Правительства РФ основные вопросы его регулирования отнесены к компетенции субъектов Федерации. В связи с этим большинство мер по развитию конкурентной среды может быть реализовано исключительно на региональном уровне.
Основные направления государственной политики в оказании лекарственной помощи россиянам – гарантированное, в том числе льготное, обеспечение амбулаторных и стационарных больных лекарствами в рамках федеральной и территориальных программ, введение государственных формуляров в стандарты оказания медицинской помощи.
Переход фармацевтических организаций на рыночные отношения, расширение их прав и самостоятельности в новых экономических и хозяйственных вопросах изменил характер взаимоотношений и структуру всей аптечной службы, в том числе и органов управления.
Поскольку формирование их проходило эмпирически, методом проб и ошибок, без единой методологической основы, вначале наблюдалось много разнообразных форм управления аптечной службой и подчинения ее местным органам исполнительной власти, их названий и выполняемых функций. Теперь уже сложились определенные стандарты управления фармацевтической службой в республиках, краях, областях, городах России по трем направлениям:
• управление аптечной службой создается при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Доля этого направления, по оценке директора Научно-исследовательского института фармации Министерства здравоохранения РФ Л.В. Мошковой, в 1996 году составила 67%, в 1997 году – 22%;
• управление аптечной службой входит как структурное подразделение в состав органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации. Доля этого направления в 1996 году составила 24,5%, в 1997 году – 62%;
• управление аптечной службой, объединенное с аптечным складом территории, становится негосударственной организацией, приобретая статус ОАО, ООО, ГПП и т.д. В 1996 году доля данного направления составила 8,5%, в 1997 году – 16%.
В настоящий момент существует очень много факторов, которые способствуют росту рынка безрецептурных препаратов:
• склонность к самолечению;
• роль врача;
• эластичность спроса по цене;
• государственные структуры;
• спад фармацевтического производства;
• активность оптовиков;
• активность иностранных производителей;
• стратегия иностранных фирм на рынке ОТС препаратов.
Осуществление иностранных инвестиций на территории нашей страны регулируется рядом нормативных актов, предоставляющих инвесторам определенные льготы и гарантии, которые необходимы для того, чтобы привлечь и эффективно использовать все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными лицами в российские объекты предпринимательской деятельности.
Допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также ввозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции.
Оценка экономической эффективности инвестиционного портфеля является одним из наиболее ответственных этапов предынвестиционных исследований. Она включает расчет и оценку прямых и косвенных показателей. В частности, для реальных инвестиций проводится детальный анализ и интегральная оценка всей технико-экономической и финансовой информации.
Оценка эффективности осуществляется с помощью вычисления совокупности прямых расчетных показателей или критериев эффективности инвестиционного портфеля. Эти показатели и методы их расчета будут рассмотрены ниже. Все они имеют одну важную особенность. Расходы и доходы, разнесенные по времени, приводятся к одному (базовому) моменту времени. Базовым моментом времени обычно является дата, определяемая исходя из характеристик инвестиционной ценности (для финансовых инвестиций – дата покупки финансового актива, для реальных – дата начала производства продукции, а для интеллектуальных – дата начала научной деятельности).
Наиболее вероятны, на наш взгляд, следующие направления работ с участием зарубежных фирм по развитию фармацевтического рынка в России.
• строительство нового завода совместно с местным партнером;
• лицензионные соглашения;
• приобретение российских заводов;
• дистрибьюторская сеть.
Законодательство Российской Федерации о рекламе медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств, иных объектов медицинской продукции состоит из Федерального закона "О рекламе", Федерального закона "О лекарственных средствах", других федеральных законов, регулирующих отношения в сфере здравоохранения, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также правовых нормативных актов субъектов Российской Федерации.
Отныне законодательно закрепляется обязательное представление следующих сведений о рекламируемом ЛС:
• название лекарственного средства;
• название предприятия-производителя лекарственного средства и его юридический адрес;
• сведения об активных компонентах, входящих в состав;
• терапевтические показания к применению;
• противопоказания к применению;
• побочные эффекты;
• специальные предупреждения и/или предостережения, предусмотренные Федеральным законом "О лекарственных средствах";
• реклама лекарственных средств, изготовляемых в аптеках по прописям, должна содержать указание, что данное лекарственное средство изготовляется по прописям.
Что касается способов продвижения продукции, то фирмы используют два основных:
• ориентация на фармацевтов;
• ориентация на врачей (в меньшей степени).
Как бы то ни было, в условиях рыночной экономики, влияние рекламы, а точнее – маркетинговых коммуникаций (т. е. весь спектр средств общения производителя/продавца с потребителем) играет одну из ключевых ролей в процессе потребительского выбора. В этой ситуации компания, желающая преуспеть на рынке, должна обеспечить максимальную эффективность каждого элемента маркетинговых коммуникаций, что может быть достигнуто только за счет высокого профессионализма тех, кто осуществляет этот процесс. Практика показывает, что в большинстве случаев наиболее экономически эффективным способом организации коммуникации с потребителем является привлечение специализированных фирм (агентств).
В настоящий момент структура рынка рекламных услуг на развитых рынках выглядит примерно следующим образом:
• "Творческие агентства" осуществляют разработку стратегии рекламы и создают рекламные материалы (речь идет именно о создании рекламы на идейном уровне, непосредственно производство – съемка ролика или пред-полиграфическая подготовка макета – как правило осуществляется специализированными фирмами, выступающими в роли субподрядчиков);
• "Медиа агентства" разрабатывают планы размещения рекламных материалов в СМИ и покупают рекламное пространство от имени клиента
• Специализированные агентства по типам маркетинговых коммуникаций (ПР, промоушн, прямой маркетинг, интерактивный маркетинг и т. п.) осуществляют разработку и проведение мероприятий в области своей специализации. Их деятельность зачастую координируется творческими рекламными агентствами
• "Медиа-селеры" продают рекламное пространство от имени СМИ (что принципиально отличает их от медиа-агентств, выступающих исходя из интересов клиента).
Таким образом, на основе проведенных исследований российского фармацевтического рынка можно заключить, что в настоящее время государственное регулирование охватывает не все аспекты, в некоторых (например, в инвестиционном) недостаточно проводятся мероприятия по привлечению иностранных инвестиций в развитие отечественной индустрии лекарственных средств, в других (например, в патентовании) – система регулирования достаточно громоздка, а в третьих (например, в инновационном) – государственное регулирование практически отсутствует.
Суммируя сделанные выводы, попробуем дать приблизительный прогноз для всех участников фармацевтического рынка.
Отечественные производители получили за счет девальвации некоторую фору и теперь должны ею воспользоваться и занять максимально возможную долю рынка, пока индекс цен на российскую продукцию не сравняется с изменением цен на импорт. И если с производством готовых лекарственных средств это вполне возможно, поскольку не требует значительных инвестиций, то субстанции пока так и будут закупаться за границей. Спрос на отечественные препараты все-таки будет расти, поскольку для большинства ЛПУ, да и населения, импортные качественные препараты доступнее не станут.
Зато возникнуть проблемы с инвестициями. Собственных средств либо не осталось, либо они зависли в банках, ценных бумагах, нереализованном товаре. А на привлеченные средства в нынешних условиях нужно рассчитывать очень аккуратно.
Западных производителей ждет сложное время. К докризисному уровню объем продаж вернется не раньше, чем в конце года. Да и то, если резко вырастет наполняемость бюджета и доходы населения. Что маловероятно.
Возможно, такая ситуация подтолкнет некоторых западных производителей начать производство в нашей стране, хотя по некоторым, не облагаемым пошлиной препаратам, такое производство оказывается менее выгодным, чем европейское. Однако новые решения правительства могут изменить эту ситуацию и иностранные инвесторы всерьез займутся производством своих препаратов у нас в стране.
Дистрибьюторы и оптовики оказались в центре истории с неплатежами. Поэтому им практически весь год придется улаживать спорные моменты и отрабатывать долги. Слияния или поглощения неизбежны, хотя многие руководители у нас в стране (не только на фармацевтическом рынке) морально к этому не готовы. Поэтому объявленных объединений будет гораздо больше, чем состоявшихся и гораздо больше, чем эффективных.
Изменится ассортимент – дорогих оригинальных препаратов будет продаваться гораздо меньше, потому что побороть подход покупателя "побольше и подешевле" удастся еще нескоро. Основу оборота составят качественные дженерики как отечественного, так и импортного производства. Вообще, рост продаж, как в денежном, так и в реальном выражении в значительной степени замедлится. Уменьшится и средняя торговая наценка, как за счет снижения платежеспособного спроса, так и за счет регулирующих действий государства.
Аптеки тоже, скорее всего, ожидают объединения. Речь об аптечных сетях идет довольно давно и нынешняя ситуации ускорит этот процесс. Примечательно, что в городах муниципальные аптеки в значительной степени уже потеряли самостоятельность, по существу объединившись в своего рода сеть. Возможно, нас ожидает череда банкротств частных аптек, не имеющих серьезной сторонней поддержки. Заняться оптимизацией расходов аптекам также придется, поскольку торговой наценки на недорогие препараты уже сейчас не хватает, и в условиях сжимающегося спроса эта проблема встанет еще острее.




Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ