Введение 4
Глава 1. Основные идейные позиции европейского ислама 15
1.1. Про-европейски ориентированные направления в исламе 15
1.1.1. Евроислам Тарика Рамадана 15
1.1.2. Евроислам Бассама Тиби 20
1.1.3. Общественные движения либеральных мусульман 23
1.1.4. Хартии европейских мусульман 25
1.2. Радикальный ислам в странах ЕС 28
1.2.1. Идеология радикального ислама 28
1.2.2. Исламистские аспекты деятельности мусульманских организаций в
странах ЕС 31
1.2.3. Исламский экстремизм и терроризм в Западной Европе 35
Глава 2. Ислам, мультикультурализм и проблемы его практической реализации 39
2.1. Развитие и кризис политики мультикультурализма 39
2.1.1. Мультикультурализм как способ аккультурации 39
2.1.2. Мультикультурализм как политическая программа 42
2.1.3. Кризис мультикультурализма в странах ЕС 45
2.1.4. «Исламофилия» в западноевропейской политической риторике .... 49
2.2. Отношения между христианством и исламом в современной Западной
Европе 52
2.2.1. II Ватиканский собор и позиция христианских конфессий по
вопросам межрелигиозного диалога 52
2.2.2. Позиция мусульман. Проблемы диалога 57
Глава 3. Исламофобия и формы ее проявления 64
3.1 Исламофобия в европейском обществе 64
3.1.1. Термин «исламофобия» и проблемы его использования 64
3.1.2. Социально-психологические причины исламофобии 66
3.1.3. Антиисламская деятельность в европейском обществе 68
3.2. Антиисламские аспекты европейской политики 74
3.2.1. Политические ограничение исламской практики в Западной Европе 74
3.2.2. Европейские политические партии с антиисламской программой . 77
Заключение 81
Список используемых источников 85
Список используемой литературы 95
Актуальность данной работы обусловлена тем фактом, что важнейшей особенностью современности является усиленная глобализация, часть которой - миграция, масштабы которой многократно увеличились в постколониальный период. Успешное экономическое развитие стран Европейского Союза (ЕС) обуславливает большой приток иммигрантов из стран, исторически связанных с исламом, а демократичные законы ЕС, провозглашающие свободу совести, позволяют религии иммигрантов свободно развиваться. Казалось бы, свобода совести и мирное сосуществование разных религий в одной стране - важное достижение европейской цивилизации, однако, в последние годы такая ситуация стала провоцировать появление ряда определенных проблем, которые, в свою очередь, стали вызывать опасения европейцев. Эти опасения касаются увеличения числа мусульман в западноевропейских странах, которые воспринимают ислам как систему, регламентирующую все сферы жизни, и относятся к религии как к общему делу.
В настоящий момент ислам является второй по численности религией в Западной Европе. По данным исследовательского центра «Пью рисеч» (Pew Research Center) на 1990 г. в странах ЕС проживало 12 млн. мусульман, в 2010г. их число уже составляло 24 млн. Кроме того, ислам становится все более заметным в европейском публичном пространстве, а также приобретает политическую силу. Так, в 2016 г. мэром Лондона впервые в истории европейских столиц стал мусульманин Садик Хан. Значительная часть мусульман противится интеграции и стремится развивать свои религиозные и культурные традиции на европейской территории. Пригороды крупных европейских городов превращаются в своеобразные «внутренние города» или «добровольные гетто», в которых действуют законы шариата вместо государственных законов. Вместе с тем появляется все больше мусульманских политических партий, которые стремятся демократическими способами добиться расширения для мусульман возможностей соблюдения религиозных предписаний. Так, например, ряд мусульманских политических партий выступают за увеличение количества исламских образовательных учреждений, магазинов халяльных продуктов и даже за сокращение алкогольных магазинов. Более того существенной проблемой для западноевропейских стран является рост экстремизма в мусульманской среде.
В связи с появлением подобных проблем в западноевропейском общественно-политическом пространстве активно обсуждаются вопросы взаимодействия и сосуществования «коренных» европейцев с иммигрантским мусульманским населением Западной Европы.
Хронологические рамки исследования соответствуют периоду активного роста численности мусульман в странах ЕС, а именно с 1950х гг. до настоящего времени, однако наибольшее внимание уделено периоду с 1990г по 2016
Объектом исследования является ислам и его место в западноевропейском общественном и политическом дискурсе.
Предметом исследования являются различные течения ислама в странах ЕС, политика европейских государств в отношении мусульман, концепция мультикультурализма и ее реализация, восприятие ислама в европейском обществе, межрелигиозное взаимодействие ислама и христианства в странах ЕС, проблемы исламофобии.
Цель исследования - проанализировать основные позиции, существующие в европейском обществе по проблеме развития и усиления ислама в европейском пространстве.
Данная цель обусловила ряд исследовательских задач:
1. Рассмотреть современное состояние ислама в Западной Европе, охарактеризовать его основные течения и их отношение к современной западной цивилизации.
2. Проследить историю становления в Европе политики мультикультурализма, ее практическую реализацию и перспективы развития.
3. Проанализировать характер риторики ведущих европейских политиков в отношении ислама.
4. Выявить характер отношений ислама и христианских конфессий в странах Западной Европы.
5. Проанализировать политические и социальные программы правых партий в Европе, выдвигающих антиисламские лозунги.
6. Рассмотреть такой феномен, как исламофобия, определить его масштабы, цели и результаты.
Методология исследования
Выбор применяемых в работе методов обусловлен спецификой рассматриваемого материала, а также целями и задачами исследования. Базовым методом является текстологический анализ источников. Использование компаративного метода позволяет более полно выявить смысл, заключенный в исследуемых источниках. Для изучения динамики развития ислама в странах ЕС и отражения данной проблемы в европейском общественно-политическом дискурсе был использован проблемно-хронологический метод. Привлечение системного метода, в свою очередь, позволило дать комплексную оценку различных аспектов исследуемой проблемы.
Источниковую базу исследования составили несколько групп документов и материалов.
К первой группе относятся официальные выступления или публикации европейских политиков, таких, как британский принц Чарльз, премьер- министр Великобритании Дэвид Кэмерон, бывший лидер Лейбористской партии Великобритании Тони Блэр, канцлер Германии Англера Меркель и др.
Во второй группе можно отнести работы и выступления европейских и мусульманских общественных деятелей, например, идеологов Евроислама Тарика Рамадана7,8, Бассама Тиби9,10; лидера движения «Демократические мусульмане» Насера Хадера, британского публициста, заместителя директора британского общества Генри Джексона, Дугласа Мюррея, итальянской писательницы и журналистки Орианы Фаллачи и др.
Третья группа включает в себя официальные документы религиозных организаций14,15, декларации, совместно выработанные в ходе диалога христианства и ислама, хартии, изданные мусульманскими объединениями, а также непосредственно священные тексты.
К четвертой группе относятся статьи европейских новостных ресурсов, освещающие различные прецеденты, связанные с положением ислама в Европе, дающие оценку европейской политики в отношении ислама, с той или иной точки зрения.
Степень научной разработанности проблемы
Достаточно большое количество исследований отечественных и западных ученых посвящено различным аспектам проблемы ислама и Запада.
Так, среди отечественных исследователей, можно выделить В. Г. Соболева, который в своих работах уделяет большое внимание проблеме иммиграции мусульман в страны ЕС и сложностям их интеграции. Например, в монографии «Мусульманские общины в странах Европейского Союза: проблемы и перспективы» Соболев выделяет три модели иммиграционной политики европейских стран, основанных на разных стратегиях аккультурации мусульман в европейском обществе.
Проблемы истории распространения мусульманских общин и их взаимодействия с европейской цивилизацией в Великобритании исследовал востоковед И. Ю. Котин в таких трудах, как «Побеги баньяна. Миграция населения из Индии и формирование "узлов" южноазиатской диаспоры» и «Тюрбан и Юнион Джек: Выходцы из Южной Азии в Великобритании».
Среди российских авторов также следует выделить архимандрита Августина Никитина, посвятившего объемный труд проблеме ислама в странах ЕС. В своей книге «Ислам в Европе» автор подробно разбирает особенности развития ислама в отдельных странах ЕС, достаточно большое внимание уделяется проблеме нежелания мусульман интегрироваться в европейскую культуру. В своем труде автор не раз акцентирует внимание на опасности для европейской христианской культуры, которую несет растущее влияние ислама.
Проблемам взаимоотношения ислама и государства во Франции и в Европе, развитию мусульманских организаций, возможности «секулярного ислама» посвящен труд И. В. Понкина «Ислам во Франции». И.В. Понкин говорит о существования во Франции как секуляризованного ислама, связанного с приватизацией веры, индивидуализацией, построением личной морали на основе ислама, так и определенной «реисламизации», характерной для детей иммигрантов, которые используют религиозность в том числе для определенной самоидентификации.
Исследованию арабских средств массовой информации в Европе посвящен ряд трудов А. А. Садыховой. Она опубликовала несколько статей по проблеме так называемого «Евроислама», изучив взгляды основателей данного течения, степень его влияния на процессы интеграции современных мусульман в Европе.
Следует также выделить труд М. С. Стецкевича «Религиозная толерантность и нетерпимость в истории европейской культуры», в котором разобрана проблема межрелигиозного диалога в Европе, его историческое развитие и современные сложности. В работе проведено достаточно подробное исследование позиции мусульман в отношении религиозной толерантности и обоснования принципа свободы совести на основе священных текстов.
Проблемой распространения ислама в Европе также занимались Е. Б. Деминцева, подготовившая сборник научных статей «Ислам в Европе и в России». Также большое значение имеет ее работа «Быть арабом во Франции», содержащая достаточно большое количество результатов социологических исследований, предметом которых являются взгляды потомков эмигрантов из исламских стран во Франции.
Н. К. Кисовская в статье «Ислам в Западной Европе» подробно рассматривает проблему межрелигиозного христианско-мусульманского диалога. Концепцию мультикультурализма и ее практическую реализацию разбирают в своих работах Н.Денисюк, А. Веретевская.
Среди западных исследований, посвященных данной теме, особое место занимает труд американского автора арабского происхождения Эдварда Саида «Ориентализм», в котором он критикует подход западных исследователей к проблеме изучения востока и восточной культуры. Э. Саид считает, что западные исследователи отталкиваются от колониальной позиции превосходства и не могут увидеть и понять восточную культуру такой, какая она есть, а изучают только ими же созданную модель. Данная позиция мешает как адекватному изучению, так и успешному взаимодействию культур.
Также большое значение в области исследований отношений исламской и западной цивилизаций имеет труд американского и британского востоковеда Бернарда Льюиса «Ислам и Запад». Льюис подчеркивает разницу между восточным и западным способом восприятия мира. Если для западного человека существует собственно «Восток и Запад», то для восточного (прежде всего речь идет о Ближнем востоке) существует исламский мир и неисламский.
Среди исследователей концепции мультикультурализма важное место занимает канадский философ Ч. Тэйлор, который одновременно является и теоретиком мультикультурализма.35, Также следует отметить работу профессора социологии и политологии университета Бристоля, Тарика Модуда, директора Исследовательского центра по изучению этничности и гражданства Университета Бристоля, «Мультикультурализм: борьба с недопониманием» (Multiculturalism: struggling with confusions), в которой автор рассматривает причины кризиса политики мультикультурализма и призывает к ее переосмыслению. Проблему мультикультурализма также рассматривает в своих работах британский политолог индийского происхождения Биху Парех.
Тем не менее, несмотря на то, что вопросу ислама в современной Европе уделяют внимание достаточно большое количество исследователей, зачастую их труды касаются достаточно узких аспектов данной проблемы, в связи с чем тему нельзя считать до конца исчерпанной.
Научная новизна исследования
Несмотря на то, что проблема ислама в современной Западной Европе крайне актуальна, в отечественном религиоведении не существует работ, дающих исчерпывающий комплексный анализ проблемы ислама в современном европейском общественно-политическом пространстве. В настоящей работе впервые делается попытка всестороннего исследования различных аспектов восприятия европейцами ислама.
Основные положения, выносимые на защиту
1. Массовая иммиграция мусульман в страны Западной Европы во второй половине XX- начале XXI в. привела к резкому возрастанию их численности и удельного веса в регионе. Однако интеграцию мусульман в западноевропейское общество до сих пор нельзя назвать состоявшейся.
2. Магистральным направлением европейской политики в последние десятилетия была политика мультикультурализма, однако она привела не только к позитивным результатам. Существуют добровольная сегрегация и разобщенность, развитие параллельной культуры и формирование «внутренних городов - гетто», своеобразная конфронтация исламской и европейской, секулярной культур, а также рост антиисламских настроений в европейском обществе.
3. Несмотря на то, что в последние годы ряд европейских политиков сделали заявления о несостоятельности концепции мультикультурализма и объявили курс на более активную интеграцию, ясно, что практическая реализация данного плана достаточно проблематична, и можно говорить о том, что в настоящее время для мультикультурализма не существует адекватных альтернатив.
4. В последние годы резко возросла популярность националистических правых партий в странах Западной Европы, для которых характерна антиисламская риторика, получил достаточно широкое развитие такой феномен, как исламофобия. Причинами этого являются трудности интеграции мусульман в европейское общество, прецеденты исламского экстремизма, рост националистических настроений, неготовность самих мусульман рассматривать свою религию в качестве частного, как это принято на Западе, а не общего дела.
5. Можно говорить о том, что активность пропаганды мультикультурализма и рост популярности правых партий с антиисламской риторикой в Западной Европе - взаимосвязанные и взаимовлияющие процессы.
Апробация работы
Ряд положений данного исследования представлен в 2 публикациях автора, общим объемом 0.9 п.л. Выпускная квалификационная работа прошла апробацию на конференциях: VII Международная студенческая научно-богословская конференция (г. Санкт-Петербург, 13-14 мая 2015г.); Всероссийская конференция «Запад и Восток: философия, религия, культура» в рамках Дней философии в Санкт-Петербурге (г. Санкт- Петербург, 31 октября 2015г.); Студенческая конференция, посвященная 70- летию преподавания религиоведения на Философском факультете / Институте философии СПбГУ (г. Санкт-Петербург, 8-9 апреля 2016);
Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (г. Москва, 11-15 апреля 2016); Межвузовская конференция «Герценовские чтения 2016 Актуальные проблемы религиоведения» (г. Санкт-Петербург, 22. апреля. 2016).
Структура работы
Данная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы и подпараграфы, заключения, списка используемых источников и списка используемой литературы. В первой главе «Основные идейные позиции европейского ислама» рассматриваются как либеральные направление ислама, такие как «Евроислам», ставящие своей целью синтез ислама и западной культуры, так и радикальные, враждебно настроенные к европейской культуре исламские движения. Во второй главе «Ислам, мультикультурализм и проблемы его практической реализации» анализируется концепция политики мультикультурализма, фактические трудности, возникающие в мультикультурном обществе. Особое внимание уделяется позитивной риторике ряда европейских политиков в отношении ислама, а также особенностям взаимодействия ислама и христианства в современной Европе. Третья глава «Исламофобия и формы ее проявления» затрагивает проблемы роста антиисламских настроений в европейском обществе, анализирует антиисламские аспекты деятельности правых европейских партий и общественных движений.
Современная Западная Европа стоит перед сложной проблемой укрепления межкультурного и межрелигиозного взаимодействия в рамках одного общества. История знает немало примеров поликонфессиональных и полиэтнических государств, тем не менее, ситуация в современной Западной Европе имеет ряд особенностей. Во-первых, следует отметить, что на протяжении долго времени Западная Европа была относительно гомогенна в этническом и религиозном плане. Однако в настоящее время численность мусульманского меньшинства увеличивается настолько стремительно, что в обществе не успевает формироваться некая новая идентичность. Современные демократические законы европейских государств позволяют мусульманскому меньшинству политическими средствами добиваться распространения и развития своей религии в Западной Европе, в связи с чем ислам становится куда более представлен в публичном пространстве. Кроме того, в последнее время участились случаи проявления мусульманского экстремизма и терроризма. Результатом этого является неоднозначность восприятия «коренными» европейцами ислама как религии, а также идеи сосуществования представителей исламской и европейской, во многом секулярной, культур. В ходе данного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Ислам в Западной Европе крайне разнороден, представлен выходцами из разных стран, которые придерживаются разных направлений и вариантов существования этой религии: сунниты и шииты; последователи разных мазхабов; фундаменталисты, реформисты. Однако по характеру отношения к западной цивилизации и степени интеграции в европейское общество всех их можно разделить на две большие группы. С одной стороны, существуют радикальные направления, решительно осуждающие западную культуру и пропагандирующие исламизм. С другой стороны, наличествуют либеральные идеи реформирования ислама, концепции синтеза исламской и европейской культур (движение «Евроислам»). Тем не менее, наиболее либеральные идеи интеграции не получают широкой поддержки среди мусульман, так как предполагают либо переосмысление, либо полный отказ от тех аспектов ислама, которые несовместимы с европейским светским законодательством. Можно видеть, что значительная часть мусульманского населения Западной Европы замыкается в рамках своей религиозной общины и происходит развитие своего рода параллельной культуры на европейской территории.
2. После того, как стало очевидно, что политика ассимиляции не работает, а политика сегрегации неблагоприятна для социально - психологического климата общества, большинство западноевропейских стран выбрали концепцию мультикультурализма, которую пытались реализовать на протяжении нескольких десятилетий. Мультикультурализм предполагает признание значимости каждой из культур, их мирное сосуществование, а также участие представителей разных культур в общественно-политической жизни. Однако в настоящее время можно видеть, что политика мультикультурализма привела не только к позитивным результатам. Существуют добровольная сегрегация и разобщенность, развитие параллельной культуры и формирование «внутренних городов - гетто», своеобразная конфронтация исламской и европейской, секулярной культур, а также рост антиисламских настроений в европейском обществе.
3. В последние годы ряд европейских политиков сделал заявления о кризисе мультикультурализма и отказе от данной политики. Вместо нее был объявлен курс на более активную интеграцию мусульманского населения в европейское общество. Однако на практике оказывается, что в настоящее время не существует модели, альтернативной мультикультурализму, а любые элементы ассимиляции встречают резкое сопротивление со стороны мусульман. В связи с этим можно видеть, что политика европейских государств продолжает проводиться в рамках парадигмы мультикультурализма. Существует большое количество общественных организаций, целью которых является борьба с дискриминацией, расизмом, ксенофобий; проходят конференции, посвященные решению проблем мультикультурного общества; мусульмане имеют достаточно широкие возможности для защиты своих интересов, а также для развития своей религии в странах Западной Европы. Христианские конфессии активно выступают в пользу межрелигиозного диалога и призывают верующих принимать мусульман «как братьев». Кроме того, сложилась определенная тенденция, согласно которой ведущие политики правящих партий высказываются об исламе в подчеркнуто позитивном тоне, ведется пропаганда позитивного плюрализма в обществе.
4. Политика мультикультурализма позволяет мусульманскому населению стремительно расти, а исламской культуре развиваться параллельно с европейской на европейской территории. Этот факт вызывает недовольство в европейском обществе и является причиной для формирования различного рода антиисламских организаций. Так, за последние годы возросла численность европейцев, поддерживающих правые партии с антиисламской программой. Помимо этого увеличивается число антиисламской публицистики, демонстраций, имеют место случаи агрессии по отношению к мусульманам.
5. Можно говорить об определенной взаимосвязи степени пропаганды мультикультурализма, толерантности, политики «открытых дверей» и роста популярности антиисламской деятельности. Чем чаще в общественно - политическом пространстве звучат призывы отказаться от исламофобии и принять мусульман, тем больше европейцев симпатизируют правым партиям и общественным движениям с антиисламской программой. Это можно видеть на примере современной Германии, где поддержка крайне правых партий, выступающих против мультикультурализма возросла более, чем в 2 раза в результате миграционной политики канцлера А. Меркель.
Таким образом, можно видеть, что проблема ислама в современном европейском общественно-политическом дискурсе крайне сложна и связана с целым комплексом других проблем, касающихся корреляции ислама и светского государства, реализации межкультурного взаимодействия в рамках одного общества. Эти вопросы чрезвычайно актуальны и требуют дальнейшего исследования.
1. «Charlie Hebdo» contre 1'islamisme 1 mars 2006 URL: http://www.liberation.fr/monde/2006/03/01/charlie-hebdo-contre-l-islamisme 31563(Дата обращения: 11 .02. 2016)
2. A speech by HRH The Prince of Wales titled 'Islam and the West' at the Oxford Centre for Islamic Studies , The Sheldonian Theatre, Oxford. 1993. URL:http://www.princeofwales.gov.uk/media/speeches/speech-hrh-the-prince-of-wales-titled-islam-and-the-west-the-oxford-centre-islamic(Дата обращения: 26 .03. 2016)
3. A speech by HRH The Prince of Wales titled 'Islam and the West' at the Oxford Centre for Islamic Studies , The Sheldonian Theatre, Oxford. 1993. URL:http://www.princeofwales.gov.uk/media/speeches/speech-hrh-the-prince-of-wales-titled-islam-and-the-west-the-oxford-centre-islamic(Дата обращения: 26 .03. 2016)
4. About Khilafah. com // Khilafah. com URL:http: //www. khilafah. com/about-us/(Дата обращения: 17 .02. 2016)
5. Angela Merkel: German multiculturalism has 'utterly failed'. 17 October 2010. URL: http://www.theguardian.com/world/2010/pct/17/angela-merkel2german-multiculturalism-failа(Дата обращения: 24 .02. 2016)
6. Anti-Muslim acts rising in France, anti-islamophobia group says // Reuters edition, 3 July 2013 URL:http://www.reuters.com/article/2013/07/03/us-france-islam-idUSBRE9620Z420130703(Дата обращения: 21 .03. 2016)
7. Arson attack on Spanish mosque// Islamophobia Watch, 26 September 2012, //URL: http: //www.islamophobiawatch.co. uk/arson-attack-on-spanish-mosque/(Дата обращения: 20 .03. 2016)
8. Ban halal slaughtering in EU now// sioeeu.com, 30 January 2014.
URL:http://sioeeu.wordpress.com/2014/01/30/demo-ban-halal-slaughtering-in-eu-now/(03.04. 2016)
9. Bin Laden claims responsibility for 9/11, 24 Oct. 2004 URL: http://www.cbc.ca/news/world/bin-laden-claims-responsibility-for-9-11-1.513654(Дата обращения: 24 .02. 2016)
10. Biography// Ramadan Tariq official website URL:
http://tariqramadan.com/english/biography/(Дата обращения: 23.03.2016)
11. Blair T. A Battle for Global Values, February 2007. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/2007-01-01/battle-global-values(Дата обращения: 27 .03. 2016).
12. British National Party Official Website URL:http://www.bnp.org.uk/(Дата обращения: 12 .02. 2016)
13. Centre for the Study of Ethnicity and Citizenship Official Website URL: http://www.bristol.ac.uk/ethnicity/(Дата обращения: 21 .03. 2016).
14. Charlie Hebdo publie des caricatures de Mahomet 18.09.2012 URL: http://www.bfmtv.com/societe/charlie-hebdo-publie-pages-interieures-caricatures-mahomet-338598.html(Дата обращения: 17 .03. 2016)
15. Curriculum vitae// T ibi Bassam Official website URL:
http: //www.bas samtibi. de/curriculum-vitae/(Дата обращения: 11.04.2016)
16. David Horowitz Freedom Center Official Website URL:
http://www.horowitzfreedomcenter.org/(Дата обращения: 07 .03. 2016)
17. Democracy, freedom, culture and identity. The Manifesto of the British National Party. 6 May 2010. URL: https://web.archive.org/web/20140329093554/http://communications.bnp.org
.uk/ge2010manifesto.pdf(Дата обращения: 13 .03. 2016)
18. Dialogue society official website URL:http://www.dialoguesociety.org/(Дата обращения: 21 .03. 2016)
19. Die Freiheit Official Website URL:http://diefreiheit.org/home/(Дата обращения: 16 .03. 2016)
20. Elections 2015 - Message to the Muslim Community: Neither Assimilate nor Isolate, Rather Interact with the Society according to Islamic Values // Khilafah.com URL:http://www.khilafah.com/elections-2015-message-to-the-muslim-community-neither-assimilate-nor-isolate-rather-interact-with- the-society-according-to-islamic-values(Дата обращения: 27 .02. 2016)
21. European Council for Fatwa and Research // Official Facebook account URL:https://www.facebook.com/European-Council-for-Fatwa-and-Research-169379153104963/(Дата обращения: 25 .02. 2016)
22. European Youth Centre Budapest Official Website URL:
http://www.coe.int/t/dg4/eycb/default EN.asp(Дата обращения: 11.03. 2016)
23. Eurostat Official Website URL:http ://ec.europa.eu/euro stat/web/main/home(Дата обращения: 24.02. 2016)
24. France's Sarkozy: Multiculturalism Has Failed, February 2011 URL: http://www.cbn.com/cbnnews/world/2011/february/frances-sarkozy-multiculturalism-has-failed/?mobile=false(Дата обращения: 18 .03. 2016).
25. French Prime Minister: 'I Refuse to Use This Term Islamophobia'16 January 2015
//URL:http://www.theatlantic.com/international/archive/2015/01/french-prime-minister-manuel-valls-on-islamophobia/384592/(Дата обращения: 07.03. 2015г)
26. Geert Wilders to spread his anti-Muslim movement west. 16 July 2010 URL: http://www.theguardian.com/world/2010/jul/16/geert-wilders-netherlands-far-right(Дата обращения: 15 .03. 2016)
27. Geert Wilders Weblog, URL:http://www.geertwilders.nl/(Дата обращения: 13 .03. 2016)
28. Gunman kills Dutch film director// BBC-News, 2 November 2004.
URL:http://news.bbc.co.uk/2/hi/europe/3974179.stm(Дата обращения: 18.03. 2016)
29. Hizb ut-Tahrir Britain Official Website URL:http://www.hizb.org.uk/(Дата обращения: 27 .02. 2016)
30. Hizb ut-Tahrir seminar exposes Prevent agenda and urges Muslims to defiantly hold on to Islamic values. MARCH 16, 2015 URL: http://www.hizb.org.uk/dawah/hizb-ut-tahrir-seminar-exposes-prevent-agenda-and-urges-muslims-to-defiantly-hold-on-to-islamic-values(Дата обращения: 24 .02. 2016)
31. ICM Unlimited Official Website URL:https://www.icmunlimited.com/(Дата обращения: 16 .03. 2015)
32. Immigraion. British National Party URL: http://www.bnp.org.uk/policies/immigration(Дата обращения: 17 .02. 2016)
33. Interview with German Islam Expert Tibi Bassam: "Europeans Have Stopped Defending Their Values" URL:
http: //www.spie gel .de/international/spiegel/interview-with- german-islam-expert-bassam-tibi-europeans-have-stopped-defending-their-values-a-440340.html(Дата обращения: 16.03. 2016)
34. Invitation to SIOE demonstration in Denmark, 27 December 2015 URL: https://sioeeu.wordpress.com/(Дата обращения: 03 .04. 2016)
35. Islam, Sharia and English law/ Prospect 17 June 2013, URL: http://www.bbc.com/news/world-europe-23656779https://www.prospectmagazine.co.uk/magazine/islam-sharia-english-law-rowan-williams/#.U0pChVV t-c(Дата обращения: 15.03. 2016)
36. Kristin Archick CRS Report to Congress - Congressional research service,
29 July 2005 URL:http://fpc.state.gov/documents/organization/50810.pdf(Дата обращения: 25 .03. 2016)
37. Le Bilan de la politique d’integration (2002 - 2005), Rapport au Premier Ministre, La Documentation Frangaise. - Paris 2006. 322p.
38. Murray D.'Religion of peace' is not a harmless platitude. 17 January 2015 URL:http://www. spectator.co.uk/2015/01/religion-of-peace-is-not-a-harmless-platitude/(Дата обращения: 19 .03. 2016)
39. Murray D.'Religion of peace' is not a harmless platitude. 17 January 2015 URL:http://www. spectator.co.uk/2015/01/religion-of-peace-is-not-a-harmless-platitude/(Дата обращения: 19 .03. 2016)
40. Naser Khader official website. URL:http: //www. khader. dk/(Дата обращения 26 .03. 2016)
41. Naser Khader: the champion of a revolution in Islam//Euronews. 30.01.2015. URL:http://www. euronews.com/2015/01/30/naser-khader-the-champion-of-a-revolution-in-islam/(Дата обращения: 13 .03. 2016)
42. Naser Khader: the champion of a revolution in Islam//Euronews. 30.01.2015. URL:http://www. euronews.com/2015/01/30/naser-khader-the-champion-of-a-revolution-in-islam/(Дата обращения: 13 .03. 2016)
43. Nicolas Sarkozy declares multiculturalism had failed. 11 February 2011 URL: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/europe/france/8317497/Nicolas-Sarkozy-declares-multiculturalism-had-failed.html(Дата обращения: 18.03. 2016)
44. Objectives // Federation of Islamic Organisations in Europe URL: http://www.fioe.org/ShowPage en.php?id=4&img=1
45. Paris attacks: Hollande blames Islamic State for 'act of war'URL: http://www.bbc.com/news/world-europe-34820016(Дата обращения: 11.04.2016)
46. PEGIDA Manifesto English Version URL:http: //ukrants.co.uk/pdf/Pe gida-Position-Paper-English-Translation.pdf(Дата обращения: 17 .04. 2016)
47. PM’s Speech at Munich Security Conference, 5 February 2011 URL: http://webarchive.nationalarchives.gov.uk/20130109092234/http://number10.gov.uk/news/pms-speech-at-munich-security-conference/(Дата обращения: 16 .03. 2015)
48. Pope Francis reaches out to Muslims at end of Ramadan/ BBC News Europe, 11 august 2013 URL: http://www.bbc.com/news/world-europe-23656779(Дата обращения: 17 .03. 2016)
49. Pregnant Muslim woman attacket in Paris loses baby // Islamophobia today, 18 June 2013 URL:http://www.islamophobiatoday.com/2013/06/18/muslim-woman-loses-baby-after-veil-attack/(Дата обращения: 23 .03. 2016)
50. Ramadan Tariq In the Footsteps of the Prophet: Lessons from the Life of Muhammad. - New York, NY: Oxford University Press. 2007. 256 p.
51. Ramadan Tariq Islam, the West and the Challenges of Modernity (with Said Amghar). Leicester, UK: Islamic Foundation. 2001. 372p.
52. Ramadan Tariq Radical Reform: Islamic Ethics and Liberation. - Oxford; New York: Oxford University Press. 2008. 384 p.
53. Ramadan Tariq The Quest for Meaning: Developing a Philosophy of Pluralism. - London: Allen Lane. 2010. 224 p.
54. Ramadan Tariq To Be a European Muslim: a Study of Islamic Sources in the European Context. Leicester. - UK: Islamic Foundation. 1999. 273 p.
55. Ramadan Tariq versus Ayaan Hirsi Ali: debating Islam in Europe URL: http: //www.j hubc.it/ecpr-riga/virtualpaperroom/039.pdf(Дата обращения: 13 .03. 2016)
56. Ramadan Tariq Western Muslims and the Future of Islam.- Oxford University Press 2003. 288p.
57. Ramadan Tariq What I believe.- Oxford University Press. 2009. 148 p.
58. Religion in the Modern World - An interview with Ramadan Tariq
URL:http://users.ox.ac.uk/~stair/3 2/ramadan.pdf(Дата обращения: 16 января 2016)
59. Runnymede Trust Official Website URL:http: //www.runnymedetrust. org/(Дата обращения: 21 .04. 2016)
60. Runnymede Trust, Impact Report 2010. URL: http://www.runnymedetrust.org/uploads/pdfs/ImpactReport2010FINALWeb.pdf(Дата обращения: 5 .04. 2016)
61. Sharia Law In Europe URL:http://billionbibles.org/sharia/sharia-europe.html(Дата обращения: 11 .02. 2016)
62. Silence, Makkah and Responding to Insults on our Prophet 30 January 2015 URL:http://www.khilafah.com/silence-makkah-and-responding-to-insults-on-our-prophet/(Дата обращения: 11 .03. 2016)
63. Stewart Phil Catholic officials, Muslim scholars to meet in Roma/ Reuters edition, 3 Jan 2008. URL:
URL: http: //muslimmedianetwork.com/mmn/?p= 1671(Дата обращения: 11.02. 2016)
64. Taylor C. Multiculturalism and The Politics of Recognition. - Princeton, 1992. 175 p.
65. Taylor C. Secular Age. - The Belknap Press of Harvard University Press Cambridge, Massachusetts, and London, England. 2007. 896 p.
66. The Obligatory Conditions for a Khilafah // ISLAMIC CULTURE, WHAT IS KHILAFAH • JULY 11, 2014 URL:http://www.hizb.org.uk/islamic-culture/the-obligatory-conditions-for-a-khilafah(Дата обращения: 27.02. 2016)
67. Theresa May: the Paris attacks ‘have nothing to do with Islam’ 16 November 2015 URL:http://blogs.spectator.co.uk/2015/11/theresa-may-the-paris-attacks-have-nothing-to-do-with-islam/(Дата обращения: 17 .03. 2016)
68. Tibi Bassam Islam between Culture and Politics. - New York, NY: Palgrave, 2002. 271 p.
69. Tibi Bassam Islam, Pease, and the Marghrib URL: http://www.adelinotorres.com/islam/BASSAM%20TIBI-Islamism-peace-Maghreb.pdf(Дата обращения: 18 .03. 2016)
70. Tibi Bassam The Challenge of Fundamentalism: Political Islam and the New World Disorder. - University of California Press, 1998. 256 p.
71. Workshop Proceedings: Debating Multiculturalism 2 - London, 2012. 306 p.
72. Yusuf Al-Qaradawi How Islam Views Secularism 2011 URL: http://www.onislam.net/english/ask-the-scholar/ideologies-movements-and-religions/175438-how-islam-views-secularism.html?Religions=(Дата обращения: 30 .03. 2016)
73. В Баварии запустят кампанию против судов шариата // «Правый мир» информационный портал, 26 июня 2013г URL:http://right- world.net/news/2500(Дата обращения: 13 .04. 2016)
74. В германском Бремени мусульманские праздники станут выходными днями//Седьмица.ш,6 декабря 2012, URL:
http://www.sedmitza.ru/text/3351945.html(Дата обращения: 13 .04. 2016)
75. В Дании произошли столкновения левых активистов с антиисламистами// Риа-Новости, 01.04.2012.
URL:http://ria.ru/world/2012040U612873162.html(Дата обращения: 3.04. 2016)
76. В Кельне не утихают споры по поводу строительства мечети // Православие.КЦ 8 ноября 2007
URL:http://www.pravoslavie.ru/news/24747.htm(Дата обращения: 08.09.2015)
77. Ватиканский II Собор / Православная энциклопедия, 25 октября 2009г. URL:http://www.pravenc.ru/text/149919.html(Дата обращения: 14.03. 2016)
78. Г ерт Вилдерс // Правый мир URL:http://www.right- world.net/persons/geert-wilders(Дата обращения: 13.03. 2016)
79. Декларация Католическо-мусульманского форума. Рим, 4-6 ноября 2008г. URL:http://www.islamrf.ru/news/faith/dialogue/5570(Дата обращения: 14.01.2016).
80. Декларация об отношении Церкви к нехристианским религиям «Nostra Aetate» провозглашенная Его Святейшеством Папой Павлом VI 28 октября 1965 года.
URL:http://data.svitlo.biz/docs/catholic/NOSTRA AETATE.pdf(Дата обращения: 14 .03. 2016)
81. Документы II Ватиканского собора. Москва: Паолине, 1998 г. Пер. Андрея Коваля.
82. Законы Великобритании будут изменены в соответствии с шариатом// Православие.КИ 12 .03. 2014г URL: http://www.pravoslavie.ru/news/69481 .html(Дата обращения: 11 .02. 2016)
83. Италия: несмотря на протесты радикалов, открыта очередная мечеть// Актуальные новости, 27.10.2013г URL:
http://actualnews.org/politika/v mire/2687-italiya-nesmotrya-na-protesty-radikalov-otkryta-ocherednaya-mechet.html(Дата обращения: 18 .03. 2016)
84. Катар спонсирует ваххабизм в Европе / MIGnews.com13.02.2014, // URL:http://www.mignews.com/news/society/world/120212 195419 28525.html(Дата обращения: 13 .02. 2016)
85. Коран. пер. Э. Кулиева, URL:http: //musulmanin. com/suri-018-kahf. html(Дата обращения: 23 .03. 2016)
86. Ксавье Алонсо. Запрет строить минареты выдает страх перед исламом // ЬсСми.!!!, 30.11.2009.
URL:http://inosmi.ru/europe/20091130/156766759.html(Дата обращения: 13 .04. 2016)
87. Мусульмане требуют отставки Папы Бенедикта XVI/ РБК СПб, 22 сентября 2006г ,URL: http: //top.rbc.ru/society/22/09/2006/94944. shtml(Дата обращения: 17.03. 2016)
88. Мэром Лондона избран мусульманин Садик Хан URL: http://ria.ru/world/20160506/1428076803.html(Дата обращения: 15.05.2016)
89. Норвегия: закрытый суд над Брейвиком начался / URL: http://zarubezhom.info/proisshestviya/norvegiya-zakrytyj-sud-nad-brejvikom-nachalsya.html(Дата обращения: 23.03. 2016)
90. Папа Римский извинился перед мусульманами/ РБК СПб, 17 сентября 2006г.URL:http://top.rbc.ru/society/17/09/2006/94913.shtml(Дата обращения: 18 .03. 2016)
91. Папа Римский призвал европейцев принимать мусульман / Islam- today.ru27 ноября 2013,URL:http://islam-
today.ru/islam v mire/zapad/papa-rimskij -prizval-evropej cev-prinimat-musulman/(Дата обращения: 25 .03. 2016)
92. Покушение на Иоанна Павла II: как это было URL: http://www.mestanet.ru/book/katolitsizm/pokushenie na ioanna pavla II kak eto byilo.html(Дата обращения: 25.01.2016)
93. Саджад Хан Правильная политическая активность мусульман на Западе URL:http://www.islam.ru/content/analitics/542(Дата обращения: 17.02.2016)
94. Супонина Е. Интервью с духовным лидером египетских «Братьев- мусульман» Мухаммадом Махди Акефом
URL:http://www.iimes.ru/rus/stat/2006/22-06-06a.htm(Дата обращения: 18.04.2016)
95. Тило Саррацин Германия: самоликвидация: пер. с нем.- М.:АСТ, 2013. 400 с.
96. Фаллачи О. Ярость и Гордость - М: 2004г
97. Хартия мусульманского вероисповедания во Франции 1994г // Соболев В. Мусульманские общины в странах Европейского Союза: проблемы и перспективы - СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003г. 152 с.
98. Шариатские патрули Лондона // BBC-news 23 января 2013г. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/multimedia/2013/01/130123 london muslimpatrol(Дата обращения: 12.02.2016)
Список используемой литературы
1. Allen C. Islamophobia. - Ashgate Publishing Limited, Surrey, UK, 2010. 210p.
2. Astor Avraham Y. Mobilizing against Mosques: The Origins of Opposition to Islamic Centers of Worship in Spain. - University of Michigan, 2011 URL: https://deepblue.lib.umich.edu/bitstream/handle/2027.42/86482/aastor 1.pdf?sequence=1(Дата обращения: 11 .03. 2016)
3. Banting K., Kymlicka W., Do Multiculturalism Policies Erode the Welfare State? - School of policy studies, 2004 URL: http://www.queensu.ca/sps/publications/working papers/33.pdf(Дата обращения: 11 .02. 2016)
4. Bartlett J., Littler M. Inside the EDL populist politics in a digital age, Demos, London, 2011. 53 p.
5. Brubaker R. Categories of analysis and categories of practice: a note on the study of Muslims in European countries of immigration / Ethnic and Racial Studies Vol. 36 No. 1 January 2013 pp. 1-8
6. C4 / Juniper Survey of Muslims 2015 25 April - 31 May 2015 URL: https://www.icmunlimited.com/wp-content/uploads/2016/04/Mulims-full-suite-data-plus-topline.pdf(Дата обращения: 18 .03. 2016)
7. Defining "Islamophobia" - The Center for Race and Gender, University of California, Berkeley URL: http://crg.berkeley.edu/content/islamophobia/defining-islamophobia(Дата обращения: 22 .02. 2016)
8. Defining "Islamophobia" - The Center for Race and Gender, University of California, Berkeley URL: http://crg.berkeley.edu/content/islamophobia/defining-islamophobia(Дата обращения: 22 .02. 2016)
9. Eurostat Official Website URL:http ://ec.europa.eu/euro stat/web/main/home(Дата обращения: 24 .02. 2016)
10. Fuga A. Multiculturalism in France: Evolutions and Challenges - Eurosphere online working paper series, Working Paper No.12. 2008. 9 p.
11. Islam extremism in Europe/ CRS Report for Congress; Congressional research service. 29.07.2005. URL:
https://www.fas.org/sgp/crs/terror/RS22211.pdf(Дата обращения: 16 .03. 2015. )
12. Islamophobia and its consequences on Young People.- Seminar report, European Youth Centre, Budapest. 2004. 122 p.
13. Julios С.,Contemporary British Identity: English language, Migrants, and Public Discourse - Hampshire: Ashgate Publishing, Ltd., 2008. 210 p.
14. Kern S. Europeans Increasingly Converting to Islam. URL: http://www.gatestoneinstitute.org/2790/europeans-converting-to-islam(Дата обращения: 15 .03. 2016)
15. Migrant crisis: Migration to Europe explained in seven charts. 4 March 2016 URL:http://www.bbc.com/news/world-europe-34131911(Дата обращения: 6 .03. 2016)
16. Modood T. Accept pluralism. Multiculturalism and integration: struggling with confusions.- European University Institute, San Domenico di Fiesole - Italy, 2011. 13 p.
17. Murray D.'Religion of peace' is not a harmless platitude. 17 January 2015 URL:http://www. spectator.co.uk/2015/01/religion-of-peace-is-not-a-harmless-platitude/(Дата обращения: 19 .03. 2016)
18. Muslim Networks and Movements in Western Europe.- Pew Research Center’s Forum on Religion & Public Life, Washington, 2010. 62 p.
19. One chart that shows the far right is getting more popular in Germany. 28 February 2016 URL:http: //www. independent.co. uk/news/world/europe/one-chart-that-shows-the-far-right-is-getting-more-popular-in-germany-a6898126.html(Дата обращения: 23 .04. 2016)
20. Oxford English Dictionary, URL: http://www.oed.com/view/Entry/248449?redirectedFrom=islamophobia#eid(Дата обращения: 22 .02. 2016)
21. Parekh Bhikhu C., The Future of Multi-Ethnic Britain: Report of the Commission on the Future of MultiEthnic Britain - London: Profile Books Ltd, 2000. 478 p.
22. Politics of “Islamophobia” URL: http://www.discoverthenetworks.org/viewSubCategory.asp?id=777(Дата обращения: 07.03. 2016)
23. Politics of “Islamophobia” URL: http://www.discoverthenetworks.org/viewSubCategory.asp?id=777(Дата обращения: 07.03. 2016)
24. §erif Onur Bahgecik, Internationalizing Islamophobia: Anti-Islamophobic Practices from the Runnymede Trust to the Organization of Islamic Cooperation, Ortadogu Etutleri, Volume 5, No 1, July 2013, pp.141-165.
25. Taylor C. Multiculturalism and The Politics of Recognition. - Princeton, 1992. 175 p.
26. Taylor C. Secular Age, - The Belknap Press of Harvard University Press Cambridge, Massachusetts, and London, England. 2007. 896 p.
27. The future of the global Muslim population. Pew Research Center’s Forum on Religion & Public Life - Washington. 2011. P.138
28. Topolsky A. Was European Multiculturalism Destined to Fail? / Workshop Proceedings: Debating Multiculturalism 2. - London, 2012. Pp. 85-99.
29. Walker P., Taylor M. Far right on rise in Europe, says report, 6 November 2011. URL:http://www.theguardian. com/world/2011/nov/06/far-right-rise-europe-report(Дата обращения: 11 .02. 2016)
30. Warner С,. Wenner W. Religion and the Political Organization of Muslims in Europe// Perspectives on Politics, Vol. 4, No. 3 (Sep., 2006), pp. 457-479
31. Who are Britain First? The Far-Right Party 'Invading' Mosques. 6 February 2014 URL:http: //www. standard. co. uk/news/crime/far-ri ght- group-filmed-on-patrol-at-east-end-mosque-9110934.html(Дата обращения: 14 .03. 2016)
32. Армур Р. Христианство и ислам: непростая история/ (Серия «Диалог»).
- М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004 г. - 336 c.
33. Бонзон А. Нужно ли отменить «закон о хиджабе»// ^См^га 22.12.2013 URL:http://inosmi.ru/world/20131222/215901052.html(Дата обращения: 25 .03. 2016)
34. Веретевская А.В. Проблемы европейского мультикультурализма // Сравнительная политика. № 3. М., 2011. - C. 114-121.
35. Володина Н.В. Деятельность умеренных и радикальных исламских организаций в Европе. 2014г. URL:http://49e.ru/ru/2014/4/8(Дата обращения: 23 .03. 2016)
36. Гольдовский А. Карикатурная война. URL: http://www.gazeta.ru/2006/02/02/oa 187046.shtml(Дата обращения: 07.04. 2015г.)
37. Деминцева Е.Б. Быть арабом во Франции. - М.: Новое литературное обозрение, 2008. - 192 c.
38. Деминцева Е.Б. Ислам в Европе и в России. - М.: Марджани. 2009. - 244c.
39. Денисюк Н. Политика мультикультурализма в глобализирующемся мире. 2013г. URL:
http://elib.bsu.by/handle/123456789/91772(Дата обращения: 17 .02. 2016)
40. Десть лет исламофобии// журнал Religio.ru, 12 января 2011г URL: http://religo.ru/journal/12757(Дата обращения: 25 января 2016)
41. Законы Великобритании будут изменены в соответствии с шариатом/ Православие.КИ,. 12 .03. 2014г, URL:
http://www.pravoslavie.ru/news/69481 .htm(Дата обращения: 25 .03. 2016)
42. Кисовская Н. Ислам в Западной Европе / «Мировая экономика и международные отношения» 2010 ., № 7, - с. 55-6
43. Котин И.Ю. «Тюрбан и «Юнион Джек». Выходцы из Южной Азии в Великобритании». СПб: Наука. 2009 . - 228 с.
44. Котин И.Ю. Побеги баньяна: Миграция населения из Индии и формирование «узлов» южноазиатской диаспоры . СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. - 272 с.
45. Льюис Б. Последнее наступление ислама? URL:http://www.i-r-p.ru/page/stream-trends/index-16409.html(Дата обращения: 27 .02. 2016)
46. Льюис Б. Ислам и запад. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2003. - 320 с.
47. Нечитайло Д.А. Деятельность «Братьев-мусульман» в Европе URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2007/20-03-07a.htm(Дата обращения: 14 .03. 2016)
48. Никитин А. Ислам в Европе - СПб: 2009 . - 656 c.
49. Понкин И.В. Ислам во Франции. - М.: Издательство учебного центра довузовского образования. 2005 . 196 c.
50. Садыхова А. Евроислам: две концепции и перспективы // Россия и мусульманский мир. № 3 (225). - 2011. - C. 159 - 166
51. Садыхова А. Евроислам: Миф или реальность? URL: http://muslem.ru//садыхова-арзу-ахмедовна-евроислам-ми/(Дата обращения: 14 .02. 2016)
52. Саид Эдвард Ориентализм. Западные концепции Востока. - М.: Русский мир, 2006 - 636 c.
53. Сиван Э. Радикальный ислам и терроризм URL:http://www.portal- credo.ru/site/?act=dossier&id=1(Дата обращения: 25 .02. 2016)
54. Соболев В. Мусульманские общины в странах Европейского Союза: проблемы и перспективы - СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - 152с.
55. Стецкевич М.С. Религиозная толерантность и нетерпимость в истории европейской культуры.-Спб: 2013. - 430 с.
56. Теракт в Париже совершили боевики "Аль-Каиды" 07.01.2014 URL: http://www.rg.ru/2015/01/07/boeviki-site.html(Дата обращения: 24 января 2015)