ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ ЕВРОПЕЙСКОМ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
|
Введение 4
Глава 1. Основные идейные позиции европейского ислама 15
1.1. Про-европейски ориентированные направления в исламе 15
1.1.1. Евроислам Тарика Рамадана 15
1.1.2. Евроислам Бассама Тиби 20
1.1.3. Общественные движения либеральных мусульман 23
1.1.4. Хартии европейских мусульман 25
1.2. Радикальный ислам в странах ЕС 28
1.2.1. Идеология радикального ислама 28
1.2.2. Исламистские аспекты деятельности мусульманских организаций в
странах ЕС 31
1.2.3. Исламский экстремизм и терроризм в Западной Европе 35
Глава 2. Ислам, мультикультурализм и проблемы его практической реализации 39
2.1. Развитие и кризис политики мультикультурализма 39
2.1.1. Мультикультурализм как способ аккультурации 39
2.1.2. Мультикультурализм как политическая программа 42
2.1.3. Кризис мультикультурализма в странах ЕС 45
2.1.4. «Исламофилия» в западноевропейской политической риторике .... 49
2.2. Отношения между христианством и исламом в современной Западной
Европе 52
2.2.1. II Ватиканский собор и позиция христианских конфессий по
вопросам межрелигиозного диалога 52
2.2.2. Позиция мусульман. Проблемы диалога 57
Глава 3. Исламофобия и формы ее проявления 64
3.1 Исламофобия в европейском обществе 64
3.1.1. Термин «исламофобия» и проблемы его использования 64
3.1.2. Социально-психологические причины исламофобии 66
3.1.3. Антиисламская деятельность в европейском обществе 68
3.2. Антиисламские аспекты европейской политики 74
3.2.1. Политические ограничение исламской практики в Западной Европе 74
3.2.2. Европейские политические партии с антиисламской программой . 77
Заключение 81
Список используемых источников 85
Список используемой литературы 95
Глава 1. Основные идейные позиции европейского ислама 15
1.1. Про-европейски ориентированные направления в исламе 15
1.1.1. Евроислам Тарика Рамадана 15
1.1.2. Евроислам Бассама Тиби 20
1.1.3. Общественные движения либеральных мусульман 23
1.1.4. Хартии европейских мусульман 25
1.2. Радикальный ислам в странах ЕС 28
1.2.1. Идеология радикального ислама 28
1.2.2. Исламистские аспекты деятельности мусульманских организаций в
странах ЕС 31
1.2.3. Исламский экстремизм и терроризм в Западной Европе 35
Глава 2. Ислам, мультикультурализм и проблемы его практической реализации 39
2.1. Развитие и кризис политики мультикультурализма 39
2.1.1. Мультикультурализм как способ аккультурации 39
2.1.2. Мультикультурализм как политическая программа 42
2.1.3. Кризис мультикультурализма в странах ЕС 45
2.1.4. «Исламофилия» в западноевропейской политической риторике .... 49
2.2. Отношения между христианством и исламом в современной Западной
Европе 52
2.2.1. II Ватиканский собор и позиция христианских конфессий по
вопросам межрелигиозного диалога 52
2.2.2. Позиция мусульман. Проблемы диалога 57
Глава 3. Исламофобия и формы ее проявления 64
3.1 Исламофобия в европейском обществе 64
3.1.1. Термин «исламофобия» и проблемы его использования 64
3.1.2. Социально-психологические причины исламофобии 66
3.1.3. Антиисламская деятельность в европейском обществе 68
3.2. Антиисламские аспекты европейской политики 74
3.2.1. Политические ограничение исламской практики в Западной Европе 74
3.2.2. Европейские политические партии с антиисламской программой . 77
Заключение 81
Список используемых источников 85
Список используемой литературы 95
Актуальность данной работы обусловлена тем фактом, что важнейшей особенностью современности является усиленная глобализация, часть которой - миграция, масштабы которой многократно увеличились в постколониальный период. Успешное экономическое развитие стран Европейского Союза (ЕС) обуславливает большой приток иммигрантов из стран, исторически связанных с исламом, а демократичные законы ЕС, провозглашающие свободу совести, позволяют религии иммигрантов свободно развиваться. Казалось бы, свобода совести и мирное сосуществование разных религий в одной стране - важное достижение европейской цивилизации, однако, в последние годы такая ситуация стала провоцировать появление ряда определенных проблем, которые, в свою очередь, стали вызывать опасения европейцев. Эти опасения касаются увеличения числа мусульман в западноевропейских странах, которые воспринимают ислам как систему, регламентирующую все сферы жизни, и относятся к религии как к общему делу.
В настоящий момент ислам является второй по численности религией в Западной Европе. По данным исследовательского центра «Пью рисеч» (Pew Research Center) на 1990 г. в странах ЕС проживало 12 млн. мусульман, в 2010г. их число уже составляло 24 млн. Кроме того, ислам становится все более заметным в европейском публичном пространстве, а также приобретает политическую силу. Так, в 2016 г. мэром Лондона впервые в истории европейских столиц стал мусульманин Садик Хан. Значительная часть мусульман противится интеграции и стремится развивать свои религиозные и культурные традиции на европейской территории. Пригороды крупных европейских городов превращаются в своеобразные «внутренние города» или «добровольные гетто», в которых действуют законы шариата вместо государственных законов. Вместе с тем появляется все больше мусульманских политических партий, которые стремятся демократическими способами добиться расширения для мусульман возможностей соблюдения религиозных предписаний. Так, например, ряд мусульманских политических партий выступают за увеличение количества исламских образовательных учреждений, магазинов халяльных продуктов и даже за сокращение алкогольных магазинов. Более того существенной проблемой для западноевропейских стран является рост экстремизма в мусульманской среде.
В связи с появлением подобных проблем в западноевропейском общественно-политическом пространстве активно обсуждаются вопросы взаимодействия и сосуществования «коренных» европейцев с иммигрантским мусульманским населением Западной Европы.
Хронологические рамки исследования соответствуют периоду активного роста численности мусульман в странах ЕС, а именно с 1950х гг. до настоящего времени, однако наибольшее внимание уделено периоду с 1990г по 2016
Объектом исследования является ислам и его место в западноевропейском общественном и политическом дискурсе.
Предметом исследования являются различные течения ислама в странах ЕС, политика европейских государств в отношении мусульман, концепция мультикультурализма и ее реализация, восприятие ислама в европейском обществе, межрелигиозное взаимодействие ислама и христианства в странах ЕС, проблемы исламофобии.
Цель исследования - проанализировать основные позиции, существующие в европейском обществе по проблеме развития и усиления ислама в европейском пространстве.
Данная цель обусловила ряд исследовательских задач:
1. Рассмотреть современное состояние ислама в Западной Европе, охарактеризовать его основные течения и их отношение к современной западной цивилизации.
2. Проследить историю становления в Европе политики мультикультурализма, ее практическую реализацию и перспективы развития.
3. Проанализировать характер риторики ведущих европейских политиков в отношении ислама.
4. Выявить характер отношений ислама и христианских конфессий в странах Западной Европы.
5. Проанализировать политические и социальные программы правых партий в Европе, выдвигающих антиисламские лозунги.
6. Рассмотреть такой феномен, как исламофобия, определить его масштабы, цели и результаты.
Методология исследования
Выбор применяемых в работе методов обусловлен спецификой рассматриваемого материала, а также целями и задачами исследования. Базовым методом является текстологический анализ источников. Использование компаративного метода позволяет более полно выявить смысл, заключенный в исследуемых источниках. Для изучения динамики развития ислама в странах ЕС и отражения данной проблемы в европейском общественно-политическом дискурсе был использован проблемно-хронологический метод. Привлечение системного метода, в свою очередь, позволило дать комплексную оценку различных аспектов исследуемой проблемы.
Источниковую базу исследования составили несколько групп документов и материалов.
К первой группе относятся официальные выступления или публикации европейских политиков, таких, как британский принц Чарльз, премьер- министр Великобритании Дэвид Кэмерон, бывший лидер Лейбористской партии Великобритании Тони Блэр, канцлер Германии Англера Меркель и др.
Во второй группе можно отнести работы и выступления европейских и мусульманских общественных деятелей, например, идеологов Евроислама Тарика Рамадана7,8, Бассама Тиби9,10; лидера движения «Демократические мусульмане» Насера Хадера, британского публициста, заместителя директора британского общества Генри Джексона, Дугласа Мюррея, итальянской писательницы и журналистки Орианы Фаллачи и др.
Третья группа включает в себя официальные документы религиозных организаций14,15, декларации, совместно выработанные в ходе диалога христианства и ислама, хартии, изданные мусульманскими объединениями, а также непосредственно священные тексты.
К четвертой группе относятся статьи европейских новостных ресурсов, освещающие различные прецеденты, связанные с положением ислама в Европе, дающие оценку европейской политики в отношении ислама, с той или иной точки зрения.
Степень научной разработанности проблемы
Достаточно большое количество исследований отечественных и западных ученых посвящено различным аспектам проблемы ислама и Запада.
Так, среди отечественных исследователей, можно выделить В. Г. Соболева, который в своих работах уделяет большое внимание проблеме иммиграции мусульман в страны ЕС и сложностям их интеграции. Например, в монографии «Мусульманские общины в странах Европейского Союза: проблемы и перспективы» Соболев выделяет три модели иммиграционной политики европейских стран, основанных на разных стратегиях аккультурации мусульман в европейском обществе.
Проблемы истории распространения мусульманских общин и их взаимодействия с европейской цивилизацией в Великобритании исследовал востоковед И. Ю. Котин в таких трудах, как «Побеги баньяна. Миграция населения из Индии и формирование "узлов" южноазиатской диаспоры» и «Тюрбан и Юнион Джек: Выходцы из Южной Азии в Великобритании».
Среди российских авторов также следует выделить архимандрита Августина Никитина, посвятившего объемный труд проблеме ислама в странах ЕС. В своей книге «Ислам в Европе» автор подробно разбирает особенности развития ислама в отдельных странах ЕС, достаточно большое внимание уделяется проблеме нежелания мусульман интегрироваться в европейскую культуру. В своем труде автор не раз акцентирует внимание на опасности для европейской христианской культуры, которую несет растущее влияние ислама.
Проблемам взаимоотношения ислама и государства во Франции и в Европе, развитию мусульманских организаций, возможности «секулярного ислама» посвящен труд И. В. Понкина «Ислам во Франции». И.В. Понкин говорит о существования во Франции как секуляризованного ислама, связанного с приватизацией веры, индивидуализацией, построением личной морали на основе ислама, так и определенной «реисламизации», характерной для детей иммигрантов, которые используют религиозность в том числе для определенной самоидентификации.
Исследованию арабских средств массовой информации в Европе посвящен ряд трудов А. А. Садыховой. Она опубликовала несколько статей по проблеме так называемого «Евроислама», изучив взгляды основателей данного течения, степень его влияния на процессы интеграции современных мусульман в Европе.
Следует также выделить труд М. С. Стецкевича «Религиозная толерантность и нетерпимость в истории европейской культуры», в котором разобрана проблема межрелигиозного диалога в Европе, его историческое развитие и современные сложности. В работе проведено достаточно подробное исследование позиции мусульман в отношении религиозной толерантности и обоснования принципа свободы совести на основе священных текстов.
Проблемой распространения ислама в Европе также занимались Е. Б. Деминцева, подготовившая сборник научных статей «Ислам в Европе и в России». Также большое значение имеет ее работа «Быть арабом во Франции», содержащая достаточно большое количество результатов социологических исследований, предметом которых являются взгляды потомков эмигрантов из исламских стран во Франции.
Н. К. Кисовская в статье «Ислам в Западной Европе» подробно рассматривает проблему межрелигиозного христианско-мусульманского диалога. Концепцию мультикультурализма и ее практическую реализацию разбирают в своих работах Н.Денисюк, А. Веретевская.
Среди западных исследований, посвященных данной теме, особое место занимает труд американского автора арабского происхождения Эдварда Саида «Ориентализм», в котором он критикует подход западных исследователей к проблеме изучения востока и восточной культуры. Э. Саид считает, что западные исследователи отталкиваются от колониальной позиции превосходства и не могут увидеть и понять восточную культуру такой, какая она есть, а изучают только ими же созданную модель. Данная позиция мешает как адекватному изучению, так и успешному взаимодействию культур.
Также большое значение в области исследований отношений исламской и западной цивилизаций имеет труд американского и британского востоковеда Бернарда Льюиса «Ислам и Запад». Льюис подчеркивает разницу между восточным и западным способом восприятия мира. Если для западного человека существует собственно «Восток и Запад», то для восточного (прежде всего речь идет о Ближнем востоке) существует исламский мир и неисламский.
Среди исследователей концепции мультикультурализма важное место занимает канадский философ Ч. Тэйлор, который одновременно является и теоретиком мультикультурализма.35, Также следует отметить работу профессора социологии и политологии университета Бристоля, Тарика Модуда, директора Исследовательского центра по изучению этничности и гражданства Университета Бристоля, «Мультикультурализм: борьба с недопониманием» (Multiculturalism: struggling with confusions), в которой автор рассматривает причины кризиса политики мультикультурализма и призывает к ее переосмыслению. Проблему мультикультурализма также рассматривает в своих работах британский политолог индийского происхождения Биху Парех.
Тем не менее, несмотря на то, что вопросу ислама в современной Европе уделяют внимание достаточно большое количество исследователей, зачастую их труды касаются достаточно узких аспектов данной проблемы, в связи с чем тему нельзя считать до конца исчерпанной.
Научная новизна исследования
Несмотря на то, что проблема ислама в современной Западной Европе крайне актуальна, в отечественном религиоведении не существует работ, дающих исчерпывающий комплексный анализ проблемы ислама в современном европейском общественно-политическом пространстве. В настоящей работе впервые делается попытка всестороннего исследования различных аспектов восприятия европейцами ислама.
Основные положения, выносимые на защиту
1. Массовая иммиграция мусульман в страны Западной Европы во второй половине XX- начале XXI в. привела к резкому возрастанию их численности и удельного веса в регионе. Однако интеграцию мусульман в западноевропейское общество до сих пор нельзя назвать состоявшейся.
2. Магистральным направлением европейской политики в последние десятилетия была политика мультикультурализма, однако она привела не только к позитивным результатам. Существуют добровольная сегрегация и разобщенность, развитие параллельной культуры и формирование «внутренних городов - гетто», своеобразная конфронтация исламской и европейской, секулярной культур, а также рост антиисламских настроений в европейском обществе.
3. Несмотря на то, что в последние годы ряд европейских политиков сделали заявления о несостоятельности концепции мультикультурализма и объявили курс на более активную интеграцию, ясно, что практическая реализация данного плана достаточно проблематична, и можно говорить о том, что в настоящее время для мультикультурализма не существует адекватных альтернатив.
4. В последние годы резко возросла популярность националистических правых партий в странах Западной Европы, для которых характерна антиисламская риторика, получил достаточно широкое развитие такой феномен, как исламофобия. Причинами этого являются трудности интеграции мусульман в европейское общество, прецеденты исламского экстремизма, рост националистических настроений, неготовность самих мусульман рассматривать свою религию в качестве частного, как это принято на Западе, а не общего дела.
5. Можно говорить о том, что активность пропаганды мультикультурализма и рост популярности правых партий с антиисламской риторикой в Западной Европе - взаимосвязанные и взаимовлияющие процессы.
Апробация работы
Ряд положений данного исследования представлен в 2 публикациях автора, общим объемом 0.9 п.л. Выпускная квалификационная работа прошла апробацию на конференциях: VII Международная студенческая научно-богословская конференция (г. Санкт-Петербург, 13-14 мая 2015г.); Всероссийская конференция «Запад и Восток: философия, религия, культура» в рамках Дней философии в Санкт-Петербурге (г. Санкт- Петербург, 31 октября 2015г.); Студенческая конференция, посвященная 70- летию преподавания религиоведения на Философском факультете / Институте философии СПбГУ (г. Санкт-Петербург, 8-9 апреля 2016);
Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (г. Москва, 11-15 апреля 2016); Межвузовская конференция «Герценовские чтения 2016 Актуальные проблемы религиоведения» (г. Санкт-Петербург, 22. апреля. 2016).
Структура работы
Данная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы и подпараграфы, заключения, списка используемых источников и списка используемой литературы. В первой главе «Основные идейные позиции европейского ислама» рассматриваются как либеральные направление ислама, такие как «Евроислам», ставящие своей целью синтез ислама и западной культуры, так и радикальные, враждебно настроенные к европейской культуре исламские движения. Во второй главе «Ислам, мультикультурализм и проблемы его практической реализации» анализируется концепция политики мультикультурализма, фактические трудности, возникающие в мультикультурном обществе. Особое внимание уделяется позитивной риторике ряда европейских политиков в отношении ислама, а также особенностям взаимодействия ислама и христианства в современной Европе. Третья глава «Исламофобия и формы ее проявления» затрагивает проблемы роста антиисламских настроений в европейском обществе, анализирует антиисламские аспекты деятельности правых европейских партий и общественных движений.
В настоящий момент ислам является второй по численности религией в Западной Европе. По данным исследовательского центра «Пью рисеч» (Pew Research Center) на 1990 г. в странах ЕС проживало 12 млн. мусульман, в 2010г. их число уже составляло 24 млн. Кроме того, ислам становится все более заметным в европейском публичном пространстве, а также приобретает политическую силу. Так, в 2016 г. мэром Лондона впервые в истории европейских столиц стал мусульманин Садик Хан. Значительная часть мусульман противится интеграции и стремится развивать свои религиозные и культурные традиции на европейской территории. Пригороды крупных европейских городов превращаются в своеобразные «внутренние города» или «добровольные гетто», в которых действуют законы шариата вместо государственных законов. Вместе с тем появляется все больше мусульманских политических партий, которые стремятся демократическими способами добиться расширения для мусульман возможностей соблюдения религиозных предписаний. Так, например, ряд мусульманских политических партий выступают за увеличение количества исламских образовательных учреждений, магазинов халяльных продуктов и даже за сокращение алкогольных магазинов. Более того существенной проблемой для западноевропейских стран является рост экстремизма в мусульманской среде.
В связи с появлением подобных проблем в западноевропейском общественно-политическом пространстве активно обсуждаются вопросы взаимодействия и сосуществования «коренных» европейцев с иммигрантским мусульманским населением Западной Европы.
Хронологические рамки исследования соответствуют периоду активного роста численности мусульман в странах ЕС, а именно с 1950х гг. до настоящего времени, однако наибольшее внимание уделено периоду с 1990г по 2016
Объектом исследования является ислам и его место в западноевропейском общественном и политическом дискурсе.
Предметом исследования являются различные течения ислама в странах ЕС, политика европейских государств в отношении мусульман, концепция мультикультурализма и ее реализация, восприятие ислама в европейском обществе, межрелигиозное взаимодействие ислама и христианства в странах ЕС, проблемы исламофобии.
Цель исследования - проанализировать основные позиции, существующие в европейском обществе по проблеме развития и усиления ислама в европейском пространстве.
Данная цель обусловила ряд исследовательских задач:
1. Рассмотреть современное состояние ислама в Западной Европе, охарактеризовать его основные течения и их отношение к современной западной цивилизации.
2. Проследить историю становления в Европе политики мультикультурализма, ее практическую реализацию и перспективы развития.
3. Проанализировать характер риторики ведущих европейских политиков в отношении ислама.
4. Выявить характер отношений ислама и христианских конфессий в странах Западной Европы.
5. Проанализировать политические и социальные программы правых партий в Европе, выдвигающих антиисламские лозунги.
6. Рассмотреть такой феномен, как исламофобия, определить его масштабы, цели и результаты.
Методология исследования
Выбор применяемых в работе методов обусловлен спецификой рассматриваемого материала, а также целями и задачами исследования. Базовым методом является текстологический анализ источников. Использование компаративного метода позволяет более полно выявить смысл, заключенный в исследуемых источниках. Для изучения динамики развития ислама в странах ЕС и отражения данной проблемы в европейском общественно-политическом дискурсе был использован проблемно-хронологический метод. Привлечение системного метода, в свою очередь, позволило дать комплексную оценку различных аспектов исследуемой проблемы.
Источниковую базу исследования составили несколько групп документов и материалов.
К первой группе относятся официальные выступления или публикации европейских политиков, таких, как британский принц Чарльз, премьер- министр Великобритании Дэвид Кэмерон, бывший лидер Лейбористской партии Великобритании Тони Блэр, канцлер Германии Англера Меркель и др.
Во второй группе можно отнести работы и выступления европейских и мусульманских общественных деятелей, например, идеологов Евроислама Тарика Рамадана7,8, Бассама Тиби9,10; лидера движения «Демократические мусульмане» Насера Хадера, британского публициста, заместителя директора британского общества Генри Джексона, Дугласа Мюррея, итальянской писательницы и журналистки Орианы Фаллачи и др.
Третья группа включает в себя официальные документы религиозных организаций14,15, декларации, совместно выработанные в ходе диалога христианства и ислама, хартии, изданные мусульманскими объединениями, а также непосредственно священные тексты.
К четвертой группе относятся статьи европейских новостных ресурсов, освещающие различные прецеденты, связанные с положением ислама в Европе, дающие оценку европейской политики в отношении ислама, с той или иной точки зрения.
Степень научной разработанности проблемы
Достаточно большое количество исследований отечественных и западных ученых посвящено различным аспектам проблемы ислама и Запада.
Так, среди отечественных исследователей, можно выделить В. Г. Соболева, который в своих работах уделяет большое внимание проблеме иммиграции мусульман в страны ЕС и сложностям их интеграции. Например, в монографии «Мусульманские общины в странах Европейского Союза: проблемы и перспективы» Соболев выделяет три модели иммиграционной политики европейских стран, основанных на разных стратегиях аккультурации мусульман в европейском обществе.
Проблемы истории распространения мусульманских общин и их взаимодействия с европейской цивилизацией в Великобритании исследовал востоковед И. Ю. Котин в таких трудах, как «Побеги баньяна. Миграция населения из Индии и формирование "узлов" южноазиатской диаспоры» и «Тюрбан и Юнион Джек: Выходцы из Южной Азии в Великобритании».
Среди российских авторов также следует выделить архимандрита Августина Никитина, посвятившего объемный труд проблеме ислама в странах ЕС. В своей книге «Ислам в Европе» автор подробно разбирает особенности развития ислама в отдельных странах ЕС, достаточно большое внимание уделяется проблеме нежелания мусульман интегрироваться в европейскую культуру. В своем труде автор не раз акцентирует внимание на опасности для европейской христианской культуры, которую несет растущее влияние ислама.
Проблемам взаимоотношения ислама и государства во Франции и в Европе, развитию мусульманских организаций, возможности «секулярного ислама» посвящен труд И. В. Понкина «Ислам во Франции». И.В. Понкин говорит о существования во Франции как секуляризованного ислама, связанного с приватизацией веры, индивидуализацией, построением личной морали на основе ислама, так и определенной «реисламизации», характерной для детей иммигрантов, которые используют религиозность в том числе для определенной самоидентификации.
Исследованию арабских средств массовой информации в Европе посвящен ряд трудов А. А. Садыховой. Она опубликовала несколько статей по проблеме так называемого «Евроислама», изучив взгляды основателей данного течения, степень его влияния на процессы интеграции современных мусульман в Европе.
Следует также выделить труд М. С. Стецкевича «Религиозная толерантность и нетерпимость в истории европейской культуры», в котором разобрана проблема межрелигиозного диалога в Европе, его историческое развитие и современные сложности. В работе проведено достаточно подробное исследование позиции мусульман в отношении религиозной толерантности и обоснования принципа свободы совести на основе священных текстов.
Проблемой распространения ислама в Европе также занимались Е. Б. Деминцева, подготовившая сборник научных статей «Ислам в Европе и в России». Также большое значение имеет ее работа «Быть арабом во Франции», содержащая достаточно большое количество результатов социологических исследований, предметом которых являются взгляды потомков эмигрантов из исламских стран во Франции.
Н. К. Кисовская в статье «Ислам в Западной Европе» подробно рассматривает проблему межрелигиозного христианско-мусульманского диалога. Концепцию мультикультурализма и ее практическую реализацию разбирают в своих работах Н.Денисюк, А. Веретевская.
Среди западных исследований, посвященных данной теме, особое место занимает труд американского автора арабского происхождения Эдварда Саида «Ориентализм», в котором он критикует подход западных исследователей к проблеме изучения востока и восточной культуры. Э. Саид считает, что западные исследователи отталкиваются от колониальной позиции превосходства и не могут увидеть и понять восточную культуру такой, какая она есть, а изучают только ими же созданную модель. Данная позиция мешает как адекватному изучению, так и успешному взаимодействию культур.
Также большое значение в области исследований отношений исламской и западной цивилизаций имеет труд американского и британского востоковеда Бернарда Льюиса «Ислам и Запад». Льюис подчеркивает разницу между восточным и западным способом восприятия мира. Если для западного человека существует собственно «Восток и Запад», то для восточного (прежде всего речь идет о Ближнем востоке) существует исламский мир и неисламский.
Среди исследователей концепции мультикультурализма важное место занимает канадский философ Ч. Тэйлор, который одновременно является и теоретиком мультикультурализма.35, Также следует отметить работу профессора социологии и политологии университета Бристоля, Тарика Модуда, директора Исследовательского центра по изучению этничности и гражданства Университета Бристоля, «Мультикультурализм: борьба с недопониманием» (Multiculturalism: struggling with confusions), в которой автор рассматривает причины кризиса политики мультикультурализма и призывает к ее переосмыслению. Проблему мультикультурализма также рассматривает в своих работах британский политолог индийского происхождения Биху Парех.
Тем не менее, несмотря на то, что вопросу ислама в современной Европе уделяют внимание достаточно большое количество исследователей, зачастую их труды касаются достаточно узких аспектов данной проблемы, в связи с чем тему нельзя считать до конца исчерпанной.
Научная новизна исследования
Несмотря на то, что проблема ислама в современной Западной Европе крайне актуальна, в отечественном религиоведении не существует работ, дающих исчерпывающий комплексный анализ проблемы ислама в современном европейском общественно-политическом пространстве. В настоящей работе впервые делается попытка всестороннего исследования различных аспектов восприятия европейцами ислама.
Основные положения, выносимые на защиту
1. Массовая иммиграция мусульман в страны Западной Европы во второй половине XX- начале XXI в. привела к резкому возрастанию их численности и удельного веса в регионе. Однако интеграцию мусульман в западноевропейское общество до сих пор нельзя назвать состоявшейся.
2. Магистральным направлением европейской политики в последние десятилетия была политика мультикультурализма, однако она привела не только к позитивным результатам. Существуют добровольная сегрегация и разобщенность, развитие параллельной культуры и формирование «внутренних городов - гетто», своеобразная конфронтация исламской и европейской, секулярной культур, а также рост антиисламских настроений в европейском обществе.
3. Несмотря на то, что в последние годы ряд европейских политиков сделали заявления о несостоятельности концепции мультикультурализма и объявили курс на более активную интеграцию, ясно, что практическая реализация данного плана достаточно проблематична, и можно говорить о том, что в настоящее время для мультикультурализма не существует адекватных альтернатив.
4. В последние годы резко возросла популярность националистических правых партий в странах Западной Европы, для которых характерна антиисламская риторика, получил достаточно широкое развитие такой феномен, как исламофобия. Причинами этого являются трудности интеграции мусульман в европейское общество, прецеденты исламского экстремизма, рост националистических настроений, неготовность самих мусульман рассматривать свою религию в качестве частного, как это принято на Западе, а не общего дела.
5. Можно говорить о том, что активность пропаганды мультикультурализма и рост популярности правых партий с антиисламской риторикой в Западной Европе - взаимосвязанные и взаимовлияющие процессы.
Апробация работы
Ряд положений данного исследования представлен в 2 публикациях автора, общим объемом 0.9 п.л. Выпускная квалификационная работа прошла апробацию на конференциях: VII Международная студенческая научно-богословская конференция (г. Санкт-Петербург, 13-14 мая 2015г.); Всероссийская конференция «Запад и Восток: философия, религия, культура» в рамках Дней философии в Санкт-Петербурге (г. Санкт- Петербург, 31 октября 2015г.); Студенческая конференция, посвященная 70- летию преподавания религиоведения на Философском факультете / Институте философии СПбГУ (г. Санкт-Петербург, 8-9 апреля 2016);
Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (г. Москва, 11-15 апреля 2016); Межвузовская конференция «Герценовские чтения 2016 Актуальные проблемы религиоведения» (г. Санкт-Петербург, 22. апреля. 2016).
Структура работы
Данная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы и подпараграфы, заключения, списка используемых источников и списка используемой литературы. В первой главе «Основные идейные позиции европейского ислама» рассматриваются как либеральные направление ислама, такие как «Евроислам», ставящие своей целью синтез ислама и западной культуры, так и радикальные, враждебно настроенные к европейской культуре исламские движения. Во второй главе «Ислам, мультикультурализм и проблемы его практической реализации» анализируется концепция политики мультикультурализма, фактические трудности, возникающие в мультикультурном обществе. Особое внимание уделяется позитивной риторике ряда европейских политиков в отношении ислама, а также особенностям взаимодействия ислама и христианства в современной Европе. Третья глава «Исламофобия и формы ее проявления» затрагивает проблемы роста антиисламских настроений в европейском обществе, анализирует антиисламские аспекты деятельности правых европейских партий и общественных движений.
Современная Западная Европа стоит перед сложной проблемой укрепления межкультурного и межрелигиозного взаимодействия в рамках одного общества. История знает немало примеров поликонфессиональных и полиэтнических государств, тем не менее, ситуация в современной Западной Европе имеет ряд особенностей. Во-первых, следует отметить, что на протяжении долго времени Западная Европа была относительно гомогенна в этническом и религиозном плане. Однако в настоящее время численность мусульманского меньшинства увеличивается настолько стремительно, что в обществе не успевает формироваться некая новая идентичность. Современные демократические законы европейских государств позволяют мусульманскому меньшинству политическими средствами добиваться распространения и развития своей религии в Западной Европе, в связи с чем ислам становится куда более представлен в публичном пространстве. Кроме того, в последнее время участились случаи проявления мусульманского экстремизма и терроризма. Результатом этого является неоднозначность восприятия «коренными» европейцами ислама как религии, а также идеи сосуществования представителей исламской и европейской, во многом секулярной, культур. В ходе данного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Ислам в Западной Европе крайне разнороден, представлен выходцами из разных стран, которые придерживаются разных направлений и вариантов существования этой религии: сунниты и шииты; последователи разных мазхабов; фундаменталисты, реформисты. Однако по характеру отношения к западной цивилизации и степени интеграции в европейское общество всех их можно разделить на две большие группы. С одной стороны, существуют радикальные направления, решительно осуждающие западную культуру и пропагандирующие исламизм. С другой стороны, наличествуют либеральные идеи реформирования ислама, концепции синтеза исламской и европейской культур (движение «Евроислам»). Тем не менее, наиболее либеральные идеи интеграции не получают широкой поддержки среди мусульман, так как предполагают либо переосмысление, либо полный отказ от тех аспектов ислама, которые несовместимы с европейским светским законодательством. Можно видеть, что значительная часть мусульманского населения Западной Европы замыкается в рамках своей религиозной общины и происходит развитие своего рода параллельной культуры на европейской территории.
2. После того, как стало очевидно, что политика ассимиляции не работает, а политика сегрегации неблагоприятна для социально - психологического климата общества, большинство западноевропейских стран выбрали концепцию мультикультурализма, которую пытались реализовать на протяжении нескольких десятилетий. Мультикультурализм предполагает признание значимости каждой из культур, их мирное сосуществование, а также участие представителей разных культур в общественно-политической жизни. Однако в настоящее время можно видеть, что политика мультикультурализма привела не только к позитивным результатам. Существуют добровольная сегрегация и разобщенность, развитие параллельной культуры и формирование «внутренних городов - гетто», своеобразная конфронтация исламской и европейской, секулярной культур, а также рост антиисламских настроений в европейском обществе.
3. В последние годы ряд европейских политиков сделал заявления о кризисе мультикультурализма и отказе от данной политики. Вместо нее был объявлен курс на более активную интеграцию мусульманского населения в европейское общество. Однако на практике оказывается, что в настоящее время не существует модели, альтернативной мультикультурализму, а любые элементы ассимиляции встречают резкое сопротивление со стороны мусульман. В связи с этим можно видеть, что политика европейских государств продолжает проводиться в рамках парадигмы мультикультурализма. Существует большое количество общественных организаций, целью которых является борьба с дискриминацией, расизмом, ксенофобий; проходят конференции, посвященные решению проблем мультикультурного общества; мусульмане имеют достаточно широкие возможности для защиты своих интересов, а также для развития своей религии в странах Западной Европы. Христианские конфессии активно выступают в пользу межрелигиозного диалога и призывают верующих принимать мусульман «как братьев». Кроме того, сложилась определенная тенденция, согласно которой ведущие политики правящих партий высказываются об исламе в подчеркнуто позитивном тоне, ведется пропаганда позитивного плюрализма в обществе.
4. Политика мультикультурализма позволяет мусульманскому населению стремительно расти, а исламской культуре развиваться параллельно с европейской на европейской территории. Этот факт вызывает недовольство в европейском обществе и является причиной для формирования различного рода антиисламских организаций. Так, за последние годы возросла численность европейцев, поддерживающих правые партии с антиисламской программой. Помимо этого увеличивается число антиисламской публицистики, демонстраций, имеют место случаи агрессии по отношению к мусульманам.
5. Можно говорить об определенной взаимосвязи степени пропаганды мультикультурализма, толерантности, политики «открытых дверей» и роста популярности антиисламской деятельности. Чем чаще в общественно - политическом пространстве звучат призывы отказаться от исламофобии и принять мусульман, тем больше европейцев симпатизируют правым партиям и общественным движениям с антиисламской программой. Это можно видеть на примере современной Германии, где поддержка крайне правых партий, выступающих против мультикультурализма возросла более, чем в 2 раза в результате миграционной политики канцлера А. Меркель.
Таким образом, можно видеть, что проблема ислама в современном европейском общественно-политическом дискурсе крайне сложна и связана с целым комплексом других проблем, касающихся корреляции ислама и светского государства, реализации межкультурного взаимодействия в рамках одного общества. Эти вопросы чрезвычайно актуальны и требуют дальнейшего исследования.
1. Ислам в Западной Европе крайне разнороден, представлен выходцами из разных стран, которые придерживаются разных направлений и вариантов существования этой религии: сунниты и шииты; последователи разных мазхабов; фундаменталисты, реформисты. Однако по характеру отношения к западной цивилизации и степени интеграции в европейское общество всех их можно разделить на две большие группы. С одной стороны, существуют радикальные направления, решительно осуждающие западную культуру и пропагандирующие исламизм. С другой стороны, наличествуют либеральные идеи реформирования ислама, концепции синтеза исламской и европейской культур (движение «Евроислам»). Тем не менее, наиболее либеральные идеи интеграции не получают широкой поддержки среди мусульман, так как предполагают либо переосмысление, либо полный отказ от тех аспектов ислама, которые несовместимы с европейским светским законодательством. Можно видеть, что значительная часть мусульманского населения Западной Европы замыкается в рамках своей религиозной общины и происходит развитие своего рода параллельной культуры на европейской территории.
2. После того, как стало очевидно, что политика ассимиляции не работает, а политика сегрегации неблагоприятна для социально - психологического климата общества, большинство западноевропейских стран выбрали концепцию мультикультурализма, которую пытались реализовать на протяжении нескольких десятилетий. Мультикультурализм предполагает признание значимости каждой из культур, их мирное сосуществование, а также участие представителей разных культур в общественно-политической жизни. Однако в настоящее время можно видеть, что политика мультикультурализма привела не только к позитивным результатам. Существуют добровольная сегрегация и разобщенность, развитие параллельной культуры и формирование «внутренних городов - гетто», своеобразная конфронтация исламской и европейской, секулярной культур, а также рост антиисламских настроений в европейском обществе.
3. В последние годы ряд европейских политиков сделал заявления о кризисе мультикультурализма и отказе от данной политики. Вместо нее был объявлен курс на более активную интеграцию мусульманского населения в европейское общество. Однако на практике оказывается, что в настоящее время не существует модели, альтернативной мультикультурализму, а любые элементы ассимиляции встречают резкое сопротивление со стороны мусульман. В связи с этим можно видеть, что политика европейских государств продолжает проводиться в рамках парадигмы мультикультурализма. Существует большое количество общественных организаций, целью которых является борьба с дискриминацией, расизмом, ксенофобий; проходят конференции, посвященные решению проблем мультикультурного общества; мусульмане имеют достаточно широкие возможности для защиты своих интересов, а также для развития своей религии в странах Западной Европы. Христианские конфессии активно выступают в пользу межрелигиозного диалога и призывают верующих принимать мусульман «как братьев». Кроме того, сложилась определенная тенденция, согласно которой ведущие политики правящих партий высказываются об исламе в подчеркнуто позитивном тоне, ведется пропаганда позитивного плюрализма в обществе.
4. Политика мультикультурализма позволяет мусульманскому населению стремительно расти, а исламской культуре развиваться параллельно с европейской на европейской территории. Этот факт вызывает недовольство в европейском обществе и является причиной для формирования различного рода антиисламских организаций. Так, за последние годы возросла численность европейцев, поддерживающих правые партии с антиисламской программой. Помимо этого увеличивается число антиисламской публицистики, демонстраций, имеют место случаи агрессии по отношению к мусульманам.
5. Можно говорить об определенной взаимосвязи степени пропаганды мультикультурализма, толерантности, политики «открытых дверей» и роста популярности антиисламской деятельности. Чем чаще в общественно - политическом пространстве звучат призывы отказаться от исламофобии и принять мусульман, тем больше европейцев симпатизируют правым партиям и общественным движениям с антиисламской программой. Это можно видеть на примере современной Германии, где поддержка крайне правых партий, выступающих против мультикультурализма возросла более, чем в 2 раза в результате миграционной политики канцлера А. Меркель.
Таким образом, можно видеть, что проблема ислама в современном европейском общественно-политическом дискурсе крайне сложна и связана с целым комплексом других проблем, касающихся корреляции ислама и светского государства, реализации межкультурного взаимодействия в рамках одного общества. Эти вопросы чрезвычайно актуальны и требуют дальнейшего исследования.
Подобные работы
- ИСЛАМ И МУСУЛЬМАНЕ В СОВРЕМЕННОМ
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Магистерская диссертация, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - ИСЛАМ И МУСУЛЬМАНЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Магистерская диссертация, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2016 - ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ ЕВРОПЕЙСКОМ
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
Дипломные работы, ВКР, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФЕНОМЕН ЕВРОИСЛАМА В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ
ДИСКУРСЕ
Магистерская диссертация, философия. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2016 - ФЕНОМЕН ЕВРОИСЛАМА В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
Магистерская диссертация, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - РОЛЬ ИСЛАМСКОГО ФАКТОРА И КСЕНОФОБИИ В
ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Идея «Союза европейских наций» как отражение роста правых настроений во Франции
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ ИСЛАМСКОГО ФАКТОРА НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В РФ (НА ПРИМЕРЕ ТАТАРСТАНА)
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Столкновение и ассимиляция культур во французском обществе времён Пятой Республики
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022



