Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Политическая идентичность участников общественно- политических движении в современном российском обществе на примере движений «СтопХам» и «Лев Против».

Работа №64165

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
229
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание
Введение 3
Глава I Теоретико-методологические основы политической идентичности
активистов общественных движений 10
1.1 Понятие идентичности 10
1.2 Понятие политической идентификации и политической идентичности 16
1.3 Понятие политической идентичности в контексте общественных движений...19 Глава II Движения «СтопХам» и «Лев Против». История развития и основные направления деятельности 26
направления социально-политической деятельности 26
2.2 Общественное движение «Лев Против». Генезис, развитие и основные
направления социально-политической деятельности 34
Глава III Эмпирический анализ политической идентичности активистов
«СтопХам»и «ЛевПротив» 41
3.1 Программа исследования 41
3.2 Анализ экспертного интервью и его результатов 46
3.3 Анализ результатов анкетного опроса 49
Заключение 56
Библиографический список 60
Приложения 67



Актуальность темы исследования
В условиях современного общества весьма актуальной является проблематика идентичности, в том числе гражданской и политической. Данный феномен изучают различные социально-гуманитарные науки: социология, философия, политология, конфликтология, психология, религиоведение, социология, журналистика и др. Многогранное и сложное явление идентичности может быть проанализировано и раскрыто только в рамках системных междисциплинарных исследований.
Актуальность и практический аспект данной проблемы обусловлен необходимостью осмысления вопроса «Кто мы?» в условиях глобализации и динамизма общественной жизни. Особенно актуальны вопросы идентичности для современной России, которая постоянно осуществляет поиск своего места в современном международном сообществе, переживает нелегкие процессы межэтнической и межконфессиональной разобщенности, отсутствия общепринятых норм и идей. В современном обществе человека окружает огромное количество разных проблем, связанных с материальным положением, социальной жизнью, межличностными отношениями и многие другие.
Живя в условиях уже существующей общественной системы, не каждый успевает задумываться о своем внутреннем мире, о самопознании, о своем
предназначении, он не успевает, как говорил Марк Аврелий, «смотреть внутрь себя».
К сожалению, на сегодняшний день в нашей стране достаточно слабо развиты как гражданская, так и политическая идентичность. Институциональная слабость политической идентичности мешает модернизационному развитию России в неменьшей степени, чем неразвитость социальной и экономической инфраструктуры. Институциональная неустойчивость гражданского общества, повсеместное несоблюдение государством базовых прав человека приводит к росту коррупции, другим негативным явлениям в обществе.
Особое значение в поиске политической идентичности приобретают общественные организации. В эти общественные движения входят люди с активной гражданской позицией, которые имеют собственное отношение к власти и происходящим событиям. Так же они хотят изменить существующую ситуацию и предпринимают для этого определенные действия.
В настоящее время наибольшей популярностью пользуются общественные движения «СтопХам» и «Лев Против». Федеральный проект по борьбе с недобросовестными автовладельцами «СтопХам» превратилась в один из самых популярных проектов в молодежной среде, который находит положительные отклики по всей стране, а «Лев Против» призывает молодежь и взрослое поколение к отказу от алкоголя и курения и к соблюдению здорового образа жизни.
Путем социализации, принадлежность к какой-либо культуре приводит к усвоению определенных нормативных моделей в поведении и мышлении. Осознает он это или нет, но культурная среда, в которой индивид находится, формирует образ себя, модель отношений с другими индивидами, потребности, способы их удовлетворения, а так же цели, достичь которых он пытается. Ровно так же принадлежность к определенному социальному классу оказывает огромное влияние на ценности, установки, стиль жизни , а так же определяет индивидуальный статус в обществе и участие в общественной жизни. Предполагается, что активисты данных общественных движений имеют схожую политическую позицию , целью которой является изменения порядков и ужесточение некоторых законов в Российской Федерации, за которые и борются участники общественных движений. Рассмотрим же далее особенности политической идентичности на примере активистов этих движений.
Степень научной разработанности темы исследования
Проблема политической идентичности находилась в спектре внимания ученых, работающих в различных направлениях социо-гуманитарного знания. Начиная с 50-х годов 20 в., концепт проблемы идентичности и идентификации личности рассматривается в психологии, ей уделяли внимание такие великие ученые как Э.Эриксон, З.Фрейд, Э. Дюркгейм, К. Маркс, Д. Локк, Э. Фромм и многие другие.
В значительной степени исследования охватывают лишь проблемы гражданской, социальной и этнической идентичности.
Особенности формирования политической идентичности в современных социокультурных условиях рассмотрены в трудах 3. Баумана, А. Гидденса, О. Тоффлера, Д. Келлнера. Взаимосвязь между типом политической идентичности и формированием нового культурного пространства рассматривали Б. Андерсон, И. Гофман, И. Нойман, М. Кастельс.
В отечественной науке проблемы политической идентичности получили освещение, начиная с 1990-х гг., когда был проведен ряд первых исследований по данной тематике. В первую очередь, следует отметить работы социологов B.C. Агеевой, М.К. Горшковой, Л.М. Дробижевой, В.А. Ядова, Т.Н. Заславской, В.А. Дцова и др.
Однако, несмотря на значительный пласт исследований, посвященных проблеме политической идентичности, данная тема, в особенности в отношении к современной российской действительности, все же представляется недостаточно освещенной, что и объясняет потребность в настоящем исследовании.
Объект исследования: активисты общественных движений «СтопХам» и «Лев Против».
Предмет исследования: основные аспекты политической идентичности активистов общественных движений «СтопХам» и «Лев Против».
Цель исследования: раскрыть основные аспекты политической идентичности активистов общественных движений «СтопХам» и «Лев Против» и провести сравнительный социологический анализ их политических взглядов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия политической идентичности;
2. Охарактеризовать политическую идентичность в контексте деятельности общественных движений;
3. Рассмотреть историко-социологические аспекты возникновения и развития общественных движений «СтопХам» и «Лев Против»;
4. Выявить основные направления деятельности данных движений;
5. Охарактеризовать особенности политической идентичности активистов «СтопХам» и «Лев Против»;
6. Провести сравнительный социологический анализ их политических взглядов
Основная гипотеза №1 состоит в том, что участники изучаемых общественных движений имеют схожие политические взгляды внутри движения, так как несмотря на то, что на данный момент организации аполитизированы, они берут начало из общероссийского молодёжного общественного политического движения «Наши», главной задачей которого является устройство «кадровой революции» для прихода к власти нового поколения успешных и целеустремленных управленцев, поскольку «управляющее страной с 1980-х годов поколение утратило веру в Россию и её перспективы».
Основная гипотеза №2 состоит в том, что «СтопХам» и «Лев Против» имеют схожие политическую идентичность так как несмотря на то, что на данный момент организации аполитизированы, они берут начало из общероссийского молодёжного общественного политического движения «Наши»
Теоретические основы исследования.
Обилие теорий описывающих идентификацию объясняется тем, что эта проблема междисциплинарна. Разделение между психологическим и социологическим углом рассмотрением определяется тем, с чьей стороны рассматривается проблема: со стороны индивида или со стороны общества.
Общесоциологические основания становления идентичности хорошо известны и описаны в классической литературе. Это — различия ролей и статусов, общественное разделение труда, различия культур, борьба за ресурсы, несходство исторических судеб этносов и народов, а так же формирование общностей на основе интересов, отличающихся от интересов других общностей. Э. Дюркгейм главным считал механизмы установления связи индивида с общностью под воздействием надындивидуальных социально-культурных требований. К. Маркс,
определяя личность как социальное качество человека, придавал решающее значение экономическим взаимосвязям и структурам, которые диктуют определенное восприятие социального пространства, причем господствующий класс присваивает себе право навязывать собственное истолкование.
Психологические механизмы формирования идентичности так же известны. В символическом интеракционизме, например, выделяется принцип понимания своей социальной позиции сквозь призму её восприятия другими людьми, то есть противопоставляя её позициям других групп и общностей. Нельзя не отметить, что так же как и в теориях символического интеракционализма, в социологии П.Бурдье и в современной феноменологической социологии (Т. Лукман, П.Бергер), четко обозначено стремление совместить социально-психологическую и макросоциальную парадигмы становления личности, как субъекта собственной жизнедеятельности и деятеля общественной. С одной стороны, индивиды конструируют социальную реальность в контексте данной культуры, описывая модели социальных взаимоотношений, опираясь на личные свойства и свойства других социальных субъектов. С другой стороны, не отрицается и роль социальных механизмов межгрупповых взаимоотношений, которые появляются в данном «социальном пространстве» и культуре.
Так же следует учитывать типичные особенности русского социального характера. Как показывают исследования , главные особенности русского национального характера — готовность к самостоятельному ограничению жизненных потребностей, повышенная терпеливость, относительно низкая социальная экстраверсия (т.е. самоуглубленность) а так же высокий престиж социального статуса и следовательно склонность к принятию и активной поддержке лидерства харизматических персонажей и вождей. Эти глубинные социо- культурные черты не могут не оказывать влияния на происходящие сегодня процессы становления новой социальной идентификации.
Анализ и синтез
Восхождение от абстрактного к конкретному
единство исторического и логического
абстрагирование
моделирование
индукция и дедукция
Методы:
Для выполнения цели и задач исследования, в данной работе будут использованы следующие социологические методы:
Контент-анализ данных
Исследования вторичных данных Росстата Экспертное интервью Анкетный опрос
Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографический список из 59 наименований и приложения. В общей сложности, объем работы составляет 75 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате исследования были выполнены все задачи исследования.
Было дано четкое определение понятию «политическая идентичность».
Политическая идентичность- это определенная форма социальной идентичности, направленная на самоопределение индивида в политическом плане посредством отождествления себя с существующими политическими институтами и предполагающий прямое или косвенное участие индивида в политическом процессе, а также взаимоотношения внутри группы и с другими подобными группами. Политическая идентичность выступает регулятором политической деятельности человека, системообразующим элементом, задает определенное политическое поведение.
Была охарактеризована политическая идентичность в контексте деятельности общественных движений.
Общественные движения являются неотъемлемой частью жизни общества и являются важным фактором формирования и функционирования политической системы. Их деятельность можно рассматривать как условие проявления политической активности граждан. Право на свободу объединений представляет собой одно из важнейших и конституционных прав человека и гражданина, реализация которого отвечает интересам общества и находится под защитой государства. Важным аспектом в характеристике общественного движения является коллективная идентичность. Участники движения идентифицируют себя как часть организации, а так же соответственно определяют оппонентов и
внешних наблюдателей. Понятие идентичности имеет важное значение в современном обществе, так как именно благодаря ей люди мобилизуются на какие-либо действия. Политика идентичности приводит к тому, что участники движения понимают своё место в социуме, совершают совместные действия и связываются общими чувствами.
Были рассмотрены истории развития движений «СтопХам» и «Лев Против» и определены их основные направления деятельности.
Движение «СтопХам» имеет поддержку государства и распространилось на все крупные города России, а так же на некоторые страны СНГ. Организация определила для себя основные цели, в которых декларируется борьба с нарушением правил дорожного движения и пренебрежением к окружающим со стороны его участников: парковка в неположенном месте, «самозахват» городской земли для парковок, использование тротуаров для передвижения на автомобиле и т.п. Задачами, которые поставили перед собой участники организации, стали: разгрузка улиц от неправильно припаркованных автомобилей, прекращение хамства на дорогах, внедрение уважительного отношения людей друг к другу и привлечение к проблеме общественности и высших политических деятелей. Движение «Лев Против» на данный момент движение получило широкую огласку в России и СНГ и открыло отделения во многих регионах РФ, а так же в странах
Организация определила для
ближнего зарубежья, таких как Украина и Беларусь.
себя основные цели, в которых декларируется борьба с нарушителями общественного порядка и законов Российской Федерации, запрещающими распитие алкоголя и курения в общественных местах. Задачами, которые поставили перед собой участники организации, стали: очистка улиц от людей, употребляющих алкогольные напитки, внедрение уважительного отношения людей к друг другу и привлечение общественности к проблеме пьянства в стране.
Так же нами были охарактеризованы особенности политических идентичностей изучаемых движений. Были проведены интервью с руководителями Московских и Санкт-Петербургских отделений «СтопХам», а так же с простыми активистыми «СтопХам» и «Лев Против». Выяснилось, что участники движений отрицают наличие единых политических взглядов внутри организации, по причине того, что движения давно отделилось от общероссийского молодежного общественнополитического движения «Наши», частью которого они являлись. При приемы в ряды активистов не учитываются политические взгляды «новобранцев» и политика внутри движения не обсуждается.
Однако анкетный опрос показал обратное. У большинства активистов внутри организаций, а так же у организаций между собой политические взгляды довольно схожи. Практически все респонденты интересуются политикой. Так как участники проявляют интерес к политической жизни страны, у них сложены достаточно четкие мнения на счет существующего правительства и ситуации в стране. Активисты оценивают положение дел Российской Федерации плохим, чаще всего отрицая наличие положительный сторон в характеризации современной жизни, отмечая лишь возможность раскрытия своего потенциала и самореализации.
Несмотря на материальную государственную поддержку, активисты не бояться открыто критиковать власть и четко обозначать главные на их взгляд существующие проблемы. Частично не доверяют власти и отрицают приверженность к существующим политическим силам современной России. Возможно, несмотря на отделения от движения «Наши» и отрицание связей с ними, движения всё еще поддерживают их основные задачи, такие как кадровая революция в стране и построение действующего гражданского общества. По причине этого внутри организаций могут существовать подобные оппозиционные наклонности. Состав движений- молодые люди с активной гражданской и политической позицией. Они готовы бороться за свои убеждения и , возможно, однажды, станут достойными кандидатам на управление страной.
По результата исследования были подтверждены обе гипотезы.
Была подтверждена гипотеза №1: участники изучаемых общественных движений действительно имеют схожие политические взгляды внутри движения, так как несмотря на то, что на данный момент организации аполитизированы, они берут начало из общероссийского молодёжного общественного политического движения «Наши», главной задачей которого является устройство «кадровой революции» для прихода к власти нового поколения успешных и целеустремленных управленцев, поскольку «управляющее страной с 1980-х годов поколение утратило веру в Россию и её перспективы».
Была так же подтверждена гипотеза №2, которая гласила, что «СтопХам» и «Лев Против» имеют схожие политическую идентичность так как несмотря на то, что на данный момент организации аполитизированы, они берут начало из общероссийского молодёжного общественного политического движения «Наши».



18. Абросимова К. А. Анализ сущности понятия «Гражданская идентичность». // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2014. - №5. - с.42-45
19. Абушенко В.Л. Идентичность // Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Мн., 2003. С. 348 349.
20. Андреев A. Цивилизационная идентичность России: проекция на массовое сознание // Обновление России: трудный поиск решений. Годичные научные чтения «Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты». Вып.
7. М., 1999.
21. Александров Г. Лев Против. Слабоумие и трусость // Вестник. Буря и Правда 23 октября 2015 г. http://vestnikburi.com/lev-protiv-slaboumie-i-trusost/ дата обращения 03.05.2017
22. Ашкеров А.Ю. Политика идентичности // http://www.antropotok.archipelag.ru/ text/ al 88.htm
23. Базовые ценности россиян: социальные установки, жизненные стратегии, символы, мифы. / Под ред. Рябов A.B., Курбангалеева Е.Ш. М., 2003.
24. Белоконев считает «СтопХам» наиболее заметным молодежным проектом. РИА Новости 29.06.2012 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ria.ru/ society/20120629/688025824.html Дата обращения: 18.05.2016
25. Большаков А.Г., Зазнаев О.И. Формирование гражданской идентичности: проблемы. Современное состояние, перспективы. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. В 3-х ч. Ч. II. - Тамбов: Грамота, 2012. - № 12 (26). - C. 38-41.
26. Бодрийяр Ж. Мать твою // www.politizdat.ru/article/6818 .Бурдъе 77. Описывать и предписывать. Заметка об условиях возможности и границах политической действенности // Логос. № 4-5, 2003.
27. Бызов JI. Становление новой политической идентичности в постсоветской России: эволюция социально-политических ориентаций и общественного запроса. М., 1999.
28. Варюхина Л., Горбунов И., Киселёва А. Дмитрий Чугунов: «СтопХам» — это не проект, это справедливость!» 29.02.2016 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nasha-molodezh.ru/society/dmitriy-chugunov-stopham-eto-ne- proekt-eto-spravedlivost.html Дата обращения: 18.05.2016
29. Вебер М. Основные социологические понятия. / Теоретическая социология. Под ред. Баньковской С.П. Т.1. Москва: Книжный дом «Университет», 2002.
30. Вебер М. Политика как призвание и профессия. / Вебер М. Избранные произведения. Москва: Прогресс, 1990.
31. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. Москва: КанонПресс, 2000; Гофман И. Порядок взаимодействия. / Теоретическая социология. Под ред. Баньковской С.П. Т.2. Москва: Книжный дом «Университет», 2002.
32. Гражданская и политическая идентичность: концепты и практики: Материалы круглого стола по проблемам идентичности / под ред. А.Г. Большакова, О.И. Зазнаева; Казанский (Приволжский) федеральный университет. - Казань: Отечество, 2012. - 72 с.
33. Гражданское общество современной России: социологические зарисовки с натуры. / Под ред. Е.С. Петренко. М., 2008.
34. Дебор Г.Э. Общество спектакля / Пер. Б.Немана // http://avtonom.org/old/lib/ theory/ debord/societyofspectacle.html3 б.Делёз Ж. Post-scriptum к обществам контроля // http://aengelstaub.at.ua/publ/3-l-0-7
35. Жаде З.А. Многоуровневая идентичность / З.А. Жаде, Е.С. Куква, С.А. Ляушева, А.Ю. Шадже. М.: Российское философское общество; Майкоп: ООО «Качество», 2006.
36. Ефименко В.Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «Гражданская идентичность» // Теория и практика общественного развития. - 2013.- №11. - с.250-254
37. Здравомыслова Е. Политика идентичности правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» // Общественные движения в России: точки роста, камни преткновения. Сборник статей. 80-ти летию нашего учителя Владимира Александровича Ядова посвящается. - М., 2009. - С. 120-136
38. Идентичность: хрестоматия / Сост. Л.Б. Шнейдер. М. — Воронеж, 2008.
39. 45. Капицын В.М. Политическая идентификация как механизм институционализации политического участия. Дисс. докт. полит, наук: 23.00.02.-М., 1999.
40. Капустин Б.Г. Что такое «политическая философия»? // Полис, 1996. №6; 1997, № 1,2.
41. Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В. Гражданская идентичность современной молодежи Ярославской области. // Ярославский педагогический вестник - 2013 - № 4 - Том I (Гуманитарные науки). - с.143-149
42. Костюшев В.В. Социология общественных движений. Учебный курс. - СПб.: Государственный университет - Высшая школа экономики, 2009. - 53 с.
43. Коршунов C.B. Становление национальной идентичности: Какая Россия нужна миру. М., 2009.
44. Кравченко Н.Ю. Кризис концепта гражданской идентичности: социологическое измерение. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. - 2015. - №3. - том 15. - с.14-18
45. Крестинина Е.С. Политическая идентичность как фактор двусторонних отношений: теоретический аспект. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://image-of-russia.liveiournal.com/61443.html. Дата обращения: 19.05.2016
46. Крюков Т.С. Воспитательный потенциал современных молодежных объединений. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - №1(51). - с.152-155
47. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. Москва: Дом интеллектуальной книги, 2000.
48. Ливехуд Б. Кризисы жизни-шансы жизни //2012 г.
49. Лукин В.Н. Современные стратегии общественно-политической интеграции: дискурсы культурного и гражданского национализма // www.lihachev.ru/pic/ site/files. .01. LukinlPlen.doc
50. Мельник Г. Дмитрий Чугунов: «СтопХам» будет жить! // Парламентская газета. - 2016. - 31 марта. [Электронный ресурс] Режим доступа: https:// www.pnp.ru/interview/detail/123223 Дата обращения: 19.05.2016
51. Морозов В.Е. Понятие государственной идентичности в современном теоретическом дискурсе //http://www.perspektivy.info/misl/koncept/ ponyatiegosudarstvennoiy
identichnostivsovremennomteoreticheskomdiskurse2007-8-11-57-32.html
52. Нарский И. Хмельная идентичность // http://www.mss.ru/layout/set/print/ Mirovaya-povestka/Hmel-naya-identichnost
53. Общественное мнение: Самое веселое телешоу последних лет. Пользователи соцсетей обсуждают ликвидацию Минюстом движения «СтопХам» 30 марта 2016 года. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vz.ru/opinions/ 2016/3/30/802558.html Дата обращения: 19.05.2016
54. Панарин А. С. Глобальное политическое прогнозирование. М., 2001
55. Пантин В.И. Политическая и цивилизационная самоидентификация современного российского общества в условиях глобализации // Политические исследования. 2008. № 3.
56. Поршнев К. Движение «СтопХам»: кто эти люди и откуда у них деньги? [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kolesa.ru/article/dvizhenie- stopham-kto-jeti-ljudi-i-otkuda-u-nih-dengi-2015-03-03? Дата обращения:
18.05.2016
57. Провожу рейды, где хочу: «СтопХам» уходит в подполье. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.pravda.ru/news/society/30-03-2016/1296849- stopham-0/ Дата обращения: 18.05.2016
58. Рябов А. Национальная идентичность перед вызовом глобализма. // Сообщение. 2003. № 2
59. Саетгараев А.Д. Политическая идентичность в России. // Вестник ТГГПУ - 2010. - №3(21). - с.1-4
60. Сатаров Г.А. Политики и граждане: попытка склеить разбитое зеркало // Российский монитор: Архив современной политики. -1993. Вып. 4.
61. Семененко И.С. Гражданская идентичность как ресурс национального развития. Пятый Всероссийский конгресс политологов Москва, 20-22 ноября 2009 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.civisbook.ru/ files/File/Semenenko_RAPN.pdf Дата обращения: 18.05.2016
62. Социология и современная Россия / Под ред. А.Б. Гофмана. М., 2003.
63. Софронова Л. А. О проблемах идентичности. // Культура сквозь призму идентичности. - М.: Индрик, 2006. - С. 8-24
64. Тимофеев И.Н. Политическая идентичность России в постсоветский период: альтернативы и тенденции. - М.: МГИМО, 2008. - 176 с.
65. Уразалиева Г.К. В поисках национальной идентичности // www.ia-centr.ru/ archive/ publicdetails2497.html.
66. Фатов И.С. Конституционно-правовой статус общественных объединений и механизм его реализации в становлении гражданского общества России. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к.ю.н.: 12.00.02. - М., 2008. - 29 с.
67. Фролов А.А. Сетевые формы организации гражданской активности в современной России. Автореф. дисс... к. полит. н.: 23.00.02. - Ярославль,
2015. - 223 с.
68. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. 1994. -№10.
69. Чагилов В.Р. Этничность и постсовременность: политизированная этническая идентичность в условиях глобализации. Невинномысск. 2002.
70. Черныш М. Ф. Национальная идентичность: особенности эволюции / Социальная идентификация личности 2. Кн. 2. - М.: Институт социологии РАН, 1994.
71. Шереги Ф. Социология политики. М., 2003.
72. Шмитг К. Понятие политического / Антология мировой политической мысли. Т. 2. Под ред. Алексеевой Т.А. Москва: Мысль, 1997.
73. Шнейдер И. Восприятие угроз и идентичность: Чешская Республика в Европе. / Центрально-Европейский Ежегодник, 2003. Москва: Логос, 2003.
74. Шикова Р.Ю. Гражданская общероссийская идентичность (социологический аспект). // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2009. - №1. - с.1-6
75. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл.
А. В. Толстых. — М.: Прогресс, б.г. (1996).
76. Эриксон Э. Г. Детство и общество / пер. [с англ.] и науч. ред.
А. А. Алексеев. — СПб.: Летний сад, 2000.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ