ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РАЗНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
|
ВВЕДЕНИ 3
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 7
1.1. Сущность и структура понятия «физическое развитие детей» 7
1.2. Факторы, определяющее физическое развитие школьников 13
1.3 Соматометрические и физиометрические параметры физического развития школьников 17
ГЛАВА II. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1 Соматометрические методы оценки физического развития школьников 28
2.2. Физиометрические методы оценки физического развития школьников . 34
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБЪЯСНЕНИЕ 36
3.1 Соматометрическая характеристика физического развития сельских и
городских школьников 36
3.2 Физиометрические характеристика физического развития сельских и
городских школьников 45
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 56
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 7
1.1. Сущность и структура понятия «физическое развитие детей» 7
1.2. Факторы, определяющее физическое развитие школьников 13
1.3 Соматометрические и физиометрические параметры физического развития школьников 17
ГЛАВА II. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1 Соматометрические методы оценки физического развития школьников 28
2.2. Физиометрические методы оценки физического развития школьников . 34
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБЪЯСНЕНИЕ 36
3.1 Соматометрическая характеристика физического развития сельских и
городских школьников 36
3.2 Физиометрические характеристика физического развития сельских и
городских школьников 45
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 56
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Развитие организма у детей младшего школьного возраста на современном этапе политического и социально - экономического обустройства России подвержено влиянию множества факторов, которые способствуют изменению процессов онтогенетической адаптации и морфофункционального развития детей. Самый важный период в развитии - это период роста, именно он определяет черты здоровья поколения в старших возрастах, потенциальное долголетие и передачу соответствующих качеств будущими поколениями (Скоблина Н. А. 2013)
Физическое развитие детей является обобщающим параметром для состояния здоровья детей и подростков. Оно является индикатором социально-экономического благополучия общества, санитарного и экономического состояния его территорий (Сергеева А. А.). Всё это обуславливает необходимость проведения мониторинга физического развития детского населения. Именно оно дает реальную возможность своевременно выделять среди детей и подростков группы риска по развитию нарушений здоровья. А благодаря этому разработать меры профилактики. Изучение особенностей физического развития детей и подростков не теряет своей актуальности со временем, так как влияющие на него факторы и сила их воздействия меняются.
Важным фактором, влияющим на здоровье и физическое развитие современных школьников, является организация образовательного процесса. Требования к качеству знаний выросли, а вместе с ними — учебная нагрузка, особенно в школах.
Организация учебного процесса характеризуется вариативностью, направленной на повышение уровня базовых школьных знаний, на формирование профессиональной ориентации и мотивации осознанного выбора будущей профессии, на последующую адаптацию к условиям обучения в вузе. Некоторыми исследователями показано, что образовательные инновации в школе реализуются на фоне ухудшения здоровья детей и подростков (распространение функциональных отклонений и хронических заболеваний).
Отмечается увеличение заболеваемости и рост частоты хронических заболеваний. Установлено достоверное снижение темпов роста, уменьшение широтных и охватных размеров, а также массы тела во всех возрастно-половых группах, отмечается сокращение доли детей с нормальным физическим развитием
Очень важно правильно организовать физическое воспитание младших школьников, ведь привычка к здоровому образу жизни и спорту должна формироваться с раннего детства. Этим объясняется исключительная важность домашних занятий спортом, в частности, утренней зарядки. Родители часто недооценивают значимость этого простого средства, считая зарядку малоэффективной и даже лишней.
К средствам физического воспитания школьников следует также отнести активный семейный досуг: плавание, лыжные, велосипедные или пешие прогулки, спортивные походы всей семьей и т.д. родителям стоит как можно чаще предлагать детям такого рода отдых, ведь он не только укрепляет здоровье, но и объединяет семью, улучшает взаимопонимание.
Целью данной магистерской работы являлось определение уровня физического развития школьников городской и сельской школы, как объективного показателя их соматического здоровья и физиологической адаптации.
Задачи исследования:
1. Определить уровень физического развития 7-10-летних городских и сельских школьников по данным соматометрии и физиометрии.
2. Выявить уровень функционального состояния школьников, их адаптивные и резервные возможности по физиометрическим показателям сердечно-сосудистой, мышечной и дыхательной систем.
3. Дать объективную характеристику уровня соматического (физического) здоровья городских и сельских школьников.
Предмет исследования: возрастно-половые соматометрические и физиометрические характеристики физического развития сельских и городских школьников, их адаптации и соматического здоровья.
Объект исследования: 7-10-летние учащиеся МБОУ «СОШ №48 г. Белгорода», МБОУ «СОШ с. Стрелецское» и «СОШ с. Никольское» Белгородского района.
Теоретическую и методическую основу выполненного магистерского исследования составили теоретические и экспериментальные научные данные, направленные на изучение физического развития младших школьников.
Для достижения поставленной цели и решения выдвинутых задач в процессе выполнения дипломной работы использовали следующие методы: стандартные антропометрические методики, приемлемые для обследования младших школьников:
1) соматометрия - определение длины и массы тела, окружности грудной клетки (ОГК), состояния осанки;
2) физиометрия - определение в состоянии покоя жизненной емкости легких (ЖЕЛ), частоты сердечных сокращений (ЧСС), величины артериального давления (АД) - максимального (АСД) и минимального (АДД), величину пульсового давления (ПД), силы кисти правой и левой руки (СКп и СКл);
- оценка уровня физического развития на основе метода перцентилий.
- расчет информационных индексов, характеризующих функциональное состояние организма - жизненный индекс (ЖИ), индекс Робенсона (двойное произведение в покое - ДП), индекс Кетле - индекс массы тела (ИК), индекс Пенье (ИП), относительный индекс кистевой силы (ИКС), индекс осанки (ИО);
- статистическая обработка полученных данных с использованием описательной статистики пакета компьютерных программ для вычисления среднего значения, стандартной ошибки, стандартного отклонения.
Теоретико-методической основой выполненного нами исследования являются теоретические и экспериментальные научные работы таких авторов, как Баранов А. А., Кучма В. Р., Скоблина Н.А., Богомолова Е. С., Абдулгалимова, Г. Н., Бокарева Н. А., Скоблина Н. А., Милушкина О. Ю. по изучению физического развития детей, подростков, а также по методиками оценки физического развития школьников (социометрическим и физометрическим параметрам).
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные и расчеты исследования были переданы в центр здоровья г. Белгорода для дальнейшей обработки и анализа.
Структура диссертации включает в себя введение, три главы, заключение, список сокращений, список используемой литературы
Список используемой литературы включает 101 источник
Физическое развитие детей является обобщающим параметром для состояния здоровья детей и подростков. Оно является индикатором социально-экономического благополучия общества, санитарного и экономического состояния его территорий (Сергеева А. А.). Всё это обуславливает необходимость проведения мониторинга физического развития детского населения. Именно оно дает реальную возможность своевременно выделять среди детей и подростков группы риска по развитию нарушений здоровья. А благодаря этому разработать меры профилактики. Изучение особенностей физического развития детей и подростков не теряет своей актуальности со временем, так как влияющие на него факторы и сила их воздействия меняются.
Важным фактором, влияющим на здоровье и физическое развитие современных школьников, является организация образовательного процесса. Требования к качеству знаний выросли, а вместе с ними — учебная нагрузка, особенно в школах.
Организация учебного процесса характеризуется вариативностью, направленной на повышение уровня базовых школьных знаний, на формирование профессиональной ориентации и мотивации осознанного выбора будущей профессии, на последующую адаптацию к условиям обучения в вузе. Некоторыми исследователями показано, что образовательные инновации в школе реализуются на фоне ухудшения здоровья детей и подростков (распространение функциональных отклонений и хронических заболеваний).
Отмечается увеличение заболеваемости и рост частоты хронических заболеваний. Установлено достоверное снижение темпов роста, уменьшение широтных и охватных размеров, а также массы тела во всех возрастно-половых группах, отмечается сокращение доли детей с нормальным физическим развитием
Очень важно правильно организовать физическое воспитание младших школьников, ведь привычка к здоровому образу жизни и спорту должна формироваться с раннего детства. Этим объясняется исключительная важность домашних занятий спортом, в частности, утренней зарядки. Родители часто недооценивают значимость этого простого средства, считая зарядку малоэффективной и даже лишней.
К средствам физического воспитания школьников следует также отнести активный семейный досуг: плавание, лыжные, велосипедные или пешие прогулки, спортивные походы всей семьей и т.д. родителям стоит как можно чаще предлагать детям такого рода отдых, ведь он не только укрепляет здоровье, но и объединяет семью, улучшает взаимопонимание.
Целью данной магистерской работы являлось определение уровня физического развития школьников городской и сельской школы, как объективного показателя их соматического здоровья и физиологической адаптации.
Задачи исследования:
1. Определить уровень физического развития 7-10-летних городских и сельских школьников по данным соматометрии и физиометрии.
2. Выявить уровень функционального состояния школьников, их адаптивные и резервные возможности по физиометрическим показателям сердечно-сосудистой, мышечной и дыхательной систем.
3. Дать объективную характеристику уровня соматического (физического) здоровья городских и сельских школьников.
Предмет исследования: возрастно-половые соматометрические и физиометрические характеристики физического развития сельских и городских школьников, их адаптации и соматического здоровья.
Объект исследования: 7-10-летние учащиеся МБОУ «СОШ №48 г. Белгорода», МБОУ «СОШ с. Стрелецское» и «СОШ с. Никольское» Белгородского района.
Теоретическую и методическую основу выполненного магистерского исследования составили теоретические и экспериментальные научные данные, направленные на изучение физического развития младших школьников.
Для достижения поставленной цели и решения выдвинутых задач в процессе выполнения дипломной работы использовали следующие методы: стандартные антропометрические методики, приемлемые для обследования младших школьников:
1) соматометрия - определение длины и массы тела, окружности грудной клетки (ОГК), состояния осанки;
2) физиометрия - определение в состоянии покоя жизненной емкости легких (ЖЕЛ), частоты сердечных сокращений (ЧСС), величины артериального давления (АД) - максимального (АСД) и минимального (АДД), величину пульсового давления (ПД), силы кисти правой и левой руки (СКп и СКл);
- оценка уровня физического развития на основе метода перцентилий.
- расчет информационных индексов, характеризующих функциональное состояние организма - жизненный индекс (ЖИ), индекс Робенсона (двойное произведение в покое - ДП), индекс Кетле - индекс массы тела (ИК), индекс Пенье (ИП), относительный индекс кистевой силы (ИКС), индекс осанки (ИО);
- статистическая обработка полученных данных с использованием описательной статистики пакета компьютерных программ для вычисления среднего значения, стандартной ошибки, стандартного отклонения.
Теоретико-методической основой выполненного нами исследования являются теоретические и экспериментальные научные работы таких авторов, как Баранов А. А., Кучма В. Р., Скоблина Н.А., Богомолова Е. С., Абдулгалимова, Г. Н., Бокарева Н. А., Скоблина Н. А., Милушкина О. Ю. по изучению физического развития детей, подростков, а также по методиками оценки физического развития школьников (социометрическим и физометрическим параметрам).
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные и расчеты исследования были переданы в центр здоровья г. Белгорода для дальнейшей обработки и анализа.
Структура диссертации включает в себя введение, три главы, заключение, список сокращений, список используемой литературы
Список используемой литературы включает 101 источник
Физическое развитие - это определенные закономерности развития организма ребенка по возрасту, которые позволяют оценить уровень здоровья и функционирования всех органов и систем.
В данном диссертационном исследовании были проведена оценка социометрических и физиометрических показателей сельских и городских школьников и данные показали, что развитие функиональной активности детей соответствует среднему уровню физического развития и является пропорциональным в пределах возрастной нормы, благодаря чему обеспечивается оптимальное развитие дыхательной, костно-мышечной и сердечно сосудистой системы. В результате этого в организме достигается оптимальный уровень адаптивных процессов ребёнка.
Наше исследование было направлено на оценку уровня физического развития школьников, определение возрастно-половых особенностей и цены физиологической адаптации детей к процессу обучения в начальной школе. Учитывая малую наполняемость классов в сельских школах, мы объединили их в одну группу - сельские школьники.
Соматометрические данные показали, что сельские школьники имеют значительно высокие показатели в длине тела, массе, окружности груди. Данный возраст школьников характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела.
В целом сельские и городские школьники имеют средние уровни физического развития.
По результатам физиометрических показателей физического развития сельских и городских школьников установили, что с ростом школьников показатели ЖЁЛ увеличиваются.
Показатель ЖИ имеет снижение с ростом школьника (в контрольных классах выявлено снижение жизненного индекса (ЖИ) у девочек на 2,82 мл/кг, у мальчиков на 4,28 мл/кг.), что связано с его дополнительными физическими нагрузками, это может быть увеличение уроков, увеличение домашних заданий и т.д. К восьмилетнему возрасту средние показатели мальчиков выше, чем у девочек на 8,5±2,3 кг (Р>0,05), что согласуется с данными Л.К. Великановой и Г.П.Сальниковой.
Следует отметить, что разброс индивидуальных показателей очень высок от 29,5 кг до 52,5 кг у девочек, у мальчиков от 32,0 до 66,5 кг. Результаты исследования не выявили различий в показателях ЧСС между группами (Р>0,05), а также между мальчиками и девочками.
Сравнительная характеристика сельских и городских школьников показала, что уровень физического развития сельских детей с. Стрелецкое и Никольское младшего школьного возраста выше, чем у городских сверстников. Большие значения ОГК на вдохе и ЖЕЛ у сельских школьников свидетельствуют о лучшем развитии грудной клетки и мускулатуры участвующей в дыхании и как следствие более высокой степени тренированности дыхательной системы в целом.
Более высокие показатели динамометрии обусловлены большей тренированностью мышц и более высоким уровнем физического развития.
В данном диссертационном исследовании были проведена оценка социометрических и физиометрических показателей сельских и городских школьников и данные показали, что развитие функиональной активности детей соответствует среднему уровню физического развития и является пропорциональным в пределах возрастной нормы, благодаря чему обеспечивается оптимальное развитие дыхательной, костно-мышечной и сердечно сосудистой системы. В результате этого в организме достигается оптимальный уровень адаптивных процессов ребёнка.
Наше исследование было направлено на оценку уровня физического развития школьников, определение возрастно-половых особенностей и цены физиологической адаптации детей к процессу обучения в начальной школе. Учитывая малую наполняемость классов в сельских школах, мы объединили их в одну группу - сельские школьники.
Соматометрические данные показали, что сельские школьники имеют значительно высокие показатели в длине тела, массе, окружности груди. Данный возраст школьников характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела.
В целом сельские и городские школьники имеют средние уровни физического развития.
По результатам физиометрических показателей физического развития сельских и городских школьников установили, что с ростом школьников показатели ЖЁЛ увеличиваются.
Показатель ЖИ имеет снижение с ростом школьника (в контрольных классах выявлено снижение жизненного индекса (ЖИ) у девочек на 2,82 мл/кг, у мальчиков на 4,28 мл/кг.), что связано с его дополнительными физическими нагрузками, это может быть увеличение уроков, увеличение домашних заданий и т.д. К восьмилетнему возрасту средние показатели мальчиков выше, чем у девочек на 8,5±2,3 кг (Р>0,05), что согласуется с данными Л.К. Великановой и Г.П.Сальниковой.
Следует отметить, что разброс индивидуальных показателей очень высок от 29,5 кг до 52,5 кг у девочек, у мальчиков от 32,0 до 66,5 кг. Результаты исследования не выявили различий в показателях ЧСС между группами (Р>0,05), а также между мальчиками и девочками.
Сравнительная характеристика сельских и городских школьников показала, что уровень физического развития сельских детей с. Стрелецкое и Никольское младшего школьного возраста выше, чем у городских сверстников. Большие значения ОГК на вдохе и ЖЕЛ у сельских школьников свидетельствуют о лучшем развитии грудной клетки и мускулатуры участвующей в дыхании и как следствие более высокой степени тренированности дыхательной системы в целом.
Более высокие показатели динамометрии обусловлены большей тренированностью мышц и более высоким уровнем физического развития.
Подобные работы
- СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА ШКОЛЬНИКОВ ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЗНЫХ РЕГИОНАХ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2019



