ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА НАПИСАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Дизорфография в контексте овладения морфологическим и традиционным
принципом русской орфографии 6
1.2. Причинная обусловленность трудностей овладения навыком написания словарных слов младшими школьниками с общим недоразвитием
речи 18
1.3. Методические аспекты формирования навыка написания словарных слов у младших школьников с общим недоразвитием речи 24
ГЛАВА II ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА НАПИСАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 37
2.1. Изучение состояния навыка написания словарных слов у младших
школьников с общим недоразвитием речи 37
2.2. Методические рекомендации по использованию дидактических игр и упражнений в логопедической работе по формированию навыка написания
словарных слов у младших школьников с общим недоразвитием речи 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
Одной из важнейших задач обучению русскому языку младших школьников является формирование навыков грамотного письма, что, прежде всего, предполагает усвоение и написание детьми орфографических правил, а также запоминание слов с непроверяемым написанием, то есть словарных слов.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать словарные слова без ошибок. От того, насколько полно будут сформированы навыки написания словарных слов в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, способность усваивать родной язык в письменной форме.
Навык написания словарных слов зависит от словарных возможностей школьников, их активного словарного запаса, поэтому изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.
Работа по усвоению написания словарных слов должна быть связана с изменением характера их запоминания: запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим. Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе понимания учеником значения изучаемого слова, сущности и характера содержащейся в нём трудности, установления связи данного слова с ранее изученными словами, сообщения (учителем) и использования (учащимися) специальных приёмов запоминания.
Вопросы, касающиеся обучению навыкам написания словарных слов в начальной школе изучались такими методистами, как Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, А.В. Текучев, Д.И. Тихомиров, К.Д. Ушинский.
Исследование навыка написания словарных слов у детей с общим недоразвитием речи представлены в работах Г.М. Зегебарт, С.Ф. Иваненко, О.Б. Иншаковой, Р.И. Лалаевой, И.В. Прищеповой, И.Н. Садовниковой.
В указанных исследованиях и методических аспектах также представлена система логопедической работы по формированию навыка написания словарных слов у младших школьников с общим недоразвитием речи.
В то же время, следует отметить, что проводимая логопедами- практиками коррекционно-педагогическая работа по формированию навыка написания словарных слов у младших школьников с ОНР оказывается недостаточно эффективной.
Поэтому выбранную тему выпускной квалификационной работы «Логопедическая работа по формированию навыка написания словарных слов у младших школьников с общим недоразвитием речи» можно считать актуальной.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию навыка написания словарных слов у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить направления и содержание логопедической работы по формированию навыка написания словарных слов у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: состояние навыка написания словарных слов у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: направления и содержание логопедической работы по формированию навыка написания словарных слов у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: направления и содержание логопедической работы по формированию навыка написания словарных слов у младших школьников с общим недоразвитием речи должны определяться, с одной стороны, нейрофизиологическими особенностями овладения навыком правописания словарных слов, а с другой стороны, когнитивно-речевыми особенностями детей с общим недоразвитием речи.
Исходя из цели, объекта, предмета исследования мы сформулировали следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, теоретически обосновать проблему формирования навыка написания словарных слов у младших школьников с общим недоразвитием речи.
2. Изучить особенности овладения навыком написания словарных слов младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию навыка написания словарных слов у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологической основой исследования являются исследования в области формирования навыка написания словарных слов Н.Н. Волосковой, М.Р. Львова, Е.Ф. Петрищевой, исследования в области нарушений овладения детьми с общим недоразвитием речи орфографией русского языка Л.Н. Ефименковой, Р.Е. Левиной, С.А. Мироновой, Т.Б. Филичевой, исследования детей с дизорфографией Г.М. Зегебарт, О.Б. Иншаковой, В.В. Комаровой, Р.И. Лалаевой, А.А. Назаровой, И.В. Прищеповой.
Методы исследования: теоретические: анализ литературы по проблеме; эмпирические: анализ продуктов речевой деятельности; метод количественного и качественного анализа полученных результатов.
База исследования: ГБОУ «Корочанская школа-интернат».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Словарно-орфографической работе, в процессе которой учащиеся усваивают слова с непроверяемыми написаниями, придается большое значение в начальном курсе грамматики, правописания и развития речи. Первоначальное знакомство с такими словами начинается уже в 1 классе. В каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается.
На формирование навыка написания словарных слов влияет дизорфография, которая относится к проявлениям нарушения овладения письменной речью. В основе дизорфографии лежат трудности усвоения двух принципов русской орфографии: морфологического и традиционного.
Неусвоение морфологического принципа обусловлено несформированностью морфологических обобщений, навыков оперирования грамматическими категориями (род, спряжение, склонение), нарушением языкового анализа и синтеза и проявляющихся в аграмматических ошибках, ошибках на смешение артикуляторно и акустически близких звуков, ошибках языкового анализа, ошибках на смешение букв и отграничения языковых единиц, а неусвоение традиционного принципа связано с неправильным написанием детьми словарных слов.
Правописание словарных слов относится к орфограммам средней степени трудности и имеет достаточно частотное проявление в письменных работах младших школьников.
Овладение принципами написания словарных слов основывается на сформированности у школьников словообразовательного анализа. Данным нарушением страдают не только дети с нормой, но и с речевой патологией. К таким детям относят детей с «общим недоразвитием речи». У детей с ОНР часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам, путают названия овощей и фруктов. В их словарном запасе мало глаголов, обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих нравственный облик человека, и особенно малочисленна группа наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий, поступков. Наиболее типичными орфографическими ошибками в работах учащихся являются ошибки на правописание безударных гласных в слове.
В ходе проведённого исследования можно сделать вывод о том, что высокий уровень написания словарных слов в словарном диктанте составил 8,33%, хороший - 33,33%, средний уровень показали 17% учащихся, а низкий уровень - 42%. При написании словарных слов в контрольном диктанте высокий и средний уровень показали 25% учащихся, хороший уровень - 33,33%, а низкий уровень - 16,67%. Самым сложным словарным словом для учащихся является «воробей». Всего лишь 16% детей написали его верно. Полученные данные свидетельствуют о нестабильности написания словарных слов в словарном и контрольном диктанте.
Для того чтобы дети лучше овладевали навыком написания словарных слов, необходимо регулярно проводить работу над словарными словами, активизировать умственную деятельность детей и развивать все виды памяти: слуховую, эмоциональную, тактильную, кинестетическую.
Проведенное изучение состояние навыка написания словарных слов у младших школьников с общим недоразвитием речи, а также теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил нам определить основные направления логопедической работы:
1) создание мотивационной основы, формирующей интерес словарному слову;
2) работа над речедвигательным образом слова;
3) работа над слуховым образом слова;
4) работа по развитию орфографичесокй зоркости;
5) работа над зрительным образом слова;
6) работа над моторным образом слова;
7) работа над морфемным составом слова;
8) работа над зрительно-слухо-моторным образом;
9) работа над лексическим значением слова (этимологический анализ).
10) работа над ассоциативным образом слова (мнемотехника).
Были выделены основные приёмы для формирования навыка написания словарных слов: приём орфографического проговаривания, этимологический анализ, мнемонические приёмы, этимологическая справка.
По выделенным нами направлениям были составлены игры и методические рекомендации, которые будут способствовать эффективному формированию навыка написания словарных слов младшими школьниками с ОНР.
Выделенные нами направления и приёмы логопедической работы учитывают, с одной стороны, нейрофизиологические особенности овладения навыком правописания словарных слов, а с другой стороны, когнитивно-речевые особенности детей с общим недоразвитием речи.
Таким образом, изучение детского словаря, его увеличение, углубление и обогащение должно стать постоянной заботой учителя, так как индивидуальный словарь любого человека, и тем более младшего школьника во многом зависит от его индивидуального жизненного опыта, уровня образованности, самостоятельности мысли.
1. Азова, О.И. Особенности овладения орфографией младшими школьниками с общим недоразвитием речи [Текст] / О.И. Азова // Российская Ассоциация дислексии. Издательство Московского Социально-Гуманитарного Института. 14—16 сентября 2004 года Москва.
2. Визель, Т.Г., Дмитрова, Е.Д. Дизорфография у учащихся средней и старшей школы [Текст] / Т.Г. Визель, Е.Д. Дмитрова // Российская Ассоциация дислексии. Издательство Московского Социально-Гуманитарного Института. 14—16 сентября 2004 года Москва.
3. Волоскова, Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов [Текст] / Н.Н. Волоскова. - М., 1996. Диссертация.
4. Ганькина, М.В. Грамматическая аптечка: Неотложная помощь в
правописании [Текст] / М.В. Ганькина / М.: Генезис,2010.- 232с.: ил.- (+CD).
5. Гордеев, Э.В., Дмитрюк, М.В. Виды работ над словами с
непроверяемыми написаниями на уроках русского языка [Текст] / Э.В. Гордеев, М.В. Дмитрюк. - Тула, 1995.
6. Граник Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая, Л.А. Секреты орфографии [Текст] / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко // Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1991.-222с.
7. Грушевская, М.С. Дисграфия у младших школьников [Текст] / М.С. Грушевская / Диссертация кандидата педагогических наук. М., 1982.
8. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов [Текст] / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1991.-224с.: ил.
9. Ераткина, В.В. Активизация самостоятельной работы по орфографии в начальной школе [Текст] / В.В. Ераткина - Рязань: Изд-во РГПУ, 1995.
10. Жинкин, Н.И. Развитие письменной речи учащихся III-IV классов [Текст] / Н.И. Жинкин / Известия АПН РСФСР. 1956. Вып.78.
11. Зегебарт, Г.М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии [Текст]: Учебно-методическое пособие для психологов, учителей и родителей.-4-е изд. / Г.М. Зегебарт. - М.: Генезис, 2012.-40с.
12. Иваненко, С.Ф. К диагностике нарушения чтения и письма у младших школьников [Текст] / С.Ф. Иваненко // Дефектология, 1984, №1.
13. Иваненко, С.Ф. Из опыта работы по коррекции нарушения устной и письменной речи у младших школьников [Текст] /С.Ф. Иваненко // Дефектология, 1988, №1.
14. Иванова, В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография [Текст] / В.Ф. Иванова. - М., 1976.
15. Ивановская, О.Г., Гадасина, Л.Я., Николаева, Т.В., Савченко, С.Ф. Дисграфия и дизорфография: изучение, методика, сказки: Методическое пособие [Текст] /. - СПб.: КАРО, 2008, - 544с.
16. Иншакова, О.Б. Словарные слова в образах и картинках: пособие для логопеда: в 2 ч. 1-2 класс [Текст] /. - М., 2005.-25с.
17. Иншакова, О.Б., Назарова , А.А. Методика выявления дизорфографии у младших школьников [Текст] / М.: В. Секачев, 2013.-72с.
18. Истрин, В.А. Развитие письма [Текст] / В. А. Истрин.- М.: АН СССР, 1961.-403с.
19. Колпаковская, И.К. Особенности письма у детей с ОНР [Текст] / И.К. Колпаковская. - М.: 1970.
20. Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма [Текст] / А.Н. Корнев.- СПБ.: Речь, 2003.-330с.: ил., табл.- (Детская психология).
21. Кохичко, А.Н. Этимология в помощь орфографии [Текст] / А.Н. Кохичко. - Мурманск, 1995.
22. Лалаева, Р.И, Венедиктова, Л.В. Нарушения чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция [Текст] / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - Ростов Н/Д: «Феникс», СПБ: «Союз», 2004. 224с. (Серия «Коррекционная педагогика».).
23. Лалаева, Р.И. Нарушения письменной речи [Текст] / Р.И. Лалаева. - М., 1983.
24. Лалаева, Р.И, Прищепова И.В. Выявления дизорфографии у младших школьников [Текст] / Р.И. Лалаева, И.В. Прищепова. - СПб .: СПб ГУПМ, 1999.-36с.
25. Левина, Р.Е. Влияние недоразвития речи на усвоение письма [Текст] / Р.Е. Левина // Специальная школа - М., 1963.
26. Лёвушкина, О.Н. Словарная работа в начальных классах. Библиотека учителя начальных классов [Текст] / О.Н. Лёвушкина. - М., «Владос». 2003.
27. Лёвушкина, О.Н. Этимологический анализ на уроках в начальных классах как средство обогащения словарного запаса учащихся [Текст] // Дис... канд. пед. наук. - Ульяновск, 2000.
28. Логопедия [Текст] / Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. - М., 1998.
29. Ляудис, В.Я., Негурэ, И.П. Психологические основы формирования письменной речи младших школьников [Текст] / В.Я. Ляудис, И.П. Негурэ.- М., 1994.
30. Логопедия: Методическое наследие: Кн. 5 Фонетико - фонематическое и общее недоразвитие речи [Текст] / Под ред. Л.С.Волковой М.: Гуманит. ИЗД. Центр ВЛАДОС, 2003.
31. Нейросихическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников: [Текст] / Под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой.
- М.: В. Секачев, 2008. - 128с.
32. Никашина, Н.А. Недостатки произношения и письма у учащихся 1 классов массовых школ [Текст] / Н.А. Никашина. Вопросы логопедии. М., 1959.
33. Окулова, Г.Е. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе [Текст] / Г.Е. Окулова - М., 1992.
34. Парамонова, Л.Г. Русский язык. Правописание и грамматика [Текст] / Л.Г. Парамонова. - СПб.: Дельта, 2001. - 112с.
35. Прищепова, И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно¬методическое пособие [Текст] /. - СПб.: КАРО, 2006-240с.- (Серия «Коррекционная педагогика»).
36. Справочник логопеда [Текст] / М.А. Поваляева. - Изд. 9-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 445, с.: ил. - (Справочник).
37. Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма [Текст]: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов / И.Н. Садовникова. - М.: АРКТИ, 2005.- 400с.: ил. (Библиотека практического логопеда).
38. Соболева, А.Е., Емельянова Е.Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом [Текст] / А.Е. Соболева, Е.Н. Емельянова.-СПб.: Питер, 2009.-96с.: ил.- (Серия «Детскому психологу»).
39. Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе / [Текст].- М.: «Просвещение», 1980. - 413 с.
40. Фадеева, Е.А. Учим словарные слова [Текст] / Фадеева, Е.А // Логопед. - 2009. - №5.