Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА

Работа №53131

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы68
Год сдачи2016
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
389
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения лексики у детей с общим недоразвитием речи.
1.1. Развитие речи в онтогенезе 6
1.2. Психолого- педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с
ОНР III уровня 14
1.3. Особенности формирования лексики при общем недоразвитии речи 21
Выводы по 1 главе
Глава 2. Исследование лексики у детей с общим недоразвитием речи в констатирующем эксперименте. Исследование лексической стороны речи
2.1. Задача и организация констатирующего эксперимента 33
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 38
Выводы по 2 главе
Глава 3. Логопедическая работа по развитию лексики у детей с общим недоразвитием речи средствами дидактического синквейна.
3.1. Задача и основные направления логопедической работы 47
3.2. Результаты формирующего эксперимента 52
Выводы по 3 главе
Заключение 56
Список использованной литературы 59


В современной системе образования стоит острая задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Основной задачей детского сада является подготовка детей к школе. И одним из основных показателей готовности ребенка является хорошо развитая речь и лексика соответствующая уровню подготовки. Для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи овладение лексикой представляет определенную сложность. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении чтением и письмом.
Исследованиями речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский (2009), Л.С. Выготский (1982), В.В. Виноградов (1975), А.В. Запорожец (1986), А.А. Леонтьев (2005),
С.Л. Рубенштейн (2002), Ф.А. Сохин (1979), Шахнарович А.М. (2011), Д.Б. Эльконин (1958). Труды таких исследователей как А.П. Сдобновой (2013), Е.С. Скобликовой (2006), Т.А. Ткаченко (2004), С.Н. Цейтлин (2000) посвящены изучению речевых патологий. Вопросы формирования речи в норме и патологии изучали А.Н.Гвоздев (2007), А.Н.Леонтьев (2005), Г.А. Каше (1962). Изучению особенностей усвоения лексики у детей с ОНР посвящены исследования В.В. Гербовой (1984), А.П. Иваненко (1975), Н.П. Ивановой (1980), И.А. Рудакова (2015) и др.
Однако работ, посвященных изучению проблемы формирования лексики у детей средствами дидактического синквейна недостаточно. Выше сказанное позволяет говорить об актуальности избранной темы.
Целью исследования - изучить процесс особенностей развития лексики детей с общим недоразвитием речи средствами дидактического синквейна.
Объектом исследования - процесс формирования лексики у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс формирования лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования - процесс развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будет более эффективным, если в логопедической работе использовать средства дидактического синиквейна.
Задачи исследования:
1) Изучить теоретический аспект проблемы формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи.
2) Изучить особенности сформированности лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3) Разработать программу логопедической работы по развитию лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием средств дидактического синквейна и опытно - экспериментальным путем проверить их эффективность.
Методологическая база исследования:
Исследования детской речи в онтогенезе Р.Е.Левиной (2015); учения об этиологии нарушения речи Л.С. Выготского (1982), А.Е. Лурия (1927) и др.; исследования форм речевой патологии Р.Е. Левиной (2015) и др. исследователями.
Кроме этого в написании своей работы мы опирались на труды таких ученых психологов, педагогов и логопедов, как А.Н. Гвоздев (2007), Д.Б. Эльконина (1989), Т.Б.Филичева (2011), Г.В.Чиркина (2012), М.Ф. Фомичева (2014), и др.
В коррекционной деятельности мы брали за основу труды таких известных логопедов, как И.В. Блыскиной (2014), Ю.Ф. Гаркуши (2008), М.А.Поваляевой (2012), В.С.Садовской (2011), О.В. Соболевой (2016), М.Е. Хватцева (2014), Г.Р.Шашкиной (2013) и другие.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) теоретический (анализ и обобщение литературы по проблеме);
2) эмпирический (наблюдение, эксперимент);
3) биографический (анализ анамнестических данных, изучение психолого- педагогических документов);
4) психолого- педагогический (беседа, игры, занятия);
5) получение и качественная обработка результатов исследования.
Теоретическая значимость - получение данных о нарушениях развития речи у детей дошкольного возраста, в плане особенностей формирования навыков планирования и лексического оформления текстов, что подтверждают имеющиеся в науке данные.
Практическая значимость - разработанная программа направлена на формирование лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами дидактического синквейна. Может быть использована студентами, по направлению специальное дефектологическое образование, а также в работе с детьми с нарушениями речи.
Организационная база исследования. Исследование и практическая работа проводилась на базе детских образовательных учреждений компенсирующего вида №286, №251, №38
В исследовании участвовало 50 детей с общим недоразвитием речи, посещавших подготовительный кружок, из них 25 детей были в группе контроля, другие 25 детей в группе эксперимента, где применялся метод дидактического синквейна.
Этапы исследования:
1) аналитико- подготовительный, сбор теоретического материала по теме - май, июнь, июль, август- 2015 год
2) констатирующий эксперимент, проведение эксперимента, анализ результатов - сентябрь, октябрь- 2015 год
3) формирующий эксперимент - ноябрь, декабрь- 2015 год; январь, февраль, март, апрель- 2016 год
4) завершающий этап - май, июнь- 2016 год
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из титульного листа, введения, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы, приложении.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная работа посвящена проблеме развития лексики с общим недоразвитием речи методом дидактического синквейна.
В связи с недоразвитием лексики, у детей нарушаются коммуникативные, познавательные, интеллектуальные способности, что в свою очередь влияет на дальнейшее развитие и обучение ребёнка.
Нами изучена литература по данной проблеме. Решением проблемы развития лексики занимались Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б., Гвоздев А. Н., Левина Р. Е., Волкова Л. С., Лапаева Р. И., Серебрякова Р. И. и др.
В нашей работе представлены данные об особенностях лексики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и детей, где мы проводили занятия с включением дидактического синквейна.
Исследования детей с общим недоразвитием речи, анализ методической литературы показывают, что иногда после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями остаются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Поэтому часто даже на первый взгляд у благополучных первоклассников возникают проблемы в учебе. Трудности проявляются не сразу, а чаще всего во второй половине года, когда повышаются требования к скорости выполнения заданий и на первый план выходят умения анализировать информацию, выбирать главное, коротко и точно выражать свои мысли.
Развить эти способности еще в дошкольном возрасте поможет использование в логопедической практике дидактического синквейна. Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.
Задания для детей могут быть разными:
- - составление синквейна всеми детьми к одному предмету по
лексической теме, составление синквейнов к разным словам - предметом, связанных между собой одной лексической темой.
Темами синквейнов служат лексические темы, которые усваивают дети в логопедической группе. Это находит отражение в календарно - тематическом планировании.
Каковы же преимущества метода дидактического синквейна?
Синквейн - это один из эффективных методов развития речи дошкольников.
Он имеет все признаки технологичности:
1. Является игровым приёмом.
2. Ребёнок реализует свои творческие и интеллектуальные
возможности.
3. Простота в применении. Составлять могут научиться все.
4. Используется как заключительное задание по пройденному материалу.
5. Вырабатывает способность к анализу.
6. Синквейн используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Дидактический синквейн используется психологами в школе и в детском саду, как эффективный инструмент для рефлексирования, а также в работе учителей предметников в школе, как средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность обобщать резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний учащегося. Ребёнок, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейн.
Система использования метода дидактического синквейна в дошкольных учреждениях компенсирующего вида №286, №251, №38
Над синквейном работа идет по четырем направлениям:
Логопед - ребенок;
Логопед-родители-ребенок (рекомендации составить синквейн с родителями дома по теме или повторить);
Логопед-воспитатель - ребенок (при анализе работ продуктивной деятельности, на вечерних занятиях по заданию логопеда);
Логопед - психолог - ребенок (для рефлексии).
Из примеров детских синквейнов видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:
- иметь достаточный словарный запас в рамках темы;
- владеть обобщением;
- владеть понятиями: «слово - предмет» (живой не живой), «слово - действие», «слово - признак»;
- научиться правильно, понимать и задавать вопросы;
- согласовывать слова в предложении;
- правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
Можно сказать, при работе с синквейном сначала уточняется лексика и грамматика. Это позволяет добиться хороших результатов при работе над развитием внутреннего плана высказывания на уровне предложения



1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 234 с.
2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Акубикова А.К. Роль семьи в обучении и воспитании ребенка с общим недоразвитием речи // Специальное образование. - 2014. - №9. - с. 6870.
4. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - с. 272
5. Бабина Г.В., Грассе Н.А. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - М. - Воронеж: МОДЭК, 2011. - 240 с.
6. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Дыхательная гимнастика. - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 112 с.
7. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2013. — 64 с.
8. Виноградов В.В. Исследования по русской грамматике : Избр. тр. / В.В. Виноградов ; [Ред. тома Н.Ю. Шведова]. - М. : Наука, 1975. - 559 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. - 362 с.
10. Г аркуши Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. . — М.: Секачев В.Ю.. ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. — 128 с.
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - СПб: Изд-во «Детство-пресс», 2007. - 470 с.
12. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. - М.: Просвещение, 1984. - 175 с.
13. Глухов В.П. Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей с общим недоразвитием речи // Педагогика и психология образования. - 2014. - №1. - с. 89-97.
14. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Владос, 2011. - 112 с.
15. Жигорева М.В. Система психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2012. - 24 с.
16. Заваденко Н.Н. Нарушение формирования устной и письменной речи //Врач. - 2014.- №9.- с.35-41.
17. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т М.,1986
18. Иваненко А.П. Словарная работа в детском саду. - Запорожье, 1975
19. Иванова Н.П. Лексические упражнения в детском саду // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М., 1980
20. Каше Г.А. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи. — М.: АПН РСФСР, 1962.
21. Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. - М.: Астрель, 2013. - 180 с.
22. Костенькова О.Н. Комплексный подход к преодолению речевых нарушений у детей.// Логопед в детском саду. - 2011. - №9. - с.66-71.
23. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Союз, 2011. - 222с.
24. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. - М.: АРКТИ, 2015. - 222 с.
25. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., Изд-во МГУ, 2005. - 352 с.
26. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов.- М.: Владос, 2013. - 303 с.
27. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов пед.высших учеб.заведений. / Под ред. Л.С.Волковой. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2014. - 703 с.
28. Лохов М.И., Фесенко Ю.А. Коррекция заикания и других речевых расстройств детского возраста. - СПб: Детство-Пресс, 2010. - 160 с.
29. Лурия А.Р. Речь и интеллект в развитии ребёнка. — М., 1927
30. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с целебральным параличом: Кн.для логопеда. - М.: Просвещение, 1985.
31. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.,: Питер, 2011. - 280 с.
32. Онунич Н.А. Дыхательная гимнастика для детей. - М.: Здоровое детство, 2014. - 70 с.
33. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - 448 с.
34. Порфирьева Т.Б. Грамматический строй речи у старших
дошкольников с ОНР / в сб: Комплексное сопровождение детей с
ограниченными возможностями здоровья: развитие инновационных моделей. Сборник научных статей. / отв. ред Т.Н. Семенова. - М., 2015. - с. 134-136.
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - 2-е изд. (1946г.) - СПб.: 2002 - 720 с
36. Рудакова И.А., Баканова О.И. Нарушения речи у детей 4-6 лет: проблема классификации для инклюзивного образования // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. - 2015. - №2. - с. 62-65.
37. Садовская В.С. Компетентность родителей как условие
полноценного речевого развития ребенка-дошкольника.// Научно-педагогический журнал Восточной Сибири. - 2011. - №4. - с. 35.
38. Самарцева Н. П. Обучение и воспитание детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с проблемами фонетикофонематического развития.// Практическая психология и логопедия. - 2014. - №
1. - С. 8-15.
39. Сдобнова А.П. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. - Выпуск № 3 / том 13 / 2013
40. Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения (теоретический курс). Учеб. пособие. — 3-е изд., испр. и доп. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 320 с.
41. Соболева О.В. Использование дыхательной гимнастики для оздоровления дошкольников / в сб. Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе. Сборник научных статей Всероссийской с международным участием очно-заочной практической конференции. - Воронеж, 2016.- с. 468-472.
42. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. . — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с.
43. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. 1 - 4 классы- Науч. -исслед. ин-т дефектологии АПН СССР.— М.: Педагогика, 1980. — 192 с.
44. Ткаченко Т. А. Проблема коррекции фонетических нарушений у детей на современном этапе.// Логопедия. - 2004. - №1(3). - С.11-15.
45. Ушакова Т.Н Речь: истоки и принципы развития. - М.: ПЕР СЭ, 2004. - 256 с.
46. Ушинский К.Д. Детский мир.Хрестоматиия. - М.: Эксмо, 2009. - 673 с.
47. Филичева Т.Б. Туманова Т.В. Воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста. Программно-методические рекомендации. - М.: Дрофа, 2011. - 180 с.
48. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Современный подход к проблеме выявления и коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / в сб.: Современные проблемы речевого дизонтогенеза: психологопедагогические аспекты. Международный сборник научных трудов. - М., 2011. - с. 35-45.
49. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у
детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений.- М.:
Профессиональное образование, 1993. - 232с.
50. Фомичева М.Ф. Введение в логопедию. Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка. Учебное пособие для студентов и слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации. - М.: МПСИ; В.:МОДЭК, 2014. - 88 с.
51. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений. В двух книгах. Книга 1. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2014. - 293 с.
52. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с
53. Чиркина Г.В. Проблема обучения детей с нарушениями речи в контексте их особых образовательных потребностей.// Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2012. - №2. - с. 155-166.
54. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. - М.: АРКТИ, 2013. - 240 с.
55. Шахнарович А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики. - М.: Просвещение, 2011. - 280 с.
56. Шахнарович А.М. Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников. - М.: Знание, 2012. - 120 с.
57. Шахнарович А.М. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе // Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. - М.: Просвещение, 2000. - 203 с.
58. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. - М.: Владос, 2013. - 240с.
59. Швачкин Н.Х.Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие. - М.: Лабиринт, 2014. - 330 с.
60. Шипилова Е. В. Основы логопсихологии. учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.- 223 с.
61. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. - М.: Наука, 1998. - 80 с.
62. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте //Избр.псих.труды. - М., 1989.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ