Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Работа №67085

Тип работы

Главы к дипломным работам

Предмет

социальная работа

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость3752 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
373
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ 10
СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
1.1. Семья в социально опасном положении: понятие, 10
характеристика
1.2. Социальная поддержка семей, находящихся в социально 21
опасном положении: содержание, принципы, нормативно-правовые основы
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ 34
СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
2.1. Взаимодействие субъектов социальной поддержки семей, 34
находящихся в социально опасном положении
2.2. Диагностика проблем социальной поддержки семей, находящихся 48 в социально опасном положении, в муниципальном районе
«Краснояружский район» Белгородской области
2.3. Муниципальная модель социальной поддержки семей, 66
находящихся в социально опасном положении: междисциплинарное ведение случая
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80



Актуальность темы исследования. Семья выступает ключевым агентом социализации, поэтому материальные, психологические, педагогические проблемы, возникающие в семье, оказывают негативное воздействие на развитие ребенка и его благополучие.
Все отклонения в поведении несовершеннолетних - безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ - имеют в своей основе один источник - социальную дезадаптацию, корни которой всегда кроются в семье. Такой ребенок «вследствие своей безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия» [7]. Без изменения семейной ситуации в целом, любые изменения в ребенке не носят стабильного характера.
Семьей, находящейся в социально опасном положении, закон определяет такую семью, в которой родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или содержанию), отрицательно влияют на их поведение, жестоко с ними обращаются. В таких семьях ослаблен контроль за поведением ребенка, что обусловливает высокую степень его подверженности негативным влияниям извне. Дети из семей, находящихся в социально опасном положении, могут быть склонны к нарушению общественного порядка, совершению правонарушений [7].
Попаданию семьи в категорию «семья, находящаяся в социально опасном положении» во многом способствует воздействие на нее одного или нескольких деструктивных факторов риска, несущих в себе потенциал негативных изменений в определенной сфере жизнедеятельности семьи (материальной, правовой, физической, психологической, социальной и т. п.). При этом потенциальный риск может реализоваться в неблагоприятных для воспитания детей экономических и психолого-психологических условиях, конфликтах, алкогольной и наркотической зависимости членов семьи, жестоком обращении по отношению к детям.
Кроме того, с ростом числа семей, находящихся в социально опасном положении, увеличивается количество социальных сирот, происходит постепенная деградация семей.
Сложившаяся неблагоприятная ситуация требует осуществления комплекса мер по выявлению и социальной реабилитации неблагополучных семей, разработки механизмов реальной помощи семьям и детям, находящимся в социально опасном положении. Социальная поддержка такой семьи в современных условиях приобретает все более актуальный характер.
В Российской Федерации накоплен большой практический опыт использования разнообразных форм и технологий социальной поддержки семей, находящихся в социально опасном положении, сформирована законодательная и нормативная база, регламентирующая предоставление мер социальной защиты, создана сеть учреждений для оказания семье разнообразных услуг социального характера. Однако некоторые факторы существенно снижают эффективность мер социальной поддержки семьи, находящейся в социально опасном положении. Например, недостаточное межведомственное взаимодействие не позволяет в полной степени решать проблемы таких семей. Изложенные соображения свидетельствуют о научной и практической актуальности темы диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема полноценного функционирования семьи в современном мире и различные процессы, происходящие в ней, перспективы развития семьи и ее социальной поддержки являются предметом исследования многих ученых. Можно выделить следующие направления современных исследований семьи:
- теория и методология исследования семьи (Э. Берджесс, Э. Воугел,
Э. Гидденс, П. Глик, У. Гуд, Э. Дюркгейм, К. Девис, Н. Луман, Ф. Ле Пле, М. Мид, Л. Морган, Дж. Мердок, Р. Мертон, Т. Парсонс, Н. Смелзер, П. Сорокин, Р. Хилл, В. Штраус, Я. Щепаньский, М. Элмер и др.);
- системное представление семьи (А. Антонов, В. Архангельский, И. Бестужев-Лада, Э. Васильева, А. Волков, Ю. Гаспарян, С. Голод, В. Голофаст, М. Мацковский, В. Медков, Н. Римашевская, А. Харчев, Н. Юревич, 3. Янкова и др.);
- демографические, социологические и социально-психологические исследования проблем формирования стабильности семьи (В. Белова, Г. Бондарская, В. Борисов, А. Вишневский, И. Герасимова, Т. Гурко, Л. Дарский, И. Дементьева, И. Ильина, А. Синель);
- нормативно-правовые вопросы семейного законодательства, проблемы формирования государственной семейной политики (В. Ермаков, С. Дармодехин, Г. Климантова, Ю. Королев, И. Кузнецова, Л. Нечаева и др.);
- основные направления, принципы, методы социальной работы с семьей (Л. Гуслякова, И. Зимняя, А. Лашенко, А. Попов, Л. Топчий, Е. Холостова и др.);
- проблемы социальной защиты семьи, поиск новых форм и методов
социальной поддержки семей, находящихся в социально опасном положении (Л. Безлепкина, В. Бобков, И. Гребешев, Н. Гриценко, Э. Гилинская, Е. Гонтмахер, Е. Жильцов, В. Зуев, В. Корняк, В. Литвинов, Т. Малева, JI. Овчарова,
Н. Панкратова, Л. Потолова, Л. Ржаницына, Е. Феоктистова, Л. Шинелева
A. Разумов, Н. Римашевская, JI. Ржаницына, Д. Шавишвили, А. Шевяков,
B. Шульга, Л. Якобсон, Е. Ярская-Смирнова и др.);
- вопросы социальной самозащиты семьи (С. Григорьев, А. Губарь, Л. Гуслякова, Г. Иньшин, В. Кувшинникова, Г. Мищенко и др.
Вместе с тем, продолжают оставаться актуальными проблемы социальной поддержки различных категорий семей, требуется поиск эффективных механизмов взаимодействия всех субъектов социальной сферы, оказывающих социальную поддержку семьям, дальнейшее развитие организационных форм и технологий социальной поддержки семей, в частности, посредством внедрения
междисциплинарного ведения случая в работе с семьей, находящейся в социально опасном положении.
Объект исследования - социальная поддержка семей, находящихся в социально опасном положении.
Предмет исследования - социальная поддержка семей, находящихся в социально опасном положении, посредством междисциплинарного ведения случая.
Цель исследования - раскрыть специфику социальной поддержки семей, находящихся в социально опасном положении, и разработать муниципальную модель социальной поддержки семей, находящихся в социально опасном положении.
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение
следующих задач:
- охарактеризовать теоретические основы социальной поддержки семей, находящихся в социально опасном положении;
- провести диагностику проблем социальной поддержки семей, находящихся в социально опасном положении, в Краснояружском районе Белгородской области;
- разработать муниципальную модель социальной поддержки семей, находящихся в социально опасном положении, на основе междисциплинарного ведения случая.
Гипотеза исследования: социальная поддержка семей, находящихся в социально опасном положении, будет успешной при условии реализации комплексного индивидуального подхода к каждой семье на основе междисциплинарного ведения случая.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теория деятельности (Л. Выготский, А. Леонтьев, С. Рубинштейн и др.); теории системного и структурно-функционального подхода (В.Н. Андреев, В. Краевский, Э. Дюркгейм, Н. Луман, Т. Парсонс и др.); теория открытых и активных развивающихся систем (А. Армонд, В. Глушков и др.); теория влияния социальной среды на формирование личности (Л. Выготский, И. Кон, Л. Харчев и др.); теория социальных систем (М. Вебер, Э. Дюркгейм, О. Конт, Г. Спенсер); теория ситуационного подхода (П. Друкер, Ф. Каст и др.). Автором использованы теории и концепции, связанные с проблемой организации внутриорганизационного и межорганизационного взаимодействия (Н. Данакин, B. Дудченко, А. Пригожин, А. Стрыгин, В. Щербина и др.).
В работе использованы системный подход, позволивший рассмотреть элементы социальной поддержки семьи, находящейся в социально опасном положении в их целостности и взаимосвязи; логико-теоретический подход, ориентирующий на анализ категориального аппарата, внутренней структуры изучаемых концепций и подходов в исследовании социальной поддержки семьи, находящейся в социально опасном положении; компаративный анализ, основанный на методах сравнительной социологии, при изучении опыта поддержки семей, находящихся в социально опасном положении.
Идеи, необходимые для проведения эмпирического исследования, автор находит в разработках, посвященных методологии социологического исследования (Г. Батыгин, И. Девятко, В. Ядов), сочетанию количественных и качественных методов исследования (П. Романов, В. Семенова, В. Ядов).
На различных этапах исследования были использованы следующие методы научного исследования:
- теоретический анализ литературы по теме исследования (позволил проанализировать особенности социальной поддержки семей, находящихся в социально опасном положении, определить основные принципы социальной поддержки семей, находящихся в социально опасном положении, определить механизмы взаимодействия субъектов социальной сферы в социальной поддержке семей, находящихся в социально опасном положении);
- анализ нормативно-правовых документов (позволил изучить нормативно-правовую базу социальной поддержки семей, находящихся в социально опасном положении, выявить концептуальные подходы к решению проблем изучаемой категории);
- методы эмпирического исследования (экспертный опрос, массовый опрос семей), обработка и анализ результатов социологического исследования (позволил получить информацию о проблемах социальной поддержки семей, находящихся в социально опасном положении, наметить пути оптимизации данного процесса);
- математические методы обработки результатов исследования (пакет прикладных программ SPSS.22.0);
- моделирование (позволил разработать муниципальную модель социальной поддержки семей, находящихся в социально опасном положении, посредством внедрения междисциплинарного ведения случая).
Эмпирической базой исследования послужили:
- нормативно-правовые документы федерального, регионального, муниципального уровней по вопросам социальной поддержки детей и семей, находящихся в социально опасном положении;
- статистические материалы Федеральной службы государственной статистики и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, статистическая и отчетная информация Управления социальной защиты населения администрации Краснояружского района;
- материалы проведенного автором социологического исследования «Диагностика проблем социальной поддержки семей, находящихся в социально опасном положении», проведенного автором в период прохождения производственной практики в ноябре 2016 года. В ходе исследования было осуществлено интервьюирование специалистов отдела по защите семьи, материнства и детства, отдела опеки и попечительства управления социальной защиты населения администрации Краснояружского района, управления образования администрации Краснояружского района, территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, специалистов СМБУСОССЗН «Краснояружский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», специалистов ОГБУЗ «Краснояружская ЦРБ» (n=21), интервьюирование семей, проживающих на территории Краснояружского района, являющихся получателями социальных услуг (n=25).
Научная новизна исследования состоит в разработке муниципальной модели социальной поддержки семей, находящихся в социально опасном положении, на основе междисциплинарного ведения случая.
На защиту выносится следующее положение: муниципальная модель социальной поддержки семей, находящихся в социально опасном положении, основана на принципах приоритета интересов и потребностей клиента, сотрудничества, активизации клиента, индивидуализации, опоры на имеющиеся ресурсы, актуальной информации, последовательности и преемственности, ответственности и будет способствовать оптимизации жизнедеятельности семьи, находящейся в социально опасном положении, путем оказания ей социальной поддержки наиболее эффективным и адекватным способом.
Научно-практическая значимость работы. Обоснована муниципальная модель социальной поддержки семей, находящихся в социально опасном положении, основанная на внедрении междисциплинарного ведения случая, в которой показана взаимосвязь деятельности субъектов ведения случая; выявлена совокупность критериев эффективности междисциплинарного ведения случая в работе с семьей, находящейся в социально опасном положении. Теоретические положения и выводы диссертации могут быть использованы в ходе разработки и реализации социальной политики органов государственной и муниципальной власти в отношении семей и детей, находящихся в социально опасном положении, их социальной поддержки; в деятельности социальных служб, занимающихся практической реализацией социальной поддержки семей, находящихся в социально опасном положении.
Материалы исследования могут найти применение в преподавании дисциплин бакалавриата и магистратуры по направлению Социальная работа, а также в различных формах подготовки и переподготовки кадров социальных работников, государственных и муниципальных служащих.
Апробация результатов исследования. Работа прошла апробацию в ходе научно-исследовательской практики на базе управления социальной защиты населения администрации Краснояружского района (2016 г.), представлен акт о внедрении результатов исследования.
Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в докладах на следующих научных и научно-практических конференциях: VI Всероссийская научно-практическая конференция «Социальная работа в современной России: взаимодействие науки образования и практики» (27-28 ноября 2014 г.), VII Всероссийская научно-практическая конференция
«Социальная работа в современной России: взаимодействие науки образования и практики» (26-27 ноября 2015г.), VIII Международная научно-практическая конференция «Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики» (30 ноября - 1 декабря 2016 г.).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 87 наименований. Содержание диссертационной работы изложено на 90 страницах и включает 8 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Согласно данным статистики, в современной России более 65 тысяч семей находятся в социально опасном положении, что составляет в общей сложности около 200 тысяч человек, из них 60 % - дети [74].
К семьям, находящимся в социально опасном положении, относят семьи с беспризорностью или безнадзорностью детей; семьи с противоправным поведением родителей или иных законных представителей несовершеннолетних; семьи, где взрослые не исполняют своих обязанностей по воспитанию детей, их обучению и (или) содержанию; семьи с жестоким обращением с детьми, внутрисемейными конфликтами и т. п. Особенностями большинства таких семей являются множество проблем, трудности в социальной адаптации, зависимость всей семьи от ее «проблемного» члена, привыкание к внешней помощи в кризисных ситуациях, иждивенческие настроения, девиантная субкультура и т. п.
Рассматриваемые семьи испытывают острую потребность в помощи государства посредством работы с ними социальных служб. Главная цель таких учреждений заключается в том, чтобы обеспечить помощь семьям, которые в ней нуждаются, давая возможность осознать существующие проблемы и начать процесс планомерного выхода семьи из социально опасного положения, что способствует предотвращению дальнейших проблем. При этом постоянно идет поиск новых форм и методов работы, так как трудности семей чрезвычайно разнообразны и переменчивы, а их желание получить помощь очень противоречиво (от полного отказа от необходимой и предусмотренной законом помощи до иждивенческих настроений).
При определении семей, находящихся в социально опасном положении, исследователи выделяют следующие основные критерии:
- проживание несовершеннолетнего в обстановке, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, отсутствие у родителей (иных законных представителей) постоянного заработка, жилья;
- неисполнение родителями (иными законными представителями) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий проживания несовершеннолетнего);
- отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (иных законных представителей) (злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни;
- вовлечение детей в совершение антиобщественных действий
(правонарушения, распитие спиртных напитков, бродяжничество,
попрошайничество, проституция и т.д.);
- жестокое обращение с детьми со стороны родителей (иных законных представителей) (нанесение вреда физическому, психическому здоровью детей); отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей, неисполнение родителями (иными законными представителями) обязанностей по обучению детей; совершение правонарушения или преступления несовершеннолетними; семьи, где родители ограничены в родительских правах [3].
Состояние социальной поддержки семей, находящихся в социально опасном положении, определяется результатами воздействия целого ряда факторов как общегосударственного, так и регионального масштаба. С одной стороны, идут процессы, стимулирующие расширение ресурсной базы государственной политики в отношении семьи. С другой, - не ослабевает действие негативных социально-демографических, экономических факторов, под воздействием которых уровень социальной уязвимости семьи не уменьшается, а по ряду показателей даже растет. Затянувшийся кризис оказал воздействие как на социальное, так и на морально-психологическое состояние семей.
Дефицит ресурсов государства выражается не только в ограниченности финансовых средств, но также и концептуальной и технологической неоснащенности социальной политики, в недостатке квалифицированных кадров, некоторой разобщенностью усилий учреждений различной ведомственной принадлежности и недостаточной разработанности механизмов социальной поддержки семьи в целом. Это требует поиска наиболее эффективных организационных форм социальной поддержки семьи, находящейся в социально опасном положении.
Все это обусловливает сложность задач органов социальной защиты населения на уровне регионального государственного управления и местного самоуправления, которые планируют и реализуют деятельность в целях социальной поддержки наиболее уязвимых слоев населения, в том числе, семей с детьми.
Вместе с тем, именно на уровне, максимально приближенном к населению, возможно создание и реализация наиболее продуктивной, целостной, адекватной требованиям времени поддержки семьи.
Механизм оказания социальной поддержки семей, находящихся в социально опасном положении, складывается из различных элементов. К числу основных составляющих данного механизма можно отнести нормативно-правовой, финансовый, организационный, кадровый, информационный и др., без которых невозможно оказание полноценной поддержки.
Проведенное социологическое исследование показало, что деятельность социальных учреждений и служб по реализации социальной поддержки семей и детей, находящихся в социально опасном положении на практике имеет достаточное количество проблем, среди которых отсутствие единого для всех служб и ведомств алгоритма и инструментов оценки ситуации в семье, карательный принцип профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, формальный характер реализации принципа добровольности в работе с семьей, недостаточно высокий уровень мотивации и профессиональной компетентности специалистов, работающих с семьей в социально опасном положении, недостаточная скоординированность
профилактической и реабилитационной работы с семьей, что свидетельствует о наличии проблем межведомственного характера в решении вопросов социальной поддержки семей в социально опасном положении.
В связи с этим мы предложили внедрение модели социальной поддержки семей, находящихся в социально опасном положении, основанной на междисциплинарном ведении случая, которая является практическим механизмом реализации индивидуальной профилактической работы с семьей междисциплинарной командой специалистов.
Модель междисциплинарного ведения случая является механизмом управления социальной поддержкой семьи, находящейся в социально опасном положении, включающим в себя следующие компоненты: целевой (цель, задачи, принципы); содержательный (социально-педагогическое, социально¬
психологическое, социально-медицинское, социально правовое, социально-экономическое, социально-бытовое направление); технологический (формы, методы, технологии социальной поддержки семьи, находящейся в социально опасном положении); результативный (динамика решения проблем семьи).
Рассмотрение вопросов, затронутых в данной работе, позволяет констатировать, что решение проблем социальной поддержки семей, находящихся в социально опасном положении, действительно представляет собой одно из важнейших направлений социальной политики государства в отношении семьи и детей.
Реализация модели междисциплинарного ведения случая обеспечит тесный практический межведомственный контакт специалистов органов и учреждений, работающих с семьей в социально опасном положении, повысит мотивационную готовность специалистов к ведению случая. Основанная на принципах приоритета интересов и потребностей клиента, сотрудничества, активизации клиента, индивидуализации, опоры на имеющиеся ресурсы, актуальной информации, последовательности и преемственности, ответственности модель будет способствовать оптимизации жизнедеятельности семьи, находящейся в социально опасном положении путем оказания ей социальной поддержки наиболее эффективным и адекватным способом.




Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ