Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конструирование границы «свой/чужой» в студенческой среде

Работа №67061

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы114
Год сдачи2017
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
202
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Студенческая среда в контексте внешних факторов,
постулируемых мировым сообществом
1.2. Толерантность как постоянное усилие
1.3. Амбивалентность глобальных процессов
1.4. Гетеростереотип как усреднённый образ «другого»
Глава 2. Граница как субъективный конструкт
2.1. Дуальность категорий «свой-чужой»
2.2 Значимость латентных границ в обществе
2.3. Классификация как основной элемент формирования границы
2.4. Искусственный разрыв естественной неразрывности
2.5. Сравнение как необходимый атрибут осознания собственной
идентичности
Глава 3. Результаты эмпирического исследования «Конструирование
границы «свой/чужой» в студенческой среде на примере иностранных
студентов Санкт-Петербурга»
3.1. Представления, стереотипы
3.2. Выбор места учёбы
3.3. Прибытие в Россию
3.4. Городская среда
3.5. Учёба
3.6. Общежитие
3.7. Внеучебная деятельность, отдых
Заключение
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ

Усилившаяся в последнее время тенденция, связанная с делением людей на две антагонистические группы «своих» и «чужих»» в любом обществе является важной темой для изучения. Позитивный образ «другого» может улучшить взаимодействие и сократить социальную дистанцию между людьми, а негативно воспринимающийся образ «чужого» способен значительно затруднить взаимодействие, перейдя в открытую конфронтацию, тем самым, увеличивая социальную дистанцию. Обращение к студенческой среде связано с тем, что образованное молодое поколение представляет будущее любого общества, а их отношение к «другому» и постулирование значимости собственной группы отражает возможную тенденцию развития общества в будущем. Термины «другой» и «чужой» в данной работе используются в качестве идентичных понятий. Также студенческая среда интересна в качестве формирования границ между людьми тем, что она является гетерогенной, что подразумевает её внутреннюю возможную конфликтогенность. Обращение к теме конструирования границ среди студенчества, как будущих профессионалов, помогает выяснить, каким образом деление на «своих» и «чужих» опосредует взаимодействие между разными людьми, а также помогает выявить трудности, с которыми люди сталкиваются при общении.
Объектом работы являются иностранные студенты, учащиеся в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга, а предметом - конструирование границы «свой/чужой» в студенческой среде Санкт-Петербурга. Цель работы - выявить механизмы конструирования границ «свой/чужой» в студенческой среде и их влияние на взаимодействие между студентами. Для решения поставленной цели сформулировано ряд задач:
1. Узнать практики, использующиеся студентами для формирования границы «свой/чужой»;
2. Выяснить, в каких ситуациях граница внутри студенческой среды между «своими» и «чужими» актуализируется, а в каких нивелируется;
3. Понять, каким образом внешние факторы (СМИ и пр.) влияют на формирование границ между студентами;
4. Выяснить, как внутренние факторы (воспитание и пр.) отражаются на конструировании границ между студентами;
5. Узнать, как с течением времени трансформируется инкорпорация в группу «своих» и «чужих» в студенческой среде;
6. Выявить и объяснить причины, которые способствуют или же мешают иностранному студенту интегрироваться в студенческую среду.
Проблемная ситуация указывает на возможные положительные или отрицательные последствия выделения «своих» и «чужих» в студенческой среде. В связи с чем был сформулирован ряд гипотез:
1) Группа «своих» и «чужих» не является статичным и фиксированным элементом, а меняется в зависимости от ситуации, то есть граница - субъективный конструкт человека;
2) На формирование границы «своих» и «чужих» в равной мере влияют как внешние (СМИ, уличная и университетская среда, внеучебная деятельность), так и внутренние факторы (воспитание);
3) Деление людей на «своих» и чужих упрощает взаимодействие между ними.
Основной акцент в данной работе сделан на взаимосвязи конструирования границ «свой/чужой», обусловленных различным сочетанием внутренних и внешних факторов, между индивидами в процессе взаимодействия, возникающего в студенческой среде, и оцениванием студентами группы «других» как представителей качественно иной культурно-социальной среды, а также возможными конфликтными ситуациями между представителями разных групп.
Ключевыми понятиями являются: граница, маркер, студенчество, иностранный студент, взаимодействие, «свой», «чужой», глобализация, стереотип. Далее каждый термин будет рассмотрен по отдельности, чтобы понять в каком именно значении он будет использован в работе.
• Граница - конструкт, созданный людьми при взаимодействии, призванный разделять «своих» и «чужих»;
• «Свой» - принадлежащий себе, имеющий отношение к себе;
• «Чужой» - не собственный, принадлежащий другим, не свой, посторонний;
• Маркер - важная и значимая характеристика именно в данный момент времени;
• Студенчество - это учащиеся высших учебных заведений;
• Иностранный студент - лицо, прибывшее из другой страны, для получения высшего образования;
• Глобализация - это процесс объединения или сближения экономических, социальных и культурных норм, привычек и принципов во многих странах, с одной стороны, нивелирующий границу, с другой, актуализирующий культурную самобытность;
• Стереотип - это упрощённый, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо общности.
В качестве целевой группы выбраны иностранные студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга. Такой выбор обоснован тем, что иностранные студенты являются представителями иных культурных групп и паттернов поведения, а значит, имеют тенденцию
маркироваться местными жителями как «другие». В эмпирическом исследовании все иностранные студенты являются студентами 3 курса бакалавриата университетов Санкт-Петербурга (Санкт-Петербургский Государственный университет и Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого), такой срок обучения позволяет сделать вывод об успешной адаптации в новом обществе и адекватному оцениванию отношения к себе со стороны «других» на различных площадках взаимодействия. Также был выбран качественный метод сбора данных - глубинное интервью, которое позволяет детально изучить мнение и опыт респондентов по интересующему вопросу конструирования границ «свой/ чужой» в разных средах. Метод «снежного кома», используемый исследователем как основной при поиске респондентов, связан с трудной доступностью к целевой группе.
Теоретическую базу работы составляет конструктивистский подход, который позволяет рассмотреть границы как продукт человеческой социальной деятельности, который носит субъективный характер и является динамичным и ситуативным конструктом. Таким образом, границы каждый раз видоизменяются в процессе взаимодействия по различного рода причинам, связанным с изменением как внутренней, так и внешней обстановки.
Студенческой средой занимаются многие исследователи, так как эта тема носит междисциплинарный характер. Основной упор делается на изучении межкультурной коммуникации, вызывающей трудности при взаимодействии, а также постулировании толерантных взглядов по отношению к «другим» (Арефьев А., Болотнов А., Кузьмина А. и т.д.).
Границы при таком ракурсе являются площадками конфликтных ситуаций среди студентов. В качестве внешних факторов выбраны глобализация (Э. Гидденс, П. Бергер, С. Хантингтон), которая как нивелирует, так и создаёт границы «своих» и «чужих»; стереотипы (Гайфуллина Н., Талышева И. и др.), упрощающие взаимодействие и образующие заранее заданный образ «другого». Разные подходы к «чужому» выделяют Г. Малецке, И. Нойманн, В. Лысенко, Г. Зиммель. Основными теоретиками конструирования границ выступают М. Дуглас, Э. Лич и Ф. Барт. Следовательно, вышеперечисленные теоретические концепции далее будут рассмотрены более детально

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Студенческая среда является дуальным человеческим образованием, которое, с одной стороны, инкорпорирует всех студентов в группу «своих» на основе совместного обучения и статуса «студент», с другой стороны, маркирует некоторых студентов как «чужих» по причине их «инаковости» по отношению к принимающему обществу. Отношение к «другим» может иметь позитивную, нейтральную или негативную коннотацию, зависящую от конфигурации внешних и внутренних факторов в конкретный момент взаимодействия.
Теоретические концепции изучения границ дихотомических групп «своих/чужих» позволяют обосновать причины, на основе которых индивиды формируют границы. Во-первых, необходимость дробления мира на различные категории связана с желанием сохранения и актуализации «родного», присущего только «своим» от интервенции со стороны внешних источников, а значит, «чужих», что отмечает Э. Лич. Данное желание связано с внутренней потребностью стабильности в постоянно меняющемся мире. Во-вторых, граница является субъективным конструктом человека, создаваемым в процессе взаимодействия между «разными» людьми, то есть граница - это не объективная данность общества, а субъективное стремление человека сформировать границу по значимым для него признакам. М. Дуглас считает, что таким образом происходит отделение классификации «своего» от «чужого» В качестве значимых характеристик создания и актуализации границы выступают диакритики, являющиеся необходимым элементом для конструирования границы и актуализации собственной идентичности, по мнению Ф. Барта. Только при непосредственном контакте взаимодействия и сравнения с «другими» осознаётся значимость собственной группы и выделение её из поля «других». Важной характеристикой границы является её вариативность и процессуальность. Динамичность границы связана с постоянно меняющимися установками человека, с его опытом взаимодействия с «другими», а также с внешней средой, которая окружает индивида, способствуя определённому образу «чужого». Процессуальность указывает на важность момента взаимодействия между «разными» людьми, который способен актуализировать разные способы формирования границ, в зависимости от внутренней потребности человека. Как итог, «чужой» - это необходимый и маргинальный элемент общества, по мнению Г. Зиммеля. Он может выступать в качестве неизвестного, когда отношение к нему носит нейтрально-позитивный характер; а также своей «инаковостью» создавать угрозу обществу «своих», что существенно затрудняет коммуникацию и приводит к проявлению интолерантности. Таким образом, необходимость конструирования границы «свой/чужой» и последствия её экстраполяции на человеческие отношения важны для изучения учебной деятельности высших заведений в целях более эффективного межкультурного взаимодействия.
Цель исследования была достигнута, так как были выявлены механизмы конструирования границы «свой/чужой» в студенческой среде и их влияние на взаимодействие между студентами. Об этом свидетельствует различное отношение иностранных студентов к местному студенчеству и наоборот. Иностранные студенты из дальних стран, а также российские студенты по отношению к ним конструировали достаточно статичную границу «чужих», основанную на аудиальном и визуальном признаке, - внешний вид, язык. В учебном процессе данного рода границы нивелировались в связи со степенью общности обучения, актуализация происходила при обсуждении политических и исторических тем. В внеучебное время, сформированные границы «чужого», затрудняли коммуникацию и не позволяли полностью инкорпорировать «других» в группу «своих», маркируя их друзьями. Для инкорпорирования в группу «своих» студентам из дальних стран оказалась важна культурная близость и схожий опыт «инаковости». Студенты из более близких стран выстраивают менее статичную границу на личностном уровне и проявляют способность инкорпорировать в группу «своих» представителей местного студенчества, основываясь на общих интересах, а не культурной близости. В данном случае проявляется динамичный характер границ, который отражается на возможности принятия «чужих» в свою среду. Позитивная коннотация «чужих», совместное проживание и времяпровождение, а также интерес к «иной» культуре ценности способствуют увеличению возможных контактов с «другими» и включению «чужих» в свою группу. Негативная коннотация, сформированная отрицательным образом «другого», наоборот, способствует непринятию «чужого» в группу своих, а также минимизации контактов с ними. Как итог, позитивный/негативный образ «другого» способствует интенсификации контактов и принятию в свою группу, или же неприязни, и, в крайнем случае, ненависти по отношению к «другому», что может привести к конфликтным ситуациям при межкультурном взаимодействии. Следовательно, связь между границей «свой/чужой» и взаимодействием, как в учебном, так и на личностном уровне существует, что подтверждает важность формирования границ по отношению к «другому». В качестве механизмов конструирования границы и образа «другого» могут выступать: сравнение, внешние источники, внутреннее состояние человека, опыт взаимодействия, классификация, маркеры «инаковости», личностная неприязнь, культурная отдалённость, различный взгляд на мир.
Основная часть задач, сопряжённая с целью исследования была выполнена. Были изучены практики, использующиеся студентами для формирования границы «свой/чужой», а также ситуации, в которых происходит актуализация или нивелирование границы «своих» и «чужих» внутри студенческой среды. Были обнаружены практики трансформации инкорпорирования в группу «своих» и «чужих» в студенческой среде. Иностранные студенты, которые в первое время обучения были «чужими», со временем становятся «своими» в учебной группе ввиду приобретения совместного опыта обучения, а иностранные студенты из близких стран инкорпорируются в группу «своих» на основе общих интересов и опыта совместного проживания и времяпровождения. Также были выявлены причины, которые способствуют или же препятствуют иностранному студенту интегрироваться в студенческую среду. Особых трудностей у иностранных студентов при интегрировании в студенческую среду выявлено не было, так как в учебном процессе ни один респондент не испытывал негативного отношения к себе. Некоторые трудности в адаптации в основном были связаны с «чужой» средой обитания: другой язык и иная система обучения, которая в первое время была очень трудно осваиваемая. Тем не менее, интеграции способствовало позитивное отношение сокурсников и преподавателей, а также принятие культурного разнообразия как данности современного общества. Две задачи, связанные с влиянием внутренних и внешних причин в процессе формирования границы, не были выполнены в полной мере. Стереотипы значительно способствовали конструированию границы, но глобальные ценно сти респондентами упомянуты не были, что позволяет сделать выводы, что они не играют особой роли при формировании границы. Такой внутренний фактор как воспитание не способствовал созданию границы между «своими» и «чужими». Как итог, задачи были выполнены, что позволило добиться достижения необходимой исследовательской цели.
Гипотеза о динамичном и субъективном характере конструирования границы была существенно подтверждена. Она основывается на дуальном характере границы «свой/чужой». При одних обстоятельствах студенты инкорпорировали в группу «своих», основываясь на определённых диакритиках, при других - важность предыдущих диакритиков нивелировалась, и студенты конструировали границу по иному признаку, что доказывает субъективность формирования границы. Следующая гипотеза, указывающая на равнозначное влияние внутренних и внешних факторов на конструирование границы в студенческой среде, была опровергнута. Внутренние факторы оказывали большее влияние, чем внешние. Взаимодействие внутри студенческой среды, а также внеучебная деятельность и отдых стали более важным аргументом при конструировании границы, чем стереотипы, которые являлись лишь общей характеристикой группы, полученной без опыта общения с её представителями как некий усреднённый образ. Последняя гипотеза указывает на то, что деление на «своих» и «чужих» упрощает взаимодействие между людьми. Она является дуальной: с одной стороны, деление способно упростить взаимодействие, ожидая определённого поведения к себе со стороны «других», с другой стороны, деление способно значительно усложнить взаимодействие, когда имеется негативный образ «другого», экстраполирумый на представителей всей группы, тем самым, игнорируются личные качества «другого», которые могут существенно отличаться от усреднённых групповых характеристик. В целом, исследование прошло удачно, и были достигнуты цель и задачи, которые ставил перед собой исследователь.
Данная работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы конструирования границы «свой/чужой» и её влияния на взаимодействие в студенческой среде, что позволяет разработать некоторые рекомендации по реконструированию границы для создания возможности более успешной коммуникации среди студентов:
Рекомендации для улучшения взаимодействия между иностранными студентами и российским студенчеством связаны с восполнением информационных «пробелов» о «других», а именно:
1) Изучение различных культур, что способствует пониманию иных мотивов поведения, сформированных в инокультурной среде;
2) Отказ от экстраполирования образа группы «чужого» в виде стереотипов на индивида, так как в данном случае не учитываются индивидуальные характеристики «чужака».
Представленные рекомендации способствуют более осознанной коммуникации между иностранными студентами и студентами принимающего сообщества. Принятие «других» развивает в студентах возможность эффективной работы в мультикультурной команде.



1. Арефьев А. Иностранные студенты в российских вузах // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2004. №3. C. 85-94.
2. Байгильдина З. Влияние глобализации на российское студенчество // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 76-1. C. 42-47.
3. Болотнов А. Межкультурная коммуникация в студенческой среде //
Академический журнал Западной Сибири. 2013. №3. С. 48-49
4. Викулина М., Смирнова Н. Культура общения в студенческой среде вуза // Международный журнал экспериментального образования. 2010. №10. С. 40-41.
5. Гайфуллина Н., Талышева И. Исследование этнических стереотипов у студентов Елабужского института Казанского (Приволжского) Федерального университета // Современные проблемы науки и образования. 2013. №6. C. 1-7.
6. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь.
М.: Весь Мир, 2004. 120 с.
7. Головушкина М. Образ англичан в стереотипах российских студентов // Наука. Общество. Государство. 2013. №1. C. 177-183.
8. Грошева Г. Категории этноса и этничности в современном научном дискурсе // Вестник Томского Государственного педагогического университета. 2006. №1. С. 104-110.
9. Гусев А. Н. Категория социальной дистанции в творчестве Г. Зиммеля // Социологические исследования. 2009. № 04. С. 123-130.
10. Дуглас М. Чистота и опасность [Электронный ресурс]. Режим доступа:ййр://м^^щитег.т1Ь/Ьо£оз1оу Викз/Г11е сйигсй/Ои£1аз 03.рйрДата обращения 14.04.2017
11.Зиммель Г. Экскурс о чужаке // Социологическая теория: история, современность, перспективы. Ред. А. Ф. Филиппов СПб.: Владимир Даль, 2008. С. 9-14.
12.Золотова Т. Этническая толерантность и мигрантофобия в студенческой среде // Вестник Брянского Государственного университета. 2012. 1-1. С. 221-225.
13. Ильюшкин В. Роль и значение национальных стереотипов как разновидности стереотипов социальных // Вестник науки и образования. 2015. №4. С. 193-197.
14. Казакова Е. Теоретические подходы рассмотрения дуальности «Своё - Чужое» // Вестник Челябинского Государственного университета. 2014. №11. C. 120-125.
15. Казаренков В. Педагогика против стереотипов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011. №5. C. 248-249.
16. Коновалова Н. Межкультурная коммуникация и социальные ценности в студенческой среде // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2013. №3. С 63-65.
17. Кузьмина В. Межличностные конфликты в студенческой среде и условия их преодоления // Общество: социология, психология, педагогика. 2013. №1. С. 33-39.
18. Кузьмина О. Управление конфликтами в студенческой среде как объект воспитательной работы на факультете вуза // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2008. №11. С. 106-109.
19. Лич. Э. Культура и коммуникация [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://yanko.lib.ru/books/cultur/leach-culture communication.htm#Toc76581364Дата обращения 16.04.2017
20. Многоликая глобализация / Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона; Пер. с англ. В. В. Сапова под ред. М. М. Лебедевой. — М.: Аспект Пресс, 2004, 379 с.
21. Мушарова В. Формирование толерантности и гуманистических норм межэтнического общения в студенческой среде // Вестник Казанского Технологического университета. 2006. №6. C. 327-329.
22. Новикова А., Панчехина Н. К проблеме соотношения личностных черт и этнических стереотипов студентов многонационального вуза // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012. №1. С. 29-35.
23. Нойманн И. Использование «Другого»: Образы Востока в формировании европейских идентичностей / Пер. с англ. В. Б. Литвинова и И. А. Пильщикова, предисл. А. И. Миллера. - М.: Новое издательство, 2004. 336 С.
24. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://ozhegov.textologia.ru/definit/granica/?q=742&n=169388Дата обращения 13. 04.2017
25.Окорокова М. Этнические стереотипы современной студенческой молодежи // Вестник Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: История. Политология. Право. 2016. №2. C. 25-30.
26. Савченко И.Иностранный студент в России: условия и барьеры интеграции // Вестник Оренбургского Государственного университета. 2010. №4. С. 25-31.
27. Смирнова Н. Повышение уровня культуры общения в студенческой среде // Вестник университета российской академии образования. 2007. №1. С. 39-42.
28. Теплов Е. Формирование этнической толерантности в студенческой среде // Среднее-профессиональное образование. 2011. №6. C. 43-44.
29. Толстикова C. Межэтнические конфликты и их профилактика в студенческой среде // Педагогика и психология образования. 2012. №2. C.95-102.
30. Филимонова Н. Роль и место стереотипов при обучении иностранных студентов // Актуальные вопросы профессионального образования. 2013. №13. С. 141-143.
31. Халилова Н. Рецензия на монографию Е. Н. Пачколиной «Феномен маргинальности в студенческой среде» // Вестник ВЭГУ 2009. №4. C. 161-163.
32. Хлыщёва Е. Проблемы восприятия «чужого» как «своего» // Гуманитарные исследования. 2010. №4. C. 18-23.
33. Шаламова Л., Лесконог Н. К вопросу о трансляции идей модернизации российского образования в студенческую среду // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2016. №1. С. 97-101.
34. Шарова Е. Особенности формирования культуры межнационального общения в студенческой среде //Академический вестник. 2008. №3. C. 77-80.
35. Шеляхина Н. Теоретические аспекты изучения терминов социальная и этническая идентичность // Проблемы современной науки. 2013. № 7-2. С. 177-182.
36.Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий. Сборник статей/ Под ред. Ф. Барта; пер. с англ. И. Пильщикова. М.: Новое издательство, 2006. - С. 9 - 49


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ