Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«ПРАВОСЛАВНО-ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ» МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ (БУЛГАКОВА) КАК ЭТАП В РАЗВИТИИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ДОГМАТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ

Работа №67018

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы114
Год сдачи2018
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
374
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
I. ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ ДО 14
МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ (БУЛГАКОВА)
1.1. Становление православного догматического богословия 14
(обзорные характеристики)
1.2. Домакарьевские догматические построения и актуальность 39
догматического труда митрополита Макария в истории отечественной богословской мысли
11. ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ МИТРОПОЛИТА 60 МАКАРИЯ (БУЛГАКОВА) В КОНТЕКСТЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ДОГМАТИКИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX¬
XXI вв.
2.1. Догматическая система митрополита Макария в восприятиях и 60 истолкованиях архиепископа Филарета (Гумилевского) и епископа Сильвестра (Малеванского)
2.2. Место и значение догматики митрополита Макария в трудах 85 догматистов Русской Православной Церкви XX-XXI вв.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Актуальность темы исследования. В последние десятилетия в культурной жизни нашей страны наблюдается отрадное явление: происходит возрождение духовных ценностей, переосмысление накопленного духовного наследия предыдущих поколений. Актуальным в отечественной
теологической науке стало обращение к незаслуженно забытым великим деятелям духовной культуры и богословской мысли, одним из которых является митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков). Как отмечает Н.Н. Лисовой, «.без митрополита Макария (Булгакова) - и помимо него - нельзя представить себе дальнейшего развития русского богословия. Величие митрополита Макария заключается в том, что, живя Церковью и для Церкви, он сумел подняться над временным и случайным, охватить в единой богословской картине современное ему состояние православного веросознания, получить как бы мгновенный срез церковно¬исторического процесса и указать преемникам путеводные нити дальнейших исследований как в истории Церкви, так и в ее догматическом учении...».
На вторую половину XIX - начало XX века приходится расцвет богословской академической мысли в России. Этот период породил целую плеяду выдающихся деятелей богословской мысли. На ниве православного богословия и православной догматики трудились архиепископ Иннокентий (Борисов), архимандрит Иоанн (Соколов), архимандрит Филарет (Гумилевский), епископ Сильвестр (Малеванский) и другие. Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) по праву занимает в этом ряду совершенно особое, ни с кем не сравнимое место. Его труды продолжают оставаться во многом образцовыми в отношении строгой научности, обширности исследованного материала, умения правильно его систематически расположить, понятности и доступности языка изложения. Пожалуй, большинство историков русского богословия согласны в том, что без митрополита Макария невозможно представить себе перспективы развития отечественного догматического богословия.
В первые годы XXI века - в эпоху возрождения духовных традиций, открытия во многих светских высших учебных заведениях теологических факультетов - вполне своевременным является переосмысление богословского наследия митрополита.
Обращение к богословским достижениям в области православной догматики, которые оставлены нам митрополитом Макарием, актуально в связи с необходимостью выявления и отбора лучших учебных пособий по разным религиоведческим и богословским дисциплинам, среди которых наиболее сложным для освоения всегда было и продолжает оставаться таковым, догматическое богословие. Стремление сделать процесс освоения данной дисциплины более понятным и доступным побуждает нас сегодня обратиться к тем богословским наработкам и достижениям в этой области знаний, которые оставил нам митрополит.
Догматисты следующего поколения стали преимущественно развивать именно те стороны в раскрытии догмата, которые были предначертаны, но недостаточно разработаны в системе митрополита Макария, - историческую, философско-апологетическую, нравственно¬
психологическую. Богословское наследие митрополита стало тем фундаментальным основанием, на котором, как на незыблемой твердыне, возникли впоследствии и держатся все остальные опыты и в области церковной истории, и в области догматики.
Внимание к личности и творческому наследию митрополита Макария представляется также актуальным и в связи с недавним празднованием 200- летия со дня его рождения, которое сопровождалось интенсификацией исследований, посвященных митрополиту Макарию, публикацией трудов Преосвященного Владыки и работ о нем.
Особенно актуальным в исторической перспективе отечественной догматики представляется исследование труда митрополита Макария (Булгакова) «Православно-догматическое богословие». В этой работе потенциально заложены многие направления развития православной догматики второй половины XIX века и вплоть до наших дней.
Степень разработанности проблемы. Следует отметить, что исследование догматического богословия митрополита Макария не получило широкого освещения в работах, посвященных ему и его наследию. В трехтомном историко-биографическом очерке биографа митрополита Макария, протоиерея Федора Титова, сделана попытка выявить значение догматического труда митрополита на основе отзывов его современников. Автор приводит положительные высказывания в адрес Макария (Булгакова) от лица преосвященного Иннокентия (Борисова), преосвященного Анатолия (Мартыновского). Но самым ценным здесь является предпринятая Федором Титовым сравнительная характеристика «Православно-догматического богословия» со студенческими записями лекций преосвященного Димитрия (Муретова), учителя митрополита Макария по догматическому богословию. Федор Титов находит их разными в воззрениях, стиле изложения, определении задач, отношении к вопросу возможного участия человеческого разума в богопознании; указывает на отсутствие в лекциях преосвященного Димитрия истории догматов, учения отцов и доводов разума. Тем самым выявляется уникальность и самостоятельность труда митрополита.
Среди современных исследований данной проблематики попытка определить место «Догматики» митрополита Макария в отечественном богословии принадлежит Российскому историку Николаю
Николаевичу Лисовому. В его исследовании «Обзор основных направлений русской богословской академической науки в XIX - начала XX столетий» разбору «Православно-догматического богословия» митрополита Макария посвящен отдельный раздел. Н.Н. Лисовой рассматривает догматический труд митрополита Макария в качестве удавшейся грандиозной попытки научной классификации всего накопившегося материала и находит его превосходящим все ранние и более поздние отечественные догматические системы; утверждает невозможность дальнейшего развития русской богословской мысли без подведения итогов всей предшествующей догматики, которое осуществил митрополит Макарий; развенчивает несправедливые упреки в адрес его сочинения «Православно-догматическое богословие» в схоластичности и схематизме, а также подчеркивает неоднократное использование определения предмета догматического богословия, сформулированного митрополитом, в догматических опытах его преемников.
В.С. Никитина в статье «Пять основных догматических систем РПЦ второй половины XIX - начала XX века: Понимание догмата, задач догматики и богословского метода» к пяти основным догматическим системам Русской Православной Церкви относит догматические труды архиепископа Антония (Амфитеатрова), митрополита Макария (Булгакова), архиепископа Филарета (Гумилевского), епископа Сильвестра (Малеванского) и протоиерея Николая Платоновича Малиновского. Исследовательница замечает, что во многих догматических курсах второй половины XIX - начала XX века метод изложения близок к упрощенному методу митрополита Макария; встречаются также курсы, содержащие материалы нескольких из пяти крупных систем - митрополита Макария, архиепископа Филарета и епископа Сильвестра. В. С. Никитина пытается представить следующие друг за другом по времени написания труды митрополита Макария, архиепископа Филарета, епископа Сильвестра, протоиерея Николая Малиновского как некую эволюцию отечественного догматического богословия, в которой происходило уточнение формулировок, углубление задач. Однако, она не учитывает, например, что труд архиепископа Филарета уступает предшествующему труду митрополита Макария в отношении точности и четкости языкового стиля изложения материала. Поэтому вопрос о том, был ли догматический труд митрополита Макария вершиной в эволюции отечественного догматического богословия или всего лишь одним из этапов, остается открытым в силу того, что догматические опыты, появившиеся после «Догматики» митрополита Макария, в том или ином отношении всегда уступают ей.
Следует отметить статью Д.А. Капрука под названием «Студенческие годы и научная деятельность митрополита Макария (Булгакова) в Киевской и Санкт-Петербургской духовных академиях», приуроченную к празднованию 200-летия со дня рождения великого иерарха. В данной работе делается краткий общий обзор всей научной деятельности митрополита в целом, а в отношении непосредственно «Православно-догматического богословия» приводятся, наряду с положительными отзывами Иннокентия (Борисова), А.И. Введенского и других, и нелицеприятные высказывания А.С. Хомякова, митрополита Филарета (Дроздова), непонявших и недооценивших роль грандиозного труда митрополита Макария; рассуждение о достоинствах и перспективах догматики митрополита Макария протоиерея Георгия Флоровского.
Среди современных исследований, в которых выявляются основные исторические аспекты научно-богословской и практической
административной церковной деятельности митрополита Макария выделяются статьи Д. А. Капрука «Митрополит Макарий (Булгаков) и духовная цензура в XIX столетии», «Митрополит Макарий (Булгаков) и деятельность комитета по преобразованию судебной части в духовном ведомстве», «Попытка реформы. Митрополит Макарий (Булгаков) как духовный цензор и председатель комиссии 1870 года по реформе духовной цензуры»; А. А. Секирина «Митрополит Макарий (Булгаков) (1816-1882 гг.), как историк раскола старообрядчества и его миссионерская деятельность в отношении раскола и сектантства»; Е. И. Лутченко «Поклонник святой истины митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков); А.Е. Шапошникова «Митрополит Макарий (Булгаков) о церковных и монастырских библиотеках»; Н. Ю. Суховой «Митрополит Макарий (Булгаков) и епископ Кирилл (Наумов): страница из истории "ученого монашества" 1840-1860-х гг»; В. К. Харченко «Исследование пластики стиля митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова)». Но в этих статьях не исследуются догматические труды митрополита Макария.
Среди не теологических философских исследований следует назвать работу А.Ю. Голубева. В своем труде «Опыт осмысления христианской догматики в работах русских религиозных философов конца XIX - первой половины XX вв.» он рассматривает христианскую теологию до X века как часть философии. В диссертации не осмысливается христианская догматика с позиций канонического церковного учения, а представлены личные взгляды и интерпретации философов (например, В. С. Соловьева).
В кандидатской диссертации А.Э. Ларионова «Межконфессиональные отношения X-XVI вв. в церковной историографии России середины - второй половины XIX вв.: по трудам архиепископа Филарета (Гумилевского) и митрополита Макария (Булгакова)» исследует богословское наследие митрополита Макария преимущественно в области церковной историографии; догматическому наследию митрополита здесь почти не уделяется внимания.
Объектом данного исследования является отечественное догматическое богословие.
Предмет исследования - «Православно-догматическое богословие» митрополита Макария (Булгакова), его исторические основания и перспективы.
Цель исследования - показать роль и место «Православно-догматического богословия» митрополита Макария (Булгакова) в общем контексте истории развития отечественной догматической науки.
Задачи исследования определяются сформулированной выше целью. Они могут быть обозначены следующим образом:
• выявить основные особенности развития православного догматического богословия;
• уточнить значение домакарьевского догматического богословия в опыте догматических построений митрополита Макария;
• проанализировать общие отличия и особенности догматического богословия митрополита Макария в контексте отечественных догматических опытов его современников;
• охарактеризовать место и значение догматики митрополита Макария в трудах догматистов Русской Православной Церкви XX-XXI веков.
Теоретико-методологические основы исследования определяются особенностями темы исследования. В ходе исследования значительная роль была отведена системно-историческому подходу; применялся метод сравнительного анализа существующих в отечественном богословии догматических трудов (в связи с догматическим богословием митрополита Макария). Учитывался также комплекс взаимодополняющих методов исследования: метод теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме, методы изучения, обобщения и анализа существующих отзывов и мнений в отношении «Православно-догматического богословия»
митрополита Макария и других отечественных догматических трудов.
В данном исследовании мы не сочли возможным изменить первоначальный стиль каждого из авторов привлекаемых книг по общему и догматическому богословию, поскольку при этом потерялась бы авторская индивидуальность. В цитируемых текстах изменены только правила орфографии и пунктуации, согласно нормам современного русского языка.
Источниковой базой нашего исследования является прежде всего труд митрополита Макария (Булгакова) «Православно-догматическое
богословие». Кроме этого, необходимым было рассмотрение догматических опытов его предшественников и преемников. Среди работ, предшествующих догматическому труду митрополита Макария, были исследованы:
• «Записки преосвященного Георгия Конисского о том, что в России до конца XVI века не было никакой унии с Римской Церковью» (на латинском языке);
• «Orthodoxae orientalis ecclesiae dogmata, seu doctrina Christiana de credendis, ubibus eorum, qui studio theologico sese consecrarunt addixeruntque, adornata accomodataque» епископа Феофилакта (Горского);
• «Христианское Богословие для желающих в благочестии высшего успеха» иеромонаха Ювеналия (Медведского);
• «Богословие догматическое или пространное изложение учения веры православныя кафолическия церкви» протоиерея Петра Терновского;
• труд современника митрополита Макария, архиепископа
Антония (Амфитеатрова) «Догматическое богословие православной кафолической восточной церкви с
присовокуплением общего введения в курс богословских наук», в котором впервые отечественная догматика была представлена в виде русскоязычной системы, даны строгие и определения понятий догмата и догматического богословия, сформулированы предмет и метод православной догматики.
Были также исследованы работы ближайших современников митрополита Макария: «Православное догматическое богословие»
архиепископа Филарета (Гумилевского) и «Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов)» епископа Сильвестра (Малеванского), в которых была сделана попытка изложить догматы с исторической точки зрения.
В ходе подготовки к диссертации рассматривались догматические труды преемников митрополита Макария: «Догматическое богословие» протоиерея Н.П. Малиновского, «Православное догматическое богословие» протопресвитера Михаила Помазанского, «Догматическое богословие» В.Н. Лосского, «Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие» митрополита Илариона (Алфеева), «Догматическое богословие» протоиерея Олега Давыденкова, - все те, которые испытали на себе влияние догматического труда митрополита Макария.
Новизна исследования состоит в осмыслении «Православно-догматического богословия» митрополита Макария (Булгакова) как одного из самых продуктивных и исторически значимых этапов развития отечественной догматики XIX - начала XXI вв., преодолевшего многие недостатки предшествующих догматических трудов и ставшего основой для многих последующих.
Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении догматического богословия в истории богословской науки, а также при создании учебных курсов по отечественному православному догматическому богословию, катехизических образовательных программ и т.д.
Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались на I научно-практической конференции студентов и молодых ученых (с международным участием) «Венок Пушкину: 1837-2017» 18-20 апреля 2017 года, НИУ «БелГУ»; на XII Международном форуме «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения» 27-29 апреля 2017 года, ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»; на V международной научно-практической конференции «Евангелие в контексте современной культуры» «1917-2017: уроки столетия», НИУ «БелГУ»; на выездной конференции «Венок Пушкину» в Пушкинских горах 11-16 мая 2017 года; на Международной научно-практической конференции «Образование и наука в современных реалиях»; на VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием «Теология: история, проблемы, перспективы», 10 ноября 2017 года, ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»; на научно-практической конференции «Социальное служение Православной Церкви: проблемы, практики, перспективы», Санкт-Петербург, 23-24 ноября 2017 года; на XVIII Международной научной конференции «Человекознание», 30 декабря 2017 года, Кемерово; на IX Кирилло-Мефодьевских чтениях», приуроченных к Неделе науки НИУ «БелГУ», Белгород, 18 апреля 2018 года; на VI Международной научно-практической конференции «Евангелие в контексте современной культуры: духовно-нравственные ценности и будущее человечества", Белгород, 26 апреля 2018 года; на «II чтениях памяти протоиерея Иоанна Григоровича (1792-1852): историка, археографа, археолога», Минск, 10 мая 2018 года.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование основных отечественных трудов по православному догматическому богословию позволяет утверждать, что среди них наиболее полным и соответствующим своему предмету остается фундаментальный труд митрополита Макария. Предшествующие митрополиту догматические сочинения были изложены не столь точно, ясно и системно, многие были написаны на латинском и иных языках, в них догматическое богословие часто смешивалось с нравственным, отсутствовал обзор истории развития догматического богословия. Последующие же попытки характеризуются рядом заимствований из труда Макария (Булгакова), неполнотой или неточностью, вследствие чего не вполне самостоятельны, и не могут сравниться с сочинением митрополита по ясности и точности изложения. Все это позволяет утверждать, что «Православно-догматическое богословие» митрополита Макария является самостоятельным трудом, закономерным этапом в развитии отечественного богословия и уникальным неповторимым феноменом, источником, из которого черпали живительную богословскую воду для своих сочинений все последующие догматисты. Система митр. Макария - это один из самых продуктивных этапов в развитии отечественной догматической науки, представляющий ее расцвет.
Вместе с тем, все существующие отечественные догматические системы следует рассматривать как взаимодополняющие части одного единого исторического целого. Так, у архиепископа Антония (Амфитеатрова) в труде ясном и сжатом мы находим подробное объяснение и доказательство необходимости обращения за основанием догмата к Священному Писанию и Преданию. В догматике архиепископа Филарета можно заметить философско-критический дух, господство апологетическо- рационального объяснения и оправдания догматов. Догматика же епископа
Сильвестра отличается своим историзмом. Догматическое богословие митрополита Макария характеризуется систематичностью, всесторонним рассмотрением догматических вопросов и изобилием святоотеческого материала. Митрополит Макарий осуществляет историческое
рассмотрение догмата, которое подхватывает и развивает в своем догматическом труде архиепископ Филарет (Гумилевский) и так далее. Это единая, связанная между собою догматическая система, в которой происходит поиск и становление лучшей терминологии, стиля, изложения, языка.
Российская богословская наука была исторически вынуждена заимствовать многое из западного католического догматического богословия, переосмысливать его, возвращая догматику к ее православным истокам. Это возвращение и высвобождение православного вероучения от западных неточностей не могло произойти мгновенно, а происходило поэтапно и требовало немалого времени.
За время существования отечественной богословской науки в России, было написано немало догматических опытов и трудов, однако они не становились основой для последующего развития догматики в той мере, в которой смогло такой основой стать «Православно-догматическое богословие» митрополита Макария (Булгакова). В самом деле, из исследованных нами в данной магистерской диссертации догматических трудов, изданных после «Православно-догматического богословия» митрополита Макария, шесть в той или иной мере заимствуют материал из догматической системы митрополита: архиепископ Филарет (Гумилевский) - в определении православно-догматического богословия, епископ Сильвестр (Малеванский) - в некоторых цитатах и рассуждениях, Н. П. Малиновский - многие части своего труда строит на основе материалов макарьевской догматики, протопресвитер М. И. Помазанский - часто ссылается на догматический труд митрополита Макария и цитирует его, протоиерей Олег Давыденков - заимствует большинство цитат св. Писания, приводимых митр. Макарием в своей работе, митрополит Иларион приводит примеры, которые прочитал в догматике митрополита Макария. Ни в одном отечественном догматическом труде не наблюдается такого большого количества связей с последующими работами. В этом смысле догматический труд митрополита Макария уникален как фундаментальная основа для многих других сочинений в этой области.



1. Novum Testamentum Graece et Latine. Stuttgart: Deutsche
Bibelgesellschaft. 1990. - 810 с.
2. Septuaginta. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft. 2006. - 1157 c.
3. Антоний (Амфитеатров), архиеп. Догматическое богословие православной кафолической восточной церкви // CD «Классические системы русского догматического богословия. XIX век». СПб., Аксион эстин, 2006. - 277 с.
4. Богословие Иринея Фальковского, составленное по Богословию Феофана Прокоповича [рукопись] // Прокопович Феофан, сост. Ириней Фальковский. Систематическое сокращение догматической и нравственной богословии из молитв св. Василия Великого по литургии сего вселенского учителя, начиная с достойно и праведно есть и до Отче наш / Василий Великий, Моисей епископ Новгородский, сост.; Сергий, писец. - [Б. м.], первая четверть XIX в. - 123 [из них 13 чистых] л.
5. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов: 17 000 сл. -
М.: ООО «Русские словари»: ООО «Издательство Астрель»: ООО
«Издательство АСТ», 2003. - 957 с.
6. Василий (Кривошеин), архиеп. Символические тексты в Православной Церкви // Богословские труды. - № 4. - М., 1968. - С. 5 - 36.
7. Введенский А.И. Сравнительная оценка догматических систем митрополита Макария (Булгакова) и епископа Сильвестра (Малеванского) // Чтения в Обществелюбителей духовного просвещения. 1886. № 2. - С. 133, 140, 146.
8. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. - Репринт V издания 1899 г. - Москва: Греко-лат. кабинет Ю. А. Шичалина, 2006. - 685 с.
9. Георгий (Конисский). Записки преосвященного Георгия Конисского о том, что в России до конца XVI века не было никакой унии с римской церковью. - Москва: Имп. о-во истории и древностей рос., 1847. - 30 с.
10. Герасимов П. Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков Михаил Петрович; 1816-1882): Жизнь и богословская деятельность // CD «Классические системы русского догматического богословия. XIX век». СПб., Аксион эстин, 2006. - С. 20.
11. Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. - М.: Изд-во Св.-Владимир. братства, 2002. - 189 с.
12. Голубев А.Ю. Опыт осмысления христианской догматики в работах русских религиозных философов конца XIX- первой половины XX в.: диссертация...кандидата философских наук: 09.00.03. - Москва, 2002. - 154 с.
13. Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие: Курс лекций: В 3
ч. М.: ПСТБИ, 1997. Ч. I и II. - 159 с.
14. Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие: Курс лекций: В 3 ч. М.: ПСТБИ, 1997. Ч. III. - 292 с.
15. Дворецкий И.Х. Латино-русский словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Рус. яз., 1976. - 1096 с.
16. Демидов В. Высокопреосвященный Макарий, митрополит Московский и Коломенский: Его жизнь, деятельность и взгляды на государства, о-во, науку и религию / Сост. В. Демидов. - Санкт-Петербург: тип. М. Хана, 1879. - 44 с.
17. Диакон Андрей Кураев. Традиция, догмат, обряд. Апологетический очерк. М.: Издательство Братства Святителя Тихона, 1995. - 416 с.
18. Догматическое богословие / Под ред. М.В. Бахтина. - М.: Издательство Московского института духовной культуры, 2006. - 128 с.
19. Дьяченко Г.М. Полный церковнославянский словарь: (со внесением в него важнейших древнерус. слов и выражений) / сост. свящ. Григорий Дьяченко. - [Репр. воспр. изд. 1900 г.]. - М.: Отчий дом, 2004. - 1120 с.
20. Закон Божий: для семьи и школы / сост. прот. Серафим Слободской. - Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2011. - 720 с.
21. Записки преосвящ. Георгия Конисского о том, что в России до конца XVI века не было никакой унии с Римской Церковью // Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете. - М., 1847. - № 8. - 30 с.
22. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. - Минск: Харвест, 2007. - 543 с.
23. Зизаний Л.И. Катехизис Лаврентия Зизания [рукопись]. - [Б.м.], XVIII в. - 379 лл.
24. Зиновий Отенский, инок. Истины показание к вопросившим о новом учении / Соч. инока Зиновия. - Казань: Унив. тип., 1863. - XII. - 1006 с.
25. Иларион (Алфеев), иером. Таинство веры: Введ. в православ. догмат. богословие. - М.; Клин: Изд-во Братства Святителя Тихона, 1996. - 285 с.
26. Иларион (Алфеев), митрополит. Беседы с митрополитом Иларионом. - М.: Эксмо, 2010. - 380 с.
27. Иларион (Алфеев). Таинство веры: Введ. в православ. догмат. богословие. - Клин: Христианская жизнь, 2000. - 301 с.
28. Иларион (Троицкий), свят. Замечания, поправки и дополнения к «Православному Догматическому Богословию» прот. Н. П. Малиновского (тт. III и IV) // CD «Классические системы русского догматического богословия. XIX век». - СПб., Аксион эстин, 2006. - 98 с.
29. Иосиф, игумен. Просветитель, или Обличение ереси жидовствующих творение преподобного отца нашего Иосифа игумена Волоцкого. - изд. 4. - Казань: Типо-литография Имп. Универ., 1903. - 551 с.
30. Ириней (Фальковский), архиеп. Компендиум православного догматического богословия» (на лат. яз). Киев, 1802. - 407 с.
31. Иустин (Попович), преп. Собрание творений преподобного Иустина
(Поповича): Догматика Православной Церкви. - М.: Паломник, 2006. - Т. 2. Ч. 1 - 2. - 602 с.
32. Капрук Д.А. Попытка реформы. Митрополит Макарий (Булгаков) как духовный цензор и председатель комиссии 1870 года по реформе духовной цензуры // Православное книжное обозрение. - 2014. № 3 (38). - С. 46 - 53.
33. Капрук Д.А. Митрополит Макарий (Булгаков) и деятельность комитета по преобразованию судебной части в духовном ведомстве // сборник: Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки Материалы VIII международной научно-богословской конференции, посвященной 70- летию возрождения Санкт-Петербургской Духовной Академии: в 2-х частях. Часть 2. Русская религиозная философия. История Церкви. Музыкальное искусство. - СПб., 2017. - 452 с.
34. Капрук Д.А. Митрополит Макарий (Булгаков) и духовная цензура в XIX столетии // Христианское чтение. - 2016. - № 4. - 410 с.
35. Капрук Д.А. Студенческие годы и научная деятельность митрополита Макария (Булгакова) в Киевской и Санкт-Петербургской духовных академия
[Электронный ресурс]
URL: http://spbda.ru/publications/d-a-karpuk-studencheskie-gody-i-nauchnaya- deyatelnost-mitropolita-makariya-bulgakova-v-kievskoy-i-sankt-peterburgskoy-duh (дата обращения: 8.10.2017).
36. Кураев А.В. Все ли равно как верить? Сб. ст. по сравнит. богословию. - Клин: Изд-во Братства святителя Тихона, 1994. - 174 с.
37. Кураев А.В. Неамериканский миссионер. - Саратов: Изд-во
Саратовской епархии, 2006. - 463 с.
38. Ларионов А.Э. Межконфессиональные отношения X-XVI вв. в церковной историографии России середины - второй половины XIX вв.: по трудам архиепископа Филарета (Гумилевского) и митрополита Макария (Булгакова): диссертация...кандидата исторических наук: 07.00.09. - Москва, 2007. - 210 с.
39. Лисовой Н.Н. Обзор основных направлений русской богосл. академической науки в XIX - нач. XX ст. // Богословские труды. - 2002. - СПб. 37. -127 с.
40. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви; Догматическое богословие. - М.: Центр "СЭИ", 1991. - 287 с.
41. Лутченко Е.И. Поклонник святой истины митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) // «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его» (Мф. 6:33): материалы XII Международного форума. Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян- Шанского. - Липецк, 2017. - 328 с.
42. Иванов М.С. Догмат // Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. - Т. XV. - 752 с.
43. Макарий (Булгаков), митр. Литературные труды Максима Грека. Макарий (Булгаков) // Христианское чтение. - 1872. - № 4. - С. 603 - 647.
44. Макарий (Булгаков), митр. Московский митрополит Макарий, как литературный деятель. Макарий (Булгаков) // Христианское чтение. - 1873. - № 4. - С. 597 - 657.
45. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие; в 2 т. Т. 1 // CD «Классические системы русского догматического богословия. XIX век». - СПб., Аксион эстин, 2006. - 598 с.
46. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие; в 2 т. Т. 2 // CD «Классические системы русского догматического богословия. XIX век». - СПб., Аксион эстин, 2006. - 675 с.
47. Малиновский Н., протоиер. Православное догматическое богословие; в 4 т. Т. 1 // CD «Классические системы русского догматического богословия.Х1Х век». - СПб., Аксион эстин, 2006. - 464 с.
48. Малиновский Н., протоиер. Православное догматическое богословие; в 4 т. Т. 2 // CD «Классические системы русского догматического богословия. XIX век». - СПб., Аксион эстин, 2006. - 445 с.
49. Малиновский Н., протоиер. Православное догматическое богословие; в 4 т. Т. 3 // CD «Классические системы русского догматического богословия. XIX век». - СПб., Аксион эстин, 2006. - 768 с.
50. Малиновский Н., протоиер. Православное догматическое богословие; в 4 т. Т. 4 // CD «Классические системы русского догматического богословия. XIX век». - СПб., Аксион эстин, 2006. - 704 с.
51. Митр. Макарий (Булгаков). Московский митрополит Макарий как литературный деятель // Христианское чтение. - 1873. - № 4. - С. 597 - 657.
52. Московитянин. - 1848. - Ч. 1. - Отд. 6. - С. 143-145.
53. Никанор (Бровкович), еп. Поучение при заупокойном поминовении о Бозе почивших Макария митрополита Московского (в сороковой день по кончине) и славного витязя полководца Михаила Дмитриевича Скобелева // Уфимские епархиальные ведомости. - 1882. - № 15. - С. 472 - 473.
54. Никитина В.С. Пять основных догматических систем РПЦ второй половины XIX - начала XX века: Понимание догмата, задач догматики и богословского метода
[Электронный ресурс]
URL: https: //azbyka. ru/pyat-osnovnyx-dogmaticheskix-sistem-rpts-vtoroj - poloviny-xix-nachala-xx-veka (дата обращения: 21.02.2018).
55. Осипов А.И. О догматике митрополита Макарова и вообще о всей современной православной догматике.
[Электронный ресурс]
URL: https://dralexmd.livejournal.com/104306.html (дата обращения:
31.03.2018)
56. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины: [учеб. пособие по апологетике для духов. шк.]. - Изд. 5-е, испр. и доп. - М.: изд. Сретен. монастыря, 2004. - 432 с.
57. Основы христианской православной веры / Сост. протоиерей В. Глиндский. - [Репринт. воспроизведение изд. "Заря", Канада, 1985 г.]. - М.: Паломник, 1994. - 286 с.
58. Петр Могила, митр. Православное исповедание веры. - Киев: Тип. Киево-Печерской лавры, 1750. - 434 с.
59. Петухов А., свящ. Учёные труды митрополита Московского Макария (Булгакова) и их значение для Православной Церкви Электронное издание Сканирование и создание электронного варианта: Учебный комитет РПЦ Издательство «Аксион эстин» Духовно-просветительский центр «Илютротонъ» Москва, 2014. - 29 с.
[Электронный ресурс]
URL:http://docplayer.ru/26959037-Uchenye-trudy-mitropolita-moskovskogo- makariya-bulgakova-i-ih-znachenie-dlya-pravoslavnoy-cerkvi.html (дата
обращения: 31.03.2018)
60. Платон (Левшин), митр. Катехизис сочинение Платона, митрополита Московского [рукопись]. - [Б.м.], 1757 г. - I+104 [из них 1 чистый] л.
61. Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. Т. 1. - СПб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913. - 1120 с.
62. Помазанский М.И. Догматическое богословие. - Клин: Фонд "Христиан. жизнь", 2001. - 346 с.
63. Помазанский, М.И. Догматическое богословие. - Клин: Христианская жизнь, 2015. - 350 с.
64. Беляев А.Д. Догмат // Православная богословская энциклопедия. Том 4, стлб. 1118. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1903 г. Орфография современная.
[Электронный ресурс]
URL: http: //www.biblioteka3 .ru/biblioteka/pravoslavnaj a-bogo slovskaj a- jenciklopedija/tom-4/dogmat.html (дата обращения: 06.02.2018).
65. Серафим Слободской, протоиерей. Закон Божий. О вере христианской. Символ веры
[Электронный ресурс]
URL:https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobodskoj/zakon-bozhij/222 (дата
обращения: 21.02.2018).
66. Секирин А.А. Митрополит Макарий (Булгаков) (1816-1882 гг.) как историк раскола старообрядчества и его миссионерская деятельность в отношении раскола и сектантства // Исторический журнал: научные исследования. - 2016. - № 5. - 650 с.
67. Сидоров А.И. Классический труд по православному догматическому богословию // Предисловие к кн.: Митрополит Московский и Коломенский Макарий. Православно-догматическое богословие». - М., 1999. - С. IV.
68. Сильвестр (Малеванский), еп, Опыт православного догматического
богословия с историческим изложением догматов в 5 т. Т.1 // CD
«Классические системы русского догматического богословия. XIX век». - СПб., Аксион эстин, 2006. - 317 с.
69. Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического
богословия с историческим изложением догматов в 5 т. Т.2 // CD
«Классические системы русского догматического богословия. XIX век». - СПб., Аксион эстин, 2006. - 643 с.
70. Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического
богословия с историческим изложением догматов в 5 т. Т.3 // CD
«Классические системы русского догматического богословия. XIX век». - СПб., Аксион эстин, 2006. - 523 с.
71. Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического
богословия с историческим изложением догматов в 5 т. Т.4 // CD
«Классические системы русского догматического богословия. XIX век». - СПб., Аксион эстин, 2006. - 583 с.
72. Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического
богословия с историческим изложением догматов в 5 т. Т.5 // CD
«Классические системы русского догматического богословия. XIX век». - СПб., Аксион эстин, 2006. - 499 с.
73. Спасский А.А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени). Тринитарный вопрос [Текст]: (История учения о Св. Троице). - Репр. изд. - Москва: Московское подворье Свято-Троиц. Сергиевой лавры, 1996. - 648 с.
74. Стефан Яворский, митр. Камень веры православным церквесвятыя сыном на утверждение и духовное созидание, претыкающымся же о камень претыкания и соблазна, на востание и исправление. - Москва: Синодальная типография, 1842. - 482 с.
75. Сухова Н.Ю. Митрополит Макарий (Булгаков) и епископ Кирилл (Наумов): страница из истории "учёного монашества" 1840-1860-х гг // Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки. Материалы VIII международной научно-богословской конференции, посвященной 70- летию возрождения Санкт-Петербургской Духовной Академии: в 2-х частях. Часть 2. Русская религиозная философия. История Церкви. Музыкальное искусство. - СПб, 2017. - 452 с.
76. Терновский П.М. Богословие догматическое, или пространное изложение учения веры православной кафолической восточной церкви / [Соч.] д-ра богословия, прот. Петра Терновского, Моск. ун-та проф. богословия, церк. истории и церк. законоведения. - 3-е изд., пересмотр. и доп. - Москва: Унив. тип., 1844. - XII, 254 с.
77. Титов Ф.И. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский: Историко-биографический очерк; в 3 т. - Т. 1: Годы детства, образования и духовно-училищной службы митрополита Макария (1816 - 1857). Репр. изд. с доп. к 200-летию со дня рождения митрополита Макария (Булгакова) / Публикация К. Г. Капкова. - М.; Белянка: Летопись, 2015. - 459 с.
78. Титов Ф.И. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский: Историко-биографический очерк; в 3 т. Т. 2: Тамбовский и харьковский периоды жизни и деятельности митрополита Макария (1857 - 1868). Репр. изд. с доп. к 200-летию со дня рождения митрополита Макария (Булгакова) / Публикация К. Г. Капкова. - М.; Белянка: Летопись, 2015. - 400 с.
79. Титов Ф.И. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский: Историко-биографический очерк; в 3 т. Т. 3: Литовский период в жизни митрополита Макария (1868 - 1879). Репр. изд. с доп. к 200-летию со дня рождения митрополита Макария (Булгакова) / Публикация К. Г. Капкова. - М.; Белянка: Летопись, 2015. - 448 с.
80. Фельми Карл Христиан. Введение в современное православное богословие. - М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московского патриархата, 1999. - 301 с.
81. Феофилакт (Горский), еп. Orthodoxae orientalis ecclesiae dogmata, seu
doctrina Christiana de credendis, usibus eorum, qui studio theologico sese consecrarunt addixeruntque, adornata accomodataque. - Mosquae: Typis
Sanctissimae Synodi, 1831. - 309 с.- XVI, 318 с.
82. Феофилакт (Горский), еп. Orthodoxae orientalis ecclesiae dogmata, seu
doctrina christiana de credendis, usibus eorum, qui studio theologico sese consecrarunt addixeruntque, adornata accomodataque. - Mosquae: Typis
Sanctissimae Synodi, 1831. - X, 309 с.
83. Филарет (Гумилевский), архиеп. Православное догматическое богословие в 2 т. Т.1 // CD «Классические системы русского догматического богословия. XIX век». СПб., Аксион эстин, 2006. - 168 с.
84. Филарет (Гумилевский), архиеп. Православное догматическое богословие в 2 т. Т. 2 // CD «Классические системы русского догматического богословия. XIX век». СПб., Аксион эстин, 2006. - 243 с.
85. Филарет (Дроздов), митр. Православный катехизис / Святитель Филарет, митрополит Московский. - СПб.: Православ. Русь, 1995. - 135 с.
86. Флоровский Г.В. Избранные богословские статьи. - М.: Пробел, 2000. - 304 с.
87. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Отв. ред. О. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2009. - 841 с.
88. Харченко В.К. Исследование пластики стиля митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. - Т. 33. - № 7 (256). 200 с.
89. Хомяков А.С. Письмо к А. Н. Попову от 23 окт. 1848 г. // Полное собрание сочинений. -Т. 8. - М, 1900. - С. 188 - 189.
90. Шапошников А.Е. Митрополит Макарий (Булгаков) о церковных и монастырских библиотеках // Мир библиографии. - 2008. - № 3. - 66 с.
91. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Том ХА (20). Десмургия-Домециан в 86 тт. - Т.ХА (20). - СПб., 1893. - 499 с.
92. Ювеналий (Медведский), иером. Христианская богословия для желающих в благочестии вышшаго успеха, предложеная иеромонахом Ювеналием: [в трех частях]. - Изд. второе. - Москва: в Синодальной тип. - Ч. 1.
- 1826. - VI, IV, 205 с.
93. Ювеналий (Медведский), иером. Христианская богословия для желающих в благочестии вышшаго успеха, предложеная иеромонахом Ювеналием: [в трех частях]. - Изд. второе. - Москва: В Синодальной тип., Ч. 2.
- 1826. - IV, 204 с.
94. Ювеналий (Медведский), иером. Христианская богословия для желающих в благочестии вышшаго успеха, предложеная иеромонахом Ювеналием: [в трех частях]. - Изд. второе. - Москва: В Синодальной тип., Ч. 3.
- 1826. - IV, 262 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ