СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ООО «ДИЗАЙН-МЕБЕЛЬ»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические и методические аспекты влияния организационной культуры на эффективность деятельности предприятия 7
1.1 Место и роль корпоративной культуры в организации 7
1.2 Современные технологии формирования организационной культуры
1.3 Методы и показатели оценки эффективности организационной
культуры 24
Глава 2. Современное состояние организационной культуры в ООО «Дизайн-мебель»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Дизайн-мебель» 32
2.2 Анализ системы управления персоналом в ООО «Дизайн-мебель»
2.3 Анализ развития организационной культуры в ООО «Дизайн-мебель»...
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию организационной культуры
ООО «Дизайн-мебель» 50
3.1 Пути совершенствования организационной культуры в ООО «Дизайн-
мебель» 50
3.2 Социально-экономическая эффективность предлагаемых мероприятий...
Заключение 56
Список используемой литературы 60
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Глава 1. Теоретические и методические аспекты влияния организационной культуры на эффективность деятельности предприятия 7
1.1 Место и роль корпоративной культуры в организации 7
1.2 Современные технологии формирования организационной культуры
1.3 Методы и показатели оценки эффективности организационной
культуры 24
Глава 2. Современное состояние организационной культуры в ООО «Дизайн-мебель»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Дизайн-мебель» 32
2.2 Анализ системы управления персоналом в ООО «Дизайн-мебель»
2.3 Анализ развития организационной культуры в ООО «Дизайн-мебель»...
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию организационной культуры
ООО «Дизайн-мебель» 50
3.1 Пути совершенствования организационной культуры в ООО «Дизайн-
мебель» 50
3.2 Социально-экономическая эффективность предлагаемых мероприятий...
Заключение 56
Список используемой литературы 60
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Актуальность. В каждой организации, под влиянием многих факторов, складывается своя, уникальная, организационная культура. В зависимости от принципов, которые лежат в основе этой культуры, отражается ее влияние на персонал и работу в организации в целом. Руководство организации должно выстраивать четкую систему формирования организационной культуры и изменять ее в нужном направлении. Организационная должна способствовать достижению целей, которые ставит перед собой организация.
Проблемой исследования организационной культуры в России является то, что эта тема еще недостаточно изучена в научной литературе. А в практике зарубежных авторов недостаточно системности отсутствуют модели формирования и развития организационной культуры. Наибольший вклад в изучение организационной культуры внес Эдгар Шейн. Согласно его концепции, организационная культура формируется в результате совместного преодоления работниками организации трудностей процессов внешней адаптации и внутренней интеграции [40].
Руководители многих российских предприятий до настоящего времени, недостаточно внимания уделяют организационной культуре. В большинстве компаний, под организационной культурой понимается производственная эстетика или частота и порядок на рабочих местах и в бытовых помещениях. И это не удивительно, потому что в большинство авторов, изучающих организационную культуру делают упор на ее внешнюю сторону - порядки, традиции, символику. Не стоит забывать о том, что носителями организационной культуры являются люди и именно они отражают организационную культуру своей компании вне организации.
Степень разработанности темы. Изучением организационной культуры занимались как зарубежные, так и отечественные авторы. За годы исследований было написано множество трудов. Основные из них, стали базой для написания выпускной квалификационной работы. В процессе исследования были проанализированы научные публикации за последние 5 лет.
Проблема исследования. Несмотря на высокую степень научной разработанности проблемы, в условиях постоянно меняющейся экономике, необходимо постоянно разрабатывать новые методики и технологии для повышения эффективности организационной культуры.
Объект исследования - ООО «Дизайн-мебель».
Предмет исследования - организационно-экономические и управленческие отношения, возникающих в процессе оптимизации организационной культуры в ООО «Дизайн-мебель».
Цель выпускной квалификационной работы - изучение теоретических основ исследования организационной культуры и разработка практических рекомендаций по ее оптимизации. Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
— изучение теоретических и методических аспектов организационной культуры;
— организационно-экономическая характеристика ООО «Дизайн- мебель»;
— анализ на основе изучения факторов, влияющих на организационное устройство организации и его структуру, существующую структуру управления персоналом;
— разработка предложений по совершенствованию
организационной культуры для повышения эффективности предприятия;
— оценка эффективности внедрения мероприятий по совершенствованию организационной культуры для повышения эффективности предприятия.
Теоретико-методологические основы исследования. Положения теории управления, организационной культуры и организационного развития, концепции трудовой мотивации, общей теории экономики труда, изложенные в трудах отечественных и зарубежных исследователей проблем
управления организационной культурой, социального управления. В выпускной квалификационной работе были рассмотрены труды таких ученых, как: Галкин Т.П., Грошев И.В., Кузнецов Ю.В., Мелякова Е.В., Новицкий И.Б., Теплова Л.Е., Тихомирова О.Г. Соломандина Т.О., Яхонтова Е.С. На практике широко применяются следующие методы изучения организационной культуры: интервью; косвенные методы; анкетирование; изучение устного фольклора; изучение документов; изучение сложившихся в организации правил, традиций, церемоний и ритуалов; изучение сложившейся практики управления.
Эмпирическая база исследования. Нормативная документация, статистическая информация, экспертные оценки, результаты собственных социологических исследований. В процессе написания выпускной квалификационной работы использовались современные методы прикладной социологии: анкетирование, метод «полярных культур», методика
Г.Хофштеде и Д. Боллинже.
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что оно содержит разработки рекомендаций по совершенствованию организационной культуры, имеющих огромное значение для дальнейшей деятельности предприятия.
Апробация результатов исследования. Работа прошла апробацию на базе ООО «Дизайн-мебель». В процессе написания выпускной квалификационной работы было проведено исследование организационной культуры компании в результате, которого были выявлены слабые стороны данного процесса. Предложенные мероприятия по совершенствованию организационной культуры в ООО «Дизайн-мебель» были внедрены в организацию и апробировались на протяжении трех месяцев. В результате апробации был проведен сравнительный анализ результативности деятельности до внедрения предложенных мероприятий и после. Анализ показал, что благодаря нововведениям организационно-экономические показатели деятельности организации были улучшены, что говорит о
6 рациональности дальнейшего применения предложенных мероприятий и не только в ООО «Дизайн-мебель», но и в других компаниях, с аналогичными проблемами, в организационной культуре.
Структура работы. Введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Проблемой исследования организационной культуры в России является то, что эта тема еще недостаточно изучена в научной литературе. А в практике зарубежных авторов недостаточно системности отсутствуют модели формирования и развития организационной культуры. Наибольший вклад в изучение организационной культуры внес Эдгар Шейн. Согласно его концепции, организационная культура формируется в результате совместного преодоления работниками организации трудностей процессов внешней адаптации и внутренней интеграции [40].
Руководители многих российских предприятий до настоящего времени, недостаточно внимания уделяют организационной культуре. В большинстве компаний, под организационной культурой понимается производственная эстетика или частота и порядок на рабочих местах и в бытовых помещениях. И это не удивительно, потому что в большинство авторов, изучающих организационную культуру делают упор на ее внешнюю сторону - порядки, традиции, символику. Не стоит забывать о том, что носителями организационной культуры являются люди и именно они отражают организационную культуру своей компании вне организации.
Степень разработанности темы. Изучением организационной культуры занимались как зарубежные, так и отечественные авторы. За годы исследований было написано множество трудов. Основные из них, стали базой для написания выпускной квалификационной работы. В процессе исследования были проанализированы научные публикации за последние 5 лет.
Проблема исследования. Несмотря на высокую степень научной разработанности проблемы, в условиях постоянно меняющейся экономике, необходимо постоянно разрабатывать новые методики и технологии для повышения эффективности организационной культуры.
Объект исследования - ООО «Дизайн-мебель».
Предмет исследования - организационно-экономические и управленческие отношения, возникающих в процессе оптимизации организационной культуры в ООО «Дизайн-мебель».
Цель выпускной квалификационной работы - изучение теоретических основ исследования организационной культуры и разработка практических рекомендаций по ее оптимизации. Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
— изучение теоретических и методических аспектов организационной культуры;
— организационно-экономическая характеристика ООО «Дизайн- мебель»;
— анализ на основе изучения факторов, влияющих на организационное устройство организации и его структуру, существующую структуру управления персоналом;
— разработка предложений по совершенствованию
организационной культуры для повышения эффективности предприятия;
— оценка эффективности внедрения мероприятий по совершенствованию организационной культуры для повышения эффективности предприятия.
Теоретико-методологические основы исследования. Положения теории управления, организационной культуры и организационного развития, концепции трудовой мотивации, общей теории экономики труда, изложенные в трудах отечественных и зарубежных исследователей проблем
управления организационной культурой, социального управления. В выпускной квалификационной работе были рассмотрены труды таких ученых, как: Галкин Т.П., Грошев И.В., Кузнецов Ю.В., Мелякова Е.В., Новицкий И.Б., Теплова Л.Е., Тихомирова О.Г. Соломандина Т.О., Яхонтова Е.С. На практике широко применяются следующие методы изучения организационной культуры: интервью; косвенные методы; анкетирование; изучение устного фольклора; изучение документов; изучение сложившихся в организации правил, традиций, церемоний и ритуалов; изучение сложившейся практики управления.
Эмпирическая база исследования. Нормативная документация, статистическая информация, экспертные оценки, результаты собственных социологических исследований. В процессе написания выпускной квалификационной работы использовались современные методы прикладной социологии: анкетирование, метод «полярных культур», методика
Г.Хофштеде и Д. Боллинже.
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что оно содержит разработки рекомендаций по совершенствованию организационной культуры, имеющих огромное значение для дальнейшей деятельности предприятия.
Апробация результатов исследования. Работа прошла апробацию на базе ООО «Дизайн-мебель». В процессе написания выпускной квалификационной работы было проведено исследование организационной культуры компании в результате, которого были выявлены слабые стороны данного процесса. Предложенные мероприятия по совершенствованию организационной культуры в ООО «Дизайн-мебель» были внедрены в организацию и апробировались на протяжении трех месяцев. В результате апробации был проведен сравнительный анализ результативности деятельности до внедрения предложенных мероприятий и после. Анализ показал, что благодаря нововведениям организационно-экономические показатели деятельности организации были улучшены, что говорит о
6 рациональности дальнейшего применения предложенных мероприятий и не только в ООО «Дизайн-мебель», но и в других компаниях, с аналогичными проблемами, в организационной культуре.
Структура работы. Введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Изучение организационной культуры - это междисциплинарное направление исследований, которое находится на стыке нескольких областей знаний, таких как менеджмент, организационное поведение, социология, психология, культорология. Именно междисциплинарный подход создает с одной стороны, определенные сложности в процессе познания организационной культуры, но с другой - открывает возможность комплексно и эффективно управлять предприятием.
Организационная культура во многом определяет внутреннюю среду предприятия, а также его адаптивность к изменениям внешней среды, поэтому требует самого пристального внимания со стороны руководства. Менеджмент не только сам зависим от некультурной среды организации, но и должен, в свою очередь, оказывать влияние на ее формирование и развитие. Поэтому овладение новейшими управленческими технологиями невозможно без организационно-культурного подхода, дающего комплексное понимание процессов развития и функционирования различных предприятий с учетом поведения людей в гибких динамических адаптивных структурах.
Организационная культура отражает то, как решаются проблемы на основе взаимодействия с внешней средой организации, интеграции внутренних ресурсов и усилий, создания единой языковой терминологии, инновационного стиля руководства, таких оценок поведения персонала, которые побуждают к полному использованию своего потенциала.
Отсюда основными характерными показателями состояния организационной культуры являются:
1. Методология разработки стратегических целей компании на основе формирования ее миссии.
2. Реакция высшего руководства на критические ситуации, возникающие в настоящее время почти в каждой организации под воздействием внешних факторов.
3. Показатели стиля руководства и поведения менеджеров в отношении своих подчиненных.
4. Показатели критериев подбора персонала и его развития.
5. Социально-психологический климат в коллективе компании.
6. Система мотивации и стимулирования труда работников компании.
Опыт многих успешных предприятий показывает взаимосвязь организационной культуры и эффективности его деятельности. Декларирование делового кредо руководством компании во внешних взаимодействиях с партнерами и клиентами, а также во внутренних взаимодействиях с персоналом - это заявка на ведение основательного бизнеса, как говорят в России, «всерьез и надолго». Организационная культура компании - это, в первую очередь, ее индивидуальность, фактор, который обращает на себя внимание партнеров и клиентов. Другими словами, организационная культура, проявляемая во внешней ситуации, имеет рекламное и маркетинговое значение.
Организационные ценности и ведущие цели выступают основой для стратегического и ежегодного планирования деятельности компании. Сформулированные ценности, цели, нормы и правила делового поведения внутри компании способствуют консолидации персонала, снижению уровня конфликтности в подразделениях, лучшему взаимопониманию между сотрудниками в деловых взаимодействиях, более эффективному объединению работников относительно достижения общей цели.
Кроме того, правила, принятые в организации, способствуют успешному управлению людьми, поскольку руководитель получает возможность обосновывать свои распоряжения не только при помощи личной аргументации и обращения к своему индивидуальному опыту. Руководитель использует убедительные аргументы для своих управленческих воздействий, обращаясь к объективным правилам и нормам, общим для всех работников компании. Система внутренних требований, выраженная в содержании организационной культуры компании, по существу, является ее «законодательной базой», социально-психологическим «трудовым кодексом», законы которого обязательны для всех работников компании.
Следует, однако, помнить, что быстрого изменения организационной культуры не может быть. Систематическая работа по формированию и развитию организационной культурой в будущем дает достаточно высокую отдачу. Сегодня уже никого не приходится убеждать в том, что основную стоимость бизнеса создают люди, т.е. персонала компании. Поэтому многие руководители осознают необходимость построения оптимальных, взаимовыгодных и уважительных отношений со своим «главным ресурсом». Об этом свидетельствуют результаты деятельности многих предприятий, достигших всеобщего признания, чей брэнд известен всем.
Таким образом, в ходе проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:
1. Понятие организационной культуры отличается исключительной сложностью, многогранностью и охватывает всю сферу деятельности компании. Оно объединяет в себе внутренне связанный набор характеристик на нескольких уровнях или срезах.
2. Возникновение и развитие организационной культуры - сложный и неоднозначный процесс. Культура организации создается людьми, т.е. является результатом человеческих действий, мыслей, желаний. На процесс возникновения, развития и изменения культуры любой организации оказывает влияние целый ряд факторов внутренней и внешней среды.
3. Каждая организация имеет свою собственную культуру, которая складывается на протяжении всего ее развития и определяет функционирование организации. В центре любой организационной культуры находятся представления о том, какими должны быть отношения членов данной организации, чтобы она могла существовать как некое устойчивое и продуктивное целое.
5. Существующая модель организационной культуры не должна быть раз и навсегда принятой в окончательном виде. Независимо от того, имеет ли компания уже сложившуюся культуру или находится в стадии ее формирования, руководители предприятия должны следить за тем, чтобы этот процесс не вышел из-под контроля.
В качестве объекта исследования для написания выпускной квалификационной работы послужило ООО «Дизайн-мебель». В целом, как показал анализ деятельности, компания имеет хорошие перспективы развития. Однако перед руководством компании стоит несколько проблем, которые можно решить посредством изменения организационной культуры. Основные проблемы заключаются в низкой дисциплинированности сотрудников, разобщенности сотрудников и низкой производительности труда.
В рамках написания выпускной квалификационной работы был разработан ряд мер, направленных на совершенствование действующей организационной культуры. А именно, было предложено: организовать семинар по «Управлению конфликтами» и мероприятия по тимбилдингу. Общая стоимость программы - 61 000 рублей. Срок окупаемости программы - 1 год и 6 месяцев.
В результате реализации мероприятий по совершенствованию организационной культуры будут достигнуты следующие результаты: повысятся сроки достижения целей на 15%; увеличится производительность труда на 5%; повысится эффективность планирования на 12%; повысится эффективность труда на 6%; снизится количество невыполнения распоряжений и заданий на одного работника на 27%; повысится эффективность распорядительных функций руководителя на 10%.
Организационная культура во многом определяет внутреннюю среду предприятия, а также его адаптивность к изменениям внешней среды, поэтому требует самого пристального внимания со стороны руководства. Менеджмент не только сам зависим от некультурной среды организации, но и должен, в свою очередь, оказывать влияние на ее формирование и развитие. Поэтому овладение новейшими управленческими технологиями невозможно без организационно-культурного подхода, дающего комплексное понимание процессов развития и функционирования различных предприятий с учетом поведения людей в гибких динамических адаптивных структурах.
Организационная культура отражает то, как решаются проблемы на основе взаимодействия с внешней средой организации, интеграции внутренних ресурсов и усилий, создания единой языковой терминологии, инновационного стиля руководства, таких оценок поведения персонала, которые побуждают к полному использованию своего потенциала.
Отсюда основными характерными показателями состояния организационной культуры являются:
1. Методология разработки стратегических целей компании на основе формирования ее миссии.
2. Реакция высшего руководства на критические ситуации, возникающие в настоящее время почти в каждой организации под воздействием внешних факторов.
3. Показатели стиля руководства и поведения менеджеров в отношении своих подчиненных.
4. Показатели критериев подбора персонала и его развития.
5. Социально-психологический климат в коллективе компании.
6. Система мотивации и стимулирования труда работников компании.
Опыт многих успешных предприятий показывает взаимосвязь организационной культуры и эффективности его деятельности. Декларирование делового кредо руководством компании во внешних взаимодействиях с партнерами и клиентами, а также во внутренних взаимодействиях с персоналом - это заявка на ведение основательного бизнеса, как говорят в России, «всерьез и надолго». Организационная культура компании - это, в первую очередь, ее индивидуальность, фактор, который обращает на себя внимание партнеров и клиентов. Другими словами, организационная культура, проявляемая во внешней ситуации, имеет рекламное и маркетинговое значение.
Организационные ценности и ведущие цели выступают основой для стратегического и ежегодного планирования деятельности компании. Сформулированные ценности, цели, нормы и правила делового поведения внутри компании способствуют консолидации персонала, снижению уровня конфликтности в подразделениях, лучшему взаимопониманию между сотрудниками в деловых взаимодействиях, более эффективному объединению работников относительно достижения общей цели.
Кроме того, правила, принятые в организации, способствуют успешному управлению людьми, поскольку руководитель получает возможность обосновывать свои распоряжения не только при помощи личной аргументации и обращения к своему индивидуальному опыту. Руководитель использует убедительные аргументы для своих управленческих воздействий, обращаясь к объективным правилам и нормам, общим для всех работников компании. Система внутренних требований, выраженная в содержании организационной культуры компании, по существу, является ее «законодательной базой», социально-психологическим «трудовым кодексом», законы которого обязательны для всех работников компании.
Следует, однако, помнить, что быстрого изменения организационной культуры не может быть. Систематическая работа по формированию и развитию организационной культурой в будущем дает достаточно высокую отдачу. Сегодня уже никого не приходится убеждать в том, что основную стоимость бизнеса создают люди, т.е. персонала компании. Поэтому многие руководители осознают необходимость построения оптимальных, взаимовыгодных и уважительных отношений со своим «главным ресурсом». Об этом свидетельствуют результаты деятельности многих предприятий, достигших всеобщего признания, чей брэнд известен всем.
Таким образом, в ходе проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:
1. Понятие организационной культуры отличается исключительной сложностью, многогранностью и охватывает всю сферу деятельности компании. Оно объединяет в себе внутренне связанный набор характеристик на нескольких уровнях или срезах.
2. Возникновение и развитие организационной культуры - сложный и неоднозначный процесс. Культура организации создается людьми, т.е. является результатом человеческих действий, мыслей, желаний. На процесс возникновения, развития и изменения культуры любой организации оказывает влияние целый ряд факторов внутренней и внешней среды.
3. Каждая организация имеет свою собственную культуру, которая складывается на протяжении всего ее развития и определяет функционирование организации. В центре любой организационной культуры находятся представления о том, какими должны быть отношения членов данной организации, чтобы она могла существовать как некое устойчивое и продуктивное целое.
5. Существующая модель организационной культуры не должна быть раз и навсегда принятой в окончательном виде. Независимо от того, имеет ли компания уже сложившуюся культуру или находится в стадии ее формирования, руководители предприятия должны следить за тем, чтобы этот процесс не вышел из-под контроля.
В качестве объекта исследования для написания выпускной квалификационной работы послужило ООО «Дизайн-мебель». В целом, как показал анализ деятельности, компания имеет хорошие перспективы развития. Однако перед руководством компании стоит несколько проблем, которые можно решить посредством изменения организационной культуры. Основные проблемы заключаются в низкой дисциплинированности сотрудников, разобщенности сотрудников и низкой производительности труда.
В рамках написания выпускной квалификационной работы был разработан ряд мер, направленных на совершенствование действующей организационной культуры. А именно, было предложено: организовать семинар по «Управлению конфликтами» и мероприятия по тимбилдингу. Общая стоимость программы - 61 000 рублей. Срок окупаемости программы - 1 год и 6 месяцев.
В результате реализации мероприятий по совершенствованию организационной культуры будут достигнуты следующие результаты: повысятся сроки достижения целей на 15%; увеличится производительность труда на 5%; повысится эффективность планирования на 12%; повысится эффективность труда на 6%; снизится количество невыполнения распоряжений и заданий на одного работника на 27%; повысится эффективность распорядительных функций руководителя на 10%.
Подобные работы
- Организация рабочего места управляющего компанией (на примере ООО
«Оникс»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ ЧЕЛОВЕКА В ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ПЕРСПЕКТИВА»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Совершенствование системы управления инновационным развитием предприятия
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Формирование имиджа гостиничного предприятия (на примере ООО Торговый дом «Фамильный»)
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - Управление мотивацией труда в организации (Омский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2300 р. Год сдачи: 2019 - Проектирование рекреационной среды в образовательном пространстве
современного ВУЗа
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2020 - СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ УСЛУГ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «РИВАЛЬ»)
Бакалаврская работа, управление качеством. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2017



