УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ (НА МАТЕРИАЛАХ АДМИНИСТРАЦИИ ГОСТИЩЕВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ 8
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ГОСТИЩЕВСКОМ СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 27
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ 8
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ГОСТИЩЕВСКОМ СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 27
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В современном быстроменяющемся мире стратегические преимущества будут только у тех государств, которые будут эффективно, а главное продуктивно использовать инновационный потенциал своего внутреннего развития. Главным носителем данного потенциала, прежде всего, является молодежь. В современной России обеспечить прогрессивное развитие страны на путях инновационного прорыва может молодежь. В истории российского государства именно молодежь олицетворяла новые направления развития, создавала в обществе мотивацию к позитивным переменам, являясь при этом основным действующим субъектом реформационных преобразований. Именно молодежь поддерживала курс на прогрессивное реформирование государства и общества, претворяя при этом его в жизнь. В то же время стратегическая цель развития страны, направленная на обеспечение инновационного развития Российской Федерации, обуславливает особые требования к самой молодежи. Молодежь должна обеспечить не только стабильное социально-экономическое развитие страны, но и ее национальную безопасность. В этой связи работа с подрастающим поколением должна стать стратегической задачей всего общества в целом и государства, в частности.
О роли и месте молодежи в современном обществе, о проблемах, с которыми приходится сталкиваться подрастающему поколению, об их преодолении говорится во всем мире. Проблемы эти взаимосвязаны, исходят из объективных процессов, протекающих в современном мире, и они в сущности являются проблемами всего общества, поскольку от их решения зависит будущее страны. В России, как и в других странах, эти проблемы обладают определенной спецификой, связанной с особенностями развития общества, а их преодоление зависит от проводимой в стране государственной молодежной политики.
Научное исследование, осмысление, прогнозирование и планирование молодежной политики приобретает сегодня особый смысл и значение, в том числе для большого числа возникших органов местного самоуправления. Разработка и реализация молодежной политики, учитывающей как национальные и мировые тенденции общественного развития, так и стратегические ориентиры развития муниципальных образований, становится необходимой социальной инновацией, ключевым фактором развития территорий. Проблематика развития районов и поселений, выстраивания особой молодежной политики на местном уровне пока еще не изучена. Все это и определяет теоретическую и практическую значимость темы выпускной квалификационной работы.
Степень разработанности проблемы. Знакомство с современными исследованиями показывает, что проблема формирования и реализации молодежной политики, особенно на муниципальном уровне, изучена недостаточно. В последние десятилетия в российской науке уделяется достаточно серьезное внимание исследованию проблем молодежи как общественной группы, ее места и роли в социальной структуре общества (А. Г. Атанасов, Е. А. Котай ), процесса становления личности у молодежи и проблем ее социализации (Л. Б. Осипова, Е. А. Панфилова, К. Н. Шумакова ), влияния социальных условий и различий на выбор профессии и социальное продвижение молодежи (М.Х. Титма, В.Н Шубкин), системы ценностных
5 ориентаций и особенностей отношения молодежи к труду, семье, культуре и досугу (И. Ю. Данилова, С. Елишев, А. Н. Ильин, О. А. Козлова, Н. С. Суханова ), а также общих проблем молодежи и молодежной политики государства (А. А. Ахмадуллин, А. Н. Балуева, А. И. Давыдов, Н. М. Романенко, В. Ф. Сакаева ).
Недостаточное теоретическое внимание к данной проблеме, особенно в условиях современной административной реформы, послужило определяющим фактором в выборе темы работы, цели и задач, объекта и методов, а также направлений использования полученных результатов.
Проблема исследования заключается в сложившемся объективном противоречии между необходимостью совершенствования практики управления реализацией молодежной политики и недостаточной разработанностью системы управления данным процессом на муниципальном уровне.
Объект исследования - система управления реализацией молодежной политики сельского поселения.
Предмет исследования - технологии управления реализацией молодежной политики органами местного самоуправления Гостищевского сельского поселения Яковлевского района Белгородской области.
Цель выпускной квалификационной работы - обоснование направлений совершенствования управления реализацией молодежной политики органами местного самоуправления сельского поселения.
Реализация указанной цели предполагает последовательное решение следующих задач:
- исследовать организационно-правовые основы управления реализацией молодежной политики в современных российских условиях;
- проанализировать практику управления реализацией молодежной политики в Гостищевском сельском поселении Яковлевского района Белгородской области;
- разработать основные рекомендации по формированию оптимальной системы управления реализацией молодежной политики в муниципальном образовании.
Теоретико-методологические основы исследования. Основой для рассмотрения специфики управления реализацией молодежной политики на муниципальном уровне послужила теория социально-политического развития молодежи, на основе которой охарактеризованы возможные трансформации общества через накопление критической массы биологических и интеллектуальных, а также социокультурных изменений в новых поколениях и с учетом гуманитарной экспертизы прогнозируются изменения статуса-роли молодежи в обществе .
В работе используются методы исследования: сравнительный, системный, ситуационный, а также статистический анализ и анализ нормативно-правовых актов. Для решения поставленных задач применялись диалектический и аналитический методы, а также комплексный и стратегический подходы к изучаемым процессам и явлениям.
Эмпирической базой исследования выступают нормативно-правовые документы, регламентирующие процессы организации и осуществления управления реализацией молодежной политики, такие как федеральные , региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, а также статистическая информация Федеральной службы государственной статистики, характеризующая современное состояние реализации молодежной политики в Российской Федерации и в Белгородской области.
Практическое значение выпускной квалификационной работы заключается в том, что идеи, выводы и предложения, содержащиеся в работе, могут быть использованы для дальнейшего развития научных исследований в области реализации молодежной политики в муниципалитетах, а также при разработке нормативной правовой базы и программных мероприятий по управлению реализацией молодежной политики Гостищевского сельского поселения Яковлевского района Белгородской области.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы и приложений.
О роли и месте молодежи в современном обществе, о проблемах, с которыми приходится сталкиваться подрастающему поколению, об их преодолении говорится во всем мире. Проблемы эти взаимосвязаны, исходят из объективных процессов, протекающих в современном мире, и они в сущности являются проблемами всего общества, поскольку от их решения зависит будущее страны. В России, как и в других странах, эти проблемы обладают определенной спецификой, связанной с особенностями развития общества, а их преодоление зависит от проводимой в стране государственной молодежной политики.
Научное исследование, осмысление, прогнозирование и планирование молодежной политики приобретает сегодня особый смысл и значение, в том числе для большого числа возникших органов местного самоуправления. Разработка и реализация молодежной политики, учитывающей как национальные и мировые тенденции общественного развития, так и стратегические ориентиры развития муниципальных образований, становится необходимой социальной инновацией, ключевым фактором развития территорий. Проблематика развития районов и поселений, выстраивания особой молодежной политики на местном уровне пока еще не изучена. Все это и определяет теоретическую и практическую значимость темы выпускной квалификационной работы.
Степень разработанности проблемы. Знакомство с современными исследованиями показывает, что проблема формирования и реализации молодежной политики, особенно на муниципальном уровне, изучена недостаточно. В последние десятилетия в российской науке уделяется достаточно серьезное внимание исследованию проблем молодежи как общественной группы, ее места и роли в социальной структуре общества (А. Г. Атанасов, Е. А. Котай ), процесса становления личности у молодежи и проблем ее социализации (Л. Б. Осипова, Е. А. Панфилова, К. Н. Шумакова ), влияния социальных условий и различий на выбор профессии и социальное продвижение молодежи (М.Х. Титма, В.Н Шубкин), системы ценностных
5 ориентаций и особенностей отношения молодежи к труду, семье, культуре и досугу (И. Ю. Данилова, С. Елишев, А. Н. Ильин, О. А. Козлова, Н. С. Суханова ), а также общих проблем молодежи и молодежной политики государства (А. А. Ахмадуллин, А. Н. Балуева, А. И. Давыдов, Н. М. Романенко, В. Ф. Сакаева ).
Недостаточное теоретическое внимание к данной проблеме, особенно в условиях современной административной реформы, послужило определяющим фактором в выборе темы работы, цели и задач, объекта и методов, а также направлений использования полученных результатов.
Проблема исследования заключается в сложившемся объективном противоречии между необходимостью совершенствования практики управления реализацией молодежной политики и недостаточной разработанностью системы управления данным процессом на муниципальном уровне.
Объект исследования - система управления реализацией молодежной политики сельского поселения.
Предмет исследования - технологии управления реализацией молодежной политики органами местного самоуправления Гостищевского сельского поселения Яковлевского района Белгородской области.
Цель выпускной квалификационной работы - обоснование направлений совершенствования управления реализацией молодежной политики органами местного самоуправления сельского поселения.
Реализация указанной цели предполагает последовательное решение следующих задач:
- исследовать организационно-правовые основы управления реализацией молодежной политики в современных российских условиях;
- проанализировать практику управления реализацией молодежной политики в Гостищевском сельском поселении Яковлевского района Белгородской области;
- разработать основные рекомендации по формированию оптимальной системы управления реализацией молодежной политики в муниципальном образовании.
Теоретико-методологические основы исследования. Основой для рассмотрения специфики управления реализацией молодежной политики на муниципальном уровне послужила теория социально-политического развития молодежи, на основе которой охарактеризованы возможные трансформации общества через накопление критической массы биологических и интеллектуальных, а также социокультурных изменений в новых поколениях и с учетом гуманитарной экспертизы прогнозируются изменения статуса-роли молодежи в обществе .
В работе используются методы исследования: сравнительный, системный, ситуационный, а также статистический анализ и анализ нормативно-правовых актов. Для решения поставленных задач применялись диалектический и аналитический методы, а также комплексный и стратегический подходы к изучаемым процессам и явлениям.
Эмпирической базой исследования выступают нормативно-правовые документы, регламентирующие процессы организации и осуществления управления реализацией молодежной политики, такие как федеральные , региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, а также статистическая информация Федеральной службы государственной статистики, характеризующая современное состояние реализации молодежной политики в Российской Федерации и в Белгородской области.
Практическое значение выпускной квалификационной работы заключается в том, что идеи, выводы и предложения, содержащиеся в работе, могут быть использованы для дальнейшего развития научных исследований в области реализации молодежной политики в муниципалитетах, а также при разработке нормативной правовой базы и программных мероприятий по управлению реализацией молодежной политики Гостищевского сельского поселения Яковлевского района Белгородской области.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Государственная молодежная политика - направление деятельности Российской Федерации, представляющее собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочения ее лидерских позиций на мировой арене.
Система управления молодежной политикой включает в себя несколько основных подсистем: молодежное самоуправление, органы государственной власти и местного самоуправления, специализированные предприятия, учреждения и организации, осуществляющие молодежную политику, социокультурные институты (образование, культура, бизнес, армия, церковь и др.).
Молодежная политика в муниципальном образовании должна развиваться с учетом особенностей муниципалитетов, но в соответствии с задачами, сформированными на федеральном уровне как с точки зрения содействия реализации потенциала молодежи, так и содействия улучшению жилищных условий молодых семей. Механизмы реализации муниципальной молодежной политики есть не что иное, как общественно-государственное управление, которое может быть реализовано в различных формах: общественные, наблюдательные и координационные советы по молодежной политики при администрациях, рабочие группы, совещания и переговорные площадки «Бизнес - Молодежь - Власть», совместные проекты, в которых каждая из сторон стремится у достижению своих целей, но не за счет перераспределения имеющихся ресурсов, а за счет создания в проектах новых ресурсов.
Основные задачи и приоритеты Гостищевского сельского поселения в сфере реализации системы мер молодежной политики базируются, с одной стороны, на необходимости обобщения накопленного опыта и потенциала в эффективном решении молодежных проблем сельского поселения, а с другой - на объективном условии скорейшего вовлечения молодых людей в реализацию общенациональных проектов.
Учитывая тенденции социально-экономического и общественно-политического развития региона, государственная молодежная политика в Яковлевском районе и Гостищевском сельском поселении реализовывается по следующим приоритетным направлениям: содействие реализации молодежных инициатив через проектную деятельность; формирование механизма выявления и развития кадрового потенциала молодежи; развитие созидательной активности молодежи и вовлечение всех групп молодежи в социальную практику; организация мер поддержки и социальной адаптации отдельных категорий молодежи (молодые семьи, молодые люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации); духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи; патриотическое воспитание молодежи; физическое развитие молодежи и развитие молодежного туризма; профилактика асоциальных явлений и формирование здорового образа жизни.
Основными проблемами в сфере реализации молодежной политики Гостищевского сельского поселения выступают: недостаточное количество компетентных специалистов в работе с молодежью; недостаточность нормативно-правовой базы, регламентирующей работу в сфере молодежной политики в сельском поселении; увеличение охвата молодежи опасными асоциальными явлениями; отсутствие работы в области научно-технического творчества и инновационной деятельности молодежи; недостаточная
организация работы по развитию молодежного туризма; ослабление организации работы с молодыми семьями через клубы молодой семьи.
К основным направлениям совершенствования механизмов реализации муниципальной политики в отношении молодежи относятся: организационный механизм, указывающий на необходимость утвердить индикаторы, по которым можно будет определить эффективность осуществляемой деятельности муниципалитетов в отношении организации работы с молодежью; нормативно-правовой механизм (разработка методических рекомендаций по организации работы с молодежью для органов местного самоуправления; разработку стандартов оказания государственных и муниципальных услуг в сфере реализации молодежной политики); информационный механизм подразумевает совершенствование механизмов информирования молодых граждан о предоставляемых возможностях.
Целью проекта «Молодежная школа фермеров» выступает создание системы социальной адаптации и жизнеустройства безработной молодежи путем вовлечения в предпринимательскую деятельность на селе. Для достижения поставленной цели к реализации предлагаются следующие мероприятия: строительство и организация работы учебно-методического центра «Молодежная школа фермеров»; приобретение оборудования для первичной переработки, упаковки и хранения продукции; строительство 7 самоокупаемых учебно-демонстрационных хозяйств (приемные семьи фермеров-инструкторов) в «Молодежной деревне» с оборудованием и жилыми домами; приобретение специализированного автотранспорта для перевозки сельскохозяйственной продукции; организация практики 25 человек в год по программе «Хозяин усадьбы».
Реализация Проекта позволит: проводить ежегодную социализацию 60 молодых людей, из них профессиональная подготовка по специальности «Хозяин усадьбы» 50 человек; зарегистрировать глав крестьянских фермерских хозяйств среди выпускников - не менее 40 человек; реализовать постинтернатное сопровождение в приемных семьях инструкторов - 25 человек; создать ежегодно не менее 50 рабочих мест в сфере агробизнеса. К показателям эффективности проекта можно отнести: предоставление новой социальной услуги; повышение уровня занятости молодежи на селе; повышение уровня обеспеченности благоустроенным жильем; создание новых механизмов социальной адаптации и профессиональной подготовки с гарантированным жизнеустройством безработной молодежи на селе; отработанная система производства экопродукции: мяса кролика, птицы (гуси, утки, индюки, цесарки), овощей.
В целях дальнейшего совершенствования управления реализацией молодежной политики в Гостищевском сельском поселении необходимо предложить ряд рекомендаций в адрес органов местного самоуправления муниципального образования:
- осуществить финансирование строительства и организации работы учебно-методического центра «Молодежная школа фермеров»;
- приобрести оборудование для первичной переработки, упаковки и хранения продукции;
- построить 7 самоокупаемых учебно-демонстрационных хозяйств (приемные семьи фермеров-инструкторов) в «Молодежной деревне» с оборудованием и жилыми домами;
- организовать проведение практики 25 человек в год по программе «Хозяин усадьбы».
Система управления молодежной политикой включает в себя несколько основных подсистем: молодежное самоуправление, органы государственной власти и местного самоуправления, специализированные предприятия, учреждения и организации, осуществляющие молодежную политику, социокультурные институты (образование, культура, бизнес, армия, церковь и др.).
Молодежная политика в муниципальном образовании должна развиваться с учетом особенностей муниципалитетов, но в соответствии с задачами, сформированными на федеральном уровне как с точки зрения содействия реализации потенциала молодежи, так и содействия улучшению жилищных условий молодых семей. Механизмы реализации муниципальной молодежной политики есть не что иное, как общественно-государственное управление, которое может быть реализовано в различных формах: общественные, наблюдательные и координационные советы по молодежной политики при администрациях, рабочие группы, совещания и переговорные площадки «Бизнес - Молодежь - Власть», совместные проекты, в которых каждая из сторон стремится у достижению своих целей, но не за счет перераспределения имеющихся ресурсов, а за счет создания в проектах новых ресурсов.
Основные задачи и приоритеты Гостищевского сельского поселения в сфере реализации системы мер молодежной политики базируются, с одной стороны, на необходимости обобщения накопленного опыта и потенциала в эффективном решении молодежных проблем сельского поселения, а с другой - на объективном условии скорейшего вовлечения молодых людей в реализацию общенациональных проектов.
Учитывая тенденции социально-экономического и общественно-политического развития региона, государственная молодежная политика в Яковлевском районе и Гостищевском сельском поселении реализовывается по следующим приоритетным направлениям: содействие реализации молодежных инициатив через проектную деятельность; формирование механизма выявления и развития кадрового потенциала молодежи; развитие созидательной активности молодежи и вовлечение всех групп молодежи в социальную практику; организация мер поддержки и социальной адаптации отдельных категорий молодежи (молодые семьи, молодые люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации); духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи; патриотическое воспитание молодежи; физическое развитие молодежи и развитие молодежного туризма; профилактика асоциальных явлений и формирование здорового образа жизни.
Основными проблемами в сфере реализации молодежной политики Гостищевского сельского поселения выступают: недостаточное количество компетентных специалистов в работе с молодежью; недостаточность нормативно-правовой базы, регламентирующей работу в сфере молодежной политики в сельском поселении; увеличение охвата молодежи опасными асоциальными явлениями; отсутствие работы в области научно-технического творчества и инновационной деятельности молодежи; недостаточная
организация работы по развитию молодежного туризма; ослабление организации работы с молодыми семьями через клубы молодой семьи.
К основным направлениям совершенствования механизмов реализации муниципальной политики в отношении молодежи относятся: организационный механизм, указывающий на необходимость утвердить индикаторы, по которым можно будет определить эффективность осуществляемой деятельности муниципалитетов в отношении организации работы с молодежью; нормативно-правовой механизм (разработка методических рекомендаций по организации работы с молодежью для органов местного самоуправления; разработку стандартов оказания государственных и муниципальных услуг в сфере реализации молодежной политики); информационный механизм подразумевает совершенствование механизмов информирования молодых граждан о предоставляемых возможностях.
Целью проекта «Молодежная школа фермеров» выступает создание системы социальной адаптации и жизнеустройства безработной молодежи путем вовлечения в предпринимательскую деятельность на селе. Для достижения поставленной цели к реализации предлагаются следующие мероприятия: строительство и организация работы учебно-методического центра «Молодежная школа фермеров»; приобретение оборудования для первичной переработки, упаковки и хранения продукции; строительство 7 самоокупаемых учебно-демонстрационных хозяйств (приемные семьи фермеров-инструкторов) в «Молодежной деревне» с оборудованием и жилыми домами; приобретение специализированного автотранспорта для перевозки сельскохозяйственной продукции; организация практики 25 человек в год по программе «Хозяин усадьбы».
Реализация Проекта позволит: проводить ежегодную социализацию 60 молодых людей, из них профессиональная подготовка по специальности «Хозяин усадьбы» 50 человек; зарегистрировать глав крестьянских фермерских хозяйств среди выпускников - не менее 40 человек; реализовать постинтернатное сопровождение в приемных семьях инструкторов - 25 человек; создать ежегодно не менее 50 рабочих мест в сфере агробизнеса. К показателям эффективности проекта можно отнести: предоставление новой социальной услуги; повышение уровня занятости молодежи на селе; повышение уровня обеспеченности благоустроенным жильем; создание новых механизмов социальной адаптации и профессиональной подготовки с гарантированным жизнеустройством безработной молодежи на селе; отработанная система производства экопродукции: мяса кролика, птицы (гуси, утки, индюки, цесарки), овощей.
В целях дальнейшего совершенствования управления реализацией молодежной политики в Гостищевском сельском поселении необходимо предложить ряд рекомендаций в адрес органов местного самоуправления муниципального образования:
- осуществить финансирование строительства и организации работы учебно-методического центра «Молодежная школа фермеров»;
- приобрести оборудование для первичной переработки, упаковки и хранения продукции;
- построить 7 самоокупаемых учебно-демонстрационных хозяйств (приемные семьи фермеров-инструкторов) в «Молодежной деревне» с оборудованием и жилыми домами;
- организовать проведение практики 25 человек в год по программе «Хозяин усадьбы».



