ПРОКУРОР В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Особенности принятия Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации 8
1.1. Административное судопроизводство в Российской Федерации 8
1.2. Причины и условия принятия Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации 14
ГЛАВА 2. Положение прокурора в административном процессе по КАС РФ...14
2.1. Прокурор как субъект административного процесса 34
2.2. Формы участия прокурора в административном процессе и его
полномочия 34
ГЛАВА 3. Судебная практика по рассмотрению судами общей юрисдикции административных дел в порядке КАС РФ с участием прокурора 49
3.1. Анализ судебной статистики по рассмотрению судами общей юрисдикции
административных дел в порядке КАС РФ 49
3.2. Обзор судебной практики участия прокурора в административном
процессе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
Список использованных источников
ГЛАВА 1. Особенности принятия Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации 8
1.1. Административное судопроизводство в Российской Федерации 8
1.2. Причины и условия принятия Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации 14
ГЛАВА 2. Положение прокурора в административном процессе по КАС РФ...14
2.1. Прокурор как субъект административного процесса 34
2.2. Формы участия прокурора в административном процессе и его
полномочия 34
ГЛАВА 3. Судебная практика по рассмотрению судами общей юрисдикции административных дел в порядке КАС РФ с участием прокурора 49
3.1. Анализ судебной статистики по рассмотрению судами общей юрисдикции
административных дел в порядке КАС РФ 49
3.2. Обзор судебной практики участия прокурора в административном
процессе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
Список использованных источников
Российская Федерация согласно Конституции - правовое государство, главными функциями которого являются защита прав и законных интересов граждан и организаций; обеспечение равенства всех перед законом и судом, независимость суда и судей, а также верховенство закона. Основным способом защиты прав и свобод является судебная защита. В этой связи суды являются важнейшим инструментом взаимодействия общества и государства в области административных и иных публичных правоотношений. Суд призван защищать граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) и решений со стороны органов публичной власти. Обладая властными полномочиями, одна сторона является по отношению к другой более «сильной» и поэтому возникает необходимость защиты более «слабой» стороны в особом порядке. Недостаточность такого важного инструмента защиты и обусловила необходимость проведения судебной реформы в области административного судопроизводства и как промежуточный итог принятие Кодекса административного судопроизводства.
Судебная система Российской Федерации на современном этапе находится на стадии реформирования. В рамках судебной реформы проводятся мероприятия по усовершенствованию системы судопроизводства, в частности административного судопроизводства. В этом направлении судебная реформа идёт по пути унификации процессуального законодательства, даже выработана концепция единого Гражданского кодекса РФ. Это связано с несколькими факторами.
Во-первых, сходство предмета регулирования, а именно процесс как порядок осуществления судебной власти посредством судопроизводства.
Во-вторых, сходство императивно-диспозитивного метода правового регулирования, который соединяет в себе как характер государственно- властных полномочий суда, так и принцип равенства сторон, участвующих в судебном процессе.
В-третьих, единство принципов, на которых базируется судопроизводство. Эти принципы закреплены Конституцией РФ и отражены в процессуальных кодексах.
В-четвёртых, процессуальное законодательство в различных отраслях права имеет единые источники права.
И наконец, процессуальные кодексы имеют одинаковую структуру.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) был принят в рамках судебной и административной реформы и в большей части вступил в силу 15 сентября 2015 года. Несмотря на сходство КАС РФ с существующими гражданским и арбитражным процессуальными кодексами, он всё же имеет отличительные особенности.
Порядок и формы участия прокурора в административном процессе являются одной из особенностей КАС РФ.
Актуальность исследования
Актуальность данного исследования обуславливается необходимостью теоретического осмысления практики применения КАС РФ, которая только начала складываться, и практики участия прокурора в административном процессе, а также необходимостью определения его статуса и задач. Кодекс уже подвергся многочисленным изменениям, а доведение его до идеальной процессуальной формы не окончено. В связи с этим отдельного рассмотрения заслуживает проблема статуса прокурора как субъекта административного судопроизводства, его полномочий и форм участия. Количество рассматриваемых административных дел после принятия кодекса с каждым годов возрастает, что подтверждает интерес к КАС РФ и его актуальность в современной действительности, а также необходимость его дальнейшего совершенствования. Кроме того, актуальность работы состоит в необходимости исследования особенностей правового положения прокурора и его статуса в административном процессе как субъекта, а также в анализе судебной практики, сложившейся в г. Кемерово на примере Центрального районного суда, которая наглядно демонстрирует указанные тенденции.
Новый кодекс административного судопроизводства, безусловно, оказал большое влияние на современную судебную практику. В КАС РФ законодатель постарался отразить все современные тенденции в развитии российского судопроизводства. Российские юристы отнеслись неоднозначно к новому кодексу, он вызвал как острую негативную критику, так и положительные отзывы, что подтверждает дискуссионность вопроса и актуальность проблемы.
Цель исследования
Цель исследования состоит в необходимости теоретического осмысления статуса прокурора как субъекта административного судопроизводства по Кодексу административного судопроизводства РФ, выявлении проблем и перспектив дальнейшего развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности принятия КАС РФ, выявить причины и условия его принятия;
- проанализировать основные теоретические подходы к понятию административного судопроизводство и дать определение административному судопроизводству в соответствии с КАС РФ;
- определить статус и положение прокурора в соответствии с КАС РФ;
- проанализировать судебную практику по вопросу участия прокурора в административном процессе в рамках КАС РФ.
Объект исследования - Кодекс административного судопроизводства РФ как продукт административной судебной реформы.
Предмет исследования-общественные отношения, связанные с участием прокурора в административном судопроизводстве в рамках КАС РФ.
Методологическая основа исследования строится на общенаучных и частнонаучных методах и позициях современной юриспруденции. Применение общенаучного метода сравнения позволило выделить сходства и различия в точках зрения исследователей по отношению к принятому КАС РФ, а также сравнить нормы, содержащиеся к гражданском процессуальном и арбитражном процессуальном кодексах РФ с нормами КАС РФ. При работе со статистическими данными использовался методы анализа и синтеза. Использование методов дедукции и индукции позволило сделать основные выводы исследования. Системный подход выразился в рассмотрении статуса прокурора в КАС РФ, как составляющей части системы административного судопроизводства.
Основным частнонаучным методом исследования является формально - юридический метод. При изучении статистических данных был использован метод правовой статистики, который позволил получить количественные данных, способные охарактеризовать судебную практику применения КАС РФ в судопроизводстве. Для определения перспектив развития КАС РФ и вообще административного судопроизводства использован метод правового прогнозирования.
Научная новизна заключается в исследовании особенностей статуса и правового положения прокурора в рамках КАС РФ, выявлении перспектив в дальнейшем реформировании административного судопроизводства.
Апробация результатов исследования проведена автором работы посредством опубликования статьи.
Жолудева Н.Р. Практика Центрального районного суда г. Кемерово по рассмотрению административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, возбуждённых на основании административного искового заявления прокурора // Вестник магистратуры. 2019 г. № 10-4(97). С. 52-55.
Судебная система Российской Федерации на современном этапе находится на стадии реформирования. В рамках судебной реформы проводятся мероприятия по усовершенствованию системы судопроизводства, в частности административного судопроизводства. В этом направлении судебная реформа идёт по пути унификации процессуального законодательства, даже выработана концепция единого Гражданского кодекса РФ. Это связано с несколькими факторами.
Во-первых, сходство предмета регулирования, а именно процесс как порядок осуществления судебной власти посредством судопроизводства.
Во-вторых, сходство императивно-диспозитивного метода правового регулирования, который соединяет в себе как характер государственно- властных полномочий суда, так и принцип равенства сторон, участвующих в судебном процессе.
В-третьих, единство принципов, на которых базируется судопроизводство. Эти принципы закреплены Конституцией РФ и отражены в процессуальных кодексах.
В-четвёртых, процессуальное законодательство в различных отраслях права имеет единые источники права.
И наконец, процессуальные кодексы имеют одинаковую структуру.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) был принят в рамках судебной и административной реформы и в большей части вступил в силу 15 сентября 2015 года. Несмотря на сходство КАС РФ с существующими гражданским и арбитражным процессуальными кодексами, он всё же имеет отличительные особенности.
Порядок и формы участия прокурора в административном процессе являются одной из особенностей КАС РФ.
Актуальность исследования
Актуальность данного исследования обуславливается необходимостью теоретического осмысления практики применения КАС РФ, которая только начала складываться, и практики участия прокурора в административном процессе, а также необходимостью определения его статуса и задач. Кодекс уже подвергся многочисленным изменениям, а доведение его до идеальной процессуальной формы не окончено. В связи с этим отдельного рассмотрения заслуживает проблема статуса прокурора как субъекта административного судопроизводства, его полномочий и форм участия. Количество рассматриваемых административных дел после принятия кодекса с каждым годов возрастает, что подтверждает интерес к КАС РФ и его актуальность в современной действительности, а также необходимость его дальнейшего совершенствования. Кроме того, актуальность работы состоит в необходимости исследования особенностей правового положения прокурора и его статуса в административном процессе как субъекта, а также в анализе судебной практики, сложившейся в г. Кемерово на примере Центрального районного суда, которая наглядно демонстрирует указанные тенденции.
Новый кодекс административного судопроизводства, безусловно, оказал большое влияние на современную судебную практику. В КАС РФ законодатель постарался отразить все современные тенденции в развитии российского судопроизводства. Российские юристы отнеслись неоднозначно к новому кодексу, он вызвал как острую негативную критику, так и положительные отзывы, что подтверждает дискуссионность вопроса и актуальность проблемы.
Цель исследования
Цель исследования состоит в необходимости теоретического осмысления статуса прокурора как субъекта административного судопроизводства по Кодексу административного судопроизводства РФ, выявлении проблем и перспектив дальнейшего развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности принятия КАС РФ, выявить причины и условия его принятия;
- проанализировать основные теоретические подходы к понятию административного судопроизводство и дать определение административному судопроизводству в соответствии с КАС РФ;
- определить статус и положение прокурора в соответствии с КАС РФ;
- проанализировать судебную практику по вопросу участия прокурора в административном процессе в рамках КАС РФ.
Объект исследования - Кодекс административного судопроизводства РФ как продукт административной судебной реформы.
Предмет исследования-общественные отношения, связанные с участием прокурора в административном судопроизводстве в рамках КАС РФ.
Методологическая основа исследования строится на общенаучных и частнонаучных методах и позициях современной юриспруденции. Применение общенаучного метода сравнения позволило выделить сходства и различия в точках зрения исследователей по отношению к принятому КАС РФ, а также сравнить нормы, содержащиеся к гражданском процессуальном и арбитражном процессуальном кодексах РФ с нормами КАС РФ. При работе со статистическими данными использовался методы анализа и синтеза. Использование методов дедукции и индукции позволило сделать основные выводы исследования. Системный подход выразился в рассмотрении статуса прокурора в КАС РФ, как составляющей части системы административного судопроизводства.
Основным частнонаучным методом исследования является формально - юридический метод. При изучении статистических данных был использован метод правовой статистики, который позволил получить количественные данных, способные охарактеризовать судебную практику применения КАС РФ в судопроизводстве. Для определения перспектив развития КАС РФ и вообще административного судопроизводства использован метод правового прогнозирования.
Научная новизна заключается в исследовании особенностей статуса и правового положения прокурора в рамках КАС РФ, выявлении перспектив в дальнейшем реформировании административного судопроизводства.
Апробация результатов исследования проведена автором работы посредством опубликования статьи.
Жолудева Н.Р. Практика Центрального районного суда г. Кемерово по рассмотрению административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, возбуждённых на основании административного искового заявления прокурора // Вестник магистратуры. 2019 г. № 10-4(97). С. 52-55.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации стал одним из результатов судебной реформы. Несмотря на справедливые замечания многих исследователей проблем судопроизводства о том, что КАС РФ во многом заимствует положения других процессуальных кодексов, тем не менее он призван реализовать положения статьи 118 Конституции РФ. КАС РФ, по мнению автора диссертации, стал только первым шагом в процессе формирования и развития института административного судопроизводства. Предметом регулирования Кодекса административного судопроизводства РФ являются административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с защитой прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, то есть важнейшей функцией КАС РФ стала защита интересов более «слабой» стороны в публичных правоотношениях.
Институт участия прокурора в судопроизводстве не является новшеством КАС РФ. Возможность участия прокурора в рассмотрении дел судами закреплена в статье 35 Федерального закона «О прокуратуре» и активно применяется в гражданском и арбитражном процессе. Однако, в отличие от указанных видов судопроизводства, административное, как уже было замечено, имеет свои особенности, которые вытекают из публичности правоотношений, регулируемых КАС РФ.
Формами участия прокурора в административном процессе определяется его роль и процессуальное положение. Прокурор, согласно КАС РФ, участвует в деле в двух ролях: в качестве административного истца, который обращается в суд за защитой прав и законных интересов других лиц (граждан, государственных и муниципальных интересов) или неопределённого круга лиц, а также в роли лица, вступающего в административный процесс для дачи заключения по делу. Однако, согласно судебной практике, прокурор в рамках КАС РФ часто выступает ответчиком по административным делам об оспаривании его действий (бездействия). Данные формы участия прокурора в административном судопроизводстве являются важнейшими средствами реализации функций прокуратуры по укреплению законности и защите прав граждан.
Таким образом формы участия прокурора в рассмотрении и разрешении административных дел, удовлетворяют потребностям в защите прав, свобод и законных интересов граждан, субъектов РФ, Российской Федерации и муниципальных образований и призваны обеспечить выполнение прокурором возложенных на него функций по укреплению законности, защите прав, свобод и законных интересов, а также по обеспечению верховенства закона.
Анализ судебной статистики демонстрирует повышение с каждым годом интереса к институту административного судопроизводства, с одной стороны, и институту участия прокурора в административном судопроизводстве, с другой стороны.
Например, количество административных дел, поступивших в суды для рассмотрения в первой инстанции в 2016 году - 3 991 008 дел (из них по заявлению прокурора - 36 551 дело), в 2017 году - 4 329 420 дел (из них по заявлению прокурора - 50 378 дел), в 2018 году - 4 422 994 дела (из них по заявлению прокурора - 82 745 дел). Такая тенденция может быть связана с эффективностью института участия прокурора в административном процессе.
Обзор судебной практики участия прокурора в административном судопроизводстве (на примере Центрального районного суда г. Кемерово) показывает, какие категории административных дел наиболее часто рассматриваются судами с участием прокуроров и в какой роли при этом выступают прокуроры.
В большинстве проанализированных дел, рассмотренных Центральным районным судом г. Кемерово, за период с 2016 по 2018 годы, прокурор принимал участие в качестве административного истца, обращающегося в суд с заявлением в защиту неопределённого круга лиц по делам об оспаривании действий (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц и по делам об оспаривании нормативных правовых актов. Кроме того, прокуроры участвовали в делах в качестве административных истцов и вступали в процесс для дачи заключения по делам о признании информации, размещённой в открытом доступе в сети Интернет, информацией, распространение которой запрещено на территории РФ. Чаще всего такая информация была выявлена в ходе мониторингов и проверок, проводимых органами прокуратуры на предмет наличия информации о дистанционной продаже алкогольной продукции, предложениях предоставления интимных услуг, продаже документов государственного образца о высшем образовании, продаже листков нетрудоспособности и других поддельных документов. В 2018 году в связи с трагедией в ТЦ «Зимняя Вишня» участились случаи фальсификации официальной информации и распространения её в общем доступе на сайтах в сети Интернет, с чем активно боролись прокуроры районов и города Кемерово.
Результаты рассмотрения данных дел с участием прокурора в различных формах различные, однако чаще всего суд становится на сторону прокурора, особенно это касается дел, в которые прокурор вступает для дачи заключения, поскольку практика показывает, что по всем таким делам суд соглашается с заключением прокурора.
Таким образом, институт участия прокурора в административном судопроизводстве показывает свою эффективность и представляется перспективным.
Институт участия прокурора в судопроизводстве не является новшеством КАС РФ. Возможность участия прокурора в рассмотрении дел судами закреплена в статье 35 Федерального закона «О прокуратуре» и активно применяется в гражданском и арбитражном процессе. Однако, в отличие от указанных видов судопроизводства, административное, как уже было замечено, имеет свои особенности, которые вытекают из публичности правоотношений, регулируемых КАС РФ.
Формами участия прокурора в административном процессе определяется его роль и процессуальное положение. Прокурор, согласно КАС РФ, участвует в деле в двух ролях: в качестве административного истца, который обращается в суд за защитой прав и законных интересов других лиц (граждан, государственных и муниципальных интересов) или неопределённого круга лиц, а также в роли лица, вступающего в административный процесс для дачи заключения по делу. Однако, согласно судебной практике, прокурор в рамках КАС РФ часто выступает ответчиком по административным делам об оспаривании его действий (бездействия). Данные формы участия прокурора в административном судопроизводстве являются важнейшими средствами реализации функций прокуратуры по укреплению законности и защите прав граждан.
Таким образом формы участия прокурора в рассмотрении и разрешении административных дел, удовлетворяют потребностям в защите прав, свобод и законных интересов граждан, субъектов РФ, Российской Федерации и муниципальных образований и призваны обеспечить выполнение прокурором возложенных на него функций по укреплению законности, защите прав, свобод и законных интересов, а также по обеспечению верховенства закона.
Анализ судебной статистики демонстрирует повышение с каждым годом интереса к институту административного судопроизводства, с одной стороны, и институту участия прокурора в административном судопроизводстве, с другой стороны.
Например, количество административных дел, поступивших в суды для рассмотрения в первой инстанции в 2016 году - 3 991 008 дел (из них по заявлению прокурора - 36 551 дело), в 2017 году - 4 329 420 дел (из них по заявлению прокурора - 50 378 дел), в 2018 году - 4 422 994 дела (из них по заявлению прокурора - 82 745 дел). Такая тенденция может быть связана с эффективностью института участия прокурора в административном процессе.
Обзор судебной практики участия прокурора в административном судопроизводстве (на примере Центрального районного суда г. Кемерово) показывает, какие категории административных дел наиболее часто рассматриваются судами с участием прокуроров и в какой роли при этом выступают прокуроры.
В большинстве проанализированных дел, рассмотренных Центральным районным судом г. Кемерово, за период с 2016 по 2018 годы, прокурор принимал участие в качестве административного истца, обращающегося в суд с заявлением в защиту неопределённого круга лиц по делам об оспаривании действий (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц и по делам об оспаривании нормативных правовых актов. Кроме того, прокуроры участвовали в делах в качестве административных истцов и вступали в процесс для дачи заключения по делам о признании информации, размещённой в открытом доступе в сети Интернет, информацией, распространение которой запрещено на территории РФ. Чаще всего такая информация была выявлена в ходе мониторингов и проверок, проводимых органами прокуратуры на предмет наличия информации о дистанционной продаже алкогольной продукции, предложениях предоставления интимных услуг, продаже документов государственного образца о высшем образовании, продаже листков нетрудоспособности и других поддельных документов. В 2018 году в связи с трагедией в ТЦ «Зимняя Вишня» участились случаи фальсификации официальной информации и распространения её в общем доступе на сайтах в сети Интернет, с чем активно боролись прокуроры районов и города Кемерово.
Результаты рассмотрения данных дел с участием прокурора в различных формах различные, однако чаще всего суд становится на сторону прокурора, особенно это касается дел, в которые прокурор вступает для дачи заключения, поскольку практика показывает, что по всем таким делам суд соглашается с заключением прокурора.
Таким образом, институт участия прокурора в административном судопроизводстве показывает свою эффективность и представляется перспективным.
Подобные работы
- Принципы административного судопроизводства в России и Германии
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Прокурор в уголовном судопроизводстве: функции,
полномочия, решения
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - Участие прокурора в уголовном судопроизводстве
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - Лица, участвующие в деле, в административном судопроизводстве (Административное судопроизводство, Российский Государственный Университет Правосудия)
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2023 - Участие прокурора в гражданском процессе в суде первой инстанции
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Прокурорский надзор за исполнением законов и участие прокурора в административно-образовательном процессе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - СОСТАВ СУДА И ОТВОДЫ В ГРАЖДАНСКОМ, АРБИТРАЖНОМ И АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Дипломные работы, ВКР, судебная власть. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2024 - Цели участия прокурора в гражданском процессе и способы их реализации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2021 - Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел (Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Курсовые работы, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2025



