Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Работа №66932

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы68
Год сдачи2018
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
344
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 10
ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1. Социальный риск как объект научного познания в теории 10
социальной работы
1.2. Направления профилактики социальных рисков в практике 26
социальной работы
2. СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ В 42 ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ ВАЛУЙСКОГО РАЙОНА)
2.1. Профилактика социальных рисков в Валуйском районе: опыт и 42 проблемы
2.2. Модель профилактики социальных рисков в практике 54
социальной работы на муниципальном уровне
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Проблема профилактики социальных рисков представляется интересной и неоднозначной, теоретически важной и практически востребованной для теории и практики социальной работы по целому ряду причин. Современный человек в своей жизнедеятельности постоянно подвергается воздействию различных социальных рисков. Под социальными рисками обычно понимают опасности и угрозы, ограничивающие экономическую самостоятельность и социальное благополучие личности и вызывающие ухудшение социального положения человека [17]. Социальные риски, как правило, объективны - они не зависят от индивидуального поведения и качеств человека, являясь угрозами массовыми, воспроизводимыми обществом: например массовые эпидемии, голод, вынужденная миграция, войны и боевые конфликты, межнациональные конфликты, терроризм, реформы государственного и политического устройствам, низкий уровень социальной защиты населения и другие.
Так как каждый вид социального риска имеет свою причину, проявляясь по-разному относительно различных категорий граждан, то и формы защиты от этого риска и формы его профилактики должны носить конкретный характер. Система социальной работы должна иметь комплекс элементов, воздействующих на каждый риск адекватными мерами, имея для каждого случая особенные организационно-технологические и управленческие механизмы. Каждому социальному риску должны быть противопоставлены меры компенсирования, минимизирования или блокирования его вредного воздействия, наполненные конкретным социально-экономическим
содержанием.
Социальные службы, взаимодействуя с уязвимыми категориями населения, выполняют комплексную профилактическую работу по сдерживанию и упреждению процессов углубления социальных рисков - социального неблагополучия. В их арсенале целый комплекс правовых, экономических, медико-социальных, психолого-педагогических методов профилактики социальных рисков. Все это свидетельствует об актуальности и практической востребованности по научному осмыслению, изучению системы профилактики социальных рисков в практике социальной работы, а также - выработке практических рекомендаций по минимизации их негативного результата для отдельных уязвимых категорий граждан в конкретном муниципальном образовании.
Процесс трансформации российского общества положил начало ряду деструктивных процессов, ускорив социетальные изменения, обострив социальную напряженность, и подверг все большее количество людей социальному риску. В связи с чем возникла проблема исследования - оптимизация процесса профилактики и регулирования социальных рисков, необходимость исследования различных видов социального риска, а также их специфики с целью выработки методологии, методики и механизмов профилактики и преодоления социальных рисков в практике социальной работы.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Научная литература, имеющиеся по проблеме исследования, нами условно была разделена на несколько групп.
Первая группа источников - общие вопросы, касающиеся теоретико-методологических основ исследования социального риска, разрабатывались преимущественно немецкими и английскими учеными. В трудах У. Бека,
Э. Гидденса, К. Лау, Н. Лумана, Ю. Хабермаса социальный риск представлен как явление, затрагивающее различные области жизнедеятельности человека, выдвинуты гипотезы об эволюции социального риска в процессе развития общества. В трудах отечественных ученых И.А. Афанасьева, С.Р. Ахмерова, В.И. Зубкова, Ю.А. Зубок, B.C. Ибрагимовой, С.А. Красикова, В.Б. Моторина, С.И. Яковлевой, О.Н. Яницкого представлена концептуализация понятия «социальный риск» и предложена типология социальных рисков.
Вторую группу составили труды таких ученых как: М. Вебер, В.И. Добреньков, Э. Дюркгейм, В.В. Радаев, К. Роджерс, М.Н. Руткевич, Г.Н. Соколова, Ж.Т. Тощенко, Ф.Р. Филиппов, М. Фуко, О.И. Шкаратан. В них представлены исследования различных видов социального риска, раскрыты отдельные аспекты проявления социального риска на разных этапах развития общества.
Изучением вопросов социального риска и адаптации индивидов к риску занимались И.А. Афанасьев, С.Р. Ахмеров, С.А. Красиков, А.В. Мозговая, В.Б. Моторин и другие. В.В. Волков, К. Керне, О.И. Ларичев, Л.В. Лесков,
B. Н. Марков, Т. Саати, Дж. Томпсон, Г. Хакен описывали способы принятия решений в условиях риска, анализировали механизмы принятия решений в повседневных и кризисных ситуациях, дали характеристику индивидуальным и групповым поведенческим стратегиям в условиях риска.
Проблемам профилактики и преодоления социального риска посвящены исследования А.П. Альгина, А.И. Бедрицкого, П. Бернстайна, Е.М. Бухвальда,
A. В. Виленского, О.И. Ларичева, Б.Н. Порфирьева, Н.В. Хохлова,
C. И. Яковлевой. К этой же группе относятся законы, указы, постановления, программы федерального, регионального и муниципального уровней, ориентированные на преодоление различных социальных рисков и их профилактику.
Л.Ф. Гусляков, З.П. Замараева, И.А. Ильин, А.А. Козлов, П.Д. Павленок,
B. Д. Роик, А.В. Шаронов свои публикации посвящали формам и методам социальной защиты от возможных социальных рисков.
Однако проблемы профилактики социальных рисков в практике социальной работы освещены недостаточно. Слабо раскрыты вопросы методики проведения социологических исследований по выявлению причин и источников социальных рисков для уязвимых групп населения, их представлений о стратегиях выхода из зоны социального риска. Актуальность проблемы профилактики социального риска в практике социальной работы, отсутствие теоретической и методологической определенности в понимании социального риска, слабая степень изученности факторов, оказывающих влияние на развитие социальных рисков, и однозначность в понимании методов профилактики и преодоления социальных рисков в практике социальной работы послужили детерминантами выбора темы исследования выпускной квалификационной работы.
В качестве объекта исследования выступает социальный риск.
Предметом исследования является профилактика социальных рисков как направление практической социальной работы.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику профилактики социальных рисков в практике социальной работы и предложить рекомендации по их профилактике на муниципальном уровне.
Достижение цели осуществлялось через постановку и решение следующих задач:
- раскрыть теоретико-методологические основы профилактики социальных рисков в практике социальной работы;
- выявить специфику профилактики социальных рисков в практике социальной работы на муниципальном уровне (на примере Валуйского района);
- разработать муниципальную модель профилактики социальных рисков в практике социальной работы.
Теоретико-методологические основы исследования. Исследование базируется на теориях и научных подходах ведущих отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся на изучении социальных рисков:
- социологическая теория «общества риска» (У. Бек, Э. Гидденс);
-концепция общества всеобщего риска (О.Н. Яницкий);
- поведенческий подход к изучению социального риска (Н. Луман, В.И. Зубков);
- теория социальных фактов (И. Пригожин, Г. Хакен);
- концепция аномии (Э. Дюркгейм);
-мконцепция трансформации рисков (К. Лау);
- концепция социального действия (М. Вебер).
Анализ различных концепций исследования социальных рисков показывает, что создано широкое предметное поле их изучения:
Уровень макросреды (общество) - концепции «общества риска - исследования рисков в масштабе всего общества, в котором появляются новые социальные общности и взаимодействия» (У. Бек, Э. Гидденс, Э. Тоффлер, Ю. Хабермас, О.Н. Яницкий);
Уровень микросреды (группа) - концепции, ориентированные на изучение отдельных типов рисков в различных социальных группах (Ю.А. Зубок и А.В. Мозговая).
Уровень индивида (личность) - концепции, которые изучают поведенческие аспекты риска (А.П. Альгин, М. Дуглас, В.И. Зубков, Н. Луман, А.И. Мечитов, П. Словик).
Общая логика исследования опирается на работы по проблемам социальных рисков.
В качестве методов исследования использовались методы дедукции и индукции, сравнительный метод, методы анализа и синтеза. Прикладными социологическими методами исследования, используемыми в выпускной квалификационной работе, являются анкетирование, экспертное интервью и контент-анализ.
Эмпирическую базу исследования составили результаты междисциплинарного анализа научной литературы по социологии риска, профилактики социального неблагополучия, психологии кризиса и другой литературы по проблеме исследования. Большую помощь при написании выпускной квалификационной работы оказали многочисленные разработки Российского научного общества анализа риска и журнала «Проблемы анализа риска», а также научные труды, аналитические записки, доклады и отчеты Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Фактически именно в этих трудах удалось четко зафиксировать два основных направления рассмотрения и анализа проблематики социального риска в отечественном научном дискурсе;
- результаты вторичного анализа данных мониторинга общественного мнения населения Российской Федерации за 2015 год проведенного Левада - Центром; статистические данные Госкомстата Российской Федерации, а также информация, полученная нами в ходе массового опроса жителей г. Валуйки, экспертного интервью работников учреждений социальной защиты населения г. Валуйки и Валуйского района и анкетирование клиентов Комплексного центра социального обслуживания населения г. Валуйки. Автором были реализованы:
- анкетирование с использованием полустандартизованного опросника (2017- 2018 гг.). Объем квотной выборки, репрезентативной по полу, возрасту и уровню образования, составил 110 человек (представители групп риска г. Валуйки и Валуйского района);
- экспертный опрос, проведенный в апреле 2018 года методом свободного интервью. В исследовании принимали участие специалисты КЦСОН, УСЗН г. Валуйки. Совокупность респондентов равнялась 21 человеку. Критериями отбора служили половая принадлежность, возраст, уровень образования и занимаемая экспертом должность, обуславливающая компетентность опрашиваемого в проблемной области исследования.
Интерпретация данных осуществлялась на основе таблиц одномерного и множественного распределения информации. Анализ информации, полученной в результате свободного интервью, осуществлялся методом контент-анализа.
Этапы исследования:
Первый этап (октябрь-декабрь 2017г) - поисковый. Изучение
теоретических работ, исследований по заявленной проблеме; систематизация и обобщение прикладных сведений и данных; обоснование исследовательских задач; формирование понятийно-категориального аппарата программы исследования; определение организации и методики исследовательской деятельности; анализ деятельности учреждений социальной защиты населения Валуйского района по профилактике социальных рисков.
Второй этап (февраль - март 2018 г.) - исследовательский. Проведение прикладного социологического исследования; выявление отношения уязвимых групп населения к риску и оценка мероприятий, проводимых учреждениями социальной защиты населения Валуйского района по профилактике социальных рисков.
Третий этап (апрель - май 2018 г.) - результативный. Анализ
выявленных данных и подведение итогов исследовательской работы; формулировка выводов и разработка предложений по оптимизации профилактики социальных рисков в деятельности учреждений социальной защиты населения Валуйского района.
Теоретико-практическая значимость исследования заключается в возможности использования ряда положений, сформулированных в рамках дипломного исследования, в изучении проблематики социальных рисков и организации предупреждения и преодоления этих рисков в практике социальной работы. Практическая значимость состоит в возможности использования материалов выпускной квалификационной работы в процессе преподавания дисциплин: теории и технологии социальной работы, социологии, а также в применении полученных результатов исследования в процессе деятельности учреждений социальной защиты населения, направленной на профилактику и преодоление социальных рисков.
Апробация результатов исследования проводилась в ходе производственной и преддипломной практик на базе УСЗН администрации муниципального района «г. Валуйки и Валуйский район».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Человек в своей жизнедеятельности постоянно подвергается воздействию различных социальных рисков, а процесс трансформации российского общества ускорил и обострил без того напряженную социальную сторону жизни, и подверг все большее количество людей социальному риску. К факторам социального риска в современном обществе относят: социально-экономические, медико-социальные, социально-демографические, социально-психологические и психолого-педагогические, криминальные факторы. Социальные риски, как правило, объективны - они не зависят от индивидуального поведения и качеств человека, являясь угрозами массовыми, воспроизводимыми обществом.
Сегодня система социальной работы имеет комплекс элементов, которые воздействуют на возникающие в обществе риски адекватными мерами, имея для каждого случая особенные организационно-технологические и управленческие механизмы. Каждому социальному риску противопоставлены меры компенсирования, минимизирования или блокирования его вредного воздействия, которые наполнены конкретным социально-экономическим содержанием. Социальные службы, взаимодействуя с уязвимыми категориями населения, выполняют комплексную профилактическую работу по сдерживанию и упреждению процессов углубления социальных рисков - социального неблагополучия. В их арсенале целый комплекс правовых, экономических, медико-социальных, психолого-педагогических методов профилактики социальных рисков. Социальным рискам противодействуют также негосударственные субъекты, благотворительные фонды, религиозные конфессии.
В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его как физиологического, так и психосоциального здоровья. Социальный риск связан с систематическим взаимодействием с опасностями, вызываемыми самим процессом развития общества.
Риски по своей природе могут быть различного характера: экономического, социального, политического, техногенного и др. Как правило, риски тесно связаны между собой, и в большинстве случаев провести четкую границу между ними сложно. При комплексном анализе рисков очень важно учитывать, насколько типичен рассматриваемый риск для данного объекта и/или ситуации.
Каждый человек в определенные периоды своей жизни имеет объективно низкий потенциал самообеспечения. В случае снижения жизненного уровня до минимального уровня, требуется помощь общества. Чаще всего, ухудшают социальное положение жизненные ситуации и связанные с ними риски многодетности, сиротства, потери кормильца, наличия иждивенцев и др. Под рисками в данном контексте понимаются угрозы, опасности, влекущие причинение вреда, ущерба.
Следует также сказать и том, что существуют и такие риски, которые носят личностный характер, то есть угрозы исходят от самого индивида.
Выделяют две большие группы социальных рисков: предвидимые риски, эта группа достаточно предсказуема. Она содержит в себе всевозможные риски, которые присутствуют в обществе, их можно увидеть, предугадать и обозначить на будущее путем изучения, проведения анализа текущей ситуации, исторических факторов, а также других показателей, которые могут быть задействованы в социальной сфере; непредвидимые риски, эта сложные группы социальных рисков для управления, не поддаются сравнению, определить время и вероятность их активного развития и появления, как такового, попросту невозможно.
Сегодня в современном обществе можно выделить следующие наиболее распространенные социальные риски: риск заболевания связан с угрозой утраты трудового дохода в связи с временной потерей трудоспособности; риск
производственного травматизма и профессиональных заболеваний связан с угрозой потери трудоспособности по месту работы; риск старости, по достижении определенного возраста граждане получают право на пенсионные выплаты по возрасту; риск безработицы связан с угрозой потери работы; риск потери кормильца, ведет к резкому снижению уровня жизни, снижение жизненного уровня в случае смерти кормильца компенсируется пенсией родственникам, выплачивается посмертное пособие; риск материнства, потеря женщиной трудоспособности, расходы в связи с беременностью и родами, последующим периодом ухода за ребенком компенсируются соответствующими видами пособий и выплат; риск бедности связан с угрозой падения доходов индивида ниже прожиточного минимума, падение жизненного уровня компенсируется пособиями до нормативно установленного прожиточного минимума; риск беспомощности, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, состоянием здоровья, иными причинами, признаваемыми обществом уважительными, ведет к резкому снижению уровня и качества жизни, воздействие рисков компенсируется предоставлением социального обслуживания в учреждениях социальной защиты населения по установленным социальным стандартам.
Таким образом, воздействие социальных рисков требует сегодня от общества новых механизмов и экономических основ социальной защиты населения. Очевидно, что защита от конкретных видов социального риска наиболее эффективно может быть организована в рамках отдельных направлений социального страхования: пенсионное страхование, медицинское страхование, включая оплату временной нетрудоспособности; страхование от несчастных случаев на производстве, страхование в связи с безработицей. В современных социально-экономических условиях социальные программы в большей степени ориентированы на развитие самопомощи и самообеспеченности, на личностный характер помощи.
В настоящее время наблюдается рост негативных тенденций в социальной среде: подростковая преступность, наркомания среди подростков и молодежи, рост числа семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, увеличение доли пожилых людей, ухудшение физического и психического здоровья, социальное сиротство, безнадзорность. Учитывая все это, профилактика социальных рисков сегодня занимает особое место в практике социальной работы. Так как именно с помощью профилактических мер можно устранить социальные проблемы личности или группы лиц в период зарождения проблемы, тем самым создавая основу для снижения социальных рисков.
Поскольку система профилактики социальных рисков является интегрированным и многоуровневым образованием, то при определении направлений по ее формированию необходимо учитывать ее многопрофильную и многосубъектную структуру и специфику ее регулятивных функций. Она заключается в последовательном достижении более высокого уровня защиты от факторов риска на основе гармоничного сочетания интересов социальных партнеров по улучшению благосостояния населения, повышению его жизненного уровня ликвидации социальной напряженности.
Выделяют следующие основные направления профилактики негативных последствий социальных рисков: психологическое просвещение населения, создание не только клубов по интересам, но и психологических кафе, где можно всем категориям граждан принять участие в обсуждении сложных жизненных ситуаций; помощь в трудоустройстве и предоставление возможности всем категориям населении, включая подростков иметь разовые заработки за выполнение работ по благоустройству района; диагностика не только явных, но и скрытых, психологических причин семейного риска; обеспечение доступности для населения информации о проводимых мероприятиях и предоставление возможности помочь нуждающимся людям.
Ключевой задачей учреждений социальной защиты населения совместно с администрацией территории должна стать задача в обеспечении условий для формирования у граждан устойчивости к социальным рискам через собственное самосовершенствование и взаимопомощь. Отличительной чертой реализации социальной политики на муниципальном уровне становится возможность управления рисками. Оценка риска, управление риском, мониторинг риска и риск сам по себе стали общей деятельностью, как для практиков, так и для менеджеров. Также как суждения о риске стали ключом для идентификации приоритетов и для вынесения решения о качестве мероприятий. Изучение реальных потребностей различных слоев населения в социальных услугах является ключевым элементом при формировании системы профилактики социальных рисков.
Современная реалии переносят внимание специалистов социальной работы от потребности или нужды к риску, и, хотя потребность и риск, безусловно, связаны, сегодня в практике социальной работы все большее значение уделяется так называемому «приватизированному риску», то есть риску, связанному с индивидуальными факторами, а не риску сообщества в целом. Но при всем при этом специалист имеет дело с рисками, связанными как с индивидуальными факторами, так и с характеристиками групп риска.
В основе, предложенной нами модели профилактики социальных рисков лежат превентивные концепции, ориентированные на индивида, и концепции социально-политической ориентации. Превенция социальных рисков, относящаяся к индивиду, предполагает применение профессиональной помощи на максимально возможной ранней стадии появления проблемы. Помимо индивидуально-ориентированных концепций профилактики социальных рисков имеет место социально-политическая концепция, в основе которой лежит модель формирования компетентности клиентов. С одной стороны, она рассматривает формы восприятия и понимания возможных проблем, а с другой стороны, предполагает включение в профилактическую деятельность всех факторов, которые структурируют жизненные условия клиентов.
То есть мы можем говорить о том, что индивидуально-ориентированные превентивные стратегии направлены на коррекцию, регулирование жизненных целей и действий клиента в направлении доминирующей в обществе ценностно - нормативной системы. Данная стратегия призвана вовлечь индивида в конструктивное взаимодействие со средой и внутри среды.
В заключении хотелось бы сказать о том, что система профилактики социальных рисков в современном понимании в целом представляет собой интегрированное и многоуровневое образование, в котором процессы предупреждения, устранения и минимизации социальных рисков проходят в соответствии с единой социально-ориентированной стратегией всех субъектов муниципального образования.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ