ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ПРОИЗВОДСТВА ПО ЖАЛОБАМ И
ОБРАЩЕНИЯМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ 8
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА
ПО ЖАЛОБАМ И ОБРАЩЕНИЯМ В
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ 30
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО
ЖАЛОБАМ И ОБРАЩЕНИЯМ В БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНЕ 51
Актуальность темы исследования. Ежегодно граждане направляют в органы государственной власти, органы местного самоуправления десятки тысяч жалоб на действия и бездействие должностных лиц. В своих жалобах граждане просят восстановить их нарушенные права, провести проверку служебной деятельности того или иного должностного лица, а также привлечь к ответственности виновных должностных лиц. Жалобы граждан и юридических лиц в органы публичного управления касаются самых различных аспектов их жизнедеятельности, в том числе защиты прав в таможенной сфере. Однако большое количество жалоб, поступающих в различные органы государственной власти, в том числе и в таможенные органы, как показывает практика, вовсе не гарантирует, что нарушенные права граждан, а также хозяйствующих субъектов будут восстановлены, а виновные в этом должностные лица понесут соответствующую юридическую ответственность.
Сложившееся положение связано с тем, что в настоящее время не сформирован должный организационный и административный механизм работы с жалобами граждан и юридических лиц в таможенных органах. Неэффективность работы с жалобами граждан связана и с тем, что вопреки установленным запретам жалобы направляются должностным лицам, действия которых обжалуются, имеет место волокита при производстве по жалобам граждан и юридических лиц, нарушение процессуальных сроков рассмотрения жалоб, а также нарушения в режиме делопроизводства по жалобам. Одной из главных причин подобного положения дел в сфере производства по жалобам является то, что в настоящее время отсутствует эффективный механизм юридической ответственности должностных лиц за нарушение производства по жалобам. Данный тезис имеет самое непосредственное отношение и к реализации института права жалобы в административной деятельности таможенных органов Российской Федерации.
Также в настоящее время действует Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации», однако говорить о том, что этот законодательный акт решил все проблемы в механизме правового регулирования производства по жалобам, пока нельзя. Ряд положений закона носит декларативный характер, а некоторые положения не содержат в себе механизма реализации. Все это самым негативным образом сказывается на реализации института права жалобы, а также прав граждан и юридических лиц, которые предпринимают попытки обжаловать действия (бездействие) должностных лиц и тем самым восстановить свои права и законные интересы. Во многих ведомствах в настоящее время приняты собственные нормативные правовые акты, которые регламентируют порядок производства по жалобам, что снижает эффект действия закона.
Однако, несмотря на то, что производство по жалобам вообще, и в административной деятельности таможенных органов в частности, исследовалось учеными и практиками многих поколений, утверждать, что сегодня в достаточной степени изучены все аспекты данного производства, пока нельзя. В этой связи исследование производства права жалобы в административной деятельности таможенных органов Российской Федерации представляется весьма актуальным.
Степень изученности темы исследования. Необходимо отметить, что проблемы института права жалобы исследовались в научной литературе учеными-административистами многих поколений. В частности, в ходе исследования использовались труды С.А. Зинченко, И.Ш. Килясханова, А.Ф. Ноздрачева и других . Весомый вклад в рассмотрении вопросов жалоб и обращений в таможенные органы внесли такие исследователи как: Ж. Ахметов, А. Боннер, В.А. Бударина.
Проблема исследования заключается в сложившемся противоречии между необходимостью совершенствования регулирования производства по жалобам и обращениям в таможенных органах и недостаточной разработанностью методов решения данной задачи на практике.
Объектом дипломного исследования административная деятельность Белгородской таможни.
Предметом дипломного исследования являются процессы регулирования производства по жалобам и обращениями в Белгородской таможне.
Целью дипломного исследования является разработка предложений по совершенствованию регулирования производства по жалобам и обращениям в Белгородской таможне.
Задачи дипломной работы:
1. Исследовать теоретические основы регулирования производства по жалобам и обращениям в деятельности таможенных органов.
2. Провести анализ практики регулирования производства по жалобам и обращениям в деятельности Белгородской таможни.
3. Предложить мероприятия по совершенствованию регулирования производства по жалобам и обращениям в Белгородской таможне.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные труды современных исследователей Ж. Ахметова, А. Боннер, В.А. Будариной , работы которых посвящены рассмотрению дел по жалобам на действия административных органов, определению и значению, а так же недостаткам в рассмотрении жалоб и обращений в таможенных органах.
При подготовке дипломной работы были использованы такие методы эмпирического исследования, таких как наблюдение и опрос. Обработка данных производилась посредством статистического анализа, а также системного анализа информации. Для получения более точных данных были использованы:
- логический метод, применяемый при формировании выводов и проблем;
- сравнительно - правовой, используемый при анализе нормативно-правовых актов в области таможенного дела.
Эмпирическую базу исследования составляют основные нормативно-правовые акты в области таможенного дела1, а также статистическая информация о деятельности Белгородской таможни .
Научно-практическая значимость дипломной работы состоит в том, что на основе полученных в ходе исследования выводов сформулированы практические предложения, а также определены приоритетные направления совершенствования регулирования производства по жалобам граждан и юридических лиц в деятельности таможенных органов. Выводы и предложения, сформулированные в настоящей работе, могут быть использованы в нормотворческой деятельности в целях совершенствования правового регулирования, непосредственно в практической работе таможенных органов в целях эффективного производства по жалобам граждан и юридических лиц, а также в учебном процессе и при дальнейшем исследовании данной проблемы.
Таможенные органы проводят работу с обращениями граждан руководствуясь вышеуказанным Федеральным законом от 02.05.2006 № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также Приказом ФТС от 10 сентября 2009 г. № 1660 «Об утверждении административного регламента Федеральной Таможенной Службы по исполнению государственной функции организации приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятия по ним решений и направления ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок». Регламент ФТС детально регулирует все операции с обращениями граждан, уточняют терминологию. На законодательном уровне вопросы обжалования действий (бездействия) должностных лиц таможенной службы урегулированы Таможенным кодексом Российской Федерации. Хотя в настоящее время формально сформирована нормативно-правовая база работы с обращениями граждан, имеющиеся предписания работают, недостаточно эффективно.
Таможенная жалоба - это обращение физического или юридического лица (участника внешнеэкономической деятельности), связанное с требованием восстановить права, свободы или законные интересы, нарушенные действием (бездействием) таможенного органа или его должностного лица, а также связанное с требованием соответствующего субъекта освободить его от незаконно возложенной на него обязанности или примененной меры государственного принуждения и направленное для разрешения в административном или в судебном порядке. Обращение гражданина - направленное в ФТС, таможенный орган или должностному лицу таможенного органа или ФТС письменное предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в таможенный орган Российской Федерации.
Механизм административно-правового регулирования института права жалобы в административной деятельности таможенных органов представляет собой самостоятельную систему правовых средств, при помощи которых осуществляется данное производство. Раскрытие структуры механизма административно-правового регулирования института права жалобы в административной деятельности таможенных органов дает возможность заявить о том, что в целях совершенствования механизма правового регулирования института права жалобы в административной деятельности таможенных органов к основным составляющим этого механизма следует отнести: нормы административного права, административные
правоотношения, акты применения норм административного права.
Основные задачи, которые решает механизм правового регулирования реализации института права жалобы и обращения в административной деятельности таможенных органов, - это обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов от противоправных действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов. Все названные элементы механизма административно-правового регулирования института права жалобы дополняют друг друга и выполняют в нем свою роль.
Анализ ведомственных актов позволяет констатировать, что в административной практике Белгородской таможни работа по жалобам включает: порядок регистрации жалобы; порядок рассмотрения жалобы; порядок разрешения жалобы; контроль за разрешением жалобы; обжалование решения по жалобе; исполнение решения по жалобе. Необходимо отметить, что каждая стадия - это самостоятельная часть процесса, характеризующаяся своими целями, субъектами осуществления. Таким образом, можно утверждать, что процессу производства по жалобам в Белгородской таможне свойственен многоаспектный характер, состоящий из определенно-установленных стадий, которые схожи со стадиями различных административных производств.
На жалобы и обращения граждан в Белгородской таможни разработан механизм производства в котором задействованы: Начальник Белгородской таможни, его заместители, начальники постов, отдел документационного обеспечения и правовой отдел Белгородской таможни. Разработаны графики и часы приема граждан, по жалобам и обращениям консультация предоставляется бесплатно по устному или письменному запросу. В рабочем порядке должностными лицами ОДО таможни оказывалась методическая и консультативная помощь подразделениям таможни, ответственным за работу с обращениями граждан по всем вопросам, связанным с обращениями граждан.
На информационных стендах Белгородской таможни и таможенных постов постоянно обновляется информация, касающаяся таможенного законодательства Российской Федерации. В таможне круглосуточно работает «телефон доверия», который находится в оперативно-дежурной службе. Информация с «телефона доверия» доводится до руководства таможни по линии отдела оперативно-дежурной службы и таможенной охраны, отдела по противодействию коррупции или отдела инспектирования и профилактики правонарушений. Должностными лицами, ответственными за связи с общественностью, систематически проводится работа по разъяснению деятельности Белгородской таможни и положений таможенного законодательства.
По результатам проведенного анализа системы работы с обращениями и жалобами граждан в Белгородской таможне был выявлен ряд проблемных направлений в этой деятельности: недостаточная правовая грамотность и низкий уровень информированности граждан о деятельности Белгородской таможни; требует дальнейшего совершенствования организация обратной связи с заявителями; отсутствует механизм выявления причин системных нарушений прав граждан, с целью определения комплекса мер по их устранению; отсутствует целостный механизм совершенствования работы специалистов с обращениями граждан.
Кроме того, существующий порядок регулирования производства жалоб и обращений в Белгородской таможне в основном соответствует нормам и правилам документационного обеспечения, но имеет ряд недостатков, к которым относятся: необходимость повышения квалификации должностных лиц и работников бюджетной сферы структурного подразделения; недостаточная разработанность информационно-поисковой системы; устаревшая автоматизированная система делопроизводства; имеют месть быть нарушения правил оформления и подготовки документов.
Таким образом, для того чтобы оптимизировать работу таможенных органов в сфере регулирования производства жалоб и обращений граждан, необходимо обратить внимание на следующие направления совершенствования:
1. Требуется развивать новые или модернизировать используемые в
настоящее время технологии. В частности, развивать международную информационную систему, в которой соответствующие органы обмениваются сведениями, необходимыми для таможенных органов Российской Федерации и компетентных органов иностранных государств. В Единой автоматизированной информационной системы ФТС России развивать автоматизированную информационную систему «Мониторинг государственных таможенных услуг». С учетом реализации этапов Федеральной целевой программы «Электронная Россия» для проведения опросов участников внешнеэкономической деятельности в рамках мониторинга в будущем рационально использовать интернет-канал с авторизованным доступом зарегистрированных участников
внешнеэкономической деятельности, что позволит оптимизировать данный процесс с точки зрения затраты временных и материальных ресурсов на совершенствование государственных таможенных услуг.
2. На современном этапе с целью повышения качества предоставляемых таможенных услуг, можно отметить, что немаловажным направлением является учет мнения участников ВЭД, следовательно, необходимо развивать систему мониторинга. С этой целью нами предлагается использовать анкету, вопросы которой касаются качества предоставления государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов
3. Особое внимание необходимо уделить системному подходу к совершенствованию таможенных услуг, а также определить пути и способы реализации подобного подхода в дальнейшем. Важно развивать маркетинговый инструментарий повышения качества таможенных услуг, а также методы маркетингового исследования. Учитывая начальный этап разработки проблемы, представляется важным развитие данных инструментов для повышения эффективности деятельности таможенных органов.
1. Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17) (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13
июня 1996 года № 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Разд.
«Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 18 декабря 2001 года (в ред. от 30 марта 2016 г.) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
4. Кодекс об административных правонарушениях: федер. закон от
30 декабря 2001 года (в ред. от 5 апреля 2016 г.) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Разд.
«Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
5. О таможенном регулировании в Российской Федерации
[Электронный ресурс]: федер. закон от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Разд.
«Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
6. О Федеральной таможенной службе [Электронный ресурс]:
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013г. № 809 (ред. от 27.12.2014) // Справочная правовая система
«КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
7. О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 2225-р // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
8. О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза [Текст] : федер. закон от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ (ред. от 02.06.2010) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 23. - Ст. 2796.
9. О системе государственной службы Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 22. - Ст. 2063.
10. О службе в таможенных органах Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ (ред. от 22.12.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 30. - Ст. 3586.
11. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ // Российская газета. - 2006. - № 95. - 5 мая.
12. Об информации, информационных технологиях и о защите
информации [Текст] : федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ //
Российская газета. - 2006. - № 165. - 29 июля.
13. Об утверждении «Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти» [Текст] : Распоряжение Правительства РФ от 30 января 2014 г. № 93-р // Российская газета. - 2014. - № 19. - 3 февр.
14. Вопросы Федеральной таможенной службы [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 11 мая 2006 г. № 473 (ред. от 24.09.2007) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 20. - Ст. 2162.
15. О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 (ред. от 22.12.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 27. - Ст. 3446.
16. О мерах по совершенствованию организации деятельности в
области противодействия коррупции [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. № 364 (ред. от 15.07.2015) // Собр.
законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 29 (часть II). - Ст. 4477.
17. О некоторых вопросах противодействия коррупции [Текст] : Указ
Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 120 (ред. от
15.07.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 10. - Ст. 1506.
18. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 (ред. от 07.05.2012) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 19. - Ст. 2338.
19. Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 16 ноября 1998 г. № 1396 (ред. от 30.09.2012) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 48. - Ст. 5742.
20. О Федеральной таможенной службе [Текст] : Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. № 809 (ред. от 11.11.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 38. - Ст. 4823.
21. Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга [Текст] : Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2012 г. № 994 (ред. от 29.09.2012) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 41. - Ст. 5616.
22. О внесении изменений в Стратегию развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 612-р (ред. от 15.04.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 18 - Ст. 2220.
23. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р (ред. от 15.04.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 2. - Ст. 109.
24. О создании таможенных органов : Приказ Государственного
таможенного комитета Российской Федерации от 14 февраля 1992 г. № 45 (ред. от 14.02.1992) / Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. URL:
http://docs.cntd.ru/document/9006606 (дата обращения: 08.01.2016).
25. Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц
таможенных органов Российской Федерации [Электронный ресурс] : Приказ ФТС России от 14 августа 2007 г. № 977 (ред. от 14.08.2007) / Федеральная таможенная служба. - Режим доступа:
http://www.customs.ru/index.php?id=14209&option=com_content&view=article (дата обращения: 08.01.2016).
26. О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты ФТС России [Текст] : Приказ ФТС России от 17 апреля 2012 г. № 711 (ред. от 17.04.2012) // Российская газета. - 2012. - № 118. - 25 мая.
27. О внесении изменений в Положение о порядке разработки и утверждения должностной инструкции сотрудника таможенного органа Российской Федерации и должностного регламента государственного гражданского служащего таможенного органа Российской Федерации, утвержденное приказом ФТС России от 11 августа 2009 г. № 1458 [Текст] : Приказ ФТС России от 18 ноября 2013 г. № 2171 (ред. от 18.11.2013) // Таможенные ведомости. - 2014. - № 1. - январь.
28. О внесении изменений в приложения к Приказу ФТС России от 1 марта 2012 г. № 373 [Текст] : Приказ ФТС России от 15 мая 2014 г. № 884 (ред. от 15.05.2014) // Таможенные ведомости. - 2014. - № 7. - июль.
29. О методических рекомендациях [Электронный ресурс] : Приказ ФТС России от 11 октября 2010 г. № 10-96/49399 (ред. от 11.10.2010) / Документ опубликован не был // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
30. Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне [Текст] : Приказ ФТС России от 4 сентября 2014 г. № 1700 (ред. от 04.09.2014) // Российская газета. - 2015. - № 3. - 14 января.
31. Об утверждении Общего положения о таможенном посте [Текст] : Приказ ФТС России от 4 сентября 2014 г. № 1701 (ред. от 04.09.2014) // Российская газета. - 2014. - № 266. - 21 ноября.
32. Об утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Федеральной таможенной службы, представительств (представителей) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной таможенной службой, и урегулированию конфликта интересов [Текст] : Приказ ФТС России от 8 июня 2015 г. № 1107 (ред. от 08.06.2015) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2015. - № 41. - 12 октября.
33. Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения
должностной инструкции сотрудника таможенного органа Российской Федерации и должностного регламента государственного гражданского служащего таможенного органа Российской Федерации» [Электронный ресурс] : Приказ ФТС России от 11 августа 2009 г. № 1458 (ред. от 18.11.2013) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
34. Об утверждении Порядка уведомления должностными лицами таможенных органов начальников таможенных органов о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений [Текст] : Приказ ФТС России от 18 января 2010 г. № 57 (ред. от 17.04.2012) // Российская газета. - 2010. - № 46. - 5 марта.
35. О соблюдении принципов служебного поведения [Электронный ресурс] : Письмо ФТС России от 26 октября 2010 г. № 01-11/51938 (ред. от 17.05.2011) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
36. Барыкин, Д.В. Повышение качества работы с обращениями граждан и организаций в федеральные органы государственной власти [Текст] / Д. В. Барыкин, Д. А. Боронников, З.М. Федулова, И. Е. Самохин, С. В. Морозов // Экономика и управление. - 2014. - № 4. - С. 58-62.
37. Беляков, П. А. Защита прав граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления [Текст] / П. А. Беляков // Законность. - 2014. - № 4. - С. 11-16.
38. Бобыльских, Е. В. Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения [Текст] / Е. В. Бобыльских // Теория и практика общественного развития. - 2016. - № 1. - С. 25-26.
39. Галанюк, В. В. Обращения граждан - источник важной информации [Текст] / В. В. Галанюк // Вестник Аксор. - 2014. - №12. - С. 233-234.
40. Жеребцова, Л. А. Организация работы с обращениями граждан в органы государственной власти и их отбор на государственное хранение [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 05.22.02 / Л.А. Жеребцова. - М., 2008. -27 с. - Режим доступа : http://cheloveknauka.com.
41. Кожевников, К. Работа с обращениями граждан как эффективная форма «обратной связи» с населением [Текст] / К. Кожевников // Законность. - 2015. - № 11. - С. 3-5.
42. Купреев, С. С. Общественный контроль как средство противодействия коррупции в органах власти и управления [Текст] / С. С. Купреев // Административное и муниципальное право. - 2015. - № 9. - С. 11.
43. Лапшина, А. И. Интерактивные формы контроля общества за деятельностью органов государственной власти в субъектах Российской Федерации [Текст] / А. И. Лапшина // Журнал российского права. - 2015. - № 1. - С. 15-20.
44. Матвеев, Д. Л. О порядке рассмотрения индивидуальных и коллективных обращений граждан [Текст] / Д. Л. Матвеев // Юридическая мысль. - 2016. - № 3. - С. 20-27.
45. Мотькин, В. Н. Работа с обращениями граждан в вертикали государственного управления [Текст] / В. Н. Мотькин / Социология управления. - 2014. - № 3. - С. 39-42.
46. Новиков, А. В.. Обращения граждан : (административно- процедурные правовые аспекты) : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14 [Электронный ресурс] / А. В. Новиков. - Воронеж, 2006. - 239 с. - Режим доступа : http://cheloveknauka.com.
47. Савоськин, А. В. К вопросу об использовании термина «обращение» в российском законодательстве [Текст] / А. В. Савоськин // Актуальные проблемы российского права. - 2015. - № 8. - С. 36-40.
48. Савоськин, А. В. Проблемы нормативного регулирования обращений граждан, групп граждан и организаций [Текст] / А. В. Савоськин // Вестн. Урал. ин-та экономики, управления и права. - 2014. - № 4. - С.42-48.
49. Сергеев, Е. А. Специализация обращений граждан как фактор
совершенствования конституционно-правового взаимодействия государственных органов [Текст] / Е. А. Сергеев // Бизнес в законе. - 2014. - № 1. - С. 24-28.
50. Соловьев, С. О совершенствовании законодательства об обращениях граждан [Текст] / С. Г. Соловьев, И. Е. Попов // Российский юридический журнал. - 2014. - № 2. - С. 139-144.
51. Хохрина, Г. А. Ответственность за нарушение Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [Текст] / Г. А. Хохрина // Юрист-Правоведъ. - 2013. - № 4. - С. 115-118.
52. Чурилина, Е. Н. Особенности системы работы с обращениями граждан [Текст] / Е. Н. Чурилина // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 10. - С. 32-36.
53. Шепелев В. А. Реализация прав граждан на обращение [Текст] / В.А. Шепелев, М. В. Кудрина, Е. В. Бородина // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2015. - № 2. - С. 25-28.