ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ПРОЦЕССА МИЛИТАРИЗАЦИИ 8
§ 1.1. Соотношения военной силы и вооруженного насилия как факторов формирования моделей милитаризации
§1.2. Содержание и признаки процесса милитаризации межгосударственных формирований международной политики
ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ БИПОЛЯРНОЙ ЭПОХИ В УСЛОВИЯХ
МИЛИТАРИЗАЦИИ И ВЛИЯНИЕ ЕЕ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ СТРАТЕГИЮ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§2.1. Трансформация современного милитаризма - реальность мировой политики 55
§2.2. Милитаризм и антимилитаризм в международной политике: оценки
современной общественной мысли 65
ГЛАВА 3. ВЕКТОР МИЛИТАРИЗМА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ
СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ
ПРОСТРАНСТВЕ
§3.1. Политика милитаризма на постсоветском пространстве
§3.2. Политика милитаризма как угроза международной безопасности .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 117
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 118
Актуальность темы исследования. Невзирая на окончание «холодной войны», многочисленные сокращения вооруженных сил и вооружений, военизация политической деятельности никак не потеряла собственной значимости равно как условие, напрямую воздействующее на разнообразные нюансы предоставления интернациональной и национальной безопасности. Она выражается в проверке общепризнанных норм международного права и игнорировании воззрений интернациональных учреждений,
специализированных для лимитирования насилия в международной политической деятельности, исследованию новейших вооружений и технологий агрессии, введении концепций и их использования. Пересматриваются военные теории основных стран, расширяются способности для использования вооруженного принуждения почти в различных ареалах общества, на официальном уровне легитимируется привлечение космоса и киберпространства в орбиту военных изготовлений.
Как подчеркивается в Концепции внешней политики Российской Федерации «стремление к наращиванию и модернизации агрессивных потенциалов, формированию и развертыванию новейших типов вооружений размывает структуру глобальной безопасности, .... свободно игнорируются основные международные правовые основы неприменения силы,. реализуются концепции, нацеленные на уничтожение легитимной власти в независимых странах» [2]. Подобное виденье ключевых опасностей для национальных интересов Российской федерации показано в Военной доктрине Российской Федерации, выделяющей, что «имеющаяся структура (концепция) интернациональной безопасности, в том числе её интернационально-законные механизмы, не гарантирует одинаковой защищенности абсолютно всех стран» [1]. Согласно взгляду министра обороны Российской Федерации Шойгу С.К., насильственные способы продолжают исполнять немаловажную роль в разрешении финансовых и
общественно-политических противоречий между странами, происходит увеличение военных угроз для Российской федерации, степень которых в промежуток вплоть до 2030 г. значительно повысится [52].
В обстоятельствах постбиполярности положение национальной безопасности Российской федерации делает важным новое понимание подобных классических тем академических исследований как значимость милитаризма в сегодняшнем обществе и военизации интернациональной политической деятельности.
Особенностью милитаризации периода глобализации необходимо признать перемену субъектного состава участников этого процесса. Увеличивается роль международных и негосударственных субъектов вооруженной борьбы, значительно дестабилизирующих обстановку в основных ареалах мира. По сути свободной остается деятельность так именуемых «мозговых центров», неправительственных учреждений и сетевых сообществ, занимающихся умственным и идейным обеспечением политической деятельности милитаризма.
К военно-политическим акциям регулярно привлекаются обычно нейтральные страны, а кроме того интернациональные компании, прежде дистанцировавшиеся от наращивания военных сил и средств (Евросоюз, Африканский союз, ЭКОВАС). Разрабатываются планы формирования новейших военно-политических блоков: «исламского НАТО», «Союза стран Персидского Залива», «Нордического союза».
Возрастают ассигнования всемирных и областных фаворитов на защиту, которые уже после небывалого увеличения в 1997-2011 гг. были крайне в незначительной степени урезаны по причине результатов всемирного экономического упадка. При этом в фокусе милитаристических изготовлений остаются и формируются прогрессивные сферы академического знания - нанотехнологии, «кризисные», «опасные» технологические процессы и технологии «двойного назначения»; длится субсидирование академических исследований и планирование всех без исключения более совершенных средств и способов пресечения возможного соперника, в том числе «оружие на новых физических принципах».
Воздействие всемирного финансово-экономического упадка порождает эскалацию напряженности и возрастание остроконфликтного потенциала в стратегических ареалах мира, производящие новейшие призывы и угрозы интернациональной и национальной безопасности. Совершается внедрение боевых приемов и средств в концепцию интернациональных взаимоотношений, содействующее движению военно-политической непостоянности из глобального в региональный и местный уровни. В таком случае организаторы милитаризации в постбиполярном обществе склонны воздержаться от более открытых и неприемлемых для всемирного общества конфигураций военно-политического экспансионизма. В обстоятельствах глобализации, для которой свойственно конфликт таких направленностей как очеловечивание и демократизация интернациональных взаимоотношений с военно-политическим экспансионизмом всемирных фаворитов, со стороны академического общества не наблюдается желания установить
полиэдральную и непростую суть милитаризации в абсолютно всем её многознаменательном, общественно-политическом, общественно¬
финансовом и социокультурном разнообразии.
В условиях роста призывов и опасностей в период постбиполярности для Российской Федерации жизненна необходимость в исследовании граней, нацеленных в увеличение производительности её политики безопасности. Можно установить присутствие проблематичной ситуации, выражающейся в противоречии между осознанием потребности улучшения концепции милитаризации интернациональной политической деятельности и неимением методологического инвентаря для этого.
Научный вопрос исследования заключается в разработке абстрактных и методологических баз знания милитаризации интернациональной политической деятельности, расширяющих
академические понятия о интернациональных взаимоотношениях и характеризующих тенденции улучшения практики предоставления национальной безопасности в обстоятельствах постбиполярного мира. Для разрешения указанной проблемы следует создать, аргументировать и структурировать мировоззренческие утверждения милитаризации политической деятельности, что даст возможность совершенствовать концепцию национальной безопасности и разрешать фактические проблемы охраны государственных интересов Российской федерации.
Степень исследования научной проблемы. Общие вопросы Анализ отечественной и иностранной академической литературы
продемонстрировал, что вопрос милитаризации в интернациональных взаимоотношениях в определенной формулировке вплоть до настоящего времени не изучалась и не рассматривалась как независимое направление академического анализа, как один из востребованных вопросов практики предоставления безопасности в массовом обществе. Можно отметить ряд работ, в которых рассматриваются вопросы, связанные с заявленной проблемой. Это, прежде всего, работы Арбатова А.Г. [3, 4], Емельяновой Н.Н. [14], Карякина Н.В. [16], Уткина С.В. [38], Цыбакова Д.Л. [40, 41, 44, 45] и др. Однако многие из ученых выбирают не применять дефиниции «милитаризм» либо «милитаризация», сменяя их схожими, однако никак не идентичными по значению. По причине данного обозначения в концепции политологического познания не сформировано объективной оценки сути милитаризации интернациональной политической деятельности в контексте предоставления безопасности общества, личности и страны. Однако можно отметить ряд работ, в которых рассматриваются вопросы, связанные с заявленной проблемой.
В ракурсе сегодняшних общественно-политических исследований появляется потребность заострить внимание на вопросе милитаризации политической деятельности, достичь приращения теоретического и практического познания, увеличить понимание интернационального общественно-политического движения в контексте защищенности государственных интересов Российской федерации. Это актуализует потребность выполнения комплексного изучения, в котором существовала бы концепция категорий и академических определений, определяющих нынешний этап милитаризации, установлены его двигающие мощи, характерные черты, кинетика формирования и вид воздействия на положение национальной безопасности Российской Федерации.
Актуальность темы, степень ее разработанности и исследовательская проблема позволяют определить объект и предмет исследования, сформулировать цель выпускной квалификационной работы и характер вытекающих из нее задач.
Объектом исследования является милитаризация современной интернациональной политической деятельности в условиях
постбиполярного мира.
Предмет исследования выступает сущность милитаризации интернациональной политической деятельности и результаты её воздействия на положение национальной безопасности Российской Федерации.
Цель данной работы - установить суть милитаризации политической деятельности интернациональных взаимоотношений, на основе положения концепции национальной безопасности Российской Федерации.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1. При поддержке комплексного анализа теоретико-методологических подходов, более точно определить общественно-политическое нахождения определения «милитаризм», охарактеризовав воздействие этого явления на векторность всемирного общественно-политического процесса.
2. На основе установления ключевых проявлений военно-политического экспансионизма аргументировать суть движения милитаризации в области интернациональной политической деятельности.
3. Изучить соответствия военной мощи и вооруженного принуждения, установив модификации проявления милитаризации в политической деятельности акторов интернациональных взаимоотношений.
4. Обнаружить двигающие силы милитаризации эпохи глобализации, охарактеризовав образующиеся под их влиянием модификации идеологии и практики военно-политического экспансионизма в ХХХ веке.
5. Установить сущность милитаризации в постбиполярном обществе, вид этого процесса и его различия от предшествующих стадий эскалации военно-политического экспансионизма.
6. Аргументировать характерные черты милитаризации мирового общества в ХХХ веке и их проявления в деятельности субъектов интернациональных взаимоотношений.
7. Проанализировать результаты воздействия милитаризации на положение национальной безопасности Российской Федерации, отталкиваясь из чего, выразить цели и проблемы политической деятельности противодействия глобальному военно-политическому экспансионизму.
8. Выработать совокупность заключений и предложений, содействующих продвижению инициатив Российской федерации согласно демилитаризации мирового сообщества.
Гипотеза исследования заключается в том, что увеличение военно-политического экспансионизма считается условием возрастании интернациональной конфронтации, проявляясь в свойстве ключа нынешних призывов, рисков и опасностей для общего мирового пространства безопасности. В период постбиполярности раздается диапазон влияния принципов, способов и технологий военного возникновения в работе субъектов интернациональных взаимоотношений, из-за чего милитаризация в ХХХ веке остается не только лишь дополнительным ресурсом, но и представляет в свойстве независимого прибора осуществлении планов акторов интернациональной политической деятельности. Отталкиваясь от нарастающего нрава милитаризации, регулярно изменяющего фигуры и технологические процессы собственного внешнего выражения, сопротивление ей должно предусматривать усиление обороноспособности государства, увеличение миротворческих инициатив Российской федерации, касающихся, в главную очередность, её круга интересов в постсоветском пространстве, а кроме того установление партнерства с международными организациями и антимилитаристским движением.
Теоретико-методологическую базу исследования образует комплекс методов, применяемых в политологии, концепции национальной и военной безопасности. В процессе изучения проблем милитаризации интернациональной политической деятельности применялись логико-гносеологический, историко-логический, структурно-функциональный, институциональный подходы. В процессе исследования изучались и анализировались монографии, академические работы, публикации российских и иностранных авторов согласно вопросам военной политической деятельности, государственной, военной безопасности, а кроме того законодательные и другие нормативно-правовые акты стран и военно¬политических объединений согласно проблемам защиты и безопасности; идейные доктрины и военно-стратегические концепции, разрешающие объяснить тему милитаризации политики.
Эмпирическую основу исследования составляют итоги российских и иностранных исследований, посвященные вопросам милитаризации интернациональных взаимоотношений; сведения по вопросам функционирования интернациональной концепции безопасности и организаций, являющихся её элементами; итоги экспертизы нормативно-правовых актов в сфере государственной и военной безопасности, мониторинга ситуации в области формирования вооружений и боевых технологий; социологические итоги рассмотрения событийного ряда проблем национальной безопасности согласно уведомлениям академической и периодической печати.
Суть милитаризма состоит в абсолютизации способностей военной области, если способы, ресурсы и технологические процессы вооруженной борьбы начинают применяться с целью постановления задач, выходящих за границы предоставления национальной обороны. Совершается деформирование политической деятельности, которая выражается в
военизации её средств, фетишизации вооруженного принуждения и его перевоплощения в наиважнейшие условия постановления политико-финансовых и общественно-общественно-политических противоречий
изнутри государства и в области интернациональных взаимоотношений. Воздействие милитаризма на международный общественно-политический процесс в период постбиполярности обуславливается получением данным феноменом международного характера, содействующего милитаризации политики в разных государствах и ареалах мира.
Милитаризация как общественно-политический феномен выражается в двух основных проекциях. Во-первых, она проявляется в подчинении жизнедеятельности мирового общества нуждам ведения вооруженной борьбы, в последнем формулировании приводя к перестройке концепции интернациональных взаимоотношений с учетом государственных военных заинтересованностей. Во-вторых, явление милитаризации политической деятельности, под которой необходимо осознавать процедуру распространения основ, средств, способов и технологий вооруженной борьбы в область внешне- и внутриполитических взаимоотношений.
В сфере интернациональной политической деятельности в основе разных альтернатив соответствия военной мощи и вооруженного принуждения суть милитаризации способна проявляться в двух модификациях:
- «враждебной» либо «излишней милитаризации» в фигуре военно- политической экспансии в целях свершения гегемонии в индивидуальном и массовом масштабах;
- «защитной» либо «достаточной милитаризации» в фигуре прагматичной, строгой политической деятельности, опирающейся на боевую мощь с целью охраны государственного суверенитета, конституционального порядка, территориального единства страны либо его сторонников [43].
В период глобализации двигающими силами милитаризации обозначают идейные теории, свершения информатизации и военно-политическое составление плана основных мировых держав. Их акцентированное влияние приводит к изменению милитаризма цивилизованных стран, его адаптации к направленностям демократизации и гуманизации международной политической деятельности. В практике это проявляется в декларировании потребности охраны общечеловеческих ценностей, прав и независимостей лица, лозунгах к противодействию угрозам «нового типа». Один из приборов предоставления глобальной экспансии западных держав представляет формирующаяся концепция «умной силы», сочетающая мероприятия пропагандистского влияния и селективное использование военной силы.
Суть процесса милитаризации в постбиполярном мире установлена усердием фаворитов атлантического сообщества максимально нормализировать общественно-политическое место общества, вытеснив с международной арены акторов, сподручных обеспечивать государственные интересы при помощи сформированного оборонного комплекса. Для новейшего периода милитаризации в XXI веке свойственен недостаток идейного противоборства между её основными субъектами в облике всемирных держав и подконтрольного им военно-политического блока НАТО. Милитаризм этапа постбиполярности, в отличие от предыдущих веков, благодаря способностям информатизации, предполагает общее всемирное формирование, независимые разделы которого создают собственную политическую деятельность в согласовании с единой идеологией военного экспансионизма.
Военно-политическое распространение США и их сторонников, встречает встречный отклик со стороны развивающихся стран и негосударственных субъектов, прибегающих к разным конфигурациям как «необходимой», таким образом, и «излишней» милитаризации. Характерные черты милитаризации в ХХХ веке состоят в умножении её субъектного состава, если наравне со странами и их коалициями, интернациональными организациями, все наиболее интенсивную значимость в международной политической деятельности представляют негосударственные акторы в образе функционирующих согласно сетевому принципу парамилитарных объединений. Поддержка общественно-политической непостоянности в стратегических ареалах земли порождает модификацию функций военно¬политических конструкций, межгосударственных объединений, которые уходят за граница собственного первоначального назначения и нацеливаются на вторжение во внутренние инциденты в независимых государствах. Перебои в политике милитаризации поясняются противодействием мирных общественно-политических сил, конкурентной борьбой бюрократических институтов НАТО и ЕС, результатами всемирного экономического упадка.
Распространение милитаризации в пространстве бывшего СССР обуславливается геостратегической значимостью района наравне с неразвитостью государственного суверенитета в странах близкого зарубежья. По причине этого управляющие системы в постсоветских государствах стараются закончить устанавливание новейшей государственности за счет приобщения к стратегии военно-политической экспансии, реализуемой мировыми державами. Ключевые тенденции милитаризации в постсоветском пространстве объединяются к популяризации на регион области воздействия НАТО и Европейского союза, вовлечению государств СНГ и Балтии в планы формирования интернациональных учреждений и объединений под
патронажем США, нарастанию активности негосударственных объединений террористического и экстремистского характера [44].
Проявления милитаризации на границе с Российской федерацией превращают евразийское пространство в зону конфликта заинтересованностей основных субъектов интернациональных
взаимоотношений. Интенсивное развитие военно-политических пристрастий США и их сторонников в государствах СНГ вызывает подобные мероприятия со стороны региональных держав, а кроме того предназначается нравственным оправданием для вторжения в район организаций международного терроризма. В следствии имеет место снижения военно¬стратегических и военно-общественно-политических позиций Российской федерации, формируется предпосылка втягивания государства в новейшие инциденты и источники напряженности в зоне её актуально значимых интересов.
Влияние процесса милитаризации в обстоятельствах
глобализирующегося общества уменьшает степень безопасности основных частей национальной безопасности Российской Федерации - общественно-политического, военного, финансового, информативного и иных. Актуализуется необходимость в создании прагматичной политической деятельности, главной проблемой которой станет представлять формирование оборонного потенциала в комбинации с продвижением инициатив согласно демилитаризации интернациональных взаимоотношений. Её ключевые тенденции призывают укрепления в нормативно-правовых актах, стабилизирующих разнообразные нюансы предоставления государственных интересов Российской Федерации в сегодняшнем мире.
Прогрессирующий вид милитаризации мирового общества трансформирует сопротивление вселенскому военно-политическому экспансионизму в преимущество политической деятельности государственной защищенности Российской Федерации в
109
интернациональной сфере. С помощью наращивания политико-правового партнерства с интернациональными правительственными и
неправительственными организациями, антимилитаристским движением предполагается поочередно достигать реализации трех основных конструкций инициатив - распространения уничтоженных зон в стратегических ареалах мира, лимитирования исследования новых видов вооружений и «агрессивных» технологий, решения многосторонних соглашений безопасности, сдерживающих применение военной мощи с целью разрешения интернациональных столкновений.
Теоретическая важность исследования заключается в формировании политологического познания о факторах и сути действий политики милитаризации. Установлены абстрактные и методологические основные принципы изучения военно-политического экспансионизма; дополнен терминологический аппарат, исследованы ключевые посылы, тенденции и вид милитаризации политики в постсоветском пространстве, проанализированы результаты милитаризации для национальной безопасности Российской Федерации и сформулированы ценности противодействия ей при осуществлении стратегии предоставления государственных интересов нынешней России.
Согласно выводам исследования, политика противодействия милитаризации обязана совмещать усиление оборонного комплекса Российской федерации и её сторонников с наращиванием политико-правовых стремлений, вызванных сформировать юридические и общественно¬политические препятствия популяризации практики военно-политического экспансионизма. Замечается, что трудность выдвижения и осуществления миротворческих инициатив в ХХХ веке определена переустройством наружных конфигураций милитаризации, их устройством к реалиям нашего времени. Особенную важность в постбиполярную период имеет желание применять дружелюбную идеологию и риторику в целях лимитирования способностей акторов международный политические деятели согласно укреплению военно-стратегического паритета. В качестве образца приводятся инициативы «глобальный ноль» согласно ликвидации ядерных вооружений, идеи «нового режима контроля над распространением оружия массового поражения. Почти все из них позже приняли тип официальных теорий («Теория войн с распространением оружия массового поражения» США), интернациональных договоренностей (Соглашение о запрещении противопехотных мин, Международный договор согласно контролю за продажей оружия), значительно повлияв на положение безопасности государственных интересов стран мира.
В исследовании отмечается продуманность и конструктивность позиции российского управления, выделяющего, что осуществление инициатив согласно разоружению не обязано вести к нарушению военно-стратегического паритета и подрыву основ интернациональной защищенности. В служебных декларациях российской стороны увязывается отклонение от военного атома с уменьшением рядовых вооружений, поиском новейших конфигураций разрешения вооруженных столкновений, предупреждением милитаризации космоса и развертывания всемирной системы противоракетной обороны.
В исследовании доказывается, что продвигая принцип о потребности конструктивных шагов в сфере разоружения, западные державы уклоняются от базисных договоров о неприменении вооруженного принуждения в интернациональной сфере, продолжают применять внешнюю политику с целью дестабилизации региональной либо всемирной безопасности. Аргументируется, что присутствие общественно-политической воли, выраженной в действиях интернационального полномочия, считается более надежной гарантией вопреки распространения политической деятельности милитаризации.
Констатируется интерес Российской федерации в продвижении последующих основ при разработке многосторонних договоров: доказательство незыблемости государственного суверенитета, отклонение от вмешательства во внутренние процесса стран, согласие абсолютно всех субъектов интернациональных и внутренних столкновений с сохранением значимости Организации Объединенных Наций, преимущество невоенных методов и средств при решении международных конфликтов; фиксация в международном законодательстве полномочий акторов международной политической деятельности на невмешательство; нормативное установление степени рациональной достаточности в военном строительстве стран, их объединений и блоков.
На базе указанных принципов предполагается создание трех конструкций инициатив согласно демилитаризации интернационального общества, которые имеют все шансы быть предложены с целью их рассмотрения партнерам Российской федерации во внешней политической деятельности.
Первый из них подразумевает продвижение сети нейтрализованных зон в стратегических районах земного шара, организация соглашений о мирном статусе космического пространства. Потребность совмещения практик абсолютной либо неполной нейтрализации, означающие запрещение в формирование в конкретных зонах определенных систем и типов вооружений, к примеру, системы ПРО. Второй источник инициатив способен затрагивать укрепления системы интернациональных договоров о лимитировании исследований и изготовления вооружений.
Дальнейшее усовершенствование договоров в этой сфере подразумевает предписания согласно лимитированию введения новейших академических исследований и конструкторских экспериментов в военную область. В складывающихся условиях ценностью для Российской федерации может быть условие к абсолютному выполнению этих соглашений, которые доказали собственную результативность в качестве инструментов сдерживания милитаризма, к примеру Договора о нераспространении ядерного оружия. Результат новых договоренностей уместно согласовывать с ратификацией прежде подписанных договоров абсолютно всеми сторонами и их союзниками, предвидев необходимость указанной нормы во взаимоотношении предстоящих соглашений.
Третий источник предложений согласно лимитированию милитаризации сопряжен с потребностью развития областных концепций безопасности, основанной на признании принципов её нераздельности и принятию на себя участниками обязанностей согласно отказу от применения военной мощи в интернациональной сфере. В работе обосновывается рациональность продвижения подобных инициатив как синхронное лимитирование распространения ядерных вооружений и «рядовых вооруженных сил», формирование «безъядерных зон» в Европе и в Ближнем Востоке, развитие утверждений Вассенаарских договоров в составляющей распространения вооружений. Многообещающим курсом в перспективе способно быть создание норм права и развитие интернациональных институтов с целью лимитирования финансовой, идеологической, информативной, учено-промышленной, дипломатичной конфигураций войн. Важной остается цель формирования норм интернационального полномочия с целью урегулирования столкновений с заинтересованностью негосударственных субъектов международной политической деятельности, включая развитие методологии дозволения вооруженных столкновений на этноконфессиональной основе и усовершенствование политико-правовых элементов противодействия международному терроризму [45].
Заключается, что стратегической целью политической деятельности противодействия милитаризации способен представлять результат фиксации в интернациональном праве общественно-политических обязанностей стран и их объединений и блоков согласно отказу от применения условия военной силы в интернациональной политической деятельности. В условиях присутствия на земле некоторых центров воздействия с несовпадающими геополитическими интересами, значимость Российской федерации способна заключаться в позиционировании себя в свойстве катализатора идей и инициатив антимилитаристской ориентированности, эффективным образцом чего может быть признана её точка зрения согласно урегулированию инцидента в Сирии в 2011-2013 гг.
Можно выделить, что такая политика станет способствовать упрочению интернационального авторитетности Российской Федерации, достижению ею статуса связывающего звена и посредника среди различных полюсов силы в современном мире.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Указ Президента Российской Федерации от 25.12.2014 № 2976
«Военная доктрина Российской Федерации» // Российская газета. - 2014. -
30.12. - № 6570.
2. Концепция внешней политики Российской Федерации утв. (утв. Президентом Российской Федерации 30.11.2016) / [Электронный ресурс] Режим доступа: www.kremlin.ru (дата обращения 10.05.2018).
3. Арбатов, А.Г. Отношения России и НАТО (перспективы новой архитектуры безопасности, сокращение ядерных потенциалов, ДОВСЕ) /
A. Г. Арбатов. - М.: ИМЭМО РАН, 2010.
4. Арбатов, Г.А. Милитаризм и современное общество. // Милитаризм и современное общество / А.Г. Арбатов. - М.: Международные отношения, 1987. - С.5.
5. Аррас, Д. Четвертая мировая война: информационно¬
аналитический справочник по негосударственным военизированным системам / Д. Аррас. - М.: Астрель, 2003.
6. Барановский, В.Г. Евроатлантическое пространство: вызовы безопасности и возможности совместного ответа / В.Г. Барановский / Доклад для Комиссии Евроатлантической инициативы в области безопасности (EASI). Мюнхен, 7=8 февраля 2010 г. - М.: ИМЭМО РАН, 2010.
7. Бельков, О.А. Военный мундир демократии: рудимент прошлого или инструмент будущего / О.А Бельков // Безопасность Евразии. - 2001. - №3.
8. Белозеров, В.К. Политический феномен военной деятельности /
B. К. Белозеров. - М.: Атиссо, 2009.
9. Валуев, А.В. «Новая» Великобритания и Европейский союз: вызовы глобального мира / А.В. Валуев. - СПб.: Инфо-Да, 2010.
10. Возжеников, А.В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия / А.В. Возжеников. - М.: НПО «Модуль, 2000.
11. Вооруженные и военизированные формирования в СССР: взгляды, позиции, документы. - М.: РАУ, 1991.
12. Глинский-Васильев, Д. Политические ограничители расширения НАТО и возможности России / Д. Глинский-Васильев // Мировая экономика и международные отношения. - 2000 - № 7.
13. Емельянова, Н.Н. Европейский союз, вооруженные силы и международное право / Н.Н. Емельянова. - Москва: ИД «Юрис Пруденс», 2010.
14. Капто, А.С. Энциклопедия мира / А.С. Капто. - М.: Книга и бизнес, 2002.
15. Карозерс, Т. Конец парадигмы транзита / Т. Карозерс //
Политическая наука. - 2003. - № 2.
16. Карякин, Н.В. Военная политика и стратегия США в геополитической динамике современного мира / Н.В. Карякин. - М.: Граница, 2011.
17. Кеинс, Д. М. Общая теория занятости, процента и денег / Д.М.Кеинс - М.: Гелиос АРВ, 2012.
18. Кольтюков, А.А. Военная политика стран НАТО на Балканах и обеспечение безопасности России на рубеже XX-XXI вв. / А.А. Кольтюков. - М.: Академический проект, 2006.
19. Котляр, В.С. Международное право и современные стратегические концепции США и НАТО / В.С. Котляр. - Казань: Центр инновационных технологий, 2008.
20. Кревельд, М. Трансформация войны / М. Кревельд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
21. Кузнецов, Д.В. Американское общественное мнение и использование военной силы. Период президентства Дж. Буша-младшего (2001-2009) / Д.В. Кузнецов. - М.: Либроком, 2011.
22. Курочкин, Ю.С. Экономическая война / Ю.С. Курочкин. - М.: Новосибирск, 2001.
23. Кучинская, М.Е. Трансформация НАТО на современном этапе: политические аспекты / М.Е. Кучинская. - М.: РИСИ , 2007.
24. Ленин, В.И. Воинствующий милитаризм и антимилитаристская тактика социал-демократии. «Пролетарий» № 33, (5 августа) 23 июля 1908 г. / В.И. Ленин. - Полн. собр. соч. - Т.17. М.: Политиздат. - С. 185-196.
25. Люмер, Х. Военная экономика и кризис / Х. Люмер. - М.: МАКС Пресс, 2012.
26. Милитаризм - угроза миру и цивилизации. - М.: Наука, 1987.
27. Мяло, К.Г. Россия и последние войны ХХ века / К.Г. Мяло. - М.: Астериа, 2002.
28. Никонова, О.Ю. Инструментализация военного опыта в СССР в межвоенный период / О.Ю. Никонова // Человек и война. - Война как явление культуры / Под ред. И.В. Нарского и О.Ю. Никоновой. - М.: АИФО- ХХ, 2001.
29. Попов, И.М. Война будущего: взгляд из-за океана. Военные теории и концепции современных США / И.М. Попов. - М.: Транзиткнига, 2004.
30. Агенты глобализма: главы из книги / А.С. Панарин // Москва. - 2000. - № 1.
31. Симонов, К. Глобальная энергетическая война / К. Симонов. - М.: Алгоритм, 2007.
32. Солюса, Г.П. Критика современных буржуазных теорий финансов, денег и кредита / Г.П. Солюса. - М.: Москва, 1978.
33. Татищев, В.Н. Великие российские историки о смутном времени / В.Н. Татищев. - М.: Астрель. 2007.
34. Ткаченко, С.Л. Россия становится все более сильным игроком на международной арене / С.Л. Ткаченко // Санкт-Петербургский университет. - 2005. - № 2.
35. Тоффлер, Э. Война и антивойна. Что такое война и как с ней бороться. Как выжить на рассвете XXI века / Э. Тоффлер, X. Тоффлер. - М.: Аст Транзиткнига, 2005.
36. Требин, М. Войны XXI века / М. Требин. - М.: АСТ, 2005.
37. Троицкий, М.А. Трансатлантический союз. 1991-2004 / М.А. Троицкий // The Transatlantic union, 1991-2004: модернизация системы американо-европейского партнерства после распада биополярности. - М.: Пирос, 2004.
38. Уткин, С.В. Россия и Европейский союз в меняющейся архитектуре безопасности: перспективы взаимодействия / С.В. Уткин. - М.: ИМЭМО РАН, 2010.
39. Хансен, Э. Экономические циклы и национальный доход / Э.Хансен. - М.: Перфект, 2016.
40. Цыбаков, Д.Л. Проявления милитаризации в современной политике НАТО / Д.Л. Цыбаков // Международные отношения и интеграционные проекты на постсоветском пространстве / Материалы международной научно-практической конференции в 2-х частях. Украина, г.Днепропетровск, Днепропетровский национальный университет им. Олеся Гончара. 8-19 мая 2012 г. - Днепропетровск: ТОВ «!нноващя», 2012. - Ч. 1.
41. Цыбаков, Д.Л. Военный фактор в современной геополитической борьбе / Д.Л. Цыбаков // Ориентир. Журнал Министерства обороны России. - 2012. - № 9.
42. Цыбаков, Д.Л. Безопасность и милитаризм: соотношение в международной политике / Д.Л. Цыбаков // Проблемы безопасности российского общества. Научно-практический журнал. - Смоленск. - 2012. - № 1-2.
43. Цыбаков, Д.Л. Распространение влияния военно-политических блоков в ближнем зарубежье России / Д.Л. Цыбаков // Вопросы политологии. Научный журнал. - 2012. - № 1(5).
44. Цыбаков, Д.Л. Военно-политические инициативы России по укреплению международной безопасности / Д.Л. Цыбаков / Национальная безопасность России: проблемы и пути обеспечения // Сборник научных статей. - М.: «МАКС Пресс». - 2013. - Выпуск 8 (17) .
45. Цыбаков, Д.Л. Милитаризация политики: угрозы и вызовы национальной безопасности России / Д.Л. Цыбаков // Современный научный вестник. Серия Политология, психология, философия, история. - Белгород, 2009. - № 9 (65).
46. Чесноков, С. Роль негосударственных «мозговых центров» в процессе принятия решений военно-политическим руководством США в области обороны и безопасности / С. Чесноков // Зарубежное военное обозрение. - 2007. - № 5.
47. Штоль, В.В. Армия «Нового мирового порядка» / В.В. Штоль. - М.: ОГИ , 2010.
48. Шевцова, О. Одинокая держава: почему Россия не стала Западом и почему России трудно с Западом / О. Шевцова. - М.: РОССПЭН, 2010.
49. Энгельс, Ф. Анти-Дюринг / К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Т.20. - М.: Государственное изд-во политической литературы, 1964.
50. Глазьев, С. Речь о неотложных мерах по отражению угроз существованию России / С. Глазьев // БизнесОпйпе. Деловая электронная газета Татарстана [Электронный ресурс] / Режим доступа: https:ZZwww.business-gazeta.ru/text/140998/ (дата обращения 10.05.2018).
51. Киршин, Ю.Я. Сущность и содержание современных войн / Ю.Я.Киршин / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nvo.ng.ru/concepts/2013-06-21/1_wars.html (дата обращения 10.05.2018).
52. «Шойгу заявил о военной угрозе России» [Электронный ресурс] /
Режим доступа: http://news.mail.ru/politics/11752431 (дата обращения
10.05.2018).
53. Ярынич, В.Е. Динамика военного бюджета США / В.Е. Ярынич //
Россия и Америка в XXI веке // Интернет-издание. - 2007. - № 2.
[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rusus.ru (дата обращения 10.05.2018)
54. Bacevich, A. The New American Militarism. How Amercans are Seduced by War. Oxford, New York: Oxford University Press, 2005.
55. Black, J. War and the World. Military Power and the Fate of Continent 1450-2000. New Haven, 1998.