Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Административно-правовая охрана национальной безопасности

Работа №110580

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

административное право

Объем работы70
Год сдачи2022
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
112
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Концептуальные основы обеспечения национальной безопасности в
России 7
1.1 Понятие и история категории национальная безопасность 7
1.2 Правовое регулирование обеспечения национальной безопасности
в РФ 14
Глава 2. Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации 24
2.1 Общая характеристика системы обеспечения национальной
безопасности РФ 24
2.2 Общая характеристика средств и способов обеспечения
национальной безопасности 31
Глава 3. Административно-правовая охрана в системе обеспечения национальной безопасности 37
3.1 Органы обеспечения национальной безопасности,
осуществляющие административно-правовую защиту и охрану 37
3.2 Органы, осуществляющие административно-правовую. охрану и
защиту в целях обеспечения национальной безопасности дополнительно к своим основным функциям 49
Заключение 59
Список используемой литературы и используемых источников 66


Вопрос национальной безопасности на данном этапе развития России стоит особенно остро: помимо внутренних угроз безопасности, таких как коррупция, преступность, экологические проблемы, стране все больше угрожают внешние, а именно санкции иностранных государств, международная изоляция, участие в конфликтах. Национальная безопасность объединяет в себе все иные виды безопасности, от экологической до государственной и представляет собой общий уровень защищенности государства и общества.
Россия планомерно воплощает в жизнь Стратегию национальной безопасности, которая закрепляет основные национальные приоритеты, в рамках которых ведется борьба с проблемами в различных областях. Угрозами национальной безопасности наравне с преступностью и внешнеполитической агрессией выступает даже повышение уровня инфляции, бедность, уровень законности в государстве, коррупция и бюрократизация процессов, а также иные проблемы.
Исследование вопросов обеспечения национальной безопасности позволяет глобально оценить состояние защищенности государства, понять имеющиеся проблемы и предложить их решение, что делает тему исследования крайне актуальной.
Объектом исследования стали правоотношения, связанные с обеспечением национальной безопасности административно-правовыми методами. Предметом же стали те правовые нормы, которые выступают правовой основной национальной безопасности России.
Целью исследования стало выявление актуальных угроз национальной безопасности Российской Федерации и анализ обеспечения национальной безопасности в стремительно меняющихся условиях современного мира. Для реализации указанной цели нами были поставлены следующие задачи.
Во-первых, изучить историю категории «Национальная безопасности», выявить ее трактовки и сущность. Во-вторых, проанализировать правовую основу обеспечения национальной безопасности. В-третьих, исследовать систему обеспечения национальной безопасности, её субъектный состав и доступные к использованию средства и способы поддержания безопасности в стране. В-четвертых, изучить роль тех или иных государственных органов и общественных организаций в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации.
Правовой основой данной работы послужили следующие нормативно-правовые акты: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «О безопасности» [34]; Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О федеральной службе безопасности»// СПС Консультант Плюс; Указ Президента РФ от 07.03.2020 № 175 (ред. от 28.12.2020) «О некоторых вопросах Совета Безопасности Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 12.04.2021 № 213 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности»; Указ Президента РФ от 07.08.2004 № 1013 (ред. от 03.03.2022) «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» [29].
Научной базой исследования послужили работы О.В. Бобровниковой, А.В. Возженикова, А.А. Езерова, О.С. Елфимовой, Д.А Липинского., А.А. Мусаткиной, В.В. Мамонова, Н.Д. Матрусова, М.В. Медведева, А.И. Овчинникова, Э.В. Маркиной, И.Л. Шершнева и других ученых-юристов.
Эмпирической базой послужили акты Конституционного Суда Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; Постановление Конституционного Суда РФ от 06.12.2013 № 27- П «По делу о проверке конституционности положений статьи 11 и пунктов 3 и 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом президиума Ленинградского окружного военного суда»; Постановление Конституционного Суда РФ от 23.09.2014 № 24-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой граждан Н.А. Алексеева, Я.Н. Евтушенко и Д.А. Исакова».
По своей структуре работа состоит из введения, где поставлены цели и задачи исследования, первой главы, где рассматриваются теоретические основы национальной безопасности, а именно понятие и правовые основы, второй главы, где рассмотрены вопросы построения системы национальной безопасности, а также средства и способы ее обеспечения, третьей главы, где проводится анализ органов, осуществляющих административно-правовую охраны национальной безопасности, заключение, где собраны выводы по главам, а также списка используемой литературы и используемых источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Вопрос безопасности государства и его жителей являлся приоритетным со времен возникновения государственности. Его же в своей теории активно прорабатывал Томас Гоббс. Договорная теория возникновения государства Гоббса заключалась в том, что общность людей, поняв, что по отдельности они не могут обеспечить свою безопасность и удовлетворить потребности, решили заключить общественный договор, передав власть над собой конкретному лицу, который поручится за безопасность этой общности людей.
Национальная безопасность воплощает в себе состояние защищенности государства и общества от внешних и внутренних угроз, при котором возможна свободная реализация гражданами своих прав, свобод и обязанностей, слаженная и планомерная работа государственных органов и развитие всех сфер жизни государства и общества.
К сожалению, национальной безопасности России угрожает ряд обстоятельств: от санкционной политики ряда зарубежных стран, до коррупции и латентной преступности внутри страны. Оценивая указанные угрозы и риски, законодатель выстраивает свою политику таким образом, чтобы соблюсти интересы Российской Федерации, защитить ее суверенитет, обеспечить права и свободы своих граждан.
Являясь всеобъемлющим понятием, национальная безопасность включает в себя все виды безопасности от экологической до международной, поэтому вполне естественно, что находиться в идеально гармоничном состоянии такая система не может по объективным причинам - удалить абсолютно все угрозы невозможно. Возможно лишь минимизировать ущерб и своевременно решать возникающие проблемы в попытке удержать хрупкий баланс.
Правовую основу деятельности по обеспечению национальной безопасности РФ составляют такие нормативно-правовые акты, как Конституция РФ, ФЗ «О безопасности», Указ Президента РФ «О стратегии национальной безопасности», однако свой вклад в обеспечение безопасности вносят также и иные законы и подзаконные акты, законы субъектов Федерации разных отраслей, которые оказывают свое влияние на национальную безопасность в связи с взаимосвязью всех нормативно - правовых актов в системе законодательства Российской Федерации.
В систему обеспечения национальной безопасности Российской Федерации входят практически все государственные органы в том или ином качестве, что связано с системной организацией государственных органов, которые связаны друг с другом, которые не могут действовать автономно. Вместе с этим, ряд органов обретает большее значение в системе обеспечения безопасности Российский Федерации в связи с тем, что имеет больший набор полномочий, связанных с вопросом обеспечения безопасности.
Так, главенствующую роль в обеспечение безопасности России выполняет Президент РФ при поддержке Совета Безопасности РФ и ряда специализированных служб (ФСБ, ФСО и другие). Остальные же названные нами государственные органы лишь способствуют обеспечению безопасности, не имя обширных полномочий, они, тем не менее, вносят свою лепту в обеспечение национальной безопасности государства.
Государственные органы совместно с общественными организациями осуществляют деятельность по обеспечению национальной безопасности. При этом законом предусмотрены меры, которые могут быть применены указанными субъектами для цели обеспечения национальной безопасности.
Государственные органы Российской Федерации во главе с Президентом РФ обладают широком арсеналом средств и способов поддержания национальной безопасности государства, от самых мягких, таких как привлечение к административной ответственности, до самых строгих, таких как применение военных сил реагирования, новейшего оружия вплоть до ядерного.
Эти средства и способы помогают сохранить суверенитет государства, обеспечить порядок внутри страны, удовлетворить потребности общества в защите и нормализовать все сферы жизни государства и общества. Не все из этих средств являются одинаково действенными по отношению к широкому кругу лиц, применение некоторых из них грозит еще большем нагнетанием угрозы национально безопасности.
Последние меры, в частности мобилизация военных сил РФ применяются в исключительном порядке, когда все иные средства обеспечения безопасности (правовые, дипломатические) не возымели действия и не принесли результата. Несмотря на угрозу ухудшения обстановки, она, как правило, является кратковременно и в долгосрочной перспективе ведет к укреплению суверенитета государства в частности, и уровня национальной безопасности в целом.
Наибольшее значение в обеспечении национальной безопасности имеют средства административно-правовой охраны, которые влияют на сферы государственного управления, административной ответственности и другие. Что касается административно-правовых средств обеспечения национальной безопасности, то к ним относится:
- система норм, регулирующая взаимодействие государственных органов и их должностных лиц между собой и с гражданами, иными лицами, организациями;
- административная ответственность, направленная на пресечение и профилактику правонарушений;
- административный надзор, который состоит в применении мер административного принуждения с целью выявления, пресечения и применения санкций в случае несоблюдения ими определенных норм и правил.
Субъектами административно-правовой охраны и защиты применительно к национальной безопасности являются государственные органы, которые ученые предлагают делить на собственно органы обеспечения национальной безопасности и органы, способствующие обеспечению национальной безопасности.
В первом случае основной функцией государственного органа выступает охрана и защита безопасности Российской Федерации, во втором - органы имеют обширный функционал, часть которого направлена на обеспечение национальной безопасности России.
Исходя из этого деления к первой группе можно отнести - Президента РФ, Совет безопасности РФ, Министерство внутренних дел, Федеральную службу безопасности РФ, Федеральную службу охраны РФ.
Президент Российской Федерации является главой государства. Он является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти.
Именно Президент РФ определяет основы обеспечения национальной безопасности, контролирует прямо или опосредовано деятельности государственных органов в этой области, а также принимает решения о применении наиболее жестких мер обеспечения безопасности Российской Федерации.
Целевым органом в сфере обеспечения национальной безопасности выступает Совет безопасности РФ, который выступает конституционным совещательным органом, осуществляющим содействие главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз.
Основной задачей этого органа выступает обеспечение условий для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области 62
обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Это делает его, фактически, совещательным органом Президента РФ, способствующим реализации им своих функций.
Одним из органов исполнительной власти, обладающим полномочиями по обеспечению национальной безопасности, выступает Министерство Внутренних Дел РФ и его подразделения. Фактически МВД России, полиция обеспечивает первичную административно-правовую охрану на самом базовом, бытовом уровне, и защищают права и свободы общества, физических и юридических лиц. Деятельность правоохранительных органов ежедневно обеспечивает общественную безопасность, что сказывается на защите прав личности, благосостоянии населения и уровне законности в стране.
Федеральная служба безопасности, согласно Федеральному закону «О федеральной службе безопасности» - это «единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации».
Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:
контрразведывательная деятельность; борьба с терроризмом; борьба с преступностью; разведывательная деятельность; пограничная деятельность. То есть в функционал данного органа входит нейтрализация угроз национальной безопасности высокой степени.
Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) является федеральным органом исполнительной власти в области государственной охраны, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, связи для нужд органов государственной власти, а также функции по информационно-технологическому и информационно-аналитическому обеспечению деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иных государственных органов.
Вышеуказанные государственные органы являются основными субъектами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, они задействуют для этого свой основной функционал и специальные полномочия.
Ряд органов государственной власти не названы в законе в качестве органов обеспечения национальной безопасности, они задействованы в разных сферах жизнедеятельности государства и общества, имеют свои задачи и функции, где лишь одной из многих выступает функция обеспечения национальной безопасности. Поэтому ко второй группе будут отнесены следующие государственные органы:
- Совет Федерации Федерального Собрания РФ;
- Государственная Дума Федерального Собрания РФ;
- Правительство РФ;
- Иные органы исполнительной власти РФ;
- Государственные органы субъектов Федерации;
- Органы местного самоуправления.
Одним из органов с полномочиями в области обеспечения безопасности является Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, который выступает представительным и законодательным органом Российской Федерации. В рамках своей компетенции он рассматривает и принимает проекты федеральных законов в области национальной безопасности, участвует в формировании государственной политики и другое.
Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации под общим руководством Президента Российской Федерации. Правительство Российской Федерации руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми лежит в рамках полномочий Президента РФ. Данный орган также участвует в формировании государственной политики в области безопасности государства, формирует целевые программы в области национальной безопасности, осуществляет поддерживающую функцию.
Одним из важнейших контрольно-надзорных органов является прокуратура РФ, которая осуществляет контроль и надзор за соблюдением прав человека в различных сферах, курируя деятельность правоохранительных органов, государственными органами, органами субъектов Федерации и другими.
Помимо указанных органов нельзя умолчать и о роли Конституционного Суда РФ в системе обеспечения национальной безопасности. Решения и правовые позиции данного судебного органа направлены на совершенствование системы законодательства, подтверждение конституционности, а значит и легитимности правовых актов, что непосредственным образом влияет на состояние национальной безопасности.
Правовые позиции Конституционного Суда РФ хоть и не создают новых правовых норм, однако разъясняют неочевидные аспекты закона и закрепляют правила их толкования, что существенным образом влияет на правовую систему государства. Именно поэтому правовые позиции Конституционного Суда РФ имеют особое значение для обеспечения национальной безопасности России.



1. Арин О.А. Мир без России / Арин О. А. - М.: ЭКСМО: Алгоритм,
2016. - 478 с.
2. Бакулина М. С. Системный и комплексный подходы: сходство и различия. // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. — Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева,
2017, с. 168-173.
3. Бобровникова О.В. Органы обеспечения государственной
безопасности: подходы к определению, классификация // Государственная служба и кадры. 2022. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZorgany-
obespecheniya-gosudarstvennoy-bezopasnosti-podhody-k-opredeleniyu- klassifikatsiya (дата обращения: 17.04.2022).
4. Большая Российская энциклопедия 26 том [Текст]: [в 30 т.] / научно-редакционный совет: председатель - Ю. С. Осипов и др. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2014. - 767 с.
5. Возжеников А.В. Национальная безопасность России: вызовы, опасности и угрозы (вопросы теории и практики) // Москва. 2015
6. Выступление А.В. Бортникова (директор ФСБ РФ) на заседании
Совета Безопасности РФ от 21.02.2022 // Официальный сайт Совета
Безопасности Российской Федерации [сайт]. - 2022. - [URL:
http://www.scrf.gov.ru/council/session/] (дата доступа 21.03.2022).
7. Езеров А.А. Объект и содержание конституционной безопасности // Конституционное право. Журнал юридическая наука. - 2019, № 1. - С. 76.
8. Елфимова О.С. Национальная безопасность в теории и
законодательстве России // Lex Russica. 2016 №10 (119). - C. 15 - 28.
9. Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 (ред. от 26.06.2008) «О безопасности» // СПС Консультант Плюс.
10. Ирошников Д.В. Взаимодействие органов государственной власти с общественными объединениями в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Юридическая наука. 2018. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-organov-gosudarstvennoy-vlasti- s-obschestvennymi-obedineniyami-v-tselyah-obespecheniya-natsionalnoy- bezopasnosti(дата обращения: 16.04.2022).
11. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС Консультант Плюс.
12. Липинский Д.А., Мусаткина А.А. Юридическая ответственность и безответственность, правовая и национальная безопасность: проблемы соотношения и системных связей // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2019. № 4 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskaya- otvetstvennost-i-bezotvetstvennost-pravovaya-i-natsionalnaya-bezopasnost- problemy-sootnosheniya-i-sistemnyh-svyazey(дата обращения: 02.05.2022).
13. Мамонов В.В. Конституционные основы национальной безопасности. // Автореф. дисс. д.ю.н. Саратов 2014. - 48 с.
14. Матрусов Н.Д. О необходимости создания целостной системы национальной безопасности России: основные принципы, подходы, элементы // Безопасность: Информационный сборник. - 2014. - № 3-4.
15. Медведев, М. В. Подходы к трактовке понятия «национальная
безопасность» / М. В. Медведев. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 23 (313). - С. 517-520. - URL:
https://moluch.ru/archive/313/71316/(дата обращения: 24.12.2021).
16. Мележик И. Н. Понятие, происхождение и природа государства в политическом учении Т. Гоббса. // Актуальные проблемы истории политических и правовых учений. - М., 1990. - С. 104-122.
17. Национальная безопасность России: внутренние угрозы реализации стратегии [Текст]: монография / А.А. Шабунова, О.Н. Калачикова, А.В. Короленко, А.И. Поварова, А.И. Россошанский; под науч. руководством д.э.н., профессора В.А. Ильина. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015 - 132 с.
18. Общая теория национальной безопасности / Под ред. А.А. Прохожева. М., 2018.
19. Овчинников А.И. Формирование понятия «Национальная
безопасность» в истории государственно-правовой мысли // Философия права. 2014. № 5 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7formirovanie-ponyatiya- natsionalnaya-bezopasnost-v-istorii-gosudarstvenno-pravovoy-mysli (дата
обращения: 05.05.2022).
20. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
21. Постановление Конституционного Суда РФ от 06.12.2013 № 27-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 11 и пунктов 3 и 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом президиума Ленинградского окружного военного суда» // СПС Консультант Плюс.
22. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
23. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.09.2014 № 24-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой граждан Н.А. Алексеева, Я.Н. Евтушенко и Д.А. Исакова» // СПС Консультант Плюс.
24. Правовое обеспечение национальной безопасности: учебное пособие для вузов / Ю. Н. Туганов [и др.]; под редакцией Ю. Н. Туганова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 191 с
25. Сосновская Ю.Н., Маркина Э.В. Актуальные вопросы организации
деятельности территориальных органов МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2019. №4. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/aktualnye-voprosy-organizatsii-deyatelnosti- territorialnyh-organov-mvd-rossii-s-obrascheniyami-grazhdan-kontrol-za- soblyudeniem(дата обращения: 17.04.2022).
26. Сосновская Ю.Н., Маркина Э.В. Место административного права в
системе правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 1. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/mesto-administrativnogo-prava-v-sisteme-
pravovogo-obespecheniya-natsionalnoy-bezopasnosti-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 17.04.2022).
27. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
28. Указ Президента РФ от 07.03.2020 № 175 (ред. от 28.12.2020) «О некоторых вопросах Совета Безопасности Российской Федерации» (вместе с «Положением о Совете Безопасности Российской Федерации», «Положением об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации») // СПС Консультант Плюс.
29. Указ Президента РФ от 07.08.2004 № 1013 (ред. от 03.03.2022) «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации»// СПС Консультант Плюс.
30. Указ Президента РФ от 12.04.2021 № 213 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности» // СПС Консультант Плюс.
31. Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О федеральной службе безопасности» // СПС Консультант Плюс.
32. Федеральный закон от 04.03.2022 № 32-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
33. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
34. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «О безопасности» // СПС Консультант Плюс.
35. Шершнев И.Л. Деятельность общественных объединений в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: дис. ... канд. полит. наук. М., 2018. 234 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ