Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Административно-правовые меры защиты, направленные на обеспечение национальной безопасности: понятие, системы и виды

Работа №104341

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы73
Год сдачи2022
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
111
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Общая характеристика административно-правовых мер защиты, направленных на обеспечение национальной безопасности 7
1.1 Понятие и правовая природа категории «национальная
безопасность» 7
1.2 Правовые основы осуществления обеспечения национальной
безопасности 22
Глава 2 Система административно-правовых мер, направленных на обеспечение национальной безопасности 29
2.1 Элементы механизма административно-правового обеспечения
национальной безопасности Российской Федерации 29
2.2 Актуальные проблемы реализации административно-правовых
мер, направленных на обеспечение национальной
безопасности 47
Заключение 61
Список используемой литературы и используемых источников 65


Со времен возникновения государства, одной из его функций была защита территории от внешней интервенции, а также поддержания порядка внутри государства. В процессе эволюционирования государственного устройства, установления демократического режима, провозглашения верховенства закона концепция понимания национальной безопасности также была трансформирована, были изменены методы и средства обеспечения государственной безопасности. Однако роль государства роль государства остается на неизменном уровне, функции по обеспечению безопасности аккумулированы в руках публичной власти.
Актуальность темы исследования обусловлена важной ролью административно-правовых мер в процессе обеспечения национальной безопасности. Несмотря на столь высокую значимость, нормативно-правовое регулирование данного вопроса имеет ряд проблемных аспектов, в частности, это касается отсутствия на федеральном уровне нормативно-правового акта, который бы закрепил в себе следующие положения: понятие национальной безопасности, субъекты обеспечения национальной безопасности, а также перечень, применяемых ими мер, а также требуется детальное закрепление всех уровней обеспечения национальной безопасности.
Объектом выпускного исследования являются общественные
отношения, складывающиеся по поводу реализации административно-правовых мер по обеспечению национальной безопасности в Российской Федерации.
Предмет выпускного исследования - нормы отечественного законодательства и нормы международного права, а также научные публикации, способствующие всестороннему исследованию вопросов реализации административно-правовых мер по обеспечению национальной безопасности.
Цель выпускного исследования заключается в формировании целостного представления об административно-правовых мерах по обеспечению национальной безопасности в Российской Федерации.
Определив цель выпускного исследования, мы можем выделить следующие задачи необходимые для ее реализации:
- рассмотреть понятие и правовую природу категории «национальная безопасность»;
- изучить правовые основы осуществления обеспечения национальной безопасности;
- проанализировать элементы механизма административно-правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
- выявить актуальные проблемы реализации административно-правовых мер, направленных на обеспечение национальной безопасности.
Теоретическую базу исследования составляют работы следующих ученых юристов: М.И. Агабалаев, Ф.А. Азимов, М.В. Андреев, А.И. Ахметов, Е.Н. Балуев, А.Б. Блинов, Н.А. Бляшкина, В.В. Борисов, Е.М. Бухвальд, В.И. Васильев, А.В. Возжеников, Р.В. Гаврилов, Н.П. Грибин, С.В. Гунич, С.В. Дшндзирук, Ю.Н. Егоров, Е.В. Емельянова, В.Н. Жадан, А.А. Зимасова, И.Е. Ильичёв, Д.В. Ирошников, С.В. Казанцев, С.Д. Князев, В.А. Колокольцев, А.П. Кочетков, А.В. Кропачева, А.А. Куковский, К.И. Лавринович, Т.С. Латыпов, С.Я. Лебедев, Б.Ш. Магомедов, Н.В. Макарейко, Г.З. Мансуров, В.И. Мельников, А.Л. Миронов, Г.М. Мусаева, Э.С. Надарин, А.Я. Неверов, К.А. Николаев, С.В. Новоселов, Е.А. Парасюк, М.Ю. Петрюк, Е.А. Пикина, В.А. Плотников, А.В. Понеделков, А.И. Пономарев, Т.А. Прудникова, В.М. Редкоус, В.А. Рыжих, Д.Е. Свистунов, Р.П. Сипок, С.А. Собищанский, Ю.Н. Сосновская, А.В. Степанов, В.В. Стрельченко, Р.Е. Токарчук, В.В. Толстых, А.Д. Ульянов, Ю.Г. Федотова, А.А. Ходусов, И.В. Чикенёва, А.В. Шободоева, А.В. Якушева.
Нормативную базу выпускного исследования составляют следующие акты: Всеобщая декларация прав человека, Конституция Российской
Федерации, Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», Федеральный закон «О федеральной службе безопасности», Федеральный закон «О безопасности», Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка», Указ Президента РФ «О некоторых вопросах Совета Безопасности Российской Федерации» (вместе с «Положением о Совете Безопасности Российской Федерации», «Положением об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации»), Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Постановление Правительства «Об утверждении
государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», Постановление Правительства РФ «О федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», Распоряжение Правительства РФ «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
Методологическую основу выпускного исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы. В число общенаучных методов познания входят: синтез, анализ, сравнение, дедукция, индукция,
диалектический метод. К числу используемых в настоящей работе частнонаучных методов относятся: формально-юридический метод,
сравнительно-правовой метод.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Во-первых, легальное определение категории национальная безопасность выглядит следующим образом. Национальная безопасность представляет собой состояние защищенности от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны. Мы считаем необходимым, закрепить в Федеральном законе «О безопасности» понятие национальной безопасности, поскольку законодатель рассматривает их в качестве взаимозаменяемых.
Анализ нормативно-правовой базы и научной литературы позволил нам сформулировать свое авторское определение понятия «национальная безопасность». В актуальных реалиях рассматриваемое понятие можно раскрыть следующим образом. Национальная безопасность - представляет собой состояние защищенности личности, общества и государства, обеспеченное комплексом механизмов и структур, созданных в целях охраны от внешних и внутренних угроз (военной, государственной, общественной, в том числе миграционной, пограничной, продовольственной, экономической, экологической, информационной, а также науки, технологий, образования, культуры и повышения качества жизни российских граждан).
Правовая основа обеспечения национальной безопасности представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой нормативно-правовых актов, содержащих юридические нормы, направленные на урегулирование общественных отношений в сфере обеспечения национальной безопасности государства.
Элементы системы правового обеспечения национальной безопасности могут быть разделены в зависимости от предмета охраны или, исходя из классического варианта, в зависимости от юридической силы источников норм системы обеспечения национальной безопасности.
В ходе проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы.
Во-первых, механизм обеспечения национальной безопасности представляет собой совокупность средств, посредством которых оказывается воздействие на подвергнутые внутренним и внешним угрозам общественные отношения с целью обеспечить защиту наиболее важных интересов общества и государства.
Во-вторых, структурными элементами механизма обеспечения национальной безопасности выступают государственные органы, должностные лица, организации, обеспечивающие национальную безопасность, методы и принципы, лежащие в основе обеспечения национальной безопасности, а также нормативно-правовая база, которая лежит в основе формирования, функционирования и взаимодействия органов государственной власти и организаций по обеспечению национальной безопасности.
В-третьих, на сегодняшний день отсутствует гарантия на случай, когда имеют место быть все основания для введения чрезвычайного положения, но Президент, имея единоличные полномочия по данному вопросу, не вводит такого положения и не несет за это никакой ответственности.
В-четвертых, одним из возможных вариантов решения указанной проблемы нам видится внедрение промежуточной стадии, которая могла бы предшествовать чрезвычайному положению и выявлять необходимость его введения. Полномочия по введению, так называемого, особого положения в свою очередь могут быть предоставлены главам субъектов Российской Федерации.
В-пятых, альтернативным способом стало бы внедрение многоуровневой системы угроз национальной безопасности в отечественное законодательство, поскольку с ее помощью получится обеспечить максимальный баланс между обеспечением национальной безопасности и соблюдением прав и свобод граждан.
В-шестых, обеспечение национальной безопасности является сложным процессом, который реализуется посредством работы органов власти на разных уровнях (федеральный, субъект, местный). Безусловно, федерация задает общие основы функционирования системы обеспечения национальной безопасности, но реализуются они во многом именно на уровне субъекта и местного самоуправления.
В-седьмых, полномочия региональных органов власти по вопросам регулирования общественной, экологической безопасности, безопасности личности, по большей части реализованы не в полном объеме. Как правило, региональные власти находятся в ожидании решения федеральных органов власти.
В-восьмых, принятие законов субъекта по вопросам обеспечения национальной безопасности на региональном уровне, формирование соответствующих органов власти, в чьей компетенции была реализация таких нормативно-правовых актов, ограничено рамками бюджета, а именно, во многих регионах отсутствуют средства для надлежащего финансирования.
Нельзя оставить без внимания и тот факт что, обеспечение национальной безопасности на региональном уровне должно основываться на федеральных основах, а компетенция региона в свою очередь должна предоставлять субъекту возможность учитывать его специфику и конкретизировать и корректировать меры для достижения наибольшей эффективности. Кроме того, в ходе исследования нами было установлено, что общество негативно воспринимает расширение полномочий сотрудников правоохранительных органов и специальных служб в рамках обеспечения национальной безопасности. Механизмы защиты прав и свобод, равно как и гарантии их реализации, регламентированы достаточно подробно. Отдельно стоит обратить внимание, что институт официального предостережения в качестве меры административно-правового обеспечения национальной
безопасности эффективно используется рядом зарубежных стран. Однако стоит отметить, что широкий перечень полномочий сотрудников все же вызывает ряд проблемных аспектов на практике. При этом важно понимать, что причиной проблемы является не нормативно-правовое регулирование, а иные факторы, способствующие злоупотреблению служебным положением, в частности, коррупционное влияние. Также стоит отметить что, законодателю необходимо более тщательно подходить к вопросу разработки фундаментальных нормативно-правовых актов в сфере административно¬правового обеспечения национальной безопасности. Так, например, в пункте 39 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что обеспечению безопасности будет способствовать совершенствование эффективности правоохранительных органов и спецслужб. Однако законодатель оставляет без внимания определение понятия «спецслужбы», а также не раскрывает полный перечень органов исполнительной власти, которые обеспечивают национальную безопасность. Отдельно нами был сделан вывод что, с учетом значимости и сложности регулирования вопросов национальной безопасности, имеет место быть необходимость в разработке федерального конституционного закона о национальной безопасности. При этом важно не просто провести ребрендинг действующего закона о безопасности, а детально проработать каждое положение так, чтобы новый закон стал основополагающим источником всей системы обеспечения национальной безопасности. В нем необходимо отразить: понятие
национальной безопасности, субъекты обеспечения национальной безопасности, а также перечень, применяемых ими мер, а также требуется детальное закрепление всех уровней обеспечения национальной безопасности.



1. Агабалаев М.И. К вопросу правового регулирования режима обеспечения общественной безопасности Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2012. №2. С. 153-156.
2. Азимов Ф.А. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации // Власть. 2021. №4. С. 79-83.
3. Андреев М.В., Темирбулатов Р.Р. Концептуальные аспекты исследования и прогнозирования реализации стратегии национальной безопасности России // Общество: политика, экономика, право. 2020. №12 (89). С. 45-42.
4. Ахметов А.И., Аминов И.Р. Понятие, цели и виды национальной безопасности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №5-2. С. 199-201.
5. Балуев Е. Н. Механизм реализации правоохранительной функции современного государства // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2011. №2(16). С. 94-100.
6. Блинов А.Б. Полномочия Президента Российской Федерации // Труды Института государства и права РАН. 2020. №6. С. 73-82.
7. Бляшкина Н.А. Конституционный Суд Российской Федерации в системе органов государственной власти Российской Федерации // Инновации в науке. 2018. №6(82). С. 65-70.
8. Борисов В.В. Некоторые проблемы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации и зарубежный опыт обеспечения национальной безопасности // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2020. №2. С. 64-71.
9. Бухвальд Е.М., Иванов О.Б. Национальная безопасность России: новые проблемы и новые приоритеты // ЭТАП. 2021. №4. С. 7-24.
10. Васильев В.И., Климова Ю.Н. Национальная и региональная безопасность: соотношение терминов // Символ науки. 2020. №4. С. 109-111.
11. Васильев И.В. Оборонная безопасность России в системе национальной безопасности // Власть. 2017. №6. С. 44-51.
12. Возжеников А.В., Стрельченко В.В. Внешняя сторона региональной безопасности в России // Власть. 2019. №4. С. 65-68.
13. Возжеников А.В., Стрельченко В.В. Согласование интересов регионов и федерального центра в современной России // Власть. 2009. №9. С. 60-63.
14. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной
Ассамблеей ООН 10 ноября 1948) // Российская газета. 1998. №11.
15. Гаврилов Р.В. Механизм конституционно-правового
регулирования системы органов государственной власти в современной России // Актуальные проблемы российского права. 2015. №11. С. 71-80.
16. Грибин Н.П., Якутова У.В. Особенности формирования системы национальной безопасности малых прибалтийских государств // Власть. 2018. №8. С. 265-274.
17. Гунич С.В. К вопросу о понимании системы органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере конституционно-правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. 2017. №1(74). С. 63-72.
18. Дшндзирук С.В. Министерство внутренних дел Российской Федерации как орган исполнительной власти под руководством Президента РФ: правовой статус и полномочия в сфере обеспечения национальной безопасности // Право и современные государства. 2014. №6. С. 10-16.
19. Егоров Ю.Н., Никитина Л.К., Хохлова О.М. Национальная безопасность России в современном мире в условиях глобализации // Вестник ВИ МВД России. 2019. №1. С. 145-150.
20. Емельянова Е.В., Петрянин А.В. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: переоценка современных вызовов // Вестник БелЮИ МВД России. 2021. №4. С. 10-16.
21. Жадан В.Н. О конституционных правах и свободах человека и гражданина в России, их реализации и защите // Юридическая наука. 2021. №2. С. 4-11.
22. Зимасова А.А., Шаймухаметова Л.Р. К вопросу о тенденциях расширения полномочий федеральных государственных служащих органов внутренних дел // E-Scio. 2021. №4 (55). С. 726-733.
23. Ильичёв И.Е. Актуальные проблемы теории национальной безопасности // ППД. 2017. №1. С. 31-36.
24. Ирошников Д.В. Вопросы правового регулирования обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации на современном этапе // Юридическая наука. 2017. №5. С. 164-171.
25. Казанцев С.В. О новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Мир новой экономики. 2015. №3. С. 7-15.
26. Князев С.Д. Конституционный Суд в правовой системе
Российской Федерации // Журнал российского права. - 2013. - №12. - С. 5-13.
27. Колокольцев В. А., Шукшина Е.Г., Пузанов Ю. П., Тищенко А.Г., Щербаковский Г.З. Структура и содержание механизма обеспечения национальной безопасности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2005. №3. С. 108-111.
28. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.07.2020 № 1-ФКЗ) // РГ. 1993. №237.
29. Кочетков А.П. Доктринальные установки государственной политики России в области обеспечения национальной безопасности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки . 2019. №3. С. 22-26.
30. Кропачева А.В. О некоторых вопросах процедуры введения режима чрезвычайного положения в Российской Федерации // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2016. №5 (21). С. 196-201.
31. Кропачева А.В. Совершенствование системы административно-правовой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в условиях административной реформы // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2018. №1 (41). С. 110-116.
32. Куковский А.А. Государство как основной субъект обеспечения национальной безопасности: механизм реализации // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2012. №29. С. 16-21.
33. Лавринович К.И. Правовое государство: специфика реализации правоохранительной функции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. №4 (76). С. 38-42.
34. Латыпов Т.С. Правовое регулирование системы национальной безопасности в России // Интерактивная наука. 2018. №5 (27). С. 88-91.
35. Лебедев С.Я., Лапин А.А. Стратегические направления деятельности органов внутренних дел по обеспечению криминологической безопасности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №4. С. 142-147.
36. Магомедов Б.Ш. К вопросу об основных понятиях в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2017. №4. С. 77-82.
37. Макарейко Н.В. Проблемы номативного правового регулирования национальной безопасности // Вестник ВИ МВД России. 2019. №1. С. 118-122.
38. Мансуров Г.З. Новый закон о безопасности и старые проблемы законодательства о безопасности // Управленец. 2021. №1-2. С. 48-52.
39. Мельников В.И. Совет Безопасности РФ правовое становление и развитие // Власть. 2019. №5. С. 45-49.
40. Миронов А. Л. Понятие государственного органа и его место в государственном регулировании // Вестник Московского университета МВД России. 2012. №4. С. 40-43.
41. Молчанов Н.А., Егоров В.П., Матевосова Е.К. Новые аспекты правового регулирования государственного стратегического планирования в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2015. №2. С. 28-34.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ