ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Графомоторный навык в структуре письменной речи 6
1.2. Особенности графомоторного навыка младших школьников с общим
недоразвитием речи 13
1.3. Состояние коррекционно-педагогической работы по формированию
графомоторного навыка младших школьников с общим недоразвитием речи 19
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФОМОТОРНОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Изучение состояния графомоторного навыка у младших школьников с
общим недоразвитием речи 28
2.2. Система коррекционно-педагогической работы по формированию
графомоторного навыка у младших школьников с общим недоразвитием речи 39
2.3. Анализ эффективности коррекционно-педагогической работы по
формированию графомоторного навыка у младших школьников с общим недоразвитием речи 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
За последние годы педагогическая и медицинская статистика подтверждают неуклонный рост детей с нарушениями речевого развития. Наиболее тяжелое и сложное речевое расстройство носит название «общего недоразвития речи». При общем недоразвитии речи страдают все компоненты речевой системы: словарный запас ребенка скудный, нарушено произношение и восприятие звуков, с трудом происходит освоение грамматического строя речи (Г.А. Волкова, В.П. Глухов, Р.Е. Левина).
Младшие школьники с общим недоразвитием речи, в силу вышеперечисленных нарушений, испытывают большие трудности в учебном процессе. Такие дети попадают в группу риска по возникновению дисграфии - частичного расстройства процесса письма, проявляющегося в специфических и стойких ошибках, обусловленного несформированностью или нарушением психологических функций, обеспечивающих процесс письма. Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе «зашифровки» устной речи в буквенные символы - письмо (Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Ястребова).
Одним из основных составляющих процесса письма является графомоторный навык. Проблема освоения учащимися графомоторного навыка письма занимает особое место в системе подготовки и обучения ребёнка в школе. Связано это с тем, что для большинства детей самым сложным предметом в начальной школе является письмо. У детей с общим недоразвитием речиграфомоторные навыки сформированы слабо или недостаточно. Это связано с низким уровнем развития мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью пространственно-временной ориентировки и самоконтроля.
Проблеме развития графомоторной деятельности детей посвящены работы Безруких М.М., Ботвинникова А.Д., Илюхина В.А., Е.В. Гурьянова и других. Непосредственно развитием методичексих рекомендаций по формированию графомоторного навыка детей с нарушением речи занимались Т.В. Астахова, С.Н. Лысюк, Т. П. Буцыкина, Н. Н. Волоскова и другие.
Нарушение графомоторного навыка у детей с общим недоразвитием речи приводит к появлению графических ошибок на письме, как следствие, снижая школьную успеваемость и осложняя учебную деятельность ребёнка. В наши дни современная школа предъявляет высокие требования к детям, поэтому выбранная нами тема: «Коррекционно-педагогическая работа по формированию графомоторного навыка у младших школьников с общим недоразвитием речи» является актуальной.
Проблема исследования - совершенствование коррекционно¬
педагогической работы по формированию графомоторного навыка младших школьников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - разработать систему коррекционно¬
педагогического воздействия по формированию графомоторного навыка у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - процесс формирования графомоторного навыка младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования -условия формирования графомоторного
навыка у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: успешность коррекционно-педагогической работы по формированию графомоторного навыка будет зависеть от соблюдения следующих условий:
1) целенаправленное и систематическое формирование предпосылок графомоторного навыка;
2) поэтапнаяработа по формированиюграфомоторного навыка;
3) повторяемость заданий, с учетом индивидуальных особенностей детей;
4) взаимодействие учителя - логопеда и учителей начальных классов по формированию графомоторных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. На основеанализалитературы, теоретически обосноватьпроблему совершенствования коррекционно-педагогической работыпоформированию графомоторного навыкамладшихшкольников с общимнедоразвитием речи.
2. Исследовать состояние графомоторного навыка и причины его нарушения у младших школьников с общим недоразвитием речи.
3. Определить направления, содержание коррекционно-педагогической работы по формированию графомоторного навыка младших школьников с общим недоразвитием речи и проверить ее эффективность.
Теоретико-методологическойосновойисследованияявляется:
концепция А.Р. Лурии,рассматривающая письмо каквидречевой деятельности; концепцияЛ.С.Выготского,представляющая письмо как многоуровневуюструктуру; концепция системногоподходак изучению функциональногобазисаписьмаИ.Б. Иншаковой ;концепцияР.Е.Левиной,
трактующей нарушениячтенияи письма какпроявлениесистемного нарушения речи.
Длярешения поставленных задачнами была использованаследующая совокупность методов:теоретические - анализнаучной литературы; эмпирические- анализ продуктовдеятельности детей, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий,формирующий,
контрольный); количественный и качественныйанализ полученных
результатов.
Экспериментальная база исследования: педагогический эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ № 37г. Белгорода.
Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников
Процесс овладения графомоторной деятельностью является довольно трудоёмким для ребёнка, а для детей имеющих логопедическое заключение общее недоразвитие речи он вдвойне сложен. А поскольку количество детей с общим недоразвитием речи постоянно увеличивается, то проблема коррекции и развитияу них графомоторных навыков довольно актуальна. Если своевременно не проводить коррекционное воздействие по формированию графомоторного навыка младших школьников, нарушение данного компонента проявляется в ошибках на письме, что в свою очередь ведёт к снижению успеваемости. Поэтому, регулярная и систематическая коррекционно-развивающая работа по совершенствованию графомоторной деятельности просто необходима для детей с общим недоразвитием речи.
В процессе нашей экспериментальной работы, мы изучили особенности развития графомоторного навыка у младших школьников с общим недоразвитием речи; определили влияние общего недоразвития речи на формирование графомоторной деятельности у детей с речевым нарушением; нами была исследована взаимосвязь между уровнем развития мелкой моторики, зрительно-пространственных операций,
зрительно-моторной координации и уровнем сформированности графомоторного навыка; были обобщены методы диагностики кинестетического праксиса, зрительно-моторной координации и зрительно-пространственных операций; была создана и апробирована система работы по формированию графомоторного навыка у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Как показало исследование на констатирующем этапе эксперимента, у детей с общим недоразвитием речи отмечается большое количество графомоторных ошибок, в результате недостаточной сформированности функционального базиса графического навыка.
В ходе формирующего этапа исследования нами проводилась работа по совершенствованию мелкой моторики, зрительно-пространственных операций, зрительно-моторной координации, а так же коррекция и автоматизация графомоторного навыка у детей имеющих диагноз общее недоразвитие речи.
В результате систематической работы по развитию функционального базиса и совершенствованию графомоторного навыка, сравнив полученные данные на контрольном этапе исследования, мы получили результаты, показывающие статистически значимое различие с констатирующем этапом.
Проведённая работа позволяет сделать следующие выводы:
1. Для полноценного развития графомоторной деятельности
необходимо совершенствование мелкой моторики рук,
зрительно-пространственных операций и зрительно-моторной координации. В предложенной нами коррекционно-педагогической работе были подобраны различные виды пальчиковых игр и упражнений направленных на развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации.
2. Чтобы данная работа была эффективной, она должна проводиться регулярно и непрерывно, с соблюдением следующих условий:
1) учет результатов диагностики для определения путей коррекционной работы;
2) целенаправленное и систематическое формирование предпосылок графомоторного навыка;
3) поэтапная работа по формированию графомоторного навыка;
4) повторяемость заданий, с учетом индивидуальных особенностей детей.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что специально созданная система работы ведёт к улучшению показателей графомоторного навыка у младших школьников с общим недоразвитием речи, подтвердилась.
1. Агаркова,Н.Г. Обучение первоначальному письму по прописям к «Азбуке» О.В.Джежелей [Текст]/ Н.Г.Агаркова, -М.: Дрофа, 2007.-116 с.
2. Агаркова, Н.Г. Русская графика: Книга для учителя, 2 класс [Текст]/ Н.Г.Агаркова, -М.: Дрофа, 2000.-225 с.
3. Алипенко,Т.А. Программа направленная на развитие
зрительноговосприятия и графомоторных функций [Текст]/Т.А.
Алипенко//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».- 2008.-№7. - С. 20-31
4. Астахова, Т. В. Коррекция нарушений письма у младших школьников сиспользованием графических средств [Текст]/Т. В. Астахова// Дополнительное образование и воспитание. - 2006. - №8. - С. 18-23.
5. Ахутина,Т.В.Диагностика зрительно-вербальных функций у детей 5-7лет/ Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева// Школьный психолог.- 2001.- №15.- С.20-25
6. Безруких, М.М.Грамота: Рабочая тетрадь к учебнику «Грамота», 1класс. [Текст]/ М.М. Безруких, М.И. Кузнецова, Е.Э. Кочурова- М.: Вентана-Граф, 2003.-120 с.
7. Безруких, М.М. Обучениепервоначальному письму: Система Д.Б.Эльконина[Текст]/ М.М.Безруких. -М.: Просвещение, 2002.- 165 с.
8. Безруких, М.М. Этапы формирования навыка письма. [Текст] / М.М.Безруких - М.: Просвещение, 2003. - 105 с.
9. Белякова, Л.И., Особенности профилялатеральной организации (ПЛО)учащихся начальных классов массовой школы с зеркальными ошибками письма. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие [Текст] / Под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой.- М.: Воронеж: МОДЭК, 2001.-316 с.
10. Ботвинников, А.Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников [Текст]/А.Д.Ботвинников, Б.Ф.Ломов. - М.:Просвещение,2009. - 412 с.
11. Буцыкина, Т.П., Развитие общей и мелкой моторикикак основа формирования графомоторных навыков у младших школьников [Текст] /Т.П. Буцыкина// Логопед.- 2005.-№3.- С.10-14
12. Волкова,Г.А. Методика психолого-логопедического обследованиядетейс нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г.А. Волкова- СПб.: Питер, 2005.- 144с.
13. Волоскова,Н. Н. Формирование графомоторного компонента письма уучащихся начальных классов. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция : Учебное пособие [Текст] / Под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой.- М.:Воронеж : МОДЭК, 2001.- 222 с.
14. Власенко, И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей снарушениями речи [Текст] /Т.И. Власенко - М.:Академия, 2000. - 184 с.
15. Выготский,Л.С. Мышление и речь[Текст] /Л.С. Выготский- М.: М.: Просвещение, 2006. -200с.
16. Гаркуша,Ю.Ф. Развитие произвольного внимания удетей с моторнойалалией 5-6 лет в процессе логопедической работы[Текст] / Ю.Ф. Гаркуша - М.: «Сфера», 2008.-128 с.
17. Глухов,В.П. Психолингвистика. Теория речевойдеятельности. [Текст]/В.П. Глухов, В.А. Ковшиков В.А.- М.: Высш. школа, 2007.-226 с.
18. Гурьянов, Е.В. Развитие навыка письма у школьников[Текст] / Е.В.Гурьянов. -М.:Просвещение,2000.- 339 с.
19. Дудьев,В.П.Особенности произвольной двигательной деятельностидетей с общим недоразвитием речи[Текст] / В.П. Дудьев// Дефектология.-2007.-№ 5.- С.43-50.
20. Елецкая, О.В.Организация логопедической работыв школе. [Текст] /О.В. Елецкая, М.Ю. Горбачевская- М.: Просвещение, 2007.- 222с.
21. Елецкая, О.В. Уточнение и обогащениепространственно
временныхпредставлений у детей с нарушениями речи[Текст] /О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская //Логопед.- 2005.- №2. - С. 20-25
22. Илюхина,В.А. Новые подходы к формированию графических навыков:письмо с секретом[Текст] / В.А.Илюхина // Начальная школа. -2000. -№10. - С.37-52.
23. Иншакова, О.Б. Проблемные вопросы изучения нарушений письмамладших школьников общеобразовательных школ[Текст] / О.Б. Иншакова, А.Г. Иншакова // Практическая психология и логопедия.- 2003.-№ 1-2.- С. 37-41.
24. Комарова, Т.С. Как научить ребенка рисовать. Обучение детей в детском саду и в школе.[Текст] / Т.С. Комарова- М.: Просвещение,2008. - 187с.
25. Краткий психологический словарь[Текст] / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Просвещение,2005. - 195 с.
26. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речиу дошкольников(формирование лексики и грамматического строя). [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова-СПб.: СОЮЗ, 2000. - 160 с
27. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии[Текст] /Р.Е.Левина.- М.:Просвещение,2008. - 333с.
28. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов[Текст]/Под ред.Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.-М.: ВЛАДОС,2008.- 624 с.
29. Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма.[Текст]/ А.Р. Лурия - М.:Просвещение, 2000. - 300с.
30. Лысюк, С.Н.Развитиеграфомоторных навыков у детей 6 - 7 лет [Текст]/С.Н. Лысюк, С.Н. Телкова// Начальная школа.- 2004.-№6. - С.18-22
31. Мастюкова,Е.М. Основные формы двигательных, речевых и интеллектуальных нарушений у детей с анте- и перинатальным поражением мозга[Текст] /Е.М. Мастюкова// Дефектология. - 2007. - №5. - С. 33 - 38.
32. Мастюкова,Е.М. Психическое развитие школьников, страдающихмоторной алалией [Текст] /Е.М. Мастюкова// Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых: Сб. науч. тр. - М.,1980. - С. 50 - 55.
33. Мисаренко, Г. Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков[Текст] / Г.Г. Мисаренко //Логопед.- 2005.-№3.- С.20-25
34. Михайлов, Н.А.Путь к графическойграмотности[Текст]/Н.А. Михайлов // Дефектология. -2006. - № 9. - С.14-18
35. Нейропсихологическая диагностика,обследование письма и чтениямладших школьников[Текст]/ Под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой.-М.: В.Секачев, 2008. - 208с.
36. Новикова, Г.Р. Состояние высших психических функций у детей,
поступающих в 1-ый класс общеобразовательной школы (по результатам нейропсихологического обследования)[Текст] /Г.Р. Новикова//
Дефектология.- 2000.- №2. - С. 12-15
37. Обнизова, Т.Ю. Динамическое изучение овладения письмом младшимишкольниками с трудностями обучения.[Текст] / Т.Ю. Обнизова, О.Б. Иншакова - М., 2008.- 165с.
38. Потапова, Е.Н. Радость познания: Книга для учителя[Текст] / Е.Н.Потапова.-М.: Просвещение,2000.- 226с.
39. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменнойречи у детей. [Текст] /Е.Н. Российская- М.: Айрис - пресс, 2004. - 230 с.
40. Рубанович,О. И. Развитие зрительно-моторных координаций у учащихся начальных классов при дисграфии и дислексии[Текст] /О.И. Рубанович //Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».- 2009.-№4. - С.32-35
41. Садовникова,И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление умладших школьников. [Текст] /Н.И. Садовникова - М.: Владос, 2007.- 243с.
42. Сальникова, Т.П. Методика обучения грамоте.[Текст] / Т.П.
Сальникова- М.:Просвещение,2006. - 196с.
43. Скиотис, Е.И. Особенности развития связной письменной речи младшихшкольников с задержкой психического развития[Текст] / Е.И. Скиотис// Дефектология. -2006. - № 6. - с.24-27.
44. Усанова, О.Н. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи.Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. [Текст]/О.Н. Усанова, Т.Н. Синякова. - М.: Просвещение, 2002. -119 с.
45. Федосова, Н.А. Особенности обучения письму шестилетних первоклассников[Текст] /Н.А. Федосова//Начальная школа.- 2007.-№4.- С.20 - 22.
46. Филичева, Т.Б.Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. [Текст] /Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова-М.:«ГНОМ и Д»,2000. -128 с.
47. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речив условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина - М.: Альфа,2003. - 267с.
48. Храковская,М.Г. Методика восстановления и формирования двигательного навыка письма при нарушении двигательного праксиса[Текст] /М.Г. Храковская// Логопед.-2004.-№3.- С.10-14
49. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение ивосстановление [Текст] / Л.С. Цветкова. - М.: Юристъ, 2000. - 253 с.