Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование дидактических игр в процессе коррекционно- педагогической работы по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Работа №65235

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы63
Год сдачи2016
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
311
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1. Общение и его развитие в дошкольном возрасте 7
1.2. Особенности коммуникативных навыков старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 22
1.3. Возможности использования дидактической игры в формировании
коммуникативных навыков старш х дошкольников с общим недоразви и м речи 29
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ
НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
2.1. Изучение коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 38
2.2. Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами
дидактических игр 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61


Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и общепсихическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно-мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется (А.В. Брушлинский, А.В. Запорожец, И.В. Дубровина, Г.М. Кучинский, М.И. Лисина, А.М. Матюшкин, Е.О. Смирнова, А.Г. Рузская, Ф.А. Сохин и мн. др.). Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в развитии, когда дефицитарность коммуникативных и коммуникативно-речевых средств приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений (О.П. Гаврилушкина, Е.О. Смирнова,
B. С. Мухина, Н.Ю. Борякова, Д.И. Бойков, Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова,
C. А. Миронова, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева и др.).
Заметное снижение потребности в контакте, изолированность от коллектива сверстников, характерные для детей с речевыми нарушениями, ставят педагогов перед необходимостью поиска путей воздействия на коммуникативные процессы. Коммуникативные процессы детей изучались разными исследователями. Так, например анализом и оценкой сформированности коммуникативно-речевых умений детей с нарушениями речи занималась Г.В. Чиркина, особенностями и возможностями развития диалогического взаимодействия дошкольников с общим недоразвитием речи Л.Г. Соловьева, стимуляцией речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста О.Е. Громова, формированием коммуникативного поведения у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста И.Ю. Кондратенко, выявлением и преодолением вербально - коммуникативных нарушений у младших школьников с недоразвитием речи Е.Л. Черкасова.
Анализ развития процесса общения показывает, что его становление детерминировано деятельностью, которая выступает в качестве ведущей на определенном возрастном этапе. Эмоционально-личностное общение, совместная со взрослым деятельность являются кардинальным, но не единственным условием полноценного развития ребенка. Л.Н. Галигузова, Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина отмечали, что на определенном этапе к исходной социально-психологической подсистеме «взрослый-ребенок» подключается подсистема «ребенок-ребенок». С течением времени сверстник становится наиболее предпочитаемым партнером по общению. Вербальные контакты детей ярко проявляются в ведущем виде деятельности дошкольников - игре. Вопросами игры и её ролью в развитии дошкольников занимались Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой, Р.И. Жуковской, P.C. Бурс, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, Т.А. Релина, А.Л. Рояк, Л.В. Артемовой, В.В. Абраменковой, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова. Возможностями использования игры в логопедической практике занимались исследователи Л.Г. Соловьева. Е.С. Слепович, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, З.Е. Агранович, Н.С. Русланова, А.Г. Арушанова, Г.А. Тумакова, Е.А. Пожиленко, Л.С. Дмитриевских, Г.Г. Осипенко.
Необходимость использования в обучении активных видов деятельности не вызывает сомнения. Вместе с тем, функции и роль игры в коррекционно-развивающем процессе дошкольных учреждений остаются недостаточно определенными, в качестве основной формы обучения выступали занятия, в ходе которых складывались стереотипы коммуникации: общение, в основном, носило односторонний характер, приоритеты отдавались организации поведения, что обусловливало вербальную пассивность детей. Таким образом, актуальность проблемы использования игры в формировании коммуникативных навыков дошкольников сохраняется и сейчас. Поэтому мы выбрали тему исследования: «Использование дидактических игр в процессе коррекционно-педагогической работе по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи».
Проблема: совершенствование коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием дидактических игр в процессе коррекционно-педагогической работы.
Объектом исследования: процесс формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: дидактические игры по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой формирование коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи будет проходить успешно при соблюдении следующих условий:
- будут своевременно выявлены особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи;
- дидактические игры будут соответствовать возрастным особенностям детей и уровню их речевого развития;
- поэтапность проведения коррекционно-педагогической работы.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему формирования
коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр.
2. Выявить состояние коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативных навыков у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр.
Теоретико-методологической основой исследования явились научно-теоретические положения: о взаимосвязи общения, языка и сознания (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, О.О. Уварова и др.), об особой роли речи в развитии коммуникативных навыков лиц с речевыми нарушениями (П.Я. Гальперин, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина), о роли игры в развитии дошкольников (Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), об особенностях коммуникативного поведения детей с ОНР (Л.Г. Соловьёва, Г.В. Чиркина, И.Ю. Кондратенко, Е.Л. Черкасова), о возможности использования игры в формировании коммуникативных навыков (Е.А. Пожиленко, Л.Г. Соловьева).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ специальной литературы по проблеме исследования; эмпирические: эксперимент (констатирующий этап) метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №60 г. Белгорода.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Рассмотрев теоретические аспекты проблемы формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи можно сделать, вывод, что у детей данной группы нарушение средств коммуникации не ограничивается речевым компонентом, а охватывает всю коммуникативную систему в целом, что затрудняет межличностное взаимодействие, негативно отражается на психическом развитии ребенка с речевой патологией.
Комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с общим недоразвитием речи препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты с взрослыми и может приводить к изоляции этих детей в коллективе сверстников.
Коммуникативные нарушения у старших дошкольников имеют особенности: трудности в установлении контакта с окружающими;
снижение потребности в общении; незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм; несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь); низкая речевая активность.
Состояние коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи определяет несформированность игры, как совместной деятельности. В тоже время специально организованная игра может стать средством формирования способности к общению.
После проведения констатирующего этапа эксперимента установили, следующие особенности ошибок коммуникативных навыков: трудности в умении понимать эмоциональное состояние сверстников, взрослых; рассказывать о них, умении выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно отстаивать свое мнение, умении взаимодействовать в системе «ребенок - ребенок», соотносить свои желания, стремления с интересами других детей, принимать участие в коллективных делах и оказывать помощь, умении не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях; с уважением относиться к окружающим, умении получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
Проведённое нами исследование подтверждает, что необходимыми условиями для формирования коммуникативных навыков старших дошкольников с общим недоразвитием речи являются: обеспечение эмоционального контакта взрослого с каждым ребенком; использование игр и упражнений, направленных на активизацию коммуникативных навыков, осуществление преемственности в работе учителя-логопеда, воспитателя и родителей.
На основании результатов констатирующего этапа эксперимента были разработаны этапы, а также перспективное планирование по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В ходе формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи рекомендуем использовать разработанную нами систему игровых упражнений, состоящая из четырех блоков:
- 1 Блок: Игры и упражнения на развитие умения сотрудничать.
- 2 Блок: Игры и упражнения на развитие умения активно слушать.
- 3 Блок: Игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию.
- 4 Блок: Игры и упражнения на развитие умения конструировать «текст для другого» ( умение говорить самому).
Подбор дидактических игр и упражнений осуществлялся с нарастающей сложностью, так как игра - основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, через нее он познает окружающий мир, овладевает родным языком, а правильно и интересно организованная игра способствует не только развитию и исправлению речи, но и развитию личности в целом, а также развитию общения, то есть формированию коммуникативных навыков. Игры, упражнения и речевые задания использовались как самостоятельная форма работы с детьми, так и включались в логопедические занятия.
Систематическая работа по обогащению детских знаний и впечатлений в ходе игровой деятельности, побуждение детей к совместным со взрослыми и сверстниками играм и общению, изменение мотивов игровой деятельности и связанное с ним усложнение содержания игры определяет качественную перестройку самого процесса общения.



1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2т. [Текст]/Б.Г. Ананьев - М.: Просвещение, 2000. - 267с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология. [Текст] /Г.М. Андреева - М.:
Просвещение, 2000. - 178с.
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному язику дошкольников [Текст] /М.М. Алексеева, В.И. Яшина - М.: Просвещение,
2007. - 200 с.
4. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада [Текст]/А.Г. Арушанова - М.: Просвещение, 2000. - 150с.
5. Бехтерев, В.М. Избранные работы по социальной психологии. [Текст] /В.М. Бехтерев - М.: Просвещение, 2004.- 200с.
6. Богуславская, З.М. Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры // Психология и педагогика игры дошкольника. [Текст] /З.М. Богуславская - М.: Просвешение, 2006. - 203с.
7. Бодалев, A.A. Психологические трудности общения и их преодоление [Текст] /А.А. Бодалев, Г.А. Ковалев// - Педагогика. - 2002. - №5. - С.65-70.
8. Бойков, Д.И. Общение детей с проблемами в развитии, коммуникативная дифференциация личности. [Текст] /Д.И. Бойков - СПб.: Питер, 2005. - 289 с.
9. Бычкова, С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. [Текст] /С.С. Бычкова - М.: Аркти, 2012. - 96с.
10. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. [Текст] /Л.С. Выготский - СПб: Союз, 2004. - 224с.
11. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. [Текст] /Ю.Ф. Гаркуша - ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008.-128 с.
12. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. 3-е изд., перераб. и доп. (Руководство практического психолога) [Текст] /Н.И. Гуткина - М.: Академический Проект, 2000. - 184 с.
13. Дыбина, О.В. Педагогическая диагностика коммуникативных
компетентностей дошкольников. [Текст] /О.В. Дыбина - М.: Просвещение,
2008. - 187с.
14. Дмитриевских, Л.С. Изучение языковой и коммуникативной компетентности как компонентов речевого общения у дошкольников с нарушением речи. [Текст] /Л.С. Дмитриевких// - Педагогическое образование в России. - 2013. - № 1. С.168-174.
15. Жукова, Н.С. Преодоление общего нeдopaзвития речи у дошкольников. [Текст] /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева - Eкaтepинбypг: ЛИТУР, 2006. - 320 с.
16. Жуков, В.Ю. Основы теории культуры. [Текст] /В.Ю. Жуков - СПб.: СПбГАСУ, 2004. - 227с.
17. Знаков, В.В.
Понимание в познании и общении. [Текст] /В.В.
Знаков - М.: Просвещение, 2004. - 126с.
18. Кормильцева, Е. А. Формируем коммуникативные навыки-навыки
общения. [Текст] /Е.А. Кормильцева/ - URL: http://www.u-
шаша.ги/геа4/аг0с1е_ргтРрНр?14=4050
19. Клюева, И.В. Учим детей общению. [Текст] /И.В. Клюева, Ю.В. Касаткина - Ярославль, 2011. - 240с.
20. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. [Текст] /М.И. Лисина - М.: Просвещение, 2007. - 187с.
21. Лисина, М.И. Потребность в общении. Проблемы онтогенеза общения. [Текст] / М.И. Лисина - М.: Просвещение, 2006. - 165с.
22. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении[Текст] /М.И. Лисина - СПб.: Питер, 2009. - 127с.
23. Лисина, М.И. Генезис форм общения у детей. [Текст] / М.И. Лисина - М.: Просвещение, 2002. - 56 с.
24. Лозован, Л.Я. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. кан. пед. наук. [Текст] /Л.Я. Лозован - Новокузнецк, 2003. - 100с.
25. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. [Текст] /Б.Ф. Ломов - М.: Просвещение, 2004. - 200с.
26. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедическихзанятиях. Возрастная и педагогическая психология[Текст] /С.А. Миронова - М.: Просвещение, 2001. - 208 с
27. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. [Текст] /Мухина В.С. - М.: Просвещение, 2000. - 300с.
28. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. [Текст]/Р.С. Немов - М.: Просвещение, 2003. - 303с.
29. Осипенко, Г.Г. Игра как средство формирования
коммуникабельности дошкольников. [Текст] /Г.Г. Осипенко// - URL:
http: //www. den-za-dnem. ru/page. php?article= 10
30. Поваляева, М.А. Справочник логопеда. [Текст] /М.А. Поваляева - Ростов -на-Дону.: Феникс, 2002. - 205с.
31. Пожиленко, Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников [Текст]/Е.А. Пожиленко// - Дефектология. -2005. -№2. - С.22-26.
32. Рузская, А.Г. Развитие речи игры и занятия с детьми раннего возраста. [Текст] /А.Г. Рузская - М.: Просвещение, 2007. - 169с.
33. Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. [Текст] /А.Г. Рузская - М.Просвещение, 2001.- 247с.
34. Соловьева, Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с ОНР. [Текст] /Л.Г. Соловьева// - Дефектология, - 1996. - №1. - С. 22 - 25.
35. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб.
пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст]/Е.О. Смирнова - М.: Просвещение, 2000. - 202с.
36. Селивертов, В. И. Дидактические игры с детьми. [Текст] /В.И. Селеверстов - М.: Просвещение, 2000.- 190с.
37. Сиротюк, А.Л. Обучение детей общению с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. [Текст] /А.Л. Сиротюк - М.: Сфера, 2001. - 128 с.17
38. Слепович, Е.С. Развитие речи у детей с задержкой психического развития. [Текст]/Слепович Е.С. - М.: Просвещение, 2008. - 198с.
39.Чиркина, Г.В. Коммуникативно - речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: Монография. [Текст] /Г.В. Чиркина, Л.Г. Соловьева - Архангельск,2009. - 100с.
40. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] /Д.Б. Эльконин - М.: АЛМА-ПРЕСС, 2000. - 356с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ