ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ 9
ГРУППЫ РИСКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
1.1. Дети группы риска как объект социально-педагогической 9
поддержки
1.2. Принципы, функции и структура социально-педагогической 16
поддержки детей группы риска
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО- 31
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Опыт социально-педагогической поддержки детей группы 31
риска в МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная
школа» Валуйского района Белгородской области
2.2. Исследование особенностей социально-педагогической 43
поддержки детей группы риска (на примере «Рождественская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области»)
2.3. Рекомендации по совершенствованию социально- 54
педагогической поддержки детей группы риска в условиях общеобразовательной школы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ 9
ГРУППЫ РИСКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
1.1. Дети группы риска как объект социально-педагогической 9
поддержки
1.2. Принципы, функции и структура социально-педагогической 16
поддержки детей группы риска
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО- 31
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Опыт социально-педагогической поддержки детей группы 31
риска в МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная
школа» Валуйского района Белгородской области
2.2. Исследование особенностей социально-педагогической 43
поддержки детей группы риска (на примере «Рождественская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области»)
2.3. Рекомендации по совершенствованию социально- 54
педагогической поддержки детей группы риска в условиях общеобразовательной школы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
Актуальность темы исследования. Развитие детского
неблагополучия в современной России, к сожалению, стимулируется, в первую очередь, проблемами в социальной политике государства, способствующих размыванию границ ответственности между семьей и обществом в воспитании и полноценном становлении детей.
Снижение внимания общества к проблемам воспитания привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, ранее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство, и все это как следствие неблагополучия в семье.
В числе факторов, негативно влияющих на социализацию детей, чаще всего отмечают следующие: размытость ценностей, идеалов, снижающая их нравственный потенциал; чрезмерная коммерционализация и криминализация общества; сложное социально-экономическое положение многих семей. Не принижая значения данных причин, ответственных за сложное положение детства, стоит отметить, что в тени остаются проблемы детей, возникающие в рамках их социально-педагогического пространства.
Кроме того, повышенный интерес науки и практики к крайним формам отклоняющегося поведения детей как реакции на свершившееся уводит на второй план вопросы его зарождения в системе образования и семье как основных институтах социализации. Это приводит к тому, что существующих мер недостаточно для преодоления дезадаптации детей, составляющих группу риска.
Многие обучающиеся общеобразовательных учреждений оказываются жертвами разных видов дезадаптации, не соответствуют привычным требованиям физического и психического здоровья, нормам возрастного развития, общекультурной подготовки. Проблема состоит в том, что личность, которая должна стать субъектом своего успешного жизненного проекта, в статистической норме есть личность дезадаптированная, она уже «при входе» в систему образования принадлежит к группе риска.
Дети из группы риска, как правило, жертвы неблагополучной ситуации в семье. Эта категория заслуживает особого внимания, поскольку среди таких детей, в семье высок уровень беспризорности и безнадзорности.
Современный ребёнок живёт и социализируется в эпоху нескончаемых перемен. Он намного больше подвержен влиянию со стороны и склонен воспринимать намного ярче все явления социальной реальности, нежели другие социальные группы, так как находится в стадии социализации с ещё не сложившимся отношением к этим реальностям. Со всей очевидностью встают вопросы социально-педагогической помощи подрастающему поколению и особенно той его части, которая в силу объективных и субъективных причин может оказаться в группе риска. Важнейшей задачей, стоящей на современном этапе перед школой, является решение проблемы организации эффективной работы по социально-педагогической поддержке детей группы риска.
Таким образом, гуманизация образования в современных условиях ставит проблему оптимизации взаимодействия личности и социума, обеспечение их взаимного эффективного развития, в связи с чем, проблема социально-педагогической поддержки детей группы риска приобретает сегодня особую актуальность.
Степень разработанности проблемы. Заявленная тема по своему характеру является междисциплинарной, поскольку здесь переплетаются научные интересы педагогов, психологов, социологов, юристов, философов.
Значительное место в изучении феномена «риск» и его социального аспекта занимают исследования отечественных ученых Л.П. Альгина, В.И. Зубкова, С.М. Никитина, В.В. Павловой и других. Зарубежные исследования в данной области представлены работами Д. ван дер Верфа, М. Валлаха, Д. Кристенсона, Н. Лумана, А. Стоунера и других.
Особенности поведения и развития детей, различные группы факторов, позволяющих отнести их к категории группы риска рассматривались у ряда авторов (М.А. Алемаскин, Б.Н. Алмазов, П.П. Блонский, Е.И. Казакова, Б.Е. Летунова, И.А. Невский, В.М. Обухов, Л.Я. Олиференко, О.А. Селиванова, Г.С. Тагирова, Т.И. Шульга, Д.И. Фельдштейн и др.).
Специфика отклонений в поведении учащихся с точки зрения психологии показана в работах М.А. Алемаскина, С.А. Беличевой, Л.М. Зюбина, А.Г, Ковалева, Т.Д. Молодцовой, Д.И. Фельдштейна и других.
Поиском путей и средств преодоления, предупреждения и профилактики отклонений в поведении детей занимаются К.Ш. Ахияров, В.Г. Баженов, В.Г. Бочарова, Ю.В, Гербеев, В.Н. Гуров, Н.В. Квитковская,
Э.Г. Костяшкин, А.И. Кочетов, И.А. Невский, А.И. Островский, И.В. Павлов, Ю.И. Юричка, Н.В. Ялпаева.
Идеи становления личностных качеств человека, развития его позитивных природных способностей, необходимости оказания педагогической помощи в индивидуальном развитии освещались в работах А. Дистервега, Я.А. Коменского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, А.С. Макаренко, Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др.; недопустимости насилия над ребёнком и уважения его личности - в работах Дж. Дьюи, П.Ф. Лесгафта, М. Монтессори, Н.Г. Пирогова, К.Д. Ушинского; гуманные взаимоотношения между участниками педагогического процесса, как необходимое условие гармоничного развития личности отстаивали в свих трудах Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова и др.
Непосредственно технологии социально-педагогической поддержки детей группы риска в условиях общеобразовательной школы рассматривали И.Ф. Дементьева, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга.
Однако анализ литературы, посвященной различным аспектам социально-педагогической поддержки, показывает, что проблеме технологий социально-педагогической поддержки в общеобразовательной школе, адресованной детям, попадающим в группу риска, уделено недостаточно внимания. Существуют противоречия между необходимостью применения технологий социально-педагогической поддержки детей группы риска в условиях общеобразовательной школы и недостаточной степенью разработанности этих технологий, как в теории, так и на практике.
Объект исследования - социально-педагогическая поддержка детей группы риска.
Предмет исследования - опыт социально-педагогической поддержки детей группы риска в условиях общеобразовательной школы.
Цель исследования - раскрыть специфику социально-педагогической поддержки детей группы риска в условиях общеобразовательной школы и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основания социально-педагогической поддержки детей группы риска.
2. Изучить опыт социально-педагогической поддержки детей группы риска в МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области.
3. Исследовать проблемы социально-педагогической поддержки детей группы риска (на примере «Рождественская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области») и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Теоретико-методологическую базу составляют теории личности и ее развития (А. Бандура, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм.); теории социализации (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Д, Мид, Г.В. Осипов, Т. Парсонс, В.А. Ядов и др.); социальные теории адаптации личности (В.Т Лисовский, А. Маслоу, Ю.А. Миславский, А.В. Петровский); теории девиантного поведения (Э. Дюркгейм, Ч. Ломброзо, Р. Мертон, А.К. Коэн); общетеоретические положения социальных воздействий в воспитании (А.Г. Асмолов, А.В. Беляев, А.А. Бодалев, В.Г. Бочарова, Б.П. Битинас, Л.П. Буева, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Д.И. Фельдштейн, А.Г. Харчев,
В.А. Шаповалов, В.Я. Ядов и др.); теория формирования личности в коллективе (А.С. Макаренко, В.Н. Сорокат-Россинский, С.Т. Шацкий); личностно-деятельностный подход к процессам развития личности, ее воспитания (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теории социально-педагогического сопровождения и поддержки (Л.И. Аксенова, О.С. Газман, Ю.Н. Галагузова, Е.И. Казакова, Н.Б. Крылова, О.А. Расчетина, Г.В. Сорвачева, Г.Н. Штинова), теории социально-педагогической деятельности (С.А. Беличева, М.Р. Битянова, В.Г. Бочарова, Е.И. Казакова, Л.В. Мардахаев, Р.В. Овчарова, С.А. Расчётина, А.П. Тряпицына,
Л.М. Шипицына).
Эмпирическая база исследования. Информационную базу исследования составляют специальная литература, Конвенция о правах ребенка, Федеральные законы «Об образовании», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Семейный Кодекс; нормативно-правовые документы Белгородской области, Валуйского района Белгородской области, данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации; устав, документы, сайт МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного автором выпускной квалификационной работы социального исследования: «Диагностика проблем социально-педагогической поддержки детей группы риска в общеобразовательном учреждении» в октябре-ноябре 2016 года. Исследование проводилось посредством анкетирования учащихся (n=50) и анкетирования сотрудников (n=10).
Методы исследования: анализ специальной литературы, нормативно¬правовых документов, документов школы, статистических данных; анкетирование; экспертный опрос; математические методы обработки результатов исследования.
Теоретико-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в следующем: дана типология и характеристика детей группы риска; раскрыта сущность технологий социально-педагогической поддержки детей группы риска; проведена диагностика социально-педагогической поддержки детей группы риска в МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области.
На основе результатов исследования разработаны и внедрены рекомендации. Материалы исследования могут найти применение в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров социальной работы, при изучении таких дисциплин как «Технология социальной работы», «Социальная педагогика» и других.
Апробация результатов исследования. выпускная квалификационная работа выполнена по заказу МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области. Основные теоретические положения и выводы исследования обсуждались, получили одобрение и были внедрены в работу данного учреждения.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
неблагополучия в современной России, к сожалению, стимулируется, в первую очередь, проблемами в социальной политике государства, способствующих размыванию границ ответственности между семьей и обществом в воспитании и полноценном становлении детей.
Снижение внимания общества к проблемам воспитания привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, ранее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство, и все это как следствие неблагополучия в семье.
В числе факторов, негативно влияющих на социализацию детей, чаще всего отмечают следующие: размытость ценностей, идеалов, снижающая их нравственный потенциал; чрезмерная коммерционализация и криминализация общества; сложное социально-экономическое положение многих семей. Не принижая значения данных причин, ответственных за сложное положение детства, стоит отметить, что в тени остаются проблемы детей, возникающие в рамках их социально-педагогического пространства.
Кроме того, повышенный интерес науки и практики к крайним формам отклоняющегося поведения детей как реакции на свершившееся уводит на второй план вопросы его зарождения в системе образования и семье как основных институтах социализации. Это приводит к тому, что существующих мер недостаточно для преодоления дезадаптации детей, составляющих группу риска.
Многие обучающиеся общеобразовательных учреждений оказываются жертвами разных видов дезадаптации, не соответствуют привычным требованиям физического и психического здоровья, нормам возрастного развития, общекультурной подготовки. Проблема состоит в том, что личность, которая должна стать субъектом своего успешного жизненного проекта, в статистической норме есть личность дезадаптированная, она уже «при входе» в систему образования принадлежит к группе риска.
Дети из группы риска, как правило, жертвы неблагополучной ситуации в семье. Эта категория заслуживает особого внимания, поскольку среди таких детей, в семье высок уровень беспризорности и безнадзорности.
Современный ребёнок живёт и социализируется в эпоху нескончаемых перемен. Он намного больше подвержен влиянию со стороны и склонен воспринимать намного ярче все явления социальной реальности, нежели другие социальные группы, так как находится в стадии социализации с ещё не сложившимся отношением к этим реальностям. Со всей очевидностью встают вопросы социально-педагогической помощи подрастающему поколению и особенно той его части, которая в силу объективных и субъективных причин может оказаться в группе риска. Важнейшей задачей, стоящей на современном этапе перед школой, является решение проблемы организации эффективной работы по социально-педагогической поддержке детей группы риска.
Таким образом, гуманизация образования в современных условиях ставит проблему оптимизации взаимодействия личности и социума, обеспечение их взаимного эффективного развития, в связи с чем, проблема социально-педагогической поддержки детей группы риска приобретает сегодня особую актуальность.
Степень разработанности проблемы. Заявленная тема по своему характеру является междисциплинарной, поскольку здесь переплетаются научные интересы педагогов, психологов, социологов, юристов, философов.
Значительное место в изучении феномена «риск» и его социального аспекта занимают исследования отечественных ученых Л.П. Альгина, В.И. Зубкова, С.М. Никитина, В.В. Павловой и других. Зарубежные исследования в данной области представлены работами Д. ван дер Верфа, М. Валлаха, Д. Кристенсона, Н. Лумана, А. Стоунера и других.
Особенности поведения и развития детей, различные группы факторов, позволяющих отнести их к категории группы риска рассматривались у ряда авторов (М.А. Алемаскин, Б.Н. Алмазов, П.П. Блонский, Е.И. Казакова, Б.Е. Летунова, И.А. Невский, В.М. Обухов, Л.Я. Олиференко, О.А. Селиванова, Г.С. Тагирова, Т.И. Шульга, Д.И. Фельдштейн и др.).
Специфика отклонений в поведении учащихся с точки зрения психологии показана в работах М.А. Алемаскина, С.А. Беличевой, Л.М. Зюбина, А.Г, Ковалева, Т.Д. Молодцовой, Д.И. Фельдштейна и других.
Поиском путей и средств преодоления, предупреждения и профилактики отклонений в поведении детей занимаются К.Ш. Ахияров, В.Г. Баженов, В.Г. Бочарова, Ю.В, Гербеев, В.Н. Гуров, Н.В. Квитковская,
Э.Г. Костяшкин, А.И. Кочетов, И.А. Невский, А.И. Островский, И.В. Павлов, Ю.И. Юричка, Н.В. Ялпаева.
Идеи становления личностных качеств человека, развития его позитивных природных способностей, необходимости оказания педагогической помощи в индивидуальном развитии освещались в работах А. Дистервега, Я.А. Коменского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, А.С. Макаренко, Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др.; недопустимости насилия над ребёнком и уважения его личности - в работах Дж. Дьюи, П.Ф. Лесгафта, М. Монтессори, Н.Г. Пирогова, К.Д. Ушинского; гуманные взаимоотношения между участниками педагогического процесса, как необходимое условие гармоничного развития личности отстаивали в свих трудах Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова и др.
Непосредственно технологии социально-педагогической поддержки детей группы риска в условиях общеобразовательной школы рассматривали И.Ф. Дементьева, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга.
Однако анализ литературы, посвященной различным аспектам социально-педагогической поддержки, показывает, что проблеме технологий социально-педагогической поддержки в общеобразовательной школе, адресованной детям, попадающим в группу риска, уделено недостаточно внимания. Существуют противоречия между необходимостью применения технологий социально-педагогической поддержки детей группы риска в условиях общеобразовательной школы и недостаточной степенью разработанности этих технологий, как в теории, так и на практике.
Объект исследования - социально-педагогическая поддержка детей группы риска.
Предмет исследования - опыт социально-педагогической поддержки детей группы риска в условиях общеобразовательной школы.
Цель исследования - раскрыть специфику социально-педагогической поддержки детей группы риска в условиях общеобразовательной школы и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основания социально-педагогической поддержки детей группы риска.
2. Изучить опыт социально-педагогической поддержки детей группы риска в МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области.
3. Исследовать проблемы социально-педагогической поддержки детей группы риска (на примере «Рождественская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области») и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Теоретико-методологическую базу составляют теории личности и ее развития (А. Бандура, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм.); теории социализации (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Д, Мид, Г.В. Осипов, Т. Парсонс, В.А. Ядов и др.); социальные теории адаптации личности (В.Т Лисовский, А. Маслоу, Ю.А. Миславский, А.В. Петровский); теории девиантного поведения (Э. Дюркгейм, Ч. Ломброзо, Р. Мертон, А.К. Коэн); общетеоретические положения социальных воздействий в воспитании (А.Г. Асмолов, А.В. Беляев, А.А. Бодалев, В.Г. Бочарова, Б.П. Битинас, Л.П. Буева, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Д.И. Фельдштейн, А.Г. Харчев,
В.А. Шаповалов, В.Я. Ядов и др.); теория формирования личности в коллективе (А.С. Макаренко, В.Н. Сорокат-Россинский, С.Т. Шацкий); личностно-деятельностный подход к процессам развития личности, ее воспитания (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теории социально-педагогического сопровождения и поддержки (Л.И. Аксенова, О.С. Газман, Ю.Н. Галагузова, Е.И. Казакова, Н.Б. Крылова, О.А. Расчетина, Г.В. Сорвачева, Г.Н. Штинова), теории социально-педагогической деятельности (С.А. Беличева, М.Р. Битянова, В.Г. Бочарова, Е.И. Казакова, Л.В. Мардахаев, Р.В. Овчарова, С.А. Расчётина, А.П. Тряпицына,
Л.М. Шипицына).
Эмпирическая база исследования. Информационную базу исследования составляют специальная литература, Конвенция о правах ребенка, Федеральные законы «Об образовании», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Семейный Кодекс; нормативно-правовые документы Белгородской области, Валуйского района Белгородской области, данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации; устав, документы, сайт МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного автором выпускной квалификационной работы социального исследования: «Диагностика проблем социально-педагогической поддержки детей группы риска в общеобразовательном учреждении» в октябре-ноябре 2016 года. Исследование проводилось посредством анкетирования учащихся (n=50) и анкетирования сотрудников (n=10).
Методы исследования: анализ специальной литературы, нормативно¬правовых документов, документов школы, статистических данных; анкетирование; экспертный опрос; математические методы обработки результатов исследования.
Теоретико-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в следующем: дана типология и характеристика детей группы риска; раскрыта сущность технологий социально-педагогической поддержки детей группы риска; проведена диагностика социально-педагогической поддержки детей группы риска в МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области.
На основе результатов исследования разработаны и внедрены рекомендации. Материалы исследования могут найти применение в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров социальной работы, при изучении таких дисциплин как «Технология социальной работы», «Социальная педагогика» и других.
Апробация результатов исследования. выпускная квалификационная работа выполнена по заказу МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области. Основные теоретические положения и выводы исследования обсуждались, получили одобрение и были внедрены в работу данного учреждения.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Таким образом, понятие «дети группы риска» входит в понятийный аппарат науки наряду с такими как «трудновоспитуемость», «дезадаптированность». Но по своей сути он предполагает более широкое видение проблем детей, так как наряду с педагогическим аспектом затрагивает и социальный. Понятие «дети группы риска» подразумевает следующие категории детей: дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; дети из неблагополучных, асоциальных семей; дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.
Основная отличительная особенность детей группы риска заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычные образовательные учреждения), но фактически в силу причин различного характера, от них независящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере базовые права, закрепленные законодательными актами, - права на уровень жизни, необходимой для их полноценного развития, и права на образование.
Центральная идея большинства исследований заключается в том, что дети воспитываются в неблагоприятных условиях для их социализации. Среди факторов социального риска, имеющие наибольшее значение в плане воспитания детей выделяют следующие: социально-экономические; медико-социальные; социально-демографические; социально-психологические.
Чтобы социальное воспитание таких детей было успешным, представляется целесообразным учитывать тот факт, что они требуют особого педагогического подхода.
Анализ современных научных исследований по проблемам педагогической поддержки позволил сделать вывод, что педагогическая поддержка рассматривается учеными как особая педагогическая деятельность, обеспечивающая развитие индивидуальности, его самоопределение и самореализацию, в процессе образования; ориентированная на создание условий для преодоления ребенком препятствий в интеллектуальном, нравственном, эмоционально-волевом, психологическом и физическом развитии; процесс совместного с ребенком определения его интересов, путей преодоления проблем, помогающих самостоятельно достигать желаемых результатов в различных областях жизнедеятельности. Педагогическая защита требуется ребенку, когда он не осознает опасности и, следовательно, предполагает активное вмешательство педагога для ее устранения или осознания воспитанником. Социально-педагогическая поддержка представляет собой интеграцию организационно - управленческого, диагностико-проектировочного, интерактивно¬
коммуникативного, рефлексивно-аналитического, нормативно-правового компонентов, а также мировоззренческого компонента как ведущего. Основными функциями социально-педагогической поддержки являются: развивающая; стабилизирующая; корректирующая. Социально-педагогическая поддержка имеет следующие виды: социальная,
материальная, психологическая, физическая. Выделяют классификации социально-педагогической поддержки по: способам организации
деятельности; направлениям воспитательной работы педагога: основным сферам жизнедеятельности ребенка, методам воспитания. Принципами социально-педагогической поддержки детей группы риска являются: принцип уважения индивидуальности личности; коллективной деятельности; разумной требовательности; возрастного подхода; диалога; принцип педагогической поддержки; стимулирования самовоспитания; принцип связи с реальной жизнью; принцип согласования.
Проблема развития социально-педагогической работы в системе школьного образования требует углубленного изучения; находится на пути становления и развития, расширяя свои возможности и преобразовываясь, вводя новые технологии работы в школьных учреждениях образования.
Семьи с ребенком группы риска имеют ряд проблем, требующих комплексного решения: материально-бытовые (финансовые), проблема
трудоустройства, жилищная проблема, психологические проблемы, проблема создания новой семьи, медицинские проблемы. Очевидно, что психологический климат в такой семье зачастую становится причиной дезадаптации и отклонений в поведении детей. Для преодоления этих негативных факторов и детям, и родителям необходима комплексная социальная помощь. Однако целью социальной работы с неполными семьями должно стать не только устранение вышеозначенных факторов, но и установление позитивной атмосферы вокруг такой семьи.
Эмпирическим путем мы установили, что основными проблемами семей, в которых воспитываются дети группы риска являются: нарушение структуры семьи; неблагоприятный психологический климат в семье; асоциальное поведение членов семьи: алкоголизм, правонарушения; пренебрежение детьми безнадзорность. Характерной чертой данной категории семей, представляющей собой серьезную проблему, является нарушение процесса социализации личности ребенка, в виду искаженного характера внутрисемейных отношений, либо в связи с отсутствием роли и авторитета мужчины в семье, либо из-за конфликтной ситуации в семье и нарушения социальных, в том числе, внутрисемейных стереотипов поведения.
Кроме того, дети испытывают серьезные психоэмоциональные проблемы: затрудняется формирование чувства безопасности, усиливается возможность возникновения невротических реакций. Данные затруднения возникают из-за дефицита общения ребенка с родителями.
В качестве рекомендаций по совершенствованию деятельности по социально-педагогической поддержке детей группы риска в дошкольных учреждениях нами предлагается «Программа социально-педагогической поддержки детей группы риска».
Тактическими целями программы являются: создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно¬нравственного, интеллектуального); оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем; защита ребенка в его жизненном пространстве.
Задачи программы: защита и охрана прав детства; выявление потребностей в различных видах социальной помощи; оказание социально-педагогической поддержки детям «группы риска», а также их родителям; оказание помощи в социализации личности ребенка; обеспечение необходимой информацией и консультациями: медицинскими, социально - бытовыми, психологическими, правовыми и другими видами услуг, при необходимости - направлять в другие службы, организации, учреждения для более полного удовлетворения запросов семьи; привлечение различных учреждений социальной сферы к решению вопросов социального обслуживания семей и детей.
Основная отличительная особенность детей группы риска заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычные образовательные учреждения), но фактически в силу причин различного характера, от них независящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере базовые права, закрепленные законодательными актами, - права на уровень жизни, необходимой для их полноценного развития, и права на образование.
Центральная идея большинства исследований заключается в том, что дети воспитываются в неблагоприятных условиях для их социализации. Среди факторов социального риска, имеющие наибольшее значение в плане воспитания детей выделяют следующие: социально-экономические; медико-социальные; социально-демографические; социально-психологические.
Чтобы социальное воспитание таких детей было успешным, представляется целесообразным учитывать тот факт, что они требуют особого педагогического подхода.
Анализ современных научных исследований по проблемам педагогической поддержки позволил сделать вывод, что педагогическая поддержка рассматривается учеными как особая педагогическая деятельность, обеспечивающая развитие индивидуальности, его самоопределение и самореализацию, в процессе образования; ориентированная на создание условий для преодоления ребенком препятствий в интеллектуальном, нравственном, эмоционально-волевом, психологическом и физическом развитии; процесс совместного с ребенком определения его интересов, путей преодоления проблем, помогающих самостоятельно достигать желаемых результатов в различных областях жизнедеятельности. Педагогическая защита требуется ребенку, когда он не осознает опасности и, следовательно, предполагает активное вмешательство педагога для ее устранения или осознания воспитанником. Социально-педагогическая поддержка представляет собой интеграцию организационно - управленческого, диагностико-проектировочного, интерактивно¬
коммуникативного, рефлексивно-аналитического, нормативно-правового компонентов, а также мировоззренческого компонента как ведущего. Основными функциями социально-педагогической поддержки являются: развивающая; стабилизирующая; корректирующая. Социально-педагогическая поддержка имеет следующие виды: социальная,
материальная, психологическая, физическая. Выделяют классификации социально-педагогической поддержки по: способам организации
деятельности; направлениям воспитательной работы педагога: основным сферам жизнедеятельности ребенка, методам воспитания. Принципами социально-педагогической поддержки детей группы риска являются: принцип уважения индивидуальности личности; коллективной деятельности; разумной требовательности; возрастного подхода; диалога; принцип педагогической поддержки; стимулирования самовоспитания; принцип связи с реальной жизнью; принцип согласования.
Проблема развития социально-педагогической работы в системе школьного образования требует углубленного изучения; находится на пути становления и развития, расширяя свои возможности и преобразовываясь, вводя новые технологии работы в школьных учреждениях образования.
Семьи с ребенком группы риска имеют ряд проблем, требующих комплексного решения: материально-бытовые (финансовые), проблема
трудоустройства, жилищная проблема, психологические проблемы, проблема создания новой семьи, медицинские проблемы. Очевидно, что психологический климат в такой семье зачастую становится причиной дезадаптации и отклонений в поведении детей. Для преодоления этих негативных факторов и детям, и родителям необходима комплексная социальная помощь. Однако целью социальной работы с неполными семьями должно стать не только устранение вышеозначенных факторов, но и установление позитивной атмосферы вокруг такой семьи.
Эмпирическим путем мы установили, что основными проблемами семей, в которых воспитываются дети группы риска являются: нарушение структуры семьи; неблагоприятный психологический климат в семье; асоциальное поведение членов семьи: алкоголизм, правонарушения; пренебрежение детьми безнадзорность. Характерной чертой данной категории семей, представляющей собой серьезную проблему, является нарушение процесса социализации личности ребенка, в виду искаженного характера внутрисемейных отношений, либо в связи с отсутствием роли и авторитета мужчины в семье, либо из-за конфликтной ситуации в семье и нарушения социальных, в том числе, внутрисемейных стереотипов поведения.
Кроме того, дети испытывают серьезные психоэмоциональные проблемы: затрудняется формирование чувства безопасности, усиливается возможность возникновения невротических реакций. Данные затруднения возникают из-за дефицита общения ребенка с родителями.
В качестве рекомендаций по совершенствованию деятельности по социально-педагогической поддержке детей группы риска в дошкольных учреждениях нами предлагается «Программа социально-педагогической поддержки детей группы риска».
Тактическими целями программы являются: создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно¬нравственного, интеллектуального); оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем; защита ребенка в его жизненном пространстве.
Задачи программы: защита и охрана прав детства; выявление потребностей в различных видах социальной помощи; оказание социально-педагогической поддержки детям «группы риска», а также их родителям; оказание помощи в социализации личности ребенка; обеспечение необходимой информацией и консультациями: медицинскими, социально - бытовыми, психологическими, правовыми и другими видами услуг, при необходимости - направлять в другие службы, организации, учреждения для более полного удовлетворения запросов семьи; привлечение различных учреждений социальной сферы к решению вопросов социального обслуживания семей и детей.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ ИЗ
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-
РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА» В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - Формирование социальной компетентности подростков "группы" риска
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2016 - КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 - Досуговая деятельность как средство профилактики правонарушений
несовершеннолетних, состоящих в группе риска
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Социальное воспитание детей-сирот в православном приюте
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - Теоретико-методологические основы исследования инклюзивного образования в условиях обычной образовательной среды
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 9000 р. Год сдачи: 2018 - Общая характеристика социально – педагогической профессии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2015



