ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ОСОБЕННОСТИ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У
ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ 6
1.1 Дизартрия как специфическая форма нарушения речи 6
1.2 Артикуляционная моторика у детей со стертой дизартрией 15
1.3. Современные методы коррекции нарушений артикуляционной моторики у дошкольников со стертой дизартрией 20
ГЛАВА II ЭКСПЕРИАЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 27
2.1. Схемы обследования артикуляционной моторики среди детей 27
2.2. Методические рекомендации по развитию артикуляционной
моторики у старших дошкольников со стертой дизартрией 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
Усвоение ребенком родного языка происходит в определенной последовательности по мере созревания нервно - мышечного аппарата. В первые месяцы после рождения у ребенка интенсивно развиваются слуховой, зрительный, двигательно - кинестетический анализаторы. В настоящее время доказано, что процесс сенсорного развития, в том числе и восприятия речи, осуществляется с необходимым участием двигательных импульсов. Развитие движений у ребенка рассматривается как фактор стимуляции и подкрепления его лепета.
Ребенок рождается с готовыми к функционированию органами артикуляции. Однако проходит длительный подготовительный период, прежде чем он сможет произносить членораздельные звуки речи.
Но в наше время одной из самых актуальных проблем является увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями.
Среди них весьма распространенным нарушением является дизартрия - нарушение фонетической стороны речи, которое обусловлено органическим поражением центральной нервной системы. При нем расстраивается двигательный механизм речи, её моторная реализация. В литературе XX века понятие «дизартрия» переводили, как расстройство членораздельной речи, речь организуется невнятно, словно «каша во рту».
Дизартрия - нарушение звукопроизношения, обусловленное нарушением иннервации мышц речевого аппарата. При данной речевой патологии страдает развитие артикуляционной моторики детей дошкольного возраста, что сказывается как на развитии речи, так и на общем развитии, на готовности ребёнка к школьному обучению. Именно поэтому данная проблема является весьма актуальной.
Однако стоит заметить, что развитие моторной функции проводится не изолированно, а включается в процесс коррекции, однако является очень важной его частью.
Дизартрия представляет собой сложное речевое расстройство, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности.
В последние годы увеличилось количество детей, страдающих различными речевыми нарушениями. В частности детей, имеющих дизартрические расстройства. Анализ специальных литературных данных показал, что проблема дизартрии как одного из видов речевых нарушений рассматривалась такими специалистами как О.А. Токаревой, А. Куссмаулем, М.П. Давыдовой, А.Н. Корневым, О.В. Правдиной, Е.М. Мастюковой, Е.Н. Винарской, Л.В. Мелеховой, И.Б. Карелиной, А.М. Пулатовым, Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольским, К.А. Семеновой, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Е.Ф. Архиповой, Э.Я. Сизовой, М.Б. Эйдиновой и др.
По данным обнародованным Институтом Коррекционной Педагогики города Москвы в настоящее время количество детей с дизартрическими проявлениями составляют 40 - 45 % случаев от общего количества детей с речевой патологией.
В связи с тем, что в наше время большой процент нарушений связан с проявлением дизартрий и на сегодняшний день данные нарушения изучены не до конца, эта тема остается актуальной.
Цель исследования: разработать методические рекомендации,
направленные на формирование артикуляционной моторики у дошкольников со стертой формой дизартрии.
Объектом нашего исследования является особенности
артикуляционной моторики у дошкольников со стертой формой дизартрии.
Предметом исследования - условия формирования артикуляционной моторки у дошкольников со стертой формой дизартрии.
В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой формирование артикуляционной моторики у дошкольников со стертой формой дизартрии будет проходить успешно при соблюдении следующих условий:
- своевременная детальная диагностика особенностей
звукопроизношения у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией;
- подбор методов коррекционной работы с учетом особенностей артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией;
- реализация комплексного подхода в коррекции нарушения артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией (психолого-педагогическое сопровождение).
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему формирования артикуляционной моторики у дошкольников со стертой формой дизартрии.
2. Выявить состояние артикуляционной моторики у дошкольников со стертой формой дизартрии.
3. Разработать методические рекомендации по формированию артикуляционной моторики у дошкольников со стертой формой дизартрии.
Теоретико-методологической основой исследования составили труды Е.Ф. Архиповой, Г.Г. Голубевой, А.М. Горчаковой, Л.С. Волковой, Г.В. Чиркиной, Е. Н. Винарской, Е. Н. Моргачевой Л.В.Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Л.А. Даниловой, И.И. Ермаковой, Е.М. Мастюковой по специфике логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ специальной литературы по проблеме исследования; эмпирические: эксперимент (констатирующий этап) метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №60 г. Белгорода.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Среди детей дошкольного возраста часто встречающимся речевым нарушением является стёртая форма дизартрии. Данная речевая патология проявляется в нарушении фонетической и просодической сторон речи. Стёртая форма дизартрии возникает в результате минимального органического поражения центральной нервной системы, а именно тех мозговых структур, которые отвечают за организацию движений органов артикуляции. Очень часто при данной форме дизартрии встречается поражение лицевого нерва, что приводит к нарушению движений мышц лица и нарушает, обедняет мимику детей.
Нарушения артикуляционной моторики при стёртой форме дизартрии затрудняют формирование артикуляционной базы речи, что в свою очередь приводит к фонетическому недоразвитию речи. Нарушения моторных функций при стёртой форме дизартрии отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико- грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей. Своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе, создает предпосылки для наиболее ранней социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи. Это крайне важно, так как от постановки правильного диагноза зависят выбор адекватных направлений коррекционно-логопедического воздействия на ребенка с дизартрией и, эффективность этого воздействия.
Проблемы дизартрии изучались такими авторами, как О.В. Правдина, О.А. Токарева, И.И. Панченко, Р.И. Мартынова, Л.В. Лопатина, А.В. Серебрякова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова, М.Б. Эйдинова.
Анализ теоретических источников показывает, что стёртая форма дизартрии представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Основным симптомом речевого дефекта при стёртой форме дизартрии являются фонетические нарушения, которые часто сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи.
Нами было проведено экспериментальное исследование состояния артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии.
На констатирующем этапе эксперимента принимали участие дети старшего дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии. Для оценки состояния артикуляционной моторики детей со стертой дизартрией использовали приемы, рекомендуемые Л.В. Лопатиной, Г.В. Дедюхиной.
Для обследования звукопроизношения, использовались задания и упражнения, предложенные в работах Г.А. Волковой
Обобщая результаты констатирующегоэтапа эксперимента, мы получили следующую результаты по формированию артикуляционной моторики 33% дошкольников со стертой дизартриейимеют - средний уровень, 77% - низкий уровень формирования артикуляционной моторики. Таким образом, у детей со стертой дизартрией мы выявили следующие особенности формирования артикуляционной моторики: снижение объема, точности, силы артикуляционных движений, истощаемость; некоторые артикуляционные позы недоступны; наличие синкинезий и гиперсаливации; трудности формирования артикуляционного уклада и нарушения переключаемости; девиации языка. Нарушения в развитии артикуляционной моторики проявлялись в ограничении подвижности артикуляционных мышц, нарушении мышечного тонуса, наличии непроизвольных движений (гиперкинезов, тремора), дискоординационных расстройствах, трудностях удержания заданной позы, наличии частых и разнообразных синкинезий. Активные движения - ограничены, наблюдалась спастичность мышц языка, насильственные непроизвольные движения, неправильные артикуляционные уклады.
Обобщая результаты констатирующегоэтапа эксперимента, мы получили следующую результаты по формированию звукопроизношения: 33% дошкольников со стертой дизартриейимеют - средний уровень, 77% - низкий уровень формирования звукопроизношения.
Анализ экспериментальных данных показал, что своеобразие количественных нарушений звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией обусловлено артикуляторной сложностью звуков.
Таким образом, наиболее характерным для детей со стертой дизартрией является нарушение произношения, проявляющееся одновременно в искажении и отсутствии различных групп звуков. На втором месте по распространенности стоят звукопроизносительные нарушения,
характеризующиеся различным видом искажений нескольких групп звуков. Далее следует нарушение произношения, характеризующиеся одинаковым видом искажений различных групп звуков. Менее распространенными оказались звукопроизносительные расстройства, проявляющиеся в одновременном искажении и замене звуков.
Проведенные исследования показали, что необходимо разработать методические рекомендации для совершенствования логопедической работы по формированию звукопроизношения и артикуляционной моторики у дошкольников со стертой дизартрией.
Проанализировав результаты констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод, что у детей со стёртой формой дизартрии наблюдаются отклонения в развитии артикуляционной моторики. У большинства детей с минимальными дизартрическими расстройствами снижен объём движений органов артикуляции, нарушен тонус языка, а также снижена кинестетическая чувствительность в области артикуляции.
В основу логопедической работы положены принципы развития,
комплексного подхода, учёта ведущего вида деятельности и опоры на закономерности онтогенетического развития.
Коррекция артикуляционной моторики должна осуществляться с помощь комплексного подхода. Все специалисты работают под руководством учителя - логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы. Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь ребёнка (игровую, трудовую и учебную). Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевтических произведений. На логоритмических занятиях совершенствуется, артикуляционная мускулатура, выразительность мимики, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи. Педагог - психолог на своих занятиях отрабатывает психомоторные упражнения.
При коррекции артикуляционной моторики у старших дошкольников со стертой дизартрией применяли следующие формы и методы работы:
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционный массаж;
- артикуляционная гимнастика;
- логоритмика.
Таким образм, подобные задания позволяют наиболее эффективно и быстро добиваться положительных результатов в формировании артикуляционной моторику у старших дошкольников со стертой дизартрией
1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по
преодолению стертой дизартрии. [Текст] /Е.Ф. Архипова - М.: АСТ: Астрель,
2008. - 254с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. Серия: Высшая школа. [Текст] /Е.Ф. Архипова - М.: АСТ, 2007-2008. - 254 с.
3. Белова-Давид, Р. А. Причины недоразвития импрессивной и экспрессивной речи детей дошкольного возраста. [Текст] /Р.А. Белова-Давид - М.: Просвещение. 2012.- 312 с.
4. Белякова, Л.И.Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова, - М..: Владос, 2009. - 287 с.
5. Бернштейн Н. А. Некоторые назревающие проблемы двигательных актов. [Текст] /Н.А. Бернштейн// - Вопросы психологии. -2014. -№6.
6. Блыскина, И.В.Массаж и коррекция артикуляционных растройств. [Текст] /И.В. Блыскина, В.А. Ковшиков- СПб.:Литера, 2013.- 18 с.
7. Буденная, Т. В. Логопедическая гимнастика. [Текст] /Т.В. Буденная - СПб.:Питер, 2013. -125 с.
8. Винарская, Е.Н. Дизартрия и ее диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. [Текст] /Е.Н. Винарская, А.М. Пулатов - Ташкент., 2013. -341 с.
9. Винарская, Е. Н. К вопросу о методике логопедической работы при премоторной корковой дизартрии взрослых [Текст] /Е.Н. Винарская, Л.В. Мелехова - М.: Просвещение, 2008. - с.: 61-68
10. Волкова, Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дизартрией (методические разработки к проведению коррекционных занятий). [Текст] /Г.А. Волкова.- СПб.: Образование, 2012. -70 с.
11. Григоренко, Н.Ю. Введение в логопедическую специальность. Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения. [Текст] / Н.Ю. Григоренко, Ю.А. Покровская - М.: ЛОГОМАГ, 2015. - 200 с.
12. Дьякова, Е.А. Логопедический массаж: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Е.А. Дьякова, - М.: Академия, 2005. - 96с.
13. Ермакова, И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда. [Текст] / И.И. Ермакова - М.: Просвещение, 2006.-143 с.
14. Ипполитова, А.Г. Открытая ринолалия[Текст] / А.Г. Ипполитова - М.:Просвещение, 2003. - 95с.
15. Карелина, И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств. [Текст] /И.Б. Карелина// Дефектология.- 2011.- №1. -с. 51-54
16. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. [Текст] /М.М. Кольцова - М.: Просвещение, 2012. - 350 с.
17. Логопедия. [Текст] / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова.- М.: Владос, 2013.- 530 с.
18. Лопатина, Л.В. Особенности моторных функций у дошкольников со стертой формой дизартрии. [Текст] /Л.В. Лопатина - СПб.:Литера, 2013. - 415 с.
19. Лопатина, Л.В. Развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии. [Текст] /Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова - СПб.:Литера, 2013.- 167с.
20. Лопухина, И.С. Логопедия: Речь. Ритм. Движение. [Текст] /И.С. Лопухина - СПб.:Литера, 2014.- 310 с.
21. Мартынова, Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией. [Текст] /Р.И. Мартынова. - М.:Владос, 2007. - 91с.
22. Моржакова, Т.И. Массаж и рефлексотерапия в коррекции речевых нарушений. [Текст] /Т.И. Моржакова - Мурманск. 2014. - 62 с.
23. Новоторцева, Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей. [Текст] /Н.В. Новотворцева - Ярославль.:ЯГПУ, 2000. - 64с.
24. Правдина, О.В. Логопедия. [Текст] / О.В. Правдина - М.:Просвещение, 2003. - 272 с.
25. Серебрякова, Н.В. Сравнительная характеристика объяснения значения слова дошкольникам со стертой формой дизартрии и без нарушения речи. [Текст] /Н.В. Серебрякова - СПб.:Литера, 2013.- 511.
26. Соботович, Е.Ф. Проявление стертых форм дизартрии и методы их диагностики. [Текст] /Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская // Дефектология. - 2014.- №4. -с. 31-35
27. Токарева, О. А. Дизартрия. [Текст] /Под общ. ред. С.С. Ляпидевского. -М.:Просвещение, 2014.- 155с.
28. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. [Текст] /М.Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 2000. - 240с.
29. Филичева, Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. [Текст] /Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение,
2009. - 233с.
30. Щетинин, М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. [Текст] / М.Н. Щетинин. - М.: Просвещение, 2006. - 101с.