Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕЛИГИОЗНАЯ МЕТАФОРА В ЛИРИКЕ С.А. ЕСЕНИНА

Работа №66194

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

русский язык

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
197
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЛЕКСИКА КАК СИСТЕМА. СИСТЕМНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ 6
1.1. Понятие о лексических группах в современном русском языке 6
1.2. Специфика идиостиля С.А. Есенина. Религиозная лексика в поэзии
С.А. Есенина 9
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА II. СОСТАВ И СТРУКТУРА ТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
РЕЛИГИОЗНОЙ ЛЕКСИКИ И ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В
ПОЭЗИИ С.А. ЕСЕНИНА 22
2.1. Типология религиозной лексики в поэзии С.А. Есенина 22
2.2. Религиозная лексика в сравнениях, метафорах, эпитетах 39
Выводы по главе II 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 67


Актуальность дипломной работы заключается в необходимости изучения языка, религиозной лексики и стиля отдельных литературных произведений С.А. Есенина.
Академик В.В. Виноградов подчеркивал, что изучение «языка литературного произведения должно быть одновременно и социально- лингвистическим, и литературно-стилистическим», когда говорил о задачах истории русского литературного языка. [Виноградов 1981: 129]. Исходя из этого, необходимо рассмотрение языковых особенностей определенного произведения: 1) «соотносительно с общей системой литературного языка соответствующей эпохи, в свете его грамматики и лексики»; 2) следует анализировать язык художественного произведения как «целостного семантического единства», созданного творческой личностью.
Творчество С.А. Есенина пришлось на сложные послереволюционные годы. С Великой Октябрьской революцией пришёл социализм, а с ним и атеизм, возведённый в ранг государственной внутренней политики. Религия не стала запретной темой, так как не искоренялась насильственно, - борьба с ней велась на очень глубоком уровне. И хотя состав религиозной лексики остался практически неизменным, лексическое значение и функции отдельных единиц, которые выполняются религиозной лексикой в художественных текстах, подверглись большим изменениям. Авторы стали гораздо вольнее трактовать библейские сюжеты, расширять значение религиозных образов, привнося в них элементы собственного художественного видения [Азаровский 1994: 84].
С этой точки зрения нам будет особенно интересен С.А. Есенин. Он обширно использует религиозную лексику и пишет стихотворения на религиозную тему. Для нашего исследования будет также интересно совмещение автором лексики, относящейся к православию и к католичеству. В качестве материала исследования мы используем собрание сочинений С.А. Есенина в двух томах.
Итак, целью дипломной работы является определение особенностей использования религиозной лексики в лирике С.А. Есенина.
Для реализации цели предполагается решить такие конкретные задачи:
1) дать определение понятия «религиозная лексика» и в соответствии с этим отобрать фактический материал, необходимый для анализа;
2) определить функции этого пласта лексики в поэзии С.А. Есенина;
3) классифицировать языковой материал и охарактеризовать его с точки зрения происхождения;
4) установить корпус слов с религиозной семантикой в произведениях;
5) разработать типологию выявленной религиозной лексики;
6) определить функции религиозных слов в произведениях.
В соответствии с целью, объектом, предметом и задачами исследования, мы использовали следующие методы:
1) наблюдения и описания;
2) теоретические анализ и обобщение педагогической, лингвистической, методической литературы по проблеме исследования;
3) метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Объектом исследования является язык поэзии С.А. Есенина.
Предмет исследования - особенности использования религиозной лексики в лирике С.А. Есенина.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении особенностей религиозной лексики в лирике С.А. Есенина.
Практическая значимость работы заключается в применении результатов исследования в решении проблем, связанных с особенностями изучения религиозной лексики в лирике С.А. Есенина.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Общий объем работы составил 70 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное нами исследование особенностей использования религиозной лексики в творчестве С.А. Есенина помогло раскрыть, в целом, тему нашего исследования.
Цель: определить особенности использования религиозной лексики в лирике С.А. Есенина.
На основании решения поставленных в данной работе задач мы пришли к выводу о том, что поэт обширно использует религиозную лексику и пишет стихотворения на религиозную тему; совмещает лексику, относящуюся к православию и к католичеству.
Мы разработали типологию выявленной религиозной лексики, а также определили функции религиозных слов в произведениях.
В самом начале нашего исследования мы изучили понятие о лексических группах в современном русском языке.
Определили что, лексический состав в русском языке представляет собой не только простое множество слов, но и систему взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов одного уровня. В лексической системе языка выделяют группы слов, связанных общностью (или противоположностью) значения; сходных (или противопоставленных) по стилистическим свойствам; соединенных общим типом словообразования; объединенных совокупностью происхождения, своеобразием
функционирования в речи, принадлежностью к активному или пассивному запасу лексики и т. д.
В ходе нашего исследования мы выявили специфику идиостиля С.А. Есенина.
Пейзаж в поэзии автора одухотворен. Пейзажная метафора соединена с евангельскими образами.
Крестьянская Русь в поэзии С.А. Есенина 1910-х годов олицетворяла небо. Синий цвет, традиционно ассоциировавшийся с образом Богородицы, стал, главным в цветовой образности есенинского стиха.
В православной теме С.А. Есенин - лирик и импрессионист. В религиозной образности его стихов нет книжной культуры, ее содержание - не канон, а эмоция.
Заметили, что почти в каждом стихотворении используются обращения к Богородице, Богу, святому Николаю, ангелам и другим представителям религиозно-православного культа.
Церковно-религиозная лексика представлена не только в названиях предметов церковно-религиозного обихода, но и в описаниях явлений природы.
В ранних стихотворениях поэта существуют элементы и диалектной, рязанской «вязи», неоднократны древнерусские слова, находит большое применение архаизированная религиозно-церковная лексика, связанная с религиозно - обрядческими образами.
Стихи С.А. Есенина, как раннего периода, так и 1917-1918 годов содержат в себе большое число старославянских слов. Славянизмов с неполногласными сочетаниями ла, ра, ле, ре, между согласными в его стихах мало и они используются в единственной функции - повышения стиля. Так же в стихах поэта очень обширно употребляются славянизмы.
Далее определили состав и структуру тематической группы религиозной лексики в поэзии С.А. Есенина. Путем сплошной выборки мы обнаружили 160 единиц религиозной лексики в поэзии автора. Среди них используется как общеупотребительная, так и специальная религиозная лексика. Составили собственную классификацию, и выделили следующие тематические группы религиозной лексики:
1) номинации религиозных заведений;
2) номинации религиозных чинов;
3) номинации религиозного лица;
4) номинации религиозных праздников;
5) номинации церковной службы;
6) номинации религиозных реалий;
7) номинации нечистой силы;
8) номинации церковных писаний;
9) номинации церковных частей сооружений;
10) номинации верующих;
11) рай;
12) номинации священного города;
13) духовность;
14) номинации религиозных действий;
15) грехи;
16) номинации божьей награды.
Так же мы изучили религиозную метафору в лирике С.А. Есенина и пришли к выводу о том, что творчество поэта изобилует метафорами. У поэта огромное словесное воображение, он любит эффекты, неожиданные сопоставления и трюки, здесь он - неисчерпаем, часто остроумен, всегда дерзок.
Развернутая метафора - характерная черта поэзии С.А. Есенина. Метафоры у автора бывают как глагольными так и именными, в его поэтических текстах также часто встречается метафорический эпитет. С точки зрения семантики есенинские метафоры бывают как олицетворяющими так и неолицетворяющими, однако в описаниях природы мы чаще всего встречаемся с олицетворением.
Таким образом, эпитеты, сравнения, метафоры в лирике С.А. Есенина существуют не сами по себе, ради красивой формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить себя. Отсюда стремление к всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Поэтому один из основных законов мира поэта - это всеобщий метафоризм.
На основании вышеизложенного можем сказать о том, что в результате нашего исследования мы определили особенности использования религиозной лексики в творчестве С.А. Есенина.


1. Азаровский, К. Сергей Есенин мнимый и подлинный /
К. Азаровский. - М.: Литературная газета, 1994. - 139 с.
2. Арнаудов, М.М. Психология литературного творчества /
М.М. Арнаудов. - М.: Прогресс, 1970. - 654 с.
3. Арутюнова, Н.Д. Теория метафоры. / Н.Д. Арутюнова. - М.: Просвещение, 1990. - 259 с.
4. Базанов, В.Г. Об одном стихотворении Сергея Есенина // Есенин и русская поэзия / В.Г. Базанов. - Л.: Наука, 1967. - 355 с.
5. Базанов, B.B. Сергей Есенин и крестьянская Россия / B.B. Базанов. - Л.: Наука, 1982. - 271 с.
6. Бельская, Л.Л. «Душа поэзии - эпитет» / Л.Л. Бельская. - М.: Литературная учеба, 1986. - 203 с.
7. Большакова, А. Есениноведение сегодня: ключи к пониманию /
A. Большакова. - M.: Литературная учеба, 2002. - 194 с.
8. Будагов, Р.А. Художественное произведение и его язык / Р.А. Будагов. - M.: Филологические науки, 1985. - 315 с.
9. Валгина, Н.С. Современный русский язык / Н.С. Валгина. - М.: Логос, 2002. - 528 с.
10. Вдовин, B.A. «О новый, новый, новый, прорезавший тучи день» // Есенин и современность / B.A. Вдовин. - M.: Просвещение, 1975. - 411 с.
11. Виноградов, В.В. Проблемы русской стилистики /
B. В. Виноградов. - М.: Высшая школа, 1981. - 320 с.
12. Винокуров, Е.М. Вся душа // В мире Есенина / Е.М. Винокуров. - М.: Советский писатель, 1986. - 100 с.
13. Винокур, Г.О. О языке художественной литературы / Г.О. Винокур. - М.: Высшая школа, 1991. - 447 с.
14. Волков, А.А. Стиль молодого Есенина / А.А. Волков. - М.: Волга, 1975. - 174 с.
15. Волков, А.А. Художественные искания Есенина / А.А. Волков. - М.: Советский писатель, 1976. - 440 с.
15. Воронова, О.Е. Между религией и «русской идеей». С.А. Есенин и Н.А. Бердяев / О.Е. Воронова. - М.: Наследие, 1997. - 292 с.
16. Воронова, О.Е. Религиозный символ в поэтическом контексте
С.Есенина / О.Е. Воронова. - М.: Русская речь, 1998 - 320 с.
17. Воронова, O.E. Сергей Есенин и русская духовная культура / O.E. Воронова. - М.: Просвещение, 2002. - 341 с.
18. Галинская, Е.А. Русский язык и его история: Программы кафедры русского языка для студентов филологических факультетов государственных университетов / Е.А. Галинская. - М.: МАКС Пресс, 2007. - 480 с.
19. Галкина-Федорук, E.M. О стиле поэзии Сергея Есенина / E.M. Галкина-Федорук. - М.: Издательство Московского университета, 1965. - 178 с.
20. Евдокимов, И.В. Сергей Александрович Есенин // Сергей Александрович Есенин. Воспоминания / И.В. Евдокимова. - М.: Л., 1996. - 209 с.
21. Есаулов, И.А. Творчество Есенина и православная традиция: проблемы методологии // Есенин на рубеже эпох: итоги и перспективы: Материалы Междунар. конф., посвященной 110-летию со дня рождения С.А. Есенина / И.А. Есаулов. - Рязань: Пресса, 2006. - 169 с.
22. Есенин, С.А. Полн. собр. соч. В 7 т., 9 кн. - М.: Советская Россия, 1995 - 2001.
23. Есенин, С.А. Собрание сочинений в двух томах. - М.: Советская Россия, 1990г.
24. Занковская, Л.В. Характерные черты стиля Сергея Есенина / Л.В. Занковская. - М.: Литература в школе, 2003. - 213 с.
25. Захарова, Л.В. Поэзия С.А.Есенина в аспекте христианской образности / Л.В. Захарова. - Тула: Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2009. - 239 с.
26. Захаров, А.Н. Художественно-философский мир Есенина / А.Н. Захаров. - М.: Литература в школе, 2004. 211 с.
27. Зелинский, К.Л. Черты поэтического стиля Есенина // Есенин и русская поэзия / К.Л. Зелинский. - Л.: Наука, 1967. - 265 с.
28. Зуев, Н. Философия природы и человека в лирике Есенина // Жизнь и поэзия - одно. / Н. Зуев. - М.: Современник, 1990. 194 с.
29. Иванов-Разумник, Р.В. Две России / Р.В. Иванов-Разумник. - СПб.: Скифы, 1988. - 224 с.
30. Касаткин, Л.Л. Русский язык / Л.Л. Касаткин. - М.: Просвещение, 2012. - 287 с.
31. Калинин, А.В. Лексика русского языка / А.В. Калинин. - М.: Просвещение, 1978. - 369 с.
32. Карпов, А.С. Поэмы Сергея Есенина / А.С. Карпов. - М.: Высшая школа, 1989. - 108 с.
33. Киселева, Л.А. «Икона» и «орнамент» в лирике Сергея Есенина 1914-1917 гг. // Есенин на рубеже эпох: итоги и перспективы: Материалы Междунар. конф., посвященной 110-летию со дня рождения С. А. Есенина / Л.А. Киселева. - Рязань: Пресса, 2006. - 219 с.
34. Козловский, А.А. Есенин, С.А. Стихотворения и поэмы / А.А. Козловский. - М.: Правда, 1984. - 348 с.
35. Коржан, В.В. «Есенин и народная поэзия» / В.В. Коржан. - Л.: Наука, 1969. - 286 с.
36. Коржан, В.В. Символика в поэзии С.Есенина / В.В. Коржан. - М.: Филологические науки, 1977. - 320 с.
37. Кошечкин, С.П. Есенин и его поэзия / С.П. Кошечкин. - Баку: ЯЗЫЧИ, 1980. - 353 с.
38. Кузнецова, Э.В. Лексикология русского языка / Э.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 1989. - 348 с.
39. Кузьмшцева, H.M. Мифопоэтическая модель мира в «маленьких» поэмах С.А. Есенина / H.M. Кузьмшцева. - М.: Просвещение, 1998. - 249 с.
40. Куняев, С.Ю. Сергей Есенин / С.Ю. Куняев. - М.: Молодая гвардия, 1995. - 573 с.
41. Лубянская, Г.И. Три лика лирики / Г.И. Лубянская. - Тула: Приокск. кн. изд-во, 1987. - 318 с.
42. Львов-Рогачевский, В.Л. Поэзия Новой России: поэты полей и городских окраин / В.Л. Львов-Рогачевский. - М.: Просвещение, 1979. - 255 с.
43. Мамлеев, Ю.В. Духовный смысл поэзии Есенина // Столетие Сергея Есенина / Ю.В. Мамлеев. - М.: Наследие, 1997. - 345 с.
44. Марченко, А.М. Поэтический мир Есенина / А.М. Марченко. - M.: Советский писатель, 1972. - 312 с.
45. Марченко, A.M. Поэтический мир Есенина / А.М. Марченко - М.: Советский писатель, 1989. - 304 с.
46. Мочульский, К. Мужичьи ясли. О творчестве Есенина // Русское зарубежье о Есенине / К. Мочульский. - М.: Просвещение, 1993. - 341 с.
47. Мусатов, В. Поэтический мир Сергея Есенина / В. Мусатов. - М.: Литература в школе, 1995. - 224 с.
48. Образцова, В.В. Сравнения в поэзии С.Есенина / В.В. Образцова. - М.: Русская речь, 1973 - 351 с.
49. Овчинников, Д.А. Сергей Есенин // Литературно-критический очерк / Д.А. Овчинников. - Тула: Приокское книжное издательство, 1982. - 238 с.
50. Павловский, М. Религия русского народа в поэзии Есенина / М. Павловский. - М.: Наследие, 1997. - 115 с.
51. Поляков, Ю. Прозрения дивный свет: перечитывая Есенина / Ю. Поляков. - М.: Российская газета, 1995. - 238 с.
52. Прокушев, Ю.Л. Время Есенина // Время. Поэзия. Критика / Ю.Л. Прокушев. - М.: Художественная литература, 1980. - 326 с.
53. Прокушев, Ю.Л. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха / Ю.Л. Прокушев. - М.: Современник, 1978. - 206 с.
54. Прокушев, Ю.Л. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха / Ю.Л. Прокушев. - М.: Современник, 1986. - 326 с.
55. Прокушев, Ю.Л. Сергей Есенин. Поэт. Человек / Ю.Л. Прокушев. - М.: Просвещение, 1973. - 238 с.
56. Семенова, С.Г. Стихии русской души в поэзии Есенина / С.Г. Семенова. - М.: Наследие, 1997. - 282 с.
57. Сидорина, Н.К. Златоглавый // Тайны жизни и гибели Сергея Есенина / Н.К. Сидорина. - М.: Классика Плюс, 1995. - 304 с.
58. Скороходов, M.B. Раннее творчество С.А. Есенина в историко-культурном контексте: «Радуница» 1916 г. и маленькие поэмы 1917. - 1918 гг. / M.B. Скороходов. - М.: Просвещение, 1995. - 216 с.
59. Сойкина, П.П. Полный православный богословский энциклопедический словарь / П.П. Сойкина. - М.: Концерн «Возрождение», 1992.
60. Сохряков, Ю.И. «Душа грустит о небесах»: религиозные мотивы в лирике С.Есенина / Ю.И. Сохряков. - М.: Литературная Россия, 1995. - 294 с.
61. Сохряков, Ю.И. О религиозных мотивах в лирике Есенина / Ю.И. Сохряков. - М.: Наследие, 1997. - 323 с.
62. Фомина, М.И. Современный русский язык. Лексикология / М.И. Фомина. - М.: Просвещение, 1983. - 432 с.
63. Чернявский, B.C. Три эпохи встреч (1915 - 1925) // С.А. Есенин в воспоминаниях современников / B.C. Чернявский. - М.: Просвещение, 1986. - 220 с.
64. Чешко, Л.А. Русский язык: Учебное пособие / Л.А. Чешко. - М.: Высшая школа, 2014. - 333 с.
65. Шанский, Н.М. Лексикология современного русского языка / Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 1972. - 468 с.
66. Шахов, В. Размышления об истоках есенинской поэзии // Сергей Есенин. Проблемы творчества / В. Шахов - М.: Современник, 1985. - 261 с.
67. Шмелев, Д.Н. Современный русский язык. Лексика / Д.Н. Шмелев. М.: Просвещение, 1977. - 395 с.
68. Шубникова-Гусева, Н.И. Русское зарубежье о Есенине. Воспоминания, эссе, очерки, рецензии, статьи / Н.И. Шубникова-Гусева. - М.: Просвещение, 1993. - 248 с.
69. Юдкевич, Л.Г. Лирический герой Есенина / Л.Г. Юдкевич. - Казань: Наука, 1971. - 215 с.
70. Юнусова, H.K. Формирование эстетической концепции С.А. Есенина и ее воплощение в поэмах 1917 - 1920 годов / H.K. Юнусова. - M.: Просвещение, 2004. - 197 с.
71. Юшин, П.Ф. Сергей Есенин: Идейно-творческая эволюция / П.Ф. Юшин. - M.: Просвещение, 1969. - 202 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ