Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОТИВ ПУТИ В ЛИРИКЕ С.А. ЕСЕНИНА

Работа №65240

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

русский язык

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
418
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МОТИВ ПУТИ КАК ОТРАЖЕНИЕ
ЦЕННОСТНЫХ СМЫСЛОВ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Фольклорные и литературные истоки мотива пути-дороги 11
1.2. Мотивный комплекс путь-дорога-странствие в творчестве
А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя 15
1.3. Эволюция мотива пути в творчестве писателей второй половины
XIX века 21
ГЛАВА II. МОТИВ ПУТИ КАК СКВОЗНАЯ ИДЕЯ ЛИРИКИ
С.А. ЕСЕНИНА
2.1. Многоаспектность феномена пути в лирике С.А. Есенина 27
2.2. Страннический посох богомольца
в поэтическом мире С.А. Есенина 36
2.3. Мотив бродяжничества в лирике С.А. Есенина 41
2.4. Лирический герой-путешественник в позднем творчестве
С.А. Есенина 46
2.5. Пейзаж как отражение мироощущения героя-путника 49
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ТВОРЧЕСТВА С.А. ЕСЕНИНА В ШКОЛЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64


Творчество С.А. Есенина представляет собой исключительный духовно-эстетический феномен не только русской поэзии, но и всей мировой культуры. «Жизнь Есенина - это путь России, с ее взлетами и падениями. Путь из тьмы языческих веков - через сомнения в традиционном христианстве (вплоть до его отрицания) - к православию Святой Руси», - отмечает автор монографии о С.А. Есенине Л.В. Занковская [Занковская, 1997: 11]. Вскоре после гибели поэта Д. Святополк-Мирский писал: «Не
любить Есенина для русского читателя теперь признак <...> слепоты <...> И песенность Есенина, и его тоска, конечно, очень русские, но не непременно народные или крестьянские. Кроме этой тоски, за которую русский человек всё прощает, в Есенине был ещё какой-то огромный запас человеческой нежности <...> Ни у одного русского поэта я не знаю таких трогательно человеческих стихов».
Лирика С.А. Есенина оказала огромное влияние на развитие русской поэзии в целом. Следуя поэту, Н. Рубцов и Н. Рыленков использовали в своем творчестве фольклорные образы и символику, ритмику народных песен, воспевали любовь к деревне и показывали роль национальных традиций. Огромное влияние творчество С.А. Есенина оказало на развитие и романсовой лирики, которая остается востребованной и в настоящее время.
Продолжая традиции своих литературных предшественников (А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого), С.А. Есенин многое сделал и для развития национального литературного языка в XX веке. Образно¬речевое начало лирики поэта, её орнаментальный стиль, особое «чувство Родины» стали доминантой творчества С.А. Есенина. Главной особенностью лирики поэта является то, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно, а конкретно, с помощью зримых образов, через картины родной природы.
Одной из основных особенностей лирики поэта является мастерское использование цветописи, взятое из фольклора и иконописи. Обращение к разнообразным цветовым и звуковым эпитетам рождало в творчестве поэта синтез живописи и музыкальности. Совершает С.А. Есенин в своем творчестве и лироэпические жанровые открытия. Он видоизменяет жанр поэмы. Так появляются «маленькие поэмы» (термин С.А. Есенина): «Кобыльи корабли», «Сорокоуст», «Исповедь хулигана», «Возвращение на родину», «Письмо к женщине» и др. Поэт соединяет в них фольклор и книжную поэзию, прозу и стих. Большинство произведений, написанных в жанре посланий, передает психологическое состояние героя, помогает понять его внутренний мир.
С.А. Есенин использует в своих поэмах и дополнительные жанровые структуры, определяющие новые формы поэзии, помогающие передать характер эпохи во всей ее сложности: «Пугачев» - трагедия, «Страна Негодяев» - драма, «Песнь о великом походе» - «вольный сказ», «Анна Снегина» - роман, «Черный человек» - трагедия. Полифонизм произведений С.А. Есенина отмечали Н И. Шубникова-Гусева, А.М. Марченко, А.Н. Захаров.
В 60-70-е годы ХХ века после долгого перерыва подвергается изучению жизненный и творческий путь С.А. Есенина. В это время написано большое количество литературно-критических статей и заметок о поэзии С.А. Есенина, а также опубликованы рецензии на советские и зарубежные исследования. Вышедшее в свет «Полное собрание сочинений С.А. Есенина» в семи томах, пятитомная «Летопись жизни и творчества С.А. Есенина», работы известных исследователей (О.Е. Вороновой, А.Н. Захарова, Ю.Л. Прокушева, Е.А. Самоделовой, М.В. Скороходова, Н.И. Шубниковой- Гусевой, Н.Г. Юсова) расширили и углубили представление о жизни и творчестве великого русского поэта и о его месте в истории русской литературы XX века. Заслугой исследователей последних лет стало утверждение важного положения: все творчество С.А. Есенина представляет собой сложное, единое целое - художественно-философский мир.
Несмотря на то, что отечественное есениноведение накопило значительный опыт в изучении творческого наследия С.А. Есенина (работы С.П. Кошечкина, Ю.Л. Прокушева, П.Ф. Юшина и др. ученых), интерес современных исследователей по-прежнему прикован и к обстоятельствам личной биографии писателя, и к его философским взглядам, и к особенностям творчества и проблеме взаимодействия с писателями русского зарубежья, к вопросам текстологического характера, к осмыслению мирового значения наследия С.А. Есенина, к задачам методики преподавания его произведений в школе.
Важным фактором обновления в исследовании жизни и творчества поэта стало сближение различных векторов есениноведения: отечественного и зарубежного, современного и «задержанного», академического и вузовского, документального и мемориально-музейного. Это выразилось в работах В.А. Вдовина «Факты - вещь упрямая» [Вдовин, 2007], Л.В. Занковской «Новый Есенин: жизнь и творчество поэта без купюр и идеологии» [Занковская, 1997] и «Большое видится на расстояньи...» [Занковская, 2005], Н.К. Сидориной «Златоглавый. Тайны жизни и гибели Сергея Есенина» [Сидорина, 2005], Н.И. Шубниковой-Гусевой «Поэмы Есенина: от «Пророка» до «Чёрного человека»: творческая история, судьба, контекст, интерпретация» [Шубникова-Гусева, 2001] и др.
Творчество С.А. Есенина активно изучают на его родине в Рязани. Значительный вклад в разработку актуальных вопросов есениноведения вносят ученые Рязанского государственного университета, в числе которых доктор филологических наук, профессор О.Е. Воронова, руководитель Научно-исследовательского центра по изучению и пропаганде наследия С.А. Есенина, редактор научно-методического журнала «Современное есениноведение». Пристальным вниманием к творчеству одного из талантливейших поэтов ХХ века и объясняется актуальность темы дипломной работы.
Исследование вопросов творчества любого писателя требует обращения к периодизации его жизни и творчества. На сегодняшний день наукой предложено несколько периодизаций жизни и творчества С.А. Есенина. Своеобразной точкой отсчета является статья Б. Розенфельда о С.А. Есенине, написанная для многотомной «Литературной энциклопедии» (1929-1939). Б. Розенфельд выделял в есенинском творчестве пять периодов (1914-1919; 1919-1922; 1922-1923; 1923-1925 гг.), которые отражают главные этапы творческого пути поэта [Розенфельд, 1930]. А.П. Казаркин выделяет три периода, представляя их как некое триединство: зачин, антитезис, синтез [Казаркин, 1995]. Л.В. Занковская, основываясь на методе историзма, выдвигает свою периодизацию жизни и творчества поэта, связывая ее с важнейшими переломами в судьбе российского крестьянства, и выделяет восемь периодов творческой жизни поэта [Занковская, 1997]. Анализируя смену масок лирического героя, И.П. Карпов отмечает пять периодов в творчестве поэта [Карпов, 1999].
В монографии О.Е. Вороновой «Сергей Есенин и русская духовная культура» периодизация творчества поэта как самостоятельный вопрос не рассматривается. Но сама концепция этой работы, ее структура и содержание, способствуют органичному восприятию творческого пути С.А. Есенина, связанному с национальным мировидением, что и дает представление об основных этапах духовной биографии поэта. По мнению Н.И. Шубниковой-Гусевой, «сменой творческих масок-ролей отмечен каждый период жизни поэта» [Шубникова-Гусева, 2006: 13].
Наиболее убедительными представляются периодизации,
предложенные в работах О.Е. Вороновой [Воронова, 2000], А.Н. Захарова [Захаров, 1995], Н.И. Шубниковой-Гусевой [Шубникова-Гусева, 2006], которые делят творческий путь С.А. Есенина на три периода, которые, как показывает анализ, все же условны:
1) I период - поэзия 1914-1916 годов;
2) II период - лирика 1917-1921 годов;
3) III период - произведения 1922-1925 годов.
Вместе с тем предложенная периодизация позволяет системно рассмотреть интересующий нас вопрос, станет ориентиром в дипломной работе.
Обширен диапазон подходов к изучению отдельных аспектов интересующей нас темы. Мотив странничества явился предметом анализа исследователя Ю.Л. Прокушева «Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха», который рассматривает его истоки в раннем творчестве поэта, связывая его с биографическими моментами [Прокушев, 1975]. Сквозь призму воспоминаний современников, писем поэта, документальных данных анализируют мотив странничества в есенинском творчестве Станислав и Сергей Куняевы в труде «Сергей Есенин» [Куняев, 1995].
Работа М. Знобищевой «Гоголь в художественном сознании С.А. Есенина: философия и поэтика русского пространства» посвящена взаимодействию образов дома, дороги, потустороннего мира, в каждом из которых проявляется мотив странничества [Знобищева, 2012].
Символы странничества в ранней лирике С.А. Есенина анализирует Е. Логачева [Логачева, 2017]. Исследователь отмечает, что этот мотив является сквозным в творчестве поэта и реализуется в предметах, лексике, образах, деталях, явлениях, с помощью которых легко обнаружить присутствие странника на страницах его произведений.
Мотив дороги, появляющийся на разных этапах творчества С.А. Есенина, подробно представлен в монографии А. Марченко «Поэтический мир Есенина» [Марченко, 1989]. Автор показывает воплощение данного мотива в особых смысловых категориях: «дорога судьбы», «жизненный путь», «беспутье».
В диссертации «Метасюжет судьбы лирического героя С. Есенина: основные культурно-художественные коды и мотивные комплексы» М. Жилина показывает, какие этапы на «пути-скитании» проходят С.А. Есенин и его герой [Жилина, 2006].
Мотив «скитания» поэта во время заграничной поездки - объект анализа в диссертации Н. Еременко «Американская тема в творчестве С.А. Есенина: поэтика и контекст» [Еременко, 2015].
О.Е. Воронова в работе «Два лика русской стихии: Достоевский и Есенин» анализирует три линии национальной судьбы: «скитальческая, иноческая, узническая» [Воронова, 1997]. Образы «русского инока», «русского безобразника» и «русского скитальца» объединяют творчество Ф.М. Достоевского и С.А. Есенина, трансформируясь в образ «ясновидца, хулигана и вечного странника».
Образу пути посвящена статья С. Серегиной «Образ пути в творчестве С.А. Есенина и А.А. Блока: ранняя лирика» [Серегина, 2017]. Исследователь анализирует образ пути в ранней лирике А.А. Блока и С.А. Есенина, а также дает комментарий истории отношений двух поэтов. Мотивы пути и странничества в ранней лирике С.А. Есенина также являются предметом анализа Е. Крупновой и Н. Титковой [Крупнова, Титкова, 2016].
Таким образом, мотив пути в лирике С.А. Есенина многообразен в своих воплощениях, но при этом до сих пор изучен недостаточно. Это обстоятельство также является обоснованием актуальности темы дипломного сочинения.
С учетом актуальности и степени изученности центрального вопроса определена цель дипломной работы: проанализировать мотив пути в лирике С.А. Есенина.
Обозначенной целью обусловлена постановка следующих задач:
1) изучить теоретический, историко-литературный материал по теме;
2) проанализировать традицию воплощения мотива пути в русской литературе;
3) рассмотреть особенности преломления мотива пути в ранних стихотворениях С.А. Есенина;
4) выявить философское наполнение мотива пути в лирике С.А. Есенина поздних лет;
5) рассмотреть методические аспекты изучения творчества С.А. Есенина в школе.
Объект исследования - лирика С. А. Есенина 1910-1920-х годов.
Предмет исследования - мотив пути в стихотворениях С.А. Есенина обозначенного периода.
Теоретической и методологической основой дипломной работы являются труды А.Н. Веселовского «Историческая поэтика» [Веселовский, 1989], Б.В. Томашевского «Теория литературы. Поэтика» [Томашевский, 2002], Б.М. Гаспарова «Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе» [Гаспаров, 1994].
Вслед за учеными под мотивом мы понимаем «устойчивый смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных и литературно-художественных произведений» [Щемелева, 1999: 290];
«любой феномен, любое смысловое «пятно» - событие, черту характера, элемент ландшафта, любой предмет, произнесенное слово, краску, звук и т.д.», который «формируется непосредственно в развертывании структуры и через структуру» [Гаспаров, 1994: 30-31].
Феномен странничества в русской литературе вызывает устойчивый интерес у отечественных исследователей. При разработке интересующего вопроса ориентиром в дипломной работе стали труды Б. Вышеславцева «Русский национальный характер» [Вышеславцев, 1995], Р. Бурханова «Странничество на Руси: философско-антропологические и социокультурные смыслы» [Бурханов, 2012], В. Коровина «Нравственные основания русского странничества» [Коровин, 2009]. Как отмечают исследователи, русского человека отличают две противоположные черты: привязанность к дому, к традициям и тяга «к перемене мест». Б. Вышеславцев осмысливает феномен странничества в религиозно-философском плане, отмечая его в качестве черты русского национального характера.
В ходе подготовки работы привлекались также труды историков литературы, исследователей биографии и творчества С.А. Есенина: О.Е. Вороновой («Два лика русской стихии: Достоевский и Есенин»; «Творчество С.А. Есенина в контексте традиций русской духовной культуры»; «Сергей Есенин и русская духовная культура»), А. Марченко («Поэтический мир Есенина»), Н. Шубниковой-Гусевой («Роль Есенина в истории русской культуры»), Ю. Прокушева («Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха») и других ученых.
Реализация поставленных задач потребовала привлечения следующих методов: сравнительно-исторического, структурно-генетического,
типологического, приемов мотивного анализа произведений.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 74 источника.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Творчество С.А. Есенина занимает важное место в истории русской и мировой литературы. Именно в его лирике были воспеты русские образы и картины, национальная культура и живая народная речь, что подчеркивается глубокой внутренней связью его поэзии с народным устно-поэтическим творчеством.
В поэзии Серебряного века, как указывают исследователи, С.А. Есенин стоит особняком. Его поэзия стала одним из самобытнейших явлений русской литературы. В ней «легкость пушкинского стиха сочетается с детской наивностью, почти с нежной любовью к природе, Родине. Мелодичность и плавное течение строк принесли поэту всеобщее признание» [Орлова, 2002: 450].
В ходе изучения интересующего вопроса было установлено, что тема пути, путешествия, странствия появилась еще в мифопоэтических и религиозных моделях мира. Образ пути-дороги является «вечным» образом фольклора и литературы. Путь - это соединение двух определенных точек пространства. Герой покидает свой дом и вынужден пройти путь, полный трудностей и опасностей, для достижения своей цели. Особое понимание пути породило и такие смысловые варианты, как жизненный путь, жизнь, исторический путь. Особый тип пути в метафорическом плане представляет путь человеческой души, путь нравственный, духовный, путь как самопознание человека.
Мотив пути получает воплощение в разные периоды развития литературы (от древнерусской до литературы наших дней). Особое развитие этот мотив получает в творчестве писателей XIX века (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, А.П. Чехов и др.). Он выступает и в роли сквозного сюжета, и наполняется символическими значениями. В поэзии Серебряного века мотив пути проявляется в виде странничества героя, которое было связано с поисками идеала (другого мира или Бога) или с потерей веры, истинного пути. Это находит отражение в творчестве Н.С. Гумилева, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, А.А. Блока и др. Путь целой страны и путь конкретного человека воплощается и в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Таким образом, по мере развития словесности постепенно происходит разрушение фольклорной системности образа пути-дороги. Теперь он может восприниматься и как элемент пейзажа, и как какая-то этнографическая, географическая реалия, как деталь изображаемого. Индивидуально-авторское понимание мотива теперь определяет особенности его функционирования в художественном тексте. Изменяются и функции мотива пути: от
описательных, сюжетообразующих функций к психологическим, которые помогают выразить идеи произведений.
Мотив пути-дороги является ключевым в лирике С.А. Есенина и прослеживается в стихотворениях разных периодов в различных смысловых вариантах. На начальном этапе творчества поэта (1914-1916) мотив пути чаще всего отражает духовный поиск лирического героя странника- богомольца («Калики» (1910), «По дороге идут богомолки...» (1914), «Я странник убогий.» (1915), «Наша вера не погасла.» (1915) и др.), который полагает путь, странничество как истинный путь к Богу и Божиему царству [Воронова, 2002).
Второй период (1917-1921) и начало третьего (1922) ознаменованы появлением и развитием в есенинской лирике образа героя-бродяги, который осознает необратимость событий, происходящих в стране. Стихотворения этого периода отражают внутренний кризис поэта, который, как и его герой, ощущает разочарование, безысходность и тоску. Путь лирического героя не несет в себе ни физической, ни духовной цели [Воронова, 2002]. Это проявляется в ряде стихотворений: «Устал я жить в родном краю» (1916), «Не жалею, не зову, не плачу» (1921) и др. В стихотворениях этого периода образ дороги наполнен грустью, тоской, воплощается в темных красках, что связано с внутренним состоянием поэта, его настроением. В лирике появляется и мотив бездорожья, который выражает страхи лирического героя и самого поэта за будущее России.
В начале третьего периода творчества (1922-1923) лирический герой С.А. Есенина перевоплощается в путешественника, цель которого - вернуться на Родину, так как скитания мучительны и для лирического героя, и для самого поэта. Стихотворения этого периода («Да! Теперь - решено. Без возврата...» (1922), «Ты прохладой меня не мучай...» (1923), «Снова пьют здесь, дерутся и плачут.» (1922) и др.) наполняются мотивами бездомности, одиночества, неприкаянности. Путешествие С.А. Есенина на Восток в 1924-1925 гг. помогает поэту обрести душевный покой. В стихотворениях последних лет («Мы теперь уходим понемногу.» (1924), «Годы молодые с забубенной славой.» (1924), «Несказанное, синее, нежное.» (1925) и др.) герой-путник, наконец, возвращается домой и теперь пытается осмыслить свой пройденный жизненный путь. Лирика С.А. Есенина третьего периода наполнена философскими мотивами, неминуемым завершением жизненного пути и принятием всего, что произошло в судьбе.
Тема природы в творчестве С.А. Есенина является одной из ключевых. Характерной особенностью есенинской лирики является выражение глубоких человеческих чувств через картины природы. Это стремление очеловечить природу берет свои истоки в фольклоре. Природа для лирического героя-путника глубоко связана с его чувствами и мыслями.
Ранний пейзаж поэта мягкий и приглушенный, как и надежды самого героя-странника на будущее. Природа здесь рождает гармонию в душе, успокаивает, помогает преодолеть трудности. Для лирического героя- богомольца природа сама предстает как храм. В стихотворениях позднего периода она отражает внутреннюю дисгармонию лирического героя-путника, а потому рисуется в мрачных и беспокойных тонах. Настроению героя- бродяги сопутствуют ветер, метель. Но, тем не менее, только у природы герой может найти поддержку, только она напоминает о доме. Человек, по мнению С.А. Есенина, все больше отдаляется от природы, своих корней и тем самым теряет свой путь.
Содержание мотива пути-дороги у С.А. Есенина напрямую связано с символико-философскими смыслами русской литературы и культуры (это и жизненный путь человека, и духовный, и нравственный).
Центральное место в лирике С.А. Есенина принадлежит герою- страннику, который предстает на разных этапах творчества поэта то как человек, движущийся к духовному осмыслению жизни, то как бродяга, путь которого не несет в себе никакой цели, то как путешественник, основная мечта которого вернуться на Родину, то как путник, который пытается осмыслить свой жизненный путь.
Ощущая стихийность, завораживающее влияние есенинской поэзии, критики и литературоведы прибегают к оригинальным, соответствующим поэтике Есенина определениям. Например, Ю.В. Мамлеев определяет поэзию Есенина «как неуловимое нежное движение ножа по собственному сердцу, вызывающее лишь вихрь неуправляемых эмоций, которыми можно упиваться, но которые так и не дают ответа на вопросы “кто мы?” и “что такое Россия?”» [Мамлеев, 1997: 23].
Результаты проведенной работы дают основание вслед за методистами развивать мысль о том, что изучение творчества С.А. Есенина в школе чрезвычайно важно. Оно напрямую связано с историей, способно сформировать у обучающихся чувство любви к родной земле, к ее прошлому, настоящему, к ее культуре и традициям.



1. Азадовский К.М. Николай Клюев. Путь поэта. - Л.: Сов.
писатель, 1990. - 336 с.
2. Афанасьев, А.В. О творчестве Сергея Есенина. - М.: Изд-во «Современник», 1989. - 227 с.
3. Бабицына, Н.Н. Эволюция лирического героя как выразителя национального характера в творчестве Есенина // Вестник МГОУ. - 2011. - № 3. - С. 136-141.
4. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования
разных лет. - М.: Худож. лит., 1975. - 504 с.
5. Будагов, Р.А. Метафора и сравнение в контексте художественного целого // Человек и его язык. - М.: Современник, 1974. - С. 253-278.
6. Бурханов, Р. А. Странничество на Руси: философско-
антропологические и социокультурные смыслы // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2012. - № 3. - С. 3-11.
7. Вдовин, В.А. Факты - вещь упрямая: труды о С.А. Есенине. - М.: Новый индекс, 2007. - 600 с.
8. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика. - М.: Высшая школа, 1989. - 648 с.
9. Волков, А.А. Художественные искания Есенина. - М.: Советский писатель, 1976. - 276 с.
10. Воронова, О.Е. Два лика русской стихии: Достоевский
и Есенин // Достоевский и мировая культура: Альманах № 9. - М., 1997. - С. 216-226.
11. Воронова, О.Е. Творчество С.А. Есенина в контексте традиций русской духовной культуры: дис. ... д-ра фил. наук. - Рязань, 2000. - 184 с.
12. Воронова, О.Е. Сергей Есенин и русская духовная культура. - Рязань: Узорочье, 2002. - 498 с.
13. Вышеславцев, Б.П. Русский национальный характер // Вопросы философии. - 1995. - № 6. - С. 112-121.
14. Гаспаров, Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской
литературы XX века. - М.: Наука: Вост. лит., 1994. - 304 с.
15. Гоголь, Н.В. Мертвые души: Поэма. - М.: Худож. лит., 1985. - 368 с.
16. Гусева, Е.В. Культурная единица «дорога»: атрибутивно-семантические свойства: автореф. дис. ... канд. философ. наук. - Нижний Новгород, 2001. - 28 с.
17. Давыдова, Н.В. Евангелие и древнерусская литература. - М.: МИРОС / Московский институт развития образовательных систем, 1992. - 255 с.
18. Еременко, Н.А. Американская тема в творчестве С.А. Есенина: поэтика и контекст: дис. ... кандидата филологических наук. - Москва, 2015. - 203 с.
19. Есенин, С.А. Полн. собр. соч.: в 7 т. - М.: Наука; Голос, 1995-2002.
20. Есенин, С.А. Собр. соч.: в 2 т. Т. 2. Стихотворения. Проза. Статьи. Письма / сост. и коммент. Ю.Л. Прокушева. - М.: Сов. Россия: Современник, 1990. - 384 с.
21. Есенин, С.А. Собр. соч.: в 2 т. Т.1 Стихотворения. Поэмы / Слово о поэте Ю. В. Бондарева; сост. вступ. ст. и коммент. Ю.Л. Прокушева. - М.: Сов. Россия: Современник, 1990. - 480 с.
22. Есенин, С. А. Ключи Марии // Собрание сочинений. Том 4. - М: Худ. лит., 1967 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //ilibrary.ru/text/1300/p.1 /index.html
23. Жилина, М.Ю. Метасюжет судьбы лирического героя С. Есенина: основные культурно-художественные коды и мотивные комплексы: дис. .кандидата филологических наук. - Омск, 2006. - 211 с.
24. Занковская, Л.В. «Большое видится на расстоянии..». С. Есенин,
B. Маяковский, Б. Пастернак. - М.: Литера, 2005. - 292 с.
25. Занковская, Л.В. Новый Есенин: жизнь и творчество поэта без купюр и идеологии. - М.: Флинта, 1997. - 416 с.
26. Захаров, А.Н. Поэтика Есенина. - М.: Голос, 1995. - 224 с.
27. Знобищева, М.И. Гоголь в художественном сознании Есенина: философия и поэтика русского пространства: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Тамбов, 2012.
28. Казаркин, А.П. Русская литературная классика XX века. - Кемерово, 1995.
29. Карпов, И.П. «Я», «Маска», «Тень» (Лирический герой в поэзии
C. А. Есенина) // Открытый урок по литературе. Русская литература XX века. / ред.-сост.: Карпов И.П., Старыгина Н.Н. - М.: Московский лицей, 1999.
30. Коровин, В.Ю. Нравственные основания русского странничества: дис. ... канд. филос. наук. - Воронеж, 2009. - 143 с.
31. Кошечкин, С.П. Раздумья о Есенине. - Тбилиси: Мерани, 1977. - 118 с.
32. Крупнова, Е.С., Титкова, Е.Н. Мотивы пути и странничества в ранней лирике С.А. Есенина // Молодой ученый. - 2016. - № 6-4. - С. 23-25.
33. Крученых, А.Е. Лики Есенина. От херувима до хулигана. - М.: Издание автора, 1926.
34. Куняев, С.Ю., Куняев, С.С. Сергей Есенин. - М.: Молодая гвардия, 1995. - 608 с.
35. Кутузов, А.Г., Романичева, Е.С. и др. Программа по литературе для образовательных учреждений (5-11 классы) / под ред. А.Г. Кутузова. - М.: Дрофа, 2010. - 80 с.
36. Лермонтов, М. Ю. Полное собрание стихотворений
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-
reading.club/chapter.php/92137/80/Lermontov
37. Литература: Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. - М.: Дрофа, 2005. - 93 с.
38. Логачева, Е.В. Символы странничества в ранней лирике С. Есенина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов.
- 2017. - № 6. - С. 29-32.
39. Лотман, Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя // Труды по русской и славянской филологии. XI. Литературоведение.
- Тарту, 1968. - С. 47.
40. Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 352 с.
41. Марченко, А.М. Поэтический мир Есенина. - М.: Советский писатель, 1989. - 304 с.
42. Мамлеев, Ю.В. Духовный смысл поэзии Есенина // Столетие Сергея Есенина: Международный симпозиум. Есенинский сборник. - Вып.
III. - М.: Наследие, 1997
43. Мотивы поэзии Лермонтова // Лермонтовская энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/lermenc/Lre-abc/
44. Мусатов, В.В. Пушкинская традиция в русской литературе первой половины ХХ века. Блок. Есенин. Маяковский. - М., 1962.
45. Мусатов, В. Поэтический мир С. Есенина // Литература в школе.- 1995. - № 6. - С. 17 - 24.
46. Некрасов, Н.А. Стихотворения. Кому на Руси жить хорошо. - Киев: Веселка, 1979. - 304 с.
47. Орлова, О.Е. Поэтический мир Сергея Есенина. - М.: Мартин, 2002.
48. Островский, А.Н. Гроза и другие пьесы. - М.: Азбука, Азбука- Аттикус, 2015. - 352 с.
49. Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы; Под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2007. - 85 с.
50. Программа общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов / авт.-сост. Г.И. Беленький, Э.А. Красновский, Ю.И. Лыссый, М.А. Снежневская, О.М. Хренова / под ред. Г.И. Беленького, Ю.И. Лыссого. - М.: Мнемозина, 2009.
51. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010. - 200 с.
52. Прокушев, Ю.Л. Сергей Есенин. Образ, стихи, эпоха. - М.: Московский рабочий, 1975. - 328 с.
53. Прокушев, Ю Л. Слово о Сергее Есенине. - М.: Литиздат, 1995. - 311 с.
54. Пропп, В.Я. Морфология волшебной сказки. - М.: Наука, 1969. - 168 с.
55. Пушкин, А.С. Сочинения. В 3-х т. Т. 1. Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила: Поэма. - М.: Худож. лит., 1985. - 735 с.
56. Пушкин, А. С. Сочинения: в 3 т. Т. 2. Поэмы; Евгений Онегин; Драматические произведения. - М.: Худож. лит., 1986. - 527 с.
57. Пяткин, С.Н. К проблеме периодизации творчества С. А. Есенина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 11. - С. 698-701.
58. Розенфельд, Б.С. Есенин // Литературная энциклопедия. - М.: Ком. акад., 1930. - Т. 4.
59. Русское зарубежье о Есенине. Воспоминания, эссе, очерки,
рецензии, статьи: в 2 т. - М.: Молодая гвардия, 1993. - Т. 2. - 204 с.
60. Серегина, С.А. Образ пути в творчестве С. А. Есенина и А. А. Блока: ранняя лирика // Научный диалог. - 2017. - № 10. - С. 179-187.
61. Сидорина, Н.К. Златоглавый. Тайны жизни и гибели Сергея Есенина. - Калининград: Янтарный сказ, 2005. - 319 с.
62. Солнцева, Н.М. Китежский павлин. - М.: Скифы, 1992. - 423 с.
63. Толстой, Л.Н. Война и мир. Т.Ш-IV. - Л.: Лениздат, 1984. - 768 с.
64. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика. - М., 2002. - 334 с.
65. Топоров, В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. - 1983. - С. 227-284.
66. Топоров, В.Н. Путь // Мифы народов мира: энциклопедия. - Москва: Советская энциклопедия, 1980. - Т. 2. - С. 352-353.
67. Цивьян, Т. Дом в фольклорной модели мира (на материалах балканских загадок) // Труды по знаковым системам. - Тарту, 1978. - Т. 10. - С.65.
68. Черепанова, О.А. Путь и дорога в русской ментальности и древних текстах // Материалы XXVIII межвузовской научно-методической конференции. - СПб., 1999. - С. 26-39.
69. Чехов, А. П. Дама с собачкой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ilibrary.rU/text/976/p.1/index.html
70. Чехов, А.П. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. Сочинения. Т. 13. - М.: Наука, 1986.
71. Шубникова-Гусева, Н.И. Поэмы Есенина: от «Пророка» до «Чёрного человека»: творческая история, судьба, контекст, интерпретация. - М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2001. - 688 с.
72. Шубникова-Гусева, Н.И. Роль С.А. Есенина в истории русской
культуры (к постановке проблемы) [Электронный ресурс] // Современное есениноведение. - 2006. - № 5. - Режим доступа: http://www.museum-
esenin.ru/publications/compilation_2006_5
73. Щемелева, Л. М. Мотив // Лермонтовская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - С. 290-291.
74. Юшин, П.Ф. Поэтический мир Есенина. - М.: МГУ, 1969. - 688 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ