ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Правовой статус человека и гражданина: основы правового регу¬лирования 9
1.1. Сущность и специфика правового статуса мигранта как составная часть
правового статуса личности 9
1.2. Правовой статус мигранта как комплексный правовой институт 24
ГЛАВА 2. Правовой статус мигранта: понятие, особенности и структу¬ра 31
2.1. Права и обязанности мигранта 31
2.2 Юридические гарантии правового статуса мигранта
43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
Актуальность работы.
При написании данного диссертационного исследования была поставлена задача рассмотреть правовой статус мигранта, в том числе в области свободы пе¬редвижения, обустройства на новом месте на временной или постоянной основе, как правовой институт. Как известно, правовой институт - это группа, комплекс взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определенный вид схожих, близких по содержанию, родственных общественных отношений. В зависимости от отраслевой принадлежности норм, образующих правовой институт, различа¬ются отраслевые и комплексные (межотраслевые) правовые институты.
Правовой статус мигранта представляет собой одновременно явление «субъективного права» и «объективного права». Как явление «субъективного права» правовой статус мигранта - это совокупность прав, свобод и обязанностей личности в области общественных отношений, связанных с возможностью пере¬двигаться, выбирать место жительства и обустраиваться на новом месте на вре¬менной или постоянной основе. Как явление «объективного права» - это правовой институт, состоящий из правовых норм, закрепляющих права, свободы и обязан¬ности личности в области свободы передвижения и обустройства на новом месте на временной или постоянной основе. Поэтому исследование правового статуса мигранта необходимо вести в двух направлениях.
В этой связи для более эффективного правового регулирования обществен¬ных отношений в области свободы передвижения и миграции очень важно уста¬новить в законодательстве оптимальное сочетание разрешений, обязываний и за¬претов. Перекос в ту или другую сторону чреват сбоем в механизме реализации правового статуса мигранта. Предоставление личности большей свободы, вседоз¬воленность и отсутствие ответственности приведет к злоупотреблениям с ее сто¬роны, нарушению прав других граждан и к хаосу в общественных отношениях. Кстати, и уже приводит, в силу имеющегося у собственников квартир права реги¬стрировать на своей жилой площади неограниченное количество граждан.
Необоснованное возложение обязанностей и установление запретов приве-дут к ограничению или невозможности использования прав в области миграции и свободы передвижения. И такие ситуации имели место в советское время и в постсоветский период развития нашего государства. Многие из них стали предме¬том рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции.
Объект исследования составила совокупность общественных отношений, связанных с определением правового статуса мигранта и его государственно-правовым регулированием.
Предметом исследования выступает совокупность правовых норм, обра-зующих правовой статус мигранта.
Цель исследования заключается в выработке определения правового стату¬са мигранта, обосновании теоретических положений правового статуса мигранта как комплексного правового института, формировании предложений по совер¬шенствованию правового статуса мигранта и защите его прав как человека и гражданина (иностранного гражданина или лица без гражданства), а также выра¬ботка предложений по совершенствованию механизма правового регулирования правового статуса мигранта.
В соответствии с указанной целью можно определить следующие задачи исследования:
- дать общую характеристику правового статуса личности;
- проанализировать правовой статус мигранта как комплексный правовой институт;
- рассмотреть степень отображения правового статуса мигранта в Россий-ском законодательстве;
- определить компетенцию органов исполнительной власти по государ¬ственному регулированию правового статуса различных категорий мигрантов;
- сформировать предложения по совершенствованию законодательства, регулирующие правовой статус различных категорий мигрантов;
- обосновать предложения по совершенствованию правового статуса
мигранта и защите его прав как человека и гражданина (иностранного гражданина или лица без гражданства.
Степень научной разработанности проблемы.
Вопросы определения понятия «мигрант» и регулирования его правового статуса практически не получили освещения в российской юридической литера-туре.
Вопросы правового статуса как правового института рассматривались в ра¬ботах С.С. Алексеева, С. Н. Бабурина, И.Н. Барцица, А.Б. Венгерова, Ю.А. Веде¬неева, Н. В. Витрука, В.М. Горшенева, В.К. Егорова, В. Б. Исакова, Д. А. Кери¬мова, А. И. Ковлера, Е. И. Колюшина, С. Д. Князева, Б. С. Крылова, О.Е.Кутафина, В. В. Лапаевой, Е.А. Лукашевой, В. И. Лысенко, Г. В. Мальцева, Н. И. Матузова, В.А. Патюлина, Е. И. Постникова, М.С. Строговича, Б. Н. То- порнина, В. А. Туманова, М.Л. Тюркина, С. В. Черниченко, В. Е. Чиркина, К. Ф. Шеремета, Б.С. Эбзеева и др.
Вопросы государственно-правового регулирования правового статуса раз¬личных категорий мигрантов изучались в работах С.А. Авакьяна, В. А. О.А. Ако¬пян, Волох, Н. В. Витрука, О. Д. Воробьевой, С. Г. Денисова, В. И. Евтушенко, Н. Н. Зинченко, А. Н. Жеребцова, А. М. Ибрагимова, Д. М. Иванова, Э.С. Карпова, В. А. Карташкина, Е. А. Кравцовой, Е. А. Лукашевой, Р. А. Мюллерсона, Ю. В. Пауковой, В. И. Потапова, Т. Б. Смашниковой, Ю. Н. Тодыка, А. М. Тошева, О.Н. Халак и др.
В тоже время работ, непосредственно посвященных разработке общеправо¬вого статуса мигранта в юридической литературе не имеется.
Для выработки конкретных предложений и путей по определению обще-правового статуса мигранта необходим анализ действующего российского зако-нодательства, практики применения, соответствия Конституции России основным нормативным актам Российской Федерации и международно-правовым договорам по правам человека.
Нормативно-правовую основу работы составляют Конституция Россий-ской Федерации, международные акты, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные и иные правовые акты, ре¬гулирующие вопросы правового статуса отдельных категорий мигрантов.
Методологическая основа исследования. В качестве научно-познавательных инструментов и приемов при проведении диссертационного ис-следования были использованы общенаучные методы (диалектический, логиче-ский, эмпирический, исторический, прогностический), междисциплинарные (частные) методы (системный анализ, сравнительные анализ, контент-анализ, ста¬тистический метод), а также специальные (специфические) методы исследования (сравнительно-правовой, формально-юридический, метод правового моделирова¬ния и др.).
Основными методами исследования выступили сравнительно-правовой и логический методы, предусматривающие анализ и сопоставление правовых ин-ститутов, правовых норм, положений нормативных правовых актов, поиск зако-номерностей, выявление связей между частным и общим, выявление проблем и пробелов правового регулирования рассматриваемых отношений.
Эмпирическую базу исследования составили аналитические и статистиче¬ские данные Министерства внутренних дел Российской Федерации, бывшей Фе¬деральной миграционной службы Российской Федерации, Министерства ино¬странных дел Российской Федерации. Формулируя выводы и предложения, дис¬сертант опирался также на анализ официальных публикаций, стенограмм заседа¬ний, заключений по рассматриваемым вопросам, размещенных на интернет- сайтах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федера¬ции, Г осударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Со¬вета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, на портале «От¬крытое Правительство», рассмотрения судебной практики Верховного Суда Рос¬сийской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов, данных средств массовой информации, размещенные в информационно¬телекоммуникационной сети «Интернет».
Практическая значимость исследования. Полученные в работе выводы могут использоваться при чтении курсов лекций по теории права и государства, конституционному, международному, административному, миграционному пра¬ву, спецкурсам, связанным с регулированием правового статуса иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации. Результаты иссле¬дования позволяют конкретизировать рекомендации по дальнейшей разработке фундаментальных вопросов в сфере регулирования правового статуса мигранта, определить пути совершенствования нормотворческой и правоприменительной' деятельности.
Материалы магистерской диссертации могут быть использованы при подго¬товке учебной, методической литературы, а также в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений.
Апробация работы. Основные положения и выводы, сформулированные в работе, отражены в двух публикациях автора:
Структура и объём работы определены предметом исследования и логи-кой изложения материала. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, списка используемой литературы.
Научная новизна исследования определяется тем, что представленная ра¬бота является одним из первых комплексных исследований проблем в области ис¬следования правового статуса мигранта.
В работе предложены доктринальные основы для совершенствования обще¬го правового статуса мигранта и правовых статусов отдельных категорий мигран¬тов.
Результатом являются предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, которые устраняют противоречия, имеющиеся в правоприменительной практике.
На защиту выносятся следующие основные выводы и положения:
Конкретные результаты исследования выражаются в следующих положени¬ях, выносимых на защиту:
1. Мигранты являются лицами, обладающим собственным правовым статусом, который состоит из следующих элементов:
- прав мигрантов;
- обязанностей мигрантов;
- юридических гарантий прав и свобод мигрантов;
- правосубъектности;
- гражданства.
2. Правовой статус мигрантов не является всеобщим и зависит от категорий мигрантов.
3. Показана необходимость принятия единого кодифицированного норма¬тивного акта в сфере правового регулирования миграционных процессов - Мигра¬ционного кодекса Российской Федерации, который детально определит как общие принципы правового статуса мигранта, так и правовые статусы различных катего¬рий мигрантов, в т. ч., новые категории, такие как, например, экологические ми¬гранты, с опорой на существующие международные обязательства Российской Федерации.
На сегодняшний день необходимость усовершенствования правового регу¬лирования миграции актуальна для огромного числа стран по всему миру. Осо¬бенно острым этот вопрос стал для государств Европы в связи с чередой военных конфликтов на Ближнем Востоке, которые привели к огромному потоку мигран¬тов, бегущих в мирные страны Европы. Несмотря на то, что Российская Федера¬ция в наименьшей степени подвержена влиянию этих миграционных потоков, в нашей стране существуют даже более глубокие проблемы правового регулирова¬ния миграции.
Это связано с тем, что напряженность миграционных потоков, нарастающая в последнее время, выявила ряд существенных недостатков правового регулиро¬вания миграции в Российской Федерации, главным и, пожалуй, определяющим среди которых является отсутствие четко выраженной модели этого самого регу¬лирования. В этой связи исследование и анализ нормативно-правовых актов, направленных на регулирование миграции, в целях поиска возможных решений возникающих проблем становятся все более актуальными.
Концепция государственной миграционной политики Российской Федера-ции на период до 2025 года прямо говорит о том, что «...миграционное законода¬тельство Российской Федерации не в полной мере соответствует текущим и бу¬дущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом». Для этого есть нема¬ло причин, называемых различными исследователями данной сферы.
Одной из основных причин является то, что в силу особенностей россий-ской правовой системы федеральный закон является основным инструментом воздействия на миграционные отношения, однако он не способен достаточно быстро реагировать на высокую динамику развития правовых отношений в дан¬ной сфере. В этой связи попытки поиска оптимальных решений возникающих правовых проблем осуществляются посредством подзаконного нормотворчества государственных органов, которые ограничены своей компетенцией и не могут в полной мере выработать подходящие решения.
Постоянная динамика миграционных процессов создала еще одну проблему - наличие большого количества законов, регулирующих миграционную сферу, и, как следствие, наличие нередких противоречий между ними. При этом, как уже было сказано выше, законы не являются единственными регуляторами правовых отношений. Существует также немало подзаконных нормативно-правовых отно¬шений, а также международных договоров, соглашений и конвенций, имплемен¬тированных в российскую систему права.
Соответственно, совершенно необходимы систематизация действующего миграционного законодательства, переработка содержания правовых норм с це¬лью выявления и устранения противоречий и пробелов, а также дополнения но¬выми нормами, отвечающими существующим потребностям правового регулиро¬вания.
Миграционные правоотношения гораздо больше связаны с конституцион-ным правом, чем может показаться на первый взгляд. Исследователи справедливо отмечают, что они затрагивают такие фундаментальные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации, как право на свободное передвижение, выбор места жительства и места пребывания, право на свободу и личную неприкосновенность и др.
При этом ст. 71 Конституции Российской Федерации гласит, что «... регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных мень-шинств» находятся в исключительном ведении Российской Федерации и подле-жат регулированию государственными органами федерации в целом, что достига¬ется в первую очередь путем принятия соответствующих законов и выработки со¬ответствующего понятийного аппарата.
Конституция Российской Федерации (п. «б» ч. 1 ст. 72 во взаимосвязи с ч. 2 ст. 11) говорит о том, что обеспечение и защита прав граждан в целом и мигран¬тов в частности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъ¬ектов Российской Федерации, а соответственно, последние также имеют право издавать нормативно-правовые акты в целях оказания регулирующего воздей¬ствия в рассматриваемой сфере правовых отношений. Исходя из формулировок указанных статей Конституции разграничиваются предметы ведения, однако кон¬кретный объем полномочий тех или иных органов никак не определяется. Пред¬ставляется, что такой подход создает риск для дублирования полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государ¬ственной власти субъектов, а также органами власти между собой на каждом уровне.
Исходя из этого, можно сделать несколько выводов.
Во-первых, совершенно необходимо четкое разграничение полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов.
Во-вторых, представляется более разумным наделение полномочиями по регулированию миграционных правоотношений и защитой прав и свобод граждан в сфере миграции именно федеральных органов, поскольку они имеют больше практических возможностей воздействия на динамику миграционных правоотно¬шений, а также больше возможностей нормотворчества.
В-третьих, целесообразно унифицировать миграционное законодательство в единый правовой акт.
В-четвертых, необходимо единообразное отражение в нормативных актах, как на федеральном, так и на региональных уровнях, общих принципов правового статуса мигранта, как общего, так и по категориям
На необходимость принятия единого миграционного закона указывают мно¬гие современные правоведы. Дискуссии о необходимости принятия миграционно¬го кодекса начались еще в начале XXI в., однако на тот момент его принятие представлялось теоретикам нецелесообразным по целому ряду причин.
Одной из таких причин было и то, что миграционный вопрос не стоял так остро и необходимость регулирования миграции ограничивалась нормами в от-ношении гражданства и ответственности за совершение миграционных правона-рушений. Другие авторы называют среди причин также недостаток первичного законодательного материала для создания миграционного кодекса Российской Федерации. С того времени было принято немало законов, направленных на регу¬лирование миграции, соответственно, теперь появилась необходимость пересмот¬ра их норм, что также позволит их консолидировать в единый правовой акт.
В современных реалиях идея принятия миграционного кодекса обретает все больше сторонников в связи с тем, что решает ряд серьезных проблем, которые сложно решаются при наличии большого массива самостоятельных миграцион¬ных законов. Представляется, что миграционный кодекс должен учесть следую¬щие важные моменты:
1) установить общие принципы правового регулирования миграционных процессов, отвечающие современным потребностям Российской Федерации в данной сфере с учетом взятых на себя Российской Федерацией обязательств со-гласно международным договорам, соглашениям и конвенциям;
2) переработать понятийный аппарат с опорой на действующее законода-тельство и правовую доктрину;
3) определить направления и виды миграции;
4) детально определить как общие принципы правового статуса мигранта, так и правовые статусы различных категорий мигрантов, в т. ч. новые категории, такие как, например, экологические мигранты, с опорой на существующие меж¬дународные обязательства Российской Федерации;
5) определить государственные органы, участвующие в реализации госу-дарственной миграционной политики, четко указать их компетенцию и полномо¬чия;
6) установить порядки въезда на территорию Российской Федерации, выез¬да с территории Российской Федерации, учета лиц по месту пребывания и месту жительства, а также иные административные процедуры.
С учетом большого объема правовых норм многие теоретики справедливо разделяют миграционный кодекс на две части - общую и особенную. В общей ча¬сти предлагается изложить принципы государственной миграционной политики, основные понятия, общие принципы правового статуса мигранта, правовой статус отдельных категорий мигрантов. В свою очередь, особенная часть должна вклю¬чать нормы, регламентирующие отдельные области миграционных правоотноше¬ний, например внутреннюю миграцию, временное пребывание, трудовую дея¬тельность иностранных лиц и т.д.
Таким образом, правовое регулирование миграционных правоотношений в Российской Федерации в настоящее время сталкивается с рядом проблем, основ¬ными среди которых являются существующая неопределенность полномочий фе¬деральных и региональных органов по регулированию миграции и большое коли¬чество несистематизированных законов и подзаконных актов. Действующее зако¬нодательство очевидно подчеркивает роль федеральных органов государственной власти в вопросах регулирования миграции, а также значительную роль органов субъектов. Соответственно, задача установления оптимального соотношения между полномочиями различных уровней государственной власти является пер¬воочередной. Кроме того, необходимо установление системы этих самых полно¬мочий, четкое определение иерархии государственных органов, ответственных за проведение миграционной политики, и их взаимного подчинения с целью исклю¬чения дублирования полномочий. Очевидно, что все это не может проводиться без надлежащего правового обеспечения, способного отвечать динамике мигра-ционных правоотношений. В связи с этим вопрос полной переработки миграци-онного законодательства стоит наиболее остро и в настоящее время требует быст¬рого и правильного решения. Во многом это может быть достигнуто принятием единого миграционного кодекса, который бы учитывал все существующие недо¬статки правового регулирования и опирался в том числе и на выработанные пра¬воведами варианты их устранения. Все это позволит добиться существенного улучшения регулирования миграционной сферы в соответствии с современными потребностями.
1. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассам¬блеей ООН 10.12.1948)// Российская газета. №67. 05.04.1995 г.
2. Международный Пакт от 16 декабря 1966 г. «О гражданских и поли¬тических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. №12.
3. Конвенции Совета Европы от 4 ноября 1950 г. «О защите прав челове¬ка и основных свобод» (ETS N 5) // Собрание законодательства РФ. 1998. №20. Ст. 2143; 2001. №2. Ст. 163.
4. Соглашение от 08 декабря 1991 г. «О создании Содружества Незави¬симых Государств» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. №51 Ст. 1798.
5. Соглашение стран СНГ от 24 сентября 1993 г. «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» // Бюллетень международных договоров. 1995. №5.
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосова¬нием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Федеральными конституцион¬ными законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. №31.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 но-ября 1994 г. №51-ФЗ (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 29.07.2017 г. №259-ФЗ ) // Собрание законодательства РФ. 1994 №32 Ст. 3301.
8. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №188-ФЗ (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 29.07.2017 г. №279-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. .2005. №1 (часть 1). Ст. 14.
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушени¬ях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в редакции Федерального закона Российской Федера¬ции от 29.07.2017 г. №279-ФЗ ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1.
10. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 18.07.2017 г. №173-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3824.
11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. №63-ФЗ (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 29.07.2017 г. №250-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст. 2954.
12. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 де-кабря 2001 г. №174-ФЗ (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 29.07.2017 г. №251-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2001. №52 (ч. I). Ст. 4921.
13. Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социаль¬ной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастро¬фы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 305-ФЗ). // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. №21. Ст. 699.
14. Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. №4528-1 «О бе-женцах» (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 22.12.2014 г. №446-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. №12. Ст. 425.
15. Закон Российской Федерации от 01 апреля 1993 г. №4730-1 «О Госу¬дарственной границе Российской Федерации» (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 03.07.2016 г. №305-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. №17 - Ст. 594.
16. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. №5242-1 (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 03.04.2017 г. №65-ФЗ) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребыва¬ния и жительства в пределах Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. №32. Ст. 1227.
17. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. №5485-1 (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 08.03.2015 г. №23-ФЗ) «О госу¬дарственной тайне» // Собрание законодательства РФ. 1997. №41. Стр. 8220-8235.
18. Федеральный закон Российской Федерации от 15августа 1996 г. №114-ФЗ (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 29.07.2017 г. №270-ФЗ) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства РФ. 1996. №34 Ст. 4029.
19. Федеральный закон Российской Федерации от 26 ноября 1998 г. №175-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбро¬сов радиоактивных отходов в реку Теча» (в ред. Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 305-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. №48. Ст. 5850.
20. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 2- ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздей¬ствию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (в ред. Фе¬дерального закона Российской Федерации от 03 июля 2016 г. № 305-ФЗ) // Собра¬ние законодательства РФ. 2002. №2. Ст. 128.
21. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. №115- ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 29.07.2017 г. №243-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. №30. Ст. 3032.
22. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. №79- ФЗ (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 29.07.2017 г. №275-ФЗ) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. №31. Ст. 3215.
23. Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2006 г. №109- ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Рос¬сийской Федерации» (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 28.11.2015 г. №358-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2006. №30. Ст. 3285.
24. Федеральный закон Российской Федерации от 02 марта 2007 г. №25- ФЗ (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2017 г. №192-ФЗ) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание за¬конодательства РФ. 2007. №10. Ст. 1152.
25. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. №324-ФЗ (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 28.11.2015 г. №358-ФЗ) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. №48. Ст. 6725.
26. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвер¬жденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (часть II). Ст. 212.
27. Концепция государственной миграционной политики Российской Фе¬дерации на период до 2025 года. Утверждена Президентом Российской Федера¬ции. Документ опубликован не был. Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте www.kremlin.ru по состоянию на 13 июня 2014 г.
28. Указ Президента Российской Федерации от 04 мая 1998 г. №488 «О мерах по обеспечению права граждан Российской Федерации на свободный выезд из Российской Федерации» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 29.07.2017 г. №251-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. №18. 1998. Ст. 2021.
29. Постановления Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. №9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граж¬дан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2016 г. №1089) // Собрание зако¬нодательства РФ. 2007. №5 Ст. 653.
30. Постановление Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2003 г. №199 «Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательно¬сти пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без граждан¬ства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.05.2017 г. №631) // Собрание законодательства РФ. 2003. №15. Ст. 1369.
31. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2012 №1162 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 12.09.2016 г. №907) «Об утверждении Положения об осуществлении федерально¬го государственного контроля (надзора) в сфере миграции» // Собрание законода¬тельства РФ. 2012. №47 - Ст. 6511.
32. Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. №713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Россий-ской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жи-тельства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответ-ственных за регистрацию» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.05.2017 г. №631) // Собрание законодательства РФ. 1995. №30. Ст. 2939.
33. Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. №713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Россий-ской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жи-тельства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответ-ственных за регистрацию» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.05.2017 г. №631) // Собрание законодательства РФ. 1995. №30. Ст. 2939.
34. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2000 г. №845 «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужден¬ных переселенцев в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. №46. Ст. 4562.
35. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 г. №9 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2016 г. №1089) «О порядке осуществления миграционного учета иностран¬ных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Собрание зако¬нодательства РФ. 2007. №5. Ст. 653.
36. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. №598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» // Собрание законода¬тельства РФ. 2013. №30 (часть II). Ст. 4110.
37. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. №2570-р (в редакции Постановления Правительства Российской Федера¬ции от 07.08.2017 г. №944) «Об утверждении типовой программы субъекта Рос¬сийской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Рос¬сийскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // Собрание законодательства РФ. 2013. №1. Ст. 76.
38. Приказ МВД России от 15 апреля 2016 г. № 192 «Об утверждении По¬ложения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Документ опубликован не был. Консультант Плюс.
39. Приказ ФМС России №367, МВД России №807 от 31 июля 2015 г. «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению феде¬рального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.10.2015 г. №39426). // Российская газета. - 2015. - 02 ноября. №247.
Научная и учебная литература
40. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. М.: Магистр-Пресс, 2004.
41. Акопян О.А. Особенности миграционной политики Российской Феде¬рации. М., 2011. С. 4.
42. Балашова Т. Н. Конституционно-правовые проблемы формирования миграционной политики. - Спб, 2011. С.159.
43. Балашова Т.Н. Миграция в Российской Федерации с позиций отече-ственной правовой мысли. // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. 2009. № 4.
44. Барзилова Ю. В. Юридические обязанности как элемент правового статуса личности: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С.23.
45. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учеб. [для юрид. вузов] / А.Б. Венгеров. - 8-е изд., стер. М.: Издательство «Омега-Л», 2011.
46. Витрук Н. В. Общая теория правового статуса личности / Н. В. Вит-рук. М.: Норма, 2008. С.224.
47. Волох В. А. Формирование и реализация государственной миграци-онной политики Российской Федерации: состояние, тенденции, пути реализации». Автореф... дис. д-ра полит. наук. М., 2013.
48. Гольдин Г.Г. Миграция населения: проблемы политико¬
правового регулирования: Автореферат дисс. ... докт. полит. наук. М., 2001.
49. Горбунов В. А. Категория законного интереса (личности, обще¬ства, государства) в конституционном законодательстве Российской Федерации: Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. Тюмень. 2007. С.6.
50. Евтушенко В.И., Кравцова Е.А. Экологические права в системе прав и свобод человека и гражданина: монография. Белгород: Изд-во БГТУ им. В. Г. Шухова, 2008. С.14.
51. Зинченко Н. Н. Международное миграционное право: основы теории и практики. - М.: Научная книга, 2015.
52. Ионцев В.А. Международная миграция населения: закономерности, проблемы, перспективы: Дис. ... д-ра экон. наук. М., 1999.
53. Карпов Э.С. Халак О.Н. О реализации права на свободу передвижения в России // Вестник Владимирского юридического института № 1 (2) 2007. С. 251.
54. Карташкин В.А. Права человека и развитие международного права // Общая теория прав человека / В.А. Карташкин, Н.С. Колесова, А.М. Ларин и др. М., 1996.
55. Кириллов В.Ф. Конституционное право Российской Федерации. Учебное пособие. Издательство Тюменского университета. 2008. С. 162.
56. Козлова Е.И., .Кутафин О.Е. Конституционное право России. Изд. 3¬е, переработанное и дополненное. М., 2004.
57. Корчагин А.Г., Сонин В.В. Миграционная политика в решении мигра¬ционных проблем в России // Право и политика. 2010. №6.
58. Лимонова Н.А. Обязанности как структурный элемент правового ста¬туса личности в области свободы передвижения // Конституционное и муници¬пальное право. 2014. №2. С.33.
59. Лукьянова А.Ю. Оценка масштабов незаконной миграции в России: методологические и методические подходы // Миграционное право. 2016. №4. С. 33 - 35.
60. Лупенко И.Ю. Понятие и элементы специального правового статуса мигрантов // Миграционное право. 2013. №4. С. 2.
61. Маковецкая М.Г. Пределы ограничений права на свободу передвиже¬ния и выбора места пребывания и жительства иностранных граждан в РФ. Закон и право. 2012. № 9.
62. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ. 2004. 512 с.
63. Международные экономические отношения / Под ред. В.Е. Рыбалки¬на. М., 1997.
64. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. (Подготовлен для системы Консультант-Плюс, 2009) // СПС «Консультант-Плюс».
65. Миролюбова С.Ю. Право на свободу передвижения: конституционно- правовой аспект. М., Статут. 2013.
66. Моисеенко В.М. Миграция как объект комплексного исследования // Народонаселение: современное состояние и перспективы развития научного зна¬ния. М., 1997.
67. Основы миграционной политики: Учеб. -метод. пособие / Под общ. ред. И.Н. Барцица, В.К. Егорова, К.О. Ромодановского, М.Л. Тюркина. М., 2010.
68. Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник. - 2-е изд., пере¬раб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2012.С. 249.
69. Понятие правового статуса субъекта / Акмалова А.А., Капицын В.М. / Теория государства и права: Вопросы и ответы: учебное пособие. - Москва: Юриспруденция, 2006. С. 164.
70. Попов И.А., Попова О.И. Совершенствование правового и организа¬ционного обеспечения противодействия незаконной миграции // Миграционное право. 2013. №2.
71. Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. чл.-корр. РАН, д. ю. н. Е.А. Лукашева. - М.: Издательство НОРМА, 2002. С.96.
72. Пресняков М.В., Васильев А.А. Получатели бесплатной юридической помощи в Российской Федерации // Закон. 2012. №11. С. 63 - 71.
73. Пухова М.М., Дорошина И.П., Ходжаева И.Г. Теоретические основы миграции. // Транспортное дело в России. 2013. № 6.
74. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный эко¬номический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М. 2011.
75. Редких С.В. Понятие правового статуса: формально-правовой кон¬
текст // Пробелы в Российском законодательстве. 2009. № 3. С.43.
76. Редких С.В. Понятие правового статуса: формально-правовой кон¬
текст. // Пробелы в Российском законодательстве. 2009. № 3.
77. Романова О.Б. Понятия «мигрант» и «переселенец»: теоретические особенности и социальная реальность. // Гуманитарные исследования в Восточ-ной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. № 1 (21).
78. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. Вып. 5: Стадии миграционно¬го процесса. М., 2001. С. 13.
79. Рязанцев С.В. Мировой рынок труда и международная миграция. Учебник. М., 2010.
80. Рязанцев С.В. Формы временной миграции в России // Миграционное право. 2014. № 1.
81. Сазонова О.А. Правовые инструменты регулирования миграции. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. №2 (28): в 2-х ч. Ч. II.
82. Сизов И.Ю. Мигрант, иммигрант, эмигрант - требуется уточнение // Правовая идея. 2013. № 5.
83. Смирнова Е.С. Регулирование конституционно-правового статуса иностранцев в советской и постсоветской России.// Россия и современный мир.2004. № 1.
84. Тошев А. М. О структуре правового статуса личности // Публичное и частное право. 2013. №III (XIX). С. 40.
85. Третьяков И.Е. Понятие, значение и виды правового статуса личности. // Вестник Владимирского юридического института. 2012. № 4 (25). С. 129.
86. Тюркин М.Л. Совершенствование концептуально-правовых основ ми¬грационной системы России: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2004.
87. Федорако А. Миграция населения: понятие, причины, последствия. // Журнал международного права и международных отношений. 2012. № 4.
88. Шкилев А. Н. Миграция: уголовно-правовые и криминологические аспекты. Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2006.
89. Ю.С.Новикова. Некоторые вопросы разграничения понятий «правовое состояние» и «правовой статус» //Вестник ЮУрГУ. 2013. Т.13. № 3. С.12.
Ресурсы интернет:
90. Авдеенкова М., Дмитриев Ю. Понятие основ правового статуса чело¬века и гражданина. [Электронный ресурс] URL: http://www.law-n-
life.ru/arch/n66.aspx .
91. Диаконов В.В. Учебное пособие по теории государства и права. М. 2004. [Электронный ресурс]. URL: http://lawcanal.ru/html.acti. uchebniki. actii.tgp.html.
92. Официальный сайт ООН [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/russian/documen /declarat/declhr.htm.
93. Рыбаковский Л.Л. Практическая демография. [Электронный ресурс] URL: http: //rybakovsky.ru/migracia2. html
94. Электронная библиотека ModernLib.Ru. [Электронный ресурс] URL: http://modernlib.ru/books/ioann_korol/ velikaya_hartiya_ volnostey/read/.
95. Энциклопедический словарь конституционного права. [Электронный
ресурс] URL:
http://constitutional_law.academic.ru/222/ГАРАНТИИ_ПРАВ_И_СВОБОД_ЧЕЛОВ ЕКА_И_ГРАЖДАНИНА.