Формирование системы государственной поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи (на материалах департамента образования администрации Владимирской области)
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические и правовые основы государственной поддержки одаренных детей и талантливой молодёжи в России 7
1.1 Теоретические основы государственной поддержки одаренных детей и
талантливой молодёжи в России 7
1.2 Правовые основы государственной поддержки одаренных детей и
талантливой молодёжи в России 14
Глава 2 Анализ опыта реализации проектов и программ поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи на материалах департамента образования Владимирской области 25
2.1 Анализ программ государственной поддержки одаренных детей и
талантливой молодёжи во Владимирской области 25
2.2 Предложения по совершенствованию проектов и программ
государственной поддержки одаренных детей и талантливой молодёжи в современных условиях 33
Заключение 43
Библиографический список 45
Глава 1 Теоретические и правовые основы государственной поддержки одаренных детей и талантливой молодёжи в России 7
1.1 Теоретические основы государственной поддержки одаренных детей и
талантливой молодёжи в России 7
1.2 Правовые основы государственной поддержки одаренных детей и
талантливой молодёжи в России 14
Глава 2 Анализ опыта реализации проектов и программ поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи на материалах департамента образования Владимирской области 25
2.1 Анализ программ государственной поддержки одаренных детей и
талантливой молодёжи во Владимирской области 25
2.2 Предложения по совершенствованию проектов и программ
государственной поддержки одаренных детей и талантливой молодёжи в современных условиях 33
Заключение 43
Библиографический список 45
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что сфера образования в Российской Федерации носит всеобъемлющий характер, так как вовлекает абсолютно всех членов общества на разных этапах его жизнедеятельности. Кроме того, на современном этапе происходят постоянная модернизация и реформирование системы образования. Поэтому особо остро встает вопрос, заключающийся в реформировании различных аспектов в сфере образования.
Современная система образования предоставляет следующие образовательные услуги: дошкольные, общеобразовательные, учреждения
дополнительного, профессионального, высшего образования и ряд других. В Конституции Российской Федерации установлены общие принципы построения и функционирования представленных субъектов. В частности, в статье 43 указано:
- каждый имеет право на образование;
- гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;
- каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование;
- основное общее образование обязательно;
- Россия устанавливает государственные образовательные стандарты на федеральном уровне и поддерживает различные формы образования и самообразования.
Безусловно, невозможно оспаривать уникальность каждой отрасли образования, которая представлена большим числом факторов: определенная нормативно-правовая база, источник финансовых средств, порядок функционирования, система контроля. Ключевой темой исследования выпускной работы выступает система работы с одарёнными детьми и талантливой молодёжью как в общеобразовательных организациях, так и в организациях дополнительного образования. В основу такой работы должен быть положен синергетический подход как основа построения модели работы с одаренными детьми как открытой системы. Такой подход акцентирует внимание на взаимодействии различных составляющих при построении работы с одарёнными детьми и талантливой молодёжью. К таким видам деятельности относятся: учебная, внеклассная, внеурочная, внешкольная, воспитательная.
Работа с одарёнными детьми и талантливой молодёжью - процесс очень гибкий и открытый, предполагающий разносторонний подход к потребностям и интересам в обучении ребенка и развитии его навыков и умений. Такая система должна быть адаптирована к современным запросам общества и актуальности полученных знаний и компетенций на рынке кадров. Помимо этого, важную роль занимает вопрос мотивации, которая может иметь влияние на все стадии обучения. В современной России открывается множество возможностей для реализации и развития не только ребенка в целом, но и одаренной личности в частности.
Объектом исследования является система поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи.
Предмет исследования - социально-экономические и общественно-правовые отношения, возникающие в ходе формирования системы государственной поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи.
Исходя из выше сказанного, целью выпускной квалификационной работы является разработка предложений и рекомендаций по улучшению программ организации государственной поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи на региональном уровне.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы государственной поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи в Российской Федерации;
- провести анализ нормативно-правовой базы государственной поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи в России;
- проанализировать опыт реализации проектов и программ соответствующей сферы на материалах Владимирской области;
- разработать предложения по совершенствованию мероприятий государственной поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи в современных условиях с учетом региональных особенностей системы.
Новизна исследования заключается в систематизации лучших практик осуществления программ поддержки талантливой молодежи на уровне региона; в обобщении зарубежного опыта сотрудничества в области поддержки одаренных детей и талантливой молодежи; в анализе отечественных реализованных проектов поддержки одаренности.
Теоретическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций по модернизации инструментов и форм взаимодействия с одаренными детьми и талантливой молодежи.
Практическая значимость работы заключается в масштабируемости предложенных в выпускной квалификационной работе предложений по модернизации модели взаимодействия с различными проявлениями одаренности детей и молодежи.
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые и законодательные акты Российской Федерации и Владимирской области, определяющие федеральную, региональную и муниципальную политику и основы управления в сфере образования, приказы об утверждении Центра поддержки одарённых детей во Владимирской области, положения об утверждения осуществляемой деятельности данного Центра, открытые доклады региональных органов управления образования и образовательных учреждений Владимирской области, материалы учебной и научной литературы Башевой Е.И., Княгининой Н.В., Маликовой И.Н., Христофоровой Е.Д., Петуховой С.Ю., Савенкова А.И., официальные информационные порталы Администрации Владимирской области и департамента образования Администрации Владимирской области в глобальной сети Интернет.
Структура выпускной квалификационной работы. В первой главе дается общая характеристика теоретических и правовых основ государственной поддержки одарённых детей и талантливой молодежи в Российской Федерации. Во второй главе анализируется опыт реализации программ и проектов поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи во Владимирской области, предлагается статистика реализации выполнения подобных программ и проектов как в России, так и в регионе, также даётся характеристика зарубежного опыта реализации мероприятия в рассматриваемой сфере образования и предлагаются направления по совершенствованию системы государственной поддержки одаренных детей и талантливой молодёжи в современных условиях на региональном уровне.
Современная система образования предоставляет следующие образовательные услуги: дошкольные, общеобразовательные, учреждения
дополнительного, профессионального, высшего образования и ряд других. В Конституции Российской Федерации установлены общие принципы построения и функционирования представленных субъектов. В частности, в статье 43 указано:
- каждый имеет право на образование;
- гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;
- каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование;
- основное общее образование обязательно;
- Россия устанавливает государственные образовательные стандарты на федеральном уровне и поддерживает различные формы образования и самообразования.
Безусловно, невозможно оспаривать уникальность каждой отрасли образования, которая представлена большим числом факторов: определенная нормативно-правовая база, источник финансовых средств, порядок функционирования, система контроля. Ключевой темой исследования выпускной работы выступает система работы с одарёнными детьми и талантливой молодёжью как в общеобразовательных организациях, так и в организациях дополнительного образования. В основу такой работы должен быть положен синергетический подход как основа построения модели работы с одаренными детьми как открытой системы. Такой подход акцентирует внимание на взаимодействии различных составляющих при построении работы с одарёнными детьми и талантливой молодёжью. К таким видам деятельности относятся: учебная, внеклассная, внеурочная, внешкольная, воспитательная.
Работа с одарёнными детьми и талантливой молодёжью - процесс очень гибкий и открытый, предполагающий разносторонний подход к потребностям и интересам в обучении ребенка и развитии его навыков и умений. Такая система должна быть адаптирована к современным запросам общества и актуальности полученных знаний и компетенций на рынке кадров. Помимо этого, важную роль занимает вопрос мотивации, которая может иметь влияние на все стадии обучения. В современной России открывается множество возможностей для реализации и развития не только ребенка в целом, но и одаренной личности в частности.
Объектом исследования является система поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи.
Предмет исследования - социально-экономические и общественно-правовые отношения, возникающие в ходе формирования системы государственной поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи.
Исходя из выше сказанного, целью выпускной квалификационной работы является разработка предложений и рекомендаций по улучшению программ организации государственной поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи на региональном уровне.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы государственной поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи в Российской Федерации;
- провести анализ нормативно-правовой базы государственной поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи в России;
- проанализировать опыт реализации проектов и программ соответствующей сферы на материалах Владимирской области;
- разработать предложения по совершенствованию мероприятий государственной поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи в современных условиях с учетом региональных особенностей системы.
Новизна исследования заключается в систематизации лучших практик осуществления программ поддержки талантливой молодежи на уровне региона; в обобщении зарубежного опыта сотрудничества в области поддержки одаренных детей и талантливой молодежи; в анализе отечественных реализованных проектов поддержки одаренности.
Теоретическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций по модернизации инструментов и форм взаимодействия с одаренными детьми и талантливой молодежи.
Практическая значимость работы заключается в масштабируемости предложенных в выпускной квалификационной работе предложений по модернизации модели взаимодействия с различными проявлениями одаренности детей и молодежи.
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые и законодательные акты Российской Федерации и Владимирской области, определяющие федеральную, региональную и муниципальную политику и основы управления в сфере образования, приказы об утверждении Центра поддержки одарённых детей во Владимирской области, положения об утверждения осуществляемой деятельности данного Центра, открытые доклады региональных органов управления образования и образовательных учреждений Владимирской области, материалы учебной и научной литературы Башевой Е.И., Княгининой Н.В., Маликовой И.Н., Христофоровой Е.Д., Петуховой С.Ю., Савенкова А.И., официальные информационные порталы Администрации Владимирской области и департамента образования Администрации Владимирской области в глобальной сети Интернет.
Структура выпускной квалификационной работы. В первой главе дается общая характеристика теоретических и правовых основ государственной поддержки одарённых детей и талантливой молодежи в Российской Федерации. Во второй главе анализируется опыт реализации программ и проектов поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи во Владимирской области, предлагается статистика реализации выполнения подобных программ и проектов как в России, так и в регионе, также даётся характеристика зарубежного опыта реализации мероприятия в рассматриваемой сфере образования и предлагаются направления по совершенствованию системы государственной поддержки одаренных детей и талантливой молодёжи в современных условиях на региональном уровне.
Проанализировав систему государственной поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, можно утверждать, что в современной России создано достаточно условий и возможностей для выявления, сопровождения и поддержки одаренности. Для одаренных детей открывается целый спектр продуктов, которые охватывают самые разнообразные направления современного образования: это и всевозможные олимпиады для детей дошкольного возраста, школьников и студентов (олимпиады имени А.А. Вознесенского, Е.Т. Гайдара, Д.С. Лихачева, А.И. Солженицына и ряд других); грантовая поддержка начинающих исследователей, ученых, предпринимателей, спортсменов и деятелей искусства (программы грантов Президента Российской Федерации); разнообразные очные и очно-заочные программы для школьников и студентов, направленные на углубление теоретических и практических знаний (на базе «Платформы 33» в учебном 2019-2020 году: программы Академии +, интеллектуальные школы по различным учебным предметам, весенняя астрономическая школа, летняя интенсивная школа); разнообразные вебинары, научно-практические конференции, мастер-классы, тренинги, турниры, позволяющие детям и молодежи заявить о себе и предложить новый значимый проект (на базе «Платформы 33» в учебном 2019-2020 году: областной конкурс исследовательских краеведческих работ «Отечество», региональная гуманитарная олимпиада «Умники и умницы Земли Владимирской», заочная викторина по математике «Математическая мозаика» и другие мероприятия); множество онлайн-платформ для обучения и многое другое. Сейчас происходит активно внедрение информационных технологий в образовательный процесс, что дает детям и молодежи дополнительную возможность для интеллектуальной самореализации.
В целом, динамика в сфере дополнительного образования положительная, так как с каждым годом наблюдается увеличение программ для одаренного поколения, инструментов поддержки (гранты, стипендии), но вместе с этим, выявлены также некоторые проблемы: недоступность участия в программах поддержки одаренности детям из сельской местности, отсутствие в некоторых субъектах Российской Федерации специализирующего органа или центра, которые бы занимались одаренными детьми, также недостаточный уровень компетентности педагогов, взаимодействующих с одаренностью, низкий уровень мотивации школьников и студентов к участию в программах дополнительного образования.
Для решения поставленных проблем были разработаны практические рекомендации по улучшению ситуации. К числу таких можно отнести увеличение образовательных площадок на базе «Платформы 33», оснащение школ и высших учебных заведений современной научно-исследовательской аппаратурой (цифровые лаборатории, оснащенные инновационным оборудованием, операционными микроскопами, обучающими комплексами, уникальным программным обеспечением), на базе Владимирского института развития образования модернизация программ подготовки педагогов с изучением зарубежного опыта и его дальнейшего внедрения в профессиональную деятельность и, наконец, работа с доступностью программ одаренности для каждого школьника Владимирской области вне зависимости от его материального положения, физических возможностей и места проживания.
Успешным опытом реализации мероприятий по оснащению школьных аудиторий современными образовательными комплексами и изменение системы взаимодействия учителя и школьника стала Вяткинская школа Судогодского района. Школа продемонстрировала новые подходы к работе с детьми разного возраста.
Тема одаренности в современных условиях набирает особую популярность, все чаще и чаще об этом начинают говорить не только преподаватели на уровне региональной системы образования, но и федеральные органы государственной власти, так как дети и молодежь с выдающимися способностями - это будущее нашей страны, это то, чем должна гордиться не только система образования, но и все население Российской Федерации.
В целом, динамика в сфере дополнительного образования положительная, так как с каждым годом наблюдается увеличение программ для одаренного поколения, инструментов поддержки (гранты, стипендии), но вместе с этим, выявлены также некоторые проблемы: недоступность участия в программах поддержки одаренности детям из сельской местности, отсутствие в некоторых субъектах Российской Федерации специализирующего органа или центра, которые бы занимались одаренными детьми, также недостаточный уровень компетентности педагогов, взаимодействующих с одаренностью, низкий уровень мотивации школьников и студентов к участию в программах дополнительного образования.
Для решения поставленных проблем были разработаны практические рекомендации по улучшению ситуации. К числу таких можно отнести увеличение образовательных площадок на базе «Платформы 33», оснащение школ и высших учебных заведений современной научно-исследовательской аппаратурой (цифровые лаборатории, оснащенные инновационным оборудованием, операционными микроскопами, обучающими комплексами, уникальным программным обеспечением), на базе Владимирского института развития образования модернизация программ подготовки педагогов с изучением зарубежного опыта и его дальнейшего внедрения в профессиональную деятельность и, наконец, работа с доступностью программ одаренности для каждого школьника Владимирской области вне зависимости от его материального положения, физических возможностей и места проживания.
Успешным опытом реализации мероприятий по оснащению школьных аудиторий современными образовательными комплексами и изменение системы взаимодействия учителя и школьника стала Вяткинская школа Судогодского района. Школа продемонстрировала новые подходы к работе с детьми разного возраста.
Тема одаренности в современных условиях набирает особую популярность, все чаще и чаще об этом начинают говорить не только преподаватели на уровне региональной системы образования, но и федеральные органы государственной власти, так как дети и молодежь с выдающимися способностями - это будущее нашей страны, это то, чем должна гордиться не только система образования, но и все население Российской Федерации.



