Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование системы государственной поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи (на материалах департамента образования администрации Владимирской области)

Работа №66115

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

муниципальное право

Объем работы49
Год сдачи2020
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
215
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические и правовые основы государственной поддержки одаренных детей и талантливой молодёжи в России 7
1.1 Теоретические основы государственной поддержки одаренных детей и
талантливой молодёжи в России 7
1.2 Правовые основы государственной поддержки одаренных детей и
талантливой молодёжи в России 14
Глава 2 Анализ опыта реализации проектов и программ поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи на материалах департамента образования Владимирской области 25
2.1 Анализ программ государственной поддержки одаренных детей и
талантливой молодёжи во Владимирской области 25
2.2 Предложения по совершенствованию проектов и программ
государственной поддержки одаренных детей и талантливой молодёжи в современных условиях 33
Заключение 43
Библиографический список 45


Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что сфера образования в Российской Федерации носит всеобъемлющий характер, так как вовлекает абсолютно всех членов общества на разных этапах его жизнедеятельности. Кроме того, на современном этапе происходят постоянная модернизация и реформирование системы образования. Поэтому особо остро встает вопрос, заключающийся в реформировании различных аспектов в сфере образования.
Современная система образования предоставляет следующие образовательные услуги: дошкольные, общеобразовательные, учреждения
дополнительного, профессионального, высшего образования и ряд других. В Конституции Российской Федерации установлены общие принципы построения и функционирования представленных субъектов. В частности, в статье 43 указано:
- каждый имеет право на образование;
- гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;
- каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование;
- основное общее образование обязательно;
- Россия устанавливает государственные образовательные стандарты на федеральном уровне и поддерживает различные формы образования и самообразования.
Безусловно, невозможно оспаривать уникальность каждой отрасли образования, которая представлена большим числом факторов: определенная нормативно-правовая база, источник финансовых средств, порядок функционирования, система контроля. Ключевой темой исследования выпускной работы выступает система работы с одарёнными детьми и талантливой молодёжью как в общеобразовательных организациях, так и в организациях дополнительного образования. В основу такой работы должен быть положен синергетический подход как основа построения модели работы с одаренными детьми как открытой системы. Такой подход акцентирует внимание на взаимодействии различных составляющих при построении работы с одарёнными детьми и талантливой молодёжью. К таким видам деятельности относятся: учебная, внеклассная, внеурочная, внешкольная, воспитательная.
Работа с одарёнными детьми и талантливой молодёжью - процесс очень гибкий и открытый, предполагающий разносторонний подход к потребностям и интересам в обучении ребенка и развитии его навыков и умений. Такая система должна быть адаптирована к современным запросам общества и актуальности полученных знаний и компетенций на рынке кадров. Помимо этого, важную роль занимает вопрос мотивации, которая может иметь влияние на все стадии обучения. В современной России открывается множество возможностей для реализации и развития не только ребенка в целом, но и одаренной личности в частности.
Объектом исследования является система поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи.
Предмет исследования - социально-экономические и общественно-правовые отношения, возникающие в ходе формирования системы государственной поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи.
Исходя из выше сказанного, целью выпускной квалификационной работы является разработка предложений и рекомендаций по улучшению программ организации государственной поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи на региональном уровне.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы государственной поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи в Российской Федерации;
- провести анализ нормативно-правовой базы государственной поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи в России;
- проанализировать опыт реализации проектов и программ соответствующей сферы на материалах Владимирской области;
- разработать предложения по совершенствованию мероприятий государственной поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи в современных условиях с учетом региональных особенностей системы.
Новизна исследования заключается в систематизации лучших практик осуществления программ поддержки талантливой молодежи на уровне региона; в обобщении зарубежного опыта сотрудничества в области поддержки одаренных детей и талантливой молодежи; в анализе отечественных реализованных проектов поддержки одаренности.
Теоретическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций по модернизации инструментов и форм взаимодействия с одаренными детьми и талантливой молодежи.
Практическая значимость работы заключается в масштабируемости предложенных в выпускной квалификационной работе предложений по модернизации модели взаимодействия с различными проявлениями одаренности детей и молодежи.
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые и законодательные акты Российской Федерации и Владимирской области, определяющие федеральную, региональную и муниципальную политику и основы управления в сфере образования, приказы об утверждении Центра поддержки одарённых детей во Владимирской области, положения об утверждения осуществляемой деятельности данного Центра, открытые доклады региональных органов управления образования и образовательных учреждений Владимирской области, материалы учебной и научной литературы Башевой Е.И., Княгининой Н.В., Маликовой И.Н., Христофоровой Е.Д., Петуховой С.Ю., Савенкова А.И., официальные информационные порталы Администрации Владимирской области и департамента образования Администрации Владимирской области в глобальной сети Интернет.
Структура выпускной квалификационной работы. В первой главе дается общая характеристика теоретических и правовых основ государственной поддержки одарённых детей и талантливой молодежи в Российской Федерации. Во второй главе анализируется опыт реализации программ и проектов поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи во Владимирской области, предлагается статистика реализации выполнения подобных программ и проектов как в России, так и в регионе, также даётся характеристика зарубежного опыта реализации мероприятия в рассматриваемой сфере образования и предлагаются направления по совершенствованию системы государственной поддержки одаренных детей и талантливой молодёжи в современных условиях на региональном уровне.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав систему государственной поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, можно утверждать, что в современной России создано достаточно условий и возможностей для выявления, сопровождения и поддержки одаренности. Для одаренных детей открывается целый спектр продуктов, которые охватывают самые разнообразные направления современного образования: это и всевозможные олимпиады для детей дошкольного возраста, школьников и студентов (олимпиады имени А.А. Вознесенского, Е.Т. Гайдара, Д.С. Лихачева, А.И. Солженицына и ряд других); грантовая поддержка начинающих исследователей, ученых, предпринимателей, спортсменов и деятелей искусства (программы грантов Президента Российской Федерации); разнообразные очные и очно-заочные программы для школьников и студентов, направленные на углубление теоретических и практических знаний (на базе «Платформы 33» в учебном 2019-2020 году: программы Академии +, интеллектуальные школы по различным учебным предметам, весенняя астрономическая школа, летняя интенсивная школа); разнообразные вебинары, научно-практические конференции, мастер-классы, тренинги, турниры, позволяющие детям и молодежи заявить о себе и предложить новый значимый проект (на базе «Платформы 33» в учебном 2019-2020 году: областной конкурс исследовательских краеведческих работ «Отечество», региональная гуманитарная олимпиада «Умники и умницы Земли Владимирской», заочная викторина по математике «Математическая мозаика» и другие мероприятия); множество онлайн-платформ для обучения и многое другое. Сейчас происходит активно внедрение информационных технологий в образовательный процесс, что дает детям и молодежи дополнительную возможность для интеллектуальной самореализации.
В целом, динамика в сфере дополнительного образования положительная, так как с каждым годом наблюдается увеличение программ для одаренного поколения, инструментов поддержки (гранты, стипендии), но вместе с этим, выявлены также некоторые проблемы: недоступность участия в программах поддержки одаренности детям из сельской местности, отсутствие в некоторых субъектах Российской Федерации специализирующего органа или центра, которые бы занимались одаренными детьми, также недостаточный уровень компетентности педагогов, взаимодействующих с одаренностью, низкий уровень мотивации школьников и студентов к участию в программах дополнительного образования.
Для решения поставленных проблем были разработаны практические рекомендации по улучшению ситуации. К числу таких можно отнести увеличение образовательных площадок на базе «Платформы 33», оснащение школ и высших учебных заведений современной научно-исследовательской аппаратурой (цифровые лаборатории, оснащенные инновационным оборудованием, операционными микроскопами, обучающими комплексами, уникальным программным обеспечением), на базе Владимирского института развития образования модернизация программ подготовки педагогов с изучением зарубежного опыта и его дальнейшего внедрения в профессиональную деятельность и, наконец, работа с доступностью программ одаренности для каждого школьника Владимирской области вне зависимости от его материального положения, физических возможностей и места проживания.
Успешным опытом реализации мероприятий по оснащению школьных аудиторий современными образовательными комплексами и изменение системы взаимодействия учителя и школьника стала Вяткинская школа Судогодского района. Школа продемонстрировала новые подходы к работе с детьми разного возраста.
Тема одаренности в современных условиях набирает особую популярность, все чаще и чаще об этом начинают говорить не только преподаватели на уровне региональной системы образования, но и федеральные органы государственной власти, так как дети и молодежь с выдающимися способностями - это будущее нашей страны, это то, чем должна гордиться не только система образования, но и все население Российской Федерации.



1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // СЗ РФ. 2012. №53. Ст. 7598.
3. О мерах государственной поддержки талантливой молодежи: Указ Президента Российской Федерации от 06 апреля 2006 г. № 325 (ред. от 25.07.2014) // СЗ РФ. 2006. №15. Ст. 1583.
4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования": Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 (ред. от 26.04.2018) // СЗ РФ. 2018. №1. Ст. 375.
5. О премиях для поддержки талантливой молодежи: Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. № 311 // СЗ РФ. 2006. №17. Ст. 1874.
6. О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности: Указ Президента РФ от 07 декабря 2015 г. №607 (ред. от 18.11.2019) // СЗ РФ. 2015. №50. Ст. 7142.
7. О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования: Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 755 (ред. от 29.11.2018) // СЗ РФ. 2013. №36. Ст. 4583.
8. Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239 (ред. от 23.05.2019) // СЗ РФ. 2015. №47. Ст. 6602.
9. Об утверждении Правил присуждения премий для поддержки
талантливой молодежи и порядка выплаты указанных премий: Приказ Минобрнауки России от 28 февраля 2008 г. № 74 (ред. от 12.10.2015)
(Зарегистрировано в Минюсте России 13.03.2008 г. № 11332) // Российская газета. №4619. 2008.
10. Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно¬технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2019/20 учебный год (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.09.2019 г. № 55890): Приказ Минпросвещения России от 24 июля 2019 г. № 390 // Российская газета. №1 2019.
11. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. №271 // СЗ РФ. 2010. №10. Ст. 1057.
12. Дорожная карта развития Регионального центра поддержки одаренных
детей «Платформа 33» на 2018-2020 годы: Департамент образования
Администрации Владимирской области от 25 января 2018г. №22-1-С // Режим доступа: https://департамент.образование33.рф/, свободный. (Дата обращения: 04.03.2020 г.).
13. О поддержке и развитии творчества одаренных и талантливых детей и
молодежи во Владимирской области: Постановление Администрации Владимирской области от 5 мая 2014 г. №445 (ред. от 28.02.2019 г.) // Режим доступа: https://департамент.образование33.рф/, свободный (дата обращения: 25.01.2020 г.).
14. О создании Центра поддержки одаренных детей»: Департамент образования Администрации Владимирской области от 19 октября 2017 г. №1051 // Режим доступа: https://департамент.образование33.рф/, свободный. (Дата обращения: 12.01.2020 г.).
Специальная литература:
15. Бадмаева Н.Ц., Миронова Т.Л., Тудупова Т.Ц. О творческой одаренности развивающейся личности // Вестник БГУ. — 2017. — С. 72-75.
16. Балакирева Е.И., Игнатьева О.Г. Развитие творческой одаренности шк ольников: педагогические аспекты // Балтийский гуманитарный журнал. — 2016.
— С. 228-231.
17. Башева, Е.И. Образовательные модели и технологии работы с одаренными детьми/сост. Башева Е.И. [и д.р.]. - Красноярск: ККИПКППРО. - 2011.
— 24 с.
18. Бурдина Е.В. Художественно-педагогическая среда развития творческой одаренности личности // Общество и право. — 2011. — С. 42-44.
19. Горбацевич О.А.., Горбацевич Н.В. Цели и задачи совершенствования системы образования в России в условиях современного общества // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.).
— Чита: Издательство Молодой ученый. — 2015. — С. 29-30.
20. Гуслякова, Л. Г. Основы социального образования: учебное пособие для вузов / Л. Г. Гуслякова, Г. В. Говорухина, С. И. Григорьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 164 с. [Электронный ресурс] / ЭБС Юрайт [сайт]. с. 2 — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/bcode/445902/p.2, свободный (Дата обращения: 13.03.2020).
21. Емельянова И.Е. Понятие «одаренность» в психолого-педагогической литературе // Южно-Уральского государственного гуманитарного университета - 2011. - С. 62- 69.
22. Кирикова З.З. Процессная интерпретация педагогической технологии // Наука и образование: современные тренды. — 2012. — С. 113-129.
23. Княгинина, Н.В., Янбарисова, Д.М. Поддержка талантливой молодежи: опыт России и зарубежных государств / Н.В. Княгинина, Д.М. Янбарисова // Образовательная политика. - 2016. - № 1 (71). - С. 1-14.
24. Маликова, И.Н., Христофорова, Е.Д. Зарубежный опыт выявления и дальнейшего сопровождения одарённых детей и молодежи / И.Н. Маликова, Е.Д. Христофорова // Народное образование. Педагогика. - 2017. - № 2. - С. 96-104.
25. Петухова, Г.В., Петухов, С.Ю. Построение модели работы с одаренными и мотивированными к обучению детьми в общеобразовательной организации / Г.В. Петухова, С.Ю. Петухов // Актуальные задачи педагогики. - 2015. - № 1. - С. 31-34.
26. Романченко М.К. Опыт выявления и поддержки талантливой молодежи в профессиональном образовательном учреждении // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2018. №3 (31). — С. 99-107.
27. Савенков, А. И. Психология детской одаренности: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 334 с.
28. Советов П.М. Якунина Т.А. Механизмы государственной поддержки одаренных детей // Наука, техника и образование. — 2017. — С. 46-48.
29. Теплов Б.Н. Способности и одаренность // Вестник практической психологии образования. — 2012. — С. 54-57.
Электронные ресурсы:
30. Доклад на методическом объединении педагогов дополнительного образования: Выявление и поддержка одаренных детей в системе дополнительного образования [Электронный ресурс] / URL: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/p ubl?id=39545 (Дата обращения: 17.02.2020 г.).
31. Ежегодное послание Федеральному собранию Президента Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://kremlin.ru/, свободный. (Дата обращения: 24.04.2020).
32. Национальный проект «Образование»: Паспорт национального проекта от 24 декабря 2018 г. №16 (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам) [Электронный ресурс] / Официальный сайт Правительства Российской Федерации. - Режим доступа: http://government.ru/, свободный. (Дата обращения: 14.03.2020).
33. Об образовании во Владимирской области и признании утратившими силу отдельных Законов Владимирской области в сфере образования: Областной закон от 12 августа 2013 г. №86-ОЗ (ред. от 7.08.2019) [Электронный ресурс] / Официальный сайт Департамента образования администрации Владимирской области. - Режим доступа: http://obrazovanie.vladinfo.ru, свободный. (Дата обращения: 19.03.2020).
34. Публичный доклад Департамента образования Администрации Владимирской области «Итоги деятельности системы образования Владимирской области в 2018-2019 учебном году и задачи на 2019-2020 учебный год по совершенствованию системы образования» [Электронный ресурс] / Официальный сайт Департамента образования администрации Владимирской области. - Режим доступа: http://obrazovanie.vladinfo.ru, свободный. (Дата обращения: 17.01.2020).
35. Данные по региональному проекту «Цифровая образовательная среда Владимирской области» [Электронный ресурс] / Официальный сайт Департамента образования администрации Владимирской области. - Режим доступа: http://obrazovanie.vladinfo.ru, свободный. (Дата обращения: 24.02.2020).
36. Официальный сайт центра поддержки одаренных детей Владимирской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://odardeti.viro33.ru/, свободный. (Дата обращения: 24.12.2019).
37. Официальный сайт департамента образования Администрации Владимирской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: Ы1рз://департамен т.образованиеЗЗ.рф/, свободный. (Дата обращения: 24.12.2019).
38. Официальный сайт Госпрограмм РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://programs.gov.ru/Portal, свободный. (Дата обращения: 16.03.2020)
39. Официальный сайт Фонда президентских грантов [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://президентскиегранты.рф/, свободный. (Дата обращения: 18.02.2020)



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ