ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 8
1.1 Содержание, факторы и стратегии ценообразования 8
1.2 Влияние современной экономической ситуации на ценообразование
продукции и услуг торгового предприятия 19
1.3 Отечественный и зарубежный опыт совершенствования
ценообразования 29
2 АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ 42
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 42
2.2 Анализ системы ценообразования на ЗАО «Тандер» 50
2.3 Анализ влияния ценовой политики на финансовые результаты ЗАО
«Тандер» 57
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СЕТЕВОМ
РОЗНИЧНОМ ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ 68
3.1 Проблемы стратегии ценообразования на сетевом розничном торговом
предприятии 68
3.2 Мероприятия по совершенствованию стратегии ценообразования в ЗАО
«Тандер» 72
3.3 Расчет экономической эффективности от принятых рекомендаций 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 91
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Условия отбора контрагентов для заключения договоров поставки
Актуальность темы исследования. Сектор розничной торговли является одним из важнейших секторов экономики РФ, от успешного развития которого напрямую зависит ситуация на потребительском рынке страны, обеспечения населения качественными и доступными товарами повседневного спроса.
Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений проявляется через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов - стратегического и тактического. В условиях рынка динамика цен будет формироваться непредсказуемо, и необходимо глубоко и тщательно изучать все рыночные факторы и научиться правильно пользоваться ими.
Цена является одним из основных факторов, влияющих на размер получаемой прибыли, а также на ряд других количественных и качественных показателей работы предприятия: рентабельность, оборот, конкурентоспособность, долю рынка и т.д. Более того, устанавливая тот или иной уровень цены, предприятие может достичь различных целей в зависимости от сложившейся ситуации на рынке: выживаемость фирмы, максимизация темпов роста, увеличение объемов продаж, стабилизация или рост рыночной доли.
Решения, принимаемые руководством фирмы в области ценообразования, относятся к наиболее сложным и ответственным, поскольку они способны не просто ухудшить показатели финансово-хозяйственной деятельности, но и привести предприятие к банкротству. Кроме этого ценовые решения могут иметь долговременные последствия для потребителей, дилеров, конкурентов, многие из которых сложно предвидеть и, соответственно, оперативно предотвратить нежелательные тенденции после их проявления.
Это особенно актуально в нынешних российских условиях, когда вследствие снижения покупательской способности и увеличивающейся конкуренции на рынке для успешной деятельности предприятия наибольшее значение приобретает выбор эффективного метода ценообразования.
Объектом исследования является ценообразование предприятия. Предметом исследования являются стратегии ценообразования розничной торговой сети.
Цель исследования состоит в разработке мероприятий по совершенствованию ценообразования розничной торговой сети .
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать содержание, факторы и стратегии ценообразования;
- исследовать влияние современной экономической ситуации на ценообразование продукции и услуг торгового предприятия;
- рассмотреть отечественный и зарубежный опыт совершенствования ценообразования;
- представить организационно-экономическую характеристику предприятия;
- провести анализ ассортиментных ценовых групп ЗАО «Тандер»;
- представить анализ изменения цен и влияние их на финансовые результаты ЗАО «Тандер»
- рассмотреть проблемы стратегии ценообразования в ЗАО «Тандер»;
- разработать мероприятия по совершенствованию стратегии
ценообразования в ЗАО «Тандер»;
- произвести расчет экономической эффективности от принятых рекомендаций.
Теоретико-методологической основой исследования является экономическая литература следующих авторов: Белолипецкий В. Г., Бухалков М. И., Гинзбург А. И., Ефимова О. В., Поляк Г. Б., Поршнев А. А., Салин В. Н., и др., статистический сборник, формы бухгалтерской отчетности ЗАО «Тандер», интернет-источники по вопросам ценообразования.
Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор комплекса методов, адекватных природе изучаемого явления и поставленным задачам исследования:
Теоретические методы:
а) теоретический анализ использовался для выявления прогрессивных тенденций в теории и практике маркетинга услуг;
б) теоретико-методологический анализ позволил сформулировать исходные позиции исследования;
в) понятийно-терминологический анализ применялся для характеристики и упорядочения понятийного поля проблемы;
г) системный подход послужил основой целостного рассмотрения проблемы.
Эмпирические методы:
а) изучение нормативно-правовых документов ЗАО «Тандер»;
б) исследование и обобщение эффективного опыта управления маркетингом услуг.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- выявлены теоретические аспекты проблемы маркетинга услуг в современной организации;
- уточнены ведущие понятия исследования: «маркетинг», «услуга», «рынок услуг», «маркетинг услуг».
Практическая значимость: разработанные мероприятия по совершенствованию ценообразования позволят повысить эффективность деятельности фирмы, увеличить долю рынка компании.
Логика исследования определила и структуру выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка. Работа включает 94 страницы общего текста, 15 рисунков, 16 таблиц, приложения.
Таким образом, в ходе исследования все поставленные задачи были решены, цель проекта достигнута.
По результатам исследования в первой главе были сделаны следующие выводы. Торговые предприятия имеют целью коммерческое хозяйствование. Методика процесса ценообразования включает в себя следующее: политика цен - общий результат, который продавец собирается, добирается путем продажи своей продукции по установленным ценам; стратегия ценообразования - это определенный обобщенный план функционирования из комплекса наиболее важнейших решений, вследствие которых ценовая политика осуществляется на практике.
Систематизация стратегий ценообразования дает возможность с минимальными рисками разработать план функционирования, оценить потребности и возможности всех субъектов процесса ценообразования. Опираясь на выбранную стратегию, разрабатывается тактика ценообразования - это комплекс конкретных практических мероприятий, обеспечивающих осуществление выбранной стратегии по управлению ценами на продукцию, исходя из сложившейся на определенный момент рыночной ситуации и включающих в себя реализацию целей продавца на каждом рынке и по каждому товару на заданный отрезок времени.
В процессе своей деятельности предприятие может придерживаться той или иной стратегии и тактики, одной или нескольких в комплексе. В то же время предприятие должно отслеживать колебания рынка и прогнозировать возможные изменения рыночных условий и при необходимости гибко реагировать на них реагировать сменой или корректировкой выбранной стратегии и тактики. Таким образом, изменение рыночных условий влечет за собой существенное изменение значения и содержания ценовой политики.
Для адаптации и выживания в острой конкурентной борьбе предприятия применяют определенные ценовые стратегии и тактики, ориентируются на существующие механизмы и методы ценообразования, трансформируют их, совершенствуют и разрабатывают новые. Предприятие, которое гибко реагирует на изменения на рынке, анализирует и прогнозирует возможные изменений в будущем, своевременно вносит корректировки в свою ценовую политику- обеспечивает себе успешное развитие, финансовую устойчивость и перспективность дальнейшего развития в будущем.
Ценовая политика торговых сетей представляет собой более сложную функцию по сравнению с ценовой политикой индивидуальных магазинов и частных предпринимателей. По сути, торговая сеть представляет собой более гибкую систему по сравнению с этими видами торговли. Ценовая стратегия индивидуальных магазинов и частных предпринимателей ограничена объемами спроса со стороны покупателей и объемом предложения со стороны поставщиков. Торговые сети могут преодолевать эти ограничения и управлять как объемом продаж, так и объемом закупок, поэтому процесс определения цен является гораздо более сложным процессом, который одновременно несет в себе выигрыш по сравнению со стратегией индивидуальных магазинов и частных предпринимателей.
По результатам исследования во второй главе были сделаны следующие выводы.
Компания «Тандер» (сеть «Магнит») существует с 1994 г. Первый магазин самообслуживания был открыт в Краснодаре в 1998 г. В дальнейшем сеть была преобразована в сеть дискаунтеров. Сегодня она занимает лидирующие позиции в розничной торговле. На 31 декабря 2011 года ЗАО «Тандер» осуществляла свою деятельность в 7 Федеральных округах и 1389 населенных пунктах РФ.
Положительная динамика развития прослеживается в стабильном увеличении выручки, чистой прибыли и увеличении торговой площади. Экономические показатели торговой сети «Магнит» демонстрируют положительную динамику товарооборота и выручки, которые оставили по 129 % по отношению к 2013 г., чистая прибыль увеличилась в 1,4 раза, и ряд других экономических коэффициентов показывает рост темпов продаж. По торговым показателям компания уверенно наращивает торговую площадь. Количество открытых гипермаркетов в 2014 г. совпало с 2013 г., относительное отклонение по количеству торговой площади в целом составило 118 %. Эти показатели, а также товарооборот по сети вывели на первое место среди прочих торговых сетей на территории России торговую сеть «Магнит». Ассортимент торговой продукции, входящий в группу технологических показателей, в целом для сети «Магнит» можно охарактеризовать как широкий, глубокий, полный и обладающий новизной. Такой диапазон характеристик ассортиментной линейки достигается мультиформатностью торговой сети.
С 2006 г. ЗАО «Тандер» придерживается нейтральной политики ценообразования, которая характеризуется установлением цены в каждом отдельном регионе на таком уровне, который воспринимается большинством покупателей как в целом соответствующий экономической ценности данного товара. При этом на ключевые товары целевой группы устанавливаются минимальные цены.
Ценовая политика магазинов ЗАО «Тандер» соответствует принципам ценообразования во всей сети - ориентация на регион присутствия. Однако отсутствует дифференциация цен по форматам магазинов в одном регионе: независимо «Магазин у дома» или «Гипермаркет» или «Магнит Семейный» в одном регионе единые цены.
Анализируя структуру цен ЗАО «Тандер» в 2013 и 2014 годах, было выявлено, что основная доля как и положено на торговом предприятии приходиться на затраты на закупку товаров (или проще говоря стоимость закупки перепродаваемых товаров) - это порядка 69,2% в 2013 году и 65,92% в 2014 году. Наблюдается снижение данных затрат в структуре, однако данное снижение в большей степени произошло в результате повышения доли транспортных расходов с 2,28% в 2013 году до 3,66% в 2014 году. Основные статьи практически не изменили свое доли в структуре цены. В результате был сделан вывод, что влияние постоянных затрат в структуре цены предприятия невелико. Однако увеличение транспортных расходов вызывает определенные опасения.
Кроме этого, выполненный анализ показал, что при общем увеличении объема реализации и еще большего увеличения прибыли, происходит снижение зоны безопасности предприятия и безубыточного объема продаж, что, несомненно, является отрицательным моментом в деятельности предприятия и расшатывает его финансовую устойчивость на рынке.
Далее в третьей главе в ходе исследования было определено, что ценовая политика магазинов ЗАО «Тандер» соответствует принципам ценообразования во всей сети - ориентация на регион присутствия.
Однако отсутствует дифференциация цен по форматам магазинов в одном регионе: независимо «Магазин у дома» или «Гипермаркет» или «Магнит Семейный» в одном регионе единые цены. Одним из методов повышения совокупной торговой наценки для ЗАО «Тандер» может стать еще большая дифференциация установления цен на реализуемую продукцию.
Наценка на товары в зависимости от формата магазина - это наиболее рациональный подход, который особенно эффективен для торговых сетей с разнородными по форматам магазинов в одном регионе: «Магазин у дома», «Гипермаркет», «Магнит Семейный».
Основными клиентами магазинов категории «Магазин у дома» являются местные жители, которые имеют общее представление об ценах в дешевом и среднем ценовых сегментах. Поэтому за счет формирования цен внутри данных ценовых сегментов на уровне конкурентов или ниже можно существенно повысить продажи и прибыль магазина.
Для магазинов категорий «Гипермаркет» и «Магнит Семейный» характерна меньшая чувствительность значительной части покупателей к цене и ниже доля клиентов, ориентированных на покупку самых дешевых товаров. Поэтому для магазинов этих категорий возможно существенное повышение цен в дешевом сегменте. В данных форматах существует возможность превышать средние цены конкурентов в этом сегменте на 15 - 20% без существенного снижения спроса. В среднем ценовом сегменте целесообразно небольшое (около 7-10%) превышение средних цен конкурентов.
Поэтому, в целях совершенствования стратегии ценообразования ЗАО «Тандер» было предложено внедрение системы дифференциации цен по форматам магазинов в одном регионе: «Магазин у дома», «Гипермаркет», «Магнит Семейный», что в прогнозном периоде позволит улучшить ценообразование в компании с широким ассортиментом продукции, которое выразиться в: более выгодном позиционировании, реализация которого не потребовала существенных финансовых вложений; увеличении прибыли благодаря оптимизации цен в рамках ассортимента продукции (средняя торговая наценка торговой сети «Магнит» в целом увеличиться на 2,33% в прогнозном периоде с 28,5% до 30,83%, что в итоге увеличивает рентабельность продаж на 4,08%); повышении гибкости выбора и реализации ценовых решений, что привело к укреплению позиций компании в условиях постоянно меняющейся рыночной ситуации.
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 21.10.1944 г (в ред. от 30.12.2015 г.).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 37.07.1998 г № 146-ФЗ (в ред. от 29.12.2015 г.).
3. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (в ред. от 08.11.2010 г).
4. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: Приказ МФ РФ от 06 мая 1999 г. № 33 (в ред. от о8.11.2012 г).
5. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: Приказ МФ РФ от 06 мая 1999 г. № 32н (в ред. от 27.04.2012 г).
6. Федеральным конституционным законом от 17.12.97 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в редакции от 07.05.2013).
7. Постановлением от 7 марта 1995 года № 239 №221 «О мерах по
упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (с изменениями на 9 марта 2013 года).
8. Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. № 317-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации
9. Амосов, А.И. Ценообразование и социально-экономическая политика в России [Текст]: учебное пособие / А.И.Амосов. - М.: ИНФРА, 2012. - 111-118 с.
10. Афанасьева, М.В. Качество экономики и отраслевые цены [Текст]: учебное пособие / М.В. Афанасьева. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 266-274 с.
11. Балацкий, Е.В. Движение денежной массы и общего индекса цен [Текст]: учебное пособие / Е.В. Балацкий, Г.А. Гриценко. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 55-61 с.
12. Балацкий Е.В. Рыночное ценообразование и производственные циклы [Текст]: учебное пособие / Е.В. Балацкий. - М.: ФБК-Пресс, 2014. - 37-44 с.
13. Беляев, Л.С. России необходимы минимальные внутренние цены на энергоносители [Текст]: учебное пособие / Л.С. Беляев. - М.: ФБК-Пресс, 2014. - 2-9 с.
14. Буланцев, В.Ю. Цены [Текст]: учебное пособие / В.Ю. Буланцев. - М.: ЭКО, 2013. - 19-23 с.
15. Вальтух, К.К. Динамика относительных цен. Теория. Статистические исследования [Текст]: учебное пособие / К.К. Вальтух. - М.: ФБК-Пресс, 2013. - 260-357 с.
16. Варга, В.В. Деньги и цены [Текст]: учебное пособие / В.В. Варга. - М.: ФБК-Пресс, 2011. - 91-101 с.
17. Васильева, Н.Э. Формирование цены в рыночных условиях [Текст]: учебное пособие / Н.Э.Васильева, Л.И.Козлова. - М.: Издательство РДЛ, 2014. - 49-64 с.
18. Владимирова, Т.А. Формирование гибких цен и тарифов в интегрированных экономических системах [Текст]: учебное пособие / Т.А.Владимирова, В.Г.Соколов. - М.: Новосибирск, 2013. - 100-112 с.
19. Волконский, В.В. Цены на энергоресурсы в России и зарубежных странах [Текст]: учебное пособие / В.В. Волконский, А.А. Кузовкин. - М.: Экономист,- 2013. - 11-22 с.
20. Гафарова, Г.Р. О правовом регулировании ценообразования [Текст]: учебное пособие / Г.Р. Гафарова. - М.: Издательство РДЛ, 2013. - 2-4 с.
21. Герасименко, В.В. Ценообразование [Текст]: учебное пособие / В.В.Герасименко. - М.: ИНФРА, 2014. - 33-223 с.
22. Герасименко, В.В. Ценовая политика фирмы [Текст]: учебное пособие / В.В.Герасименко. - М.: Финстатинформ, 2015. - 89-640 с.
23. Герасименко, В.В. Управление ценовой политикой компании [Текст]: учебник / В.В. Герасименко. - М.: Эксмо, 2013. - 187-688 с.
24. Герасименко, В.В. Ценовая политика фирмы: Европейский опыт, российские перспективы, модели и методы, варианты и тесты [Текст]: учебное пособие / В.В. Герасименко. - М.: Издательство РДЛ, 2012. - 12-187 с.
25. Глазова, Е.С. Цены: рыночный механизм и государственное
регулирование [Текст]: учебное пособие / Е.С.Глазова, М.П.Степанова. - М.: Издательство РДЛ, 2014. - 40-50 с.
26. Голощапов, Н.А. Организация ценообразования на предприятии [Текст]: учебно-практическое пособие / Н.А. Голощапов. - М.: Издательство РДЛ, 2014. - 330-359 с.
27. Горина, А.П. Проблемы государственного регулирования процессов ценообразования [Текст]: учебное пособие / А.П.Горина. - М.: Саранск, 2015. - 172 с.
28. Грачев, Р.В. Роль государства в регулировании цен [Текст]: учебное пособие / Р.В. Грачев, Е.М. Бордукова. - М.: Аспирант и соискатель, 2013. - 11¬17с.
29. Данилин, В.И. Калькулирование себестоимости изделий с помощью матричных моделей [Текст]: учебное пособие / В.И. Данилин. - М.: ЭКМОС, 2013. - 115-126 с.
30. Деева, А.И. Цены и ценообразование [Текст]: учебное пособие / А.И. Деева. - М.: Издательство «Экзамен» 2015. - 250-287 с.
31. Дерябин, А.А. О путях совершенствования ценообразования [Текст]: учебное пособие / А.А. Дерябин. - М.: ЭКМОС, 2014. - 75-83 с.
32. Дудов, А.С. К вопросу о ценообразовании в рыночной экономике [Текст]: учебное пособие / А.С. Дудов. - М.: Финансы. 2013. - 22-28 с.
33. Дунаева, Е.С. Теория цен и глобализация [Текст]: учебное пособие / Е.С. Дунаева. - М.: ЭКМОС, 2013. - 93-100 с.
34. Желтякова, И.А. Цены и ценообразование [Текст]: учебное пособие / И.А. Желтякова, Г.А. Маховикова, Н.Ю. Пузыня. - СПб.: ПИТЕР, 2012. - 8-110 с.
35. Иванникова, Е.С. Соглашение о ценообразовании [Текст]: учебное пособие / Е.С. Иванникова, А.А. Дрожжин. - М.: ЭКМОС, 2014. - 10-14 с.
36. Кондрашов, В.В. К вопросу о теоретическом обосновании ценообразования [Текст]: учебное пособие / В.В. Кондрашов. - М.: Экономист,2013. - 86-88 с.
37. Кустарев, А.А. Культура ценообразования [Текст]: учебное пособие / А.А. Кустарев. - М.: ЭКМОС, 2014. - 3-10 с.
38. Лабзунов, П.П. О многофакторной концепции цены [Текст]: учебное пособие / П.П. Лабзунов. - М.: Экономист, 2014. - 44-51 с.
39. Лабзунов, П.П. Классификация ценообразующих факторов и современная модель ценообразования [Текст]: учебное пособие / П.П.Лабзунов, И.И.Малова. - М.: ЭКМОС, 2013. - 169-173 с.
40. Лабзунов, П.П. Принципы управления ценами в современной экономике [Текст]: учебное пособие / П.П. Лабзунов. - М.: ЭКМОС, 2012. - 7-12 с.
41. Лабзунов, П.П. Функции ценообразования в современной экономике[Текст]: учебное пособие / П.П. Лабзунов. - М.: ЭКМОС, 2012. - 7-9 с.
42. Лебедев, В.В. Динамика цен на рынке: учет реакции предпринимателей [Текст]: учебное пособие / В.В. Лебедев. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 76-81 с.
43. Липсиц, И.В. Коммерческое ценообразование [Текст]: учебник / И.В.Липсиц. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 231-368 с.
44. Литвинцева, Г.П. Цены и рентабельность производства в отраслях российской экономики [Текст]: учебное пособие / Г.П. Литвинцева. - М.: ИНФРА- М, 2014. - 7-14 с.
45. Малыгин, А.А. Как свободные цены разрушают экономику [Текст]: учебное пособие / А.А. Малыгин. - М.: Диалог, 2013. - 32-36 с.
46. Маренков, Н.Л. Цены и ценообразование в рыночной экономике России [Текст]: курс лекций / Н.Л. Маренков. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 199-216 с.
47. Москалева, Н.И. Цена и рынок [Текст]: учебное пособие / Н.И. Москалева. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 15-19 с.
48. Мурашов, С.С. Прогнозирование динамики цен производителей по видам экономической деятельности [Текст]: учебное пособие / С.С. Мурашов. - М.: Экономист, 2011. - 60-71 с.
49. Никитин, С.М. Ценообразование крупных компаний в рыночной экономике [Текст]: учебное пособие / С.М.Никитин, Е.С.Глазова, Ф.С. Диярханов. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 15-22 с.
50. Никулина, Р.В. О механизме саморегулирования цен [Текст]: учебное пособие / Р.В. Никулина. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 10-15 с.