ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ 8
1.1. Сущностная характеристика развития познавательного интереса у
старших дошкольников 8
1.2 . Особенности организации и проведения экспериментирования у старших дошкольников 13
1.3. Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 19
Выводы по I главе 30
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 32
2.1. Выявление исходного уровня познавательного интереса у старших
дошкольников 32
2.2. Разработка и апробация плана развития познавательного интереса у
старших дошкольников средствами экспериментирования 38
2.3. Анализ эффективности плана развития познавательного интереса
средствами экспериментирования 42
Выводы по II главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования заключается в том, что познавательный интерес является одним из важнейших мотивов в обучении дошкольников. Воздействие познавательного интереса на онтогенез развития сложно переоценить. В силу особенностей возрастного периода, у детей старшего дошкольного возраста процесс экспериментирования протекает максимально продуктивно. Ведь он направлен не только на процесс познания, но и на его результат, а это всегда связано со стремлением к цели, с ее реализацией, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Таким образом, развитие лобных долей мозга стимулируется через воздействие на модальные неспецифические факторы. Возникают новые нейронные связи, которые способствуют развитию нейропсихических функций. Новые нейрональные связи возникают только при новом для мозга действии [32]. Именно поэтому одним из эффективных видов деятельности дошкольников является детское экспериментирование. Этот инновационный вид деятельности детей позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.
Проблемой развития познавательного интереса у дошкольников в разное время занимались и широко исследовали ученые Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина [2, 4, 35, 46].
Познавательный интерес у дошкольника проявляется во всём: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания; и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения. Следовательно, основная задача педагогов - это так организовать образовательный процесс, чтобы на выходе из ДОУ старшие дошкольники приобрели стремление познавать природу, исследовать закономерности в окружающем их мире, показывали высокий познавательный интерес.
В связи с этим, возникает необходимость разработки и внедрения таких педагогических условий, которые направлены на повышение уровня познавательного интереса детей через экспериментально-исследовательскую деятельность.
Таким образом, можно сказать, что исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника.
Проблема исследования вытекает из необходимости разрешить указанное противоречие: повышение уровня познавательного интереса у старших дошкольников возможно только при возможности внедрения экспериментально-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОУ.
Исходя из актуальности приоритетного направления, понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, желая создать условия для исследовательской активности дошкольников, была сформирована цель данной работы.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально доказать влияние экспериментирования на познавательный интерес у старших дошкольников.
Объект исследования - процесс развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в ходе экспериментирования.
Предмет исследования - экспериментирование как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников.
Гипотеза исследования - внедрение экспериментирования в образовательный процесс в ДОУ способствует повышению уровня познавательного интереса у старших дошкольников.
Исходя, из цели и гипотезы исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме;
2. Выявить и проанализировать уровень познавательного интереса у старших дошкольников;
3. Разработать и апробировать проект по развитию познавательного интереса у старших дошкольников посредством экспериментально- исследовательской деятельности.
Методологические основы и методы исследования.
Методологической основой являются идеи народной педагогики, связанные с развитием познавательного интереса у дошкольников (концептуальные идеи развития познавательного интереса у дошкольников В.С. Мухиной, Г.И. Щукиной) [27, 46]. Анализ и обобщение исследований по проблеме познавательного интереса С.Н. Николаевой позволили уточнить понятие «познавательный интерес» и дать ему новую смысловую характеристику [28].
Методы исследования:
-организационная группа методов представлена сравнительным методом; -эмпирическая группа методов включала наблюдение, беседу, анкетирование;
-методы обработки данных: качественный и количественный анализ полученного фактического материала.
Этапы исследования:
I этап (октябрь - ноябрь 2019 года) - констатирующий.
Изучение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме развития познавательного интереса у старших дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельности;
определение состояния проблемы и выявление перспектив её решения в условиях образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
На первом этапе были продиагностированы обе группы дошкольников с помощью методик анализа познавательного интереса старших дошкольников (методика «Древо желаний» В.С. Юркевич, методика «Выбор деятельности» Л.Н.Прохорова, методика «Маленький исследователь» Л.Н.Прохорова, методика «Радости и огорчения» И.В.Цветкова).
II этап (ноябрь 2019 года - март 2020 года) - формирующий.
Создание теоретического обеспечения исследования проблемы. Опытно - практическая часть данного этапа включала в себя разработку проекта; уточнялась общая гипотеза; подбирался материал для проведения эксперимента.
Был разработан краткосрочный проект по экспериментированию с детьми «Земля - наш общий дом».
На базе МБДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида»
Советского района г. Казани был внедрен проект по экспериментированию в старшей и подготовительной к школе группах (дошкольники 5-7 лет). В ходе реализации проводились занятия с экспериментальной группой детей два раза в неделю, которые длились по 20 мин и включали в себя, помимо введения, познавательной части и рефлексии, экспериментально - исследовательскую деятельность и физкультурные минутки (занятия проводились на протяжении 5-ти месяцев).
Затем было осуществлено повторное исследование уровня познавательного интереса у обеих групп старших дошкольников.
III этап (март 2020 года) - контрольный.
Обобщение и описание полученных в ходе опытно-практической работы результатов, уточнение выводов по проблеме влияния экспериментирования на повышение уровня познавательного интереса старших дошкольников.
Эмпирической базой исследования являлись дошкольники старшего возраста 5-7 лет, которые были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. Исследования проводились до и после внедрения проекта «Земля - наш общий дом».
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут представлять интерес для педагогов дошкольных учреждений и использованы при написании вариативной части календарно-тематического планирования образовательной деятельности в ДОУ.
В качестве обмена опытом были опубликованы статьи по теме развития познавательных интересов у старших дошкольников в процессе экспериментирования в следующих журналах:
1) Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты [Текст]: сборник статей III Международной научно-практической конференции. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». -2020. -312с.;
2) Вопросы педагогики [Текст]: журнал научных публикаций. - № 04-2 (апрель) / Науч.- инф. издат. центр «Институт стратегических исследований»; гл. ред. А.Н. Зотин. - Москва, 2020. - 393 с.
База исследования: экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 8 комбинированного вида» Советского района
г.Казани в октябре 2019 года - в марте 2020 года.
В исследованиях участвовало 46 дошкольников старшего возраста 5-7 лет. 23 из них участвовали в проекте по экспериментированию «Земля - наш общий дом», а 23 ребенка нет (контрольная группа).
Апробация полученных результатов: участие в Международном
Проекте «Экологическая культура. Мир и согласие» им. В.И. Вернадского.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Данное исследование показало, что применение экспериментально-исследовательской деятельности на занятиях позволяет дошкольнику моделировать в своем сознании реальную картину мира, основанную на самостоятельных наблюдениях, выводах, установлении
взаимозависимостей, закономерностей и т. д.. При этом опыты, которые старший дошкольник проводит с предметами, носят скорее творческий характер. А, следовательно, вызывают интерес к исследованию, развивают мышление, стимулируют рост познавательного интереса, любознательность. Кроме этого, занятия по экспериментированию способствовали активным поискам способов решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутого предположения в действии и построении доступных выводов.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование метода экологического воспитания - детское экспериментирование в педагогической практике является наиболее эффективным и необходимым условием развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.
По результатам проведенного исследования, можно сказать, что дети проявляют большой познавательный интерес, интерес к
экспериментированию, к миру живой и неживой природы в процессе экспериментально-исследовательской деятельности по проекту «Земля - наш общий дом».
Цель - развитие познавательного интереса старших дошкольников с помощью проекта по экспериментированию - можно считать достигнутой.
В ходе работы по выше изложенным задачам достигнуты следующие результаты:
- повысился уровень познавательного интереса старших дошкольников; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
- разработана и апробирована система педагогических условий, направленная на развитие познавательного интереса детей через поисково-исследовательскую деятельность;
- осуществлен подбор диагностических методик, позволяющих судить об уровне познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста;
Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по экспериментированию.
Экспериментальное исследование дает основание считать цель исследования достигнутой, а его задачи - реализованными.
Гипотезу исследования о том, что внедрение экспериментирования в образовательный процесс в ДОУ способствует повышению уровня познавательного интереса у старших дошкольников, можно считать подтвержденной, так как в экспериментальной группе у детей старшего возраста после внедрения проекта по экспериментально-исследовательской деятельности заметно вырос уровень познавательных интересов (с 10 % до 83 %), в отличие от контрольной группы ребят, где изменения были незначительны (с 8% до 14 %).
Перспективы работы:
- последовательно и целенаправленно осуществлять внутренний мониторинг развития познавательного интереса старших дошкольников в процессе дальнейшей реализации проекта «Земля - наш общий дом»;
- тесно взаимодействовать с родителями дошкольников по данной проблеме, для лучшей подготовки детей к обучению в школе;
- регулярно пополнять новинками картотеки и странички модуля «Земля - наш общий дом!».
Полученные в ходе исследования результаты развития
познавательного интереса у старших дошкольников с помощью экспериментирования могут быть использованы педагогами в дошкольных образовательных организациях при написании вариативной части календарно-тематического планирования, в режимных моментах и на специализированных занятиях по экспериментально-исследовательской деятельности.
1. Абашина, В.В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математики) [Текст] / В.В. Абашина // Сургут: РИО СурГПИ, 2015. - 137 с.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / [Текст] / Б.Г. Ананьев // Питер.: 2016. - 288 с.
3. Басько, Е. Ф. Динамика любознательности детей 6-8 лет [Текст] / Е.Ф. Басько // Искусство и образование. - 2013. - № 6. - С. 113-123
4. Божович, Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения [Текст] / Л. И. Божович // Питер.: 2015. - 400 с.
5. Вахрушева, Л. Н. Выявление любознательности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л.Н. Вахрушева // Детский сад: теория и практика. - 2016. - № 6 (66). - С. 90-99
6. Вербенец, А.М. Возможности создания мини-музея познавательной направленности в современном детском саду [Текст] / А.М. Вербенец // Дет. сад: теория и практика. - 2015. - № 10. - С. 56-73
7. Виноградова, Е. Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6 лет [Текст] / Е. Л. Виноградова // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 2. - С. 47-56
8. Воробьева, Н. А. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации их экспериментально- исследовательской деятельности [Текст] / Н. А. Воробьева // Науч.-исслед. публикации. - 2014. - № 8 (12). - С. 156-160
9. Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский // Хрестоматия по возрастной психологии / сост. Л. М. Семенюк. - М.: Воронеж, 2003. - 57-64 с.
10. Газизова, Ф.С. Методическая работа как средство повышения качества деятельности дошкольной образовательной организации [Текст] / Газизова Ф.С., Нуриева А.Р., Сулейманова У.И. // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: Ялта. РИО ГПА, 2020. 66(4). - С. 52-56
11. Галич, Т. Н. Использование дидактических игр в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Т.Н. Галич, Е.А. Плустенко // Молодой ученый. 2019. - №16. - С. 264-265
12. Гусарова, С. В. Формирование представлений о технике как средстве развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / С. В. Гусарова. - М.: 2010. - 28 с.
13. Гусманова, А.А. Развитие творческих способностей на занятиях по изобразительной деятельности [Текст] / А.А. Гусманова // Развитие интеллектуальных, творческих способностей детей дошкольного возраста (из опыта работы педагогического коллектива МАДОУ «Детский сад № 290» Советского района г. Казани) - Казань, 2014. - С. 45-49
14. Давидчук, О. В. Развитие познавательной активности у старших дошкольников через экспериментальную деятельность [Текст] / О.В. Давидчук // Дошк. образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2015. - № 3 (6). - С. 50-51
15. Заевская, В. А. Значение детского экспериментирования в развитии познавательной активности старших дошкольников [Текст] / В. А. Заевская, М. К. Мойся // Молодой ученый. - 2016. - № 9-3 (113). - С. 11-13
16. Закон об образовании в Российской Федерации [Текст]: от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. - Москва: ТЦ Сфера, 2013. - 192 с. - (Правовая библиотека образования). - ISBN 978-5-9949-0742-9.
17. Киселева, А. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст]: пособие для рук. и практ. работников ДОУ / А. С. Киселева, Т. А. Данилина. - М.: АРКТИ, 2014. - 167 с.
18. Князева, Е. С. Развитие предпосылок познавательной рефлексии у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.С. Князева // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 2. - С. 51-57
19. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения [Текст]: в 3 т. / Я. А. Коменский; пер. с лат. В. Н. Ивановского. - М.: Учпедгиз, 1939. - Т. 2. - 288 с.
20. Комлева, И. С. Дети экспериментируют? Да! [Текст] : роль 84 эксперимент. деятельности в познават. развитии дошкольников / И. С. Комлева // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 8. - С. 29-33
21. Красова, Т. Д. Специфика развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т.Д. Красова // Традиции и инновации в начальном образовании. - Елец, 2018. - С. 178-182
22. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. - М.: Пед. о-во России, 2013. - 80 с.
23. Лазаренко Е. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой в процессе экспериментирования в условиях современной дошкольной образовательной организации [Текст] / Е.Н. Лазаренко // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та. - 2015. - № 9/10 (104). - С. 83-87
24. Леонтьев, А. Н. О формировании способностей [Текст] / А. Н. Леонтьев // Хрестоматия по возрастной психологии / сост. Л. М. Семенюк. - М.: Воронеж, 2003. - С. 80-91
25. Макаренко Л. В. Развитие познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования [Текст] / Л.В. Макаренко // Проблема обеспечения качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС : материалы II Всерос. науч.-практ. конф., 17-18 окт. 2013 г., [г. Орел]. - М., 2013. - С.191-193
26. Методические советы к программе «Детство» [Текст] / отв. ред. Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 304 с.
27. Мухина B.C. Детская психология [Текст] / B.C. Мухина; под ред. Л.А. Венгера. - 2-е изд. М.: Просвещение, 1985. - 272 с.
28. Николаева, С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой [Текст] / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 7. - 31-38 с.
29. Нисканен Л. Г. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования [Текст] / Л.Г. Нисканен // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. - 2013. - № 4. - С. 11-18
30. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов; под ред. Н. В. Валуева. - М.: Оникс, 2011. - 736 с.
31. Организация экологических наблюдений и экспериментов со старшими дошкольниками [Текст] / И. А. Дорохова [и др.] // Актуальные вопросы современной педагогики - Самара, 2017. - С. 35-38
32. Петрова И. В. Формирование познавательного интереса старших дошкольников в детском экспериментировании [Текст] / И.В. Петрова // Тр. молодых ученых Алт. гос. ун-та. - 2015. - Т. 2, № 12. - С. 40-43
33. Поддьяков, А. Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте [Текст] / А. Н. Поддьяков / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова/,- М. : 2011. - 48 с.
34. Развивающий портал «Играем.про» [ Электронный ресурс]. Режим доступа: http://igraem.pro/, (Дата обращения 17.11.2019)
35. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2016 - 796 с.
36. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или О Воспитании [Текст] / Ж.-Ж. Руссо // История зарубежной дошкольной педагогики / под ред. С. Ф. Егорова. - М.: 2010. - С. 120-170.
37. Рязанова, Н. Е. Значение пересказа в развитии связной речи дошкольников [Текст] / Н. Е. Рязанова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. 28 авг. 2015 г., Чебоксары / отв. ред. О. Н. Широков. - Чебоксары, 2015. - С. 147-149
38. Скоролупова, О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода» [Текст] / О. А. Скоролупова. - М.: Скрипторий, 2013, - 95 с.
39. Современные педагогические технологии образования детей
дошкольного возраста [Текст] / авт.-сост. О. В. Толстикова [и др.]. -
Екатеринбург: ИРО, 2014. - 193 с.
40. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников [Текст] / Н. Н. Поддъяков [и др.]; под ред. Н. Н. Поддъякова. - М.: Педагогика, 1980. - 216 с.
41. Тугушева, Г.П. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности [Текст] / Г.П. Тугушева // СПб.: Детство-Пресс: 2018. - 64 с.
42. Ушинский, К. Д. Три элемента школы [Текст] / К. Д. Ушинский // Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 2 т. / К. Д. Ушинский. - М.; Л., 1957.
- Т. 1. - С. 32-50.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации - М.: Перспектива, 2015. - 32 с.
44. Чехонина, Г. О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности [Текст]: ст. дошкол. возраст / Г. О. Чехонина // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 6. - С. 13-16
45. Чистякова, А.А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности в процессе формирования основ безопасной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.А. Чистякова // Учен. зап. ун-та Лесгафта. - 2011. - № 1. - С. 137-139
46. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г.И. Щукина - М.: Педагогика, 2011. - 405 с.
47. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] / Н. В. Кузнецова [и др.]; под ред. Л. Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2013. - 72 с.
48. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин ; ред.- сост. Д. Б. Эльконин. - М.: Академия, 2005. - 384 с.
49. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду [Текст] / Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова. - М.: Просвещение, 2002. - 144 с.
50. Jonson D. Learning Togeter and Alon. Englewood Cliffs? / D. Jonson, R. Jonson New Jersey: Allyn & Bacon, 1991. - 247 p.
51. Seffeldt C. Early childhood education: an introduction / C. Seefeldt, N. Barbour. 3 rd. ed. - LB 1139.25.S. 44. - 1993. - 372 p.