Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №37951

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
499
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОГО
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ 8
1.1. Сущность понятия «познавательный интерес» 8
1.2. Основные подходы к изучению познавательного интереса 12
1.3. Роль детского экспериментирования в развитии познавательного интереса у детей 15
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 19
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ 20
2.1. Выявление исходных показателей развития познавательного интереса у детей подготовительной к школе группы 21
2.2. Разработка и апробация плана развития познавательного интереса посредством экспериментирования у детей подготовительной к школе группы 32
2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 39
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 54

Актуальность исследования. На современном этапе обновленное содержание дошкольного образования тесно связано с индивидуальным
развитием ребенка. Актуализируется интерес к детской индивидуальности, ее развитию и саморазвитию, дошкольный возраст рассматривается как период накопления психических новообразований ребенка – дошкольника, освоения им социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации в постоянно
расширяющихся и усложняющихся контактах со взрослыми и сверстниками.
Важнейшей характеристикой личности, показателем ее сформированности
является система интересов растущего человека. Степень разносторонности и устойчивости интересов, особенности их изменения позволяют судить об уровне развития человека. Поэтому изучение интереса, характера его изменения является важным направлением педагогических исследований.
Актуальность проблемы развития познавательного интереса на социально-педагогическом уровне определяется поиском новых педагогических средств в
организации образовательного процесса в ДОУ. Выделение проблемы развития познавательного интереса в качестве ключевой в саморазвитии личности дошкольника обусловлено рядом причин, а прежде всего, запросом общества:
одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет свободного развития личности (ст.3. пункт 3), создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей (ст. 3. пункт 7 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»).
Указанный возраст обладает повышенными возможностями и для развития общих умственных качеств, которые проявляются в любознательности,
своеобразной остроте восприятия, специфичности воображения. Вместе с тем
обозначенная проблема не нашла должного освещения в системе сложившегося
дошкольного образования, о чем свидетельствует недостаточное количество исследований по выявлению эффективной педагогической стратегии личностного развития дошкольника.
Изучение и анализ педагогической деятельности ДОУ позволил выявить негативные факторы, сложившиеся в массовой практике дошкольного образования:
- заорганизованность, регламентированность жизнедеятельности дошкольников, в ходе которой не всегда учитываются интересы и желания детей
(особенно в старшей и подготовительной группе).
- педагоги испытывают затруднения в подборе методов, приемов, способствующих повышению познавательной активности и познавательного интереса воспитанников.
Исследованием познавательного интереса и возможностей его развития у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования занимались такие ученые как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Г.И. Щукина, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн. В современной психолого-педагогической литературе данная проблематика представлена в работах таких ученых как И.В. Веснин [6], Н.С. Дуисеева [11], Е.Е. Клопотова [16], И.Э. Куликовская [18], А.А.
Малай [21], М.С. Подберезкина [25], И.Н. Соколовская [28] и других авторов,
изучающих сущность и закономерности становления познавательных интересов
ребенка, а также Е.Б. Быстрай [3], Н.С. Горбунова [7], О.В. Дыбина [12; 13], Н.Н.
Поддъяков [26], В.В. Щетинина [30] и других ученых, рассматривающих особенности экспериментирования в условиях дошкольной образовательной организации.
Анализ научной литературы и объективных условий позволил выделить противоречия между возрастающей потребностью общества в активизации развития ребенка-дошкольника, одним из показателей которого является познавательный интерес, и не разработанностью адекватных средств развития познавательного интереса в деятельности ДОУ.5
Цель исследования: теоретически обосновать и путём опытно-экспериментальной работы проверить эффективность экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность и цель исследования обусловили решение следующих задач:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательного интереса средствами экспериментирования у детей старшего
дошкольного возраста.
2. Выявить исходный уровень развития познавательного интереса у детей
подготовительной к школе группы.
3. Разработать и апробировать систему занятий по экспериментированию, направленную на развитие познавательного интереса у детей подготовительной
к школе группы.
4. Определить эффективность использования экспериментальной деятельности как средства развития познавательного интереса у детей
подготовительной к школе группы.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: экспериментирование как эффективное средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: экспериментирование является эффективным средством развития познавательного интереса у детей подготовительной к школе группы.
В работе применяются такие методы исследования как:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования экспериментирования как средства развития познавательного
интереса у детей старшего дошкольного возраста;
- педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
- анализ и интерпретация эмпирических данных, математическая обработка результатов;
- наблюдение, беседа с детьми и воспитателями;
Методологическая основа исследования. В многочисленных исследованиях доказано, что познавательный интерес оказывает позитивное влияние на качество мыслительной деятельности и усвоение знаний, является стимулом для развития волевых качеств (Л.С.Выготский, А.К. Дусавицкий, В.Н., Мясищев, Н.Г. Морозова, др.), служит основой для совершенствования способностей и склонностей к различным видам творческой деятельности (Л.А. Венгер, Н.С. Лейтес др.).
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней представлен план проведения экспериментов, которые могут быть использованы в работе воспитателя с детьми подготовительной к школе группы по развитию у дошкольников познавательного интереса. Содержание экспериментов в соответствии с разработанным планом приведено в Приложении 4 к данной работе.
База опытно-экспериментальной работы: МБДОУ «Детский сад № 25 «Сказка» г. Набережные Челны, РТ. В исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет), воспитанники подготовительных к школе групп данной образовательной организации. Все дети разделены на две группы по 20 человек в каждой – экспериментальную и контрольную.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Основные этапы исследования:
Первый этап - поисково-творческий. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ее обобщение и теоретический анализ;
постановка целей и задач, формулирование рабочей гипотезы исследования.
Второй этап – опытно-экспериментальный. Проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента, выявление особенностей познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании, разработка и апробация системы занятий для развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами
экспериментирования.
Третий этап – обобщающий. Анализ и обобщение результатов проведенного исследования. Оформление и систематизация материалов
исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование было направлено на изучение экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей подготовительной к школе группы.
Современный мир характеризуются высокой динамичностью, его изменения столь стремительны, что требуют от человека постоянного, непрекращающегося в течение всей жизни увеличения объема знаний и умений. Все это становится основанием для пересмотра современной дошкольной педагогикой места и значения исследовательского поведения в формировании и развитии личности ребенка. Умения и навыки исследовательского поиска необходимы сегодня каждому, от уровня их развития, условия для которого закладываются уже в период дошкольного детства, зависит успешность будущей жизнедеятельности человека в современном быстро изменяющемся мире. Именно поэтому проблема экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития у них познавательного интереса, его влияния на познавательные процессы ребенка привлекает сегодня все более пристальное внимание со стороны отечественных исследователей.
На основании проведенного исследования могут быть сделаны следующие выводы:
1. Познавательный интерес может быть определен как положительное отношение субъекта к осуществляемой им познавательной деятельности; форма проявления познавательной потребности личности. Особое значение в процессе развития познавательного интереса дошкольников имеет экспериментирование, которое позволяет ребенку включиться в процесс целенаправленного познания мира и научиться ставить цели, планировать свою работу, контролировать свои действия, прогнозировать возможные результаты, сопоставлять и сравнивать их с реальными результатами.
2. В ходе эмпирического исследования была проведена работа по
развитию познавательного интереса детей подготовительной к школе группы посредством экспериментирования. В процессе работы решались следующие задачи: развитие у дошкольников интереса к познанию окружающей
действительности; формирование способности видеть многообразие окружающей действительности в системе взаимосвязей и взаимозависимостей между ее объектами; развитие самостоятельности, сообразительности, творческих способностей дошкольников в процессе экспериментирования; создание предпосылок для дальнейшего расширения перспектив экспериментальной деятельности детей; развитие инициативы, оценочного и критического отношения к миру.
3. В результате проделанной работы в экспериментальной группе существенно увеличилось число детей, которые часто занимается в уголке познавательного развития; предпочитают получать знания самостоятельно; эмоционально относятся к занятиям, связанным с умственной работой; задают содержательные вопросы; проявляют интерес к чтению познавательной литературы. Эти дошкольники теперь чаще выбирают виды деятельности, связанные с познанием, а игровая деятельность у таких детей отошла на второй план.
Таким образом, задачи исследования были решены, а цель - достигнута. Гипотеза исследования подтвердилась.


1. Анкета «Изучение познавательных интересов» В.С. Юркевич. -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://ds04.infourok.ru/uploads/doc/0adb/00030492-bb42602e.docx (дата обращения: 21.11.2018).
2. Баранова, Э.А. Исследование познавательного интереса в структуре общей способности у дошкольников и младших школьников / Э.А. Баранова // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 3. - С. 106 - 117.
3. Быстрай, Е.Б. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста / Е.Б. Быстрай, Б.А. Артеменко // Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики. - 2017. - Ч. 1. - С. 72 - 74.
4. Вахрушева, Л.Н. Характеристика экспериментирования как метода дошкольного образования / Л.Н. Вахрушева // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 2. - С. 68 - 77.
5. Вербицкий, А.А. Познавательный интерес в контекстной образовательной среде / А.А. Вербицкий // Вестник Московского ун-та. - 2014. - № 4. - С. 40 - 51.
6. Веснин, И.В. Познавательная активность дошкольников: сущность, уровни проявления / И.В. Веснин, Л.В. Шинкарева // Гаудеамус. - 2015. - № 8. - С. 187 - 190.
7. Горбунова, Н.С. Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности / Н.С. Горбунова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2015. - № 4. - С. 40 - 42.
8. Гридасова, О.В. Развитие познавательной активности дошкольников посредством игр-экспериментирований / О.В. Гридасова, Н.Ф. Махалина // Общество, наука и инновации. - 2014. - С. 183 - 185.
9. Демешина, А.Р. Г.И. Щукина о познавательном интересе / А.Р. Демешина
// Современное образование: актуальные вопросы, достижения,
инновации. - 2018. - С. 69 - 71.
10. Диагностика развития и условий для осуществления экспериментальной
деятельности воспитанников ДОУ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pik100.ucoz.ru/konsul/yprava/experiment.htm (дата
обращения: 12.12.2018).
11. Дуисеева, Н.С. К вопросу о познавательном интересе в процессе обучения / Н.С. Дуисеева // Научное знание современности. - 2017. - № 2. - С. 88 - 91.
12. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. - М.: Сфера, 2014. - 188 с.
13. Дыбина, О.В. Педагогическая поддержка развития познавательной активности у детей 6 - 7 лет в процессе исследовательской деятельности / О.В. Дыбина // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - № 2 - С. 55 - 58.
14. Заложных, Е.О. Сотрудничество дошкольников и взрослых при организации детского экспериментирования / Е.О. Заложных // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2017. - №1. - С 22 - 31.
15. Киреева, М.М. Экспериментируем вместе! / М.М. Киреева // Детский сад от А до Я. - 2014. - № 1. - С. 84 - 92.
16. Клопотова, Е.Е. Возрастные особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте / Е.Е. Клопотова, И.А. Самкова // Психолого-педагогические исследования. - 2017. - № 2. - С. 25 - 37.
17. Красильникова, А.Е. Познавательный интерес как психологопедагогический феномен / А.Е. Красильникова // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2013. - № 2. - С. 66 - 72.
18. Куликовская, И.Э. Познавательное развитие детей: концептуальные основания и возрастная логика содержания / И.Э. Куликовская // Известия ЮФУ. - 2015. -№ 11. - С. 45 - 54.
19. Кунц, В.И. Формирование познавательного интереса у старших дошкольников / В.И. Кунц // Наука и образование. - 2014. - С. 100 - 102.
20. Ландышева, Ю.Л. Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников / Ю.Л. Ландышева // Научный поиск. - 2015. - № 3.5. - С. 9 - 11.
21. Малай, А.А. Сущность понятия «познавательный интерес» / А.А. Малай // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - № 46-1. - С. 295 - 300.
22. Малкова, М.С. Влияние экспериментирования на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста / М.С. Малкова // Педагогическое мастерство. - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 169 - 171.
23. Маракушина, И.Г. Познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста как условие готовности к обучению в школе / И.Г. Маракушина, Т.А. Сухоницкая // Новое слово в науке: перспективы развития. - 2016. - № 1-1. - С. 387 - 388.
24. Онос, М.И. Экспериментальная и поисковая деятельность детей дошкольного возраста / М.И. Онос // Молодой ученый. - 2017. - №6. - С. 433 - 435.
25. Подберезкина, М.С. Сущность понятий «интерес», «познавательный интерес», «нестандартный урок» / М.С. Подберезкина // Проблемы и перспективы повышения качества образовательных услуг на основе инноваций: региональный аспект. - 2017. - С. 69 - 75.
26. Поддъяков, Н.Н. Экспериментирование и эвристическая структура опыта ребенка / Н.Н. Поддъяков // Актуальные проблем образования и науки: традиции и перспективы. - 2016. -С. 174 - 179.
27. Пологрудова, И.С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе / И.С. Пологрудова // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 366 - 367.
28. Соколовская, И.Н. К определению сущности понятия «познавательный интерес» в педагогике / И.Н. Соколовская, А.А. Кивилева // XIX Царскосельские чтения. - 2015. - С. 89 - 92.
29. Чемоданова, М.В. Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников / М.В. Чемоданова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - С. 970 - 972.
30. Щетинина, В.В. Определение подходов к характеристике поисковоинформационных умений дошкольников / В.В. Щетинина // Волжский вестник науки. - 2016. - № 1. - С.32 - 38.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ