ГЕМОДИНАМИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ 2908
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Задачи: 5
Методы исследования: 6
1 Здоровье и функциональное состояние школьников 7
1.1 Факторы, определяющие функциональный статус и здоровье подростков 7
1.2 Возрастные показатели гемодинамики 12
1.3. Влияние физической нагрузки на состояние школьников 16
2 Материалы и методы исследования 20
2.1. Общая характеристика условий и контингента участников исследования 20
2.2 Оценка физического развития детей и подростков на основе соматометрических показателей 20
2.3 Физиометрические критерии физиологической адаптации подростков 25
2.4 Оценка качества сна у подростков (Стенли Корен) 27
2.6 Определение стрессоустойчивости личности (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова) 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ А 35
Всем известен афоризм «Дети - наше будущее».Здоровье детей и подростков является актуальной проблемой и основным предметом важности, поскольку оно определяет будущее нашей страны, генофонд нации и экономический потенциал общества.
Формирование здоровья в детском и подростковом возрасте во многом связано с характером наследственности, образом жизни семьи в которой растет ребенок, с наличием и выраженностью экзогенных факторов риска и др.
Факторами, отрицательно влияющими на состояние организма школьника, являются несоответствие методов и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям ребенка, стрессорная тактика авторитарной педагогики, нерациональная организация учебного процесса, нарушение санитарно-гигиенических условий обучения. Значимость этих факторов определяется деятельностью, систематичностью и непрерывностью их воздействия на организм ребенка [29].
Уровень соматического здоровья определятся в наибольшей степени развитием качества общей выносливости. Его физиологической основой являются аэробные возможности человека, отражающие способности организма доставлять и использовать кислород для энергопродукции при физической работе (например, длительное статическое напряжение на уроках в процессе учебной деятельности) [34]. Все это, оказывает огромное влияние на процесс и успешность учебной деятельности учащихся.
Наибольшее отрицательное влияние на развитие состояния здоровья растущего организма оказывают следующие факторы риска в учебно - воспитательном процессе:
- нарушение режима дня и учебно -воспитательного процесса;
- недостаточная двигательная активность;
- отсутствие у школьников гигиенических навыков, наличие вредных привычек;
- неблагоприятный психологический микроклимат в семье и школе [41].
Актуальность исследования. Проблемы сохранения здоровья детей, воспитания навыков здорового образа жизни, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного очень актуальны на сегодняшний день. Современная жизнь ставит перед педагогами много новых задач, среди которых одной из основных является сохранение здоровья подрастающему поколению. Подростковый возраст является переломным периодом в жизни ребенка, именно в этом момент очень важно сохранить и привить правильные привычки, которые в сочетании с обучением подростков и методами их совершенствования приведут к положительным результатам сохранения здоровья.
Цель: оценить функциональное состояние и здоровье школьников по гемодинамическим коррелятам с учетом возрастных норм.
Задачи:
1. Выявить уровень и пропорциональность физического развития школьников.
2. Определить функциональное состояние организма по центральным и периферическим показателям гемодинамики .
3. Дать комплексную оценку здоровья школьников по их соматометрическим и гемодинамическим показателям.
4. Разработать педагогические рекомендации, направленные на предупреждение у подростков школьного утомления, сохранение и укрепления соматического здоровья.
Объект исследо вания: учащиеся 15-16 лет, обучающиеся в классе с математическим уклоном на базе МБОУ Лицея №32 г. Белгорода.
Предмет исследования: показатели соматометрии (рост тела и его масса, окружность грудной клетки), гемодинамики (частота сердечных сокращений и артериальное давление и все его компоненты - сисистолическое, диастолическое, пульсовое) и динамометрии.
Методы исследования:
1. Оценка физического развития детей и подростков на основе соматометрических показателей.
2. Оценка устойчивости сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке.
3. Оценка уровня физического состояния человека.
4. Оценка качества сна у подростков (Стенли Корена).
5. Оценка степени хронического утомления (А.Б. Леонова и И.В. Шишкина).
6. Определение стрессоустойчивости личности (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова).
Теоретико-методической основой для выполнения выпускной квалификационной работы являются результаты научных исследований в области теоретического и практического научного знания педагогики и возрастной анатомии и физиологии (Р.М. Баевский, 1979; В.П. Казначаев, 1986; А.П. Берсеньева, 1991; Н.А. Агаджаняна, 1998; и др.). Педагогам необходимы знания основ физиологической адаптации, возрастно-половых особенностей физического развития подростков в период полового созревания, механизмов функционирования и нервно -гуморальной регуляции активности сердечно-сосудистой системы и диагностического значения её системных показателей гемодинамики, которые характеризуют индивидуальные адаптивные возможности подростков к школьному обучению для правильной организации учебно -воспитательного процесса
Практическая значимость результатов работы: передача результатов исследования, выводов и рекомендаций выпускной квалификационной работы в МБОУ Лицея №32 для целенаправленной организации учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальныхособенностей адаптивно-функциональных возможностей подростков, уровня их физического развития и соматического здоровья.