АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОТЕРПЕВШЕГО КАК УЧАСТНИКА ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И
РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПОТЕРПЕВШЕГО КАК УЧАСТНИКА ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ 14
§1.1 Историко-правовой анализ становления и развития института потерпевшего как участника производства по делам об административных правонарушениях 14
§1.2 Понятие потерпевшего по административному законодательству Российской Федерации 19
§1.3 Принципы участия потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях 39
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ПОТЕРПЕВШЕГО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ 51
§2.1 Понятие административно-правового статуса потерпевшего по делам об административных правонарушениях 51
§2.2 Права и обязанности потерпевшего по делам об административных правонарушениях 61
§2.3 Гарантии реализации прав и исполнения обязанностей потерпевшим в производстве по делам об административных правонарушениях 72
Заключение 84
Список использованных источников и литературы 92
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И
РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПОТЕРПЕВШЕГО КАК УЧАСТНИКА ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ 14
§1.1 Историко-правовой анализ становления и развития института потерпевшего как участника производства по делам об административных правонарушениях 14
§1.2 Понятие потерпевшего по административному законодательству Российской Федерации 19
§1.3 Принципы участия потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях 39
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ПОТЕРПЕВШЕГО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ 51
§2.1 Понятие административно-правового статуса потерпевшего по делам об административных правонарушениях 51
§2.2 Права и обязанности потерпевшего по делам об административных правонарушениях 61
§2.3 Гарантии реализации прав и исполнения обязанностей потерпевшим в производстве по делам об административных правонарушениях 72
Заключение 84
Список использованных источников и литературы 92
Актуальность темы диссертационного исследования заключается в том, что на современном этапе построения в Российской Федерации правового государства и формирования гражданского общества весомое значение приобретает состояние важнейшего института демократии - прав и свобод человека и гражданина. В рамках формирования единого правового пространства, единой системы органов государственной власти, гарантий основных прав и свобод граждан, активизации проведения административной и судебной реформ основной задачей государственных органов является обеспечение охраны и защиты прав и свобод граждан.
Однако современная Россия все еще сохранила традиции определенной недооценки необходимости соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Анализ российского законодательства свидетельствует о наличии ряда проблем в деятельности судей, органов, должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, обусловленных несовершенством процессуальной формы административной юрисдикции.
Как справедливо отмечал доктор юридических наук Витрук Н.В.: «Не было и нет актуальнее, злободневнее темы в обществоведении, чем положение личности в современном гражданском обществе и демократическом правовом государстве» .
Конституция Российской Федерации определяет, что высшей ценностью государства является человек, его права и свободы, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность, возлагаемая на государство .
Из этого следует, что обязанностью Российской Федерации является создание условий для реализации гражданами своих конституционных прав, исполнения своих гражданских обязанностей.
Основой правового института административно-правового статуса потерпевшего в Российской Федерации, как и в других демократических государствах, являются Конституция Российской Федерации как основной закон государства и другие нормативные акты, закрепляющие права, свободы и обязанности человека.
В соответствии со ст. 52 Конституции РФ «Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом» .
Практика применения норм административного законодательства показывает, что права и обязанности потерпевшего как участника производства по делам об административных правонарушениях, на протяжении многих лет не были объектом особой правовой защиты.
Верно замечено, что «органы государственной власти довольно полно стараются соблюсти права лица, совершившего правонарушение, в том числе его право на защиту. В то же время права и законные интересы потерпевших от административных правонарушений охраняются не всегда в полной мере» .
В то же время практика применения норм административного законодательства, направленная на обеспечение личных, имущественных и других интересов потерпевших от административных правонарушений имеют недостаточное обеспечение соблюдения прав потерпевшего в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
В этой связи возникающие вопросы, связанные с реализацией прав и обязанностей потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях, имеют пробелы не только теоретического, но и практического характера.
На сегодняшний день в качестве потерпевшего может выступать не только физическое, но и юридическое лицо.
Основная проблема здесь состоит с одной стороны в том, что категория юридического лица для административного законодательства достаточно нова, а, следовательно, пока не сложилась устоявшаяся правоприменительная практика.
С другой стороны, анализ действующего законодательства указывает на то, что права лица, привлекаемого к административной ответственности несколько шире прав потерпевшего.
В значительной части диплом посвящен исследованию определённого круга проблем административно - правового статуса потерпевшего. Данная тема вызвала интерес тем, что вопросов, связанных с данным понятием не так уж и мало, рассматривались они в науке административного права на протяжении длительного времени достаточно слабо и, на наш взгляд, не нашли убедительного разрешения до сих пор.
Наличие ряда неурегулированных положений в части процессуальной регламентации реализации потерпевшим своих прав и исполнения обязанностей, а также невысокий уровень научной разработанности проблемы придают данной работе наибольшую актуальность выбранной темы.
Степень научной разработанности диссертационного исследования заключается в том, что проблемы теоретико-правового понимания понятия «потерпевшего» с давних пор находятся под пристальным вниманием отечественных ученых. Вопросы совершенствования административного законодательства, определяющего и закрепляющего права и обязанности потерпевшего по делам об административных правонарушениях, представляли и представляют повышенный интерес для правовой науки.
Следует отметить, что те или иные аспекты административно-правового статуса потерпевшего по делам об административных правонарушениях рассматривали в своих работах Д. В. Астахов, О. В. Гречкина, О. Н. Дядькин, А. В. Зубач, В. А. Иванов, Ю. П. Кузякин, В. И. Ломакин, В. А. Мельников, А. И. Микулин, В. П. Новиков, О. А. Рябус, П. П. Сергун, Я. В. Серебряков и других.
Объектом диссертационного исследования стали административно-правовые отношения, возникающие в процессе реализации административно¬правовых норм, закрепляющих права и обязанности потерпевшего как участника производства по делам об административных правонарушениях.
Предметом диссертационного исследования выступают
совокупность административно-правовых норм, регулирующих права и обязанности потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях, и практика их применения.
Целью диссертационного исследования является исследование административно-правового статуса потерпевшего как физического, так и юридического лица по делам об административных правонарушениях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- проанализировать историю становления и развития института потерпевшего в Российской Федерации;
- изучить понятие потерпевшего по действующему административному законодательству;
- проанализировать принципы участия потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях ;
- определить особенности административно-правового статуса физического лица как потерпевшего по делам об административных правонарушениях;
проанализировать административно-правовой статус
юридического лица как потерпевшего по делам об административных правонарушениях;
- уточнить права и обязанности, а также гарантии реализации потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях;
- определить гарантии реализации прав и обязанностей потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях.
диссертационного исследования стало
использование как общенаучных методов познания (исторического метода, метода системного анализа и синтеза, логического метода, типологического метода), так и специальных правовых методов научного исследования (в том числе формально-юридического метода, сравнительно-правового метода, метода юридического моделирования).
Нормативной базой диссертационного исследования послужили Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 28.03.2017, с изм. от 13.04.2017) , а также иные законы, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, распоряжения федеральных министерств и субъектов Российской Федерации.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют материалы правоприменительной практики постановления и определения Конституционного Суда РФ, практика Верховного Суда РФ, нижестоящих судов, информация о результатах деятельности органов государственной власти.
Теоретическую базу диссертационного исследования составляют идеи, концептуальные положения и теоретические разработки известных ученых-юристов, специалистов в области административного, конституционного, муниципального права, а именно таких как: А.П. Алехин, Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, К.С. Вельский, A.B. Василенко, Н.В. Витрук, И.А. Галаган, И.М. Галий, Э.Е. Гензюк, В.В. Головко, A.A. Демин, В.В. Денисенко, И.А. Дякина, А.Б. Зеленцов, A.A. Кармолицкий, Ю.М. Козлов, Б.М. Лазарев, В. А. Лория, Е.Б. Лупарев, С.Н. Махина, И.М. Машаров, М.РНадольская, А.Ф. Ноздрачев, О.В. Ианкова, A.H. Позднышов, Л.Л. Попов, В.В. Российский, Н.Г. Салищева, А.Г. Семенников, В.В. Скитович, В.Д. Сорокин, Ю.Н. Старилов, Ю.А. Тихомиров, и др.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в исследовании современных проблем административно-правового статуса потерпевшего как физического, так и юридического лица по делам об административных правонарушениях, а также совершенствования
законодательства, закрепляющего административно-правовое положение потерпевшего по делам об административных правонарушениях. Новизна исследования обеспечивается, в первую очередь, целевой направленностью настоящей работы, которая ориентирована на разработку теоретико-правовых проблем понимания понятия потерпевшего и разработку концептуальной модели ее дальнейшего развития, нацеленной на усиление реализации прав потерпевших по делам об административных правонарушениях.
Диссертация содержит совокупность выводов и рекомендаций, которые отличаются новизной в постановке отдельных теоретических и практических проблем и самостоятельностью их решения.
В частности, в работе на правовом и общетеоретическом уровне выявлены исторические особенности становления института потерпевшего в России и закрепления соответствующего правового статуса на законодательном уровне.
В результате проведенного анализа норм действующего законодательства были выявлены недостатки в законодательном определении понятия «потерпевшего», которые, по нашему мнению, достаточно актуальны в рамках проводимого исследования. Предложено собственное видение понятия потерпевшего.
На основе проведенного анализа выносятся следующие положения на защиту:
1. Исторически на всех этапах развития российской государственности наблюдалось отсутствие правовой регламентации статуса отдельных участников производства по делам об административных правонарушениях. Выявленные пробелы законодательства свидетельствуют о недостаточной модернизация административного законодательства.
2. Разработано авторское определение понятия «потерпевшего». Как нам представляется, целесообразно дать новую редакцию ч.1 ст. 25.2. действующего кодекса и закрепить новое понятие потерпевшего, под которым будет пониматься физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред, или юридическое лицо, которому причинен имущественный вред, вред деловой репутации либо вред его неимущественным правам и обязательствам.
3. Установлено, что юридически закрепленного определения «вред» в действующем законодательстве не существует.
В этой связи, по нашему мнению, ст. 25.2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо дополнить приложением, которое будет закреплять понятие «вред», под которым необходимо понимать результат противоправного деяния (действия или бездействия), направленного на личность или её имущество, а также на имущество юридического лица или его деловую репутацию, в результате совершенного административного правонарушения, при условии наличия между ними причинной связи.
4. Выявлено, что потерпевший должен получить возможность пользоваться своими правами с момента причинения ему вреда, следовательно, в производстве по делам об административных правонарушениях одним из первых процессуальных документов должен быть документ, в котором потерпевшему разъясняются права и обязанности. В качестве такого документа может быть постановление о признании лица потерпевшим.
5. В настоящее время ни в законодательстве, ни в доктрине административного права не закреплено понятие принципов участия потерпевшего в производстве по делу об административном правонарушении.
Так, по нашему мнению, под принципами участия потерпевшего в производстве по делу об административном правонарушении следует понимать основополагающие идеи, объективные закономерности, определяющие основные направления реализации целей и задач административного законодательства, а также органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях.
6. Нельзя согласиться с тем, что права потерпевшего не имеют структурно-логического построения, поскольку они находятся в разных нормах кодекса. В этой связи, как нам представляется, необходимо ч.2 ст.
25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложить в новой редакции, с внесением новых прав потерпевшего.
Так, потерпевший имеет право:
1) давать объяснения;
2) не свидетельствовать против самого себя, членов своей семьи, близких родственников;
3) представлять доказательства;
4) заявлять отводы и ходатайства;
5) пользоваться родным языком или языком, которым он владеет, либо услугами переводчика;
6) возражать против действий судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, и требовать внесения своих возражений в протокол об административном правонарушении или в протокол процессуального действия;
7) знакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также материалами дела об административном правонарушении по окончании подготовки его к рассмотрению и в иных случаях по своему ходатайству, делать выписки из них, с разрешения органа, ведущего административный процесс, снимать копии с этих материалов;
8) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении;
9) получать от суда, органа, ведущего административный процесс, уведомление о принятом решении по делу об административном правонарушении, а по своему ходатайству бесплатно получить копию постановления по делу об административном правонарушении;
10) в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, примириться с лицом, в отношении которого ведется административный процесс;
11) иметь представителя и прекращать полномочия представителя;
12) подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в том числе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении;
13) получать от суда, органа, ведущего административный процесс, уведомление о принятом решении по делу об административном правонарушении, а по своему ходатайству бесплатно получить копию постановления по делу об административном правонарушении.
Данное построение указанной нормы, как нам представляется, устранит на практике все проблемы реализации прав потерпевшего, с минимизацией злоупотребления прав должностными лицами.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что данная работа представляет собой комплексное исследование проблем административно-процессуального статуса потерпевшего как участника производства по делам об административных правонарушениях, а также представляют интерес с точки зрения повышения эффективности деятельности государственных органов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях.
Практическая значимость исследования заключается в разработке достаточно конкретных рекомендаций, которые могут быть использованы в процессе совершенствования законодательства, закрепляющего правовое положение потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации, и практической деятельности органов государственной власти Российской Федерации, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования отражены в двух научных статьях, опубликованы в российских рецензируемых научных изданиях. Основные положения диссертации отражены в следующих работах автора:
Мамин А.С., Горьянова О.О. Роль правоохранительных органов в защите информационных прав и свобод человека и гражданина в современных условиях // Проблемы информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов: сборник статей 3-й
Международной научно-практической конференции (14 октября 2016 г.). - Белгород: Белгородский юридический институт МВД России имени
И.Д.Путилина, 2017. - 204 с.
Мамин А.С., Горьянова О.О. Особенности административно-правового
статуса физического лица как потерпевшего по делам об административных правонарушениях (нравственно-правовой аспект) // Нравственные императивы в праве, образовании, науке и культуре: Материалы
международного молодежного форума, проводимого по благословению митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна. - Белгород: Издательство БУКЭП, 2016. - 528 с.
Структура и объём работы определены предметом исследования и логикой изложения материала. Работа состоит из введения, двух глав, которые объединяют шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Однако современная Россия все еще сохранила традиции определенной недооценки необходимости соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Анализ российского законодательства свидетельствует о наличии ряда проблем в деятельности судей, органов, должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, обусловленных несовершенством процессуальной формы административной юрисдикции.
Как справедливо отмечал доктор юридических наук Витрук Н.В.: «Не было и нет актуальнее, злободневнее темы в обществоведении, чем положение личности в современном гражданском обществе и демократическом правовом государстве» .
Конституция Российской Федерации определяет, что высшей ценностью государства является человек, его права и свободы, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность, возлагаемая на государство .
Из этого следует, что обязанностью Российской Федерации является создание условий для реализации гражданами своих конституционных прав, исполнения своих гражданских обязанностей.
Основой правового института административно-правового статуса потерпевшего в Российской Федерации, как и в других демократических государствах, являются Конституция Российской Федерации как основной закон государства и другие нормативные акты, закрепляющие права, свободы и обязанности человека.
В соответствии со ст. 52 Конституции РФ «Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом» .
Практика применения норм административного законодательства показывает, что права и обязанности потерпевшего как участника производства по делам об административных правонарушениях, на протяжении многих лет не были объектом особой правовой защиты.
Верно замечено, что «органы государственной власти довольно полно стараются соблюсти права лица, совершившего правонарушение, в том числе его право на защиту. В то же время права и законные интересы потерпевших от административных правонарушений охраняются не всегда в полной мере» .
В то же время практика применения норм административного законодательства, направленная на обеспечение личных, имущественных и других интересов потерпевших от административных правонарушений имеют недостаточное обеспечение соблюдения прав потерпевшего в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
В этой связи возникающие вопросы, связанные с реализацией прав и обязанностей потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях, имеют пробелы не только теоретического, но и практического характера.
На сегодняшний день в качестве потерпевшего может выступать не только физическое, но и юридическое лицо.
Основная проблема здесь состоит с одной стороны в том, что категория юридического лица для административного законодательства достаточно нова, а, следовательно, пока не сложилась устоявшаяся правоприменительная практика.
С другой стороны, анализ действующего законодательства указывает на то, что права лица, привлекаемого к административной ответственности несколько шире прав потерпевшего.
В значительной части диплом посвящен исследованию определённого круга проблем административно - правового статуса потерпевшего. Данная тема вызвала интерес тем, что вопросов, связанных с данным понятием не так уж и мало, рассматривались они в науке административного права на протяжении длительного времени достаточно слабо и, на наш взгляд, не нашли убедительного разрешения до сих пор.
Наличие ряда неурегулированных положений в части процессуальной регламентации реализации потерпевшим своих прав и исполнения обязанностей, а также невысокий уровень научной разработанности проблемы придают данной работе наибольшую актуальность выбранной темы.
Степень научной разработанности диссертационного исследования заключается в том, что проблемы теоретико-правового понимания понятия «потерпевшего» с давних пор находятся под пристальным вниманием отечественных ученых. Вопросы совершенствования административного законодательства, определяющего и закрепляющего права и обязанности потерпевшего по делам об административных правонарушениях, представляли и представляют повышенный интерес для правовой науки.
Следует отметить, что те или иные аспекты административно-правового статуса потерпевшего по делам об административных правонарушениях рассматривали в своих работах Д. В. Астахов, О. В. Гречкина, О. Н. Дядькин, А. В. Зубач, В. А. Иванов, Ю. П. Кузякин, В. И. Ломакин, В. А. Мельников, А. И. Микулин, В. П. Новиков, О. А. Рябус, П. П. Сергун, Я. В. Серебряков и других.
Объектом диссертационного исследования стали административно-правовые отношения, возникающие в процессе реализации административно¬правовых норм, закрепляющих права и обязанности потерпевшего как участника производства по делам об административных правонарушениях.
Предметом диссертационного исследования выступают
совокупность административно-правовых норм, регулирующих права и обязанности потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях, и практика их применения.
Целью диссертационного исследования является исследование административно-правового статуса потерпевшего как физического, так и юридического лица по делам об административных правонарушениях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- проанализировать историю становления и развития института потерпевшего в Российской Федерации;
- изучить понятие потерпевшего по действующему административному законодательству;
- проанализировать принципы участия потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях ;
- определить особенности административно-правового статуса физического лица как потерпевшего по делам об административных правонарушениях;
проанализировать административно-правовой статус
юридического лица как потерпевшего по делам об административных правонарушениях;
- уточнить права и обязанности, а также гарантии реализации потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях;
- определить гарантии реализации прав и обязанностей потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях.
диссертационного исследования стало
использование как общенаучных методов познания (исторического метода, метода системного анализа и синтеза, логического метода, типологического метода), так и специальных правовых методов научного исследования (в том числе формально-юридического метода, сравнительно-правового метода, метода юридического моделирования).
Нормативной базой диссертационного исследования послужили Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 28.03.2017, с изм. от 13.04.2017) , а также иные законы, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, распоряжения федеральных министерств и субъектов Российской Федерации.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют материалы правоприменительной практики постановления и определения Конституционного Суда РФ, практика Верховного Суда РФ, нижестоящих судов, информация о результатах деятельности органов государственной власти.
Теоретическую базу диссертационного исследования составляют идеи, концептуальные положения и теоретические разработки известных ученых-юристов, специалистов в области административного, конституционного, муниципального права, а именно таких как: А.П. Алехин, Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, К.С. Вельский, A.B. Василенко, Н.В. Витрук, И.А. Галаган, И.М. Галий, Э.Е. Гензюк, В.В. Головко, A.A. Демин, В.В. Денисенко, И.А. Дякина, А.Б. Зеленцов, A.A. Кармолицкий, Ю.М. Козлов, Б.М. Лазарев, В. А. Лория, Е.Б. Лупарев, С.Н. Махина, И.М. Машаров, М.РНадольская, А.Ф. Ноздрачев, О.В. Ианкова, A.H. Позднышов, Л.Л. Попов, В.В. Российский, Н.Г. Салищева, А.Г. Семенников, В.В. Скитович, В.Д. Сорокин, Ю.Н. Старилов, Ю.А. Тихомиров, и др.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в исследовании современных проблем административно-правового статуса потерпевшего как физического, так и юридического лица по делам об административных правонарушениях, а также совершенствования
законодательства, закрепляющего административно-правовое положение потерпевшего по делам об административных правонарушениях. Новизна исследования обеспечивается, в первую очередь, целевой направленностью настоящей работы, которая ориентирована на разработку теоретико-правовых проблем понимания понятия потерпевшего и разработку концептуальной модели ее дальнейшего развития, нацеленной на усиление реализации прав потерпевших по делам об административных правонарушениях.
Диссертация содержит совокупность выводов и рекомендаций, которые отличаются новизной в постановке отдельных теоретических и практических проблем и самостоятельностью их решения.
В частности, в работе на правовом и общетеоретическом уровне выявлены исторические особенности становления института потерпевшего в России и закрепления соответствующего правового статуса на законодательном уровне.
В результате проведенного анализа норм действующего законодательства были выявлены недостатки в законодательном определении понятия «потерпевшего», которые, по нашему мнению, достаточно актуальны в рамках проводимого исследования. Предложено собственное видение понятия потерпевшего.
На основе проведенного анализа выносятся следующие положения на защиту:
1. Исторически на всех этапах развития российской государственности наблюдалось отсутствие правовой регламентации статуса отдельных участников производства по делам об административных правонарушениях. Выявленные пробелы законодательства свидетельствуют о недостаточной модернизация административного законодательства.
2. Разработано авторское определение понятия «потерпевшего». Как нам представляется, целесообразно дать новую редакцию ч.1 ст. 25.2. действующего кодекса и закрепить новое понятие потерпевшего, под которым будет пониматься физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред, или юридическое лицо, которому причинен имущественный вред, вред деловой репутации либо вред его неимущественным правам и обязательствам.
3. Установлено, что юридически закрепленного определения «вред» в действующем законодательстве не существует.
В этой связи, по нашему мнению, ст. 25.2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо дополнить приложением, которое будет закреплять понятие «вред», под которым необходимо понимать результат противоправного деяния (действия или бездействия), направленного на личность или её имущество, а также на имущество юридического лица или его деловую репутацию, в результате совершенного административного правонарушения, при условии наличия между ними причинной связи.
4. Выявлено, что потерпевший должен получить возможность пользоваться своими правами с момента причинения ему вреда, следовательно, в производстве по делам об административных правонарушениях одним из первых процессуальных документов должен быть документ, в котором потерпевшему разъясняются права и обязанности. В качестве такого документа может быть постановление о признании лица потерпевшим.
5. В настоящее время ни в законодательстве, ни в доктрине административного права не закреплено понятие принципов участия потерпевшего в производстве по делу об административном правонарушении.
Так, по нашему мнению, под принципами участия потерпевшего в производстве по делу об административном правонарушении следует понимать основополагающие идеи, объективные закономерности, определяющие основные направления реализации целей и задач административного законодательства, а также органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях.
6. Нельзя согласиться с тем, что права потерпевшего не имеют структурно-логического построения, поскольку они находятся в разных нормах кодекса. В этой связи, как нам представляется, необходимо ч.2 ст.
25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложить в новой редакции, с внесением новых прав потерпевшего.
Так, потерпевший имеет право:
1) давать объяснения;
2) не свидетельствовать против самого себя, членов своей семьи, близких родственников;
3) представлять доказательства;
4) заявлять отводы и ходатайства;
5) пользоваться родным языком или языком, которым он владеет, либо услугами переводчика;
6) возражать против действий судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, и требовать внесения своих возражений в протокол об административном правонарушении или в протокол процессуального действия;
7) знакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также материалами дела об административном правонарушении по окончании подготовки его к рассмотрению и в иных случаях по своему ходатайству, делать выписки из них, с разрешения органа, ведущего административный процесс, снимать копии с этих материалов;
8) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении;
9) получать от суда, органа, ведущего административный процесс, уведомление о принятом решении по делу об административном правонарушении, а по своему ходатайству бесплатно получить копию постановления по делу об административном правонарушении;
10) в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, примириться с лицом, в отношении которого ведется административный процесс;
11) иметь представителя и прекращать полномочия представителя;
12) подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в том числе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении;
13) получать от суда, органа, ведущего административный процесс, уведомление о принятом решении по делу об административном правонарушении, а по своему ходатайству бесплатно получить копию постановления по делу об административном правонарушении.
Данное построение указанной нормы, как нам представляется, устранит на практике все проблемы реализации прав потерпевшего, с минимизацией злоупотребления прав должностными лицами.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что данная работа представляет собой комплексное исследование проблем административно-процессуального статуса потерпевшего как участника производства по делам об административных правонарушениях, а также представляют интерес с точки зрения повышения эффективности деятельности государственных органов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях.
Практическая значимость исследования заключается в разработке достаточно конкретных рекомендаций, которые могут быть использованы в процессе совершенствования законодательства, закрепляющего правовое положение потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации, и практической деятельности органов государственной власти Российской Федерации, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования отражены в двух научных статьях, опубликованы в российских рецензируемых научных изданиях. Основные положения диссертации отражены в следующих работах автора:
Мамин А.С., Горьянова О.О. Роль правоохранительных органов в защите информационных прав и свобод человека и гражданина в современных условиях // Проблемы информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов: сборник статей 3-й
Международной научно-практической конференции (14 октября 2016 г.). - Белгород: Белгородский юридический институт МВД России имени
И.Д.Путилина, 2017. - 204 с.
Мамин А.С., Горьянова О.О. Особенности административно-правового
статуса физического лица как потерпевшего по делам об административных правонарушениях (нравственно-правовой аспект) // Нравственные императивы в праве, образовании, науке и культуре: Материалы
международного молодежного форума, проводимого по благословению митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна. - Белгород: Издательство БУКЭП, 2016. - 528 с.
Структура и объём работы определены предметом исследования и логикой изложения материала. Работа состоит из введения, двух глав, которые объединяют шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Итак, одно из центральных мест в административном процессе занимает фигура потерпевшего - лица, которому в соответствии с административным законодательством РФ, административным
правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред.
Развитие и становление института потерпевшего на протяжении истории было динамичным. В процессе смены государственного строя, развития общественных отношений и в целом развития судопроизводства, содержание и смысл понятии «потерпевший» неподвижным не оставалось, оно обогащалось и изменялось.
В современном законодательстве об административных правонарушениях дефиниция «потерпевший» существенных изменений не претерпела, за исключением того, что потерпевшим может быть признано и юридическое лицо.
Понятие потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях имеет два аспекта: материально-правовой и
процессуально-правовой.
Первый отражает наличие соответствующей деликтной связи между правонарушителем и потерпевшим и является условием решения судьей вопроса о возмещении имущественного ущерба в пользу последнего ч. 1 ст. 4.7 КоАП РФ . Данный статус является по своей природе материально¬
правовым; его ядром является право на возмещение вреда, а необходимой предпосылкой возникновения этого статуса является причинение
административным правонарушением вреда.
Процессуальный аспект статуса потерпевшего выражается в наделении его процессуальными правами и обязанностями, которые определены административно-процессуальными нормами. Данный статус образован правилами раздела IV КоАП РФ и определяет правовое положение потерпевшего в отношениях между судом, органом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, с одной стороны, и потерпевшим как участником производства, с другой.
Вместе с тем, анализ статьи 151 ГК РФ1 позволяет говорить о том, что компенсация морального вреда применима лишь при нарушении прав граждан. Из этого, на наш взгляд, следует, что юридическим лицам моральный вред компенсироваться не должен. В противном случае произойдет смешение двух самостоятельных элементов системы защиты гражданского права: института компенсации морального вреда и института защиты чести, достоинства и деловой репутации, каждый из которых имеет собственный предмет и объекты защиты. Все неимущественные права юридических лиц, в том числе и право на защиту деловой репутации, относятся к неимущественным, связанным с имущественными. Поэтому в результате посягательства на деловую репутацию возникает вред неимущественного характера, связанный с имущественным.
В связи с тем, что административным правонарушением физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, и юридическим лицам причиняются различные виды вреда (физический, имущественный, моральный, вред деловой репутации), предлагается следующим образом изменить редакцию ч. 1 ст. 25.2 КоАП РФ: «потерпевшим признается физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, которому административным правонарушением причинен физический,
имущественный или моральный вред, или юридическое лицо, которому причинен имущественный вред, вред деловой репутации либо вред его неимущественным правам и обязательствам.
1 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
По нашему мнению, ст. 25.2 КоАП РФ необходимо дополнить
приложением, которое будет закреплять понятие «вред», под которым необходимо понимать результат противоправного деяния (действия или бездействия), направленного на личность или её имущество, а также на имущество юридического лица или его деловую репутацию, в результате совершенного административного правонарушения, при условии наличия между ними причинной связи.
Материально-правовой статус потерпевшего реализуется через осуществление им своих административно-процессуальных прав и обязанностей.
Вместе с тем, законодатель не связывает момент появления потерпевшего в производстве по делу об административном правонарушении с конкретной стадией производства. Потерпевший может появиться как на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении, так и на стадии пересмотра постановлений и решений. В данной связи все-таки считаем, что потерпевший должен появляться в производстве по делу об административном правонарушении как можно раньше , с момента совершения административного правонарушения, что позволит ему в большей мере реализовать свои права в производстве.
Актуальным является вопрос о порядке вовлечения (принудительном или добровольном) в производство по делу об административном правонарушении потерпевшего. В силу того, что в производстве по делам об административных правонарушениях нет понятия «дела частного обвинения», и субъект административной юрисдикции обязан установить характер и размер причиненного административным правонарушением ущерба, то порядок вовлечения лица в производство по делу в качестве потерпевшего является принудительным.
Вместе с тем, обширная в последние годы декриминализация преступлений, не представляющих большой общественной опасности, обусловливает формирование более сложной и совершенной процессуальной формы, чем та, которая закреплена в четвертом разделе КоАП РФ.
В данной связи предлагаем в ст. 25.2 КоАП РФ предусмотреть право потерпевшего на примирение с лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при совершении следующих административных правонарушений:
1) оскорбление (статья 5.61);
2) дискриминация (статья 5.62);
3) уничтожение или повреждение чужого имущества (статья 7.17);
4) мелкое хищение (статья 7.27);
5) нарушение Правил дорожного движения и правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (статья 12.24);
6) разглашение информации с ограниченным доступом (статья 13.14).
Также предлагаем расширить перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, дополнив часть 1 ст. 24.5 КоАП РФ новым пунктом: «в случае примирения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, с потерпевшим».
В сравнении с КоАП РСФСР КоАП РФ носит более систематизированный характер, права и обязанности потерпевшего в нем более упорядочены.
Однако перечень этих прав и обязанностей не исчерпывается предписаниями административного законодательства. На потерпевшего в полной мере распространяются права, закрепленные Конституцией Российской Федерации.
В целях создания процессуальных гарантий осуществления потерпевшим права пользоваться юридической помощью представителя, а также в рамках реализации законодательства об оказании бесплатной юридической помощи в Российской Федерации следует закрепить в КоАП РФ право отдельных категорий потерпевших на бесплатную юридическую помощь представителя в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
Для обеспечения реализации прав лица, являющегося потерпевшим по делу об административном правонарушении, предлагается дополнить ч. 5 ст. 28.1 КоАП обязанностью уполномоченного должностного лица при вынесении определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении указывать сведения о лице, обратившемся с заявлением об административном правонарушении, а также направлять такому лицу и лицу, которому причинен имущественный вред, копию определения об отказе в возбуждении дела.
В одной плоскости с правами потерпевшего находятся и его интересы, которые также оказывают влияние на формирование административно¬процессуального статуса данного участника производства.
Таким образом, общий интерес потерпевшего заключается в признании лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, виновным в совершении административного правонарушения и в удовлетворении требования о возмещении вреда, причиненного административным правонарушением.
Общий процессуальный интерес конкретизируется и удовлетворяется реализацией совокупности более частных процессуальных интересов потерпевшего, из которых основными являются интересы:
1) в признании потерпевшим на ранней стадии производства по делу об административном правонарушении;
2) в привлечении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, к административной ответственности и назначении ему соответствующего наказания;
3) в возмещении имущественного, физического и морального ущерба, причиненного потерпевшему, в соответствии с законом;
4) в возможности реального осуществления самим потерпевшим
предоставленных ему законом процессуальных прав;
5) в обеспечении субъектами административной юрисдикции всех необходимых мер для защиты и восстановления нарушенных прав потерпевшего.
Интересы потерпевшего ограничиваются рамками конкретного производства по делу об административном правонарушении. Они появляются на стадии возбуждения дела об административном правонарушении и заканчиваются прекращением производства (ст.24.5 КоАП РФ) или исполнением постановления о назначении наказания.
Следует отметить, что в рамках производства по делу об административном правонарушении могут быть реализованы только законные интересы потерпевшего, в случае реализации потерпевшим противоправных интересов к нему должны быть применены предусмотренные законом меры воздействия.
Нельзя согласиться с тем, что права потерпевшего не имеют структурно-логического построения, поскольку они находятся в разных нормах кодекса. В этой связи, как нам представляется, необходимо ч.2 ст. 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложить в новой редакции, с внесением новых прав потерпевшего.
Так, потерпевший имеет право:
1) давать объяснения;
2) не свидетельствовать против самого себя, членов своей семьи, близких родственников;
3) представлять доказательства;
4) заявлять отводы и ходатайства;
5) пользоваться родным языком или языком, которым он владеет, либо услугами переводчика;
6) возражать против действий судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, и требовать внесения своих возражений в протокол об административном правонарушении или в протокол процессуального действия;
7) знакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также материалами дела об административном правонарушении по окончании подготовки его к рассмотрению и в иных случаях по своему ходатайству, делать выписки из них, с разрешения органа, ведущего административный процесс, снимать копии с этих материалов;
8) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении;
9) получать от суда, органа, ведущего административный процесс, уведомление о принятом решении по делу об административном правонарушении, а по своему ходатайству бесплатно получить копию постановления по делу об административном правонарушении;
10) в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, примириться с лицом, в отношении которого ведется административный процесс;
11) иметь представителя и прекращать полномочия представителя;
12) подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в том числе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении;
13) получать от суда, органа, ведущего административный процесс, уведомление о принятом решении по делу об административном правонарушении, а по своему ходатайству бесплатно получить копию постановления по делу об административном правонарушении.
Данное построение указанной нормы, как нам представляется, устранит на практике все проблемы реализации прав потерпевшего, с минимизацией злоупотребления прав должностными лицами.
Хотелось отметить некоторую фрагментарность административно- процессуальных норм, регламентирующих административно-
процессуальный статус потерпевшего. В отличие от административно-процессуальных прав потерпевшего, административно-процессуальные обязанности менее детально регламентированы действующим законодательством.
Вместе с тем, законодательное закрепление обязанностей потерпевшего создаст гарантию решения субъектом административной юрисдикции задач производства по делам об административных правонарушениях.
Введение в КоАП РФ обязанностей потерпевшего также предопределит основания для его ответственности в случае их нарушения.
правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред.
Развитие и становление института потерпевшего на протяжении истории было динамичным. В процессе смены государственного строя, развития общественных отношений и в целом развития судопроизводства, содержание и смысл понятии «потерпевший» неподвижным не оставалось, оно обогащалось и изменялось.
В современном законодательстве об административных правонарушениях дефиниция «потерпевший» существенных изменений не претерпела, за исключением того, что потерпевшим может быть признано и юридическое лицо.
Понятие потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях имеет два аспекта: материально-правовой и
процессуально-правовой.
Первый отражает наличие соответствующей деликтной связи между правонарушителем и потерпевшим и является условием решения судьей вопроса о возмещении имущественного ущерба в пользу последнего ч. 1 ст. 4.7 КоАП РФ . Данный статус является по своей природе материально¬
правовым; его ядром является право на возмещение вреда, а необходимой предпосылкой возникновения этого статуса является причинение
административным правонарушением вреда.
Процессуальный аспект статуса потерпевшего выражается в наделении его процессуальными правами и обязанностями, которые определены административно-процессуальными нормами. Данный статус образован правилами раздела IV КоАП РФ и определяет правовое положение потерпевшего в отношениях между судом, органом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, с одной стороны, и потерпевшим как участником производства, с другой.
Вместе с тем, анализ статьи 151 ГК РФ1 позволяет говорить о том, что компенсация морального вреда применима лишь при нарушении прав граждан. Из этого, на наш взгляд, следует, что юридическим лицам моральный вред компенсироваться не должен. В противном случае произойдет смешение двух самостоятельных элементов системы защиты гражданского права: института компенсации морального вреда и института защиты чести, достоинства и деловой репутации, каждый из которых имеет собственный предмет и объекты защиты. Все неимущественные права юридических лиц, в том числе и право на защиту деловой репутации, относятся к неимущественным, связанным с имущественными. Поэтому в результате посягательства на деловую репутацию возникает вред неимущественного характера, связанный с имущественным.
В связи с тем, что административным правонарушением физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, и юридическим лицам причиняются различные виды вреда (физический, имущественный, моральный, вред деловой репутации), предлагается следующим образом изменить редакцию ч. 1 ст. 25.2 КоАП РФ: «потерпевшим признается физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, которому административным правонарушением причинен физический,
имущественный или моральный вред, или юридическое лицо, которому причинен имущественный вред, вред деловой репутации либо вред его неимущественным правам и обязательствам.
1 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
По нашему мнению, ст. 25.2 КоАП РФ необходимо дополнить
приложением, которое будет закреплять понятие «вред», под которым необходимо понимать результат противоправного деяния (действия или бездействия), направленного на личность или её имущество, а также на имущество юридического лица или его деловую репутацию, в результате совершенного административного правонарушения, при условии наличия между ними причинной связи.
Материально-правовой статус потерпевшего реализуется через осуществление им своих административно-процессуальных прав и обязанностей.
Вместе с тем, законодатель не связывает момент появления потерпевшего в производстве по делу об административном правонарушении с конкретной стадией производства. Потерпевший может появиться как на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении, так и на стадии пересмотра постановлений и решений. В данной связи все-таки считаем, что потерпевший должен появляться в производстве по делу об административном правонарушении как можно раньше , с момента совершения административного правонарушения, что позволит ему в большей мере реализовать свои права в производстве.
Актуальным является вопрос о порядке вовлечения (принудительном или добровольном) в производство по делу об административном правонарушении потерпевшего. В силу того, что в производстве по делам об административных правонарушениях нет понятия «дела частного обвинения», и субъект административной юрисдикции обязан установить характер и размер причиненного административным правонарушением ущерба, то порядок вовлечения лица в производство по делу в качестве потерпевшего является принудительным.
Вместе с тем, обширная в последние годы декриминализация преступлений, не представляющих большой общественной опасности, обусловливает формирование более сложной и совершенной процессуальной формы, чем та, которая закреплена в четвертом разделе КоАП РФ.
В данной связи предлагаем в ст. 25.2 КоАП РФ предусмотреть право потерпевшего на примирение с лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при совершении следующих административных правонарушений:
1) оскорбление (статья 5.61);
2) дискриминация (статья 5.62);
3) уничтожение или повреждение чужого имущества (статья 7.17);
4) мелкое хищение (статья 7.27);
5) нарушение Правил дорожного движения и правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (статья 12.24);
6) разглашение информации с ограниченным доступом (статья 13.14).
Также предлагаем расширить перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, дополнив часть 1 ст. 24.5 КоАП РФ новым пунктом: «в случае примирения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, с потерпевшим».
В сравнении с КоАП РСФСР КоАП РФ носит более систематизированный характер, права и обязанности потерпевшего в нем более упорядочены.
Однако перечень этих прав и обязанностей не исчерпывается предписаниями административного законодательства. На потерпевшего в полной мере распространяются права, закрепленные Конституцией Российской Федерации.
В целях создания процессуальных гарантий осуществления потерпевшим права пользоваться юридической помощью представителя, а также в рамках реализации законодательства об оказании бесплатной юридической помощи в Российской Федерации следует закрепить в КоАП РФ право отдельных категорий потерпевших на бесплатную юридическую помощь представителя в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
Для обеспечения реализации прав лица, являющегося потерпевшим по делу об административном правонарушении, предлагается дополнить ч. 5 ст. 28.1 КоАП обязанностью уполномоченного должностного лица при вынесении определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении указывать сведения о лице, обратившемся с заявлением об административном правонарушении, а также направлять такому лицу и лицу, которому причинен имущественный вред, копию определения об отказе в возбуждении дела.
В одной плоскости с правами потерпевшего находятся и его интересы, которые также оказывают влияние на формирование административно¬процессуального статуса данного участника производства.
Таким образом, общий интерес потерпевшего заключается в признании лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, виновным в совершении административного правонарушения и в удовлетворении требования о возмещении вреда, причиненного административным правонарушением.
Общий процессуальный интерес конкретизируется и удовлетворяется реализацией совокупности более частных процессуальных интересов потерпевшего, из которых основными являются интересы:
1) в признании потерпевшим на ранней стадии производства по делу об административном правонарушении;
2) в привлечении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, к административной ответственности и назначении ему соответствующего наказания;
3) в возмещении имущественного, физического и морального ущерба, причиненного потерпевшему, в соответствии с законом;
4) в возможности реального осуществления самим потерпевшим
предоставленных ему законом процессуальных прав;
5) в обеспечении субъектами административной юрисдикции всех необходимых мер для защиты и восстановления нарушенных прав потерпевшего.
Интересы потерпевшего ограничиваются рамками конкретного производства по делу об административном правонарушении. Они появляются на стадии возбуждения дела об административном правонарушении и заканчиваются прекращением производства (ст.24.5 КоАП РФ) или исполнением постановления о назначении наказания.
Следует отметить, что в рамках производства по делу об административном правонарушении могут быть реализованы только законные интересы потерпевшего, в случае реализации потерпевшим противоправных интересов к нему должны быть применены предусмотренные законом меры воздействия.
Нельзя согласиться с тем, что права потерпевшего не имеют структурно-логического построения, поскольку они находятся в разных нормах кодекса. В этой связи, как нам представляется, необходимо ч.2 ст. 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложить в новой редакции, с внесением новых прав потерпевшего.
Так, потерпевший имеет право:
1) давать объяснения;
2) не свидетельствовать против самого себя, членов своей семьи, близких родственников;
3) представлять доказательства;
4) заявлять отводы и ходатайства;
5) пользоваться родным языком или языком, которым он владеет, либо услугами переводчика;
6) возражать против действий судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, и требовать внесения своих возражений в протокол об административном правонарушении или в протокол процессуального действия;
7) знакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также материалами дела об административном правонарушении по окончании подготовки его к рассмотрению и в иных случаях по своему ходатайству, делать выписки из них, с разрешения органа, ведущего административный процесс, снимать копии с этих материалов;
8) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении;
9) получать от суда, органа, ведущего административный процесс, уведомление о принятом решении по делу об административном правонарушении, а по своему ходатайству бесплатно получить копию постановления по делу об административном правонарушении;
10) в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, примириться с лицом, в отношении которого ведется административный процесс;
11) иметь представителя и прекращать полномочия представителя;
12) подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в том числе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении;
13) получать от суда, органа, ведущего административный процесс, уведомление о принятом решении по делу об административном правонарушении, а по своему ходатайству бесплатно получить копию постановления по делу об административном правонарушении.
Данное построение указанной нормы, как нам представляется, устранит на практике все проблемы реализации прав потерпевшего, с минимизацией злоупотребления прав должностными лицами.
Хотелось отметить некоторую фрагментарность административно- процессуальных норм, регламентирующих административно-
процессуальный статус потерпевшего. В отличие от административно-процессуальных прав потерпевшего, административно-процессуальные обязанности менее детально регламентированы действующим законодательством.
Вместе с тем, законодательное закрепление обязанностей потерпевшего создаст гарантию решения субъектом административной юрисдикции задач производства по делам об административных правонарушениях.
Введение в КоАП РФ обязанностей потерпевшего также предопределит основания для его ответственности в случае их нарушения.
Подобные работы
- Прокурор как участник производства по делу об административном правонарушении в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Производство по делам об административных правонарушениях
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - Производство по делам об административных правонарушениях
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Производство по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Карельский филиал))
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2023 - Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Компетенция судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2020 - Административная ответственность за нарушение правил дорожного движения
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019



