ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕП¬ЛЕНИЯ ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ 6
1.1. Проблема психо-эмоционального здоровья детей старшего до-школьного возраста в научных исследованиях 6
1.2. Влияние музыкальной терапии на сохранение и укрепление пси¬хо-эмоционального здоровья детей 22
1.3. Педагогические условия сохранения и укрепления психо¬
эмоционального здоровья старших дошкольников средствами музыкальной терапии 33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ СТПРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ 44
2.1. Состояние проблемы сохранения и укрепления психо¬
эмоционального здоровья старших дошкольников в практике работы дошкольной организации 44
2.2. Содержание работы по сохранению и укреплению психо -
эмоционального здоровья старших дошкольников средствами музы¬кальной терапии 53
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 61
2.4. Методические рекомендации для педагогов дошкольной образо¬
вательной организации по сохранению и укреплению психо¬эмоционального здоровья дошкольников средствами музыкальной те¬рапии 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 77
Дошкольный возраст характеризуется бурным развитием основных функциональных систем, которые способствуют созданию устойчивого уровня адаптации и обеспечивают здоровье ребенка в течение всего после-дующего его развития.
В последние годы наблюдается тенденция увеличения количества де-тей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии. Проблема рождения здорового ребенка, его воспитания и обучения давно вышла за рамки медицинской и превратилась в социальную. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи за последние де¬сятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось: снизилось количество детей 1-й группы здоровья (с 23,2 % до 15,1 %) и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (2-я группа - с 60,9 % до 67,6 %) и хронические заболевания (3-я группа - с 15,9 % до 17,3 %).
Особую тревогу вызывает сегодня психо-эмоциональное здоровье до-школьников. По данным современных исследований у 12 - 14 % детей до-школьного возраста диагностируются выраженные формы психических рас-стройств, 30 - 40 % составляют группу риска по развитию психических нарушений. В целом для детей характерно: снижение энергичности, желания активно действовать; рост эмоционального дискомфорта; недостаточная со-циальная компетентность; чувство незащищённости, эмоциональной изоля-ции; негативная динамика культурных и общественных ценностных ориента-ций.
Негативные тенденции в здоровье детей дошкольного возраста рас-сматриваются наукой и практикой в контексте причинно-следственных фак-торов: ухудшением материального положения в семьях и детских садах; от-сутствием механизма внедрения здоровьесберегающих технологий, принци-пов здорового образа жизни в практику дошкольных образовательных орга¬низаций; низким уровнем знаний педагогов в области охраны и укрепления здоровья, недостаточной гигиенической культурой взрослого и детского населения.
В научной литературе определены психолого-педагогические факторы, оказывающие негативное воздействие на состояние здоровья детей дошколь¬ного возраста (Н.П. Абаскалова, Л.Д. Глазырина, Л.Н. Волошина, Г.К. Зай¬цев, В.Н. Ирхин, Э.М. Казин, В.Т. Кудрявцев, В.И. Прокопенко, Л.А. Семе¬нов, Л.Г. Татарникова, В.И. Усаков, А.Г. Щедрина.). К числу неблагоприят¬ных условий отнесены: пребывание и нерациональная организация жизнеде¬ятельности детей в ДОО; увеличение умственных нагрузок за счет введения дополнительных образовательных услуг; отсутствие в ДОО оптимальных режимов, учитывающих психофизиологические особенности детей разных возрастных групп; слабое владение педагогами знаниями по здоровьесбере¬гающим технологиям.
В настоящее время в связи с интеграционными процессами в образо-вании, провозглашением принципа его вариативности, который дает возмож¬ность педагогическим коллективам образовательных организаций выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая и автор¬ские, значительно возрос интерес ученых, педагогической общественности к проблеме использования потенциала музыки в сохранении и укреплении здо¬ровья дошкольников.
Музыкальная терапия представляет собой метод, использующий музы¬ку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, пове¬дении, при проблемах в общении, страхах, а также при различных психоло¬гических заболеваниях. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воз¬действие на человеческий организм.
Различными аспектами музыкальной терапии занимаются Г.А. Берези-на, А.А. Володин, О.Д. Волчек, И.А. Гольдварг, Л.Я. Дорфман, Г. В. Иван-ченко, Т.С. Князева, А.Н. Лебедев, В.И. Петрушин, В.С. Раевский и др.
Тема исследования: «Сохранение и укрепление психо¬
эмоционального здоровья у старших дошкольников средствами музыкальной терапии».
Проблема исследования: при каких педагогических условиях сохра-нение и укрепление психо-эмоционального здоровья у старших дошкольни-ков средствами музыкальной терапии наиболее эффективно.
Целью исследования является решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс сохранения и укрепления психо-эмоционального здоровья у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия сохранения и укреп-ления психо-эмоционального здоровья у старших дошкольников средствами музыкальной терапии.
Гипотеза исследования: сохранение и укрепление психо¬
эмоционального здоровья у старших дошкольников средствами музыкальной терапии будет эффективным, при создании следующих условий:
- использование музыкально-фольклорного материала;
- применение в работе с дошкольниками музыкально-импровизационной деятельности;
- погружение в специальную музыкально-акустическую среду.
Теоретико-методологическими основами являются концепции пси-хологии развития (И.В. Дубровина), психологии личности (К.А. Абульхано- ва, А.Г. Асмолов, М.К. Мамардашвили, Е.В. Шорохова и др.), работы, иссле¬дующие психологические аспекты здоровья индивида (H.A. Агаджанян, Л.В. Васина, М.Ф. Секач, Е.А Уваров и др.), исследования эмоциональной сферы личности (Л.С. Выготский, Л.Я. Гозман, Б.И. Додонов, В.А. Лабунская, Л.В. Тарабаркина и др.), концепции множественных факторах риска и защиты психо-эмоциональногоического здоровья детей (Р. Гудман, С. Скотт), поло¬жениями гуманистической психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К. Роджерс, А. Маслоу, Р.Бернс и др.),
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить проблему психо-эмоционального здоровья детей старшего до-школьного возраста в научных исследованиях.
2. Рассмотреть влияние музыкальной терапии на сохранение и укрепление психо-эмоционального здоровья детей.
3. Выявить, обосновать и апробировать педагогические условия сохранения и укрепления психо-эмоционального здоровья у старших дошкольников средствами музыкальной терапии.
4. Разработать методические рекомендации для педагогов дошкольной об-разовательной организации по использованию музыкальной терапии в работе по сохранению и укреплению психо-эмоционального здоровья дошкольни¬ков.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической литера-туры, наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, ко-личественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования - муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 29 с. Красный Октябрь Белгородского района Белгородской области».
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Теоретические и экспериментальные результаты исследования докла-дывались и обсуждались на семинаре для педагогов на базе МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 29 с. Красный Октябрь Белгородского района Белгородской области».
Анализ научной литературы позволил нам рассмотреть проблему со-хранения и укрепления психо-эмоционального здоровья детей старшего до-школьного возраста средствами музыкальной терапии.
В последние годы наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих проблемы в психо-эмоциональном здоровье. Для детей характерно снижение энергичности, желания активно действовать; рост эмоционального дискомфорта; недостаточная социальная компетентность; чувство незащищённости, эмоциональной изоляции; негативная динамика культурных и общественных ценностных ориентаций. Причины нарушений в психоэмоциональном здоровье дошкольников могут быть средовыми (неблагоприятная семейная обстановка или психотравмирующие ситуации в детском саду) и субъективными (характер, темперамент, самооценка).
Под психо-эмоциональныме здоровьем ребенка-дошкольника мы по-нимаем адекватный возрасту уровень зрелости личностных сфер (познава-тельной и эмоционально-волевой); способность к самоуправлению своим по¬ведением; адаптивность в микросоциальных отношениях (умение общаться); соответствие субъективных образов отражаемым объектам и характеру реак¬ции (адекватность восприятия и реагирования).
Психо-эмоциональное здоровье как комплексный феномен включает в себя аксиологический, инструментальный, потребностно-мотивационный, развивающий компоненты.
Мы выяснили, что наиболее распространенными нарушениями психо¬эмоционального здоровья в дошкольном возрасте являются тревожность, стрессовые состояния, неврозы.
Одним из средств сохранения и укрепления психо-эмоционального здоровья является музыкальная терапия, которая определяется как контро-лируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.
Различают три основные формы музыкотерапии: рецептивную (пас-сивную), активную (активная работа с музыкальным материалом), интегра-тивную (наряду с музыкой).
Мы считаем, что для достижения глубокого влияния музыки на орга-низм, человек должен сам активно действовать (петь, играть на музыкальном инструменте, воплощать музыку в движениях).
Музыкотерапия в работе с дошкольниками применяется и в индивиду¬альной, и в групповой формах; в рецептивном (восприятие), активном (вос¬произведение музыкального материала) и интегративном видах (задейству¬ются возможности других видов искусства).
Мы теоретически обосновали педагогические условия, способствую-щие сохранению и укреплению психо-эмоционального здоровья старших дошкольников: использование музыкально-фольклорного материала; приме¬нение в работе с дошкольниками музыкально-импровизационной деятельно¬сти; погружение в специальную музыкально-акустическую среду.
Экспериментальная работа проводилась в старшей группе муници-пального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общераз¬вивающего вида № 29 с. Красный Октябрь Белгородского района Белгород¬ской области». Соответственно выделенным критериям, мы провели диагно¬стику психо-эмоционального здоровья старших дошкольников, результаты которой показали, что у детей старшей группы мы нет серьезных проблем с психо-эмоциональным здоровьем: тревогу вызывают дети, имеющие зани¬женную самооценку - Татьяна Н., Владислав Ч. Эти дети неохотно посещают детский сад, играют в одиночестве, часто конфликтуют с другими детьми.
Содержание работы по сохранению и укреплению психо-эмоционального здоровья у старших дошкольников средствами музыкальной терапии включало занятия музыкальной терапией, использующей методы во- калотерапии, хромотерапии, цветотерапии, литотерапии, сказкотерапии, пси¬хогимнастики и игротерапии; включение музыкальной терапии в режимные моменты (утренний прием, дневной сон, свободную деятельность детей, ве¬чернее время).
Анализ проведенной работы показал, что у дошкольников повысился уровень самооценки, дети стали лучше ориентироваться в собственных эмо¬циональных проявлениях и проявлениях окружающих. Дошкольники стали с удовольствием ходить в детский сад, у них наладились взаимоотношения со сверстниками.
Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Абрамова Т. Скрипичный ключ к здоровью // Иркутская культура - 2013. - № 15.
2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. — М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 1993. - 118 с.
3. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в дет-ском саду: занятия, игры, упражнения. - Волгоград, изд-во Учитель, 2011
4. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. - М.: МПСИ, 2004.
5. Бреслов Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Нормы отклонения. - М., 1990.- 82 с.
6. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия. Руководство по психотерапии. - М., 1985
7. Волошина Л.Н. Теория и практика развития здоровьесберегающего обра¬зовательного пространства в комплексе «дошкольное учреждение - педагогиче¬ский колледж»: моногр. - Белгород: Изд - во БелГУ, 2005. - 356 с.
8. Глазунова Л.И. Коррекция психоэмоционального состояния человека средствами музыки / Л. И. Глазунова: Учебно-методическое пособие. — Бел-город: БелГУ, 2004. — 116 с.
9. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.- М.: изд. «NB МАГИСТР»,
1993. - 190 с.
10. Гройсман А. Г. Эмоциональное развитие личности в музыкально-исполнительской деятельности: учебное пособие . - Оренбург: Изд-во ГОУ ВПО «ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей», ИПК ГОУ ОГУ, 2010. -141 с.
11. Дворецкий Л.И. Музыка и медицина. Размышления врача о музыке и музыкантах. — М.:«Анкил», 2002. — 168 с.
12. Декер-Фойгт, Г.-Г., Оберэгельсбахер, Д., Тиммерманн, Т. Музыкальная терапия: учебник/ Пер. с нем. Т.Б. Резницкой, гл. ред. Б.П. Хавторин, науч. редакторы: С.М. Бабин, В.А. Логинова. - Оренбург: Изд-во ГОУ ВПО «ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей», 2011. - 384 с.
13. Дубровина И.В. Практическая психология образования. - М., 2007
14. Евдокимова Ю., Мельниченко В. Музыкальная терапия: Что? Зачем? Как? Музыкальная Академия. - 1993 — № 1 — С.178-183
15. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога.- Ростов н /Д: Фе-никс, 2005.-320с.
16. Завьялов В.Ю. Регулятивный музыкальный тренинг и музыкальная те-рапия для детей и подростков. - К.,1990
17. Изару К.Е. Психология эмоций. - СПб.: «Питер», 1999.
18. Ильина М.В. Чувствуем-познаем-размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 3-4 лет. Из-дательство: Аркти Год: 2004
19. История развития музыки: Учебное пособие для студентов педвузов РФ / Зубарева Л. А., Власенко Л. Н.; Науч. ред. И. Б. Игнатова. - 3-е изд. - Белгород: Политерра, 2006 - 463 с
20. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. - М., 2002.
21. Кокаева И.Ю. Проектирование здоровьесберегающего образовательно¬го пространства в условиях национального региона (на примере РСОА). Мо¬нография. - Владикавказ, Изд-во СОГПИ, 2012
22. Копытин А.И. Основы арт - терапии. -СПб., 1999.
23. Корлякова С.Г., Филимонюк Л.А., Горбачева Т.В. Перспективы разви-тия дополнительного образования детей в области музыкально го искусства. М.: Вестник Университета (Государственный университет управления), 2014
24. Кузнецова Л.В. Формирование нравственного здоровья дошкольников - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 46 с.
25. Любан-Плоцца Б., Побережная Г., Белов О. Музыка и психика. — К., 2002
26. Науменко Г.И. Фольклорная азбука. - М.: Изд. центр «Академия», 1996. — С. 17.
27. Жавина О. Музыкальное воспитание: поиски и находки. - М., Просве-щение, 2005)
28. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для сту-дентов и преподавателей. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2007.- 384 с.
29. Побережная Г.И.Музыкальная терапия как предмет совершенствования психокультуры //Проблемы педагогики. Сер.: Музыкальная педагогика. — 2007
30. Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников /Под.ред.О. П. Радыновой — М.: Просвещение,
1994. - 223 с.
31. Рапацкая Л.А., Тишина Е.Ю. Технологии музыкальной терапии в кон¬
тексте психолого-педагогической коррекционной практики // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювеноло- гия. Социокинетика . 2011. №3. Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-muzykalnoy-terapii-v-kontekste- psihologo-pedagogicheskoy-korrektsionnoy-praktiki
32. Савина Л.Б., Калинина Т.И., Подолякина Л.В. Музыкотерапия как фак¬тор сохранения и укрепления психологического здоровья детей дошкольного возраста // Инновационные педагогические технологии: материалы II меж- дунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 75-77.
33. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие об разовательные технологии и психология здо ровья - М. : АРКТИ, 2005. - 250 с
34. Сухарев А.В. Введение в этнофункциональную психологию и психоте-рапию: Учебное пособие. - М.: ГАСК, 2002. - 240 с
35. Тарабакина Л.В. Эмоциональное здоровье школьника в образователь-ном пространстве. Монография — Н. Новгород: НГЦ, 2000.— 168 с— 10,0 п. л. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //el-mikheeva. ru/avtor/fenomen- tvorcheskogo-samorazvitiya-rebenka-doshkolnogo-vozrasta#ixzz452qxrM8o
36. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: Методические реко-мендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. - М.: Мозаика- Синтез. 2010 - 128 с.
37. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: Педагогика, 1985.
38. Трубайчук Л.В. Дошкольное детство как развивающийся социокуль-турный феномен: Монография. - Челябинск, ИРПО, 2009. - 153.
39. Тулина Н.И. Эмоционально-психологический комфорт детей в детском саду.// Управление ДОУ. - 2008. № 8.- с. 83 -85.
40. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М.: Генезис,
2004. —175 с.
41. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. - 2-е изд. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1995. - 160 с.: ил., нот.
42. Шацкая В.Н. Воспитание музыкального вкуса. - М., 1947г.
43. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. - 320 с.
44. Шушарджан С.В. Музыкотерапия: история и перспективы. - М.: Кли-ническая медицина, 2000.
45. Шушарджан С.В. Руководство по музыкальной терапии. М.: Медицина,
2005.
46. Элькин В.М. Чудо музыки. Музыкальная психология и психотерапия. - М.: Айрис-пресс, 2008
47. Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические ре¬комендации. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
48. Юсфин А.Г. Музыка - сила жизни.— СПБ.: ООО «Аюрведа Плюс». - 2006
49. Ясина Р.Н. Возможности музыкального фольклора в коррекции эмоци¬
ональных нарушений у детей дошкольного возраста // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и соци-альные науки. - 2014. - № 2 [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-muzykalnogo-v-korrektsii- emotsionalnyh-narusheniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta#ixzz4BODtt0xP