Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №34450

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
430
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Базовые понятия здорового образа жизни и их характеристика. 6
1.2 Современные проблемы формирования здорового образа
жизни у школьников 9
1.3 Психофизические и социально-психологические факторы
формирования здорового образа жизни у учащихся 12
1.4. Средства и способы обучения школьников здоровому образу жизни 14
1.5 Формирующие компоненты здорового образа жизни 18
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 33
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ 34
2.1 Организация и методика исследования 34
2.2 Результаты исследования формирования здорового образа
жизни у школьников 40
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ


Здоровье - высшая человеческая ценность. Это важнейший фактор в работоспособности и гармоничном развитии человека, а особенно детского организма. Все ученые солидарны в том, что сохранять и укреплять свой здоровье умеет далеко не каждый. Формирование основ здорового образа жизни с малых лет и бережное отношение к своему здоровью на протяжение всей жизни является основой существования человека. Ведь только здоровый человек сможет плодотворно трудиться, и приносить пользу обществу.
Проблема сохранения здоровья у детей и воспитание в них основ здорового образа жизни крайне актуальна в настоящее время. Здоровье и его сохранение должны быть главной потребностью человека. Существует достаточное число определений понятию здоровья:
- здоровье - один из важнейших компонентов человеческого счастья, один из прав человеческой личности, а также одно из условий успешного экономического и социального развития общества и человека, в частности [Дубровский 1999: 17].
- здоровье - это также гармония в организме, состояние, в котором все органы и системы взаимодействуют слажено и обеспечивают эффективность приспособительных реакций к условиям постоянно изменяющийся внешней среды [Петровский 1993: 38].
Ухудшение состояния здоровья детей - это проблема, которая вызывает беспокойство у родителей и педагогов. Ежегодно все большее количество учащихся страдают различными хроническими заболеваниями. Все больше детей имеют освобождение от занятий физической культурой, и как следствие увеличивается количество выпускников, которые имеют ограничения по состоянию здоровья.
Дети - это будущее нации и реформа школы всеми силами старается решить вопросы, направленные на формирование, сохранение и укрепление здоровья школьников.
Школьный возраст крайне благоприятен для привития навыков здорового образа жизни. Каждый ребенок должен знать, что лишь здоровый человек способен жить полноценной и насыщенной жизнью, принося максимум пользы обществу. Школа должна взять на себя обязательства по воспитанию в детях ответственного отношения к своему здоровью и формированию умений понимать и принимать правильные решения направленных на укрепления здоровья.
Здоровье детей, это один из важнейших показателей, определяющий потенциал страны. Здоровые и сильные дети это гарантия нашей будущей национальной безопасности. Именно из-за этого так важно обучить ребенка сохранять свое здоровье, а так же заботиться о здоровье окружающих его людей. Ребенок должен уметь гармонично сосуществовать с самим собой и окружающим его миром.
Согласно положениям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), одним из результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования является «приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма» [ФГОС 2014: 54]. Несмотря на то, что данный тезис описывает конечный результат среднего полного образования, мы считаем, что в процессе школьного обучения учащимся для высокой результативности в вопросе формирования здорового образа жизни необходим контроль со стороны взрослых.
Цель исследования - определить и экспериментально обосновать эффективные формы и методы формирования здорового образа жизни у учащихся средних классов.
Задачи исследования:
- провести обзор литературных источников по данной теме;
- разработать методику, которая способствует формированию здорового образа жизни у школьников;
- рассмотреть особенности процесса формирования здорового образа жизни в школьном возрасте;
- экспериментально обосновать методику;
- провести экспериментальное исследование проблемы «формирования здорового образа жизни школьника».
Объект исследования - процесс формирования здорового образа жизни у учащихся общеобразовательной школы.
Предмет исследования - методика формирования здорового образа жизни у школьников.
Методы. В ходе исследования нами использованы следующие методы: изучение научной литературы, теоретический анализ и диагностика по проблеме исследования, а также педагогический эксперимент и математикостатистические методы.
Гипотеза состоит в том, что высокая эффективность формирования навыков ведения здорового образа жизни у учащихся средних классов достигается путем контроля со стороны родителей и педагогов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты могут быть использованы в школьной практике в целях сохранения и укрепления физического здоровья школьников и формированию здорового образа жизни.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результаты нашего исследования подтверждают мнения авторов о необходимости контроля за детьми со стороны семьи и школы, как социальных институтов, а также о низкой самомотивации у современного поколения детей, когда дело касается области здоровья и здорового образа жизни.
Изучив теоретическую и методическую литературу, мы выделили несколько базовых понятий здорового образа жизни, определили современные проблемы формирования здорового образа жизни, выявили психофизические и социально-психологические факторы формирования здорового образа жизни. Также мы выявили средства и способы обучения школьников здоровому образу жизни. Изучение проблемы в области формирования здорового образа жизни школьников позволило нам выделить пять компонентов, оказывающих основополагающие влияние на здоровье учащихся.
Проведенный нами эксперимент показал увеличение физических показателей и улучшение уровня здоровья, детей регулярно выполнявших тренировочные комплексы и соблюдавших предложенный нами распорядок дня:
1) Экспериментальная группа «6А», занималась в режиме самоконтроля, демонстрирует прирост, девочки 4,38% по контрольным тестам, 13,71% по контрольным упражнениям и мальчики 2,73% по контрольным тестам, 13,25% по контрольным упражнениям. Причины наихудшего результата мы видим в том, что некоторые из детей, не имея контроля со стороны педагога и родителей, не стремились к систематическому соблюдению режима дня, а также небыли достаточно мотивированы для укрепления своего здоровья и четкого выполнению поставленных перед ними задач.
2) Экспериментальная группа «6Б», контроль за режимом дня и тренировками, был возложен на родителей, демонстрирует прирост девочки:
6,96% по контрольным тестам, 20,13% по контрольным упражнениям и мальчики: 7,51% по контрольным тестам, 19,67% по контрольным упражнениям. Группа показала средний результат как по контрольным тестам, та и по контрольным упражнениям. Родители, не имея практических навыков в педагогической и тренерской деятельности, не смогли обеспечить детей необходимой поддержкой, хотя и являлись явным мотивационным катализатором для детей, контролируя и направляя их в нужном направлении
3) Экспериментальная группа «6В», контроль за тренировками и соблюдением распорядка дня, осуществлял тренер-педагог, показала прирост: девочки 8,7% по контрольным тестам, 26,18% по контрольным упражнениям и мальчики 12,71% по контрольным тестам, 26,99% по контрольным упражнениям. Работа тренера использовавшего профессиональный подход к нашей программе в тренировках и режиме дня у детей, позволила показать группе максимальный прирост в показателях.
Проведя исследование, мы доказали, что в процессе школьного обучения учащимся для высокой результативности в вопросе формирования здорового образа жизни необходим контроль со стороны взрослых. Без грамотной работы со стороны педагогов дети не смогут приобрести опыт организации самостоятельных систематических занятий физической культурой, заявленных в положении Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).



1. Амосов Н.М. «Раздумья о здоровье» 3-е изд., доп., перераб.-М.: Физкультура и спорт, 1996 - С. 63-64.
2. Андрейченко Л.А. Философия. Ставрополь, 2000.
3. Антропова М.В. Что надо знать о двигательной активности и закаливании детей // Физическая культура в школе. 1993, № 3. - С. 28-36.
4. Баладанов О.Ю., Козловский И.З., Бахтинов О.П. Актуальные проблемы сохранения, укрепления и приумножения здоровья школьников // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практ. конф., посвященной 55-летию ФФК СГУ. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - С. 172- 174.
5. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры, 1995, № 4 - С. 2-7.
6. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // Теория и практика физической культуры. 1994, № 4.
- С. 3-5.
7. Белорусовой В.В., Решетень И.Н. Педагогика. - М: Физкультура и спорт, 2008.
8. Беляев Н.Г. Возрастная физиология. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. - 103 с.
9. Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека: Избр. психол. тр. / под ред. Брушлинского А. В. и Кольцовой В. А.; сост. и коммент. В. А. Кольцовой; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : Изд-во "Ин-т практ. психологии" ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 1997. - 416 с.
10. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, - 1987. - 125 с.
11. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. - М.: Мысль, 1990. - 288 с.
12. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учеб. пособие для студентов вузов. - 12-е изд., перераб. - М.: Юрайт: Высш. образование, 2009. - 479 с.
13. Годик М.А. Спортивная метрология: учеб. для ин-тов физ. культуры : доп. Гос. ком. СССР по физ. культуре и спорту. - М.: ФиС, 1988. - 192 с.
14. Губа В.П. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец.: рек. УМО по образованию в обл. физ. культуры и спорта. - М.: ФиС, 2006. - 211 с.
15. Гущина С.В. Состояние здоровья учащихся общеобразовательных учреждений РФ (школы, лицеи, колледжи) // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практ. конф., посвященной 55-летию ФФК СГУ. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - С. 177-179.
16. Демидова Е.В. Уровень развития детского образовательного комплекса // Проблемы физиологии произвольных движений и функциональных основ физического воспитания. Сб. научн. трудов 1995-1996гг. Краснодар, 1996. - С. 40-45.
17. Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни. - М.: Флинта; 1999. - С.1-35.
18. Дуркин П.К., Лебедева М.П. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России // Теория и практика физической культуры 2002, № 8. - С. 2-5.
19. Жулина Г.В. К проблеме здоровья и здорового образа жизни человека. // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практ. конф., посвященной 55-летию ФФК СГУ. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - С. 179181.
20. Карпман В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман. - М.: ФиС, 1988. - 208 с.
21. Колгушкин А.Н., Короткова Л.И. Лекарство от простуды. - М.: Знание,
1989. - 76с.
22. Конышев В.А. Питание и регулирующие системы организма. - М.: Медицина, 1985. - 224 с.
23. Коростелев Н.Б. слагаемые здоровья. - М.: Знание, 1990. - 120 с.
24. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена. - М.: ФкиС, 1990. - 94 с.
25. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учебное пособие. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2011. - 346 с.
26. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. - М.: Физкультура и Спорт, 1954.
27. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М: ГЦОЛИФК, 1992.-120 с.
28. Лукьяненко В.П Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие: - Ставрополь: Изд-во СГУ. 2001. - С. 102-172.
29. Лукьяненко В.П. Закаливание организма как важнейший элемент здорового образа жизни // Физкультура в школе. 2001. - №3. - С. 14-17
30. Ляликов С.А. Концепции физического воспитания и здоровья детей, характеристики антропометрических и лабораторных показателей в современный период / С. А. Ляликов, О.Е. Кузнецов, 2018. - С. 36-94.
31. Лях В.И. Выносливость: основы измерения и методика развития / В.И. Лях // Физическая культура в школе. 1998. - №1. - С. 7-15.
32. Магомедов А. История философии. Ставрополь, 2000. - С. 453-642.
33. Макаров В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. - М.: Академия, 2001. - С. 209-320.
34. Мачулина, Л. Н. Комплексная оценка состояния здоровья ребенка : учеб.- метод. пособие / Л. Н. Мачулина, Н. В. Галькевич. Минск, 2005. 120 с.
35. Нестерин М.Ф., Конышев В.А. Роль волокон пищи в гомеостатических регуляциях организма // Физиология человека. 1980, т. 6, - № 3 - С. 531-542.
36. Никитюк, Б. А. Адаптация, конституция и моторика / Б.А.Никитюк // Морфофункциональные эквиваленты гипокинезии и двигательной активности: материалы конференции. - Горький, 1988.- С. 46-53.
37. Нилуашев С. Физической воспитание и здоровье // Физическая культура в школе. 1993. - №3. - С. 2-4.
38. Петровский Б.В. Популярная медицинская энциклопедия. 1993.
39. Платонов В.Н. Контроль выносливости спортсмена: учеб.метод. пособие / В.Н. Платонов. - Киев. гос. ин-т физ. культуры. 1992. - 43 с.
40. Роженцов, В.В. Утомление при занятиях физической культурой и
спортом: проблемы, методы исследования / В.В. Роженцов, М.М.
Полевщиков. - М.: Сов. спорт, 2006. - 279 с.
41. Соловьев Г.М., Прокопенко Т.И. Центры здоровья как организационнопедагогических фактор и условие формирования здорового образа жизни. // Теория и практика физической культуры. 1999 - С.21-25.
42. Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры. - Ставрополь, СГУ, 1998. - С. 97-111.
43. Солодков А.С. Есина Е.М. Физическое и функциональное развитие детей Санкт-Петербурга. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1999, - № 1 - 2. - С. 12-15.
44. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991. - С. 268-274.
45. Сухомлинский В.А. о здоровье школьников «Добрая половина забот - о здоровье детей Москва, 1973 г.
46. Терещева О.Л. Програмно-методические основы обучения здоровому образу жизни учащихся общеобразовательной школы. // Теория и практика физической культуры. 2001, № 2. - С. 8-12.
47. Тихвинский С.Б., Хрущев С.В. Детская спортивная медицина. - Руководство для врачей. - 2-е изд. - М.: Медицина, 1991. - 560с.
48. Трещева О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов //Здоровье и образование: Матер. Междунар. конгресса валеологов. - СПб, 1999, - С. 176-177.
49. Хрущев, С.В. и соавт. Экспресс-оценка физического здоровья школьников: Практическое пособие. - М.,1998. - С. 38-45.
50. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. - Новосибирск: Наука, 1989. - 136 с.
51. Янсен П. ЧСС, лактат и тренировки на выносливость: перевод с англ. / П. Янсен. - Мурманск: Тулома, 2006. - 160 с.
52. Я и жизнь на “отлично” // Трамплин. 2006. - №6. - С.10-11.
Ссылки на электронные ресурсы
53. О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров,
в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них; Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. № 1346н / Российская газета. 2013.- с.25. URL:
https://rg.ru/2013/04/25/medosmotr-dok.html (дата обращения 01.04.2019).
54. Федеральный государственный стандарт основного общего
образования (ФГОС) утвержден Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 29.12.2014) // "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644). URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/718464 (дата обращения


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ