Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Здоровьесберегающие образовательные технологии как средство формирования представлений о здоровье у старших дошкольников

Работа №97031

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2019
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
103
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Сущность здоровьесберегающих образовательных технологий... 7
1.2. Виды здоровьесберегающих образовательных технологий 10
1.3 Особенности формирования представлений о здоровье у детей
старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности .... 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Исследование уровня сформированности представлений о
здоровье у детей старшего дошкольного возраста 35
2.2. Организация работы по формированию представлений о
здоровье у старших дошкольников и анализ полученных результатов 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 10


Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из важнейших задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
В связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России, в том числе и детей, проблема сохранения здоровья, а также формирования представлений о здоровье, о здоровом образе жизни рассматривается на государственном уровне.
В современных условиях возрастает социальная, а также педагогическая значимость сохранения и укрепления здоровья ребенка в процессе воспитательно-образовательной деятельности.
В Федеральных государственных образовательных стандартах огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения и здоровьесохранения детей. Одна из приоритетных задач ФГОС - «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия»[53]. Одной из ведущих задач образовательной области «Физическое развитие» ФГОС ДО также является гармоничное развитие у детей физического и психического здоровья, создание особого осознанного отношения детей к собственному здоровью.
Таким образом, жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых задач, одной из актуальных на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Вырастить ребенка здоровым, успешным, умным - это главная цель родителей и главная задача медиков и педагогов. По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения Российской Федерации [18], 60% детей дошкольного возраста имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Одной из причин такого положения является низкая культура здоровья детей и взрослых, недостаточный уровень знаний о здоровье и способах его укрепления и сохранения.
Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Дошкольный возраст - это важный период в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в дошкольном возрасте человек проходит огромный путь развития. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, а также формируются основные черты личности и характер. Не следует забывать, что дошкольный возраст - это самое благоприятное время для формирования правильных привычек, которые, в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья, приведет к положительным результатам [52].
Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, а также осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.
Изучению вопросов формирования представлений о здоровье у детей дошкольного возраста посвящены исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, В.А. Деркунской, Л.Г. Касьяновой, О.А. Князевой, С.А. Козловой М.И. Лисиной, В.А., И.М. Новиковой, Сластенина, Е.О. Смирновой и др. которые показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка может появиться устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему здоровью как ценности.
На сегодняшний день значимым и востребованным становится поиск средств и методов по формированию у детей дошкольного возраста представлений о здоровье, а также ДОО должны способствовать организации такой среды, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
Таким образом, поиск средств повышения эффективности оздоровительной работы, а также работы по формированию у детей представлений о здоровье является актуальной проблемой.
Актуальность проблемы позволила сформулировать тему исследования: «Здоровьесберегающие образовательные технологии как средство формирования представлений о здоровье у старших дошкольников».
Цель работы: теоретически изучить и опытно-поисковым путём проверить возможности формирования представлений о здоровье старших дошкольников в образовательной деятельности, посредством здоровьесберегающих образовательных технологий.
Объект исследования: процесс формирования знаний о здоровье у дошкольников.
Предмет исследования: формирование представлений о здоровье у детей старшего дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих образовательных технологий.
В соответствии с целью работы были определены следующие задачи работы:
1. Изучить теоретические основы формирования представлений о здоровье у детей старшего дошкольного возраста;
2. Рассмотреть особенности применения здоровьесберегающих образовательных технологий в дошкольном образовательном учреждении;
3. Разработать комплекс мероприятий по формированию представлений о здоровье старших дошкольников в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения и реализовать его.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретические - анализ и обобщение литературы по проблеме исследования; эмпирические - наблюдение, беседы, опытно-поисковая работа; метод количественной и качественной обработки данных.
База исследования - ГАУ СО «СРЦН Артинского района», возраст детей 5-6 лет (старшая группа).
Практическая значимость: разработан проект «Здоровому все здорово» для старших дошкольников, направленный на формирование представлений о здоровье основанный на применении здоровьесберегающих образовательных технологий, а также подобран диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности представлений у старших дошкольников о здоровье. Данные материалы могут быть использованы педагогами в ДОУ.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью нашего исследования являлось: теоретически изучить и опытно-поисковым путём проверить возможности формирования представлений о здоровье старших дошкольников в образовательной деятельности, посредством здоровьесберегающих образовательных технологий.
Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сохранение и укрепление здоровья детей, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни.
В первой главе мы рассмотрели теоретические основы формирования представлений о здоровье у детей старшего дошкольного возраста. Изучили сущность и виды здоровьесберегающих образовательных технологий. Отметили следующие виды здоровьесберегающих образовательных технологий:
1) организационно-педагогические технологии;
2) психолого-педагогические технологии;
3) учебно-воспитательные технологии.
Так же рассмотрели особенности формирования представлений о здоровье у детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности и сделали вывод, что реализация работы по формированию представлений о здоровье у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ осуществляется через занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
Во 2 главе нашего исследования описана опытно-поисковая работа по формированию представлений о здоровье у старших дошкольников посредством здоровьесберегающих образовательных технологий, которая проводилась в 3 этапа.
На начальном этапе нами было проведено исследование уровня сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровье, используя диагностические методики, предложенные В.А. Деркунской. Результаты исследования показали, что у детей данной возрастной группы недостаточный уровень представлений о здоровье. Анализируя программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и полученные результаты констатирующего эксперимента, мы пришли к решению о необходимости разработки комплекса мероприятий по формированию представлений о здоровье с применением здоровьесберегающих образовательных технологий. Комплекс мероприятий представлен в виде проекта «Здоровому все здорово!».
Для формирования представлений о здоровье у детей 5-6 лет нами проведён формирующий этап опытно-поисковой работы, который включил в себя комплекс профилактических, оздоровительных, познавательных мероприятий, а также мероприятий по повышению компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
Педагогическая диагностика по определению уровня знаний о здоровье у старших дошкольников, проведённая на контрольном этапе опытно-поисковой работы выявила положительную динамику:
• детей с низким уровнем отношения к здоровью и здоровому образу жизни нет, с высоким уровнем 4 человека (40%), со средним уровнем 6 человек (60%);
• у 70% детей сформированы основы бережного отношения к своему здоровью, желание быть аккуратным, опрятным;
• у детей данной группы значительно повысился уровень представлений о здоровье и способах его укрепления и сохранения.
Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как совокупность методов и приемов организации обучения и воспитания дошкольников.
Положительная динамика результатов свидетельствует о том, что применение здоровьесберегающих образовательных технологий в воспитательно-образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи решены.



1. Айдаркин, Е. К. Возрастные основы здоровья и здоровьесберегающие технологии [Текст] : учеб. пособие для студентов [Текст] / Е. К. Айдаркин, Л. Н. Иваницкая. - Ростов н/Д.: ЮФУ, 2008. -176 с.
2. Алябьева, Е. А. Психогимнастика в детском саду [Текст] / Е.А. Алябьева. - М.: Логос, 2003. - 186 с.
3. Антонова, Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях [Текст] / Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004. - 314 с.
4. Артеменко, О. Н. Психология развития [Текст] : учеб. пособие (курс лекций) [Текст] / О. Н. Артеменко, Л. И. Макадей. - Ставрополь: Изд- во СКФУ, 2014. - 305 с.
5. Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход [Текст] // Школа здоровья. - 2000. - Т. 7. - №2. - С.21-28.
6. Батюта, М. Б. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. - М.: Логос, 2011. - 306 с.
7. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста [Текст] : Книга для воспитателя детского сада / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.
8. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р.Болотина, С.П.Баранов, Т.С.Комарова.
- М.: Академический Проект, 2005. - 240 с.
9. Валеологическое просвещение родителей [Электронный ресурс].
- URL: ййр://бозйуо7газ1.ги/ше1оШсЬ/копзи11ас97.й1ш(дата обращения
25.09.2018).
10. Величко, О. А. Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ [Текст] / О.А.
Величко. - М.: Просвещение, 2011. - 218 с.
11. Веракса, Н. Е. От рождения до школы [Текст] : примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 368 с.
12. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном возрасте [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса.- М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2006. - 72 с.
13. Возная, В. И. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ [Текст] : пособие для воспитателей дошкольных учреждений / И. В. Возная, И. Т. Коновалова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. -128 с.
14. Волошина, Л.А. Организация здоровьесберегающего
пространства. Дошкольное воспитание [Текст] / Л.А. Волошина. - М.: Изд-во МГОУ, 2004. - 117 с.
15. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая и психология [Текст] : учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Петрова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
16. Гладышева, Н. Н. Рабочая программа воспитателя, ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Васильевой М. А. Старшая группа [Текст] / автор
- сост. Н. Н. Гладышева, В. Н. Мезенцева, Т. В. Никитина, С.Н. Новокщёнова, Е.Л. Татаурова. - Волгоград: Изд-во Учитель, 2015. - 374 с.
17. Гогоберидзе, А.Г., Деркунская В.А. Теоретическая педагогика. Путеводитель для студента [Текст] : учебно-методическое пособие / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - М.: Центр педагогического образования,2007.- 238 с.
18. Государственный доклад о реализации государственной политики в сфере охраны здоровья за 2016 год» [Электронный ресурс]. - URL :https://goo.gl/SZkNZS (дата обращения 15.10.2018).
19. Деркунская, В. А. Проектная деятельность дошкольников [Текст]
: учебно-методическое пособие / В. А. Деркунская. -М.: Центр
педагогического образования, 2012. - 144 с.
20. Деркунская, В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников [Текст] : учеб. пособие / В. А. Деркунская. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 96 с.
21. Диагностика здоровья. Психологический практикум [Текст] / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. - Спб.: Речь, 2011. - 950 с.
22. Дробинская, А. О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие / А. О. Дробинская. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
23. Евдокимова, Е. С. Проектирование как здоровьесберегающие технологии в ДОУ [Текст] / Е. С. Евдокимова // Управление ДОУ. - 2004. - № 6. - С. 28-30.
24. Загвязинский, В. И. Теория обучения и воспитания [Текст]: учебник для бакалавров / В. И. Загвязинский. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 314 с.
25. Иванова, М. Г. Практические аспекты психологии здоровья [Текст]: учеб. пособие / М. Г. Иванова. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2012. - 47 с.
26. Картушина, М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 6-7 лет [Текст] / М. Ю. Картушина. -М.: «Сфера», 2004. - 96 с.
27. Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст] : пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Л. С. Киселева, Т. А. Данилова, Т. С. Ладога, М. Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2010. - 96 с.
28. Ковригина, Т. В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Васильевой М. А. Старшая группа [Текст] / Т. В. Ковригина, М. В. Косьяненко, О. В. Павлова. - Волгоград: Изд-во Учитель, 2015. -269 с.
29. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике [Текст] / Г. А. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Март, 2005. - 448 с.
30. Колбанов, В. В. Валеология: Основные понятия, термины, определения [Текст] / В. В. Колбанов. - СПб.: Изд - во ДЕАН, 1998. - 229 с.
31. Кочкина, Н. А. Метод проектов [Текст] : метод. пособие / Н. А. Кочкина. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 72 с.
32. Кравцов, Г. Г. Психология и педагогика обучения дошкольников [Текст]: учеб. пособие / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2013. - 264 с.
33. Марков, В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней [Текст] / В. В. Марков. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 320 с.
34. Микляева, Н. В. Физическое развитие дошкольников. Часть 1 Охрана и укрепление здоровья [Текст] / Н. В. Микляева. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 144 с.
35. Мухина, М. П. Концентрированное обучение основным движениям в развитии детей дошкольного возраста [Текст] / М. П. Мухина, А. И. Кравчук. - Омск: Изд - во СибГУФК, 2006. - 60 с.
36. Нищева, Н. В. О здоровье дошкольников родителям и педагогам [Текст] / Н. В. Нищева. - СПб: Детство-Пресс, 2006. - 210 с.
37. Новикова, И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников [Текст]: для работы с детьми 5-7 лет / И. М. Новикова. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2009. - 96 с.
38. Оверчук, Т. И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации [Текст] / Т. И. Оверчук. - М.: Гном-Пресс, 2011. - 344 с.
39. Овчинников, Б. В. Технология сохранения и укрепления психического здоровья [Текст] : учеб. пособие / Б. В. Овчинников, Г.П. Костюк, И. Ф. Дьяконова. - СПб: СпецЛит, 2010. - 302 с.
40. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / под ред. В. И. Орла, С. Н. Агаджановой. - СПб: Питер,2008.- 131 с.
41. Павлова, М. А. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения [Текст] : Модели программ. Рекомендации. Разработка занятий / М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. - Волгоград: Учитель, 2014. - 192 с.
42. Параничева, Т. М. Динамика состояния детей здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Т. М. Параничева Е. В. Тюрина. - URL : http: / cuberlenka.ru/ Научные статьи / Народное образование / Педагогика (дата обращения 18.09.2018)
43. Педагогика [Текст] : учебное пособие для бакалавров / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 509 с.
44. Пензулаева, Л. И. Физическая культура в детском саду. Старшая группа [Текст] / Л. И. Пензулаева. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. - 128 с.
45. Подольская, Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок [Текст] / Е. И. Подольская. - Волгоград: Учитель, 2009. - 207 с.
46. Полтавцева, Н. В. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании [Текст] : монография / Н. В. Полтавцева, М. Ю. Стожарова, Р. С. Краснова, И. А. Гаврилова. - М.: ФЛИНТА, 2011. - 262 с.
47. Седых, Н. В. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] : Монография / Н. В. Седых. - Волгоград: [б.и.], 2002. - 178 с.
48. Сивцова, А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / А. М. Сивцова // Методист. - 2007. - №2. - С.65-68.
49. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе [Текст] / Н. К. Смирнов. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 121 с.
50. Терновская, С. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / С. А. Терновская, Л. А. Теплякова. - М.: Методист, 2005. - 212 с.
51. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст]: учеб пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений/ Г. А. Урунтаева. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
52. Усачев, М. В. К вопросу о формировании двигательной активности у детей дошкольного возраста [Текст] / М. В. Усачев // Молодой ученый. - 2014. - №14. - С. 88-90.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155. [Электронный ресурс]. - URL : http: //минобрнауки. рф. (дата обращения 15.10.2018).
54. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273-Ф3 «Об
образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - URL: ййр://минобрнауки. рф. (дата обращения 15.10.2018).
55. Филиппова, С. О. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] : учеб пособие / С. О. Филиппова. - М: Изд-во Академия, 2013. - 192 с.
56. Фирилева, Ж. Е. СА-ФИ-ДАНСЕ. Танцевально-игровая гимнастика для детей [Текст] : Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений / Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина. - М.: [б.и.], 2003. - 147 с.
57. Фролова, Ю. Г. Психология здоровья [Текст] : учеб пособие / Ю. Г. Фролова. - Минск: Высшая школа, 2014. - 255 с.
58. Фролов, В. Г. Физкультурные занятия, игры, и упражнения на прогулке [Текст] / В. Г. Фролов. - М.: Просвещение, 2013. - 112 с.
59. Чуприна, Е. В. Здоровый образ жизни как один из аспектов безопасности жизнедеятельности [Текст] : учеб. пособие / Е. В. Чуприна, М. Н. Закирова. - Самара: СТАСУ, 2013. - 216 с.
60. Швецов, А. Г. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях [Текст] : в помощь врачам, мед, и пед. работникам дошкольных учреждений / А. Г. Швецов. - М.: ВЛАД-ПРЕСС, 2006. - 174 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ