ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ
1.1 Понятие ценностей в исследованиях отечественных и зарубежных психологов
1.2 Специфика ценностей современной молодежи в России
1.3 Факторы, влияющие на формирование ценностей современной молодежи в России
ГЛАВА 2.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
2.1 Социально-психологические технологии работы с молодежью в России и за рубежом
2.2 Оценка основных форм и направлений социально-психологических технологий работы с молодежью в православном центре
ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ В ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕНТРАХ
3.1 Организация и методы исследования
3.2 Результаты эмпирического исследования ценностей молодежи
3.3 Анализ результатов эмпирического исследования ценностей молодежи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время проблема психологической работы с молодежью очень актуальна. Социальные проблемы общества обостряются, затрагиваются права и интересы молодежи. Социальная среда негативно воздействует на молодое поколение и может подталкивать к правонарушениям, девиантному поведению. В данный момент учащаются случаи антиобщественных явлений, которые имеют социальный характер. Снижается духовность и нравственность в обществе, чтоприводит к неуверенности в настоящем и будущем. Отсутствие жизненного опыта, умения адекватно оценивать себя, свои поступки и поступки окружающих приводят к растерянности, отсутствию перспектив, появляются чувства ненужности, одиночества, что может подтолкнуть молодого человека в криминальную среду или к самоубийству.
Исследования молодежной проблематики сегодня востребованы различными областями психологии. На сегодняшний день в России психология — молодая отрасль практической деятельности. Существует недостаток фундаментальных работ по данной дисциплине, социально-психологические технологии работы с молодежью зачастую взяты из зарубежного опыта и не всегда подходят для работы в России. Необходимо появление новых технологий, которые бы максимально подходили для работы с молодежью в условиях российской действительности и были бы адаптированы к современности. Проблема социально-психологических технологий работы с молодежью в настоящее время недостаточно проработана и изучена.
Вместе с тем, исследования, посвященные проблемам социально-психологических технологий работы с молодежью, носят достаточно общий и описательный характер. Работы российских авторов, посвященные этой проблеме, формулируют, в основном, общие требования к организации работы с различными представителями молодежи, описывают существующие формы деятельности и наличие больших затруднений и огромное количество проблем в данной области деятельности. В целом ряде трудов, посвященных вопросам социально-психологических технологий работы с молодежью, ставится вопрос о необходимости комплексного междисциплинарного подхода к решению социально-психологических проблем молодежи, однако обоснованные конкретные предложения по организации такого рода деятельности отсутствуют.
Нравственное воспитание молодежи является важной социально-психологической проблемой. Не все молодые люди отличают хорошее от плохого, их понятие о норме весьма расплывчато и иногда может отличаться от общепринятого. Обилие субкультур, отсутствие единой системы ценностей может негативно влиять на молодое поколение и мешать нормальной социализации. Так как церковь является одним из агентов социализации и может принимать в ней активное участие, нравственное воспитание молодежи может проходить в рамках религиозного и осуществляться, к примеру, в молодежных православных клубах.
Так как жизнь не стоит на месте, необходимы новые технологии социально-психологической работы с молодежью. Все более возрастающая роль Русской православной церкви в общественной жизни, стремление некоторой части населения приобщиться к православию приводит к тому, что необходимы специальные технологии социально-психологического консультирования молодежи в рамках православной концепции. В ряде православных храмов в штат вводится должность психолога и специалиста по социальной работе, в обязанности которых входит деятельность в рамках православной концепции социальной работы.
Объект исследования – ценности современной молодежи в России.
Предмет исследования – социально-психологические технологии как средство формирования ценностей молодежи в православии.
Цель исследования – выявление влияния социально-психологических технологий на ценности молодежи в православных центрах.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие ценностей в исследованиях отечественных и зарубежных психологов.
2. Изучить социально-психологические технологии работы с молодежью в православном центре.
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на оценку основных форм и направлений работы с молодежью в православном воспитании и выявление специфики ценностей молодежи.
Гипотеза исследования – ценности православной и неправославной молодежи имеют достоверно значимые отличия.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
Ведущие принципы психологии – системности, развития, детерминизма, целостности психики, принцип субъекта;
Разработки отечественных (Л.С. Выготский, А.Б. Залкинд, М.В. Фирсов) и зарубежных (Г. Стэнли, Холл – США, Ш. Бюллер, В.Штерн – Германия), исследователей по данной проблеме.
Для достижения цели и проверки гипотезы использовались следующие методы:
1. Общенаучный метод: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, обобщение, сравнение и систематизация эмпирических и теоретических данных.
2. Эмпирический метод:
методы психодиагностического исследования, тестирование, анкетирование;
методы математической обработки данных (группировка данных по их значениям, оценка центральной тенденции распределения, U-критерий Манна-Уитни).
Математическая обработка полученных данных проводилась с использованием компьютерных программ SPSS 19.0, Microsoft Excel XP. Достоверность результатов исследования – не ниже 5% уровня значимости.
При проведении исследования использовались следующие методики:
Авторская анкета «Оценка форм, методов и технологий социальной работы с молодежью в православном центре»; Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Базой исследования явился факультет психологии ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» и православный молодежный миссионерский центр при соборе святого благоверного князя Александра Невского.
Выборку исследования составили 40 человек, среди них 14 юношей и 26 девушек в возрасте от 16 до 24лет, из которых 20 – студенты ФГБОУ ВПО НГПУ и 20 – члены православного миссионерского центра.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью и непротиворечивостью его исходных теоретических положений, внутренней логикой исследования, применением надежных методов, адекватных сущности изучаемого явления, а также поставленной цели и задачам исследования, репрезентативности выборки испытуемых, качественной интерпретацией и количественным анализом полученных данных с использованием методов математической статистики.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в следующем: на основе результатов исследования возможно совершенствование социально-психологических технологий работы с молодежью, разработка проектов, направленных на развитие традиционных ценностей молодежи.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. В работе имеется 2 таблицы, 9 рисунков и 3 приложения.
Подводя итоги данной работы, можно сделать вывод, что одно из новообразований юношества – это профессиональное самоопределение, в результате которого выпускник должен определиться с выбором специальности, которой он хочет заниматься в будущем. Это приводит к тому, что сформированность ценностных ориентаций становится весьма актуальной.
Системе ценностных ориентаций молодежисвойственен динамический, колеблющийся характер, она условно делится на три больше группы: материально-экономические ценностные ориентации, духовно-гуманитарные ценностные ориентации и рационально-ценностные ориентации.
На формирование ценностей молодежи в современной России влияет ряд факторов, среди которых можно выделить возрастно-демографический, амбивалентно-транзитивный, образовательный, девиантно-деликвитный.
Для каждого вида социально-психологической деятельности создается особая технология. Любая социально-психологическая технология конкретно направленна на решение определенной проблемы и всегда имеет те или иные видоизменения, которые зависят от того, где именно и при каких условиях эта технология применяется. Это связано с конкретными условиями ее реализации: состояние материальных, политических, финансовых и кадровых ресурсов, исторические условия, традиции.
Социально-психологическая технология создается как ответ на назревшую социальную потребность, которая сейчас актуальна. По этой причине создание новых технологий является объективным и закономерным процессом.
Социальная среда может негативно воздействовать на молодое поколение и подталкивать к правонарушениям, девиантному поведению. В последнее время все чаще происходят антиобщественные явления, носящие социальный характер. Снижение духовности и нравственности в обществе ведет к неуверенности в настоящем и будущем. Отсутствие жизненного опыта, умения адекватно оценивать себя, свои поступки и поступки окружающих приводят к растерянности, отсутствию перспектив, появляются чувства ненужности, одиночества, что может подтолкнуть молодого человека в криминальную среду или к самоубийству.
В связи с все более возрастающей ролью Русской Православной церкви в общественной жизни, возникает необходимость появления новых социально-психологических технологии работы с молодежью в рамках православной концепции. Социально-психологические технологии в православии направлены на решение практических задач, и опираются на те же принципы, что и обычные социально-психологические, но отличаются от них специфической областью применения и тем, что они представляют собой качественное преобразования объекта диаконии на основании духовного опыта и христианских ценностей.
Исследование, проведенное в православном молодежном миссионерском центре при храме во имя святого благоверного князя Александра Невского показало, что, в основном, молодые люди посещают православный центр для того, чтобы общаться там с друзьями, больше всего им нравится принимать участие в организации и работе службы православных консультантов-миссионеров, но далеко не все из них принимают активное участие в мероприятиях, проводимых центром.
Из мероприятий, которых нет в молодежном православном центре, но которые молодые люди хотели бы там видеть, большинство назвало историческую реконструкцию значимых дат и событий, второе место заняли военно-патриотические мероприятия. Молодые люди считают более эффективными специфические православные технологии, такие как пост, молитва, исповедь и причастие, чтение Библии, выполнение послушаний, но и неспецифические технологии, например, организация и работа службы православных консультантов-миссионеров, митинги и пикеты, посвященные проблеме запрета абортов, домашнего насилия, поездки в детские дома, дома престарелых, больницы, реабилитация наркозависимых, помощь бедным.
Методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича, проведенная на двух группах респондентов – участников православного молодежного центра и студентах ФП НГПУ, не православных, не посещающих данный центр, показала, что и терминальные, и инструментальные ценности у данных групп молодых людей совпадают лишь частично. Среди членов православного молодежного центра основными терминальными ценностями являются «счастливая семейная жизнь», «развитие», «любовь», «наличие хороших и верных друзей», «счастье других». Среди студентов ФП НГПУ основными терминальными ценностями являются «активная деятельная жизнь», «здоровье», «любовь», «продуктивная жизнь» и «развитие». Среди членов православного молодежного центра основными инструментальными ценностями являются «ответственность», «самоконтроль», «терпимость», «образованность», «смелость в отстаивании своего мнения, взглядов». Среди студентов ФП НГПУ основными инструментальными ценностями являются «ответственность», «широта взглядов», «эффективность в делах», «честность», «аккуратность». Среди терминальных ценностей больше всего разногласий у участников православного молодежного клуба и студентов ФП НГПУ вызывает «счастливая семейная жизнь», «активная деятельная жизнь» и «счастье других», что объясняется спецификой религиозного воспитания, которое говорит о необходимости любви к ближнему и важности создания собственной семьи у не монашествующих. Из терминальных ценностей примерно одинаковое место и у членов православного молодежного центра, и студентов ФП НГПУ заняли «развитие» и «любовь», а из инструментальных – «ответственность».
Специфика ценностей православной молодежи заключается в том, что на первое место они ставят семейную жизнь, заботу о ближнем, в то время как неправославная молодежь выбирает активную деятельную жизнь.
Подводя итог вышенаписанному, можно сделать вывод, что задачи исследования были достигнуты: проанализировано понятие ценностей в исследованиях отечественных и зарубежных психологов, изучены социально-психологические технологии работы с молодежью в православном центре, проведено эмпирическое исследование, направленное на оценку основных форм и направлений работы с молодежью в православном воспитании и выявлена специфика ценностей молодежи. Гипотеза о том, что социальные технологии нравственно-религиозного воспитания молодежи имеют свои специфические особенности – подтверждена.
Использование полученных результатов возможно при разработке различных программ и проектов, которые будут использованы при работе с молодежью, в том числе и православной, также данные результаты могут быть полезны при практической работе с молодежью в православных центрах, чтобы максимально эффективно проводить работу с учетом особенностей ценностей этой группы населения.
1 Аверьянов Л.Я. Всё о молодёжи // Безопасность Евразии. –2008. – № 2. – С. 427–433.
2 Алещенок С.В., Луков В.А., Полдыева Д.Р. Некоторые подходы к формированию государственной молодежной политики. СПб: Смарт, 2011г.– 116 с.
3 Алещенок С.В. К проблеме новой концептуализации молодежи.СПб: Смарт, 2008.– 246 с.
4 Басов Н. Ф. Социальная работа с молодежью: учеб пособие / под.ред. д. п. н., проф. Н. Ф. Басова. – 2е изд. – М.; Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 217 с.
5 Басов Н.Ф. Основы социальной работы: учеб.пособие. – М: Академия, 2007. – 336с.
6 Басов Н.Ф. Социальная работа с молодежью. – М.: Дашков и К, 2012. – 328 с.
7 Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового завета. Мн., 1990.–517 с.
8 Бирюкова Т.П. Роль социокультурной деятельности в организации досуга молодежи / Т.П. Бирюкова // Социально-педагогическая работа.– 2007.– №5. – С. 10-14
9 Бондаренко И.Н. По пути к обществу для людей всех возрастов. М: 2009.– 387 с.
10 Бренева А. Молодежь обещают окружить заботой /А. Бренева // Российская газета. – 2008. – №53. – С. 8-10
11 Гилинский Я. Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля / Я. Гилинский. – М.: ИРСАН, 2012 – 182с.
12 Григорьев С.И. Социология для социальной работы/ С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова. – М: Магистр, 2012 – 164с.
13 Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г.,Гусова С.А. Социальная работа с молодежью. М.: Гардарики, 2006г.– 322 с.
14 Григорьев С.И., Демина Л.Д. Психолого-социальные основы социальной педагогики // За науку.– №4 –2011 г.– С. 118–120.
15 Денисова Н. С. Технологии социальной работы с молодежью / Н. С. Денисова, И. А. Гизатова // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012.– 489 с.
16 Дикалова Л.С., Бондарь Т.В., Гитман А.В. Методические рекомендации по организации работы с подростками группы риска. Краснодар: Парабеллум, 2004г.– 127 с.
17 Зайнышева, И.Г. Технологии социальной работы: учеб.пособие. – М: ВЛАДОС, 2012. – 240 с.
18 Коваленко Н.И., В.П. Хить Индивидуальная профилактическая работа по программе «Постскриптум». Краснодар: Парабеллум, 2009.– 82 с.
19 Колумзина С.С. Воспоминания о детских лагерях. М., 2010– 482 с.
20 Конституция РФ: Основной закон.–М.: Юрист, 2014.–39 с.
21 Концепция молодежного служения Русской Православной церкви. – М.: изд-во Московской патриархии РПЦ, 2010– 82 с.
22 Котельникова Н.В. Мониторинг и анализ реализации социальных программ: от теории к практике. Краснодар: Парабеллум, 2009.– 264 с.
23 Кочетков А.В. Законодательство Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики: Аналитический обзор. – Самара, 2008. – 180 с.
24 Кулешов А. Проблемы аналитических исследований в социальной сфере // Социс. 2008. №5. –С. 112–115.
25 Курбатов В.И. Социальная работа: учебное пособие / В.И. Курбатов. – 3-е изд. – Ростов н. / Д: Феникс, 2013. – 480с.
26 Максименко Е.В. Некоторые аспекты готовности будущих специалистов по социальной работе к инновационной деятельности // Проблемы педагогического образования: сборник научных статей. Вып. 38. М.: Изд-во МПГУ-МОСПИ, 2010. С.53–56
27 Максименко Е.В. Специфика и содержание инновационной деятельности специалистов по социальной работе // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Вып. 5: Педагогические и психологические науки. Калининград. 2011. С. 170–174
28 Максименко Е.В. Структура готовности будущих специалистов по социальной работе к инновационной деятельности // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 28. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2011. С.125–127
29 Максименко Е.В. Теоретические подходы к формированию готовности будущих специалистов по социальной работе к инновационной деятельности // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 29. Калининград: Изд-во БФУ ми. И. Канта, 2011. С.88–87
30 Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – Пенза: ИПК и ПРО, 2008.– 314 с.
31 Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-4 февраля 2011 года) «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1402551.html
32 Орлова В.В. Молодежь как фактор устойчивого развития /В.В. Орлова // Вестник Самарск. гос. ун-та. Гуманитарная серия. 2010. № 1. (75). С. 38–44.
33 Орлова В.В. Нравственный выбор современной молодежи: идеалы и реальность / В.В. Орлова // Известия Томск, политехи, ун-та. 2010. Т. 316. № 6. С. 166–172.
34 Орлова В.В. Образовательные учебные заведения и их роль в социализации сибирской молодежи / В.В. Орлова // AlmaMater (Вестник высшей школы). 2010. №8. С. 31–35.
35 Осипов Г.В., Москвичев Л.Н., Чернощек О.Е. Социологический словарь. М.: Норма, 2008.– 180 с.
36 Основы инновационного менеджмента. Под ред. Вилинского Н.В. М., 2005– 266 с.
37 Основы социальной работы. Под ред. П.Д. Павленка. –М.:Инфра, 2012. Социальная работа. вып7 N 1, 2. М.2012 г.
38 Павлюкова Н.В., Хить В.П., Фалькова Н.Г. Информационно-методические материалы и рекомендации по организации работы по месту жительства. Вестник программы «Дети улиц» информационный сборник №13, 2009г.
39 Пинкус А.,Минахин А. Практика социальной работы. М. "Союз". 2013г.– 140 с.
40 Потапов В.П. Моральные ценности российской молодежи: содержание, факторы и тенденции изменений (по материалам социологических исследований): Дис. д. социол. наук: 22.00.04 / Моск. гос. ун-т. – М., 2009. – С. 76.
41 Принцип активизации в социальной работе. Под. ред. Ф. Парслоу/, М: ИНФА, 2007.– 174 с.
42 Проект Федерального закона № 428343-4 «О государственной молодежной политике в Российской Федерации»
43 Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2011. – 640 с.
44 Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара, 2008. С. 637.
45 Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2010. № 6.
46 Ручкин Б,А. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения. М., 2010. – 287с.
47 Ручкин Б.А., Гришина Е.А., Серикова Н.А. Российская молодежь: десять главных проблем. М., 2009. – 301c.
48 Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе. М.: Академия, 2008.– 384 с.
49 Семенова В. В. Социология молодежи // Социология в России / под ред. В.А.Ядова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С.130-147.
50 Советова О.С. Основы социальной психологии инноваций. СПб.: Изд-во СПб ГУ, 2008.– 274 с.
51 Социальная педагогика: учебное пособие / под ред. В. А. Никитина. – М. : ВЛАДОС, 2009. – 272 с.
52 Социальная политика: парадигмы и приоритеты. / Под общ.ред. Жукова В.И. – М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2007– 120 с.
53 Социальная работа с молодежью. – Институт социальной работы. – М., 2007. – 334с.
54 Социальная работа: учебное пособие / под ред. Н. Ф. Басова. – М.: Дашков и К, 2008. – 364 с.
55 Социально-психологические проблемы современной молодежи: материалы Международной научно-практической конференции 27–28 мая 2009 г. / отв. ред. Т. Т. Щелина. – Арзамас: АГПИ, 2009. – 476 с.
56 Степенко А. С. Обеспечение занятости молодежи – условие экономического роста страны // Социальная политика и социология. – 2011 .- Вып. 3 .- С. 229-242.
57 Столович Л.II. Об общечеловеческих ценностях // Вопросы философии. – 2011. – № 7. –С. 95–101
58 Сурова. Л.В. Православная школа сегодня. М., 2010– 354 с.
59 Суровицкая А. Досуг провинциальной молодежи как аспект муниципальной молодежной политики // Власть. – 2010 .- N 1. – С. 70–73.
60 Сухотский Н.Н. Cоциально-педагогическая деятельность РПЦ//Социально-педагогическая работа. 2011. №1.
61 Телина И. А. Опыт волонтерской работы студентов – будущих социальных педагогов по профилактике правонарушений несовершеннолетних // Социальная педагогика. – 2011. – № 5. – С. 106–108.
62 Тетерский С.В. Введение в социальную работу. М.: Gaudeamus, 2004.– 602 с.
63 Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 400 с. – (Серия «Высшее образование»)
64 Титова Е.В. Если знать, как действовать. М., 2009.– 418с.
65 Устав Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.smolensk-seminaria.ru/docum/ustav.php
66 Фирсов, М. В. Теория социальной работы: учебное пособие / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. – 3-е изд.- М. :Академ. Проект, 2007. – 512 с.
67 Фонарев А.В. Социальная адаптация и досуг молодежи. Краснодар: 2013 –116 с.
68 Формы и технологии социальной работы/ Под ред. Т.В, Гусляковой, Барнаул, 2005г.– 168 с.
69 Хасси Д. Стратегия и планирование/ Пер с англ. под ред. Л.А.Трофимовой. – СПб.: Питер, 2009.– 414 с.
70 Цыбульская, И. С. Социальные девиации и здоровье детей / И. С. Цыбульская, Е. В. Бахадова, В. Е. Азарко // Отечественный журнал социальной работы. – 2008. – № 1. –С. 14–23.
71 Чернецкая А.А. Технология социальной работы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.– 512 с.
72 Чижова Е.Н. Социальные инновации с позиций системного подхода // Вестник БГТУ. 2005. №4.– 254 с.
73 Чикалкина, Н. В. Технологии социально-педагогического сопровождения детей и подростков в условиях отделения дневного пребывания / Н. В. Чикалкина // Работник социальной службы. – 2008. – № 4. –С. 63–70.
74 Чупров В. И., Зубок Ю. А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М., 2011. – С. 86–88.
75 Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие / М. В. Шакурова. –М.: Академия, 2007. – 272 с.
76 Ювентологияи ювенальная политика в ХХI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования / Под ред. Е.В. Слуцкого. – СПб.: Знание, 2012–316 с.
77 Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М.: Академкнига, Добросвет, 2012. – 342 с.
78 Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.: Академкнига, Добросвет, 2012. – 596 с.
79 Якоба И.А. Влияние виртуальных социальных сетей на молодежь // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2011. Т. 50. № 3. С. 287–292.
80 Яцемирская Р.С., Хохлова Л.Н. Социально-демографическая ситуация в современной России //Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты. М.: Социум, 2007.– 247 с.